ЧТО не расскажет инструктор по вождению. Часть 3 | Энциклопедия автолюбителей
руководства по ремонту автомобилей
   

ЧТО не расскажет инструктор по вождению. Часть 3

ЧТО не расскажет инструктор по вождению.

УПРАЖНЕНИЯ И ТРЕНИНГИ

Упражнение № 1. Ваша посадка за рулем -это очень важно!

Сегодня спинку кресла принято ставить практически вер­тикально (ее угол по отношению к подушке сиденья дол­жен находиться в диапазоне от 90° до 100°). Выпрямленные спина и шея способствуют лучшей координации движений и ориентации в пространстве водителя. Кроме того, когда голова и позвоночник человека составляют одну вертикальную линию, лучше работает вестибулярный аппарат. Между прочим, такую посадку за рулем не так давно ввели автогонщики-раллисты.

Как определить верное расстояние сиденья от руля? Делается это так. Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом плотно прижаты к спинке сиденья. Теперь, когда вы взя­лись за руль в его средней части, руки будут несколько со­гнуты в локтевых суставах. Это и будет правильной посад­кой. Это и будет вашим первым упражнением.

положение водителя за рулем

Упражнение № 2. Как держать руль?

Рулевое колесо необходимо держать обеими руками, кроме очевидных моментов, когда приходится переключать пере­дачу. К сожалению, почти все водители держат руль одной рукой, нарочито небрежно. Может быть, они думают, что это признак мастерства? Заблуждение! Запомните, если вы привыкли рулить «одной левой», то в критической ситуа­ции, когда все решают доли секунды, вы никогда не успеете взяться за руль второй рукой вовремя. Так зачем же умыш­ленно уменьшать свой потенциал?

Будет на 100% правильным, если вы возьмете руль в положении «без пятнадцати три», при этом левая рука на минутной стрелке, правая - на часовой. Это исходный, ба­зисный вариант. Ориентироваться, понятное дело, надо по воображаемому часовому циферблату.

Как держать? Очень просто. Опустите руки свободно вниз вдоль туловища и естественно расслабьте ладони. Обратите внимание, в каком положении находятся боль­шой палец, ладонь и остальные пальцы. Не меняя поло­жения, перенесите руки на руль. Сегодня, когда гидро­усилитель является стандартным оборудованием даже на

 

самых небольших машинах, руль можно крутить буквально одним пальцем. Держите руль практически расслабленны­ми руками, сжимать его незачем. Тем более недопустимо использовать его как дополнительную точку опоры. Ваши руки слегка опираются на руль, как бы лежат на нем. Это удобно — значит, они не будут уставать.

Упражнение № 3. Как вращать руль?

Разучиваем эталонный вариант руления. Руль поворачива­ют обеими руками, не изменяя их положения на нем почти до перекрещивания. Сотрите из своей памяти фразу «руки нельзя перекрещивать!», если вы слышали ее в свое время от инструктора в автошколе. Это вчерашний день. Итак,

ваши руки перекрещены, а руль надо поворачивать даль­ше — что делать? Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора Итак, при повороте влево правая рука всегда остается

как вращать руль

на руле в исходном положении, то есть — соответствуя положению «от двух до трех часов», когда колеса стоят пря­мо. Именно тот факт, что одна рука всегда остается на руле, поможет вам вернуть колеса в прямое положение. Левая рука при повороте налево делает перехват за верхнюю часть руля, и вы можете вращать рулевое колесо дальше, а правая рука делает перехват-перекат в нижнем секторе рулевого колеса, не прерывая с ним контакта, чтобы не потерять ис­ходную точку. Так вы поворачиваете руль до упора. Чтобы вернуть руль в исходное положение, повторяйте те же дейс­твия в обратной последовательности — и вы поставите пе­редние колеса прямо. Знать, на какой угол повернуты ко­леса и когда они стоят прямо, невозможно ни при каком другом способе вращения руля.

Преимущество описанного приема в том, что вы мо­жете максимально быстро повернуть колеса «от упора до упора» — а это значит, что время вашей реакции и ответ­ных действий на поведение автомобиля тоже резко сокра­тится — например, при возникновении заноса. Постоянно следите за положениями своих рук во время поворота. Ваша задача — добиться, чтобы они начали выполнять правиль­ные движения автоматически.

Упражнение № 4. Переучивание

Наклейте на ступицу руля стакер со словом «руль». Не об­ращайте внимания на колкие замечания ваших знакомых: «Ты что, не знаешь, что это руль?» Выто сами знаете, что наклейка напоминает вам о том, что руль нужно держать всегда двумя руками. Мы выполняем очень важное упраж­нение: учимся постоянно держать обе руки на руле. Об этом нам напоминает наклеенный стикер со словом «руль».

Основная трудность в освоении правильного руления заключается в том, что подавляющее большинство води­телей уже привыкли обращаться с рулем неправильно и делают это чисто автоматически. У них выработаны вред­ные навыки, исправить которые очень трудно, но необ­ходимо.

Упражнение № 5. Пристегните ремни!

Грамотный и надежный водитель всегда пристегиваются. Пусть это станет правилом и для вас. Ремни безопаснос­ти не только снижают последствия травм, но и отлично фиксируют тело водителя в поворотах. Сядьте в машину и пристегните ремни безопасности! Определитесь, как вам удобнее осуществлять эту рутинную процедуру. Левой или правой рукой сподручнее брать ремень, висящий на стой­ке? Брать его сразу за замок или сначала за сам ремень? Где и как нащупать ответную часть замка? Как пристегнуть­ся за один присест быстро и удобно? Это важно, так как пользование ремнем станет вашей второй натурой, вашим вторым «я». Повторите процедуру пристегивания 10 раз. С этого момента вы будете пристегиваться всегда и до того, как автомобиль тронется с места! Если машина снабжена подушкой безопасности, выстреливающей из руля, а води­тель не пристегнут, ему придется несладко при возможной аварии.

Тело человека превращается под действием сил отрица­тельного ускорения в мешок с костями, но очень тяжелыми. Человек в таком состоянии обязательно вылетит из машины в момент удара о препятствие. Вот только что он встретит головой на своем пути? Боковую стойку или лобовое стек­ло? Дерево, столб или еще что-то? Это уже не так важно, травмы часто бывают, увы, смертельными. Хотите испытать на себе? Так что же вы не пристегиваетесь? Ах, это с вами не случится, а случается только с другими? Ну, ну...

Упражнение № 6. Тренировка периферийного зрения

Развивайте периферийное (боковое) зрение, читая вывес­ки, знаки, сигналы светофора, показания приборов, вос­принимая ситуацию только боковым зрением. Никогда не отрывайте взгляд от дороги, старайтесь видеть, как можно дальше, при этом с максимально широким углом зрения.

Чем выше скорость движения вашего автомобиля, тем дальше вы смотрите, оценивая ситуацию. То, что в это время находится ближе к вам, контролируете периферийным зрением: это обочины, прилегающие дороги и движение на них. В любом случае возможности вашего периферийного зрения нужно повышать!

Для тренировки периферийного зрения проделай­те такое упражнение. Двигаясь на автомобиле по прямой сначала на небольшой скорости (40-50 км/ч ), не повора­чивая голову, только взглядом вправо, сконцентрируйте свой взгляд на любой детали пейзажа. Любой! Как только сконцентрировали — увидели что-то четко (столб, дерево, вывеску и т. п.), сразу переводите взгляд налево и делай­те то же самое. В этот момент фокус вашего зрения как бы раздваивается. Вы ведь продолжаете смотреть вперед на до­рогу. И не только смотреть, но и видеть! Добились успеха? Попробуйте проделать то же самое, увеличивая скорость движения автомобиля.

Помните, что, двигаясь на автомобиле по прямой, вы держите голову прямо и, не поворачивая ее, а только гла­зами, пытаетесь увидеть что-то справа. Естественно, с первого раза может и не получиться. Тогда на низкой скорости (20-30 км/ч) сначала быстро поворачивайте голову в сто­рону объекта, бросайте на него взгляд, разворачивайтесь и, проезжая это же место, ловите объект взглядом, не повора­чивая головы.

Упражнение № 7. Минимальная скорость

Необходимость заезжать на стоянку и парковаться вызы­вают у начинающего водителя большую головную боль. Можно даже испытать и глубокий стресс, особенно если приходится осваивать «механику». Одна из причин в том, что маневрирование должно происходить на скорости зна­чительно меньшей, чем та, которая соответствует первой передаче и отпущенной педали газа.

Давайте научимся «играть» педалью сцепления, что не­обходимо в таких ситуациях. Как только вы тронулись с места, тотчас же уберите ногу с педали газа и плавно вы­жмите педаль сцепления. Автомобиль начнет плавно ос­танавливаться. «Не дай ему остановиться», — должен произнести про себя водитель в этот момент и снова плавно отпустить сцепление. Газ прибавлять совершенно не обя­зательно, ведь автомобиль пусть медленно, но катится, и для того чтобы поддержать это качение, мощности двига­теля на холостых оборотах будет достаточно. Вы должны почувствовать игрой сцепления, что можете вести автомо­биль медленнее, чем он едет на первой передаче. Научиться этому необходимо для того, чтобы перейти к выполнению маневров — поворотов и разворотов на ограниченном про­странстве.

Прием перестановки, который мы рассмотрим ниже, трогание с места и езда со скоростью, меньшей, чем на пер­вой передаче, — три кита, без которых невозможно освоить управление автомобилем.

 


загрузка...

Теги: обучение, вождение |


Будет полезно:




Жги в камментах! Для этого нужно:
[ Зарегистрироваться | Войти ]
Все права защищены MIA. - 2016
Версия PDA
Подняться на верх