правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Из искры возгорится пламя! Или нет?

Даниил Минаев, фото автора

Свечи зажигания в современных двигателях с принудительным воспламенением, к коим, кстати, относится когорта новейших газовых моторов тяжёлой техники – крайне ответственный элемент системы зажигания! Дело даже не в том, что при отказе свечи падает мощность и повышается токсичность выхлопа. Неисправность этой небольшой детальки способна вызвать целую цепь отказов соседних приборов и систем, обездвижить автомобиль, которому затем потребуется дорогостоящий ремонт…

Впрочем, хватит запугиваний. Умная электроника всегда минимизирует негативные последствия: отключит подачу топлива в цилиндр, лишившийся искрового поджига, предупредит контрольной лампой или текстовым сообщением о необходимости внеплановой или регламентированной инспекции системы зажигания.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Тем не менее правильный подбор и внимательное отношение к свечам зажигания повышают эксплуатационную надёжность техники, и понимание ряда довольно простых вопросов вкупе с несложными процедурами контроля надолго отвадят любителей и профессионалов от нештатных ситуаций.

Вот сегодня и поговорим об этом. Начнём с теории вопроса правильного подбора свечи, затем приведём набор из трёх групп типовых негативных последствий, а в финале обсудим эксплуатационные вопросы, чтобы предотвратить неприятности.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Некорректный подбор свечей зажигания: последствия и проблемы

Негативные последствия от установки неверно подобранных свечей иногда оказываются разрушительными. Связано это с современными тенденциями, которые сделали двигатели более технологичными, дорогостоящими и менее пригодными для ремонта.

Ранее основным критерием соответствия свечи двигателю были параметры её резьбы и калильное число, сегодня этого недостаточно! Необходимо подбирать конструкцию самой свечи, тип и материал электродов, а для разных рынков сбыта в один и тот же двигатель могут устанавливаться разные приборы.

На первом этапе снижение мощности и увеличение расхода топлива относятся к самым безобидным, хотя эксплуатация двигателя в нештатном режиме в перспективе приводит к серьёзным осложнениям.

Внешне все свечи практически одинаковы: стальной цилиндрический корпус с резьбой, керамический изолятор и один или несколько электродов.

Однако свойства материалов, использованных при производстве каждого элемента свечи, делают одинаковые внешне свечи разными, и дело не только в характеристике, определяемой калильным числом.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

В соответствии с современными тенденциями в конструировании двигателей, инженеры стремятся достичь максимальной отдачи, одновременно снижая размеры и вес агрегатов. Требования ко всем деталям и к свечам в том числе в таких условиях стремительно меняются.

Температура газов в камере сгорания может достигать тысячи и более градусов Цельсия, что представляет высокую температурную нагрузку. Работа на обеднённых смесях для стабильного поджига требует высокого напряжения, до 45 000 В.

 Это условие требует новых диэлектрических свойств от изоляторов и уплотнителей.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Технологические изыски современных «свечных» приборов

В стремлении соответствовать постоянно растущим требованиям автомобильных компаний, ведущие производители свечей вводят в технологический процесс новые материалы и совершенствуют производство. Так, корпус свечи сегодня производят с помощью технологии холодного пластического формования.

Это требует применения автоматизированных станков и пресса, развивающего давление более 100 т. Отвечающие сегодняшним высоковольтным требованиям керамические изоляторы получают с соблюдением технологической последовательности, включающей измельчение смеси, формовку изделия и обжиг.

Не меньшее значение имеют точность сборки, установка высокотемпературного уплотнителя и герметичная завальцовка корпуса. Ещё один важный фактор – состав резистивного порошка, которым заполняют полость свечи. Наполнитель обеспечивает стабильный электрический контакт при неизбежных в условиях предельной мощности больших перепадах температуры.

Технологические процессы и свойства материалов – объект непрерывных разработок, требующих от производителей значительных инвестиций.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Последствия на практике: катализатор

Пропуски зажигания провоцируют преждевременный выход из строя катализатора. Низкое качество материалов, использованных при производстве изолятора и резистивного наполнителя, приводит к ускоренной деградации свечи.

Даже если её характеристики соответствовали требованиям производителя в начале эксплуатации, со временем энергии искры может не хватить для надёжного воспламенения топливовоздушной смеси, в результате чего появляются пропуски зажигания и в отработавших газах повышается содержание недогоревшего топлива.

Часть топливовоздушной смеси догорает в выпускном коллекторе и катализаторе, что приводит к росту температуры внутри этих элементов. Перегрев приводит к выходу из строя каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода, установленных в системе выпуска.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Последствия на практике: закисание и разрушение элементов свечи и повреждение резьбы, эрозия

Установка свечей низкого качества, без гальванического покрытия приводит к возникновению коррозии и «закисанию» резьбы. Свеча застревает в свечном колодце и извлечь её иногда невозможно даже при помощи специального экстрактора. При самом неудачном сценарии такая ситуация приводит к ремонту или даже замене головки блока цилиндров.

Установка свечей, изготовленных с нарушениями в требованиях к материалам, – источник не менее опасных для двигателя последствий.

Использование при производстве корпуса недостаточно прочной стали нередко приводит к частичному разрушению резьбы во время установки новых свечей. В результате нарушается герметичность камеры сгорания.

Использование недостаточно качественной глины при производстве изоляторов ведёт к возникновению пробоев на корпус, появлению трещин на изоляторах и быстрому изменению характеристик свечей.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Распространённая ошибка при подборе, особенно при желании потребителя сэкономить, – установка свечей с электродом из медно-никелевого сплава вместо рекомендованных производителем иридиевых или платиновых свечей.

Кстати, эти термины часто трактуют неверно, иридий или платина содержатся в напайке на электроде, а не в корпусе свечи. Применение драгоценных материалов, более устойчивых к эрозии, позволяет значительно расширить срок эксплуатации изделия.

Так, ресурс стандартных свечей зажигания и элементов с применением драгоценных металлов различается приблизительно в три раза. Стандартные требуют замены через 20–30 тысяч километров. Рекомендованный интервал замены для иридиевых и платиновых свечей составляет от 60 до 90 и более тысяч километров.

При использовании свечей несоответствующего типа и их эксплуатации сверх нормы происходит эрозия электрода. Это приводит к ухудшению характеристик и может вызвать его разрушение.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Последствия на практике: выход из строя катушек или модулей зажигания

Нарушение условий эксплуатации и поломка элементов системы зажигания, работающих в одной цепи со свечами – один из признаков некорректного подбора свечей.

Повышенная нагрузка возникает на катушках или модулях зажигания в случае изменения характеристик свечей.

Это может происходить в частности при замене рекомендованных элементов с иридиевой или платиновой напайкой стандартными свечами или превышением срока их эксплуатации.

Нюансы газомоторного топлива

Для работы на газовом топливе, как в случае конвертации стандартного бензинового или дизельного двигателя, так и в случае со специально спроектированным газовым мотором, необходимо использовать специальные свечи зажигания, отвечающие требованиям работы на данном типе топлива.

В силу ряда отличий от бензина, газ требует иных характеристик для надёжного воспламенения. При переходе на газ повышается средняя температура в камере сгорания, что в том числе приводит к ускоренному износу электродов свечей, предназначенных для двигателей, работавших на жидком топливе.

Для облегчения подбора крупные производители автомобильных компонентов выделяют отдельные артикулы свечей для двигателей, использующих газовое топливо.

Редакция благодарит специалистов Группы компаний Bosch за помощь при подготовке материала.

– Инструкции производителей техники требуют в большинстве случаев применения только оригинальных свечей. Но в фирменной упаковке нередко оказываются свечи разных производителей, которые при покупке именно у «свечного» бренда стоят значительно дешевле, можно ли использовать альтернативу?

– Если в каталоге производителей свечей указана модель вашего двигателя, а маркировка свечи совпадает с оригинальной, то сомнений нет. Просто оригинальные запчасти в упаковке автопроизводителя, а не поставщика компонентов продаются в розницу всегда дороже – плата за качество и уверенность, подтверждённая самим автопроизводителем.

– Многие автосервисы, причём не только официальные дилерские СТОА, но и мультибрендовые мастерские, рекомендуют в России сокращать регламентированный производителем интервал замены свечей зажигания, причём чуть ли не вдвое. Насколько это оправдано?

– «Плавающее» качество топлива, холодные пуски в длительный зимний сезон, увеличение выработки ресурса в моточасах, при которых пробег не растёт, но движок работает длительное время, что характерно в городском трафике – все эти факторы сокращают срок службы свечей зажигания.

Учитывая, что нештатная работа или отказ свечи тянет по цепочке отказы дорогостоящих соседствующих приборов и в целом негативно сказывается на работе и ресурсе двигателя, к подобным рекомендациям стоит прислушиваться.

Особенно это актуально для турбированных даунсайзинговых двигателей, а также газовых.

Несколько лет назад крупнейший концерн GM даже проводил отзывную компанию из-за того, что в ряде двигателей с турбонаддувом боковой электрод свечи отгорал и падал в камеру сгорания, вызывая повреждение ГБЦ и деталей поршневой группы. Вывод: не экономьте на свечах!

– При небольших среднегодовых пробегах необходимость замены иридиевых или платиновых свечей зажигания может возникнуть, например, лишь на пятый год эксплуатации. Надо ли в этом случае применять принцип «что наступит раньше – год или пробег», используемый для многих систем автомобиля, или достаточно руководствоваться лишь пробегом?

– Природа подобного беспокойства рачительного автовладельца вполне объяснима. Даже если машина стоит на стоянке, свечи зажигания всё равно ввёрнуты в двигатель, а не лежат на полке тёплого и уютного склада в заводской упаковке, посему могут подвергаться коррозии, эрозии, окислению.

Для устранения сомнений можно профилактически, достаточно один раз в два года, вывернуть свечи, осмотреть. Если замечаний нет, очистить налёт на юбке изолятора мягким материалом, при необходимости можно дополнительно смыть нагар с электродов органическим растворителем.

Как это правильно сделать, опишем в следующем вопросе.

– После устранения неисправности системы питания электроды свечей остались покрыты слоем нагара. При этом сами свечи практически новые, с минимальным сроком эксплуатации. Заменить или очистить?

– Если на свечах только нагар от переобогащённой топливной смеси, но не от масла, попадавшего в избытке в камеру сгорания при значительном износе двигателя, тогда можно прибегнуть к очистке. Обратите внимание, что незначительный нагар вследствие работы на малых нагрузках считается допустимым, а свеча самоочищается в режиме равномерного движения на высшей передаче.

Пескоструйные и иные абразивные методологии, широко распространённые в недавнем прошлом, неприемлемы! Даже пару десятилетий назад очистка свечей наждачной бумагой или пескоструйным аппаратом при внешнем эффекте сильно ухудшала параметры свечи, особенно её эрозионную стойкость.

Современные свечи с тонким напылением и использованием сложнейших сплавов при производстве электродов «шкурить» категорически недопустимо! Налёт можно попытаться смыть органическим растворителем путём погружения и отмачивания или использовать аэрозоль типа «очиститель топливной системы» или универсальный очиститель.

После очистки свечей остатки растворителя и нагара лучше всего удалить сжатым воздухом или просто дать поверхностям полностью высохнуть. Не рекомендуется устанавливать влажные от растворителя свечи и сразу же запускать двигатель.

– Регулировка зазора между электродами, когда её надо выполнять, и надо ли вообще?

– В современных качественных свечах зажигания зазор между электродами оптимизирован производителем и установлен при изготовлении, любое вмешательство только навредит. Свечи, имеющие несколько боковых электродов вообще не предполагают здесь какой-либо коррекции.

Но свечи зажигания для автомобилей устаревшей конструкции допускают регулировку зазора путём подгибания бокового электрода свечи классической конструкции.

Увеличение зазора улучшает мощность искры, но мощностные возможности системы зажигания с контактной группой в трамблёре не безграничны, поэтому чрезмерный зазор перестаёт «пробивать» искра.

Оптимальные показатели для классических систем зажигания с контактной группой в прерывателе-распределителе (напряжение около 20 кВ) – 0,7–0,8 мм, для бесконтактной системы зажигания (с напряжением около 30–40 кВ) данный зазор устанавливают в пределах 0,9–1,1 мм.

Читайте также:  Почему проваливается педаль тормоза: причины и последствия

Как правильно подобрать свечи зажигания для вашего авто?

Сервис поиска и онлайн-записи на автосервис2100 СТО150 заявок в день2100 СТО150 заявок в день

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Как устроена свеча зажигания, для чего она предназначена и как определить, какие именно свечи, из представленных на рынке, подходят для вашего автомобиля? Вот о чем эта статья.

Свечи зажигания предназначены для воспламенения топливной смеси в цилиндрах  двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Их величайшее разнообразие на рынке комплектующих приводит в замешательство даже опытных автомобилистов. Да и некоторые «механики общего профиля» порой путаются и обращаются с вопросами к мотористам, электрикам и специалистам по системам питания.

  • Свечи следует подбирать по целому ряду параметров, в зависимости:
  • —  от типа зажигания (контактное либо бесконтактное, батарейное, электронное и тп.);
  • —  от типа системы питания (карбюратор, инжектор, моно- или мульти- точечный впрыск  и так далее), ;
  • —  от степени форсированности двигателя (степени сжатия, и, соответственно, компрессии);
  • — от условий эксплуатации двигателя и применяемых видов топлив (дефорсированные, форсированные, наддувные, турбированные, спортивные и тд).

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Устройство и принцип работы свечи зажигания

Если совсем просто, то свеча состоит из корпуса, керамического изолятора и двух электродов, на которые подается заряд от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч вольт, в зависимости от всех, выше перечисленных, параметров.

  1. Устройство свечи зажигания:
  2. 1 — контактный вывод на провод высокого напряжения;2 — ребра изолятора (предназначены для гашения блуждающих токов и охлаждения цоколя);3 — изолятор (как правило, керамический, предназначен для изоляции контактов друг от друга);  4 — металлический корпус «под свечной ключ»;5 — центральный электрод;6 — боковой электрод (или электроды в многоэлектродных свечах);
  3. 7 — уплотнительное кольцо между резьбовой частью и корпусом.

Корпус и электроды изготавливаются, как правило, из легированных сталей, которые меньше подвержены окислению (коррозии), а изолятор – керамический, поскольку свеча сильно нагревается.

 Центральный и боковой электроды во время работы двигателя нагреваются до таких высоких температур, которые приводят к так называемому калильному зажиганию.

Это — воспламенение топливной смеси без участия системы зажигания, а от раскаленных элементов свечи (электродов и ее резьбовой части).

Если свеча не соответствует типу ДВС, его степени сжатия и некоторым другим параметрам, то такое самовоспламенение горючей смеси может привести к неконтролируемому росту оборотов, вплоть до полного разрушения двигателя.

Читайте еще: Что надо знать про тормозные колодки?

 

Калильное число свечи зажигания

В зависимости от режима работы и предназначения двигателя искровые свечи классифицируют по так называемому калильному числу и условно подразделяют на «горячие», «холодные», «средние».

Калильное число — это величина, соответствующая давлению (компрессии), при котором и начинает появляться это самое неконтролируемое калильное зажигание.

Единой шкалы калильных чисел – не существует, поскольку у большинства мировых производителей имеются собственные стандарты, что и приводит в замешательство даже специалистов по системам питания и зажигания.

В подавляющем большинстве механики сегодня пользуются российским ГОСТом (как индикатором) и он классифицирует свечи с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26.

  • Калильное число (тепловые характеристики):
  • Горячие свечи 11-14;
  • Средние свечи 17-19;
  • Холодные свечи 20 и выше;
  • Унифицированные свечи от 11 до 20 и выше.
  • Горячие свечи применяются в двигателях с низкой степенью сжатия и при использовании низкооктановых видов топлив, поскольку в таких моторах температура в камерах сгорания не слишком высока.
  • Холодные свечи применяются в моторах с высокими степенями сжатия (и, соответственно, с высокой компрессией), а также при использовании высокооктановых видов топлив.
  • Так называемые средние свечи — занимают промежуточное, среднее положение между горячими и холодными, они самые популярные и распространенные для большинства современных моторов массового сектора мирового автопрома.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Сутью данного параметра является та степень нагрева изолятора и электродов, когда происходит так называемое «самоочищение» поверхности электродов от продуктов сгорания топливной смеси — от сажи и образования нагара.

Именно по этому признаку (по цвету электродов) механик-моторист определяет качество сгорания топлива в цилиндрах. Изоляторы и электроды свечей, которые работают  в оптимальных режимах, всегда имеют цвет «кофе с молоком».

Цвет свечей зажигания

  1. Опытный механик по цвету нагара (и цвету нижней части цоколя свечи) с высокой долей вероятности может определить «здоровье» двигателя без его разборки.

  2. Цвет коричневый  (тот самый «кофе с молоком») говорит об относительно здоровом «образе жизни» мотора и его цилиндропоршневой группы, а соответственно – и свечей.

  3. Цвет черный с синеватым отливом, не оставляющий следов на пальце, говорит о том, что двигатель работает на переобогащенной смеси, и его система питания нуждается в повышенном внимании.

  4. Цвет белёсый, близкий «к первородному» состоянию свечи, говорит —  об обедненной смеси в цилиндрах, что тоже требует внимания со стороны специалиста.
  5. Черный маслянистый нагар с хлопьями сажи и оставляющий жирные следы на пальцах говорит о том, что в цилиндры попадает моторное масло (и вода, если имеются капли влаги), и капитальный ремонт двигателя – не за горами.

Размеры и виды свечей зажигания

  • Свечи зажигания также еще классифицируются по  диаметру резьбы, по длине резьбовой части корпуса, по типу уплотнительного кольца, по размеру свечного ключа-шестигранника, по количеству боковых электродов и по некоторым другим параметрам.
  • По типу резьбы:
  • — M10×1 (это мотоциклы, газонокосилки и другие механизмы с одноцилиндровыми двухтактными моторами);
  • — M12×1,25 (мотоциклы), и M14×1,25 (автомобили старых образцов,  свечи типа «А»);
  • — M18×1,5 — свечи типа «М», так называемые тракторные, под старый американский стандарт, но которые, тем не менее, подходят к автомобилям «советской эпохи»:  М-20 Победа, ГАЗ-51 грузовик, ГАЗ-69 Бобик; а также подходят для газопоршневых моторов.
  • По длине резьбы:
  • — короткая 12 мм (мотоциклы, а также фактически все советские авто «дожигулёвской эпохи»:  ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ (Запорожец и его модификации);
  • — длинная 19 мм (ВАЗ, ЗАЗ (современный), текущие модели ГАЗ и практически все современные иномарки массового сектора мировой автомобильной промышленности);
  • — удлиненная — 25 мм (современные и форсированные ДВС для люкс-сегмента мирового автопрома, также спортивные их модификации);
  • По размеру головки под свечной ключ (шестигранник):
  • — 24 мм, под свечи марок «М8» и с резьбой M18×1,5;
  • — 22 мм, под свечи марок «А10» «А11» для двигателей советского ГОСТа 2043-54;
  • — 20,8 мм, под свечи европейских стандартов времен ДВС с двумя клапанами на цилиндр (производились до конца 70-х годов);
  • — 19 мм, под свечи для двигателей некоторых моделей мотоциклов, кроме японских;
  • — 16 мм и/или 14 мм, для свечей современных ДВС с тремя и/или четырьмя клапанами на цилиндр.
  • По способу уплотнения под резьбовой частью:
  • — с плоским сжимаемым  кольцом;
  • — с конусным уплотнением, без кольца.
  • По количеству и виду боковых электродов:
  • — одноэлектродные, с одним боковым и одним центральным электродом,  традиционные для большинства моторов из массового сектора мирового автопрома;
  • — многоэлектродные, с одним центральным и несколькими боковыми электродами, предназначены для форсированных, спортивных моторов;
  • Специальные свечи: факельные, с конусными резонаторами, плазменно-форкамерные с боковым электродом в виде сопла Лаваля и некоторые другие в современной автомобильной промышленности применяются  редко, зачастую в двигателях особых конструкций и в широкой рознице не появляются.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Виды свечей зажигания — какие свечи зажигания лучше?

На вопрос, какие свечи зажигания лучше, ответа не существует.

Сегодня производители в Инструкциях к своим автомобилям не только рекомендуют типоразмеры свечей зажигания к той или иной модели, но иногда даже предписывают (едва ли не в директивном порядке) производителя и поставщика свечи. На самомо деле это маркетинг и корпоративные требования холдингов, объединений и автомобильных групп производителей.

Однако существует еще один параметр свечей зажигания, и он в последние годы становится все более популярным – это ресурс свечи.

Рекомендации экспертов: как выбрать свечи зажигания, советы по уходу

Подавляющее большинство современных свечей зажигания изготавливаются из легированных сталей (из железно-никелевого сплава и порой с добавлением меди и хрома) и имеют моторесурс, который исчисляется  в пределах 10-15 тысяч километров пробега.

За этот период центральный электрод свечи выгорает, зазор между электродами увеличивается, и начинаются пробои в искрообразовании.

Нагар счищают специальной железной щеткой, боковой электрод подгибают, чтобы уменьшить зазор, и свеча (якобы) снова работоспособна.

Для уменьшения скорости выгорания (и, понятное дело, для увеличения срока службы свечи) на рабочую поверхность электродов напыляют палладий, золото, платину, иттрий, а в некоторых конструкциях используют платиновые напайки или вовсе электрод из иридия. Во многом это, конечно же, опять маркетинг и бизнес (такие свечи дороже стандартных в 3-4-5-6 раз), но некоторые свечи действительно ходят дольше — по 50-60 тысяч км.

Как не ошибиться и купить комплект «тех самых» свечей? Ответ прост: следует обратиться к специалистам и для начала произвести диагностику и системы питания, и системы зажигания, да и вообще всего двигателя. Ведь еще неизвестно, сколько и как будут работать «платиновые» или «иридиевые» свечи в вашем моторе, и будут ли вообще работать?

Чтобы ответить на эти вопросы и существует наш ресурс,  Аutоbооkіng.com, он поможет вам и профильную СТО найти, да и при этом еще и – в вашем городе.

Воспользуйтесь формой ниже, чтобы найти СТО для замены свечей зажигания.

От Ярослав Цимбал — 7 сентября 2017

Подбираем свечи зажигания по авто: секреты и хитрости, которые нужно знать

Каждому автомобилисту рано или поздно приходится менять свечи зажигания (СЗ). И часто бывает такое, что автолюбители делают неверный выбор устройств для своей машины, покупая некачественные СЗ, которые не могут полностью отработать ресурс эксплуатации. В этой статье мы расскажем, как осуществляется подбор свечей зажигания по автомобилю и что необходимо учесть при их выборе.

Как правильно подбирать автомобильные СЗ и какие свечи зажигания лучше?

Если вам нужно приобрести СЗ для автомобиля, учтите несколько параметров:

  1. Размер устройства. В первую очередь, выбор свечей зажигания осуществляется в соответствии с габаритами деталей. Если размер устройств слишком маленький, оно не сможет быть установлено в соответствующее гнездо в моторе, соответственно, электроды станут располагаться слишком далеко от камеры сгорания. Если же размер СЗ будет чрезмерно большим, то об электроды могут биться поршни, что тоже ничем хорошим для водителя не обернется.
  2. Калильное число. Этот показатель демонстрирует температурные режимы функционирования устройства. Чем выше данный показатель, тем СЗ будет «холоднее», то есть ее можно будет использовать в наиболее агрессивных условиях. Если это число будет слишком низким, то устройство будет часто перегреваться, соответственно, это также отразится на ресурсе эксплуатации.
Читайте также:  Компьютерная диагностика: доверить ли двигатель электронике?

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?Автомобильные свечи зажигания

Калильное число свечей зажигания

Если вы думаете над тем, какие свечи зажигания лучше, то выбирать нужно в первую очередь, учитывая калильное число. Калильное число представляет собой обозначение времени, по истечению которого СЗ начнет выдавать калильное зажигание.

Чем меньшим будет длина теплового конуса изолятора, тем более оптимальным будет отвод тепла от устройства. Подбор свечей зажигания по марке автомобиля производится в соответствии с размерами в миллиметрах, указанных на самом устройстве.

Помните о том, что не допускается эксплуатация СЗ с 11-миллиметровой резьбовой частью для силовых агрегатов, рассчитанных на устройства с удлиненной резьбой и наоборот.

Та часть элемента, которая входит в камеру сгорания, может быть источником калильного зажигания, тем более, это может привести к повреждению электродов.

Если же под удлиненную СЗ вы установите резиновые прокладки, то такое возможно только на какое-то время (автор видео — Ремонт Двигателя! И интересное!).

Количество электродов

Как выбрать свечи зажигания, чтобы они были хорошие и отработали свой ресурс эксплуатации? Помимо калильного числа, необходимо учитывать и количество электродов. По своей конструкции СЗ могут быть много- или одноэлектродными. В одноэлетродных устройствах все просто — они имеют один боковой и один центральный электроды.

Что касается многоэлектродных вариантов, то таких варианты оснащаются большим количеством боковых электродов. В данном случае заряд появляется между основным, а также ближайшим установленным боковым элементами.

Если сравнивать с одноэлектродными, то многоэлектродные конструкции стоят значительно дороже. В данном случае разница заключается в том, что в многоэлектродных вариантах сами электроды изнашиваются равномерно. Соответственно, если один из электродов выходит из строя, его сможет заменить второй. В итоге эти компоненты меняют друг друга до того момента, пока все из них не выйдут из строя.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?Таблица взаимозаменяемости свечей зажигания

Диаметр никелевого электрода составляет около 2-2.5 мм, а применение платина, иридия и прочих металлов дает возможность понизить диаметр основного электрода. А это, в свою очередь, отразится на самом качестве воспламенения горючей смеси.

Следует отметить, что у иридиевых СЗ электрод является самым тонким — его размер составляет 0.6 мм.

Если этот элемент будет еще меньшим, то это станет причиной более эффективного воспламенения смеси и, соответственно, снижению уровня расхода бензина.

Также нужно учитывать, что производство устройств из иридия, а также дорогих металлов, позволяет увеличить срок эксплуатации самой СЗ, так как сам по себе такой материал является более стойким к изнашиванию.

К примеру, простая СЗ, в которой электрод никелевый, может отработать в районе 10-15 тысяч км пробега.

А если электрод будет выполнен из драгоценного металла, то ресурс эксплуатации вполне может быть увеличен до ста тысяч.

Основные конструкции свечей

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?Платиновые СЗ для двигателя

Подобрать свечи зажигания по марке автомобиля — не такая большая проблема.

При выборе необходимо определиться с тем, какая нужна конструкция:

  1. Платиновые СЗ. Тест свечей зажигания показал, что электроды, толщина которых более тонкая, позволяют обеспечить лучшую мощность искры, соответственно, это повлияет и на мощность двигателя в целом. Сама искра появляется на острых краях элемента, имея увеличенную температуру. Но в этом случае необходимо учитывать тот факт, что далеко не каждый металл позволяет выдерживать настолько большие нагрузки.
    Наиболее оптимальным в этом случае будет применение платины и иридия, поскольку эти металлы имеют лучшие характеристики, которые позволяют препятствовать разрушению. Кроме того, что более мощная искра способствует увеличению мощности мотора, нужно отметить, что она образуется на торцевой части электрода, а сбоку. Самой мощности искры будет вполне достаточно для того, чтобы автоматически удалять отложения и нагар путем самоочистки.
  2. Форкамерные устройства. В данном случае электроды имеют специфическую конструкцию — форкамеру. Когда на СЗ подается высоковольтный импульс, происходит пробой в самом зазоре между элементами СЗ, а появляющийся в результате этого сгусток плазмы вытесняется под давлением в камеру сгорания. В этот момент происходит воспламенение горючей смеси в самой камере.
    Сами продукты сгорания с большой скоростью вытесняются в цилиндры двигателя. В это время выполняется объемное воспламенение основной горючей смеси путем точечного поджигания по сравнению с традиционной свечей. Начинает увеличиваться скорость сгорания смеси, а также ее полнота. В итоге мощность мотора начинает увеличиваться, снижается уровень токсичности выхлопных газов.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?Форкамерные СЗ для двигателя авто

Топ лучших свечей зажигания

Так какие же самые лучшие свечи зажигания по рейтингу? Производителей СЗ сегодня достаточно много и водителю порой бывает проблематично сделать правильный выбор.

Ниже приведен рейтинг наиболее популярных брендов:

  1. Первое место рейтинга занимают СЗ Денсо Иридиум Пауер. Такой вариант свечей зажигания оборудован тонким центральным электродом, его диаметр составляет 0.4 мм. Стоимость таких устройств достаточно высокая, однако это обусловлено отличным качеством. Негативных отзывов в сети об этом продукте практически нет, поэтому он занимает первое место в рейтинге.
  2. СЗ компании BOSCH. Свечи зажигания от этого производителя долгое время используются нашими соотечественниками, поэтому бренд не зря попал в наш рейтинг. Компания Бош предлагает потребителям огромный ассортимент СЗ разных конструкций и по разным ценам. Из всех товаров следует выделить линейку Платин. В свечах этой линейки центральный электрод установлен в керамическое основание, в результате чего тепловое воздействие на устройство будет минимальным. Соответственно, это позволит увеличить ресурс эксплуатации СЗ за счет снижения износа.
  3. Еще одна модель рейтинга — Beru Ultra-X Platin. В этом случае принцип работы схож с вышеописанными СЗ, но такие устройства оборудованы четырьмя электродами. Этот продукт также зарекомендовал себя как высококачественный. За счет применения новых технологий свечи зажигания обладают высоким ресурсом эксплуатации, что не может не радовать потребителей.

Видео «Какие лучше свечи зажигания?»

Подробная информация по этому вопросу приведена на видео ниже (автор видео — VybratAuto).

 Загрузка …

Выбираем свечи зажигания правильно

На первый взгляд автомобильная свеча зажигания может показаться простой деталью. Однако, если ее выбрать неправильно, то велика вероятность возникновения проблем. Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью выбора этой детали. Как это сделать правильно и на какие нюансы обращать внимание, рассмотрим более подробно. 

Как выбирать свечи

Одним из самых простых и верных способов не ошибиться в выборе – взять старую свечу и приобрести комплект таких же. Но может сложиться и такая ситуация, когда таких свечей вы не найдете.

В таком случае первое, на что нужно обращать внимание это на резьбу и на размер свечи под определенный ключ. Совсем неправильными будут действия при попытке замены свечей с разными уплотнителями – коническим и торцевым.

Может показаться, что такие мелочи особо ни на что не влияют, но на самом деле это отразится как на работе свечей, так и на их охлаждении.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Кстати об охлаждении речь зашла не зря, поскольку работа свечи происходит на границе между относительно холодными механизмами силового агрегата и пламенем камеры сгорания, в которой температура достигает 2500-3000 °С.

От того насколько будет выступать электрод свечи в камеру сгорания будет зависеть как риск перегрева, так и качество воспламенения рабочей смеси. Это говорит о том, что отвод тепла должен быть достаточно хорошим. Работает свеча неоднозначно. Для некоторых элементов двигателя характерен перегрев более 100 °С, т.е.

выше температуры охлаждающей жидкости (ОЖ). Наиболее высокая температура у горящей части свечи, т.е. та сторона, которая расположена в камере сгорания. Она достигает порядка 900 °С.

В зависимости от того из какого материала выполнена свеча и какова ее структура зависит и количество тепла, отдаваемое и получаемое свечей в определенном режиме. Поскольку юбка у свечи может быть длиннее и короче нужно учитывать, что длинная нагревается больше, чем короткая при одинаковых условиях.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Классификация свечей

В вопросе как правильно выбрать свечи зажигания нужно отметить, что классификация свечей происходит по электродам, а точнее по их количеству. Двухэлектродная свеча – это обычная классическая свеча с одним центральным и одним боковым электродом. Многоэлектродные свечи исходя из своего названия имеют несколько электродов.

Это не только положительным образом сказывается на надежности, но также отражается на более длительном периоде эксплуатации. Как уже выше упоминалось, материал свечей может быть разным. Основа состоит из стали легированной марганцем и никелем. Можно встретить иридиевые и платиновые свечи, основное отличие которых — более длительный срок службы.

Такие свечи естественно дороже обычных.

Для того чтобы выбрать правильно свечи зажигания для вашего авто немаловажными являются такие параметры, как непосредственно размер свечи и ее калильное число. Меньшая по размеру свеча попросту не вкрутится в предназначенное для нее место. При большем размере есть вероятность её поломки.

В случае с длиной свечей она будет слишком далеко выступать вглубь цилиндра. Поршень в данном случае скорей всего будет поврежден.

Если сказать кратко и понятливо, то при малой длине свечи после того как образуется нагар вкрутить нормальную свечу будет проблематично, а при длиной наоборот – проблема будет в том, как ее выкрутить.

Калильное число

Этот показатель характеризует температурный режим работы свечи. Более высокое калильное число свечи говорит о том, что работа ее возможна в более агрессивной среде. Свеча с низким калильным числом будет подвержена частым перегревам, а это в свою очередь уменьшает ее срок службы.

Сказанное говорит о том, что подбирать различные варианты свечей нужно аккуратно. Старайтесь устанавливать только те свечи, которые рекомендованы в мануале к вашему автомобилю. По крайней мере, в зависимости от этих значений, уже и нужно исходить при выборе свечей зажигания.

Несмотря на свою простую конструкцию, свеча представляет собой деталь, от которой зависит оптимальная работа, как системы зажигания, так и двигателя в целом.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Зазор между электродами

Так если вы приобрели нужные свечи, но при этом зазор между электродами не соответствует необходимому, нужно учитывать следующее: при большем зазоре смесь будет воспламеняться лучше.

Читайте также:  Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторных батарей

Однако если зазор будет слишком большим, то искра может попросту исчезнуть. Зазор выставляется в зависимости от того, какое давление в цилиндре, от состава рабочей смеси, от системы зажигания, от температуры в конце такта сжатия.

Как видим, зависит он от многих параметров.

Если говорить о классических автомобилях ВАЗ, то для свечей нормальным считается зазор в 0,6 мм. Соответственно при покупке свечей с большим зазором его нужно уменьшить. На современных авто система зажигания способна пробить зазор в свечах 1-1,2 мм.

В процессе эксплуатации автомобиля электроды изнашиваются, увеличиваются и зазоры, искрообразование становится хуже. Некоторые подгибают центральный электрод, но желательно свечи заменить.

Я надеюсь, материал данной статьи о выборе свечей зажигания поможет вам определиться.

Подбор и замена свечей зажигания: что надо знать?

Значение правильного выбора и установки свечей зажигания сложно недооценить: от способности разобраться в деталях вопроса зависит жизнь двигателя машины.

Большинство владельцев, заботясь о сердце своего автомобиля, сосредотачивают все внимание на покупке качественного моторного масла. При этом несправедливо игнорируют значимость свечей зажигания, прикручивая наспех те, что соответствуют по резьбе.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Плохое или неподходящее масло даст знать о себе, когда транспортное средство отмотает по дорогам 100 000 км. Ошибка с установкой свечей вызовет необратимые последствия, способные повредить мотору с катушками, уже через 1000 км: неправильное воспламенение в цилиндрах, возникновение детонации, перегрев двигателя, перерасход топлива, калильное зажигание, пробой.

Главные опасности и ошибки:

  • Если применять свечи с неверным калильным числом, то они выбьют из строя катушки зажигания. Не избежать будет повреждений в поршнях/цилиндрах мотора.
  • Если свеча затянута слишком крепко, то перетяжка спровоцирует выведение ее из строя.

Калильное число: «горячие» и «холодные» свечи

Каждая свеча имеет собственный температурный диапазон, сопряженный с отведением тепла в охлаждающую жидкость. Те, что отводят меньше тепла, являются «горячими», а отдающие большие (соответственно, сами сохраняющие минимальный нагрев) — «холодными».

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Какие из них лучше? Единого ответа нет. Необходимо ставить те, что индивидуально соответствуют потребностям в плане теплоотдачи (подбор осуществляется по специальному каталогу). У двигателей также разные спектры температурных диапазонов: есть горячие и практически не нагревающиеся.

Холодная: Из-за избыточного теплоотведения образуются углеродистые отложения, что ведет к утечке электричества, пропускам зажигания. Таким образом, катушки будут изношены преждевременно.

Горячая: Слишком горячая свеча перегревается в цилиндре, производит калильное зажигание. То есть смесь взрывается, не успев достигнуть верхней точки, что вызывает разрушительные последствия — поршень буквально выгорает. Аналогичный эффект провоцирует попадание масла в камеру сгорания.

Таким образом, очень важно подбирать свечи по калильному числу.

Правильный подбор свечей зажигания: как не ошибиться?

Как часто менять и какие выбрать?

Для свечи установлена норма пробега — это 20 000 — 30 000 км. Не стоит рисковать дорогими деталями, экономя на мелких. Дело в том, что со временем для получения искры требуется все более высокое напряжение.

Усиление последнего оказывает критическое изнашивающее воздействие на катушки. — Последние выйдут из строя, если не поменять свечи.

Кроме того, в силу неправильного воспламенения, будет не избежать перерасхода топлива на 10-20%.

Как не ошибиться при покупке?Оптимально перед заменой сделать заказ по каталогу, ориентируясь на проверенные марки и подходящие параметры по калильному числу, износостойкости.

Есть два основных варианта выбора:

1. Автовладельцам, умеющим менять свечи самостоятельно, обычно рекомендуется покупать, подбирая по каталогу, дешевые свечи от гарантированно хороших производителей (Denso, NGK). Их ставят, следуя инструкции на коробке, проехав очередные 20 000 км. Такой подход экономит максимум денег, гарантируя отсутствие проблем.

2. Дорогие иридиевые свечи (износостойкие) не слишком прагматичны по тратам. Мало кто решается кататься на них отведенные 100 000 км, обычно меняют после 50 000 км.

Подобные советуют приобретать лишь тем, в чьем автомобиле имеются конструктивные препятствия для частой замены: колодцы спрятаны за впускным коллектором либо мотор оппозитный.

Цикл работы иридиевых свечей, заказанных у надежного производителя, соотносим с 5 циклами обычных: если отсутствует шанс лично осуществлять замену свечей с наконечниками, они сэкономят автовладельцу время и деньги.

Правильно выбираем свечи зажигания

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с потребностью замены свечей зажигания на своем автомобиле.

Обычно этот вопрос решается быстро и без лишних раздумий одним из следующих способов:

  1. Покупаются свечи зажигания той же марки, которые были установлены на авто перед заменой.

  2. Ставятся свечи, которые первыми попались в ближайшем автомобильном магазине.

  3. Решение о замене запчасти отдается на откуп работникам сервиса, где происходит замена свечей.

Такой подход в решении этой, вроде бы не сложной задачи, весьма формалистичен, и, как ни странно, может иметь достаточно серьезные последствия и для вашего бюджета, и для качества езды на вашем авто. Попробуем разобраться почему.

Как выбор свечей зажигания влияет на расход топлива

Не секрет, что при выработке ресурса свечей расход топлива значительно увеличивается.

Это происходит по той причине, что плохая искра, или ее отсутствие приводит к тому, что некоторое количество топлива просто не сгорает в двигателе.

Мощность автомобиля падает, и водителю приходится сильнее топить педаль газа, для поддержания нужной скорости. Расход топлива, при одинаковой нагрузке на колеса значительно возрастает. 

Этот эффект еще более усиливается, если свечи зажигания изначально были подобраны неправильно. Такие свечи выходят из строя намного быстрее, что приводит к значительному увеличению расхода топлива при эксплуатации машины.

Неправильный выбор свечей и качество езды

Если свечи были выбраны неправильно, то это может привести к значительной потере мощности автомобиля.

Кроме того, через непродолжительное количество времени, ваш двигатель начнет работать нестабильно, «троить» и даже самопроизвольно выключаться.

Свечи зажигания могут не давать необходимую искру, их будет заливать бензином, что станет причиной полной остановки двигателя и отказом при попытке его включить.

Не стоит забывать, что установка свечи неправильной длины, может стать причиной порчи поршня двигателя, если длина ее намного превышает указанную в документации автомобиля.

Какие характеристики свеч зажигания требуется знать при их замене

Основных характеристик у свечей всего две:

  • Геометрические размеры.
  • Калильное число.

Оба эти параметра нужно учитывать для правильного выбора свечей зажигания.

Геометрические размеры свечей

Геометрические размеры определяет длина свечи, а также диаметр резьбы. Для каждой марки автомобиля они разные. Какие именно вам нужны свечи, вы можете узнать из руководства по эксплуатации вашего автомобиля. Большинство производителей размещают эту информацию на своих сайтах.

Если вы не можете найти документацию на ваш автомобиль, то остается старый и проверенный способ – выкрутить старую свечу и посмотреть маркировку, нанесенную на ободке или керамической поверхности изделия. Для верности, можете захватить старую свечу с собой в магазин, где можно сравнить новые изделия с образцом.

Калильное число

Значение этого параметра не что иное, как обозначение рабочей температуры, при которой свеча сохраняет свою работоспособность. Соответственно, чем выше калильное число, тем более высокую температуру работающего двигателя изделие может выдержать. В спортивных машинах и в авто с форсированными движками, необходимо устанавливать свечи с высоким калильным числом.

В обычных же автомобилях, можно обойтись стандартными значениями параметра. Кроме того, при выборе новой свечи, нужно учитывать климатические условия региона, в котором эксплуатируется машина, в холодных областях предпочтительнее низкое калильное число, благодаря дополнительному охлаждению снаружи, в жарких регионах – высокое, так как двигатель нагревается сильнее.

У каждого производителя своя маркировка для обозначения параметров изделий, чтобы разобраться в них, вам потребуется консультация специалиста. Можно пользоваться достоверными источниками в интернете для определения нужной вам маркировки и сравнения свечей с одинаковыми параметрами у разных производителей.

Разновидности конструкций свечей

При выборе свечей зажигания следует обратить внимание на их конструкцию, различают три вида свечей:

Классическая свеча зажигания, с одним центральным и одним боковым электродом. Эта конструкция остается неизменной уже не один десяток лет, и отлично зарекомендовала себя в любых условиях эксплуатации. Если вы не любите эксперименты и предпочитаете надежные решения – классическая свеча с двумя электродами вам вполне подойдет.

Свечи с «распиленными» электродами. Некоторые производители улучшают конструкцию устройств за счет «распиливания» электрода пополам. Таким образом, вместо одной проводящей поверхности, получается две.

При образовании нагара на одной части электрода – искра легко перемещается на другую. Такое раздвоение поверхностей может быть как на центральном, так и на боковом электроде, в зависимости от решения производителя.

Подобное новшество позволяет увеличить мощность автомобиля, уменьшить расход топлива и увеличить срок действия свечей зажигания.

Эта конструкция является продолжением идеи разделения электродов. В такой свече вокруг центрально электрода находится несколько боковых. Такое решение не только позволяет обеспечить искру при образовании накипи на одном из электродов, но и позволяет топливу лучше сгорать, так как боковой электрод не перекрывает загорающуюся смесь.

Выбор свечей по материалу для изготовления электродов

Боковые электроды для обычных свечей зажигания выполняются из высококачественной стали с добавлением никеля, центральный электрод обычно изготавливается из сплава железа, никеля и меди.

Для того, чтобы улучшить качество работы изделия производители начали выпускать свечи, на электроды которых наплавляется небольшое количество дорогих металлов иридия и платины, с более высокими характеристиками электропроводности и сопротивляемости разрушению.

Добавление этих металлов позволило изготавливать электроды меньшей толщины, что обеспечивает хорошую искру и способствует самостоятельной очистке детали от нагара.

Несмотря на то, что иридиевые и платиновые свечи стоят дороже, чем их более дешевые аналоги, их использование имеет свои неоспоримые преимущества.

  • Увеличенная мощность и стабильная работа двигателя.
  • Более долгий срок эксплуатации свечи, не требуется очистка в холодном климате.
  • Более низкий расход топлива за счет полного сгорания смеси.

Эти достоинства обеспечивают значительную экономию средств автовладельца, и в длительной перспективе оказываются более выгодным приобретением, чем простые свечи. 

Не стоит забывать, что основным критерием для выбора свечей зажигания по-прежнему остаются рекомендации производителя вашего автомобиля.

Как правило, та марка свечей, которую вам советует создатель техники, будет наиболее оптимальным выбором для нее.

Вы можете чуть скорректировать решение, основываясь на климатических условиях вашего региона и специфике эксплуатации вашего авто, и вышеприведенные рекомендации помогут вам сделать правильный выбор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *