История марки mclaren

Великое детище Гордона Мюррея — McLaren F1 — на протяжении десяти лет удерживало статус самого быстрого серийного суперкара планеты, достигнув рекордных 386,7 км/ч, пока Koenigsegg CCX не обставил его в 2005-м.

А потом пришёл Bugatti Veyron… Но McLaren F1 до сих пор мечта коллекционеров.

Ведь за шесть лет производства (1992–1998) было выпущено всего-навсего 107 автомобилей разных модификаций, среди которых не только дорожные версии, но и гоночные прототипы.

Далее у Макларена была новая жизнь: провалился SLR — совместный проект с давними коллегами из Мерседеса, затем компанию покинул мистер Мюррей, который после 18 лет в ней предпочёл сосредоточиться на собственных начинаниях. Но сама фирма жива и недавно построила свою вторую дорожную машину: во Франкфурте нам покажут среднемоторный MP4-12C.

История марки McLaren

Британцы умоляют нас не называть их детище реинкарнацией болида F1, вошедшего в историю автомобилестроения как икона среди суперкаров. Они уверяют, что это абсолютно другая машина. Она тоже крута, но играет в другой лиге. А ещё британцы гордятся тем, что модель чуть ли не до последнего винтика — их собственная разработка.

История марки McLaren

Но сразу же возникает вопрос: а двигатель V8 3.8 тогда чей? Помнится, модель F1 оснащалась мотором BMW. Может, и здесь «сердце» баварское? Мимо. И это точно не двигатель AMG, обладание которым приписывали машине лукавые инсайдеры и шпионеры.

История марки McLaren

Салон создатели хотели сделать максимально чистым. Руль остался без кнопок, управление климатической установкой — на подлокотниках, а водитель и пассажир сидят очень близко друг к другу: автомобиль задуман предельно узким, иначе его вес неминуемо вырос бы. Кроме того, для комфорта имеются навигация, электрорегулировка сидений и аудиосистема класса high-end.

Выходит, мотор под названием M838T тоже сделали англичане, как и уверяют в пресс-релизе. Двигатель, оснащённый системой VVT и двумя турбокомпрессорами, выдаёт 600 лошадиных сил и столько же ньютон-метров. Притом создатели машины отмечают, что 80% крутящего момента доступно ещё до 2000 об/мин, а развивает движок до 8500.

История марки McLaren

Англичане, по их словам, потратили безумные суммы на проработку аэродинамики. Коэффициент нам пока не называют, но утверждают, что всё в порядке.

Коробка передач по последней моде: тягу на заднюю ось передаёт семиступенчатый «робот» с двумя «мокрыми» сцеплениями, именуемый SSG. Режимов три штуки: Normal, Sport и High Performance. Есть также лонч-контроль и «зимний» режим.

А вот «механики», как у F1, точно не будет. Зато имеется интересная система Pre-Cog, которая работает по принципу фокусировки фотоаппарата. Когда вы касаетесь кнопки переключения передачи, программа, так сказать, готовит коробку.

Продавливаете клавишу до конца — и передача моментально повышается или понижается.

История марки McLaren

Чтобы снизить вес суперкара, крышки блока цилиндров и впускные коллекторы сделали из композитных материалов. Кроме того, мотор размещён очень низко, что улучшает расположение центра тяжести и, соответственно, благотворно влияет на управляемость.

Такой хитроумный наборчик сулит нам нешуточную динамику, вот только точные цифры англичане называть не спешат. Видимо, в Макларене ждут премьеры на мотор-шоу во Франкфурте. Но смеем предположить, что разгон до сотни не будет занимать у суперкара больше 3,5 с, а максимальная скорость превысит 320 км/ч.

История марки McLaren

Британцы гордо отмечают, что MP4-12C выбрасывает в атмосферу лишь 300 г CO2 на километр. На сегодняшний день при такой мощности это лучший показатель среди автомобилей с традиционными ДВС, включая дизель-электрические гибриды.

Что ещё? Подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами тоже собственная разработка англичан. Они клянутся, что ещё ни один производитель не добивался такого баланса между комфортом и производительностью. Притом вместо традиционных стабилизаторов здесь иные, не механические, а активные гидравлические. Режимов настройки три — от обычного до хардкора.

История марки McLaren

Кроме того, машина получила ещё одно занятное приспособление — Brake Steer.

Предугадывая возможный снос передней оси, электроника притормаживает на входе в поворот внутреннее заднее колесо, сглаживая эффект недостаточной поворачиваемости.

При этом в расчёт принимаются угол поворота руля и текущая скорость. Вдобавок система не даёт резине пробуксовывать при выходе из виража, заменяя традиционный самоблок, который отличается немалым весом.

История марки McLaren

Активный задний спойлер способен играть роль воздушного тормоза.

Интересен и кузов. Британцы использовали цельный углепластиковый монокок MonoCell, к которому монтируются мотор, шасси и навесные детали из алюминия и углепластика.

Сама пространственная конструкция очень крепкая, необычайно лёгкая (80 кг) и дешевле в производстве, а её изготовление занимает не более четырёх часов. Да и если бы кузов состоял из отдельных деталей, на его проектирование ушло бы куда больше средств.

В свою очередь, сэкономленные деньги были пущены на снижение веса других узлов автомобиля: механизмы тормозов алюминиевые, колёса легчайшие, а выпускная система почти что невесомая, но очень производительная.

История марки McLaren

Облик автомобиля придуман Фрэнком Стефенсоном, марокканцем по происхождению. Он окончил калифорнийский колледж дизайна и 11 лет прослужил в BMW, а потом перешёл в FIAT. Среди самых известных работ художника — первое поколение BMW X5, Mini, Ferrari F430, Maserati MC12. Последним его творением перед переходом в McLaren стал коротышка Fiat 500.

Что касается странного имени, то MP4 отсылает нас к Формуле-1, где все болиды Макларена зовутся так с 1981 года. Число 12, согласно принятой в фирме градации, означает класс машины исходя из мощности, аэродинамики, веса и других характеристик. А вот буква C — это Carbon, цельный углепластиковый монокок.

История марки McLaren

McLaren F1 появился в продаже в 1992 году. Машина оснащалась двигателем BMW V12 объёмом 6,1 л и мощностью 550 л.с. (600 Н•м) в стандартной спецификации. Коробка передач — шестиступенчатая «механика», сиденье водителя — по центру. Компромиссам места нет. Стоимость машины на рынке в последние годы выпуска превышала миллион долларов.

Проект Мюррея назывался куда лаконичней — F1. И несмотря на просьбы инженеров не проводить параллели с прежней машиной, обыватели всё равно будут сравнивать новую глянцевую картинку с иконой.

А журналисты — с Ferrari 458 Italia, а также с Porsche 911 Turbo, Audi R8 V10, Aston DB9 и Lamborghini Gallardo. Ведь именно их сами британцы и видят среди конкурентов Макларена MP4-12C. Да и отпускная цена у них схожая.

За ту же Ferrari попросят около $260 тысяч, а за новый McLaren — от 205 до 290 тысяч.

В продаже машина появится в начале 2011 года. Реализовывать Макларены будут через небольшую дилерскую сеть по всему миру. Однако в первый год производства соберут лишь тысячу машин. Это немного — около 3,5% рынка суперкаров, но вполне достаточно для одной модели. Вот только потенциальных покупателей будет точно больше. Самое интересное — что обо всём этом думает Мюррей?

Все, что нужно знать о машинах McLaren и их очередной революции

Сегодня в сеть просочились снимки патентных чертежей нового гиперкара McLaren, а значит, не остается никаких сомнений в том, что модель Р1 будет в точности повторять концепт, представленный несколькими днями ранее. Готовый автомобиль компания презентует в 2013 году.

Судя по первичному описанию, он получился фантастически мощным и даже чересчур технологически навороченным — в общем, все обсуждают и в буквальном смысле стоят на ушах.

В этом материале FURFUR решил подробнее разобраться в устройстве нового гиперкара и вспомнить его главного предшественника — спорткар McLaren F1.

Новый McLaren P1

История марки McLaren

ДВИГАТЕЛЬ 960 л.с. РАЗГОН ДО 100  2,8 сек. МАКС. СКОРОСТЬ 390 км/ч ВЫХОД НА РЫНОК 2013 г.

Ожидается, что модель P1 получит мотор, развивающий около 960 лошадиных сил.

Он будет сочетать в себе 3,8-литровый мотор V8 «твин турбо» и систему рекуперации кинетической энергии KERS, аналогичную той, что повсеместно ставят на болиды «Формулы-1».

По мнению экспертов, базовая силовая установка будет развивать 700-800 лошадиных сил. А после активации системы KERS — кнопкой на рулевом колесе — дополнительно 150-200 сил.

Суперкар получит адаптивные амортизаторы, трекшн-контроль с пятью режимами работы, возможность полностью деактивировать ABS на гоночной трассе, активные аэродинамические элементы и карбон-керамические тормозные механизмы.

 Расчетная максимальная скорость должна составлять примерно 380-390 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч — не более 2,8 сек. Не уверены, что все читатели знают, с чем сравнить, но это по-настоящему фантастические цифры.

История марки McLaren Энтони Шерифф, управляющий McLaren Automotive «Мы не стремимся сделать McLaren P1 самым быстрым с точки зрения максимальной скорости. Наша цель — сделать его самым быстрым на дороге и гоночной трассе, создать самый сбалансированный, технологически продвинутый и динамически совершенный дорожный автомобиль».
«P1 впитает в себя все, чему мы научились за пятьдесят лет автоспорта. Двадцать лет назад мы перевернули автомобильный мир, выпустив на дороги F1, и сейчас, имея на руках новый P1, мы должны проделать это еще раз». История марки McLaren Рон Деннис, совладелец McLaren

Судя по всему, в мире спорткаров назревает настоящая революция. Но стоит напомнить о том, что компании McLaren уже удавалось однажды учинить нечто подобное — 1992 году выпуском спорткара McLaren F1. В этом материале мы решили подробно вспомнить, как это было.

История появления McLaren F1

История марки McLaren

В конце 88-го в «Формуле-1» безраздельно властвовали болиды McLaren. Айртон Сенна и Ален Прост — абсолютные лидеры чемпионата мира.

 Бессменный босс непобедимой команды Рон Деннис и главный акционер всего холдинга McLaren шейх Мансур Ойех на волне эпохального триумфа в гонках приняли решение увековечить свои достижения, построив лучший суперкар в истории автомобилестроения, своего рода генно-модифицированную версию болида McLaren «Формулы-1», но для дорог общего пользования.

И уже к 1989 году в Уокинге, в непосредственной близости с цехами «формульных» McLaren, появилось подразделение по производству мелкосерийных моделей — McLaren Cars Ltd. Великая миссия создания «суперкара ХХ века» легла на плечи инженера Гордона Мюррея. Дорожная модель McLaren должна была создаваться, невзирая на затраты и без оглядки на розничную цену.

История марки McLaren Гордон Мюррей, создатель спорткара McLaren F1 «Это были сказочные времена. Для любого автомобильного инженера главным воплощением его познаний является бескомпромиссный суперкар — своего рода вершина конструкторской мысли. Но, как гоночный инженер, я вынужден был побороть в себе инстинкты, чтобы наш автомобиль получился именно дорожным, цивильным, без отголосков боевых болидов».

Технические характеристики и дизайн

Таким образом, дорожный McLaren получил монокок и наружные панели, полностью выполненные из карбона, среднемоторную компоновку, наконец, подвеску типа push-rod, которую мы сегодня называем «формульной схемой», — все эти решения перекочевали на суперкар.

Сегодня вышеперечисленными составляющими мало кого увидишь, но не следует забывать, что эта модель создавалась в самом начале 90-х.

Тогда карбоновый монокок называли «космическими технологиями», а королева серийных суперкаров того периода — Ferrari F40 — щеголяла сварным несущим каркасом из стальных труб и кузовом из стеклопластика.

Конструкция Мюррея — сплошные компромиссы. Он вел беспощадную борьбу за снижение веса машины.

Все, что только можно, было сделано из углеволокна — здесь 5500 больших и малых деталей из карбона, а там, где он не подходил, применяли титан.

В результате при снаряженной массе 1137 килограммов модель и по сей день считается самым легким суперкаром в мире и не имеет конкурентов по удельной мощности.

ДВИГАТЕЛЬ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБЛАДАЛ НЕВИДАННОЙ ДЛЯ СУПЕРКАРОВ ДОЛГОВЕЧНОСТЬЮ. А МОТОРНЫЙ ОТСЕК ВМЕСТЕ С КРЫШКОЙ БЫЛИ ПОКРЫТЫ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ

Вдумайтесь: у F1 отсутствуют гидроусилители руля и тормозов, нет здесь АБС, подушек безопасности и противобуксовочной системы. Стоит ли упомянать о весьма коварном характере автомобиля даже на сухом асфальте, не говоря уже о мокром.

Зато есть кондиционер и аудиосистема, маленькие боковые форточки-окошки, снабженные электроприводом, кожаные кресла, а на полу салона, отделанного «алькантарой», шерстяные ковры.

Английские снобы в своем репертуаре: экстремальная техника, жесткая «экономия» веса, но комфорт и роскошь — это святое.

К слову о салоне, плод фантазий Гордона Мюррея — посадка пилота на манер формульных болидов, по центру кокпита — была реализована в модели F1. Два пассажирских кресла расположены симметрично по бокам.

Двери открывались на манер «крыла чайки», со смещением вперед — решение, прямо скажем, не блиставшее удобством в эксплуатации.

Неподражаемый дизайн автомобиля — заслуга английского стилиста Питера Стивенса, профессора и преподавателя Королевской академии искусств.

История марки McLaren

И если ответы на вопросы касательно шасси и кузова витали в прохладном воздухе Туманного Альбиона, то задача выбора мотора была не из самых простых. Все дело в том, что поставщиком двигателей для победоносных болидов McLaren «Формулы-1» была Honda.

Но двигателей V10 или V12 для суперкаров, подходящих для повседневной эксплуатации, у японцев не было. Да и мотор Honda был не лучшей партией голубокровому шасси McLaren с точки зрения генно-имиджевой составляющей. Тогда Мюррей вовремя вспомнил о своем бывшем партнере из BMW-Motorsport Пауле Роше.

Немецкий завод располагал потрясающим по тем временам серийным V12 от модели 750, и за основу был взят именно его блок (с углом развала цилиндров 60°), а созданием самого мотора занялась команда гоночного подразделения BMW-Motorsport.

В результате инженеры из Мюнхена построили для McLaren F1 один из лучших двигателей в своей истории — объемом 6,1 л и мощностью 627 л.с.

Абсолютно все компоненты двигателя, включая головки блока, систему питания и электронику, были  уникальными и не имели ничего общего с массовыми моторами BMW. Двигатель новой модели обладал невиданной долговечностью и выносливостью, что, без сомнений, является большой редкостью для суперкаров. Моторный отсек вместе с крышкой были покрыты чистым золотом для лучшей теплоизоляции. История марки McLaren

Спортивные достижения и модификации F1

28 мая 1992 года машину, воплотившую самые передовые технологии «Формулы-1», презентовали накануне престижнейшего Гран-при Монако.

Читайте также:  Правила хранения резины на дисках

Дорожный McLaren потряс не только своими характеристиками и неслыханными по тем временам технологиями, но и ценой.

В своей базовой, если так можно выразиться, «простой» версии McLaren F1 стоил чуть больше миллиона долларов. Сегмент дорожных суперкаров пополнился не имеющим аналогов автомобилем.

История марки McLarenMcLaren F1 1992 г.

Неоднократные рекордные заезды показали, что серийный F1 может развить скорость (по спидометру) чуть более 390 км/ч, что реально соответствует 375-380 км/ч по GPS.

Ценой за рекордные показатели максимальной скорости стало, по многочисленным свидетельствам владельцев McLaren F1, далеко не идеальное поведения автомобиля на скоростях свыше 250 км/ч.

Причиной тому был кузов: словно капля застывшей ртути, он напрочь лишен привычных по автомобилям Lamborghini и Ferrari тех лет антикрыльев и спойлеров. Когда очень быстро едешь по идеально ровной прямой на McLaren, кажется, что это вовсе не прямая, а сотни мелких коварных виражей.

Впрочем, последующие модификации этого суперкара обрастали все большим количеством аэродинамических элементов, призванных добавить прижимной силы. Как результат, последняя модификация F1 получила и вовсе иной кузов, прижимная сила которого возросла в 3,5 раза по сравнению с первой генерацией модели, но развивала она куда более скромные 320 км/ч.

ЭНТУЗИАСТЫ СТАЛИ ПРЕДПРИНИМАТЬ ПОПЫТКИ ВЫСТАВИТЬ F1 НА ГОНКИ, НО ГОРДОН МЮРРЕЙ ВМЕШАЛСЯ И СОЗДАЛ СПОРТИВНУЮ ВЕРСИЮ — MCLAREN F1 GTR

Но сколько бы ни пытался Гордон Мюррей убеждать публику в том, что он создал F1 исключительно как дорожный и даже чуждый гонкам автомобиль, «порода» автомобиля все же проявилась. В какой-то момент суперкар с потрясающими характеристиками не мог не вызвать у некоторых энтузиастов желания подготовить и выставить его на гонки класса GT. 

В McLaren не возражали против частных инициатив, тем более что при кризисе в сбыте машин гоночная программа обещала хоть какие-то средства. Но Гордон Мюррей немедленно вмешался, и уже к 1995 году дебютировала первая версия спортивного McLaren, получившая название F1 GTR.

История марки McLarenMcLaren F1 GTR 

Автомобиль с точки зрения механики мало отличался от серийного, но кузов и аэродинамика были значительно переработаны для увеличения устойчивости на высоких скоростях.

 Машина настолько превосходила конкурентов по техническому уровню и динамическим показателям, что McLaren F1 GTR даже под управляем дилетантов-миллионеров, далеких от автоспорта, в гонках вообще не встречали конкуренции. Пятерка F1 GTR просто растерзала чемпионат. Но главная сенсация случилась в гонках Le Mans в том же 1995 году.

Тогда несколько частных команд выставили машины из чемпионата GT на знаменитую французскую 24-часовую гонку. И McLaren F1 GTR частной команды побеждает в легендарной гонке, остальные суперкары из Уокинга занимают третье, четвертое и пятое места. 

С тех пор на протяжении еще трех лет в разных гоночных сериях пилоты-частники, управлявшие автомобилями McLaren, на равных боролись за победу с заводскими командами.

McLaren F1 сегодня

Экономический спад середины 90-х и, без сомнения, сильно завышенная цена не позволили англичанам выпустить более сотни экземпляров, включая разные модификации и чисто гоночные версии.

В Уокинге заявляют, что ровно сотня машин и была произведена, хотя информированные источники сообщают, что сток как минимум из десяти экземпляров F1 все еще остается на заводе.

Так что, если вы когда-нибудь накопите на McLaren F1, нет ничего проще: обращайтесь туда, и вам непременно найдут абсолютно новую машину, без пробега.

Стоит также заметить, что все проданные автомобили до сих пор поддерживаются запасными частями и технически сопровождаются.

Завод McLaren продолжает обновлять конструкцию всех проданных F1, и если вы, скажем, случайно разобьете свой F1, завод полностью его восстановит. За дорого. Однако это не мешает владельцам этих суперавтомобилей эксплуатировать их «на все деньги».

Каждый автомобиль оснащен системой сбора информации и отправки данных на завод в Уокинг для анализа работы двигателя, коробки передач и вспомогательных систем.

Работники завода часто вспоминают курьезный случай, когда им регулярно приходили данные о том, что один из их F1 каждый день преодолевает отметку в 340 км/ч. Они решили выяснить, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, и из разговора с владельцем, проживающем в Германии, стало понятно, что он просто ездит на нем по автобану на работу. Каждый день.

Три года назад журналисты из Top Gear решили в очной схватке на драг-стрипе противопоставить «старичку» Маку новейший Bugatti Veyron, превосходивший его не только по мощности (627 сил против 1001 у Veyron), но и по типу привода (на заднюю ось у McLaren, полный привод у Bugatti) — в вышедшем в эфир ролике об этой схватке McLaren F1 лишь самую малость уступил суперсовременному гиперкару, что далось Bugatti, по заверению создателей передачи, лишь с девятой попытки.

Сегодня, спустя почти двадцать лет с момента появления McLaren F1, совершенно очевидным остается факт создания Гордоном Мюрреем передового, вне пределов разумного совершенства и рациональности, автомобиля. Отчего повышаются требования к правопреемнику престола, модели P1. Нам с вами остается ждать как минимум год — до старта производства, возможно, нового короля суперкаров.

Адель Шангараев

История McLaren. Часть 1: 1964-1970. «Летающий Киви»

Это цикл статей, посвященный истории команды McLaren от момента ее основания до настоящего времени. Команда впервые вышла на старт официально на Гран-При Монако 1966 года, 33 года назад. За все это время гонщики команды выиграли 12 титулов чемпионов мира, а сама команда завоевала 8 Кубков Конструкторов.

Несмотря на то, что сейчас команда переживает не лучшие времена, ее история не становится от этого менее яркой. Большинство болельщиков наверняка знакомы с основными вехами, связанными с британским коллективом, но, возможно, прочитав эти материалы, каждый из вас сможет почерпнуть для себя что-то новое и интересное.

«Делать что-то хорошо настолько важно, что погибнуть в погоне за этим не будет безрассудством. Если ничего не сделать, имея способности, это будет пустой тратой жизни. Жизнь измеряется достижениями, а не только прожитыми годами».

Это слова Брюса Макларена, которые переданы через его друга и секретаря Эона Янга. Контекст был философским отражением ситуации после смерти гонщика McLaren, Тимми Майера, чей Cooper врезался в дерево на страшной трассе Longford в Тасмании.

Компания Bruce McLaren Motor Racing Ltd была только в самом начале своего пути. Гонка в Longford ознаменовала собой последний раунд первой Tasman series в начале 1964 года, когда Брюс стал чемпионом в первом походе зарождающейся команды.

Но в тех ужасных обстоятельствах праздновать было нечего. Это были автогонки 60-х, и именно там началась история McLaren.

В свете всего того, что произошло потом, в особенности тяжелых последствий его собственной гибели шесть лет спустя, слова Макларена будут иметь более глубокий смысл — не только для его осиротевшей команды, которая возьмет себя в руки и просто продолжит работать, но и для каждого гонщика, оценившего смертельный риск этого спорта и все равно решившего гоняться.

История марки McLaren

Когда Брюс выиграл Гран-При США в 1959 в возрасте 22 лет, он стал самым молодым победителем Гран-при в истории.

Брюс МакЛарен как будто говорил за них всех, хоть и не намеренно — это был не его стиль. Эти важные слова, которые станут его эпитафией, были тем, что определяло его и, как следствие, его сплоченную команду, которую он основал. McLaren, какой мы ее знаем сегодня, построена на ярком образе ее основателя и на его принципах: честность, единство, верность, нацеленность, превосходство.

За прошедшие десятилетия в какие-то моменты эти принципы были расширены, а некоторые были искажены. Но в череде побед и поражений все всегда возвращалось к корням.

По словам тех, кто наблюдал, как Брюс рос в Ремуэре, Окленд, его тяжелое заболевание в детстве казалось проклятьем и препятствием, но сделало его уникальным.

В возрасте девяти лет Брюса поразила болезнь Пертеса, состояние, которое ограничивало кровообращение в его растущей бедренной кости. Это объясняло боль в его бедрах.

Он провел более двух лет, лежа в корсете с грузами, висящими на ногах, и сидя в инвалидном кресле, привязанный к детскому дому для так называемых «калек». То, как этот яркий, симпатичный мальчик справился с этим, весьма примечательно.

Он читал, он изучал что-то новое, он использовал свою коляску для гонок, когда никто не видел…и это изменило его. Ну, еще бы. И вместо расстройства и гнева в нем проявились такие качества, как сочувствие и сострадание, которые будут с ним на протяжении всей его недолгой жизни.

После выздоровления Макларену пришлось снова учиться ходить, и теперь его походка имела выраженную хромоту, так как одна нога у него стала короче другой. К двенадцати годам он много пережил.

И все же, десять лет спустя, в возрасте 22 лет, Брюс станет самым молодым победителем Гран-при Формулы 1. Его победа на Cooper T51 в 1959 году на Гран-при США в Себринге стала знаковой.

Он многого достиг, но знал, что может сделать гораздо больше.

К 1963 году Брюс стал лидером команды Cooper после решения его друга, двукратного чемпиона мира Джека Брэбема, покинуть команду и начать строить свою собственную гоночную империю. Не в первый раз Брюс решил пойти по стопам своего наставника.

Bruce McLaren Motor Racing Ltd родилась отчасти из-за разочарования. В то время как Lotus и BRM прогрессировали, лучшие дни Cooper уже прошли, и интуиция подсказала Макларену, который был инженером в глубине души, что ему пора стать хозяином своей собственной судьбы.

Когда Чарли Купер нарушил планы Макларена относительно новой серии гонок Tasman «Down Under» в первые месяцы 1964 года, Брюс отправился домой с парой машин Cooper, которые он сам модернизировал. Последующая смерть Майера, хоть и ужасающая, не остановила его.

В конце концов, философия «потерянной впустую жизни» проникла ему в душу, возможно, из-за долгих лет болезни в детстве. Была причина продолжать свое дело.

История марки McLaren

До Формулы 1 McLaren специализировалась на Can-Am. Канадско-американский Кубок для открытых спортивных автомобилей стал прекрасной площадкой для выступлений команды на протяжении 1960-х годов. Именно в этой серии принимал участие первый автомобиль команды McLaren, несмотря на то, что не носил ее имя.

Cooper Oldsmobile Брюса был важен во многих отношениях. Он купил ее у Роджера Пенске, который успешно участвовал в гонках с двигателем Ford на ней под именем Zerex Special. История гонок McLaren в 1964 году с этим спортивным автомобилем на базе модифицированного одноместного T53 была определяющей для будущего команды.

Вероятно, без этого проницательный адвокат Тедди Мейер не захотел бы покинуть США ради холодной и серой Англии, чтобы помочь создать компанию с нуля, чьи машины выступали бы в гонках — гонках, которые только что унесли жизнь его младшего брата Тимми. То, что он последовал за Брюсом через Атлантику, многое говорит о невидимой силе Макларена.

Этого человека было легко полюбить, ему можно было доверять. Это был человек, в которого верили.

С ростом результатов автомобилей Can-Am Брюс подумывал об экспансии своей компании в Формулу 1.

К 1965 году он стал выполнять сразу несколько ролей: он все еще ездил за Cooper, но ему требовалась помощь в разработке и создании его первой машины Ф1. Его решение снова многое скажет о его характере.

Он мог бы нанять проверенного и опытного конструктора, но вместо этого выбрал многообещающего 24-летнего авиационного инженера и фаната автоспорта без какого-либо опыта.

Робин Херд был блестящим выпускником Оксфорда, который учился в школе вместе с гонщиком Формулы 2 Аланом Ризом. Именно Риз упомянул имя инженера в разговоре с механиком McLaren (и будущим гонщиком Формулы-1) Хоуденом Гэнли.

Херд встретился с Маклареном и Мейером и неожиданно понял, что будет работать в главном офисе команды в Фелтеме.

Брюс снова собирался отправиться на гонки Tasman series, и Херд должен был спроектировать и построить автомобиль Формулы 1 в его отсутствие. Это было доверие.

Работа Херда в McLaren была недолгой. Он решил присоединиться к амбициозному проекту Cosworth постройки машины Формулы 1 с полным приводом, которая так никогда и не вышла на старт.

А после он основал команду March вместе с Ризом, Грэмом Коакером и учтивым коллегой-выпускником Оксфорда по имени Макс Мосли.

Читайте также:  Прибор для удаления вмятин на автомобиле

Но в последующие годы Херд открыто признавал, что никогда не работал с более тесной, профессиональной и талантливой группой, чем небольшая группа «братьев» в McLaren.

История марки McLaren

Вдохновленный Брюсом, Херд предлагал новаторские идеи с самого начала. Его M2A, первый автомобиль McLaren для Ф1, был изготовлен из многослойного материала из алюминия и бальзы – это Херд «принес» с собой из авиации.

Макларену нужно было быть осторожным: он все еще был гонщиком Cooper, в конце концов, и ему приходилось скрывать свои намерения в отношении Ф1. Он сказал, что целью M2A было тестирование шин для Firestone, которые возвращались с новыми задачами в Гран При.

Это не было ложью, но и не было всей правдой.

В Зандворте проводились эксперименты с аэродинамическими крыльями задолго до того, как их попробовали Brabham, Ferrari и Lotus. Оснащенная простым крылом, M2A полетела…

но в хорошем смысле, она прекрасно «прилипала» к земле. Инженер утверждал, что машина была сразу на три секунды быстрее.

Стремясь избежать назойливого внимания журналистов, команда устроила шоу, разбив крыло и выбросив его в мусорное ведро. Но они потом к нему еще вернутся.

В конце концов, покинув Cooper в конце 1965 года, Брюс был твердо намерен выставить собственную машину Ф1 на следующий сезон.

Херд продолжал конструировать шасси M2B из композитных материалов, но модифицированный двигатель Ford Indy оказался неподходящим, так как Формула 1 готовилась к «возвращению мощности» перед сезоном 1966 года с новой 3-литровой формулой, которая удвоила бы мощность двигателя. В середине шестидесятых годов выставить машину под своим именем было идеей фикс.

Когда Макларен делал свои первые шаги, друг Брюса, Дэн Герни, выставил свою команду Anglo-American Racers и прекрасную машину Eagle-Weslake, в то время как старый лис Джек Брэбем обрел новую жизнь с Repco, и выиграл заслуженный третий титул чемпиона мира.

История марки McLaren

Брюс впервые управляет своей собственной машиной, Гран-При Монако, 1966.

В 1967 году Eagle Герни взлетел на первую ступень подиума в Спа, в то время как новозеландский напарник по команде Брэбема Денни Халм набрал очки, которые ему были необходимы для его собственной чемпионской короны.

В США «Шоу Дэнни и Брюса» прекрасно работало в Can-Am, но амбиции McLaren в Формуле 1 с M5A продолжали натыкаться на проблемы с BRM V12. Двигатель Ford Indy 1966 года был частью плана с целью привлечь Ford в Формулу 1; Брюс даже выиграл Ле-Ман за них на GT40 вместе с соотечественником, Крисом Эймоном.

Так что ему было неприятно, когда Уолтер Хейз из Ford получил финансирование для участия в Формуле 1 в 1967 году, но стал сотрудничать с Cosworth и Lotus.

Двигатель DFV V8, разработка которого финансировалась Ford, полностью изменил правила игры, когда Джим Кларк победил в дебюте силового агрегата Ford-Cosworth, установленного на Lotus 49 в Зандворте. Только детские болезни агрегата лишили Джима надежды на титул.

Двигатель был в эксклюзивном пользовании у Колина Чепмена в первый год, но перед Ford замаячило потенциальное доминирование их детища в спорте. Были заключены новые сделки, и, наконец, в 1968 году у McLaren был достойный двигатель. M7A от Херда с стройным силуэтом и великолепной яркой раскраской (Мейер хотел, чтобы их машины выделялись) вывела McLaren в высшую лигу.

Гонка чемпионов в Брэндс-Хэтч в марте ознаменовала первую победу Макларена в Формуле 1 на автомобиле, носящем его собственное имя.

А Халм, который покинул Brabham, несмотря на свой титул и надеясь воссоздать «Шоу Дэнни и Брюса» в Европе, выиграл Silverstone’s International Trophy в следующем месяце, Брюс же приехал вторым. Однако, это были темные времена в спорте.

Между этапами, автоспортивный мир был потрясен потерей Джима Кларка, погибшего в гонке Формулы 2 в Хоккенхайме.

В Спа, спустя год после успеха Герни, Макларен повторил успех друга своей собственной победой — своей первой в чемпионате мира после Монако 1962 года и первой победой его команды в чемпионате мира Формулы 1.

Это была гонка на истощение, типичная для той эпохи, но победа и заработанные очки стали наградой за вложенный труд.

Также именно тогда впервые эксперименты с аэродинамическими крыльями переместились с тестовых треков на гоночную трассу, но не на McLaren. Херд, должно быть, корил себя.

Но именно Халм, а не Макларен, набрал ход после этого, выиграв в Монце и унаследовав победу в Мон-Тремблане от неудачливого Криса Эймона на Ferrari. И к тому моменту он набрал одинаковое количество очков с Грэмом Хиллом, который стоически тянул шокированную смертью Кларка команду Lotus.

Из-за схода Халма в Уоткинс-Глен его шансы на титул пошатнулись, но он отправился в Мехико на последнюю гонку все еще с надеждой: шесть очков он проигрывал Хиллу и три Джеки Стюарту из Matra. Хилл выиграет второй титул, поскольку у Стюарта возникнет проблема с подачей топлива, а Денни сойдет с трассы из-за проблем с задней подвеской.

Тем не менее, McLaren финишировала второй после Lotus в Кубке Конструкторов, опередив Matra.

История марки McLaren

В следующем году рост результатов затормозился, даже несмотря на то, что Брюс занял почетное третье место в чемпионате позади Джеки Стюарта на Matra с двигателем DFV и нового гонщика Lotus Йохена Риндта. К концу десятилетия Макларен мог позволить себе на мгновение задуматься о том, чего достигла его команда. Но он был, вероятно, слишком занят. Нужно было планировать следующий шаг.

Его привлекательная дорожная машина M6GT показывала безграничные амбиции Брюса. Но все это погибло 2 июня 1970 года — в тот день, когда Макларен отправился на еще один день тестов в Гудвуд на своем новом M8D для Can-Am, и не вернулся. Задняя часть машины вильнула на прямой Lavant, и она врезалась в маршальский пост.

Команда, которая впоследствии станет одной из самых успешных в истории Формулы 1, уступая только Ferrari, могла погибнуть вместе с Брюсом в тот день. Но это был не выход для McLaren.

Его команда «братьев», слепленная по его образу, была бесконечно предана человеку, за которым они бы последовали даже в Сахару, если бы он попросил их.

История марки McLaren

Победа Брюса в Спа в 1968 году.

На заре нового десятилетия образ Брюса застыл во времени: все еще молодой 32-летний парень с блеском в глазах. И его дух будет жить, сверкая в 70-х и дальше вместе с его все более энергичной командой. Это точно не было жизнью, потраченной впустую.

Это перевод статьи журнала F1Racing за ноябрь 2018 года.

F1Racing

История McLaren

Будучи дополнительного дохода от производителей автомобилей, которые нагреваются Формулы-1 беговые дорожки, Автомобильные шедевры Макларен, обычно называют просто как Макларен, сильно известный как один из лучших компаний, которые производят машины высокой производительности. История McLaren начала работать в 1989 году Рон Деннис в большом городе Уокинг, графство Суррей, Великобритания. С тех пор компания была моделирования всемирно известных спортивных автомобилей с после Формулы-технологии.

Легенда 90-х

Макларен F1 является экспериментальный автомобиль компания создана в 1992 году. Это купе с тремя местами, водитель находится в середине. Гордон Мюррей разработал автомобиль, в то время как BMW построил свой двигатель, 6064 куб.

см V12 подразделения, которое способно производить 627 лошадиных сил. Это то следует Maverick сверхзвуковой автомобиль в 1993 году, и Макларен Мерседес MP4/98T в 1998 году.

 Первый из них приняты в качестве первого Формула Тандем один автомобиль в мире, а также был разработан Мюррей.

SLR McLaren 722

Пожалуй, самым известным автомобилем, когда-либо созданных компанией Макларен является в сотрудничестве с Mercedes-Benz. Впервые он был показан на Парижском автосалоне в сентябре 2004 года. Она имеет 626 л.с.

ближайшие от 5,5 л двигателем V8 Superchraged, и может разгоняться до 100 км / ч за 3,8 секунды.

 Так как он был принят успешно, другие версии следует, таких как McLaren SLR 722 в 2006 году и SLR Кабриолет в 2007 году.

Вы ищете роскошный автомобиль, который едет с большой скоростью, долговечность и исключительную эффективность работы? Если да, то 2012 Wheelsandmore Mercedes-Benz SLR McLaren 722 является правильный автомобиль для вас. С 650 лошадиных сил не устраивает клиентов, которые имеют яростный опыт вождения, интенсивные изменения были сделаны для зеркальных камер.

«Максимум мощности транспортного средства», это самое подходящее описание для последнего Макларен 722. Это редкое издание в сочетании со всеми до современных и лучших обновлений, которая позволяет ему работать как никто другой. Это все благодаря всей команде Wheelsandmore, кто отвечает за все изменения, которые делают SLR даже лучше, чем когда-либо.

Спортивный автомобиль изначально пришли с 650 лошадиных сил и крутящим моментом 820 Нм, который был не сделать много клиентов счастливыми. Тем не менее, Макларен 722 в настоящее время перекачивается до более высокого уровня с новым настроить двигатель V8, который производит 727 л.с. и крутящим моментом 701 Нм. Как это возможно?

Ну, это все сводится к новой конструкции выхлопной системы, которая имеет спортивные катализаторы, а также клапаны, которые могут быть задействованы с помощью дистанционного управления, которые можно легко адаптировать к значительному рыку двигателя V8 .

Тем не менее, эти изменения требуют специализированного подвески для модели. В связи с этим, команда Wheelsandmore решили обратиться RDN, их специалисты усиленную катушку для того, чтобы появился новый встроенный поршень подвески, которая показывает отскок регулируемые хитрое, и лучшее сжатие которое полностью совместим с McLaren Mercedes-Benz SLR 722.

Что еще? SLR 727 поставляется с лучшей руль и все пассажиры могут иметь комфортную езду с места Nappa кожа. С большой стиль, комфорт и оптимальная функциональность работает, McLaren Mercedes-Benz 722 может быть вашим лучшим выбором для уникального суперкара, который может дать вам исключительную роскошь езды которую вы всегда хотели.

Mercedes Benz SLR McLaren видео обзор

VN:F [1.9.22_1171]

Рейтинг 0.0/10

Характеристики McLaren / МакЛарен

Брюс МакЛарен (Bruce McLaren), основатель команды McLaren, был не только гонщиком, но и инженером. Собственную команду Bruce McLaren Motor Racing он основал в конце 1963 года. С этого момента начинается славная история команды Mclaren.

Команда Брюса Макларена была одной из самых удачливых в автогонках 60-х годов.

Для Брюса Макларена автоспорт был его жизнью, а победы в гонках – смыслом жизни. Уже через пять лет он завоевал первую победу в Grand Prix, а его команда блестяще выступала в богатой серии CanAm, выигрывая чемпионаты и имея огромные прибыли в течение пяти лет, а также строила многочисленные копии своих победоносных болидов для продажи.

Тем не менее, они не ушли из «Формулы-1», хотя основное внимание концентрировали на программе разработки спортивных автомобилей.

Первой собственной машиной McLaren стал M1, оснащенный двигателем Oldsmobile. McLaren M1 участвовал в гонках серии CanAm в 1964 году. В 1965 Брюс МакЛарен нанял инженера Робина Херда (Robin Herd), который создал для МакЛарена его первое одноместное шасси. Первая машина была оснащена двигателями Oldsmobile V8, и создавалась в качестве тестовой машины для шинной компании Firestone.

«Макларен-Форд М2В», появился в первом же гран-при «трехлитровой» «Формулы» в Монако 22 мая, усиленный достаточно устаревшим, но все еще мощным двигателем «Форд Инди V8». двигателя, который был признан негодным.

В 1966г. Брюс стартует в Grand Prix на автомобиле собственной конструкции и начинает работать над программой Спорткаров компании Ford, но до этого успел выпустить в свет M3, которая участвовала в гонках Формулы Libre и впоследствии была использована в киносъемках о серии Гран-При.

Сотрудничество с Ford принесло МакЛарену ошеломляющий успех — в 1967 году на оранжевых болидах M6A Брюс МакЛарен и Дэнни Халм (Denny Hulme) выиграли первых пять из шести этапов CanAm и заняли две первые строчки в серии.

Читайте также:  Как правильно выбрать холодильник с компрессором и без?

Брюс стал чемпионом серии CanAm, в то время как Дэнни выиграл чемпионат Формулы-1, выступая за Brabham. В том же году компания также произвела M4A, на котором выступал Джон Кумбс. Позже появилась M5A, на которой стоял двигатель BRM V12.

К сожалению, новая машина оказалась не слишком надежной и из 4-х завершающих Grand Prix сезона, в которых она участвовала, Брюс МакЛарен смог добраться до финиша лишь однажды.

В 1968 году главный конструктор McLaren Робин Херд создал новый McLaren M7, а Ford предоставил команде свои новые двигатели — Cosworth DFV. Это стало началом восхождения команды в гонках класса Формула-1. За рулем M7 Брюс МакЛарен одержал победу в Гонке Чемпионов в Brands Hatch, которая стала первой победой команды в гонках класса Формула-1, и Grand Prix Бельгии.

В 1969 году в Формуле-1 участвовало несколько версий McLaren M7. На Гран-При Великобритании за рулем M9A выступал Дэрек Белл (Derek Bell).

В серии CanAm доминирование McLaren продолжалось — Брюс МакЛарен и Дэнни Халм выиграли все 11 гонок, и Брюс снова стал чемпионом, взяв реванш у Дэнни Халма.

Для участия в Формуле 5000 был создан McLaren M10A, на котором Питер Гетхин (Peter Gethin) выиграл чемпионат.

В 1970 году команда решила принять участие в серии Indycar, для этого был создан McLaren M15. Для Формулы-1 был создан M14A. В Формуле 5000 участвовал модифицированный M10, а в серии CanAm — также модифицированный M8. Но успешное начало 70-го закончилось трагедией.

Сначала во время тестов M15 в результате возгорания серьезные ожоги рук получил Дэнни Халм, а вслед за ним на испытаниях автомобиля M8 CanAm на трассе в «Гудвуде» разбился Брюс Макларен. Это был большой удар для команды. Все ждали, что без энергии и таланта Брюса Макларена команда долго не протянет.

Но никто не догадывался, что настоящий триумф и победы еще впереди.

После смерти Макларена командой десять лет руководил Тедди Майер, затем в 1982г ее возглавил Рон Деннис, и за последние двадцать лет «McLaren International» достиг огромных успехов, которые бы по-достоинству оценил сам основатель.

С помощью Дерни Хьюлма команда в 70-х годах закрепилась в верхнем эшелоне команд-лидеров, но к концу десятилетия результаты были не столь хороши и команда начала медленно падать вниз.

От финансового краха спасла финансовая поддержка табачного гиганта British American Tobacco, разместившая на бортах болидов Mclaren рекламу сигарет Marlboro.

Новые спонсоры стимулировали слияние команды с новым проектом Рона Денниса для Формулы-2.

В 1984г. команда выигрывает 12 из 16 этапов чемпионата. Ники Лауда опережает своего товарища по команде Алена Проста всего на пол очка и становится чемпионом мира.

Далее настает звездный час Mclaren. Алан Прост в 1985 и 86гг. выигрывает питул чемпиона мира. В 1988г. А. Сенна приносит команде победу в кубке конструкторов, а себе лавры чемпиона мира.

Начиная с 1988 года команда не знала поражений вплоть до 1991 года.

В сезоне 1988 и 1989 года между Сенной и Простом, выступавшим за McLaren, была ожесточенная борьба за чемпионский титул и так в 1988 его завоевал Прост, а в 1989 Сенна.

Примечательно то, что в 1989 году из 16 Grand Prix Mclaren завоевали 15, шестнадцатую победу не удалось завоевать в связи с тем, что оба гонщика сошли в результате столкновения между собой…

В 1987 году в «McLaren» пришел Гордон Мюррей, разработчик 34 гоночных автомобилей, одержавших 41 победу в гонках Grand Prix. В 1988 году он представил концепцию создания суперавтомобиля руководителю «McLaren», Рону Деннису, который был покорен представленным проектом. Результатом переговоров стала созданная 17 марта 1989 «McLaren Cars Ltd.

Официальное представление суперавтомобиля «F1» состоялось в Монакском спортивном клубе 28-го мая 1992 года, накануне Principality's Grand Prix. Там же была объявлена стоимость этого суперавтомобиля, повергшая в состояние шока весьма состоятельных членов клуба — 530000 фунтов стерлингов. Однако 10 человек тут же внесли первый взнос на покупку этой машины.

Прозванный «F1», этот автомобиль изначально планировался как дорожный и не предназначался для гоночных трасс.

Однако, неординарный корпус позволяет «F1» развивать самые высокие показатели в соотношении веса и мощности среди всех когда-либо построенных дорожных машин: мощный 6,1-литровый двенадцатицилиндровый двигатель «BMW» (550 л.с.

) и малый вес автомобиля (всего 1018 кг) позволяет «F1» достигать небывалой удельной мощности, избыточной для обычного дорожного автомобиля. Коробка передач шестискоростная: первые пять плавно разгоняют автомобиль до 257 км/час, шестая — увеличивает скорость до 386 км/час.

В 1995г. Mclaren подписал контракт с Mercedes и команда откатилась на четвертое место в чемпионате. После 1995г. сотрудничествос Mercedes было продолжено и в 1998г.

дало результаты: Мика Хаккинен выигрывает восемь гонок и становится чемпионом мира, Д. Кулдхард побеждает один раз. Так же McLaren выигрывает кубок конструкторов. В 1999г.

Хаккинену удается отстаять звание чемпиона, но кубок конструкторов команда отдает Ferrari, а 2000 McLaren полностью перемещается на вторую строчку в зачетах.

7 февраля в Штутгарте концерн DaimlerChrysler объвляете о завершении сделки по приобретению 40 % акций TAG McLaren. Владельцы оставшихся 60% Рон Деннис и TAG Group S.A. будут и в дальнейшем осуществлять непосредственное управление фирмой.

Кроме этого принято решение о строительстве новых производственных мощностей.
В то время машины были огромные и имели оранжевую раскраску, что наверно способствовало победам. В связи с этим сезон прозвали «нашествием оранжевых слонов».

Интернет сайт: www.mclarencars.com

Представительство в России:

Технические характеристики автомобилей McLaren / МакЛарен

Фамилия, которой в будущем суждено было стать названием одной из величайших команд в истории мирового автоспорта, впервые появилась в списке участников чемпионата мира в августе 1958 года, когда за рулем «Cooper» в зачете Формулы 2 в Гран При Германии стартовал двадцатилетний новозеландец Брюс Мак-Ларен.

На следующий год он стал уже членом заводской команды и самым молодым победителем Гран При Формулы 1, выиграв гонку в Себринге, а в 1960 сражался за титул со своим партнером по «Cooper» Джеком Брэбхэмом.

Собственно, свою команду Мак-Ларен создал еще тремя годами раньше.

Даже по меркам тех времен, когда сделаться хозяином гоночной команды было достаточно просто, история создания «Bruce McLaren Motor Racing» напоминала чистейшую авантюру: основатель — молодой гонщик, которому нет еще и тридцати лет, конструкторы не имеют ни малейшего опыта разработки гоночных автомобилей, ибо один с детства мечтал стать раллийным штурманом, а другой — специалист по газовым турбинам. Но, с другой стороны, сразу соваться в Формулу 1 с собственной командой Мак-Ларен не стал (тогда, в 1963 году, он еще выступал за «Cooper»), а создавал он ее для участия в австралийско-новозеландской серии «Tasman».

«Непрофессиональный» подход к делу проявил себя и во время дебюта в Формуле 1: с 1966 года максимальный рабочий объем двигателей увеличивался вдвое — до 3000 см3, и использовать старые двигатели, пусть и расточенные до 2 л, значило обречь себя на роль аутсайдера.

Поскольку у Брюса не было собственного моторостроительного предприятия, как у «Ferrari», BRM или «Honda», он не имел соглашения с какой-нибудь фирмой, как «Cooper», или друга-моториста, как Брэбхэм или Герни, ему пришлось искать более экзотические варианты.

Выбор пал на восьмицилиндровые двигатели «Ford» для американской серии USAC рабочим объемом как раз 3 л. Конструктор Робин Херд создал первое шасси «McLaren» Формулы 1 — модель «-M2B».

Окрашенный в оранжевый цвет «McLaren-Ford-M2B» появился уже на старте первого этапа чемпионата мира в Монако. В квалификации Брюс был десятым (из 16 участников), а уже на десятом круге утечка масла бесславно завершила дебютную гонку «McLaren» в Формуле 1.

Тогда Брюс решил попробовать другой вариант: в Бельгии на его машине стоял итальянский мотор, носивший звучное название «Serenissima», — плод усилий графа Джованни Вольпи ди Мизурата, даже после краха ATS в 1963 году не оставлявшего надежд основать собственную гоночную команду.

Создан был этот мотор еще на базе того 1,5-литрового двигателя, что стоял на ATS три года назад, и доставил Мак-Ларену массу проблем: в Спа и Зандвоорте Брюс вообще не смог стартовать из-за того, что итальянские моторы оба раза «кончались» еще в квалификации.

И хотя в Сильверстоуне Мак-Ларен прибыл на финиш шестым, принеся своей команде первое очко в ее истории, после Зандвоорта от дальнейшего использования итальянских моторов отказался и в США и Мексике снова стартовал на «Ford».

В Уоткинс Глен он стал пятым (при шести финишировавших), что довело его счет до трех очков и позволило разместиться на четырнадцатой позиции в чемпионате мира. Двигательная проблема оставалась актуальной и на следующий год.

Пытаясь ее разрешить, Мак-Ларен решил больше не связываться с чуждыми европейским гонкам американскими моторами и тем более с эксцентричным итальянским графом и обратил свои взоры на BRM. В Монако и Зандвоорте на новом шасси «-M4A» стоял двухлитровый восьмицилиндровый двигатель, который принес Брюсу четвертое место в Гран При Монако.

Но для великих свершений двух литров рабочего объема было явно маловато, и пока Херд разрабатывал «-M5A» под 12-цилиндровые трехлитровые BRM, Мак-Ларен провел следующие четыре этапа на «Eagle» команды Дэна Герни. «McLaren-BRM-M5A» вышел на старт только в канадском Моспорт-парке. На нем Брюс выступил гораздо лучше, чем раньше — шестое место в квалификации и седьмое — в гонке, а в Монце вообще сотворил сенсацию, стартовав третьим. И хотя та гонка, как и две следующие, закончилась сходом, шаг вперед был сделан.

Первые два сезона Мак-Ларен был единственным гонщиком своей команды (правда, в 1966 году Брюс сделал попытку пригласить к себе соотечественника Амона, но приход Криса так и не состоялся). Все изменилось на третий год участия «McLaren» в Формуле 1, когда к отцу-основателю присоединился другой новозеландец — действующий чемпион мира Деннис Хьюм.

В Кьялами, выступая на прошлогоднем «-M5A», он финишировал пятым. Херд к тому времени заканчивал работу над «-M7A», рассчитанным на двигатель «Ford-Cosworth-DFV».

Появившись на втором этапе в Испании, этот автомобиль тут же привез Хьюма ко второму месту на подиуме, а менее чем через месяц в Спа Мак-Ларен добился на нем победы, став попутно третьим в истории Формулы 1 гонщиком, побеждавшим в собственной команде.

Следующий год был посвящен попыткам продвинуться вперед, окончившимся, однако, впустую.

На модернизированных новым главным конструктором Джо Марквартом «-M7C» (Херд, закончив работы по созданию «-M7A», ушел работать в «Cosworth») Мак-Ларен и Хьюм проводили сезон достаточно ровно, регулярно набирая очки и приезжая на подиум, а выиграть удалось только однажды — в Мексике, где решающую роль сыграли шины «Goodyear», выглядевшие гораздо лучше, чем «Firestone», которыми были экипированы «Matra» и «Lotus». Мак-Ларен, как Хьюм год назад, стал третьим в чемпионате, но на этот раз о борьбе за титул не шло и речи: противостоять Стюарту в том году не мог никто. Битву со своими основными соперниками — «Brabham» и «Lotus» — команда проиграла, заняв в Кубке Конструкторов только четвертое место. Не помог делу и «McLaren-M9A», разработанный Марквартом во время «полноприводного бума» в Формуле 1: испытав его, Мак-Ларен и Хьюм благоразумно воздержались от участия в гонках на полноприводном чудовище, а Дерек Белл, которому доверили эту неблагодарную миссию, выступил в Гран При Великобритании настолько слабо, что об «-M9A» больше не вспоминали.

Все закончилось 2 июня 1970 года на тестах в британском Гудвуде. Выехав из боксов на прототипе «-M8D» для гонок «Can-Am», Мак-Ларен туда больше не вернулся: на прямой Лавант воздушный поток сломал заднее антикрыло, и в чистом поле бывшего военного аэродрома неуправляемая машина на полной скорости врезалась в единственное строение — судейский пост на бетонном фундаменте…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *