ЧТО не расскажет инструктор по вождению. Часть 2 | Энциклопедия автолюбителей
руководства по ремонту автомобилей
   

ЧТО не расскажет инструктор по вождению. Часть 2

ЧТО не расскажет инструктор по вождению.

 

ЛЕКАРСТВО ОТ АВАРИЙ

«Водитель несет ответственность за свои действия за рулем,

независимо от того, хороший он человек или плохой, хороший водитель или нет».

Вальтер Рерль,

двукратный чемпион мира по авторалли

и испытатель автомобилей Porsche

Кто ездил за рулем в западных странах, знает о тамошнем порядке не понаслышке. Все идет как по нотам, никто никому не мешает. Другой менталитет? Возможно, но не только. В чем же главное отличие от нас, россиян? Вспомните, что говорил вам инструктор в автошколе по поводу взаимоотношений на дороге? С «автошкольной» скамьи российский водитель усвоил только одно положе­ние: «Если ты соблюдаешь правила - значит, ты прав, а как едут остальные, тебя не волнует!» Западного водителя в автошколе учили руководство­ваться иной заповедью: всегда исправить ошибку других водителей или пешеходов. Потому что он, как абсолют­но правильно выразился водитель экстра-класса Вальтер Рерль, отвечает не только за свои действия, но и за всех! Это означает, что он должен полностью подстраиваться под действия окружающих его участников движения: водителей автомобилей, мотоциклов, велосипедов и простых пешеходов. Вся изюминка западного секрета в том, что установка о соблюдении правил — это не главное. Главное — исправлять последствия нарушений других участников движения. И не задумываться при этом над причинами этих нарушений, и не смотреть в лица нарушителей! Боже упаси от желания кого-то проучить! Нарушителем может оказаться и беременная женщина, и еще зеленый, не оперившийся новичок, а может — это инвалид на авто с ручным управлением или иногородний водитель, с трудом ориентирующийся в чужом городе. Если вы сможете изменить таким образом свой менталитет, то с удивлением обнаружите, что вам больше никто не мешает на дороге. Ругаться больше не на кого!

 

ЧТО ТАКОЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ВОДИТЕЛЬ?

«Водителю необходимо овладеть как минимум десятью навыками, семь из которых — это управление собственным вниманием!» Американские специалисты по организации дорожного движения Безопасность движения зависит не только от качества автомобилей, организации движения и качества самих дорог. Никакие самые современные системы, равно как и отличные дороги, не помогут, если водитель поведет себя из­лишне самонадеянно, слишком поздно поймет, что попал в критическую ситуацию, и станет действовать неверно. Предвидеть возникновение аварийной ситуации на дороге, избежать ее, а если не удалось, действовать адекватно — вот что значит безопасно водить машину. Чтобы предвидеть и избежать, надо учиться «седьмому чувству; а чтобы не растеряться и верно действовать в аварийной ситуации, необходимо владеть контраварийными приемами. Теперь вопрос: обладают ли российские водители этим волшебным седьмым чувством» и отработанными контраварийными приемами? Ответ ясен: нет! И как следствие растет статистика дорожно-транспортных происшествий.

В Германии, например, в 1980 году зафиксировано 15 000 погибших в дорожных происшествиях, а к 2003 году эта цифра сократилась до 6600 в год. Однако парадокс в том, что ограничение скорости на автобанах до сих пор не введено, а количество автомобилей на дорогах Германии за этот период почти удвоилось. Так почему же так часто по-' падают в тяжелые аварии наши водители?

Россия переживает автомобильный бум, и многие води­тели пересаживаются на иномарки. Как часто они призна­ются, что не чувствуют скорости: «Взглянул на спидометр, а там 150 км/ч, а думал, что еду всего 80». Вот вам пример неосознанной опасности. После объединения Восточной и

Западной Германии число аварий на дорогах увеличилось. Причина? Бывшие гэдээровцы пересели на иномарки. После Трабандов и Вартбургов любой Volkswagen или BMW оказывался для них опасным спортивным болидом. Но уже через несколько лет ситуация стабилизировалась. В России наблюдается похожая ситуация. Но чтобы заставить смер­тельный график пойти вниз, российским водителям требу­ется «седьмое чувство», понимание необходимости по-на­стоящему учиться водить машину, а также быть предельно корректными на дороге.

Что главное в вождении автомобиля? Отвечу, как аме­риканский специалист по дорожному движению: водите­лю необходимо овладеть как минимум десятью навыками, семь из которых — это управление собственным внимани­ем! А остальные три это:

Чувство автомобиля.

Чувство сцепления шин.

Чувство скорости.

Чувство автомобиля - это совокупность ощущений, которые дала вам практика управления автомобилем, поз­воляющая улавливать малейшие нюансы реакции автомо­биля на действия водителя. Молодому водителю через пол­года обычно уже кажется, что он — настоящий ас. И вот он собрал полный комплект друзей, посадил их в машину и помчал по знакомой дорожке, чтобы продемонстрировать свое мастерство... Закончилась поездка аварией. Почему? Под полной нагрузкой изменилась развесовка автомобиля, а, следовательно, и его управляемость. Молодой водитель этого не заметил, не почувствовал, так как развитого чувс­тва автомобиля у него еще нет. Он не смог интуитивно оп­ределить управляемость автомобиля в данной ситуации.

Что же значит хорошо водить машину? Это значит — об­ладать развитым чувством автомобиля. У одних — это чувство врожденное, тогда мы говорим о таланте автогонщика, у других его можно и нужно развить. К сожалению, это по­нятно не всем. Произошла авария, и все вокруг сокруша­ются, что бедолаге-водителю просто не повезло: вдруг ки­нуло на встречную, закрутило. Злой рок! А водитель просто не понимал, что представляет его автомобиль в движении, то есть наплевательски отнесся к своей жизни и жизни ок­ружающих. В любой аварии, даже если водителя призна­ли невиновным, есть его вина. Например, вы проезжаете перекресток на зеленый. Сбоку в вас врезается другой ав­томобиль, водитель которого выскочил на красный. Вы не виноваты? А почему не уловили боковым зрением, что автомобиль-нарушитель не тормозит перед перекрестком? Или вы правы только потому, что соблюдаете правила и поехали на зеленый, не оглядываясь по сторонам? Значит, рискуете получить боковой удар в водительскую дверь, не­совместимый с жизнью. И правота ваша пригодится вам только на том свете.

Современный автомобиль провоцирует водителя на вальяжное времяпрепровождение. Для того чтобы авто­мобиль ехал, вам вроде ничего и не надо делать, просто слегка придавить педальку, передвинуть рычажок. На пер­вый, самый примитивный взгляд. На самом деле каждый водитель сам для себя решает, насколько он участвует в уп­равлении автомобилем. Если водитель понимает всю меру ответственности, то управление автомобилем для него со­измеримо по затратам энергии с физической и умственной нагрузкой средней интенсивности. Он все время сконцент­рирован для выполнения контраварийных действий, а раз­витие аварийных ситуаций он должен предвидеть заранее, его внимание не ослабевает ни на секунду! Эта работа, да еще такая напряженная, выматывает!

Припоминаю случай, когда меня попросили показать класс в Германии на автобане. Для меня езда на скорости в 200 км/ч — тяжелая работа, хотя такая скорость разрешена и вокруг все едут быстро. Но кто-то сидит расслабившись, слушает музыку, попыхивает сигареткой, попивает кока-колу и отлично себя чувствует, ведь в инструкции написано, что его автомобиль может развивать скорость в 220 км/ч — вот он и развивает. Чувствуете, как похоже на водителя, про­ехавшего на зеленый сигнал светофора? Оба водителя не готовы к аварийной ситуации.

А я обязан быть готов, потому что иначе не могу: быть начеку за рулем - моя вторая натура! Потому что я обязан выполнить свою работу на 100 % безопасно и, если кто-то сделает ошибку, я должен ее исправить. Но горе-водите­ли, попадающие в аварию, относятся к своим обязаннос­тям водителя наплевательски. Часто приходится видеть машины, объезжающие пробку по встречной полосе. Или мотоциклиста, объезжающего затор по разделительной. Предположим, кто-то из водителей резко возьмет влево, не заметив мотоциклиста, которому в итоге крупно не повез­ло. Или не повезло ему еще раньше, когда он решил объ­ехать пробку по разделительной. Виноваты оба: и водитель, который не просчитал возможную аварийную ситуацию, и мотоциклист, проигнорировавший Правила дорожного движения. Быть начеку, предугадывать опасные ситуации, которые могут возникнуть, надо постоянно: ребенок может выскочить из-за автобуса, впередиидущая машина может неожиданно затормозить, рядом с вами едущий автомо­биль без указателя поворота начал поворачивать налево. Готовность к аварийным ситуациям, прогнозирование -есть основная работа водителя.

Хотите научиться хорошо водить машину? Осваивайте велосипед! Вы привыкнете управлять движущимся средс­твом, воспринимать окружающих с другой точки зрения, почувствуете свою скорость и скорость других участни­ков движения. Многие великие автогонщики, например, Себастиан Лоэб или Майк Рокенфеллер, обожают кататься на маунтинбайке! Или вы посетили прокатный картинг?

А пока вы — водитель-новичок, всем мешаете и ползе­те как черепаха в правом ряду, включив аварийную. Думаете, что едете безопасно. Это ошибочное мнение! Ехать нуж­но в ритме потока, тогда никто никому не будет мешать! Излишняя осторожность - причина столкновений! Да, да! Вы растерялись и никак не можете решить, что делать, если кто-то буквально вылезает у вас перед носом: пропус­тить или ехать дальше. Пока вы думаете, автомобиль едет. Автомобиль едет медленно, пытающийся протиснуться ав­томобиль решает, что вы сейчас затормозите. И... происхо­дит столкновение. Ошибка! Надо проявлять решимость в таких ситуациях. Если вы кого-то пропускаете, покажите это, остановившись! Если нет, не притормаживайте, уве­ренно нажимайте на газ. Этот кто-то увидит вашу решимость и сам затормозит. Так работает негласное правило в крупных городах всего мира. Уверен — жми на газ! Хочешь пропустить или сомневаешься — тормози! Третьего не дано.

Один мой знакомый, приехав из-за границы, задал впол­не резонный вопрос: «Почему там водители без промедле­ния поворачивают на стрелку. Когда вспыхивает зеленый, весь поток трогается синхронно, а у нас в России совсем другая картина — кто в лес, кто по дрова». Что касается трогания с места, то, может, причиной тому типичное для россиян полусонное состояние даже за рулем? Нежелание концентрироваться. А при повороте, ясное дело, боль­шинство водителей руль крутить не умеют! Я однажды сто­ял на тротуаре и наблюдал, какими муками дается поворот: горе-водители буквально путаются в собственных руках! Не умеют рулить, да и кто научит?..

Перейдем к чувству сцепления шин. Знаете ли вы, на ка­кой скорости на данном покрытии в данных погодных ус­ловиях произойдет срыв шин в скольжение, или это станет для вас неожиданностью? Не попробовав искусственно вы­звать занос и снос на площадке, вы никогда не узнаете об этом и любое скольжение станет для вас полной неожидан­ностью. Значит, вы водите автомобиль, полагаясь только на авось.

Чувство скорости. Новички стараются ездить очень медленно, боясь лишний раз нажать на газ. Поговорив с начинающими водителями, я выяснил причину их стра­хов. В процессе обучения они никогда не ездили быстро и просто не знают, что это такое. Они привыкли ползать, но пришла пора почувствовать скорость. Сделать это необхо­димо для обретения чувства уверенности за рулем. Лучше всего встать пораньше в воскресенье и отправиться на ско­ростную магистраль. На пассажирское сиденье разумно пригласить водителя с приличным стажем в качестве кон­сультанта: брата, родственника, друга С ним будет спокой­ней (неуравновешенному, взрывному типу лучше остаться дома). Осторожно разгонитесь до максимально разрешен­ной скорости. Что чувствуете? Правильно, смотреть надо значительно дальше на дорогу, чем вы привыкли, контролируя боковым зрением обочины. Тормозить, если впере­ди машины снижают скорость, надо намного раньше, чем может показаться: тормозной путь увеличивается в геомет­рической прогрессии по отношению к скорости автомоби­ля. К большой скорости привыкаешь довольно быстро, но помните, что перед заездом на площадку для отдыха или перед съездом на обочину, вы должны почти остановиться. Во всяком случае, так будет казаться. После резкого сбро­са скорости кажется, что машина стоит на месте. Словно можно открыть дверь и выйти, но это обман! И знать о та­ком самообмане необходимо. Разгонитесь до 100 км/ч (но­вичку за рулем прописано ограничение в 70 км/ч) и замед­лите скорость до 40 км/ч. Проделайте это несколько раз. Так как скорость в 60 км/ч слишком высока для соверше­ния маневров, вы должны понять, что необходимо замед­литься до скорости, на которой можно комфортно пройти поворот. Теперь уловить скоростной режим потока будет проще. Само собой разумеется, что при выполнении это­го упражнения необходимо соблюдать меры безопасности: обязательно пристегнуться ремнями.

Например, упражнение на развитие чувства скорости проводится так: водителям предлагается выполнить упраж­нение — объезд препятствия — на скользком покрытии на скорости в 50 км/ч, и это легко получается. На скорости в 55 км/ч уже появляются проблемы, а на скорости в 57 км/ч автомобиль выходит из повиновения. Это означает, что даже совсем незначительное превышение скорости чревато опасными последствиями. Водители учатся безошибочно определять оптимальную скорость для конкретных усло­вий, и это залог безаварийной езды.

 

ВЕДЕНИЕ ВЗГЛЯДА

«Человек — это такой зверь, который идет всегда за своим взглядом!»

Вальтер Рерль

Руль _ главный орган управления автомобилем. Движе­ниями рулем мы удерживаем автомобиль на дороге, кон­тролируем поведение автомобиля в повороте. Иными сло­вами, рулем мы увеличиваем или уменьшаем боковые на­грузки, то есть руководим перемещением веса автомобиля в поперечном направлении. Постараемся ответить на прос­той вопрос: как водитель определяет место на дороге, когда надо повернуть руль? Куда он смотрит, чтобы ехать точно посередине своей полосы при повороте? На центральную разметку дороги? Или на отбойник на внешнем радиусе поворота? А может, на машину, которая едет перед ним? Все эти варианты абсурдны. Представьте себя на месте водителя в ситуации, когда машина поехала быстрее, а он продолжает смотреть в сторону. Водитель смотрит, конеч­но, вперед, и чем выше скорость, тем дальше. Значит, во­дитель смотрит вперед, а его руки управляют рулем так, что машина остается на дороге. Правильно! Руление следует за взглядом или можно сказать по-другому: руки следуют за глазами. Именно так и происходит. Куда человек смотрит, туда он и едет. Это особенность восприятия информации вашим мозгом.

Итак, водитель управляет своей машиной взглядом. Так уж устроен человек. Он смотрит туда, где хочет оказаться, и его руки, как по мановению волшебной палочки, в нужный момент поворачивают руль на нужный угол, и его машина попадает точно в цель. А водитель смотрит уже на следу­ющий ориентир, и опять его руки направляют автомобиль точно в то место. Идет как бы сканирование пространства спереди автомобиля, причем если водитель смотрит не­достаточно далеко, то возникшие препятствия станут для него неожиданностью и среагировать на них своевременно будет трудно. Если же сфокусировать взгляд слишком далеко, то из поля зрения выпадут фрагменты дороги непос­редственно перед капотом, ямы или неровности.

 

Оптимальным вариантом будет постоянное ведение взгляда, согласованное со скоростью автомобиля по на­правлению от капота автомобиля и дальше вперед, причем фокус взгляда не должен задерживаться на конкретных ориентирах, а все время скользить дальше. При этом пери­ферийным, или боковым, зрением постоянно контролиру­ется вся зона видимости перед автомобилем. И не только она, но еще и зеркала заднего вида, и показания приборов. Как только у водителя возникли проблемы с восприяти­ем дорожной обстановки, значит, он не туда взглянул и поток информации пусть на долю секунды, но прервался. Автомобиль следует за вашим взглядом.

Приучите себя вести машину взглядом. Смотреть надо туда, где вы хотите оказаться, а не на препятствия!

АВТОМАТ ИЛИ МЕХАНИКА?

«Автоматическая коробка - это луч­ший подарок мужчин женщинам двад­цатого века!»

Автор

Трудно ли пересаживаться с «механики» на «автомат»? «Чего с автоматом управляться, — скажет любой спец, — поставил селектор в положение D (drive) — и катайся на здоровье». На самом деле, чтобы грамотно ездить на авто­мобиле с «автоматом», надо кое-что знать и уметь. Об этом и поговорим.

Начнем с самого начала. Убедитесь, что селектор (вы­глядит так же, как рычаг «механики») стоит в положении Р (parking), заведите двигатель и нажмите на тормоз. Без это­го селектор не сдвинуть с места и не включить положение D - драйв. Получилось? Теперь просто отпустите тормоз, и машина покатится вперед. Плавно прибавляйте газ — пое­хали!

Забудьте про левую ногу! Она привыкла при замедлении скорости выжимать сцепление. Точно так же при снижении скорости левая ступня может чисто автоматически ударить по педали тормоза, и машина встанет как вкопанная. Это произойдет неожиданно для всех: пассажиров и водителя. На большинстве современных автомобилей для удобного упора левой ноги есть специальная площадка, пусть ступня стоит там. Очень важно забыть про левую ногу! Правая нога нажимает на газ, если надо ускориться, или на тормоз, если надо затормозить. Во время короткой остановки, например, у светофора, правая нога несильно жмет на тормоз и ручку селектора трогать не надо — пусть себе остается в положе­нии драйв. Только в том случае, если остановка затянулась, скажем, свыше 5 минут, можно перевести селектор в по­ложение Р (паркинг). Чтобы тронуться — смотри выше. Никакой игры сцеплением и ловли того самого преслову­того момента «схватывания». Чудеса, да и только!

Все идет гладко, когда и под колесами гладко! А если машина стоит на подъеме или под колесами небольшая ямка, камень, бордюр или тому подобное? Вполне достаточно, чтобы при отпускании педали газа машина не поехала. Что делать? Понятное дело, жать на газ! Вот тут-то и начина­ются проблемы. Дело в том, что водитель машины с «авто­матом» не может обеспечить «бархатное» трогание с места, так как лишен возможности подыграть педалью сцепления. Получается, что, если движению машины что-то мешает, а водитель прибавляет газ, она, преодолевая сопротивление, норовит довольно резво прыгнуть вперед или назад (в за­висимости от положения рычага коробки-автомата). Надо крайне осторожно нажимать на газ, готовясь пресечь неиз­бежный прыжок машины молниеносным переносом ноги на педаль тормоза. Маневрируя при парковке на ограни­ченном пространстве, например, при заезде в гараж, регу­лировать скорость нужно, слегка отпуская педаль тормоза, педаль газа не трогая вовсе.

Очень важно, спускаясь по узкому винтообразному съезду в многоэтажном или подземном паркинге, или по скользкому спуску на улице, перейти на «нейтраль», то есть в положении селектора N. Это поможет избежать сно­са передних колес при торможении, связанного с тем, что на ведущие колеса всегда, даже если педаль газа отпущена, подается крутящий момент. Следует понимать, что мак­симальное ускорение, например, при обгоне, происходит только при резком нажатии педали газа в пол, задействуя «кикдаун», то есть включение понижающей передачи.

И еще один очень важный момент. Прежде чем выхо­дить из автомобиля, двигатель которого работает, переве­дите рычаг в положение Р и затяните стояночный тормоз. Иначе автомобиль тронется с места.

Стоит ли переключать передачи вручную селектором? Предположим, вы едете на автомобиле с «автоматом» по загородному шоссе и собираетесь обгонять. Вы резко на­жимаете на педаль газа, срабатывает «кикдаун», автомат переключается на третью передачу, обеспечивая быстрое ускорение, и начинается обгон. Но вам навстречу движется автомобиль, и вы возвращаетесь на свою полосу.

При сбросе газа умный «автомат» тут же снова включит четвертую скорость, но как раз этого в данной ситуации и не нужно: автоматические коробки (а мерседесовская осо­бенно) отличаются некоторой «задумчивостью» и, повто­ряя попытку обгона, вы упускаете драгоценные секунды, нажимая педаль до упора и снова включая «кикдаун», что требует времени, а этого можно избежать. Достаточно за­благовременно перевести селектор в режим третьей пере­дачи и резкий кратковременный сброс газа не приведет к переключению на прямую передачу, и при повторном рез­ком нажатии автомобиль моментально устремится вперед, как будто на нем установлена обыкновенная механическая коробка.

При обгоне водитель автомобиля с пятиступенчатой ко­робкой может, в зависимости от ситуации, выбирать между положением селектора «4» и «3». Ваш автомобиль с «автоматом» станет динамичнее, а вы сэкономите время, исклю­чив бесполезное и ненужное в данном случае переключе­ние на прямую передачу и включение «кикдауна».

Во всем остальном управление автомобилем с «авто­матом» и механической коробкой передач одинаково. Разница лишь в том, что менее опытному водителю удает­ся вести машину с «автоматом» плавнее, а значит, грамот­нее. В больших городах, особенно в пробках, где движение происходит по формуле «stop-&-go», «автомат» просто не­заменим. Я согласен с водителями, которые считают, что «механика» дает возможность более тонко чувствовать по­ведение автомобиля и водить более активно. Новичкам и женщинам я все же настоятельно рекомендую для большей уверенности выбирать автомобили с «автоматом».


загрузка...

Теги: обучение, вождение |


Будет полезно:




Жги в камментах! Для этого нужно:
[ Зарегистрироваться | Войти ]
Все права защищены MIA. - 2016
Версия PDA
Подняться на верх