Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора

Трудно представить современный автомобиль без использования радиоаппаратуры. Для этого понадобится автомобильная антенна, обеспечивающая качественный прием радиосигнала. На рынке представлен огромный ассортимент подобной аппаратуры, о чем свидетельствуют фото автомобильных антенн для радио.

  • Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора
  • Одним автовладельцам будет достаточно наличие только радиоприемника, другие предпочитают просмотр TV — программ, а третьи хотят пользоваться навигатором и радиостанцией.
  • Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора
  • Как правильно подобрать нужную антенну, от чего будет зависеть ее выбор?

Лучшая антенна

  1. Перед тем, как осуществить приобретение данного устройства необходимо определиться для чего оно вам понадобилось.
  2. Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора
  3. Считается, что лучшая автомобильная антенна для радио должна выполнять следующие функции:
  • обеспечивать качественный прием и передачу радиосигнала;
  • соответствовать необходимым эксплуатационным характеристикам;
  • добавлять или не искажать эстетический вид автомобиля.

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора

Для правильно выбора такого элемента связи необходимо определиться с его техническими параметрами и собственным бюджетом на покупку.

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора

Где лучше осуществить покупку?

Перед каждым автовладельцем стоит вопрос: где купить автомобильную антенну для радио, которая будет соответствовать необходимым параметрам. Современное общество может предоставить несколько вариантов:

Официальные производители данной продукции с мировым именем могут предоставить качественный товар, полностью отвечающий заявленным характеристикам.

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбораАвтомобильная антенна на крышу: особенности выбораАвтомобильная антенна на крышу: особенности выбораАвтомобильная антенна на крышу: особенности выбораАвтомобильная антенна на крышу: особенности выбора

  • Наиболее приемлемые цены в их торговых сетях и на официальном сайте, в таком случае человек получает товар высокого качества за минимальную цену.

Различные магазины, специализирующиеся на продаже данной продукции могут предоставить качественный товар и предметы сомнительного происхождения. У человека остается товарный чек, по которому в установленный законом срок он сможет заменить товар.

Огромное количество индивидуальных предпринимателей на рынке могут предоставить широкий спектр этой продукции. Убедиться в ее качестве будет намного сложнее, множество товара предлагается по заниженным ценам.

  1. Вторичный рынок предлагает большой ассортимент антенн, гарантий их качества нет, происхождение этого товара так и останется тайной для покупателя.

Каждый сам решает, где ему лучше делать покупку. Все зависит от приоритетов человека, которые могут заключаться в качестве, гарантийном обслуживании или дешевизне товара.

Виды антенн

Существует два основных вида этих изделий, отличающиеся по месту расположения. Это могут быть:

Внешние автомобильные антенны для радио закрепляющиеся на внешней стороне кузова. Могут фиксироваться на крыше, крыльях и бамперах транспортного средства. Они способны обеспечить лучший прием радиосигнала, однако постоянно подвергаются негативному воздействию атмосферных осадков и гидродинамическим нагрузкам.

Антенны, крепящиеся в салоне автомобиля. Как правило, это происходит на лобовом стекле или элементах торпеды. Они обладают меньшими способностями, однако защищены от атмосферных осадков, порывов ветра и других негативных воздействий.

Кроме этого, антенны делятся на пассивные изделия, работающие только за счет своей геометрической формы. И имеющие активный контур, способный повысить прием радиосигнала.

Антенна, созданная своими руками

Наиболее дешевый вариант — это сделать этот элемент собственными силами. Для этого понадобится учесть постоянные колебания корпуса при движении автомобиля, при горизонтальной поляризации могут возникать зоны с плохим прохождением сигнала.

Созданная автомобильная антенна для радио своими руками должна соответствовать некоторым требованиям:

  • не вызывать нареканий у работников ГИБДД за лишнюю модернизацию автомобильного корпуса;
  • обеспечивать качественный прием радиосигнала;
  • иметь высокий КПД.
  • Немаловажно ее эстетическое оформление.

Способы креплений

Внутри салона антенна достаточно защищена от внешнего воздействия и дополнительных нагрузок, закрепить ее можно достаточно просто.

А вот, автомобильная радиоантенна на крышу заслуживает большего внимания. Для ее крепления используются следующие способы:

  • резьбовые соединения;
  • магниты;
  • вакуумные присоски.

Существуют различные виды фиксации: как на постоянной основе, так и позволяющие при движении автомобиля снять антенну.

  1. Приобретайте качественные изделия и наслаждайтесь их безотказной эксплуатацией!

Фото автомобильной антенны для радио

Пожалуйста, сделайте репост;)

Тоже интересно

Сегодня в каждом автомобиле необходима автомобильная антенна. Её предназначение – принимать сигнал с радиостанций в FM-диапазоне, таким образом, водитель и пассажиры будут слушать музыку, а не треск.

А, чтобы сделать сигнал чистым, и чтобы можно было принять сигнал от многих станций, нужно приобрести правильную автоантенну.

Цены на них разные, в общем, как и качество, но кроме этих критериев есть и другие, которые помогут выбрать не только хорошую антенну, но и удобную для использования.

Выбор автоантенны на крышу

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбораРазновидности внешних автоантенн для FM:

  • Телескопическая с авто приводом – здесь имеются некоторые элементы, которые способны выдвигаться вверх или в стороны. Такая антенна способна улавливать множество станций. Из недостатков выделяют следующее: в холодные времена года, электронный привод легко замерзает и ломается, так что зимой, данную антенну лучше не использовать.
  • Наружные автоантенны – состоят из металлического штыря, обвитого проволокой. Стоимость такой антенны ниже остальных, но и качество её оставляет желать лучшего. Главный плюс такой антенны – простота в установке.
  • Несимметричный вибратор – используется преимущественно для размещения на крыше автомобиля. Самым эффективным вариантом будет вибратор со штырём в 50 сантиметров, так как он не будет слишком длинным и сможет улавливать достаточное количество сигналов.
  • Спиральная – имеет гибкую форму, состоящую из стержня, обмотанного проводами. В вверху конструкции для безопасности устанавливается покрытие из специального материала. Основное преимущество такой антенны перед другими – гибкость, которая позволяет изгибать антенну в разные стороны в зависимости от обстоятельств.

Выбрать лучшую автоантенну исходя из её показателей достаточно трудно, так как все проверки проводятся в разных регионах и вполне возможно, что именно в вашей местности, купленная антенна будет плохо принимать сигналы.

Единственное верное решение, которое поможет вам правильно подобрать автоантенну – отзывы покупателей именно по месту вашего обитания. Или уже для имеющейся автоантенны подобрать усилитель.

Подключение антенны

После приобретения автоантенны, нужно также правильно её установить. Для этого действуйте по следующей инструкции:

  • Выбор расположения антенны – прежде всего, определитесь с тем, где будет располагаться конструкция. В основном, к, приобретённой антенне идёт описание её характеристик, в котором также указано место для её расположения. Вообще мест для крепления существует всего три: в угла от лобового стекла, на крыше по центру лобового стекла и на задней части автомобиля.
  • Установка – после того, как было выбрано место, можно переходить к монтажу. Для начала очистите всё устанавливаемое оборудование, и место установки от грязи. После этого приклейте на двухсторонний скотч антенну. Теперь нужно провести кабели до магнитолы, делать это рекомендуется под обшивкой крыши.
  • Подключение – после того, как проводка была протянута, нужно её подключить к магнитоле. Всего будет три кабеля: первый отвечает за заземление, он подключается к «массе» автомобиля (любой металлический предмет, прикреплённый к кузову машины); второй предназначен для питания, он подключается прямо к магнитоле; третий присоединяется в специальный разъём, предназначенный для антенн в магнитоле.

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора

На этом процесс установки завершён. Стоит отметить, что такой тип установки подходит практически для всех видов антенн.

Схема для изготовления своими руками

Для радиолюбителей сделать автоантенну своими руками будет не сложно:

  • Для самодельных антенн преимущественно используется рамочная конструкция, так как сделать и установить её проще всего.
  • Строение конструкции выглядит следующим образом:
  • В центре системы находится конденсатор, позволяющий настраивать резонанс на нужном уровне, в таком случае антенна будет принимать две частоты 27; 65 МГц и 28,2; 68 МГц.
  • На заднем стекле, рекомендуется выложить из провода трапецию, имеющую следующие размеры: верхняя грань – 56,5 + 56,5 сантиметров, нижняя – 66,5 + 66,5 сантиметров, боковые – 22,5 + 22,5.
  • В центре лобового стекла должны располагаться два провода, которые будут крепиться к конденсатору. Каждый провод должен обладать длиной в 45 сантиметров.
  • Конструкция располагается под обшивкой крыши.
  • После того, как оборудование было собрано, его нужно подключить к автомобилю. Для этого берём провод и включаем в разъём, который используется связным оборудованием.
  • Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора
  • что такое суброгация в страховании, и чем она отличается от регресса?
  • Немного о предпусковом подогревателе: для чего он нужен, и как сделать самостоятельно здесь.

О новых правилах по экзамену в ГИБДД: https://avto-femida.ru/order/pdd/ekzamen-v-gibdd-po-novyim-pravilam.html.

Преимущества самодельной антенны:

  • Такое оборудование приспосабливается для любого типа автомобиля.
  • На создание и установку этого устройства уйдёт гораздо меньше денежных затрат.
  • При правильном создании можно достичь хороших результатов в достижении качественного приёма сигналов.
  • Устанавливать самодельную конструкцию гораздо проще, чем купленную.

Отзывы владельцев

Борис, Москва:

Приобрёл автоантенну Nano-tv, провёл тесты. В итоге получил следующие результаты: на открытой площадке в 10 километрах от останкинской, улавливает все цифровые каналы. В пути картинка начинает расплываться и сигнал плохо ловится. Так что в пути посмотреть каналы не получится.

Андрей, Воронеж:

Недавно купил автомобильную автоантенну Триада Nano-TV-2. В итоге после подключения никаких проблем с работой данного устройства не обнаружил. Все качественно работает, картинка отличного качества. Иногда лишь во время движения картинка начинает размываться.

Макс, Симферополь

Автомобильная антенна Триада-55 Turbo –была приобретена мною месяц назад.

За данное время использования могу выделить следующие моменты: учитывая свою стоимость, устройство обладает достойными показателями, так на расстоянии в 70 километров оно способно принимать качественный сигнал.

Единственным недостатком данной конструкции является – светодиодная лампа, которая ночью может создавать неудобства для водителя. Как по мне, то такая антенна – хорошее приобретение.

Николай, Киров:

Bosch Autofun Pro – качественная автоантенна для радио, отлично принимает сигнал. Принимаемые радиостанции выдают качественный и чистый звук.

В приобретённом комплекте имелось всё необходимое для установки. Единственный минус данной антенны – более высокая цена, по сравнению с конкурентами.

Но лучше переплатить один раз и получить качественное оборудование, чем менять его каждый раз при поломке.

Что нужно учесть при выборе антенны, подробнее на видео:

Выбираем автомобильную антенну…

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора

  • Сначала немного теории…
  • Качество воспроизведения радиопередач автомагнитолой во многом определяется правильностью выбора и установки приемной антенны.
  • Общие сведения
  • Приемная антенна — устройство, принимающее энергию электромагнитного поля радиоволн и преобразующее ее в электрический сигнал, усиление которого в дальнейшем выполняет радиоприемник.

В настоящее время в автомобилях используются в основном активные внутренние и пассивные внешние антенны.Активная антенна функционирует вместе с входящим в ее конструкцию усилителем, компенсирующим ослабление сигнала из-за малых размеров антенны. Для работы усилителя необходимо электропитание.

Основные достоинства активных антенн — небольшие габариты и простота установки. Антенны этого типа устанавливаются внутри салона, поэтому они защищены от атмосферных и механических воздействий.

Ихнедостатки — меньшая чувствительность по сравнению с пассивными антеннами, вследствие чего вместе с усилением радиосигнала усиливаются прочие радиошумы, ухудшаюшие качество звучания.Пассивная антенна подключается непосредственно к радиоприемнику и в электрическом питании не нуждается.

Читайте также:  Как отремонтировать на автомобиле пластиковые части

Достоинствами пассивных антенн являются высокая чувствительность и простота конструкции. Кнедостаткам можно отнести незащищенность от внешних воздействий, большие габариты, а у выдвижных (телескопических) антенн — невысокую надежность.

 Делая выбор в пользу активной или пассивной антенны, необходимо учитывать условия их эксплуатации в конкретной местности (уровень сигнала, отражения, помехи), а также диапазон, на котором преимущественно предполагается работать, и особенности распространения в нем радиоволн.

Особенности радиоприема в различных диапазонах

Диапазон УКВ (FM). Уровень сигнала ультракоротковолновых (УКВ) передатчиков невелик, а прием возможен только в зоне прямой видимости.

С учетом высоты передающих антенн это расстояние редко превышает 40-50 км от передатчика, а ретрансляторы сигнала в местном радиовещании на УКВ не применяются. Зона уверенного приема, свободного от шумов и помех, заметно меньше и составляет 15-20 км.

Значительные изменения уровня и поляризации1 сигнала, происходящие из-за отражений и экранирующего действия зданий (“мертвые зоны”), могут вызвать неуверенный прием в городских условиях.

Аналогичное влияние оказывает и рельеф местности — в низинах уровень сигнала заметно ниже, чем на возвышенности. Этим диапазоном чаще пользуются жители крупных городов, поэтому в последнее время появляется все больше “городских” магнитол, имеющих только диапазон УКВ.

Диапазоны ДВ, СВ, КВ. Передатчики длинноволнового (ДВ), средневолнового (СВ) и коротковолнового (КВ) диапазонов обладают большой мощностью, а зона уверенного приема составляет сотни и даже тысячи километров. Поэтому эти диапазоны становятся единственно доступными для радиовещания на большие расстояния.

Прием местных радиостанций на средних волнах в дневное время всегда стабилен. Прием дальних радиостанций на СВ и КВ заметно улучшается вскоре после захода солнца. Однако из-за технических особенностей амплитудной модуляции качество сигнала заметно ниже, чем на диапазоне УКВ.

Сказывается здесь и влияние помех, особенно заметных в промышленных центрах.

Виды антенн

Телескопическая с автоматическим приводом (внешняя). Автоматический привод позволяет выдвигать антенну, не покидая салон автомобиля. Отдельные модели таких антенн позволяют регулировать длину телескопического элемента и угол наклона для достижения оптимального качества приема.

Телескопическая (внешняя). Отличается от автоматической отсутствием электропривода. Штыревая, с фиксированной длиной (внешняя). Имеет различные конструктивные исполнения: штыревая с витой пружиной в основании; витая спираль в кожухе; обычный штырь. Внутрисалонные.

Различаются рабочими диапазонами, коэффициентом усиления, размерами и формой корпуса антенны и ее приемных элементов, а также по способу установки.

Некоторые модели антенн, благодаря встроенному конвертеру, позволяют принимать радиостанции УКВ-диапазона на приемниках, работающих в диапазоне FM.

Типы антенн

Пассивные и активные антенны подразделяются на следующие типы:

  • симметричный вибратор,
  • свернутый (укороченный) симметричный вибратор,
  • несимметричный вибратор,
  • спиральная антенна.

Симметричный вибратор (рис.1,а) и симметричный свернутый вибратор (рис.1,б). Большинствовнутрисалонных активных антенн относятся к этим типам. Для максимальной эффективности симметричного вибратора его электрическая длина должна составлять половину длины волны, отсюда и его другое название — полуволновой.

Однако ввиду того что длина волны в диапазоне частот 88-108 МГц и 66-74 МГц, отведенных для радиовещания на УКВ, составляет 3-4 м, размеры антенны будут равны 1,5-2 м соответственно. Поэтому в автомобиле вместо полуволнового используют свернутый симметричный вибратор. Практически все типы автомобильных антенн являются укороченными.

 Несимметричный вибратор (рис.1,в) получается из симметричного, если одну из его половин заменить заземлением, роль которого выполняет кузов автомобиля. К антеннам такого типа относятся штыревые и телескопические, получившие в настоящее время наибольшее распространение.

Электрическая длина этих антенн для большей эффективности должна составлять четверть волны или 75-80 см для диапазона 88-108 МГц и 100-110 см для диапазона 66-74 МГц. Произвольное изменение этих размеров ухудшает согласование антенны с приемником и снижает ее эффективность.

Четвертьволновые вибраторы слишком длинные, и эксплуатировать их не очень-то удобно, поэтому чаще используются укороченные вибраторы в виде штыря длиной 30-50 см. Для лучшего согласования с приемником в конструкцию такой антенны может входить согласующее устройство — катушка.

Остальные отличия носят декоративный характер.

 Спиральная антенна (рис. 1,г) — разновидность укороченного несимметричного вибратора. Конструктивно — это гибкий стержень из диэлектрического материала, на который с достаточно большим шагом намотано несколько десятков витков провода. Сверху конструкция также покрыта слоем диэлектрика. Единственное преимущество этой антенны перед прочими — гибкость.

Места установки антенн

Правильная установка антенны позволит полностью реализовать ее возможности. По месту установки все антенны можно разделить на внутрисалонные и наружные

Внутрисалонная антенна наиболее эффективно работает, если ее расположить в оконном проеме или вблизи него. Ее приемные элементы должны находиться не ближе 2-3 см от кузова.

Обычно для установки используется ветровое стекло или задняя полка.

Следует помнить, что элементы антенны на ветровом стекле не должны ухудшать обзор в его верхней и средней части или в одном из верхних углов.

Многие автомобилисты убеждены, что лучшее место для наружной антенны — это крыша. Однако это не так. Действительно, эффективность антенны определяется ее высотой, но высотой над проводящей поверхностью.

В нашем случае весь автомобиль является проводящей поверхностью, поэтому нет никакой разницы, где установлена антенна — на крыше или на крыле.

Неудачным местом можно считать, например, бампер, поскольку большая часть антенны при этом оказывается в непосредственной близости от электропроводящего кузова, снижающего ее эффективность.

По способу крепления антенны бывают:

  • врезные — устанавливаются в предварительно просверленное в кузове сквозное отверстие;
  • на магнитной основе (различных диаметров);
  • штыревые, прикрепляемые на водосток;
  • наклеиваемые.

Рекомендации по выбору и установке антенны

Выбор антенны. Если не принимать во внимание конструктивные особенности, пассивные антенны в большинстве случаев предпочтительнее активных, поскольку обеспечивают лучшее соотношение сигнал/шум и, как следствие, более чистый прием. Однако из-за внушительных габаритов они не всегда удобны в эксплуатации.

Некоторые производители антенн указывают для своей продукции коэффициент усиления и уровень шумов. Сравнивая антенны по этим показателям, надо помнить главное: более высокое качество приема обеспечит та антенна, у которой коэффициент усиления больше, а уровень шумов усилителя меньше.

Универсальные всеволновые антенны оптимизированы, в первую очередь, для диапазона УКВ. Во время поездок в черте города или при небольшом удалении от него (10-20 км) можно использовать любой тип антенны — качество приема будет примерно одинаковое.

Для приема радиопередач на расстоянии 30-70 км предпочтительнее “полноразмерные” пассивные антенны, обеспечивающие лучший прием слабых сигналов за счет исключения шумов антенного усилителя и минимального уровня помех за городом.

Диапазоны ДВ, СВ и КВ в основном “пользуются спросом” у тех, кто совершает дальние поездки, при этом пассивная антенна также обеспечит лучший прием.

Качество приема слабых сигналов активной антенной во многом зависит от уровня шумов ее усилителя и приемного тракта тюнера автомагнитолы.

На малом удалении от передающей станции сильный сигнал вызывает перегрузку антенного усилителя и приемника, что может привести к заметным искажениям.

Поэтому некоторые конструкции активных антенн имеют ручной переключатель уровня усиления “город — трасса”, позволяющий ограничить усиление мощных сигналов и избежать перегрузки.

При выборе антенны следует обращать внимание на кабель: он обязательно должен быть экранированным. Многие активные антенны вместо отдельного экранированного кабеля (в целях экономии) снабжены обычным, по которому подается и принимаемый приемником сигнал, и питающее напряжение. Это решение не всегда удачно. Такая “антенна” иногда лучше работает с отключенным питанием.

Длина собственного кабеля антенны обычно невелика и достаточна только для антенн, устанавливаемых на ветровое стекло. Во всех остальных вариантах установки приходится использовать удлиняющие кабели и переходники, имеющиеся в продаже. При их выборе основное внимание следует уделить четкой фиксации разъемов и качеству кабеля.

Удлинять и сращивать кабель антенны при помощи скрутки или пайки, не имея специальных навыков, нежелательно, поскольку неквалифицированно сделанное соединение может вызвать дополнительные помехи во время приема радиосигнала.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерная длина кабеля (более 4 м) также может привести к ухудшению качества приема из-за сильных емкостных потерь.

Установка антенны. При установке врезной антенны, возможно, придется сверлить отверстие в кузове автомобиля. Чтобы предотвратить возникновение очагов коррозии, края отверстия целесообразно обработать антикоррозионным составом, например “Мовилем” или аналогичным ему.

Установочный диаметр врезных антенн должен быть тем больше, чем длиннее сам штырь. Длинные штыревые антенны имеют большую массу и поэтому комплектуются дополнительными подставками, обеспечивающими надежность и устойчивость антенны при движении автомобиля в сложных условиях.

Наибольшей эффективности антенны для УКВ-диапазона можно добиться, установив ее в вертикальной плоскости, а для СВ-диапазона — в горизонтальной. Для наружных штыревых антенн, работающих одновременно в УКВ- и СВ-диапазонах, обычно применяется компромиссное решение — установка антенны под углом. 

При установке активных внутрисалонных антенн необходимо четко следовать прилагаемой инструкции.

Перед наклейкой приемных элементов — “усов” нужно тщательно обезжирить стекло в месте наклейки, а защитную пленку отделить от клеящего слоя непосредственно перед приклеиванием.

Чтобы эффективность приема на диапазонах УКВ (FM), СВ и ДВ была максимальной (учитывая особенности поляризации волн в этих диапазонах), один из элементов (“усов”) можно направить горизонтально, а второй вертикально.

А теперь о практике. В нашем городе с его высотной застройкой и всего одной радио-вышкой на другой стороне Волги, а также всвязи с отсутствием ретрансляторов проблема радиоприема существовала всегда. Шумы на канале любимой радиостанции мало кого могут оставить равнодушным.

  И поэтому мы постоянно находимся в поиске оптимального варианта антенн для автомобиля. Клиенту неинтересно почему у него шумы в радиосигнале. Ему не хочется понимать теорию распространения радиоволн. Ему хочется установить антенну и наслаждаться любимым радио.

И уже наша задача, как установщиков, предложить вариант, который действительно был бы интересен и с точки зрения цены и, с точки зрения потребительских свойств. А вот здесь то и возникают трудности. Периодически появляющиеся новые брэнды в антенной тематике нами проверяются и отслеживаются. И иногда даже появляются неплохие варианты.

Так весной этого года появилась в продаже неплохая новинка — антенна «Супра». Так называемый «пятачок»  и полное отсутствие «усов». Удобно, естетично… Пробная установка дала отличные результаты. Внутри помещения (многоэтажное здание) уверенный захват около 8 радиостанций в режиме авто-поиска — это великолепный результат.

Стали предлагать антенну клиентам. Увы, счастье было недолгим. Три месяца установок и с получением новой партии антенн пошли рекламации,  начались жалобы клиентов на плохой прием. Видимо, как всегда уже в нашей действительности, привычно для нас,  появились подделки или удешевление стоимости производителем.

А результат все тот же — поиски нового варианта, который бы удовлетворял нашим требованиям.  На сегодняшний момент пока рекомендовать можем только один вариант, не очень дешевый, но достаточно грамотный. Это антенна -BLAUPUNKT AutoFunLine. Вот фото

Читайте также:  Чиним неработающий звуковой сигнал

Какую автомобильную антенну выбрать и как правильно установить

Автомобильная антенна на крышу: особенности выбора

Когда Вы в самом большом гипермаркете мира «ИНТЕРНЕТ» хотите купить себе например автомобильную антенну, то от обилия предложений, всевозможных конструкций, рекламных уловок фирм-изготовителей глаза, как правило, разбегаются и вы усиленно пытаетесь решить одну необыкновенно сложную задачу — как обеспечить баланс между содержимым кошелька, ценой и качеством товара.

Казалось бы — Вы ничего не забыли: прочитали отзывы, просмотрели рейтинги, сходили в ближайший автомагазин где прослушали лекцию и советы по выбору автомобильной антенны менеджера по продажам. Согласно советам приобрели не самую дешевую антенну, потратили время на ее установку.

И вот он долгожданный момент Вы включаете радио, выбираете частоту в сотню с чем — то МГц, но вместо чистого приема ваши трехполосные колонки погружают салон автомобиля в ровное шипение, отдаленно напоминающее шум прибоя, которым вы вряд ли согласитесь наслаждаться за те деньги, с которыми вы распрощались.

На простые вопросы — что делать? В чем причина? Вариантов, как обычно, много. Мы рассмотрим несколько.

Для уверенного приема в FM диапазоне важно расстояние: не уехали ли вы случайно километров за 300 от города, в котором живете, где ловить, собственно, кроме конечно, рыбы и сигналов от внеземных цивилизаций. Вторая, вполне очевидная причина — Вы выбрали не ту антенну. Именно об этом, казалось бы, незначительном элементе любой радиосистемы и пойдет речь далее.

Рассказанная выше страшная история актуальна не только для владельцев автомагнитол, но и для тех, кто пользуется услугами сотовой связи, для всех типов профессиональных и любительских УКВ радиостанций и, конечно, для любителей гражданского диапазона, и является еще одним подтверждением того факта, что в системе связи, как впрочем и в любой другой системе, не бывает несущественных элементов и ничем нельзя пренебрегать.

Какой бы совершенной, и, как правило, дорогой не была приемопередающая техника, все может испортить плохая антенна или неправильная ее установка, а у пользователя может сложиться не самое лестное мнение о качестве работы всей системы в целом.

Особенно остро, эту проблему должны ощущают операторы сотовой связи, которые в условиях жесткой конкуренции могут терять драгоценных абонентов по причине того, что их не устраивает зона покрытия или, качество связи не выдерживает никакой критики, хотя на самом деле во многих случаях достаточно было просто установить более эффективную антенну. Отлично…

Так какая эффективная? Хочу эффективную антенну! Остается только разобраться в том, что такое эффективность применительно к антеннам. Давайте вместе попробуем с этим разобраться.

К выбору автомобильной антенны надо подходить очень тщательно. В первую очередь учитываются условия использования антенны.

Для работы на открытой местности или на берегу моря даже на значительные расстояния можно использовать небольшие антенны, при этом необходимо помнить, что все системы УКВ диапазона (включая ТВ диапазон), будь то транкинговая или сотовая телефония, работают при наличии прямой видимости между абонентами.

Иными словами, если передатчик и приемник находятся в прямой видимости друг от друга, то с большой долей вероятности можно утверждать, что связь будет и без применения специальных средств. Немного по другому происходит на диапазоне KB (и на Си-Би, кстати, тоже).

В этом случае радиоволны отражаются от ионосферы и поэтому возможно проведение связи с корреспондентом, находящимся в любой точке планеты.

Но для этого, как и для работы в большом городе с интенсивной застройкой, или, например, в горной местности, необходимо использовать несколько другие антенны с другими параметрами и свойствами. Это объясняется тем, что рельеф местности очень сильно влияет на характер распространения радиоволн. Зная заранее, в какой обстановке будет использоваться антенна, можно отдать предпочтение той или иной модели. Но однозначно — эти антенны по габаритам будут превосходить простые.

Еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при выборе антенны — это предполагаемое место ее установки на автомобиле, от него будет зависеть тип крепления.

Оценку антенн целесообразно начать с наиболее широко известного параметра — коэффициента усиления (КУ).

Коэффициент усиления характеризует способность антенны концентрировать излучаемую электромагнитную энергию в определенном направлении или, наоборот, принимать энергию с определенного направления.

То же свойство можно оценивать при помощи другой характеристики — диаграммой направленности антенны (ДН), показывающей зависимость уровня излучения от направления излучения или прихода радиоволны.

Несмотря на то, что диаграмма направленности — характеристика трехмерная, для простоты обычно рассматривают ее в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.

Большинство автомобильных антенн, используемых в подвижной радиосвязи, имеют круговую (или близкую к ней) диаграмму направленности в горизонтальной плоскости, т.е. излучают и принимают энергию одинаково со всех направлений (рис. 1 а).

Таким свойством обладают все штыревые антенны различной длины и конструкции, а отличаются они лишь диаграммой направленности в вертикальной плоскости и, соответственно, коэффициентом усиления. В вертикальной плоскости диаграмма направленности штыревых автомобильных антенн имеет форму восьмерки (рис. 1 б), т.е.

в направлении, параллельном земле (перпендикулярном полотну антенны), излучение и, соответственно, принимаемая энергия максимальны, а в направлении, параллельном полотну антенны, излучение и принимаемая энергия минимальны.

Диаграмма направленности и коэффициент усиления в вертикальной плоскости зависят от длины и конструкции штыревой антенны, при этом диаграмма направленности в горизонтальной плоскости всегда остается круговой, поэтому далее при рассмотрении антенн мы будем говорить только о ДН в вертикальной плоскости и называть ее просто диаграмма направленности (ДН). Здесь же следует заметить, что диаграмма направленности и коэффициент усиления связаны и при изменении геометрии антенны эти параметры меняются. Например, при сужении диаграммы направленности коэффициент усиления растет. Теперь рассмотрим три типа условий, в которых может использоваться антенна, и дадим некоторые рекомендации по выбору антенны.

Автомобильные антенны для работы в крупных городах с плотной застройкой

В городе с плотной застройкой наиболее качественную связь обеспечивают антенны с широкой диаграммой направленности, которая хорошо принимает (и, соответственно, передает) сигналы, пришедшие с направлений выше уровня горизонта.

Объясняется это тем, что в городе сигнал от источника сигнала до приемника доходит после многочисленных отражений от зданий и земли. Именно поэтому в таком случае можно пожертвовать коэффициентом усиления ради возможности «собирать» сигналы, атакующих вашу автомобильную антенну под большим углом.

Диаграмма направленности такого типа обладают штыревые четвертьволновые антенны (рис. 1 в). Такие антенны хорошо работают на крыше автомобиля, которая в данном случае является хорошо проводящей «землей», позволяющей антенне «вести себя» подобно полуволновому вибратору.

В подвижной связи усиление антенны очень часто отсчитывают именно от четвертьволнового вибратора, усиление которого условно принимается за единицу (или О дБ).

Использование более круглой диаграммы направленности применительно для сотовой телефонии оправдано еще и тем, что операторы подобных систем связи «изо всех сил» стараются обеспечить высокий уровень сигнала в зоне покрытия, что позволяет использовать антенну с низким коэффициентом усиления (в данном случае 0 дБ).

Автомобильные антенны для работы в условиях открытой местности или пригороде

Такая антенна позволит держать связь между двумя радиостанциями на большом расстоянии или, в случае сотовой телефонии, обеспечит более высокое качество связи, поскольку размер сот в сельской местности значительно больше, чем в городе и, следовательно, уровень сигнала в точке приема значительно меньше, нежели в городе.

Большим КУ (до 5 дБ) обладают так называемые коллинеарные антенны. Подобная антенна состоит из 2х или больше четвертьволновых или двух вибраторов длиной 5/8 длины волны (или их комбинации), расположенных вертикально и имеющих фазирующую катушку, обеспечивающую правильную работу антенны (рис. 2).

Густой лес

Если вы не совсем уверены, где проходит большая часть вашей жизни — в городе или в густом и дремучем лесу, или не отдаете предпочтения ни одному из этих мест, а по роду своей весьма загадочной профессии постоянно перемещаетесь из одной «крайности» в другую, то наиболее оптимальной является автомобильная антенна с усилением до 3 дБ. ДН такой антенны несколько уже, чем у четвертьволнового вибратора, но шире, чем у антенны с усилением 5 дБ, так что ее можно назвать универсальной автомобильной антенной.

Промышленность выпускает огромное количество таких антенн, отличающихся по своей конструкции, но при выборе не стоит особо ломать себе голову, достаточно лишь убедиться, что КУ ее составляет около 3 дБ.

Крепление автомобильной антенны

Еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при выборе автомобильной антенны — это предполагаемое место ее установки, от него будет зависеть тип крепления, а именно: магнитное основание, крепление непосредственно к стеклу, кронштейн на водосток или бампер, отверстия в кузове автомобиля.

Здесь существует очень много тонкостей, о которых надо знать. Рассмотрим наиболее важных.

Самое простое и быстрое крепление — это магнит в резиновой оболочке с прикрепленным к нему кабелем питания и разъемом для антенны.

Распространившееся в последнее время стремление сэкономить на всем приводит иногда к недоразумениям. Вот одно из них — в магнит для Си-Би антенн (он дешевле) вставляют антенну для работы на УКВ, а бывает, и сотовую, и пытаются слушать с их помощью обычное радио.

Нормально работать такая конструкция не будет потому, что пластина магнита и крыша автомобиля образуют конденсатор, являющийся элементом антенны. Кроме этого, в месте крепления полотна антенны спрятана согласующая катушка, которая вместе с конденсатором образует фильтр, позволяющий работать только на диапазоне 27 МГц.

Кстати, то же самое справедливо и обратно, для магнитов антенн УКВ диапазона.

Много зависит от точки установки антенны на автомобиле. Если это центр крыши, то можно надеяться, что диаграмма направленности (в горизонтальной плоскости) не будет сильно искажена. Все остальные места крепления только ухудшат параметры системы.

Не стоит забывать, что магниты неплохо держатся на крыше при скорости автомобиля до 100 км/ч, а выше — может быть все… Поэтому чаще всего применяется жесткое крепление — это или отверстие в кузове автомобиля, или скоба на водостоке.

Конечно, сверлить кузов автомобиля рискнет не каждый, хотя именно это крепление обеспечивает наилучшие характеристики. Чаще используют крепление на водосток, но это немного ухудшает параметры антенн.

Самое главное в этом случае — обеспечить надежный контакт скобы крепления с корпусом автомобиля. Никакие ухищрения типа резиновых прокладок под болты для того, чтобы не царапать корпус, с последующим соединением проводами или что-то подобное — недопустимы.

Читайте также:  Плохой бензин: к чему приводит использование низкокачественного топлива и как проверить его качество?

Только непосредственный контакт с корпусом в месте крепления.

Особенно опасны эксперименты в современных импортных автомобилях нашпигованных микропроцессорами, так как появляется опасность выключения двигателя на ходу.

Есть тонкости и для владельцев большегрузных авто, совершающих длительные междугородние поездки. Им без общения с миром особенно туго, и потому без СВ связи остались только самые неразговорчивые.

Основные типы автомобильных антенн и элементов крепления, применяемые на грузовых автомобилях, те же. Но на кабинах «грузовиков» часто устанавливают обтекатели, улучшающие аэродинамику автомобиля. Как правило, обтекатели выполнены из листовой стали или пластика, армированного стальными нитями.

В этом случае рядом расположенная, даже правильно прикрепленная, автомобильная антенна работать не будет. Вообще необходимо избегать расположения антенн вблизи металлических конструкций.

В рассматриваемом же случае можно попытаться укрепить антенну на зеркало заднего вида, бампер, хотя это и ухудшит ДН, или поискать лучшее место на крыше кабины.

Ну, а владельцам сотового телефона, установленного в шикарном автомобиле, необходимо знать, что крепление антенны на стекле на клей. т.е. без прямого электрического контакта с кабелем питания, вносит в сигнал потери в 3 дБ, а это, ровно в 2 раза, т.е. система будет работать наполовину хуже.

Вообще, при покупке любого электронного устройства, а к ним относятся и автомобильные антенны, обращаться за советом, что лучше купить, надо не к продавцу в магазине, у него главная задача — продать, а предварительно переговорить со специалистами, к сожалению которых становится все меньше.

Ну, и основное правило для всех — все контакты и разъемы фидера антенны должны быть только спаяны, никаких скруток — экономия времени или лень могут принести убытки на ремонт сгоревшей аппаратуры. Ремонт автоэлектроники стоит весьма не дешево и сэкономить лучше на качественной и правильной установке автомобильной антенны.

Как выбрать и установить антенну Си-Би на автомобиль

Сегодня многие автовладельцы, устанавливая радиостанции на свои авто, уделяют слишком мало внимания антенно-фидерным устройствам, подключаемым к радиостанциям, наивно полагая, что антенна – это лишь кусок провода. Это глубокое заблуждение даёт о себе знать сразу после установки радиостанции.

В настоящее время, персональная радиосвязь на дорогах нашей страны осуществляется на частоте 27135 кГц, на так называемом Си-Би диапазоне, ещё его называют гражданским диапазоном.

Соответственно при выборе антенны необходимо выбирать антенну именно этого диапазона. Сейчас в продаже имеется огромное количество антенн этого диапазона.

Какую же антенну выбрать? Перед этим выбором рано или поздно оказываются практически все.

Лучший вариант – это прибегнуть к совету независимого специалиста по радиосвязи. Однако не всегда есть возможность прибегнуть к его советам, и приходится принимать решение самому. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо уяснить несколько вещей:

  1. Длина волны этого диапазона составляет 11 метров, и поэтому, даже антенны с электрической длинной ¼ — получаются больше 2-x метров. Компенсация длинны антенны, как правило происходит   за счёт  удлиняющей катушки, расположенной в основании  

    антенны. Некоторые ошибочно называю её «усилителем».

  2. Чем больше эффективная длина антенны, тем выше её КПД.
  3. Короткие антенны «суперэффективными» быть не могут.
  4. Механическая надёжность антенны играет не последнюю роль.
  5. Необходимо учитывать особенности автомобиля и места непосредственной установки.
  6. Не надёжных соединений при установке быть не должно, разъёмы и кабели обжимаются или запаиваются.
  7. Ремонтопригодность антенны.
  8. Антенны врезные должны иметь надёжную «массу», а антенны на магните плотно прилегать магнитом к металлической поверхности.
  9. В «идеале» установленная антенна должна находиться выше окружающих её металлических частей автомобиля.
  10. Прежде чем начинать работать, необходимо проверить и настроить антенну на рабочую частоту. Не исправная, или антенна с КСВ более 2 – может привести к выходу из строя передатчика.

Рассмотрим плюсы и минусы некоторых наиболее распространённых Си-Бишных антенн, часто встречающихся у нас. Пожалуй, это антенны фирм Lemm, Alan, Sirio, Optim. 

Надо отметить, что «врезными» называются антенны, которые предназначены для установки либо в отверстие в кузове автомобиля, либо на специальное крепление. Поэтому, если вы выбрали врезную антенну, то необходимо подумать о способе крепления: в отверстие на крыше, или на крепление.

Комплектность врезных антенн, как правило включает в себя антенну и кабель – без разъёма, cо стороны радиостанции и крепления.

Крепление и разъём нужно будет покупать отдельно, На мой взгляд хорошие крепления изготовляются фирмами Lemm, Sirio, Optim. Их цена обычно находится в пределах 300-400 руб.

Отличает их материал, из которого они изготовлены, способ изготовления и обработка поверхности.

Как правило, все эти крепления изготовлены из высоколегированных сталей, литьём, имеют множество рёбер жёсткости и хромированную или вороненую поверхность. Более дешевые крепления изготовляются из силумина или листового железа, методом штамповки. На стоимости крепления не советую экономить, т.к. это чревато последствиями при эксплуатации.

Разъёмы на все Си-Би радиостанции нужны типа PL. Различаются они  диаметром отверстия под различные марки кабелей, материалом изготовителя и способом крепления на кабель.

Рассмотрим полюсы и минусы наиболее часто встречающихся антенн диапазона 27 МГц. (сразу оговорюсь – если нет названия антенны в данной статье, это не значит что она «плохая», просто у нас нет по ней статистики).

Lemm АТ-1200:
— Антенна встречается нескольких модификаций. AT-1200 и AT-1200W. Обе антенны работают нормально, но имеют некоторые различия.

АТ-1200 – имеет хороший кабель RG-58, c плотным экраном и «солидной» центральной жилой. Корпус катушки не залит клеем и легко разбирается при настройке. С завода антенна идёт настроенной на среднюю часть диапазона.

При правильной установке КСВ на 15 канале дальнобойщиков не более 1,5. Поэтому начинает вполне приемлемо работать сразу.
АТ-1200W – кабель более «жидкий». Корпус катушки залит клеем. Разбирается только после предварительного прогрева горячим феном.

С завода антенна идёт настроенной на нижнюю часть диапазона. Поэтому требует обязательной настройки.  КСВ на ней можно добиться 1,1 – 1,3.

Ремонтопригодность этих антенн хорошая. Механически слабое место – в основании антенны. При сильном ударе ближе к основанию – оно ломается.

Lemm АТ-1500:
Конструктивное исполнение, слабые механические места – точно такие — же как и у Lemm AT-1200. Отличается от неё длинной штыря и намоточными данными катушки.

При правильной установке КСВ на середине диапазона не хуже 1,5. Вполне приемлемо начинает работать сразу.

Попадаются партии антенн, у которых точечная сварка в катушке «пережженная» — перед установкой желательно её пропаять хорошо нагретым паяльником.

Lemm АТ-1700:
Конструктивно исполнение точно такое – же, как у Lemm AT-1200,1500. Отличается от них намоточными данными катушки и длинной штыря. При установке необходимо учитывать не только всё выше перечисленное, но и достаточно высокую ветровую нагрузку на штырь, крепление и водосток автомобиля.

LemmAT-71:
Имеет наиболее удачную и прочную конструкцию. Легко разбирается при необходимости и хорошо настраивается. С завода идёт настроенной на нижнюю часть диапазона, поэтому требует обязательной настройки штырём.

Alan – 9Plus:
Антенна достаточно эффективная, имеющая мощный корпус удлиняющей катушки, однако имеющая несколько недостатков. В основании антенны часто происходит излом крепления. N-разъём на кабеле обжимной, и постоянно окисляется контакт с экраном кабеля.

Ответная сторона разъёма имеет внутреннюю пружину, из-за которой постоянно теряется контакт с центральной жилой кабеля. Со временем антенна начинает проворачивается вокруг собственной оси в основании.

С завода антенна настроена на нижнюю часть диапазона, требует обязательной настройки.

SirioT3-27:
Укороченная спиральная антенна. Эффективность работы этой антенны ниже, чем у выше названных антенн, но подкупают малые размеры. Целесообразно устанавливать на автомобили, где установка более длинных антенн технически не возможна.

Использование этой антенны с радиостанциями, мощность передатчика которых менее 8 Вт, например Alan-100Plus, как показывает практика нецелесообразно. Антенна настраивается винтом в верхней части антенны, под колпачком.

Имеется особенность в настройке антенны – необходимо производить замеры обязательно при установленном на верхний конец антенны колпачке. Без резинового колпачка, показания приборов будут сильно отличаться. Антенна узкополосная, поэтому настройка после установки обязательна.

При полностью закрученном винте на кончике антенны рабочая частота антенны смещается вверх – примерно на 28 МГц, а при полностью выкрученном – соответственно вниз, на 26 МГц. N-разъём на основании антенны имеет такие — же недостатки как у Alan — 9Plus.

OptimT3-27:
Точная копия Sirio T3-27. Несмотря на заверения многих специалистов в том, что это подделка, и качество этой антенны хуже, чем у Sirio, можно сказать – разницы нет абсолютно никакой, разве что в цене. Оptim как правило дешевле Sirio.

Таис МА-27:
С гордостью можно сказать – наша отечественная антенна, не уступающая по параметрам и надёжности иностранным аналогам. Цена её вполне приемлема. Получила широкое распространение у таксистов. Но, как всегда, есть несколько «косяков», которые заводу производителю хорошо бы устранить. Остановлюсь на этих недостатках подробно.

Два винта, удерживающих штырь имеют прорезь под плоскую отвёртку, что после нескольких затяжек приводит к сбиванию граней и невозможности выкручивания винтов при обслуживании. Лучше использовать винты с головкой под «шестигранник».

Концы катушки закреплены к латунным наконечникам простым зажиманием резьбой, что приводит со временем к прослаблению и окислению соединения. Лучше их сразу пропаять.

Антенна достаточно широкополосна, и на разрешённых у нас сетках частот работает вполне приемлемо с заводскими настройками.

SirioML-145:
В целом не плохая антенна. Имеет хороший конструктив. Катушка залита клеем, поэтому без крайней на то нужды лучше её не разбирать, чтобы нечаянно не сломать. С завода идёт настроенной на нижнюю часть диапазона.  Настраивается вполне предсказуемо. Особенно хороший вариант для тех кто пользуется усилителем до 500 Вт.

Следует отметить, что качество изготовления антенн примерно одинаковое и «заморачиваться» по этому поводу не стоит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *