Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?drive.ru

Один из ключевых параметров любого аккумулятора, который измеряется в ампер-часах (А·ч, Ah). На легковых авто, в зависимости от объёма и типа двигателя, ёмкость АКБ может быть от 45 до 66 А·ч. Самыми распространёнными являются аккумуляторы ёмкостью 60 А·ч — они устанавливаются на большинство машин с бензиновыми моторами объёмом от 1,3 до 1,9 л.

Ёмкость аккумуляторов для дизелей и внедорожников с большим объёмом двигателя может достигать 75 и даже 90 А·ч.

Ёмкость означает доступный запас энергии. Другими словами, то, сколько раз подряд вы сможете провернуть стартером застывший на морозе двигатель.

В теории можно установить на автомобиль аккумулятор большей ёмкости и получить преимущество, но на практике всё не так просто. Во-первых, батарея может полностью не заряжаться от штатного генератора. Во-вторых, из-за больших габаритов для аккумулятора не всегда найдётся место.

Поэтому лучше всё же придерживаться рекомендаций производителя и использовать аккумуляторы номинальной ёмкости. Узнать, какой именно, можно в руководстве по эксплуатации авто или сверившись с этикеткой на старом аккумуляторе.

2. Пусковой ток

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?mir-akb.com.ua

Ещё одна основополагающая характеристика, которая играет ещё большую роль, чем ёмкость. Обозначает максимальную величину тока, которую аккумулятор способен отдать за короткий промежуток времени от 10 до 30 секунд при температуре –18 °С. Пусковой ток всегда указывается на этикетке в амперах. Чем выше его значение, тем легче запускается двигатель.

Существует три основных стандарта маркировки пускового тока в зависимости от производителя аккумулятора и страны назначения. В России и Европе распространена классификация EN, в Германии — DIN, а в США — SAE.

Стандарты EN, DIN, SAE разнятся. Поэтому, сравнивая между собой показатели двух аккумуляторов, обращайте внимание на величины.

Среднее значение пускового тока для авто с бензиновыми двигателями составляет порядка 255 А, для дизелей — около 300 А.

Если есть возможность, лучше купить АКБ с более высокими показателями пускового тока. Такие аккумуляторы дороже, но гарантированно позволят запустить двигатель даже в сильный мороз.

3. Размеры

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?autobatteries.com

В зависимости от ёмкости и марки авто габариты аккумуляторов отличаются. В легковых чаще всего используется два основных типоразмера: европейский и азиатский. Первые ниже и длиннее, вторые выше и уже.

Габариты стандартного европейского аккумулятора на 60 А·ч — 242 × 175 × 190 мм. Азиатский аналог той же ёмкости имеет размер 232 × 173 × 225 мм.

Площадка для установки проектируется строго под габариты аккумулятора, поэтому впихнуть батарею другого размера не выйдет. Исключение составляют авто, имеющие несколько модификации на одной базе. В таком случае свободное место может быть.

Чтобы не прогадать при покупке, обязательно сверьтесь с технической документацией на машину или измерьте старый аккумулятор. Впрочем, можно просто купить АКБ такой же ёмкости, что и старый: как правило, в пределах одного номинала аккумуляторы имеют одинаковый размер.

4. Тип крепления

Помимо габаритов, для установки важен тип крепления. На европейских машинах аккумулятор крепится с помощью прижимных пластин, которые цепляются за выступы в нижней части корпуса. На азиатских авто таких бортиков нет, а батарея прижимается к площадке рамкой или планкой, которые крепятся сверху на шпильках.

Проверьте, какое крепление используется на вашем авто, и покупайте аккумулятор соответствующего типа. От надёжности крепежа будет зависеть срок службы АКБ, поскольку от излишней вибрации и ударов пластины осыпаются и раньше времени приходят в негодность.

5. Полярность

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?Слева — аккумулятор с прямой полярностью, справа — с обратной. akbcenter-dv.ru

Ещё одно различие в конструкции аккумуляторов — это их полярность, или, другими словами, расположение электродов. Она бывает прямой и обратной. У АКБ с прямой полярностью положительный электрод находится слева, такие используются на отечественных авто. На иномарках чаще применяются аккумуляторы с обратной полярностью, в которых плюс расположен справа.

Узнать, какая полярность АКБ на вашем авто, можно, как всегда, из инструкции по эксплуатации или внимательно посмотрев на старый аккумулятор. Для этого нужно развернуть его так, чтобы электроды были ближе к вам, и определить расположение плюсового вывода.

6. Обслуживаемость

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?Индикатор малообслуживаемого аккумулятора. onlinetrade.ru

Сейчас на рынке доступны малообслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы. Как понятно из названия, первые предполагают некоторый уход и контроль, вторые же не требуют никаких вмешательств извне на протяжении всего срока эксплуатации.

Малообслуживаемые аккумуляторы отличаются более демократичной ценой. Время от времени в них нужно проверять уровень и плотность электролита, при необходимости доливая дистиллированную воду. Это делается через пробки на верхней крышке, которые иногда могут быть скрыты под небольшой съёмной панелью.

Необслуживамые АКБ самодостаточны и не требуют внимания. Они меньше подвержены выкипанию электролита, поэтому доливать в них что-то не надо. Для проверки степени заряда используется специальный глазок, сигнализирующий о необходимости подзарядки. Других дополнительных элементов на крышке аккумулятора нет.

7. Внешний вид

Перед покупкой надо убедиться, что на АКБ нет сколов, трещин и других повреждений, а также подтёков электролита. Электроды аккумулятора должны быть без царапин, перекосов и отметин от установки клемм. В противном случае есть вероятность, что перед вами бывший в использовании экземпляр, который по какой-то причине вернули в магазин.

8. Дата изготовления

Многие автомобилисты стараются не покупать аккумуляторы, возраст которых более года. И это правильно. Срок службы аккумулятора отсчитывается с момента заливки электролита, а не с начала использования. Поэтому лучше не брать залежавшиеся на складе АКБ даже с хорошей скидкой.

Узнать дату изготовления аккумулятора можно по выбитому на корпусе коду. Производители используют разную маркировку, информацию о которой можно найти на официальных сайтах.

Для примера рассмотрим, как обозначается дата выпуска на аккумуляторах популярных брендов.

  • «Актех», «Зверь», Duo Extra — четырёхзначный код ХХХХ, где первые две цифры обозначают номер месяца, а последние — год. Например, 0918 — это сентябрь 2018-го.
  • «Ямал», Batbear, «Тюменский медведь» — шестизначный код XXXXXX, в котором первые две цифры — это месяц, а последние четыре — год производства. Скажем, 072018 будут означать июль 2018 года.
  • Titan, Cobat — пятизначный код XXXXX. Вторая и третья цифры показывают неделю производства, а четвёртый символ — год в виде латинской буквы (S — 2017, T — 2018, X — 2019). Код 135T2 читается как конец августа (35-я неделя) 2018 года.
  • Bosch, Varta — на год и месяц указывает первый символ четырёхзначного кода FIFO. Значение можно определить по таблице. Сентябрю 2018-го соответствует литера Q, октябрю — R, ноябрю — S и так далее в алфавитном порядке.

9. Бренд и магазин

Менее известные производители подкупают доступной ценой, уже зарекомендовавшие себя бренды вроде Varta и Bosch оправдывают высокую цену качеством и надёжностью.

Какого производителя выбрать, решать вам, но покупать аккумулятор лучше всё же в специализированном магазине. В этом случае можно быть уверенным в оригинальности продукта и предоставляемой гарантии.

10. Проверка при покупке

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?auto-house.info

Прежде чем купить аккумулятор, его надо проверить с помощью нагрузочной вилки или специального тестера, которые в хорошем магазине всегда под рукой.

Напряжение так называемого холостого хода, то есть без подключения нагрузки, должно быть в пределах 12,5–12,7 В. Уровень заряда ниже 12,5 В говорит о том, что аккумулятор необходимо подзарядить. Но если есть возможность, лучше взять другой экземпляр.

При подключении нагрузки 150–180 А·ч в течение 10 секунд напряжение не должно падать ниже 11 В. От покупки аккумулятора, который не выдерживает этих параметров, тоже лучше отказаться.

Полезные советы

Ну и напоследок несколько рекомендаций, которые упростят покупку и помогут новому аккумулятору прослужить максимально долго.

  • Не спешите выбрасывать старый аккумулятор, снятый с авто. Сдайте его в магазин и получите дополнительную скидку на новый.
  • Попросите специалистов проверить реле зарядки вашей машины и удостовериться, что оно выдаёт необходимое напряжение. Обычно в пределах 13,8–14,5 В.
  • После покупки аккумулятора не поленитесь немного подзарядить его малым током в течение 2–3 часов.
  • Не допускайте полного разряда АКБ, чтобы продлить срок его службы.
  • Контролируйте уровень заряда. Если ездите мало и на небольшие расстояния, раз в месяц заряжайте аккумулятор от сетевого зарядного устройства.
  • Следите за клеммами и очищайте их от окислов, которые ухудшают контакт и могут вызвать недозаряд аккумулятора.

????????????

Лучшие зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов в 2019-2020 году — 10 ТОП рейтинг лучших

Если разбираться более углубленно, то станет ясно, что даже самое лучшее зарядное устройство для аккумуляторов предназначается исключительно для 2-х основных целей. Это постепенная подзарядка и резкая отдача тока.

На самом деле лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора подойдет для тех людей, которые имеют собственный гараж.

Что же касается второго варианта, связанного с отдачей тока, он позволит завести автомобиль в нужное время мгновенно.

В рамках представленной статьи вы узнаете информацию о том, какие зарядные устройства для аккумуляторов лучше, по мнению пользователей, в 2019-2020 году. Учтите, что мы проанализировали отзывы реальных людей. Информация представлена исключительно с целью ознакомления читателя, а не навязывания мнение о товаре и принуждения его приобрести. Выбор – исключительно за вами!

Разновидности зарядных устройств для авто

На сегодняшний день специалисты разделяют несколько видов автомобильных зарядных устройств. О каждом из них предлагается поговорить в краткой форме.

Пуско-зарядные устройства

Используются для необходимости завести автомобиль. Они станут палочкой-выручалочкой в ситуациях, когда заряжать аккумулятор до необходимого уровня – нет времени.

К примеру, такой случай может произойти с утра, когда вы спешите по делам или на работу. Подойдя к машину вас будет ждать неприятный сюрприз в виде разряженного аккумулятора.

Чтобы исправить ситуацию, можно иметь под рукой данный вид зарядки.

Зарядные устройства

Использовать можно для постепенной зарядки аккумулятора. Ток, который потребляется устройством стартера, в таком случае должен быть не выше 100 А.

Сложности покупки

Выбирая, какое зарядное устройство для автомобильного лучше, стоит учитывать немало нюансов. Все модели не высокие по цене модели, где есть ручная регулировка тока. Ними можно реанимировать аккумулятор, который находился долгое время в разряде на полном «0». Изначально ток от зарядки может быть не воспринят.

Что же касается автоматических приборов, они не будут принимать нагрузку на клеммах. С одной стороны процесс полной зарядки способен занять много времени, потому в автоматические зарядные устройства подойдут лучше для этих целей. После завершения процесса аккумулятор будет полностью отключен.

Но стоит понимать, что оставлять включенное устройство без присмотра очень опасно. Все дело в том, что может случиться взрыв ввиду бурного «закипания» электролита. Отдавать предпочтение стоит моделям с опциями защиты.

Сегодня представлен большой ассортимент продукции данного класса, неудивительно, что на рынке способен растеряться неопытный обыватель, если даже знающие люди порой не могут сделать выбор в пользу хорошего товара.

Читайте также:  Стук поршневых пальцев: почему возникает неисправность?

Список производителей

Стоит признать, что решение, какое зарядное устройство лучше купить в вашем случае, должно быть принято ответственно. Немаловажно понимать, что данные приборы относятся к специфической группе и не являются острой необходимостью для всех владельцев авто.

Выпуск данных приборов нельзя назвать массовым. На сегодняшний день занимаются этим компании, названия которых многим покажутся неизвестными.

На отечественном рынке производством зарядных устройств для автомобилей занимаются такие компании, как Парма, Вымпел, Hyundai, Орион и Сонар. Каждый из них выпускает продукцию исключительно высокого качества. Купить продукцию данных брендов в РФ не является сложной задачей, а потому каждый желающий сможет сделать это.

Обсудив все эти немаловажные моменты, можно переходить непосредственно к самому ТОПу лучших устройств в 2019 году для заряда автомобильных аккумуляторов. Учтите, что все варианты представлены на ознакомительной основе, а не с целью их рекламы. Наш рейтинг составлен на основании анализа отзывов из Сети тех людей, которые являются счастливыми обладателями приборов.

Выбираем зарядное устройство: топ 10 лучших

27 2045 от компании Vimpel

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

По мнению многих пользователей, это самое хорошее зарядное устройство по недорогой цене. Управлять ним не сложно, в наличие есть небольшой дисплей цифрового формата. Как показывает опыт, аппарат способен зарядить аккумулятор в авторежиме. По этому задача пользователя заключается в том, чтобы нажать на кнопку выключателя и выбрать ток путем вращения регулятора.

Устройство выдает ток в диапазоне от 0,4 до 7А. Покупатели отмечают, что показатели тока и вольтаж отображаются на дисплее. Устройство оборудовано к тому же определенной системой индикации. Она позволит понять, когда был зафиксирован перегрев или же случай переплюсовки.

По габаритам устройство не большое, отличается компактностью, а потому много места не займет, как в шкафу, так и в багажнике.

Что же недостатков, то он один и связан с тем, что устройство не имеет опции Boost, а потому зарядка растягивается на длительное время. Если же утром обнаружено, что аккумулятор разряжен, то проблему не решить, разве, что отправиться по своим делам, используя городской транспорт.

Главные достоинства

  • минимальные габариты и вес;
  • простота использования;
  • в наличии индикатор;
  • большой диапазон силы тока;
  • отсутствие перегрева;
  • зарядке подлежит даже аккумулятор с минимальным показателем заряда.

Наличие минусов

  • стоит быть аккуратным с корпусом;
  • короткие провода;
  • комплектующие среднего качества.

Sprint 6 от компании Aurora

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

Компания Aurora смогла стать одной из самых уважаемых среди отечественных покупателей. Известна она выпуском оборудования для сварки. Также в ее линейке коллекции есть достойные зарядные устройства. К ним стоит отнести и данную модель, которая является полностью автоматической. Пользователь лично выбирает, с каким работать напряжением аккумулятора 12 или 6 Вольт.

Автоматизированная зарядка отличается от дешевых аналогов тем, что производитель включил в нее микропроцессорное управление. В виду этого зарядка действительно умная, а потому способны справиться даже с теми аккумуляторами, что сильно разряжены и не способны принять ток в начале цикла функционирования.

Есть в наличии все уровни защиты. Исключено короткое замыкание, перегрузка, переплюсовка. Прибор по своим размерам небольшой. Пользователи отмечают, что по внешнему виду хорош и сможет стать отличным вариантом для презента автовладельцу.

Главные достоинства

  • работа со всеми АКБ;
  • способность реанимировать разряженные аккумуляторы;
  • простота в применении.

Наличие минусов

  • не совсем качественные крокодилы.

i-Charge 10 771-152 от компании QUATTRO ELEMENTI

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

Аппарат относится к дорогостоящей продукции. По своим размерам он большой, но и характеристики действия у него на высоком уровне. Ему под силу справится с аккумуляторами, которые отличаются емкостью в 100 А*ч!

Что же касается веса, то прибор равен 1,85 кг. Есть удобная ручка для транспортировки, а потому пользователи не относят данный показатель к минусу. Устройство автоматизировано, достаточно только подключить аккумулятор, как оно самостоятельно вступает в процесс.

  • Его номинальные значения зарядного тока составляют 6,5 А, при этом во время функционирования показатели могут меняться.
  • Как показывает анализ мнений пользователей, этот вариант является хорошим для тех, кто часто сталкивается с проблемами аккумулятора, а также ведет обслуживание нескольких авто сразу.
  • Главные достоинства
  • работа с высокоемкими батареями;
  • простота использования;
  • показатель потребляемой мощности;
  • исключен перегрев;
  • удобная транспортировка;
  • смена режима при необходимости;
  • дает сигнал о проблеме своему владельцу.

Наличие минусов

    • ценовая политика производителя;
    • слабая сила тока.

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

Автоматическое зарядное устройство для аккумулятора – это незаменимый помощник автомобилиста в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Подобный тип устройств используется для подзарядки аккумуляторной батареи и даже для запуска силового агрегата в случае, когда сильно разряжен аккумулятор. Чаще всего использование подобного типа устройств возникает в зимний период года.

Практически каждый второй автомобилист хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда при снижении температуры до значения ниже нуля, аккумулятор начинает резко терять свою емкость.

А при температуре в – 18 градусов емкость аккумуляторной батареи и вовсе может падать вдвое, что отразится на успешном старте мотора. Именно поэтому часто возникает необходимость быстро подзарядить АКБ, чтобы завести автомобиль. И без зарядного устройства в таком случае уж никак нельзя обойтись.

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

Виды зарядок и как их выбирать?

В первую очередь все зарядные устройства для аккумуляторных батарей можно разделить на две группы. Первые из них – это модели с постепенной подзарядкой. Показатель токоотдачи у них не превышает 8А. Второй вид зарядных устройств  выдает кратковременный импульс.

То есть такое оборудование передает высокомощный импульс мотору, который и помогает его прокрутить. Такие зарядные устройства и ценятся за то, что они способны быстро запустить двигатель.

Тем более их использование уместно в тех ситуациях, когда нет времени ждать полного подзаряда аккумуляторной батареи. Какому бы виду зарядки для АКБ автомобилист не отдавал предпочтение, при выборе их обязательно нужно учитывать некоторые показатели.

Выбирая зарядное устройство, в первую очередь, нужно обратить внимание на такие характеристики как:

  • Наличие амперметра и специальных индикаторов;
  • Наличие режима десульфатации;
  • Соответствие выходного напряжения бортовой сети автомобиля;
  • Величина тока должна составлять 10% от общей емкости батареи;
  • Тип модели;
  • Возможность работы в разных температурных режимах;
  • Совместимость с аккумулятором;
  • Количество этапов подзарядки;
  • Производитель и ценовая политика.

Наличие специальных индикаторов и амперметра позволят автомобилисту всегда быть в курсе ситуации. То есть он сможет самостоятельно определять, когда завершатся процессы, и какой конкретно уровень тока. Что же касается режима десульфатации, то он необходим для увеличения срока эксплуатации АКБ.

Автомобильный аккумулятор: как выбрать лучшую зарядку к нему?

Лучшие зарядки для АКБ

В настоящее время наиболее качественными и эффективными зарядками для АКБ считаются:

  • Кедр-авто-10;
  • Aurora Sprint 6;
  • CTEK MXS 3.8.

Эти виды зарядок для аккумуляторных батарей в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. Все они имеют доступную стоимость, достаточно просты в эксплуатации и универсальны.

  • Подробнее об зарядных устройствах для аккумуляторных батарей в этом видеоматериале:

Автомобильный аккумулятор: выбирает эксперт «За рулем»

Автомобильный аккумулятор — товар сезонный, хотя используется круглый год. Когда на улице поют птички, а внутри двигателя плещется теплое масло, то прокручивать коленвал несложно — с этим справляется даже полудохлая батарея. А вот на холоде стартеру нелегко, и он норовит превратиться в чисто активное сопротивление, потребляющее очень большой ток. В итоге аккумулятор норовит отказать, а владельцу предстоит поход в магазин.

Как выбрать батарею

Если не хотите обращаться в сервис или к помощи продавца, то алгоритм выбора должен быть следующий.

Брать надо такую батарею, которая гарантированно уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще.

Согласитесь: глупо промахнуться на пару сантиметров! Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных — как по форме, так и по расположению.

После этого выбираем бренд. Тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые. Вот некоторые имена из тех, которые обычно нас не подводили: Tyumen (тюменские батареи), Varta, Мedalist, а-mega, Мutlu, Topla, «Актех», «Зверь».

Сравнительные испытания различных автомобильных аккумуляторов мы проводим каждый год. Самые свежие результаты, где мы сравнивали 10 батарей, можно увидеть здесь. Желающие могут ознакомиться и с экспертизами прошлых лет: 2013, 2012, 2011, 2010 и т. п. 

Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Примерная стоимость автомобильных аккумуляторов европейского исполнения с габаритами 242×175×190 мм в 2014 году составляла от 3000 до 4800 руб. за обычную батарею, и от 6300 до 7750 руб. — для AGМ. Заявленные ток и емкость получатся сами собой — исходя из габаритов.

Важно: если у вас была установлена батарея AGM, то и менять ее следует только на AGM, а не на «обыкновенную». Обратная замена вполне допустима, но нецелесообразна экономически. Теперь заряжаем батарею — даже только что купленную! Наш опыт показывает: в магазинах под видом новенького аккумулятора вам радостно втюхают «почти новый», с которого разве что успели вытереть пыль. Заряжаем, подключаем вместо старой батареи, и — ключ на старт!

Тем, кого интересуют технические нюансы

Полезно ли в холодное время перед пуском мотора «погреть» батарею включением фар?

Когда-то такой прием активно рекомендовался в литературе. Но последние проведенные исследования показали, что никакого реального эффекта при этом нет. Нагреться автомобильный аккумулятор все равно не успевает, а вот емкость теряет.

Зачем нужен индикатор-глазок?

Этот индикатор позволяет примерно оценить плотность и уровень электролита, чтобы выяснить, нуждается ли автомобильный аккумулятор в подзарядке.

По большому счету, это игрушка, поскольку глазок находится только в одной банке из шести.

Однако многие серьезные производители в свое время были вынуждены вводить его в конструкцию, поскольку отсутствие глазка воспринималось потребителями как недостаток.

Можно ли оценить состояние автомобильного аккумулятора по напряжению на клеммах?

Приблизительно можно. При комнатной температуре полностью заряженная батарея, отключенная от нагрузок, должна выдавать не менее 12,6–12,7 В.

Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?

Ничего особенного: это обычный рекламный ход. Да, значки «Ca» (а то и «Ca — Ca») на автомобильных аккумуляторах сегодня присутствует все чаще, но легче они от этого не становятся. А ведь кальций — металл куда менее тяжелый, чем свинец.

Все дело в том, что речь идет о совсем небольших (доли или единицы процента) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Если его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, то и получается то самое «Са — Са».

Такие автомобильные аккумуляторы при прочих равных условиях труднее закипают, что важно для необслуживаемых батарей. Меньше у таких батарей и саморазряд при хранении.

Поэтому «обычных» батарей с добавками традиционной прежде сурьмы (их обычно выдает наличие пробок) сегодня в продаже почти не встретишь! Заметим, что не все в них так уж плохо: например, они куда лучше переносят глубокие разряды!

Почему автомобильные аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго?

Надпись 60 Ah — это скорее дань традиции, чем полезная информация. К сожалению, почти никто из производителей не указывает резервную емкость батареи, измеряемую в минутах. Надпись 60 Ah — это скорее дань традиции, чем полезная информация. К сожалению, почти никто из производителей не указывает резервную емкость батареи, измеряемую в минутах. Действительно, если емкость равна 60 А•ч, то арифметика подсказывает: ток в 600 А должен выдаваться примерно 0,1 часа или 6 минут! А реальный счет идет всего лишь на десятки секунд… Все дело в том, что емкость батареи зависит от тока! А при указанном токе емкость батареи составляет уже не 60 А•ч, а гораздо меньше: примерно 20–25! Надпись 60 А•ч говорит лишь о том, что в течение 20 часов при температуре 25ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током, равным 60/20=3А — и не более того. При этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должно опуститься ниже 10,5 В.

Читайте также:  Появление грыжи на автомобильном колесе: все о проблеме

Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?

Заявленный ток — это еще и косвенный показатель качества автомобильного аккумулятора: чем он выше, тем ниже его внутреннее сопротивление! К тому же, если взять крайний случай, когда, не дай бог, масло загустело настолько, что стартер вообще еле-еле сдвигает с места коленвал, то вот здесь-то и может понадобиться максимально возможный ток.

Правда ли, что при установке на машину автомобильного аккумулятора большей емкости, чем у штатного, он будет недозаряжаться, а стартер может выйти из строя?

Нет, неправда.

Что помешает батарее зарядиться полностью? Уместно провести аналогию: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана все тот же стакан — как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, то его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.

Разговоры про грядущие поломки уместны разве что для экстремалов, привыкших выбираться из болота на стартере. При этом последний, понятное дело, очень сильно греется, а потому маленькая батарейка, которая разрядится быстрее большой, может спасти его от смертельного перегрева, умерев первой… Но это — гипотетический случай.

Сразу отметим один любопытный нюанс.

В советские времена на ряде армейских грузовиков было строго запрещено устанавливать автомобильный аккумулятор большей емкости! Но причина была именно в том, что когда двигатель не желал пускаться, водители частенько крутили стартеры до тех пор, пока аккумулятор не разрядится полностью.

Стартеры при этом сильно перегревались и нередко выходили из строя. А чем выше емкость батареи, тем дольше можно было издеваться над бедным электромотором. Именно для защиты стартеров от подобного издевательства и появилось когда-то требование не превышать емкость батареи выше «стандартной». Но сейчас это неактуально.

Вопрос на миллион: что измеряют в ампер-часах?

Во всяком случае, не емкость батарей! Это распространенное заблуждение даже в среде профессионалов.

Которые, однако же, теряются, когда их спрашивают, каким образом произведение тока на время дает емкость? Потому что правильный ответ такой: ампер-час — единица измерения заряда! 1 А•ч = 3600 Кл.

А емкость измеряют в фарадах: 1Ф = 1Кл/1 В. Те, кто в это не верит, могут обратиться к любому справочнику — например, к бошевскому.

Что до аккумуляторов, то запутанная терминология жива до сих пор. И то, что на самом деле является зарядом, по старинке обзывают емкостью. Некоторые учебники выкручиваются — мол, «емкость оценивают в ампер-часах». Не измеряют, а оценивают! Ну, что ж, хотя бы так…

Кстати говоря, в советские времена выбрать батарею было несравнимо проще — только по ампер-часам. Скажем, на «Волгу» надо было искать автомобильный аккумулятор на 60 А•ч, на «Жигули» —55 А•ч. Полярность и клеммы на отечественных авто были одинаковые.

Сегодня же ориентироваться только на ампер-часы не стоит, поскольку изделия разных производителей при одинаковой емкости могут довольно сильно отличаться по прочим параметрам. Скажем, батареи 60 А•ч могут иметь 11-процентный разброс по высоте, 28-процентный по заявленному току и т. п.

 Цены при этом также живут своей жизнью.

И последнее. Если вместо «А•ч» увидите надпись «А/ч» (на этикетке, в статье, в рекламе — неважно) — не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят необразованные и безразличные люди, не имеющие элементарного представления об электричестве.

Что такое батарея AGM?

Основная область применения AGM —- это автомобили с режимами «Старт-Стоп». На этой батарее даже указано: Start Stop! Основная область применения AGM —- это автомобили с режимами «Старт-Стоп». На этой батарее даже указано: Start Stop! Формально говоря, автомобильный аккумулятор AGМ — это то же свинцово-кислотное изделие, к которому привыкли многие поколения автомобилистов, но при этом оно гораздо совершеннее своих предков и в ближайшее время полностью вытеснит их с рынка.

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Свободный объем этих микропор разработчики используют для замкнутой рекомбинации газов, тем самым не давая испаряться воде. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц, поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такой автомобильный аккумулятор может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то даже в этом случае ядовитой лужи не будет: связанный электролит должен остаться в сепараторах.

Сегодняшние области применения AGМ — это автомобили с режимом «Старт-стоп», машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п. Но уже завтра «простой» автомобильный аккумулятор потихоньку уйдет в историю…

Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой?

Автомобильный аккумулятор AGM заменяет «обычный» на 100%. Нужна ли такая замена, если автомобилю хватает исправной штатной батареи — другой вопрос. А вот обратная замена, конечно же, неполноценна — она может применяться на практике только в безвыходной ситуации и как временный вариант.

Правда ли, что автомобильный аккумулятор AGМ на 50 А•ч можно применять вместо обычного на 90 А•ч?

Это, извините, чепуха. Как можно почти вдвое уменьшить заряд и говорить, что разницы не будет? Потерянные ампер-часы не компенсирует никакая технология, даже AGM.

Верно ли, что большой ток батареи AGМ может погубить стартер автомобиля?

Конечно же, нет. Ток определяется сопротивлением нагрузки, а в данном случае — стартера. И даже если автомобильный аккумулятор может выдать ток в миллион ампер, стартер возьмет себе ровно столько, сколько и от обычной батареи. Нарушить закон Ома ему не под силу.

На каких авто нежелательно применять AGM?

Такого ограничения нет. Даже если рассматривать древние машины с абсолютно неисправным реле-регулятором и нестабильным напряжением в сети, то и в этом случае автомобильный аккумулятор AGM помрет не раньше обычного, а даже позже. Предельное напряжение, выше которого возможны неприятности, составляет примерно 14,5 В для обычных батарей и 14,8 В для AGM.

Какой автомобильный аккумулятор сильнее боится глубокого разряда — AGМ или обычный?

Обычные. После 5–6 глубоких разрядов они могут окончательно «обидеться», в то время как для AGM это число практически не ограничено.

Можно ли считать автомобильный аккумулятор AGМ полностью необслуживаемым?

Это вопрос устоявшейся терминологии, работающей больше в пользу пиара, нежели науки. Строго говоря, этот термин некорректен — как для батарей AGM, так и для любых других автомобильных аккумуляторов.

Полностью необслуживаемой можно называть разве что пальчиковую батарею АА, а любой свинцовый автомобильный аккумулятор таковым, вообще говоря, не является. Даже лидер технологии — батарея AGM — является герметичной, скажем так, на 99%, но не на все 100%.

И такую батарею все-таки нужно обслуживать — проверять заряженность, подзаряжать при необходимости и т.п.

Чем гелевые батареи отличаются от AGM?

Кстати, популярнейшая батарея Optima — тоже AGM! Гелевой ее называют разве что на форумах, но это в корне неверно.
Кстати, популярнейшая батарея Optima — тоже AGM! Гелевой ее называют разве что на форумах, но это в корне неверно.
Как минимум тем, что гелевых автомобильных аккумуляторов… не существует! Вопрос порожден устоявшейся неверной терминологией: гелевые батареи применяют, например, в электропогрузчиках или поломоечных машинах. Электролит в них, в отличие от обычных автомобильных аккумуляторов с жидкой кислотой, находится в загущенном состоянии. В аккумуляторных батареях с технологией AGM электролит связан (пропитан) в специальном сепараторе из стекловолокна.

Заметим, что популярнейшая батарея Optima — тоже AGM, а вовсе не гелевая.

Что такое резервная емкость батареи?

Этот параметр показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

В теплых странах автомобильный аккумулятор не ведает зимних проблем с загустевшим маслом и вяло вращающимся стартером…В теплых странах автомобильный аккумулятор не ведает зимних проблем с загустевшим маслом и вяло вращающимся стартером…Надеемся, что наши советы помогут вам выбрать нужную батарею и освежить в памяти любопытную «аккумуляторную» информацию.

Удачи на дорогах!

Лучшие аккумуляторы для авто 2019 года: топ 10 моделей

Аккумулятор для автомобиля приобретают не на один год. Автовладельцы рассчитывают свой бюджет и стремятся выбрать хорошую АКБ с лучшим соотношением цена-качество.

Практика показывает, что не все дорогие аккумуляторы, на этикетке которых указаны внушительные ценники, оказываются на деле лучше более скромных моделей.

В представленном рейтинге автомобильных аккумуляторов учтены реальные отзывы пользователей и все важные критерии: цена, энергоёмкость, стабильность работы. Итак, если вы хотите выбрать лучшую АКБ для своего авто, то изучите этот топ моделей до конца.

Рейтинг аккумуляторов для автомобиля 2019 года

10. TUDOR Starter TC551A 55 Ач

Хороший аккумулятор, в котором используются пластины из сплава свинца с кальцием. Модель оборудована перфорированной решеткой, выполненной методом холодной протяжки.

Благодаря передовым технологиям значительно увеличена мощность пускового тока до 460А. Автомобили с таким АКБ заводятся с полуоборота в любую погоду при температуре окружающей среды -50… +80 ℃.

Устройство обладает большой емкостью и не требует обслуживания. Не потеряет своего заряда при длительном хранении. Конструкция с гелевым электролитом плотно закрыта герметичной крышкой от случайного выплёскивания.

Индикатор на корпусе показывает уровень заряда.

Отзыв от Николая, 51 год. Машину завожу с полоборота, покупкой доволен и всем рекомендую. Пусковой ток хороший, внешний вид АКБ внушает доверие. Отличное соотношение цена-качество. В прошлую зиму при температурах ниже 25 градусов показал достойно. Таких проблем, как у меня были с прошлыми АКБ, я теперь не знаю. Жду следующего «сезона», надеюсь, не подведёт!

Свинцово-кислотный источник питания для авто с обратной полярностью является продвинутой версией бюджетного S3. Обладает большей силой тока при холодном пуске и повышенной стойкостью к глубокому разряду.

В производстве устройства использовалась инновационная технология с применением серебра, что увеличило пусковой ток до 680 А и обеспечило легкий пуск и быстрый старт при любых погодных условиях. Срок эксплуатации батареи увеличен на 30%. Это означает реальную экономию времени автовладельца, которое он бы потратил на подзарядку устройства.

Среди отличительных особенностей модели — высокая коррозийная устойчивость, увеличенная скорость подзарядки и интегрированные пламягасящие фильтры для полной безопасности.

Отзыв от Алексея, 39 лет. На запчасти и расходники Бош перешёл давно, поэтому вопрос какой фирмы лучше купить АКБ, для меня не стоял.

Считаю, что качество у них соответствует заявленной цене, всегда знаю, за что плачу деньги. Аккумулятор на Рено Логан 2007 г. подошёл идеально. Зиму пережили отлично, температура на улице держалась весь январь -15 ℃.

Старый аккумулятор заводить машину отказывался, так что покупку считаю удачной.

Данная марка аккумулятора изготовлена по специально разработанной технологии, в которой пластины выполнены из особого сплава и имеют толщину на 40% больше.

«Минусовая» пластина обёрнута стойкой к коррозии пастирующей бумагой, которая не даёт набухнуть активной массе. Защита на плюсовой пластине выполнена из стекловолокна.

Читайте также:  Установка рации в авто: что важно знать?

Данная модель отличается большим числом циклов заряда и разряда и хорошей устойчивостью к глубоким разрядам. Это говорит о надежности и длительном сроке службы. Подходит для авто с повышенным потреблением энергии и с системой старт-стоп.

Отзыв от Игоря, 27 лет/ Купил на «девятку», которая простояла почти год. Отметил очень хороший старт. Сильных морозов у нас на юге нет, тестировал только при -10C. Длительный гарантийный срок, поэтому не переживаю. Со своей задачей АКБ справляется на все «сто».

Один из лучших автомобильных аккумуляторов, выполненный по новейшим технологиям производства. Модель отличает большая производительность и высокий стартовый ток запуска машины при минусовой температуре. Подходит для современных транспортных средств с повышенным энергопотреблением.

Крышка-клапаном защитит от проливания электролита и не даст испаряться дистиллированной воде во время эксплуатации. В процессе эксплуатации понадобится только подзаряжать по необходимости.

За счёт количества пластин гарантируется 30% больший пусковой ток. Просечно-растяжная технология улучшает коррозийную защиту и продлевает срок службы. Текущее состояние батареи можно проверить по уровню индикатора. Усиленная взрывозащита предотвращает попадание пламени в устройство.

Отзыв от Александра, 39 лет. Купил на Шеви Ниву в прошлом году. Заводит с полоборота. Был случай, когда четыре часа машина простояла на парковке с включенными фарами. Завелась! Покупкой доволен, рекомендую всем.

АКБ с обратной полярностью, который справляется со своей задачей при любых погодных условиях. Током прокрутки 540 А и емкость 60Ач гарантируют мощную и безопасную работу авто. Поддерживает функционал Start-Stop. Запас допэнергии выручит в экстренных ситуациях.

Аппарат имеет увеличенный ресурс, в два раза больший в сравнении с АКБ аналогичных марок. Технология решетки PowerFrame, изготовленная по технологии, разработанной в лабораториях VARTA, обеспечивает устойчивость к коррозии. АКБ отличает длительный срок службы и высокая надёжность в работе.

Отзыв от Ивана, 44 года. Покупал летом на замену старого. Аккумулятор VARTA из серии «поставил и забыл», обслуживание минимально. Советую при покупке обязательно смотреть дату выпуска и брать АКБ в специализированном магазине. Прошлый аккумулятор другого производителя у меня проработал две недели, деньги вернуть не получилось.

На пятом месте в рейтинге аккумуляторов для автомобиля устройство закрытого типа без необходимости дополнительного обслуживания. Выполнен по кальциевой технологии. Обладает улучшенными стартерными возможностями с высокими пусковыми токами. Стабильно держит электрические показатели даже сложнейших режимах эксплуатации.

Для удобства пользователей имеется встроенный индикатор заряда. Корпус изготовлен из морозостойкого полипропиленового материала высокой прочности, устойчивый к механическим воздействиям и вибрации.

Отзыв от Юрия, 35 лет. Продается с завода готовым к работе. Никаких доливок в процессе службы делать не надо, заряд держит стабильно и долго. Великолепно ведёт себя при наших сибирских зимах. Заводит машину при -25℃. Удачная модель с высокими пусковыми токами.

Данные аккумуляторные батареи идеально подходят для автомашин европейского и азиатского производства. Выдерживают любые погодные условия в диапазоне -50… ++80 C. при любом режиме работы. Выполнит свою задачу в условиях северного климата.

В обслуживании данные модели неприхотливы, добавлять дистиллированную воду не нужно. Гелеобразный электролит заключен в прочный герметичный корпус. Лабиринтная крышка не допускает испарения жидкости. Пусковой ток составляет 510 А, что в несколько раз выше мощности аналогичных АКБ.

Длительное хранение аккумулятора не отражается на технических характеристиках устройства. Подходит для современных автомобилей стандартной комплектации, малого и среднего классов.

Отзыв от Сергея, 35 лет. Есть положительный опыт использования аккумуляторов TUDOR. Всем заявленным характеристикам устройство соответствует. Проверено неоднократно.

Аккумуляторы этой фирмы безопасные и беспроблемные. Советую следить за индикацией. Если горит белый индикатор, АКБ использовать нельзя, так как он может вздуться до опасного состояния.

Очень полезная индикация, стоит прислушаться к рекомендациям производителя.

Третье место в рейтинге акб для авто 2019 занимает модель, изготовленная из материалов высокого качества. Это свинцовые пластины с кальцием, сепараторы низкого сопротивления и суперполимеры.

Оснащён большим пусковым током для быстрого и мощного запуска мотора в условиях мороза. Испытание холодом проходит успешно. Хорошее соотношение качества и стоимости.

АКБ Solite относится к штатным аккумуляторам для Киа и Хундай.

Подходит для современных автомобилей, на которых используется большое количество электроприборов. Данный АКБ безопасен в эксплуатации и устойчив к изменениям внешних температур. Не требует долива дистиллированной воды.

Отзыв от Вячеслава, 48 лет. У меня старенький Хундай, это мой второй аккумулятор Solite. Первый достался от старого владельца, он предупреждал, что ему уже 4 года и придётся скоро менять. Но я наездил на нём ещё 2 года. На мой взгляд, отличный аккумулятор по адекватной цене.

В топ 10 лучших аккумуляторов вошла модель, зарядка которого можно выполнить в полтора раза быстрее аналогов за счёт углеродных присадок в отрицательных пластинах. Разработана эта технология в лабораториях Exide.

Улучшен приём заряда и существенно сокращено время зарядки. Модель предназначена для установки на машины с современным электронным оборудованием с требовательной бортовой сетью. Устройство не даёт сбоев при экстремальных температурах и интенсивной эксплуатации в городском режиме.

Отзыв от Ярослава, 37 лет. Купил на Volkswagen Golf GTI год назад. Были сомнения, потянет ли всю электронику. Кроме бортовой, у меня в багажнике десятилитровый холодильник. Пользуюсь кофеваркой. Потянул отлично, не даёт сбоев при экстремально низких температурах до -30C. Для энергонасыщенных машин рекомендую однозначно. Для бюджетных моделей можно найти и подешевле.

На первом месте модель, представляющая российские аккумуляторы с прямой полярностью и напряжением 12 В. Модель оснащена надёжной крепежной планкой, толстыми клеммами типоразмера Т1 с разным диаметром плюсового и минусового выводов. Ёмкость устройства составляет 55 А•ч.

Машина с ответственным АКБ заведется в считанные секунды, можно весь день держать включенным радиоприемник, навигатор и видеорегистратор, пользоваться подогревом сидений и варить кофе. Производитель гарантирует запуск стартера током в 500 А.

Отзыв от Георгия, 33 года. Тюменский аккумулятор заводит машину с полоборота при любых погодных условиях. Это я могу сказать сегодня уверенно, после того, как поколесил на своей «девятке» по электрикам и перепробовал множество АКБ. Рекомендую этот аккумулятор, как недорогой и решающий проблемы эксплуатации автомашин с любым качеством электрики на борту.

Перед покупкой аккумулятора для легковых авто надо поинтересоваться его техническими характеристиками и соотнести их с условиями эксплуатации и маркой машины.

На устаревшую модель подойдёт недорогой свинцово-кислотный. На новый авто с полностью исправным генератором подойдёт аккумулятор по технологии AGM, с хорошим стартовым током и интенсивным восстановлением заряда.

Отдавать немалые деньги за гелевые аккумуляторы с высоким уровнем токоотдачи и малым разрядом стоит только в том случае, когда машина относится к энергонасыщенным моделям, с высоким требованием питания на борту. При выборе аккумулятора необходимо учитывать наличие кондиционера, таких функций как электроподогрев сидений, зеркал, а также состояние электрогенератора.

Какой аккумулятор для автомобиля выбрать?

Для суровых российских зим идеально подойдёт TYUMEN BATTERY STANDARD 60 А/ч 520 А, который заведёт машину даже с несовершенной электрикой на борту. Для энергонасыщенных авто можно смело брать EXIDE Premium 12V 77Ah и не беспокоится об источнике питания.

Чтобы не ошибиться с выбором АКБ для европейской или азиатской иномарки, можно взять Solite 65 А.ч 75D23L или TUDOR Starter TC600A. Отлично показал себя в работе и имеет много хороших отзывов необслуживаемый аккумулятор Mutlu 75 А/ч 720 А.

Имеет увеличенный ресурс и обладает рядом других достоинств VARTA Blue D47 (60R) 540А. Длительный срок службы и высокая степень коррозийной защиты у TOPLA Тop 75 А.ч. Зарекомендовал себя как надёжный и долговечный АКОМ EFB 6CT-60.1. На любое авто подойдет BOSCH S4 008 Silver 574 012 068 большой ёмкости и с увеличенным сроком службы.

А еще мы подготовили очень полезные рейтинги для автовладельцев, в частности, топ лучших автосигнализаций,  лучшие автонавигаторы этого года, а также рейтинг автомобильных компрессоров.

Ответы на частые вопросы

Какое купить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора?

Выбирая зарядное устройство для автомобиля, нужно обратить внимание на следующие характеристики:

  • Напряжение 12 или 24 Вольта. Для легкового авто достаточно 12 Вольт.
  • Автоматическая или ручная настройка. Кому нравится выставлять параметры вручную, другие предпочитают программные настройки.
  • Если выбирать между простым зарядным или пуско-зарядным, то при наличии бюджета лучше остановиться на втором варианте, который запустит машину даже без АКБ. Цена соответствующая.
  • Перед покупкой надо уточнить, какой АКБ стоит на вашей машине. На современных «зарядниках» указывается возможность заряда AGM, GEL и кальциевых батарей с подачей напряжения 15 -16,5 Вольт

Также при выборе необходимо обратить внимание на режим десульфатации, опцию проверки работоспособности и ёмкости АКБ.

Кстати, у нас есть рейтинг лучших зарядных устройств, он находится на этой странице.

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор 60ач?

Величину тока связывают с ёмкости конкретного аккумулятора, и она равняется 10% от нее. При подзарядке автомобильного АКБ 60 ач:

  • Сила тока выставляется до 6 ампер.
  • Напряжение 14,4 вольта.

При таком раскладе АКБ зарядится за 10-12 часов. Есть автоматические зарядные устройства, которые самостоятельно регулируют интенсивность заряда и следить за этим процессом нет необходимости.

Какая кислота в аккумуляторе автомобильном?

В автомобильные аккумуляторы заливается серная кислота, разбавленная водой в следующем соотношении:

В противном случае устройство не пригодно к работе.

Как лучше заряжать аккумулятор автомобиля?

Так как автомобильный аккумулятор является источником постоянного тока, то во время подключения необходимо проследить за полярностью.

Места подключения на аккумуляторе имеют отметки «+» и «–». Выводы на зарядное устройство имеют подобные метки, что позволяет безошибочно подключить АКБ к зарядному устройству: «плюс» с «плюсом», «минус» с «минусом».

Чтобы процесс прошёл качественно, перед подключением АКБ снимают с автомобиля и очищают от возможных загрязнений. Потёки кислоты удаляются влажной ветошью, смоченной в растворе с содой.

На обслуживаемых аккумуляторах выкручиваются пробки на «банках», где заливается кислота. Это необходимо для того, чтобы дать выход образующимся газам. Если уровень электролита пониженный, необходимо долить дистиллированную воду.

При какой температуре заряжать автомобильный аккумулятор?

Средняя температура для зарядки АКБ варьируется в диапазоне температур от +10…+30 ℃.

При других температурных режимах заряжают в следующих случаях:

  • свинцово-кислотный подзаряжают в диапазоне -20 …+50℃;
  • никель-кадмиевый (никель-металлогидридный) заряжают в температурных условиях 0…+45℃;
  • литий-ионным АКБ нужен диапазон 0…+45℃.

Заряжать аккумулятор при несоответствующем требованиях температурном режиме нельзя — он выйдет из строя.

 Загрузка …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *