Установка рации в авто: что важно знать?

Всем привет! В последнее время количество людей, путешествующих на авто, значительно увеличилось. И все чаще автомобилистов интересует установка рации в автомобиль.

Это актуально вовсе не только для дальнобойщиков, как принято считать. В основном ими пользуются те, кто в связи со своей деятельностью или просто для отдыха уезжает на большие расстояния, часто ездит и нуждается в стабильной связи.

Среди автомобилистов большую популярность завоевывают Си-Би рации. Современные модели радиостанций, работающие в диапазоне 27 МГц, предлагаются в различном исполнении, с разными характеристиками, габаритами и дополнительными возможностями. Есть модели и с выносной панелью.

Установка рации в авто: что важно знать?

Сегодня поговорим о том, как своими руками установить и настроить подобную аппаратуру. Основной акцент сделаем на легковых машинах. Хотя радиостанции часто можно встретить на грузовой и пассажирской колесной технике типа машин Газель, МАН, КАМАЗ и пр.

Размещение антенны

Первое, что заслуживает внимания при установке рации, это антенна.

Все инструкции от производителей и сами автомобилисты говорят о том, что изначально следует определить оптимальное положение для антенны.

Это необходимо для того, чтобы в любой местности и в любом городе, будь то Екатеринбург, Тюмень, Спб, Краснодар, да и в Москве тоже, была стабильная и качественная радиосвязь.

Если вы используете врезную модель, потребуется обеспечить прочный контакт антенны с металлической частью корпуса вашего автомобиля. То есть с кузовом.

Это позволит получить максимально правильную диафрагму излучения, добиться корректной работы.

Место, где будет прилегать кронштейн, обязательно обработайте дополнительно с помощью любого подходящего консерванта. Тот же Мовиль в таких ситуациях проявляет себя великолепно.

  • Установка рации в авто: что важно знать?
  • Старайтесь по мере возможностей располагать штырь от антенны так, чтобы он находился максимально близко к центральной части автомобиля.
  • Особенно это правило распространяется и считается важным применительно к рациям с магнитным держателем.

Многие по привычке или с позиции внешних особенностей машины с антенной предпочитают устанавливать ее не на крышу, а на крышку багажника или на капот.

Но если выбрать такой вариант, работа устройства будет неполноценной, а лепестки диафрагмы излучения начнут искажаться.

То есть усилитель будет неправильно распределять свое воздействие, и антенна сможет работать максимально качественно только в определенном направлении.

Как видите, наобум устанавливать антенну неправильно.

Выбирайте центральную часть машины. В основном это область крыши. Но тут еще многое зависит от конкретного автомобиля.

Установка кабеля

Определив место для размещения антенны, следующим на очереди будет кабель от приобретенной радиостанции.

Сейчас цена на подобные девайсы очень разнообразная. Если хотите, как-нибудь отдельно поговорим про их виды и популярные модели.

Вряд ли вы захотите портить лакокрасочный слой на машине. Потому для таких целей при укладке кабеля рекомендуется воспользоваться самоклеящимися площадками. Они недорогие, но очень полезные. Кабель будет лежать на них, не касаясь при этом поверхности крыши или другого участка кузова. Только следите за тем, чтобы натяжение кабеля не оказалось слишком сильным.

Перемещаемся внутрь салон. Если мы говорим про легковой автомобиль, тогда самым целесообразным вариантом будет завести кабель через крышку багажного отсека.

Если у вас хэтчбек, универсал или лифтбек, тогда, соответственно, используется пятая дверь.

Не рекомендуется для прокладки кабеля использовать боковые двери. Особенно водительскую дверь.

Внутри авто кабель прокладывается под обшивочными материалами и панелями. Старайтесь избегать крепления к штатному жгуту с электропроводами.

Оптимально разместить кабель от радиостанции отдельно. Фиксацию лучше осуществлять с использованием стяжек на основе нейлона.

В процессе прокладки следите за тем, чтобы на всей протяженности кабеля не появлялись сильные изгибы, перекручивания и участки с деформированным проводом.

Это может в дальнейшем привести к нарушению сигнала и окончательной порче проводки. Частично придется разобрать салон, но зачастую это не так сложно, как может показаться.

В комплекте к радиостанциям обычно идет кабель длиной от 3 до 5 метров. Убедитесь, что штатного кабеля хватит для вашей машины.

Резать или увеличивать заданную производителем длину не рекомендуется.

Установка рации в авто: что важно знать?

Установка и подключение радиостанции

Здесь рекомендации по установке и размещению могут дать достаточно общие.

Все дело в различиях передней панели разных машин. Располагайте оборудование так, чтобы оно в процессе эксплуатации не мешало работе другим приборам, не закрывало обзор.

При этом важно, чтобы рация находилась на расстоянии вытянутой руки. Единственным для всех общим требованием можно считать тот факт, что располагать девайс под прямым воздействием печки салона нельзя. То есть напротив дефлекторов устанавливать запрещено.

Радиостанции в большинстве своем питаются от напряжения в диапазоне от 12 до 13,8 В. И у большинства сразу возникает мысль, что ее можно подключить к прикуривателю, как FM трансмиттер, какой-нибудь мини-кондиционер и прочие подобные гаджеты.

Установка рации в авто: что важно знать?

Интересно, что даже систему Платон питают через 12В от прикуривателя. Но в нашей ситуации радиостанцию рекомендуется соединить напрямую с аккумулятором.

Через плафон освещения салона питать радиостанцию тем более не рекомендуется. Если вы не хотите искать причины, почему не работает прикуриватель или освещение в машине, следуйте приведенным рекомендациям.

При прокладке проводов лучше заключить их в специальную гофрированную трубку. Это обеспечит дополнительную защиту.

Рекомендации по настройке

Настройка имеет огромное значение в корректной и эффективной работе. Есть лишь малая доля вероятности, что при подключении заводские настройки совпадут с требуемыми в вашем случае, и все будет работать идеально.

Суть настройки работы антенны заключается в том, чтобы обеспечить ей резонанс с выбранной частотой. Водители работают на частоте 27.135. Ее называют каналом номер 15.

Чтобы выполнить настройку, требуется использовать:

  • КСВ метр. Это устройство, измеряющее показатели коэффициента стоячей волны. Если говорить простым языком, этот показатель указывает, насколько качественно согласовались между собой радиостанция и антенна;
  • Отрезок кабеля со специальными разъемами UHF Male. Причем с двух сторон.

Сделать этот кабель придется самостоятельно. Выбирайте длину около 50 см. Это своего рода переходник.

  • подключите разъем от антенны к ANT гнезду КСВ;
  • подключите переходник к гнезду антенны от радиостанции;
  • второй конец переходника идет на гнездо TX на вашем КВС;
  • включайте устройство и выбирайте 15 канал;
  • нажимайте на PTT и ждите результат.

Наблюдайте за показаниями на стрелке КСВ метра.

Ни в коем случае нельзя включать радиостанцию на передачу, если антенна отключена.

Нормальным значением считается диапазон от 1 до 2. Чем ближе к 1, тем лучше. Регулируется значение, то есть выполняется настройка, путем удлинения или уменьшения штыря антенны.

Установка рации в авто: что важно знать?

Не забывайте, что производители радиостанций стараются не просто так, и пишут подробные инструкции для своих устройств. Потому перед началом любых манипуляций обязательно изучите руководство.

Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нашем проекте своим друзьям!

Как установить рацию на автомобиль?

Главная Статьи Как установить рацию на автомобиль?

О том, как установить рацию на автомобиль, часто спрашивают не только дальнобойщики, но и владельцы транспортных средств меньшего размера  — небольших грузовиков, микроавтобусов и т.д. Портативное переговорное устройство на борту действительно может оказаться очень полезным – особенно, если машина выполняет дальние рейсы.

Чтобы самостоятельно установить рацию на автомобиль, нужно обладать достаточно специфичными навыками. Так что рядовым автовладельцам приходится либо внимательно изучать рекомендации по монтажу, либо доверять установку профессионалам. Но в любом случае ознакомиться с методикой подбора и установки автомобильной радиостанции как минимум желательно!

Выбор рации для грузового автомобиля

Установка рации в авто: что важно знать?

Перед тем как установить рацию в машину, нужно выбрать модель переговорного устройства для автомобиля. На этом этапе особых сложностей не возникает:

  • Ассортимент таких изделий обширен, потому выбрать рацию можно без труда;
  • Сегодня существует де-факто стандарт таких устройств, и более 90% раций на рынке соответствуют требованиям по совместимости и мощности.

Какие же радиостанции используются для оборудования частных средств?

  • Практически все автомобилисты для переговоров в эфире используют радиосвязь стандарта Си-Би (CB или Citizen Band — гражданский диапазон);
  • Переговоры с другими машинами и стационарными объектами ведутся на частоте в 27 МГц (каналы C15EA для модуляции АМ и C15E  -для модуляции FM).  Режим амплитудной модуляции (АМ) пока рассматривается как основной. Но сегодня все больше водителей переходят на FM-модуляцию  — в первую очередь из-за лучшего качества звука и более эффективной связи в условиях города;
  • Мощность радиостанции напрямую определяет максимальную дальность связи и ее качество. При этом нужно иметь в виду: рации мощностью до 10Вт не требуют регистрации в госорганах. Это упрощает процесс оборудования рацией грузовика;
  • Полезная функция автомобильной рации – система подавления шумов. Ее использование позволяет значительно улучшить качество звука даже при не самом лучшем приеме.

Выбирая рацию на КАМАЗ или другой грузовик, стоит обратить внимание и на расположение органов управления. Они могут размещаться:

  • На корпусе рации;
  • На выносной панели;
  • На тангенте.

Здесь нужно заранее продумать, как будет удобнее пользоваться рацией  — нажимая кнопки на корпусе устройства, или же управляя приемником с помощью тангенты, которую вы будете держать в руке.

Установка рации в авто: что важно знать?

Как правильно установить рацию на автомобиль?

При наличии навыков и достаточно простого оборудования установить рацию на грузовой автомобиль можно и своими руками. Процесс монтажа можно условно разделить на несколько этапов:

  • Выбор места для размещения радиопередатчика;
  • Установка самой рации и подключение ее к системе питания;
  • Установка и подключение антенны;
  • Настройка антенны и проверка работоспособности рации.

На каждом из этапов есть свои тонкости и нюансы, которые нужно учитывать.

Выбор места

Первое, что нужно решить – куда именно будет установлена рация. Ниша или другое место монтажа должны соответствовать таким требованиям:

  1. Устройство должно быть под рукой, но при этом не мешать управлению автомобилем и не перекрывать обзор;
  2. Должна обеспечиваться возможность подключения к бортовой сети;
  3. Воздушный поток от печки, автономного обогревателя или кондиционера не должен попадать на устройство.
  • При монтаже в легковом автомобиле рация обычно ставится либо сбоку от водительского сидения (в специальном кармане), либо возле переднего пассажирского сидения.
  • При установке на Газель или микроавтобус устройство может размещаться на приборной панели или на месте бардачка.
  • В грузовиках рации чаще всего ставят в верхней части кабины – а тангенту размещают на специальном кронштейне в пределах прямой досягаемости для водителя.

Подключение рации к бортовой сети

После выбора места установка радиостанции на автомобиль предполагает подключение питания. В принципе, здесь достаточно следовать рекомендациям производителя, изложенным в инструкции. Но стоит прислушаться и к советам опытных специалистов:

  • Большая часть раций рассчитана на работу с напряжением в 12В. Питание для рации обычно берется от клемм аккумулятора. Также допускается «плюс» брать от аккумулятора, а «минус» — с кузова автомобиля (идеально подойдет винт или болт);
  • Провод, обеспечивающий подключение к плюсовой клемме, защищается предохранителем;
  • Если возникает необходимость наращивания длины проводов, желательно не использовать скрутки. Провода соединяются пайкой и затем изолируются термоусадочными трубками;
  • В идеале проводники желательно прокладывать в пластиковом гофрированном кабель-канале;
  • В салоне желательно установить выключатель питания рации, рассчитанный на ток от 20 А.
Читайте также:  Поломка обогревателя заднего стекла: что делать?

Важно! Если рация используется довольно редко, то для обеспечения питания можно использовать разъем прикуривателя. При умелой модификации устройства такое подключение вполне функционально и безопасно!

Установка и подключение антенны

Установка рации в авто: что важно знать?

Антенны для автомобильных радиостанций бывают двух видов – врезные и магнитные:

  1. Первые отличаются большей эффективностью, но ставить их сложнее;
  2. Антенны на магнитном основании закрепляются проще, но КПД у них ниже.

Любая антенна должна контактировать с металлом кузова. Если же устройство монтируется на специальном кронштейне, то место контакта желательно защитить от коррозии путем нанесения специального состава.

При прокладке антенного кабеля обычно действуют по такому алгоритму:

  • Кабель (его длина составляет от 3,5 до 5-5,5м) нежелательно ни наращивать, ни укорачивать – это отрицательно сказывается на качестве связи;
  • При прокладке кабель размещаем таким образом, чтобы избежать сильных изгибов и заломов. Тем более не стоит сматывать излишек антенного кабеля в бухту;
  • Прокладывается кабель от антенны под обшивкой, фиксируя к несущим поверхностям полимерными стяжками. Закреплять кабель на жгутах проводки не рекомендуется – это приведет к увеличению числа помех.

Настройка антенны

Установка рации в авто: что важно знать?

Для правильной настройки антенны используется специальный прибор — КСВ-метр:

  • КСВ-метр подключаем к рации (разъем RTX) и к антенне (ANT);
  • Выставляем на КСВ-метре переключатели в положение SWR и FWD;
  • Включаем рацию на передачу и при зажатой тангенте с помощью регулятора CAL выставляем значение SWR на 10;
  • Переводим переключатель КСВ-метра в положение REF и снова зажимаем клавишу тангенты. Если SWR равен 1 – все в порядке, если значение превышает 1,5 – нужна настройка.

В процессе настройки изменяем длину штыря антенны, после чего снова повторяем описанные выше операции. Так делаем до тех пор, пока SWR при контрольном замере не будет максимально близок к 1.

Эксплуатация рации в машине

Несмотря на то, что современные модели переговорных устройств отличаются достаточно высокой надежностью, риск их выхода из строя остается. Чаще всего проблемы возникают при неправильном использовании рации.

Чтобы избежать таких проблем, нужно следовать рекомендациям по эксплуатации подобных приборов:

  • При подключении обязательно соблюдайте полярность напряжения;
  • Не подавайте на трансивер напряжение более 14,5В;
  • Избегайте включения радиостанции без антенны;
  • В процессе эксплуатации старайтесь не подвергать устройство механическим нагрузкам (ударам, толчкам), а также обеспечьте защиту от влаги и воздействия агрессивных сред.

Кроме того, если вы не обладаете достаточной квалификацией, не стоит вскрывать корпус радиостанции, а также вносить конструктивные изменения в схему прибора. Это также может привести либо к выходу рации из строя, либо к уменьшению ее рабочего ресурса.

Установка рации на автомобиль

Оценивая сложность предстоящей задачи, многие решают не устанавливать рацию на авто самостоятельно, а доверить решения этой задачи профессионалам. У такого подхода есть ряд преимуществ:

  • Вы можете получить консультацию специалиста по подбору оптимальной модели рации именно для вашего транспортного средства;
  • Рация будет профессионально установлена и подключена к бортовой сети в выбранном месте. При этом все риски по подключению возьмут на себя сотрудники компании-установщика;
  • Квалифицированные специалисты выполнят настройку прибора, обеспечив стабильность и высокое качество связи.

Такая услуга как установка рации на автомобиль в Санкт-Петербурге не потребует от вас слишком больших финансовых вложений. Стоимость монтажа составляет от 500 до 2,5 тыс. рублей в зависимости от перечня работ. Так что обратившись в нашу компанию, вы не только гарантируете идеальную работоспособность переговорного устройства, но и получите возможность для экономии.

Главные преимущества рации в легковушке на дорогах

Установка рации в авто: что важно знать?

Вы наверняка замечали, что многие автомобилисты устанавливают в свои машины Си-БИ рации для общения с другими водителями на трассе. Наличие такой рации в машине выдаёт огромная антенна на крыше или задней двери. Но действительно ли это оборудование нужно обычным водителям, которые ездят на своих личных машинах?

Для чего нужна рация?

Поскольку стоимость такой рации довольно существенная, то прежде, чем её покупать и устанавливать, стоит хорошенько подумать, для чего она нужна. Дальнобойщики активно используют эти рации для общения между собой, для них это своеобразная социальная сеть, в которой они скрашивают скуку и монотонность дальней дороги.

Они общаются не только на темы, касающиеся дорожной обстановки, но и травят байки, анекдоты и обсуждают политические вопросы. Если вы ездите в машине с семьёй, то нужно учитывать, что водители не очень-то сдерживаются в выражениях, поэтому в эфире стоит трехэтажный мат.

По этой причине держать рацию постоянно включённой не получится, да в этом и нет необходимости.

Установка рации в авто: что важно знать?

О чём и с кем разговаривать?

Обычному водителю легкового автомобиля рация нужна далеко не всегда. Конечно, можно попробовать уточнить у едущих рядом водителей, какой дорогой попасть в нужное вам место. Но с этой задачей справляется и навигатор, а также заранее спланированный маршрут. Ещё можно уточнить хорошие места для ночлега и обеда.

Рация сильно вам поможет в том случае, когда срочно понадобилась какая-либо помощь на дороге, например, сломался автомобиль. Для того чтобы можно было узнать о засадах ГИБДД и получить какую-то другую полезную информацию, придётся ехать с постоянно включённой рацией.

А это означает, что вам придётся часами слушать бесконечную болтовню водителей, что довольно быстро надоедает.

Установка рации в авто: что важно знать?

Установка такой рации не потребует получения специальных разрешений, поэтому её может использовать каждый водитель. Но насколько она вам действительно нужна, стоит исходить из личных потребностей.

Если вы планируете много ездить по трассам и регулярно общаться с другими водителями, то, конечно же, это нужный гаджет. В тех случаях, когда вы крайне редко выезжаете на трассу, а большую часть времени ездите по городу, то установка рации будет пустой тратой денег.

Ведь при необходимости всегда можно остановиться на большой заправке или у кафе и спросить у дальнобойщиков всё, что вам нужно.

При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU

Для чего нужна Си-Би рация в автомобиле

Установка рации в авто: что важно знать?

Эта статья опоздала, наверное, лет на 20, но лучше поздно, чем никогда. В ней я постарался собрать все аспекты использования радиостанции в автомобиле. Казалось бы, все очевидно. Но нет, люди далекие от вопросов связи очень часто спрашивают, а зачем вообще все это нужно? Есть же мобильники, навигаторы и прочие блага современной цивилизации.

И когда мне задают подобные вопросы, я как правило не нахожу, чего-бы такого убедительного в ответ сказать. Обычно приходится ограничиваться фразами, типа «для получения оперативной информации о дорожной обстановке».

  • Давайте разберемся, какая же польза от радиостанции в автомобиле.
  • В городе:
  • Общение с владельцами раций по обстановке в городе на 15AM канале. Прием и передача оперативной информации по ситуации на дороге о:
  1. пробках
  2. затрудненном движении
  3. неисправных светофорах
  4. ДТП с перекрытием улиц
  5. работающих регулировщиках
  6. работающих экипажах ДПС
  7. изменении знаков приоритета на перекрестках
  8. ремонт и перекрытие дорог
  9. изменении схемы движения транспорта
  10. появлении негабарита, помехи на дороге, опасности для движения

Ну, а если у Вас в городе есть авторадиоклуб, то становится возможен вызов интересующего вас одноклубника для общения (с уходом в другой канал). Вызов помощи и принятие участия в оказание помощи в случае критической ситуации (ДТП, неисправность автомобиля, отсутствие бензина и.т.п).

Преимуществом использования рации в этом случае является то, что приезд знакомого или друга на помощь вызванного по сотовому телефону может занимать до нескольких часов (в зависимости от занятости знакомого), а приезд на помощь одноклубника может составить несколько минут.

Одноклубник поможет отбуксировать вас до ближайшей мастерской или свозить вас за необходимой деталью в автомагазин, или просто поприсутствовать и выступить свидетелем при оформлении ДТП, когда на вас оказывается чрезмерное давление с противоположной стороны или со стороны ИДПС.

Оказать моральную поддержку.

В условиях трассы, за городом:

  • Радиообмен между владельцами раций по обстановке на дороге: наличие передвижных постов ДПС контролирующих скорость, требование знаков, предупреждение об опасности и т.д.
  • Организация движения в колонне, группе из нескольких машин (объединенных одной целью), средствами радиосвязи и согласования своих действий, в том числе движение нескольких машин в совместном автопутешествии.
  • Сопровождение машины по трассе, организация связи с машиной сопровождения;
  • Передача вызова экстренной помощи другим участникам движения в случае ДТП, неисправности автомобиля, любой другой критической ситуации при отсутствии мобильной связи.
  • Оказание помощи водителю при ограничении видимости при маневрировании (парковка, проезд негабаритных мест и т.д.).
  • Обмен информацией по навигации, как лучше добраться до незнакомого места.
  • Радиосвязь между машинами, принимающих участие в трофи путешествиях, по бездорожью в отдаленных от цивилизации местах, где кроме радиосвязи альтернативных каналов связи нет.
  • Получение по запросу информации по расстоянию до автомагазина, до бензоколонки и возможности приобретения у кого-нибудь бензина для дальнейшего движения.
  • Использование нескольких машин оборудованных радиостанциями с усилителями большой мощности, как передвижных базовых станций для координации движения автомобилей со стандартными характеристиками радиостанций для сбора в одном пункте на незнакомой местности.
  • Использование специального вызывного 9 канала для вызова экстренной помощи через службу Чрезвычайных Ситуаций.
  • Получение рекламной информации с базовых станций по нахождению на дороге шиномонтажных мастерских, автозаправок, автостоянок, мест приема пищи и отдыха, предоставлении других услуг.
  • Для мониторинга эфира, с целью послушать новые познавательные истории, познакомиться с новыми людьми, с жизнью на трассе.
  • Снять чувство одиночества во время поездки.
  • Легко заменяет магнитолу в автомобиле.

Чем еще можно заниматься в эфире?

  • Вести переговоры в эфире в соседних незанятых каналах на отвлеченные темы «за жизнь» со знакомыми и незнакомыми корреспондентами, просто общение с кем-нибудь, чтобы скоротать время.
  • Проводить радиообмен с диспетчером внутри одной профессиональной организации. Передача вызовов, адресов, путей проезда (такси, эвакуаторы, служба доставки и т.д.).
  • Проводить радиообмен с диспетчерской службой, которая централизованно передает информацию по дорожной обстановке (служба 112 и т.д.). Помогает при помощи базовых станций оснащенных специализированными антеннами и мощными передатчиками продублировать информацию с одного района мегаполиса на другой.
  • Использование таксистами для принятия заказов от своих диспетчеров, при этом в автомобиле могут использоваться сверхмощные усилители (до 500 Вт) для «накрытия» сообщений других таксистов и «перебивания» заказа (московская специфика работы такси в мегаполисе).
  • Радиолюбительский интерес в установлении радиосвязи с новыми корреспондентами ближними и дальними. Установление связи с другими городами, странами, возникающими во время проходов.
  • Установление рекордов дальности связи.
Читайте также:  Как выполнить полировку автомобильных фар?

Оригинальная идея отсюда: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=126&t=61177&

Всем удачи, 55, 73.

Установка рации в авто: что важно знать?

Вопросы по установке рации в машину

К статье в Дзене о выборе переносных раций для охоты был получен такой комментарий:

Здравствуйте. Наверное, можно посвятить пару-тройку публикаций темам, как «выжать» максимум из радиостанции за счёт замены антенны, вопросам установки в машину и стабилизации питания (знаю, было уже про ваш блок питания), разбора ошибок и глупостей в инсталляции.Как пользоваться рацией в экстремальных ситуациях, когда подзарядиться негде, что поможет усилить сигнал, что наоборот.Культура общения в эфире опять же многим не знакома.

Все затронутые вопросы в рамках одной статьи рассмотреть проблематично. Подробно об антеннах я написал в отдельной статье.

А здесь хотел бы кратко рассмотреть вопросы по установке радиостанции в машину.

Что важно учитывать при установке радиостанции в автомобиль

  • Металлический корпус автомобиля является довольно эффективным экраном для радиоволн.
  • Поэтому без внешней автомобильной антенны не обойтись, если требуется надёжная и дальняя радиосвязь.
  • Для радиостанций диапазона 27 МГц огромное количество производителей выпускает широкий ассортимент автомобильных антенн.

Какие особенности применения и установки автомобильных антенн диапазона 27 МГц:

  • антенну надо устанавливать в верхнюю часть (на крышу) автомобиля (если попытаться, например, установить на расположенный внизу багажник — дальность радиосвязи резко уменьшится по двум причинам — из-за снижения расположения верхней точки антенны и из-за снижения эффективности антенно-излучающей системы в результате расположения излучающей поверхностью рядом с заземлённым экраном (выступающей вверх частью корпуса автомобиля, являющейся «землёй» для антенны)
  • дальность радиосвязи будет больше в том направлении, в котором больше находящегося под автомобильной антенной металла. Т.е. чтобы радиостанция дальше работала в направлении «по ходу движения машины» (наиболее востребованная ситуация) — антенну следует размещать в задней части крыши автомобиля
  • следует распрямить кабель антенны, расположив его в салоне без «колец»
  • для достижения наибольшей эффективности антенно-излучающей системы на антенну надо «подать потенциал земли». Если антенна врезная — это происходит автоматически. Но мало желающих дырявить корпус автомобиля, поэтому наиболее распространены автомобильные антенны на магнитном основании, где связь с «землёй»-корпусом автомобиля емкостная. Антенна будет работать более эффективно, если питание радиостанции будет осуществляться от бортовой сети автомобиля (при этом будет подаваться потенциал земли). Это актуально при применении переносных раций, в которых возможно питание от установленных в батарейный отсек аккумуляторов: при работе от автомобильного адаптера антенна будет работать несколько лучше, чем при работе от батарей.
  • автомобильную антенну для достижения максимальной эффективности следует настроить на месте установки антенны по минимуму КСВ. Для импортных радиостанций это критически важно — т.к. при работе с плохо настроенной антенной выходной каскад передатчика работает в режиме перегрузки и может выйти из строя. Для раций производства КБ Беркут, где идеология построения передатчика иная (потребляемый ток пропорционален излучаемой мощности) это не так критично (т.к. при работе с плохо настроенной антенной передатчик работает в облегчённом режиме, а не в режиме перегрузки, как в импортных рациях), но с точки зрения дальности связи законы физики не обмануть — чем антенна лучше настроена, тем лучше будет работать.

Питание радиостанции от автомобиля

  1. Как я уже отметил — для обеспечения максимальной эффективности антенно-излучающей системы на базе автомобильной антенны на магнитном основании питание рации должно осуществляться от бортовой сети автомобиля.

  2. Импортные автомобильные радиостанции, предназначенные для стационарной установки/ монтажа в автомобиль в любом случае будут работать именно от бортовой сети.
  3. А вот если в машине использовать переносную рацию — следует предусмотреть её работу от автомобильного адаптера.

КБ Беркут выпускает для переносных раций своего производства как автомобильный адаптер, предназначенный для работы (и заряда аккумуляторов в бат.

отсеке) от бортовой сети легкового автомобиля (так называемая «12В» бортовая сети с напряжением при работающем двигателе на уровне 13,8 В), так и универсальные автомобильные адаптеры (с входным напряжением в диапазоне от 8 В до 40 В и стабилизированным выходным напряжением 13,8 В — для работы и заряда аккумуляторов), подходящие как для обычной «12В» бортовой сети, так и для «24В» сети грузовых автомобилей.

Универсальный автомобильный адаптер (входное напряжение 8-40 В, стабилизированное выходное — 13,8 В). Подходит для работы радиоэлектронной аппаратуры как от бортовой сети легковых (12В), так и грузовых(24В) автомобилей

Вынос штатной антенны переносной рации на крышу автомобиля при использовании рации в машине

Отдельно следует остановиться на вопросе выноса штатной антенны переносной рации на крышу автомобиля — что позволит существенно увеличить дальность радиосвязи из-за отсутствия экранировки сигнала.

Для радиостанций диапазона 27 МГц КБ Беркут выпускает для этих целей магнитное основание Дельта-50, которое надёжно удерживает антенны до 50 см при любых скоростях автомобиля:

Дельта-50 — компактное магнитное основание для выноса на крышу автомобиля (или из экранированных помещений) штатной антенны переносной рации диапазона 27 МГц

Для высокочастотных раций (диапазонов 136-174 МГц и 400-520 МГц) КБ Беркут выпускает для этой цели (надёжного крепления на крыше автомобиля штатной антенны переносной рации) согласованное для работы на этих частотах магнитное основание Дельта-50-SMA (с разъёмами типа SMA-male и SMA-female в зависимости от типа применённого разъёма у переносной рации):

Дельта-50-SMA — компактное магнитное основание для выноса на крышу автомобиля (или из экранированных помещений) штатной антенны переносной рации диапазонов 136-174 МГц или 400-520 МГц в вариантах с разъёмом SMA-male и SMA-female

Некоторые ошибки при работе с автомобильными радиостанциями

  • не следует включать импортную радиостанцию в режим передачи без подсоединённой антенны (или с неисправной антенной) — это одна из наиболее распространённых причин выхода из строя передатчика рации (в отечественных рациях производства КБ Беркут к выходу из строя это не приведёт — передатчик будет работать при включении без нагрузки в облегчённом — около 40% нагрузки от номинальной — режиме)
  • плохо настроенная, не согласованная антенна так же может привести к выходу импортной радиостанции из строя
  • часто пытаются с дальнобойщиками не на той частоте или не с тем типом модуляции. Если Вы работает с радиостанцией диапазона 27 МГц и рассчитываете связаться с дальнобойщиками — учтите, что большинство (но не все) работают на частоте 27,135 МГц в режиме АМ -амплитудной модуляции (некоторые могут работать в режиме FM — частотной модуляции). По нумерации Минсвязи РФ этот канал относится к сетке С (т.е. С15 евр, есть ещё сдвинутый на 5 кГц канал С15 рос=27,130 МГц, и сравнительно небольшая часть дальнобойщиков может оказаться и на нём). В импортных радиостанциях нумерация сеток, как правило, отличается от принятой в РФ — там эта сетка чаще всего называется D, т.е. частоте 27,135 МГц соответствует канал D15eur

Ещё один довольно типичный вопрос о настройке автомобильных антенн:

Какой КСВ (коэффициент стоячей волны), выставлять на антенне под рацию Штурман 90

КСВ выставляют «не под рацию». КСВ – характеристика антенно-излучающей системы, а не радиостанции.

Чем ниже КСВ (ближе к 1) – тем лучше настроена автомобильная антенна, большая часть подводимой к антенне мощности уходит в изучение.

В импортных рациях настройка КСВ критично важна даже не столько из-за увеличения эффективности антенны, сколько из-за возможности выхода из строя выходного каскада передатчика при работе с плохо согласованной антенной.

В рациях отечественных — производства КБ Беркут — в т.ч.

в серии Штурман, передатчик не выйдет из строя при работе с плохо согласованной (большой КСВ) антенной (другая идеология построения передатчика — потребляемый ток пропорционален излучаемой мощности, поэтому при работе с плохо согласованной нагрузкой радиостанции КБ Беркут будут работать в облегчённом режиме работы выходного каскада, а не перегрузкой, как импортные радиостанции).

  • Но законы физики никто не отменял – чем антенна эффективнее (ниже КСВ) – тем выше дальность, а в режиме АМ модуляции – ещё и на качество передачи сказывается (у плохо настроенных антенн как правило выше реактивная составляющая нагрузки, что ухудшает линейность передатчика – в режиме FM модуляции это не влияет на качество передачи, а в режиме АМ модуляции приводит к искажениям звука при передаче.
  • Если Ваш прибор измеряет КСВ антенны с помощью подключённой рации (бывают приборы, измеряющие КСВ автомобильных антенн без рации вовсе) – то измеряйте в режиме FM (точнее результат).
  • Антенне при работе всё равно, какой тип модуляции, но у большинства приборов в FM точность измерения выше
  • Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если Вы хотите новых обзоров и видео-тестов!
  • Посетите сайт Конструкторского Бюро Беркут, если интересуетесь рациями.
  • Спасибо!

Правила установки раций в автомобиле

Вопрос, куда поставить рацию в автомобиле, зависит непосредственно от марки и модели самого авто, а также от того, кто будет принимать и передавать сигнал, беря в руки рацию.

В грузовых машинах для дальнобойных грузоперевозок рации, как правило, устанавливаются напротив переднего пассажирского места, предполагая, что пользоваться рацией будет в основном напарник водителя.

Для легковых автомобилей установка радиостанций более зависима от марки машины, от особенностей строения приборной панели и других параметров.

Правила подключения блока питания и антенны рации

Правильная установка радиостанций предполагает подключение блока питания и антенны. В большинстве современных легковых автомобилей места для СВ-раций не предусмотрено, поэтому водителям приходится самостоятельно выбирать и оборудовать место для монтажа раций.

Общее правило для установки раций — это жесткая и прочная поверхность, которая поглощает вибрацию, вредную для радиооборудования.

С целью придания большей устойчивости рации ее крепят с помощью специальных кронштейнов, которые защищают оборудование от опрокидывания в случае ДТП.

Еще одно важное требование к установке относится к расстоянию между корпусом рации и машиной. Радиатор передатчика, расположенный на задней панели рации, должен иметь необходимую вентиляцию во избежание перегрева. Не рекомендуется плотно прижимать панель с динамиком, чтобы не приглушать звук радиосигнала.

Куда установить рацию предпочтительнее всего? Водители выбирают несколько способов установки рации за неимением специального места для этого прибора:

  • на специально смонтированном кронштейне над передней панелью;
  • сбоку водительского сидения;
  • на полке у ног переднего пассажира;
  • на кронштейне салонного зеркала.
Читайте также:  Стук поршневых пальцев: почему возникает неисправность?

Установка антенны – важны момент, от которого зависит долговечность работы прибора. Антенна обеспечивает необходимую мощность рации, и без нее оборудование может выйти из строя. Как правило, антенна рации крепится к водосливному желобку. Блок питания рации для качественного радиосигнала важно установить правильно.

В автомобиле установлено множество электротехнических устройств, способных создавать помехи в работе рации. Чтобы обеспечить чистоту радиосигнала, провод питания можно дополнительно защитить специальными ферритовыми защелками.

Если вы не знаете, как правильно настроить рацию в вашем автомобиле, обращайтесь к нашим специалистам за помощью и консультацией.

Рации в автомобиль — установка и настройка

Главная » Советы по ремонту » Рации в автомобиль — установка и настройка

Рация в автомобиле не роскошь и позволить установить и настроить самостоятельно ее себе может каждый владелец. Длинную антенну на крыше автомобиля замечают многие, а вот для чего она нужна, знают не все. Обычно зеваки полагают, что машина с антенной – это такси с рацией.

Совсем не обязательно, поскольку в настоящее время распространены разные рации. Их устанавливают не только таксисты и дальнобойщики, но и рядовые автомобилисты. Впрочем, в машинах можно заметить и другие виды раций.

По какому принципу автовладельцы выбирают их? В большинстве своём по количеству денег в кармане, по производителю, да и попросту в зависимости от знаний, что позволяют автовладельцам ориентироваться в потоке постоянно обновляющейся информации.

Как утверждают некоторые пользователи раций, всё может зависеть и от случайности. Повезёт – и простенькая и скромная по цене рация отработает годы, и её владельцу не придётся жаловаться на качество сигнала. А может получиться так, что навороченный и дорогой монстр не возьмутся отрегулировать даже профессионалы в радиомастерской.

Установку рации в автомобиль рассмотрим на примере бюджетной и довольно простой радиостанции «Мегаджет-300». Оптимальное место в «Жигулях» – на крышке монтажного блока, левее руля.

Чтобы не возникало сомнений в том, что крышка не выдержит рацию, подбирается планка из металла и монтажный блок закрепляется саморезами. Не слишком эстетично, зато надёжно. К тому же рация скроет эту планку почти целиком.

Монтажный блок снимают, провода отсоединяют.

В принципе, рацию можно просто подвешивать под крышку, закрутив на саморезы скобу крепежа, но выбранный способ надёжнее.

Только надо будет сделать пару вырезов лобзиком под скобу, потом под болты просверлить отверстия, скобу вставить в крышку и закрепить винтами. Скоба окажется в крышке, а рация будет опираться на неё, а не на винты.

Срезать ничего не придётся, так как блок установится выше внутренней поверхности, и винты не будут мешать. Внешне всё выглядит даже аккуратнее внутренностей.

Установка самой рации потребует сделать выбор в пользу того или иного способа подключения

  • Один из них – это когда «плюсом» будут выступать магнитола или фары габаритов. Нужно просто к ним провод дотянуть. «Минусом» будет самый близкий кузовной болт.
  • Второй вариант – «непостоянка». В этом случае для подключения рации надо приобрести автозарядку для мобильника, отрезают штекер, и подсоединяют к «плюсовым» и «минусовым» проводам.

Нижние провода от торпеды и внутренности «бороды» выводят к прикуривателю так, чтобы рация не нагружала общую электросеть, если не нужна, а включать её можно было запросто, прямо на ходу. Штекер рычаг КПП переключать не мешает, но всё-таки некоторые автовладельцы предпочитают подключать рации напрямую к аккумулятору через предохранитель.

Проводка в салон протягивается через трос сцепления.

Микрофон рации, называемый тангентой можно закреплять на двери. Когда дверь открывается, шнур будет растягиваться, и высадке и посадке мешать не будет. Иногда тангенту закрепляют к потолку, тогда она болтается перед глазами, мешая управлению.

Установка антенны для рации

Антенна радиостанции можно закреплять на магнит и на кронштейн. При установке на кронштейн антенна контактирует с кузовом машины, что позволяет улучшить приём и передачу сигнала.

Правильная установка и хорошая масса создают условия локации, улавливающей радиоволны за счёт всей поверхности крыши. Но жёсткость крепления увеличивает риск переломать антенну ветками деревьев, потолком гаража или автомойки, например. Это существенный минус крепления на кронштейн.

Ко всему прочему не каждый автовладелец захочет сверлить крышу машины ради качественного приёма радиоволн.

Антенна, закреплённая на магните, легко устанавливается и снимается, не повреждая кузов. Даже ударяясь о препятствие, антенна не сломается, а упадёт набок. Магнит не позволит ей двигаться даже на высокой скорости, даже со встречным ветром.

Надо понимать: антенны для радиоприёмников и раций – это отличающиеся устройства, которые друг друга заменять не могут. Например, ALAN ML-145, которая слывёт лучшей в своём классе — обладательница штатного четырёхметрового провода.

И если обычно антенны устанавливаются на крышах машин, прямо в центре, то здесь длина провода может позволить её установку прямо на кузове, в его задней части. Лёгкий метод – пропускать проводку к полке багажника под задней дверью.

Более сложно — протащить проводку через отверстия задней двери, предварительно распаяв штекер, под обшивкой крыши до левой передней стойки, опустив по ней к рации.

Установив, антенну калибруют с помощью специального прибора.

Сделать это лучше в ближайшем радиоцентре:

  • самостоятельно добиваться качественного приёма очень сложно,
  • имеется риск повредить рацию большим коэффициентом стоячей волны.

Остаётся установить выносной динамик. Он необходим, потому что штатные могут иметь малую мощность, а выносные обладают высокой громкостью и чистотой звука.

Их можно установить на переднюю панель, если там уже нет крепления для телефона. Или под рулевую колонку, около кнопок стеклоподъёмников, в подголовник водительского кресла.

Некурящие автовладельцы могут приспособить его в карман для пепельницы.

Если и после всей проделанной работы качество аудиопередачи покажется всё-таки недостаточным, то это может означать, что автовладелец вошёл в аудиовкус и у него началась череда доработок до абсолюта.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Рации в машину: какие бывают и зачем нужны?

Большинство водителей не задумываются о покупке такого гаджета как рация, полагая, что он востребован только в кругах дальнобойщиков. Однако для автовладельцев, отправляющихся в дальнюю дорогу, радиостанция тоже может оказаться полезной.

Рация в машину — это не просто своеобразная «игрушка» для автолюбителей, но и полезный прибор, позволяющий узнать нужную информацию и избежать неприятных ситуаций. Итак, какие преимущества дает радиостанция в дороге:

  • «Кто владеет информацией, тот владеет миром» — эта фраза, произнесенная однажды Натаном Ротшильдом, актуальна даже по отношению к рациям. Настроившись на гражданскую частоту, вы сможете узнать, где находятся «засады» ГИБДД, ближайшее кафе, отель и парковка. Опытные дальнобойщики могут подсказать, как объехать большую пробку.
  • Чтобы не заснуть в дороге, можно использовать рацию как средство избавления от дорожного однообразия и скуки. Водители фур порой могут рассказывать очень своеобразные анекдоты и истории.
  • Через рацию можно подать сигнал SOS — попросить о помощи при поломке машины, если вы заблудились или в других ЧП.

Недостатки дорожной рации

Кроме преимущества покупка рации имеет некоторые недостатки, с которыми лучше ознакомиться перед таким приобретением:

  • Высокая цена. Стоимость подобных приборов довольно «кусачая» — нормальную рацию можно приобрести от нескольких тысяч рублей. Перед покупкой хорошо подумайте, есть ли в этом необходимость. Например, если вы в сутки проезжаете не больше 200-300 км, то особого смысла в этой покупке нет.
  • Неудобство. Если вы заезжаете под низкий мост или в гараж (особенно если у вас грузовой автомобиль или «Газель»), не забывайте об антенне на крыше — в лучшем случае она может сложиться, а в худшем — сломаться.
  • Культура общения. Если вам придется путешествовать на дальние расстояния с детьми или впечатлительными женщинами, лучше позаботиться о гарнитуре, потому что в эфире частенько используется ненормативная лексика, что может шокировать ваших попутчиков.

Если вы учтете все перечисленные особенности и придете к выводу, что этот гаджет вам все-таки необходим — рация станет выгодным приобретением. Преимущества, которые она предоставляет в дальних поездках, намного существеннее, чем неудобства, связанные с ее использованием.

Какие бывают рации — чем отличаются и как выбрать?

Если вы решили обзавестись радиостанцией в машину, наверняка у вас возникнет вопрос: а нужно ли какое-то специальное разрешение на установку этого прибора? К счастью, нет — если вы покупаете рацию гражданского диапазона, можно спокойно пользоваться ей без каких-либо разрешений и бумажек. Рации этого типа в народе называются «Си-Би» (от английской аббревиатуры CB — Citizen`s Band, что означает «гражданский диапазон»).

Помимо Си-Би рации существуют LPD-радиостанции. Для их использования также не нужно специального разрешения, но чаще всего их эксплуатируют работники охранных предприятий, торговых центров, строители и другие. Для автомобиля выбор однозначен — это рация «Си-Би».

Антенна для рации на машину

Еще одним важным элементом при покупке рации является антенна. По типу крепежа они делятся на три вида:

  • Врезная. Такой способ крепления обеспечивает оптимальный контакт антенны с корпусом автомобиля и позволяет спрятать провода. Но для ее монтажа придется сделать отверстие в крыше автомобиля — мало того, что не каждый автовладелец решится на такое, так еще придется воспользоваться платными услугами.
  • На магните. Закрепить такую антенну достаточно просто, однако поверхность может поцарапаться. К тому же, железная крыша машины сама по себе является хорошим проводником, а магнит только препятствует наилучшему прохождению сигнала.
  • На креплении. Антенна устанавливается при помощи специального механизма к водостоку, бамперу, задней двери или другим деталям машины. Такой способ не из дешевых, зато позволяет установить антенну в удобном месте, обеспечить хороший контакт с корпусом авто и при этом не поцарапать его.

Рации дальнобойщиков работают в диапазоне частот 27 МГц, если быть точнее, на частоте 27,135 МГц. Всего в радиостанции есть 40 каналов. Общим каналом в России является 15 канал — на нем общаются водители, перевозящие грузы на дальние расстояния. В Белоруссии дальнобойщики пользуются аналогичным каналом, в Польше — 12, в Прибалтике — 10.

Чтобы настроиться на указанную частоту, необходимо использовать прибор, поддерживающий режим амплитудной модуляции (АМ). Существуют рации, работающие в режиме FM, но на трассе они будут практически бесполезны (такие гаджеты нужны скорее таксистам). Качество сигнала может зависеть от погодных условий, но в большей степени важно качество самой рации, антенна и ее грамотная настройка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *