руководства по ремонту автомобилей
   

Как сберечь топливо Часть 2

Экономим топливо

Наибольшее влияние на перерасход горючего оказывают неисправности в системе питания. Поэтому сокращение расхода топлива при экслпуатации автомобиля достигается своевременным уходом за карбюратором. Практика показывает, что износ топливных жиклеров, а также засорение или частичное закоксовывание воздушных влечет снижение экономичности двигателя. Обслуживая жиклеры, дозирующие иглы и клапаны, их промывают в ацетоне или растворителях на его основе, после чего обязательно продувают сжатым воздухом.

С изменением уровня топлива в поплавковой камере карбюратора на каждый миллиметр увеличивается расход бензина на 2—3%. Перед проверкой уровня автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку, пускают двигатель и дают ему поработать в режиме холостого хода 2—3 мин. Затем его останавливают и, отвернув пробку поплавковой камеры (для карбюраторов К-88АМ, К-89АМ, К-90), контролируют уровень. Он должен совпадать с нижней кромкой отверстия и быть ниже плоскости разъема корпуса на 18— 19 мм. Регулируют его, изменяя количество прокладок под корпусом запорного клапана.

Обычно регулировка системы холостого хода нарушается из-за самопроизвольного отворачивания регулировочных винтов, а также засорения каналов и выходных отверстий. Практика показывает, что на холостом ходу двигатель работает около 20% общего времени, причем в городских условиях — до 40%, и оптимальная регулировка системы (лучше ее проводить с помощью газоанализатора и тахометра) холостого хода позволяет снизить расход горючего на 3—4%. Перед регулировкой убеждаются в исправности системы зажигания и прогревают двигатель до рабочей температуры (85—95 °С).

С увеличением частоты вращения вала на холостом ходу до 800—900 мин-1 уменьшается содержание СО в выхлопных газах. Это связано с тем, что возрастает температура в цилиндрах и уменьшается количество остаточных газов, что в свою очередь способствует более полному сгоранию рабочей смеси и снижению СО. В зависимости от даты изготовления машин количество СО должно составлять у автомобилей, выпущенных до 1 июля 1978 г. — 3,5%, с июля 1978 г. по 1 января 1980 г. — 2, а с 1 января 1980 г. — 1,5%.

На экономичность двигателя также влияет техническое состояние воздушного фильтра. Несвоевременное или некачественное его обслуживание способствует увеличению гидравлического сопротивления фильтра, а следовательно, и возрастанию расхода горючего на 6-8%.

Кроме того, в большой степени на экономичности двигателя сказывается засорение топливопроводов и топливных фильтров, приборов системы выпуска отработавших газов и осмоление каналов впускного коллектора. Немаловажны в этом вопросе также исправность и правильность регулировки приборов системы зажигания. Так, из-за различных нарушений расход горючего может превышать оптимальный на 50—80%. Отказ одной свечи V-образного 8-цилиндрового двигателя способствует снижению экономичности на 16, нарушение зазора между ее электродами — на 2—3%. При отклонении угла опережения зажигания на 5° увеличивается расход топлива примерно на 0,5%. Отклонение этого угла зависит от правильности его установки, работоспособности автоматов опережения зажигания, зазора между контактами прерывателя (он должен быть 0,3—0,4 мм),' износа поверхности кулачков вала и его осевого биения.

Расход бензина и дизельного топлива во многом связан с температурой двигателя. Так, снижение ее до 40—45 °С вызывает перерасход горючего на 8—10, а перегрев на 20—25 °С — на 4—5%. Это объясняется тем, что при понижении температурного режима двигателя ухудшается процесс смесеобразования и увеличиваются потери мощности на трение в связи с уменьшением зазоров между трущимися деталями и повышенной вязкостью масла. Для обеспечения оптимальной рабочей температуры двигателя следует использовать средства утепления.

При перегреве двигателя ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью вследствие снижения ее плотности. Многократный долив воды в систему охлаждения способствует интенсивному отложению накипи и ухудшению теплообмена. Накипь толщиной в несколько миллиметров вызывает перерасход топлива более чем на 10%. Ее необходимо удалять, особенно перед летним периодом эксплуатации. При этом используют для двигателей с чугунными деталями раствор каустической соды (700—1000 г каустика, 150 г керосина на 10 л воды), а для двигателей с деталями из алюминиевого сплава — хромпик или хромовый ангидрид (200 г на 10 л воды).

На перерасход горючего в большой степени оказывают влияние нарушение регулировок, различные неисправности в узлах, механизмах, агрегатах трансмиссии и ходовой части. Так, снижение давления воздуха в шинах на 15—30% приводит к увеличению расхода топлива на 5—12%. Правильность регулировок узлов, механизмов и агрегатов определяют по пути свободного качения (выбега или наката) автомобиля. Его контролируют при движении машины в двух взаимно противоположных направлениях по горизонтальному асфальтированному участку дороги: автомобиль разгоняют до скорости 50 км/ч и выключают передачу. Хорошо отрегулированные автомобили УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-131 должны проехать по инерции не менее 400 м.

Для получения хорошего пробега автомобиля подшипники ступиц колес регулируют так, чтобы не было поперечного качения колеса и оно легко вращалось от слабого толчка руки. При движении машины подшипники не должны перегреваться, а их температура нагрева — превышать 70—80 °С (определяют прикосновением тыльной стороны ладони руки).

Существенно снизить потери топлива можно, если правильно организовать перевозку материальных средств, использовать машину по назначению, применять специализированный подвижной состав, учитывать состояние дорожной сети и природно-климатические условия эксплуатации. Так, с применением прицепов повышается эффективность перевозки и снижается удельный расход топлива на единицу условной транспортной работы до 20—30%, а коэффициент грузоподъемности увеличивается на 40—60%.


загрузка...

Теги: экономия топлива, Бензин |


Будет полезно:




Жги в камментах! Для этого нужно:
[ Зарегистрироваться | Войти ]
Все права защищены MIA. - 2019
Версия PDA
Подняться на верх