Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Двигатель автомобиля представляет собой сложный агрегат, состоящий из множества деталей и узлов, часть их которых – трущиеся.

Несмотря на то, что поверхности всех скользящих деталей при изготовлении тщательно обрабатываются, на них, тем не менее, остаются невидимые глазу шероховатости, из-за которых возрастает сила трения. Трение, в свою очередь, приводит к сильному нагреву и увеличенному износу деталей.

Для предотвращения данного явления предназначена система смазки двигателя. Масло создает тонкую пленку на поверхностях деталей, в результате чего они легко скользят.

Помимо сказанного назначение системы смазки заключается в:

  • охлаждении трущихся элементов;
  • удалении нагара и продуктов износа;
  • предотвращении появления коррозии.

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Независимо от типа двигателя, система смазки включает в себя следующие основные части:

  1. поддон картера;
  2. маслозаборник;
  3. маслорадиатор;
  4. масляный насос;
  5. масляный фильтр;
  6. датчики давления,
  7. уровня и температуры масла;
  8. масляный щуп;
  9. перепускной клапан;
  10. масляную магистраль и масляные каналы.Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Рис.

Схема системы смазки: 1 — масляный поддон; 2 — датчик уровня и температуры масла; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — масляный радиатор; 6 — масляный фильтр; 7 — перепускной клапан; 8 — обратный клапан; 9 — датчик давления масла; 10 — коленчатый вал; 11 — форсунки; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — распределительный вал впускных клапанов; 14 — вакуумный насос; 15 — турбонагнетатель; 16 — стекание масла; 17 — сетчатый фильтр; 18 — дроссель.

Роль резервуара для хранения моторного масла выполняет поддон картера ДВС. В неработающем моторе туда стекает почти все масло, за исключением небольшого количества, которое остается в фильтре и на деталях.

Активным элементом системы смазки является насос, обеспечивающий непрерывную циркуляцию рабочей жидкости. В действие он приводится от коленчатого, распределительного или дополнительного приводного вала.

Как правило, в ДВС применяются насосы шестеренчатого типа.

Масляный фильтр предназначен для очистки масла от нагара и продуктов износа деталей. Это сменный элемент, который меняется с определенной периодичностью в зависимости от типа мотора, условий эксплуатации и рекомендаций производителя.

В процессе работы двигателя его детали, а вместе с ними и масло, неизбежно разогреваются. Моторное масло при достижении определенной температуры способно потерять свои эксплуатационные качества, поэтому его необходимо охлаждать. С этой целью система смазки двигателя оснащена масляным радиатором, который охлаждается жидкостью из системы охлаждения.

В качестве смазки можно применять продукцию компании «МСК», которую можно приобрести на сайте https://mskz.kz/visokotemperaturnaya-smazka-ot-msk

Принцип действия системы смазки

В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.

Смазка двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя масляный насос закачивает масло в систему. Под давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца.

На рабочую поверхность цилиндра масло подается через отверстия в нижней опоре шатуна или с помощью специальных форсунок.

Остальные части двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается движущимися частями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их.

Под действием сил тяжести масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.

На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом.

Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер».

Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения маслозаборника и уровня масла в картере.

Основные неисправности системы смазки

Внешними признаками неисправности системы смазки являются пониженное или повышенное давление масла в системе и ухудшение качества масла вследствие загрязнения.

Понижение давления возможно в результате недостаточного уровня масла, разжижения его, подтекания через неплотности в соединениях, загрязнения сетчатого фильтра маслоприемника, износа деталей масляного насоса, заедания редукционного клапана в открытом положении и вследствие износа подшипников коленчатого и распределительного валов.

Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Повышение давления в системе смазки возможно вследствие применения масла с повышенной вязкостью, заедания редукционного клапана в закрытом положении и засорения маслопроводов.

Так как коленвал совершает вращательное движение, то под действием центробежных сил на стенках его масляных каналов откладываются продукты износа двигателя.

Со временем проходное сечение этих каналов уменьшается настолько, что шатунный подшипник начинает испытывать масляное голодание.

Усиленному загрязнению каналов способствует применение некачественного или не соответствующего двигателю масла, регулярная эксплуатации мотора в интенсивных режимах и несвоевременная замена масла.

Каналы подвода масла к гидрокомпенсаторам со временем также могут закоксовываться, и тогда гидрокомпенсатор перестает работать. Если его заклинит при открытом клапане, это приведет к выбиванию клапана поршнем.

При этом разрушается сам гидрокомпенсатор и возможны повреждения распредвала, поршней, шатунов и появление трещин в головке блока цилиндров. Вероятны масляные проблемы и с гидронатяжителями, обеспечивающими натяжку ремней и цепей привода распредвалов.

Их каналы также забиваются, что может стать причиной поломки ГРМ и разрушения головки блока цилиндров. При наличии в ГРМ механизма изменения фаз газораспределения грязь может спровоцировать отказ или нарушение его работы.

При эксплуатации автомобиля возможны случаи, когда может быть неисправен указатель давления масла. Для проверки правильности действия указателя давления вместо датчика ввертывают штуцер контрольного манометра и, сравнивая показания с проверяемым прибором, судят о его работе.

Система смазки автомобилей: виды

Систему смазки двигателя условно можно классифицировать по способу подачи масла к смазываемым деталям:

  • Под давлением;
  • Самотёком (разбрызгиванием);
  • Комбинированная.

Подача смазки под давлением, осуществляется при помощи масляного насоса. Масло забирается из картера двигателя и по специальным каналам подводится к трущимся поверхностям.

После выполнения своей функции, стекает в картер двс.

Преимущество такого способа в том, что к определенным поверхностям можно подать ровно столько смазки, сколько им необходимо и четко в промежутке времени, который требуется для нормальной работы детали.

Подача смазки самотеком (разбрызгиванием) происходит под воздействием сил, создаваемых вращающимися деталями мотора. Масло разбивается на мелкие капли, образуя масляный туман. Мельчайшие частички заполняют все свободное внутреннее пространство силовой установки и таким образом, происходит процесс смазывания всех поверхностей.

Эффективность такого метода крайне низкая, основные недостатки: попадание мала на смазываемую поверхность случайным образом, большой перерасход, быстрое окисление.

Комбинированная смазочная система сочетает в себе характеристики обоих предыдущих методов.

Немаловажно в процессе циркуляции масла по двигателю, обеспечить его регулярное охлаждение, которое происходит в картере двс. Это препятствует окислению рабочего продукта и преждевременному старению. По способу охлаждения масла можно выделить:

  1. Открытая вентиляция картера;
  2. Закрытая вентиляция картера.

При использовании открытой системы газы, образованные в картере, через отверстие выходят в атмосферу. Закрытая система направляет газ обратно в цилиндр двигателя для сжигания.

Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Применение мокрого и сухого картера в комбинированной системе смазки

Комбинированная система наиболее популярна при создании автомобилей в современных условиях. Она подразумевает под собой подачу масла под давлением ко всем деталям и механизмам, которые наиболее остро в этом нуждаются, например, подшипники. Давление масла нагнетается при помощи масляного насоса. Все остальные детали смазываются масляной эмульсией.

В комбинированной системе конструктивно может быть применен различный вид картера:

  • Мокрый картер.
  • Сухой картер

Под мокрым картером подразумевается постоянное заполнение его маслом. Такой принцип используется на большинстве стандартных автомобилей. Его достоинством является простота и надежность. Однако, имеются и свои недостатки.

Например, при попадании топлива в смазку возможно образование масляной пены. Вместе с ней в систему будет попадать большое количество воздуха, тем самым, резко снижая давление и сводя работу системы смазки двигателя до нуля.

Дабы избежать таких неприятностей на некоторых автомобилях, применяется сухой картер. Принцип в том, что масло храниться в отдельном бачке и подается в систему из него. Таким образом, исключается возможность забора воздуха при образовании пены или падении уровня масла.

Преимущество этой системы: обеспечении стабильной работы двигателя при прохождении автомобилем препятствий с большим углом наклона, размеры силовой установки значительно уменьшаются в виду маленького размера картера, расход масла и его количество в двигателе уменьшается.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию системы смазки

Система смазки обеспечивает нормальную работу двигателя только тогда, когда она грамотно эксплуатируется и обслуживается. Ничего сложного здесь нет.

Главное, о чем всегда необходимо заботиться — правильный режим запуска двигателя, особенно в холодное время года. При простое двигателя масло стекает в поддон, и детали оказываются без смазки, поэтому в первые мгновения после пуска они испытывают серьезные нагрузки, а на нормальный режим работы двигатель выходит только после образования масляной пленки на всех трущихся поверхностях.

Ситуация усугубляется зимой, когда масло в картере густеет и после пуска с большим трудом подается к трущимся деталям.

Поэтому зимой, особенно при температурах ниже −20°C, необходимо завести и прогреть двигатель, пока температура масла в нем не поднимется до установленной отметки (80–90°C).

О методиках зимнего пуска двигателя сказано уже очень много, поэтому здесь мы этого вопроса касаться не будем.

Большое внимание необходимо уделять техническому обслуживанию системы смазки. В частности, каждые 10-20 тысяч км пробега (в среднем — 15 тысяч) необходимо производить замену моторного масла и масляного фильтра.

Для новых двигателей эта операция производится чаще. Но нужно отметить, что каждый производитель автомобилей и двигателей дает свои рекомендации по обслуживанию, которым необходимо четко следовать.

Техническое обслуживание и ремонт смстемы смазки автомобиля | Интернет журнал автомобилиста

Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Система смазки автомобиля (рис. 1) должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода продуктов износа от трущихся поверхностей и тепла. От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя (рис. 2). В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазки, не допускать подтекания масла из фильтров, картера двигателя, соединений маслопроводов и масляного радиатора.

Читайте также:  Выбор амортизаторов: что важно знать?

Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Рисунок 1. Система смазки автомобиля

После пробега первых 5 тыс. и 15 тыс. км масло в двигателе автомобиля необходимо заменить. Затем замену следует производить через каждые 15 тыс. км. Масло меняют чаще при эксплуатации автомобиля с районах с холодным климатом, в горной местности, по плохим дорогам, в сельской местности.

Одновременно со сменой масла меняют масляный фильтр, для снятия которого можно воспользоваться зубчатым кожухом или кожаным ремнем или просто надев рукавицы. При снятии фильтра масло вытекает, поэтому нужно подставить емкость. При установке фильтр заворачивают вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке.

Фланец фильтра промывают бензином, резиновое уплотнение слегка смазывают маслом, затем в картер заливают чистое масло.

  • Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?
  • Рисунок 2. Принципиальная схема устройства и работы системы смазки двигателя
  • В случае неполадок в работе системы смазки прежде всего необходимо проверить уровень масла, затем его вязкость, правильность работы приборов контроля, исправность масляного насоса.
  • Во время эксплуатации автомобиля наиболее часто встречаются следующие неисправности системы смазки: снижение уровня масла, повышение или понижение его давления в системе, загрязнение масла, нарушение работы вентиляции картера двигателя, повышенный расход масла.
  • Снижение уровня масла может быть вызвано износом сальников, выгоранием масла, недостаточным уплотнением коленчатого вала, негерметичностью масляного картера.
  • Повышение давления в системе смазки может происходить из-за загрязнения каналов системы и масляного фильтра, из-за применения масла повышенной вязкости, отказа датчика давления масла, неисправности редукционното клапана.

Причинами пониженного давления могут быть недостаточный уровень масла в картере, заедание редукционного клапана в открытом канале, засорение маслоприемника, износ деталей масляного насоса, подшипников коленчатого вала и распределительного вала. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом двигателе необходимо в первую очередь проверить уровень масла в поддоне картера.

Проверяют уровень масла в поддоне картера при помощи щупа не ранее, чем через 7 минут после остановки двигателя. Для проверки необходимо вынуть щуп, протереть его ветошью и снова вставить в гнездо до отказа. Затем вновь вынуть щуп. След масла на нем показывает уровень масла в поддоне. Нормальный уровень масла находится между верхней и нижней метками на щупе.

Причинами быстрого изнашивания двигателя и его интенсивного, старения могут быть длительная работа в режимах, отличающихся от номинальных (температура охлаждающей жидкости менее 60°С или более 100°С), попадание в масло охлаждающей жидкости, значительный износ деталей цилиндро-поршневой группы, применение несоответствующего масла. Повышенный расход масла (падение уровня масла от номинального до отметки «MIN» на маслоизмерительном щупе при пробеге 1000 км ) проявляется при утечках масла, износе поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя, поломке поршневых колец, закоксовывании прорезей в маслосъемных кольцах либо канавок поршней, износе или повреждении маслоотражательных колпачков клапанов, износе стержней клапанов либо направляющих втулок, нарушении работы системы вентиляции картера.

При внимательном осмотре можно найти течь масла, вызванную прокладками.

Необходимо осмотреть крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также пробку заливного отверстия, штуцер датчика указателя давления, крышку маслоотделителя и уплотнитель маслоизмерительного щупа.

Если обнаружены даже небольшие подтеки масла, значит, была нарушена герметичность системы смазки из-за поврежденных прокладок, сальников, ослабления креплений. Если протекает прокладка поддона картера двигателя, нужно снять картер и заменить прокладку.

Для замены прокладки в большинстве дизельных автомобилей необходимо из двигателя слить масло, отвернуть все винты крепления нижней части поддона картера и снять ее, затем отвернуть все винты крепления верхней части поддона картера и также ее снять.

Для того, чтобы снять и установить поддон картера бензиновых двигателей зарубежных автомобилей и автомобилей ВАЗ, необходимо автомобиль поднять. Для различных автомобилей последовательность операций по снятию масляного поддона картера различна.

После выполнения этих операций поставить новую прокладку и покрыть герметиком уплотняющие поверхности на закруглениях, установить поддон картера и закрепить его болтами, сильно не затягивая, чтобы не выдавить прокладку. Далее установка выполняется в последовательности, обратной снятию.

После установки заливают масло, совершают пробную поездку, чтобы проверить, нет ли утечек в соединениях, и при необходимости подтягивают крепления. Подтягивать болты, винты и гайки крепления поддона картера и крышек необходимо осторожно, чтобы не сорвать резьбу.

Для того, чтобы облегчить поиск возможной утечки, перед поездкой места стыков и уплотнений на двигателе снаружи посыпают тальком.

Вязкость масла снижается, если масло долго не меняется, а также в случае неисправностей в системе вентиляции картера. Вязкость масла (т.е. пригодность его для того или иного климата и времени года) обозначают на этикетке цифрами после букв SAE.

Большая или маленькая буква W ставится в обозначении зимних марок: SAE 5 W, SAE 10 W. У летних марок никакой буквы не ставится: SAE 30. В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем — летний: SAE 10 W-50, SAE 15 W 50, SAE 10/W 30.

Необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции картера.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при загрязнении маслоотражателя, золотникового устройства карбюратора, трубок отсоса картерных газов, проявляется оно в повышении давления в системе смазки, в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор, повышенном расходе масла.

Нормальная ли вязкость масла, можно определить на ощупь, растирая его между пальцами. Наличие значительных крупинок и ощущения тепла свидетельствует о том, что масло некачественно. Охлаждающую жидкость — воду в масле можно обнаружить, если слить стакан масла из поддона картера и в течение часа дать ему отстояться.

Появление охлаждающей жидкости в масле служит признаком того, что необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров. Кроме того, разжижение масла может происходить за счет части бензина, которая не сгорает при отказе одного из цилиндров двигателя или при работе двигателя на переобогащенной смеси. Такое масло подлежит замене. Причину неисправности необходимо устранить.

Система смазки двигателя: основные неисправности и способы ремонта

Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Бесперебойная работа двигателя зависит от множества факторов, серди которых правильная настройка всех систем занимает первое место. Кроме настройки, важно также охлаждение, которое не дает мотору перегреться, а также смазка, которая позволяет продлить срок службы рабочих механизмов.

Отсутствие системы смазки, так или иначе, привело бы к разрушению деталей силового агрегата, в результате ни о каком сроке службы не могло быть и речи… С появлением смазочных материалов срок службы ДВС существенно увеличился, а трение между деталями стало минимальным.

Однако из-за своеобразного устройства, а также определенных условий эксплуатации, система смазки со временем может выйти из строя, в результате чего могут пострадать трущиеся механизмы двигателя, вплоть до полного разрушения силового агрегата.

Даже незначительные или кратковременные перебои в системе смазки чреваты большими проблемами, из-за несвоевременной подачи масла на трущиеся поверхности возможно появление задиров, царапин и прочих нежелательных явлений, сулящих капремонт.

В этой статье я хочу поговорить о неисправностях системы смазки о том почему они возникают, каким образом проявляются и как устраняются.

  • Утечку масла (через негерметичные соединения);
  • Нарушение герметичности сальников коленвала;
  • Засор фильтров тонкой и грубой очистки;
  • Повышенное или пониженное давление масла в системе;
  • Неисправность датчика давления масла;
  • Проблемы в работе системы вентиляции картера.

Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?

Давление в системе смазки очень важно, поэтому за этим параметром следит датчик, который в случае понижения или повышения давления сообщает об этом в ЭБУ, который, в свою очередь, оповещает водителя соответствующим индикатором.

Актуально: Можно ли добавлять масло в дизтопливо и если да, то какое и сколько?

Причина повышенного давления масла может заключаться в увеличении степени вязкости масла. Степень вязкости масла играет важную роль, она должна быть в пределах, установленных производителем.

Слишком жидкое масло быстро растекается, не позволяя масляной пленке образоваться.

Чересчур густое, вязкое масло приводит к потере мощности двигателя, увеличению расхода топлива, затрудняет смазку деталей, по причине дефицита текучести, в общем оказывает негативное влияние на работу мотора.

Именно по этой причине автопроизводители всегда указывают какой вязкости должно быть масло в системе смазки. Правда бывают исключения. Так, например, в двигателях с повышенной степенью износа трущихся частей, разрешается использовать более вязкое масло, при этом указывается допустимое количество единиц.

Рекомендую: Откуда масло в интеркулере? Разбираемся почему гонит масло в интеркулер

Пониженное давление масла. Явление такого характера, как правило, возникает в результате увеличения зазоров в подшипниках коленвала.

Также известно, что при прохождении масла сквозь зазоры, в картере образуется своего рода масляный туман, который нейтрализуется системой вентиляции картера. Кроме того, снижение давления характерно моторам, в которых увеличены зазоры в цилиндро-поршневой группе (ЦПГ).

Одним из признаков пониженного давления является увеличенный расход масла или, проще говоря, «подъедание масла мотором». Когда мотор ест масло, выхлопные газы приобретают синеватый оттенок, а сам выхлоп имеет специфический запах.

Пониженное давление также может быть при недостатке масла в системе, то есть при низком уровне масла. Поэтому прежде чем выносить строгий приговор, проверьте элементарные вещи.

В некоторых случаях лампочка давления масла может гореть совсем не по причине проблем в системе смазки, а всего лишь по вине неисправного датчика давления масла. Будьте бдительны и учитывайте все варианты, довольно часто случается, что проблема лежит на поверхности, в то время как «гуру ремонта» выносят неутешительный вердикт и делают никому не нужный капремонт двигателя.

Также советую: Откуда масло в воздушном фильтре? Причины и способы решения

Если масло теряет свою вязкость по причине разбавления (топливом или антифризом), это также сопровождается снижением давления в системе смазки двигателя. Но как топливо или антифриз попадает в систему смазки?

Ответ на самом деле довольно простой, первое явление происходит по причине нерабочего цилиндра. Например, форсунка или свеча перестала работать по какой-то причине и несгоревшее топливо просто слилось в поддон вместе с маслом.

Читайте также:  При старте долго горит лампа давления масла: о чем свидетельствует и как устранить?

Второе явление, когда охлаждающая жидкость (ОЖ) проникает в масло встречается при несколько других обстоятельствах.

Так, к примеру, ОЖ может приникнуть в систему смазки через трещины в блоке цилиндров или сквозь увеличенные зазоры в рабочих механизмах (клапана, свечи, кольца, задиры в цилиндрах, прогар прокладки и т. д.).

Случаются также ситуации, когда в масло проникает антифриз по банальной причине, например, плохо затянутых болтов или некачественной прокладки.

Актуально: Нужна ли промывка двигателя при замене масла? Стоит ли промывать мотор и если да, то как это делать правильно?

Большое влияние на давление в системе смазки оказывает масляный фильтр, в случае его загрязнения ухудшается циркуляция в системе смазки, а также качество масла, кроме того из-за плохой проходимости существенно снижается давление в системе смазки.

Если уровень масла в норме, при этом давление в системе смазки низкое или вовсе нулевое, необходимо заглушить мотор, в противном случае проблем с двигателем не избежать. Резкое снижение давления до критического уровня может свидетельствовать о повреждении масляной магистрали масляного насоса или его привода.

Как диагностировать и устранить неисправности системы смазки мотора?

Наверное, всем автовладельцам хорошо известно, что любые поломки в системе смазки силового агрегата считаются очень опасными и не только для самой машины, но и для людей, которых она перевозит. Ну а о том, что может сломаться, как это определить и устранить, попробуем разобраться более подробно.

Итак, пожалуй, следует начать с поломок масляного насоса. Ведь именно он в большинстве случаев является основным виновником снижения уровня давления масла. Вместе с этим проблемы, связанные с давлением смазки в системе могут возникать также  и по причине слишком сильного загрязнения фильтра маслоприемника.

Если во время диагностики вы определили, что ремонтировать нужно лишь масляный насос, тогда машину надо установить на подъемник либо смотровую яму, дальше от аккумуляторной батареи отсоединяются клеммы, а с картера сливается смазка. С мотора придется снять брызговик, откручиваем гайки, прикрепляющие подушку подвески к поперечине, и талью поднимается мотор.

Откручиваем с него болты крепления, затем можно снять картер силового агрегата, а также масляный насос вместе с приемным патрубком. Его нужно разобрать, очистить и промыть редукционный клапан и маслоприемник от всех отложений, всевозможных загрязнений и посторонних частиц. При потребности придется поменять клапан и пружину редукционного клапана.

Если же заметите сильный износ корпуса масляного насоса, либо его шестерен придется полностью заменить масляный насос.

Что делать, если устранив неисправности масляного насоса, в системе смазки давление продолжает оставаться низким? В такой ситуации наиболее логичным предположением будет: увеличение зазора между коренными и шатунными шейками коленвала, между вкладышами, сильный износ канавок поршневого кольца и юбок поршней, повреждение либо износ уплотнителей сальников на стержнях клапанов, поломка поршневых колец либо их закоксовывание, чрезмерный износ направляющих втулок стержней клапанов либо самих стержней, а также заполнение отложениями масла прорезей маслосъемных колец или их закоксовывание. Все эти неисправности способствуют чрезмерному расходу масла, из-за чего снижается его давление в системе смазки.

Чтобы обеспечить в системе смазки  нормальное давление масла необходимо отправить мотор в мастерскую, чтобы механики отремонтировали либо поменяли сломанные или износившиеся детали механизма газораспределения и кривошипно-шатунного механизма.

Может случаться и такое, что в картере двигателя уровень масла падает ниже нормы. Осуществить данную проверку можно не раньше чем через 5 минут после остановки мотора с помощью щупа.

Оптимальным уровень масла будет в том случае, если след на щупе от смазки расположен между обозначениями max и min.

Если при диагностике будет определено, что уровень смазки находится ниже допустимых норм, то придется долить в картер масло до нужной нормы, только предварительно следует устранить в системе смазки силового агрегата возможные негерметичности соединений.

При внешнем осмотре мотора можно обнаружить течи масла из-под крышки клапанного механизма, прокладок, блока цилиндров, крышки привода распредвала, фильтра очистки масла, через штуцер датчика указывающего давление смазки из-под маслоотделительной крышки, из пробки заливной горловины, через уплотнитель щупа, измеряющего уровень масла.

Даже при наличии незначительной течи смазки, можно утверждать о нарушенной герметичности смазочной системы по причине поврежденных сальников, прокладок или ненадежных креплений, а это недопустимо.

Если же наблюдается повышенное давление масла в системе, то это так же плохо, как и его пониженный уровень, в такой ситуации можно предположить, что проблема заключается в вязкости применяемой смазки.

Придется проверить качество и вязкость масла, а при потребности и заменить его.

Повышение давления масла в смазочной системе двигателя считается обычным делом при использовании зимой при сильных морозах летнего масла.

Если при замене масла вы обнаружите, что оно сильно загрязнено, значить заменить следует также и масляный фильтр, не помешает и промывка системы жидким маслом, либо промывочной смесью. Если у вас новый автомобиль, то первый раз масло придется поменять через 5 тыс. км пробега, а в будущем этот интервал можно продлить до 10 тыс. км.

Все работы по промывке системы смазки двигателя должны выполняться в соответствующем порядке. Сначала необходимо прогреть силовой агрегат, затем остановить его и слить через сливную пробку отработанную смазку, при этом не нужно снимать масляный фильтр. Заливаем промывочную смазку до нижнего уровня, то есть до нижней метки на щупе.

Можно запускать мотор и дать ему время поработать при 800-1 тыс. об/мин на протяжении 20-25 минут. После этого промывочное масло сливается, старый загрязненный фильтр снимается, а вместо него устанавливается новый. Вкручиваем обратно пробку на сливном отверстии и можно заливать новое масло, только такое, которое соответствует сезону эксплуатации машины.

После залива плотно закрываем маслозаливную горловину крышкой.

Если после этого вы заметите, что уровень масла по-прежнему высокий и это при исправных приборах, тогда проблема может быть в следующем: залили масло не того сорта и качества, заедают клапана, в системе смазки слишком сильно загрязнились каналы, или пружина стала слишком жесткой либо имеется неисправность редукционного клапана на масляном насосе.

Необходимое давление в системе смазки силового агрегата можно обеспечить только при нормальной вязкости, именно поэтому каждому силовому агрегату зависимо от температуры окружающей среды, от сезона и от запыленности района производители советуют использовать конкретные сорта масла, причем данное масло обязано иметь хорошую вязкость и смазывающие характеристики.

Когда машина работает, та часть бензина, которая не сгорает при работе мотора на переобогащенной смеси, способствует частичному разжижению масла, впрочем, такое может случаться и по причине попадания в масло охлаждающей жидкости по причине поврежденной прокладки на головке блока цилиндров.

Конечно, все это способствует снижению качества смазки, а также уменьшению ее вязкости, особенно такое случается если масло  старое и требует замены.

В результате в системе смазки резко  снижается давление масла, так как масло с малой вязкостью способно проникать в любые зазоры между трущимися сопряженными деталями.

Чтобы обеспечить продолжительный срок эксплуатации моторной смазки с оптимальной для двигателя вязкостью и нужным количеством, мотористы советуют своевременно чистить и промывать детали системы вентиляции картера и регулярно следить за ее исправностью.

Наиболее вероятной поломкой в системе смазки двигателя могут стать неверные показания приборов, контролирующих давление масла.

Если у вас нет никаких сомнений насчет качества залитой смазки и ее уровня, но в системе смазки все равно наблюдается низкое давление, значит нужно проверить работоспособность приборов, контролирующих давление смазки, а именно контрольной лампы давления смазки и указателя, а также датчика.

Для проверки можно подключить  на их место исправные приборы. В том случае если новые установленные приборы показывают «норму», вам уже не придется ставить на их место снятые старые, нужно смело менять на новые.

А теперь пошагово опишем техническое обслуживание смазочной системы мотора:

1. Примерно каждые 30-45 тыс. км пробега, либо раз в три года или раньше на корпусах подшипников распредвала могут появляться смолистые липкие отложения, из-за них система смазки нуждается в промывке специальным маслом.

Как только мотор остановится необходимо слить отработанную смазку, только не снимайте масляный фильтр, дальше залейте до минимального уровня на щупе специальное масло. Запустите силовой агрегат, дав ему немного времени поработать, хотя бы 10 минут на невысоких оборотах холостого хода.

Слейте полностью все масло и снимите загрязненный масляный фильтр, после этого можно заливать новую смазку, отвечающую сезону.

2. Фильтр необходимо менять вместе с заменой масла. Чтобы снять масляный фильтр, воспользуйтесь кожаным либо зубчатым ремнем, но для этого подойти могут и рукавицы. Когда будете снимать фильтр, начнет вытекать масло, значит, предварительно поставьте какой-нибудь сосуд.

3. Устанавливая фильтр, заверните его вручную, только в процессе необходимо руководствоваться  инструкцией по его сборке и разборке. Промойте фланец фильтра бензином, слегка смажьте маслом резиновое уплотнение. Только затем можно приступать к заливу масла в картер мотора.

4. Если ваш автомобиль оснащен самым современным силовым агрегатом, то в него заливать необходимо лишь смазки SH.Iи SG. Самое качественное масло имеет обозначение SH. Вообще для любых моторов использовать следует только те смазки, которые рекомендует производитель, указав их в руководстве по эксплуатации.

08.08.2014

Общая проверка технического состояния системы смазки — Студопедия

Давление масла в системе смазки двигателя постоянно контролируется манометром и (или) контрольной лампой на панели приборов.

В случае постоянного понижения давления масла необходимо убедиться в правильности показаний датчика и указателя, работа которых, как правило, основана на принципе изменения электрического сопротивления в цепи датчик — указатель.

Читайте также:  Как выбрать лучший видеорегистратор с антирадаром?

Для измерения давления масла в системе используют механический манометр. С помощью штуцера его подсоединяют к главной масляной магистрали двигателя, обычно на место датчика давления масла.

Затем запускают двигатель и измеряют давление во всех режимах его работы.

Так, в режиме холостого хода давление должно быть в пределах 0,8..Л,5 кгс/см2, на повышенных оборотах — 3,5…5,5 кгс/см2 в зависимости от модели двигателя. В случае отклонения давления от номинального неисправность следует искать в элементах системы смазки.

При пониженном давлении масла надо проверить чистоту масляного фильтра и убедиться в отсутствии утечек масла. При прогретом двигателе фильтр должен быть теплым. Если фильтр холодный, это свидетельствует о его засорении; масло в этом случае проходит через редукционный клапан, минуя фильтр.

В отдельных случаях возникает необходимость проверки масла на отсутствие в нем охлаждающей жидкости или топлива. Для определения наличия в масле охлаждающей жидкости его наливают в пробирку и дают отстояться в течение 4…5 ч.

Если охлаждающая жидкость в масле присутствует, его верхняя часть будет иметь другой цвет и слегка вспенится. Когда нужно определить, есть ли в масле бензин, масло нагревают на плитке до 8О…9О°С и подносят горящую спичку.

При наличии бензина масло загорается.

Производительность масляного насоса определяют по развиваемому им давлению при определенном сопротивлении на выходе. Для этого на специальной установке к выходному патрубку насоса присоединяют жиклер диаметром 1,5 мм и трубопровод длиной 5 м.

Насос с приемным патрубком и сеткой помещают в бачок, заполненный смесью, состоящей из 90 % керосина и 10 % моторного масла, или индустриальным маслом И20. Уровень смеси в бачке должен быть на 20…30 мм ниже плоскости разъема корпуса и крышки насоса. Насос приводят во вращение от электродвигателя.

При выпуске жидкости из насоса через трубопровод длиной 40 мм с отверстием диаметром 4,2 мм (при температуре (28±8)°С) давление должно составлять 3,25.. .5,00 кгс/см ,

Проверять редукционный клапан лучше всего на специальном стенде, на котором через клапан можно подавать масло под давлением. При этом фиксируются моменты начального и полного открытия клапана.

При давлении 3 кгс/см2 редукционный клапан должен быть закрыт, допускается лишь вытекание отдельных капель из него; при давлении 6 кгс/см2 клапан должен быть полностью открыт, а масло должно вытекать из него непрерывной струей.

Основные виды и причины неисправностей системы смазки

Качество смазки и смазочной системы оказывают значительное влияние на эффективность функционирования оборудования.

Поэтому какие-либо нарушения в системе подачи смазочного материала могут привести к неправильной работе механизма и к его быстрому износу.

Чтобы избежать этого, необходимо проводить регулярную диагностику оборудования и изучить все возможные признаки и причины неисправности системы смазки.

Виды неисправностей смазочной системы

Нормальная эксплуатация оборудования требует постоянного контроля за температурой масла, наличием в нем загрязнений, попаданием воды или утечкой. Существует несколько видов неисправностей системы смазки, несвоевременное обнаружение которых может привести к серьезным проблемам с оборудованием. Среди таких нарушений:

  • повреждение или износ масляного насоса;
  • засорение фильтрующего элемента;
  • повреждение прокладки насоса;
  • плохое закрепление фильтра;
  • выход из строя датчика давления;
  • низкий уровень масла;
  • нагрев смазочного материала;
  • заедание редукционного клапана.

Причиной этих неисправностей может быть окончание срока эксплуатации элементов системы, нарушение правил работы с оборудованием или некачественное техническое обслуживание. Среди наиболее распространенных видов нарушений можно выделить применение низкокачественного смазочного материала и нерегулярную замену масла или фильтрующего элемента.

Признаки нарушений работы системы смазки

Внешними признаками неисправностей смазочной системы являются повышенный расход материала, загрязнение масла, повышенное или пониженное давление системы и нагрев смазки в узлах трения.

Пониженное давление системы может свидетельствовать о недостаточном количестве масла, появлении течи, износе деталей насоса или заедании редукционного клапана. Повышенное давление может означать чрезмерную вязкость используемого смазочного материала или засорение маслопроводов.

На качество смазки также влияет повышение температуры материала в масляных системах. Причиной такого нарушения может стать излишнее тепловыделение, которое возникает во время трения деталей.

Поэтому необходимо внимательно следить за температурным режимом системы смазки.

При повышении температуры подшипников следует проверить масляные фильтры и клапаны на предмет засорения, а также убедиться, что нет утечки масла или нарушений в работе масляного насоса.

Как проверить причины низкого и высокого давление масла в двигателе

  1. Низкий уровень масла
  2. Изношенное масло
  3. Перегревание
  4. Изношенные подшипники

Масло может стать источником жизненной силы вашего двигателя. Но без хорошего давления масла у вашего двигателя серьезные проблемы.

Хотя низкий уровень этой важнейшей для двигателя жидкости является наиболее распространенной причиной низкого давления масла, существуют другие предотвратимые условия, которые вызывают его, и владельцы автомобилей могут ими пренебречь. Например, с новыми увеличенными периодами замены масла в современных двигателях, владельцы автомобилей не только забывают проверять уровень масла между сменами, но и забывают менять масло, когда оно теряет свою эффективность.

И если вы ездите в основном в режиме «нонстоп», масло обычно нужно менять до рекомендованного интервала замены.

Предложенные большинством производителей интервалы замены применяются к идеальным условиям вождения: движение на скоростях по шоссе не менее 20 минут каждый день.

Но большинство транспортных средств ездят по городу, в короткие поездки с частыми остановками. Короткие поездки не позволяют моторному маслу достигать рабочей температуры и сокращают срок его службы.

  • Конечно, есть и другие вещи, которые могут вызвать не только низкое, но и высокое давление.
  • Что в этом руководстве
  • Это руководство объяснит:
  • какое давление должно быть или как его проверить
  • что значит низкое для вашего двигателя
  • как нормальное давление масла
  • и некоторые симптомы, вызванные низким давлением

В конце вы найдете некоторые процедуры устранения неполадок, которые могут помочь вам определить, работает ли ваша система смазки за пределами ее надлежащих параметров.

Каким должно быть мое давление масла

  1. Нормальное давление может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля.
  2. Когда будет правильное, вы увидите стрелку на манометре примерно в середине шкалы и не увидите, как загорается сигнальная лампа низкого давления.
  3. Когда ваш двигатель имеет рабочую температуру, типичное давление в системе может падать в диапазоне от 20 до 30 фунтов на квадратный дюйм на холостом ходу (от 140 до 200 кПа ) и от 45 до 70 фунтов на квадратный дюйм (от 310 до 482 кПа ) на скорости движения.

Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

  • Основными неисправностями смазочной системы являются:1) подтекание масла в соединениях;2) повышенное или пониженное давление масла в смазочной системе либо полное его отсутствие;3) повышенный расход масла;
  • 4) нарушение работы вентиляции картера двигателя.

Подтекание масла можно обнаружить при внешнем осмотре двигателя, а также по масленым пятнам на месте стоянки автомобиля. Эта неисправность устраняется подтягиванием крепежных элементов соединений.

Повышенное давление масла может быть следствием применения несоответствующего масла, которое имеет большую вязкость. Кроме того повышенное давление может возникнуть вследствие загрязнения маслопровода и заедания редукционного клапана в закрытом положении.

Нормальное давление масла в прогретом двигателе должно составлять примерно 0,35-0,45 МПа. Давление контролируется при помощи указателя и контрольной красной лампы, расположенных на щитке приборов.

Пониженное давление масла может быть следствием разжижения масла. Кроме этого пониженное давление может быть вызвано износом коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, а также неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием в открытом положении.

При появлении пониженного давления масла необходимо сразу определить его причину и произвести ее устранение.Отсутствие давления масла может быть вызвано неисправностью масляного насоса или его привода.

В некоторых случаях причиной прекращения работы масляного насоса является нарушение шлицевого соединения вала привода насоса и шестерни привода по причине их изнашивания.

При резком снижении давления масла до полного его отсутствия необходимо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла.

Если уровень масла соответствует норме, то нужно извлечь датчик давления масла и прокрутить стартером коленчатый вал двигателя.

Если при вращении происходит выбивание наружу масляной струи, то это значит, что датчик давления масла неисправен, и его необходимо заменить. Если струя масла отсутствует, то это говорит о неисправности масляного насоса или его привода.

При отсутствии давления масла или при горящей контрольной лампе давления масла допускается продолжать движение автомобиля только в том случае, если точно установлено, что такие показания контрольно-измерительных приборов вызваны их неисправностью.

Если причину понижения давления масла не удается выявить, то необходимо прекратить движение автомобиля и отбуксировать его на станцию технического обслуживания для устранения неисправности.

Необходимо учитывать, что даже кратковременное движение автомобиля при отсутствии давления масла может привести к серьезным поломкам двигателя.

Повышенный расход масла может быть следствием его подтекания в соединениях.

Кроме этого повышенный расход масла может быть вызван его попаданием в камеры сгорания из-за изнашивания маслоотражательных колпачков клапанов, износом деталей цилиндропоршневой группы, а также результатом повышенного уровня масла в результате его перелива. Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в период обкатки нового автомобиля в первые 5000 км пробега.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя происходит в результате попадания грязи в нее. Наиболее опасным является загрязнение маслоотражателя, трубок откоса картерных узлов, золотникового устройства карбюратора.

Нарушение работы системы вентиляции проявляется в повышенном расходе масла, в повышении давления масла, а также в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор.

Для того чтобы устранить нарушение системы вентиляции картера, необходимо прочистить, промыть и продуть сжатым воздухом маслоотделитель, золотниковое устройство карбюратора, трубки отсоса картерных газов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *