Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

Изучая различные аспекты грузоперевозок, редакция «tlnews» обратила особое внимание на опасные грузы. Несмотря на то, что в работе с ними есть свои сложности, многие компании могут запустить услугу перевозки опасных грузов в течение месяца. В этом и следующих материалах наша редакция рассказывает о том, что такое опасные грузы, как начать работать с ними и с какими сложностями можно столкнуться при перевозке опасных грузов.

Что такое опасные грузы?

Опасные грузы — это вещества и предметы, способные нанести вред человеку и природе. В отдельную категорию они выделены неслучайно: если автомобиль, перевозящий опасный груз, попадёт в аварию, взровавшиеся или разлившиеся опасные вещества могут нанести урон окружающей среде на десятки тысяч километров.

Поэтому перевозку опасных грузов регулируют дополнительные законы — «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (сокращённо ДОПОГ — Дорожная перевозка опасных грузов или ADR от французского “Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route”).

Мы не будем перечислять все виды опасных грузов, поскольку ДОПОГ насчитывает 2495 наименований грузов, которые, в случае транспортного происшествия, могут нанести непоправимый урон окружающему миру. В целом, грузы из списка ДОПОГ делятся на 9 классов в зависимости от уровня и типа опасности: от наиболее опасных к наименее опасным.

Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

Опасные грузы — это не только нефть, газ, радиоактивные вещества, мины и бомбы, но и предметы, казалось бы, совсем безобидные. Например, редакцию «tlnews» удивило, что в списке ДОПОГ числятся спасательные жилеты, бенгальские огни, водка и теннисные шарики. Эти товары изготовлены из легковоспламеняющихся и токсичных веществ, поэтому перевозить их без специального разрешения запрещено.

Кто может быть допущен к перевозке опасных грузов?

К перевозке опасных грузов может быть допущена любая транспортная компания — для этого не требуется даже специальных лицензий. Требования предъявляются уже непосредственно к водителям. Им необходимо пройти обучение и получить разрешение ДОПОГ. Однако, получить его могут только водители с высшим образованием и официальным стажем не менее трёх лет.

Также, вашей компании понадобится консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов — он тоже должен пройти обучение и получить сертификат ДОПОГ.

Консультанты (в других случаях уполномоченные) координируют полный цикл перемещения опасных грузов. В их обязанностях — проверять документы грузоотправителя, водителя и грузополучателя, вести реестр перевозимых грузов.

К такой работе может быть допущен только специалист с высшим образованием.

Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

Что нужно для того, чтобы заниматься перевозкой опасных грузов?

Достаточно обучить персонал правилам перевозки опасных грузов в специализированных центрах и оформить документы на транспортные средства и водителей. Расходы организации на обучение нескольких сотрудников и оформление документов не превысят 20-50 тыс. рублей.

В некоторых случаях потребуется обновить автопарк. Но чаще всего покупать новые автомобили не приходится: скорее, придётся немного дооборудовать транспорт. Например, обзавестись дополнительными огнетушителями или поставить топливные баки повышенной прочности.

Приобретать новый транспорт нужно в том случае, если компания собирается перевозить особо опасные грузы, относящиеся к классу 1. Речь идёт о взрывчатых материалах — боеголовках ракет, бомбах с разрывными зарядами, гранатах и всех пиротехнических средствах, включая безобидные, на первый взгляд, бенгальские свечи.

Для перевозки грузов класса 2, 3 и 4, как правило, требуется приобрести автоцистерну, поскольку основная доля грузов классов 2-4 — это опасные жидкости и газы.

К ним относится нефть, смеси азота, водорода(2 класс), клеи, краски, парфюмерные продукты, алкоголь (3 класс), ткани, пропитанные нитроцеллюлозой, некоторые лекарства, например, нитроглицерин (4 класс).

В остальных случаях можно пользоваться стандартным автотранспортом.

Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

В чём плюсы и минусы перевозки опасных грузов?

Перевозить опасные грузы, особенно классов 1-4, для компании дорого.Однако, даже если вы собираетесь перевозить грузы меньших классов опасности, у вас могут появиться дополнительные расходы.

Например, некоторые химические предприятия требуют приобрести для водителя и сопроводителя защитные халаты и обувь, а иногда и не в одном комплекте.

И это не прихоть организаций, а требование законов, регулирующих уже деятельность ваших партнёров.

Оформление документов на перевозку тоже занимает время и деньги. Причём успешная перевозка опасных грузов будет зависеть не только от грамотно оформленных документов вашего водителя, но и от документов грузоотправителя и грузополучателя. Без преувеличения можно сказать: перевозки опасных грузов — настоящая волокита!

С другой стороны, именно поэтому на логистическом рынке так немного компаний, готовых на законных основаниях перевезти опасный груз: компании боятся больших расходов и трудностей с оформлением документом, а также ответственности перед законом, которая может последовать в случае аварии. Но к очевидным плюсам перевозок опасных грузов относится низкая конкуренция на рынке. Заработать здесь значительно проще, чем на рынке обыкновенных грузов — ставка для заказчика станет выше на 20-30%. Повышаются и шансы найти постоянных партнёров.

Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

Какие есть предостережения?

Главное предостережение — убедитесь в компетенции вашего персонала: консультантах и водителях, а также в грамотности ваших клиентов. Иногда безответственность сотрудников и партнёров, даже получивших разрешения ДОПОГ, приводит к непоправимым результатам.

Ещё свежа история, когда 29 июля в Омске во время заполнения автоцистерны бензином загорелся грузовик. Топливо разлилось на площадь 100 кв. м. В результате аварии пострадали 3 человека.

И это не единственный пример неосторожного обращения людей с опасными грузами.

Редакция «tlnews» рекомендует: прежде, чем перевозить опасные грузы, внимательно изучите правовую базу, регулирующую рынок перевозки опасных грузов. Читая законы, обращайте внимание на срок их действия — некоторые документы могут утратить силу.

В частности, в 2016 году утратили силу ключевые положения Приказ Минтранса «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (ПОГАТ).

Действующие положения продублированы в двух томах ДОПОГ поэтому, чтобы с ними ознакомиться, перечитывать российский закон не нужно.

Перевозка опасных грузов автотранспортом

Новые правила перевозки опасных грузов: что важно знать?

По данным международной статистики, 50% от общего объема грузов, перевозимых по общественным автодорогам, составляют опасные вещества. Их отправителями и получателями становятся нефтехимические, химические, фармацевтические и добывающие предприятия, которые выигрывают тендеры.

Все они обязаны соблюдать правила и требования к транспортировке опасных грузов, чтобы их деятельность не мешала обычным автолюбителям, а главное – не угрожала их жизни и здоровью.

Нормативная база

Порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом установлен:

Также в ПДД закреплены специальные правила относительно допустимой скорости движения, документов, которые должны быть при водителе и сопровождающих лицах, применения проблесковых маячков. Ответственность за нарушение требований в сфере провоза опасных грузов предусмотрена в КоАП и УК РФ.

Новое в транспортировке ОГ

В 2017 г. начал действовать Приказ Минтранса № 358.

Произошли следующие изменения в законе:

  1. Вступил в силу обновленный регламент выдачи Ространснадзором разрешений на передвижение по автодорогам ТС, везущих опасные грузы.
  2. Для получения лицензии теперь требуется в том числе свидетельство ДОПОГ на автомобиль и копия свидетельства о профподготовке консультанта по безопасности.
  3. Стала необходима установка ТС антиблокировочной тормозной системы и автономного ограничителя скорости на каждом автомобиле массой более 3,5 т. Раньше такое требование применялось только к машинам от 16 т. Это изменение вызвано тем, что Россия полностью приняла требования ЕС.

Все компании по перевозке опасных грузов обязаны соблюдать жесткие требования к безопасности. Этим в том числе объясняется повышенная цена за км.

Специальные правила ПДД:

  1. Согласно п. 2.1, водитель и сопровождающий должны иметь при себе и предоставлять полиции по требованию документы на опасный груз.
  2. Пункт 3.4 ПДД требует использовать проблесковые маячки. Также указано, что при они не влекут за собой преимуществ в движении, а служат исключительно для предупреждения остальных водителей и пешеходов об опасности.
  3. В п. 10.4 указано, что ТС с опасными грузами могут передвигаться со скоростью, не превышающей установленную при согласовании условий транспортировки.

Недопустимо, чтобы маршрут перевозки опасного груза проходил через места отдыха людей, природные заповедники, вблизи объектов с культурной ценностью и больших заводов. Действующие правила не вводят строгий запрет на транспортировку в ночное время. Однако он может быть установлен в выданном разрешении.

Согласно ГОСТ 26319-84, необходима специальная тара – герметичная и достаточно прочная, чтобы исключить утечку. Стеклянные емкости и мешки обязательно упаковываются в жесткие, крепкие ящики.

Оформление и оснащение автомобиля производится по следующим правилам в соответствии с ДОПОГ:

  1. ТС нужно оборудовать выпускной трубой, которая выносится в сторону перед радиатором. Бак не должен контактировать с источниками тепла и электричества, допускается его простая изоляция.
  2. Если рейс международный, Ространснадзор вправе проверять тахограф – бортовой прибор для контроля и регистрации скорости, пробега, времени труда и отдыха экипажа.
  3. Следует окрасить автомобиль в специальные цвета:
    • в оранжевый для перевозки легковоспламеняющихся веществ;
    • в белый сверху и красный снизу – для самовозгорающихся;
    • в синий – для газов;
    • по бокам наносятся предупреждающие знаки для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
  4. Фургон должен иметь прочный, полностью закрытый корпус и отдельную вентиляцию. Обивка не может быть сделана из легковоспламеняющихся материалов. При открытом типе кузова необходим огнеупорный брезент.
  5. В кабине должно находиться 2 огнетушителя и аптечка.
  6. Требуется наличие желтых или оранжевых огней с автономным источником питания по периметру ТС.
  7. Особые требования к электросети автомобиля – напряжение 24 Вт, наличие исправных предохранителей, изоляция проводки, заземление, защита ламп решеткой.

Столь жесткие требования необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Проверка автомобиля на пригодность для провоза опасных грузов осуществляется в ГИБДД.

Классы

Опасные грузы делятся на 9 классов:

  1. Грузы 1 класса опасности – взрывчатые вещества и изделия, взрывающиеся при разных воздействиях (боеприпасы, пиротехника).
  2. Класс 2 – газы, в том числе смешанные с другими соединениями.
  3. Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости.
  4. Класс 4 – твердые легковоспламеняющиеся соединения.
  5. Класс 5 – окисляющие вещества.
  6. Класс 6 – токсичные и инфекционные соединения.
  7. Класс 7 – радиоактивные элементы, дающие альфа-, бета-, гамма- и нейтронное излучение.
  8. 8 класс опасности включает коррозионные вещества, вызывающие серьезные повреждения при контакте с живыми тканями либо при утечке или протекании.
  9. Класс 9 – остальные опасные вещества.

Каждый класс делится на подклассы. Однако особенности российских правил таковы, что совместимость определяется лишь по основному виду опасности.

Читайте также:  Какому бензину отдать предпочтение в зимний период года?

Грузы классов 2-9 могут транспортироваться друг с другом без ограничений, но не допускается их перевозка совместно с веществами класса 1.

Необходимые документы

Перед перевозкой заключается соглашение – унифицированный образец договора отсутствует, поэтому каждая компания адаптирует его под себя.

В машине у экспедитора или сопровождающего должны иметься документы:

При транспортировке применяется код ОКВЭД 49.20.1. Он указывает на то, что в ТС находятся опасные для экологии и людей грузы. Само разрешение на перевозку ОГ может быть получено только на один рейс для отдельного автомобиля или для целой колонны либо на 6 месяцев, затем нужно продлевать.

Требования к водителю

Водитель по перевозке опасных грузов обязан прослушать специальные курсы. Чтобы поступить на обучение, нужно иметь как минимум 3-хлетний стаж управления ТС.

Программа зависит от класса перевозимых веществ, но обычно изучают:

  • характеристики опасных грузов;
  • специальные обозначения, наносимые на автомобиль и тару;
  • правила обращения с опасными грузами при ЧС;
  • порядок составления докладов об инцидентах в пути.

ДОПОГ выдается водителю при успешном прохождении обучения. При этом допуск к перевозке опасных грузов действует не только в России, но и в ЕС.

Водитель не должен пускать в кабину посторонних лиц и перевозить любые товары, не вписанные в накладную. О поломках ТС он обязан сразу сообщать в компанию, указывая место остановки.

Также следует вызывать спецтранспорт для обеспечения безопасности. Место вынужденной остановки выделяется красными мигающими огнями или знаками аварийной стоянки.

Сопровождение

При перевозке опасных грузов необходимо сопровождение, особенно при движении колонны автомобилей.

Назначается ответственный за безопасность, которому выдается разрешение. Его обязанности:

  1. Проведение инструктажа водителей.
  2. Обеспечение контроля за приемом и отправкой грузов с занесением данных в документы.
  3. Организация необходимого уровня безопасности ТС и персонала.

Сопровождающий выделяется отправителем или получателем грузов. Иногда им становится сам водитель. Однако в таком случае его обязаны проинструктировать по правилам перевозки и обращения с опасным грузом.

Действия при аварийной ситуации

Ст. 5.4.3 ДОПОГ требует, чтобы в каждом ТС с опасными грузами имелась письменная инструкция на случай аварии. В ней:

  • закреплен порядок оповещения;
  • описаны действия аварийной бригады при ликвидации последствий ЧС;
  • приведен список инструментов и технология их применения.

Первичные меры, которые обязан предпринять водитель при возникновении инцидента:

  • остановиться;
  • оградить место происшествия и не пускать к нему посторонних;
  • сообщить о произошедшем в ГИБДД, позвонить в скорую;
  • вызвать аварийную бригаду (ее телефон указывается в транспортных документах);
  • оказать экстренную помощь пострадавшим;
  • выполнить мероприятия по первичной ликвидации последствий ЧС, установленные аварийной карточкой;
  • при приезде сотрудников ГИБДД сообщить им об опасности и принятых мерах, показать транспортные документы;
  • при приезде аварийной бригады помочь ей, если возникнет такая необходимость.

Штраф за нарушение

Нарушение правил провоза опасного груза карается по ст. 12.21.2 КоАП.

Предусмотрены штрафы:

Категория нарушителей Сумма штрафа, руб.
Физлицо 2 000-5 000 (или отбирание прав на полгода)
Должностное лицо 15 000-20 000
Юрлицо 400 000-500 000

УК РФ вводит уголовную ответственность за преступления, которые связаны с провозом опасных грузов:

Статья УК РФ  Преступление  Штраф
ст.189 Незаконный экспорт и импорт веществ, используемых в производстве оружия массового поражения до 500 000 руб. (до 1 000 000 при организованной группе)
ст. 222 Нелегальное перемещение оружия и взрывчаток до 80 000 руб. (до 200 000 руб. при организованной группе)
ст. 247 Транспортировка опасных веществ с причинением вреда экологии до 200 000 руб. (до 300 000 руб., если причинен вред здоровью человека)
ст. 250 Загрязнение воды опасными грузами до 80 000 руб. (до 200 000 руб., если причинен вред здоровью человека)
ст. 254 Загрязнение земли до 200 000 руб.

Согласно ст. 140 УПК РФ, уголовное дело может возбуждаться как по факту преступления, так и по сообщению о его подготовке. При провозе опасных грузов предъявляются строгие требования к обеспечению безопасности.

Важные условия – получение разрешений ДОПОГ, наличие сопровождения, специальное оснащение автомобиля. Нарушения караются серьезными штрафами, а в ряде случаев предусмотрена и уголовная ответственность.

Видео: Опасные грузы. Чем возить. Что важно.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Правила автотранспортировки опасных грузов: основные требования, которые нужно знать

В нашей стране весомая часть наземной перевозки международных грузов приходится на автотранспорт. И перевозка опасных грузов не является исключением.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом установлены международной конвенцией и межправительственными соглашениями. Для всех, кто планирует иметь дело с вредными веществами, полезно знать этот регламент.

Что такое опасный груз

Опасный груз – это материалы или вещества, которые могут нанести вред здоровью, окружающей среде и различным материальным ценностям.

К основным типам опасных грузов относят газы, жидкости, которые легко воспламеняются, вещества инфекционные и окисляющие, ядовитые химикаты, коррозийные, едкие продукты и пероксиды.

Среди вышеперечисленных существуют особо опасные грузы, сочетающие в себе физико-химические свойства. Чтобы осуществить их транспортировку, обязательно лицензирование.

Международные правила перевозки опасных веществ

Когда транспортировка осуществляется на территорию иностранного государства, необходимо иметь разрешение, в порядке, который предусматривает автомобильное сообщение между государствами. Водитель должен иметь свидетельство, что транспортное средство было допущено к перевозке.

Документы, с указанием правил перевозки опасного груза, которые нужно знать:

  1. ADR/ДОПОГ — Европейское соглашение о международных перевозках опасного груза. В случае отсутствия документа, компании-перевозчику запрещена транспортировка груза через границу.
  2. ДОПОГ — свод правил, которых необходимо придерживаться не только перевозчику, но и владельцу груза.
  3. Постановление правительства РФ за номером 372, в котором чётко указано, что водитель обязан пройти обучение по транспортировке опасных грузов и имеет права заниматься таким видом перевозки при водительском стаже от трёх лет. Эти правила актуальны для 2014 года.
  4. ПДД. В правилах указаны требования к изображениям и описания дорожных знаков, необходимых при перевозках опасного груза.

Во второй графе накладной CMR необходимо указать класс опасного груза, перевозимого на автотранспорте.

Если необходимо транспортировать ядерные материалы, радиоактивные вещества, то требуется разрешение, которое выдаёт Госатомнадзор РФ.

Ядерные вещества и материалы можно перевозить только с сопровождением охраны. Водитель должен пройти инструктаж и узнать обо всех особенностях транспортировки.

Важно знать, какие авто являются подходящими для перевозки данного вида груза.

Опасные грузы перевозятся транспортом, который выпускается специально для этих целей. Грузовые авто должны быть оборудованы соответственно:

  • Укреплённым топливным баком, отделённым от батареи аккумулятора при помощи перегородки.
  • Противооткатным упором (минимум одним), подходящим для диаметра колёс авто и его массы.
  • АВС — антиблокировочной тормозной системой повышенной износоустойчивости, а также запасной (аварийной) системой.
  • Предохранителями и ограничителями электрических цепей.
  • Выхлопной системой, удалённой от груза.

Классификация авто для перевозок:

  • цистерна;
  • лесовоз;
  • открытый и закрытый тип;
  • микроавтобус;
  • площадка для контейнера;
  • самосвал;
  • лесовоз

Как доставить товар из Поднебесной? Один из самых популярных способов — контейнерные перевозки из Китая, гарантирующие сохранность товаров, помещённых в контейнер. При необходимости доставки негабарита автомобилем, нужно знать правила перевозки негабаритных грузов автотранспортом подробнее тут и документы, регламентирующие выполнение такого вида транспортировки.

Погрузка и разгрузка, изменение намеченного маршрута

Иногда маршрут необходимо изменить, это входит в задачи организации, которая перевозит груз.

Уполномоченные сотрудники обязаны составить новый маршрут и предоставить его в подразделение ГАИ МВД России. Чтобы принять опасный груз к транспортированию, в автотранспортную службу предоставляется паспорт безопасности по ГОСТ Р. 50587.

Когда водитель получает груз, ему следует проверить маркировку на таре в соответствии с ГОСТ 19433—88 и ДОПОГ.

Немаловажно знать схему информирования об опасности, в документе должны быть изложены все установки во время возникновения угрозы. К подобным документам можно отнести специализированные таблицы, аварийные карточки.

Практические мероприятия по отправке груза проводятся автотранспортными организациями.

Контроль за погрузкой и разгрузкой осуществляет уполномоченное лицо, сопровождающее груз.

Погрузка осуществляется в соответствии с установленными инструкциями, крайне важно не допускать ударов, толчков на тару, требуется соблюдать максимальную осторожность, не допускать манипуляций, которые вызывают искры. Чтобы осуществить погрузку опасного вещества, двигатель должен быть выключен, а водитель находиться на определённом расстоянии.

Погрузка и разгрузка производятся на постах, которые специально отведены для этого, нельзя допускать присутствие посторонних лиц. Если погружаются взрывоопасные вещества, следует соблюдать предельную осторожность, в особенности во время дождя.

Очень важно обеспечить безопасность всех лиц, которые принимают участие в транспортировке.

Обязательным требованием является ручная погрузка, использование различных подъемных устройств не допускается, следует соблюдать все меры осторожности и не допустить, чтобы груз упал.

Перемещение производится по специально установленным подкладкам и трапам, используются настилы. Чтобы передвинуть бутыль с опасным веществом, нужно использовать тележку. Если груз переносится в корзине, следует быть уверенным, что ручка держится надежно. Эксперты тщательно проверяют мощность корзины и ее дно. Категорически запрещено переносить бутыли на плече или спине.

Места для погрузки, в том числе посты, выбираются в соответствии с установленными критериями. Они должны находиться не ближе 125 метров от жилых домов и других общественных построений и не ближе 50 метров от магистральных дорог.

Если груз транспортируется в гололёд, территория усыпается песком.

Погрузка и разгрузка опасного груза выполняется строго по правилам.

Заправка авто с опасным грузом производится на расстоянии 25 метров от других машин.

Скоростные ограничения устанавливаются автотранспортной организацией, учитывается дорожные условия. Чтобы определить маршрут перевозки, согласований со службой ГАИ МВД не требуется. Скорость движения автомобиля устанавливается в соответствии с правилами, при этом обеспечивается максимальная безопасность и сохранность груза.

В некоторых случаях нужен не один автомобиль, часто грузовые машины идут колоннами, расстояние между ними должно быть не меньше 50 метров. Если в местности есть спуски, подъемы, дистанция составляет не менее 300 метров.

Читайте также:  Ваз 2105: как выполнить установку тахометра?

Контроль за перевозкой опасных грузов на видео

Данный видеоролик наглядно покажет, как осуществляется надзор и контроль за ходом транспортировки опасных грузов в России.

Дополнительные требования к транспортировке

Когда водитель перевозит особо опасные грузы, стоянка «в любом месте» запрещена. Она разрешается в местности, которая находится в 200 метрах от построений, где живут люди и общественных зданий.

Стояночный тормоз и противооткатный упор обязательно устанавливаются. Если опасные грузы необходимо перевозить на расстояние более 500 км, автомашину нужно оборудовать запасным топливным баком. Данная установка должна быть согласована с подразделениями ГАИ МВД РФ, соответствующая пометка ставится в транспортный документ.

При перевозке опасных грузов существуют требования к оснастке авто.

Чтобы последующие и предшествующие авто знали, что поблизости перевозится опасный груз, сверху ставится маячок желтого, оранжевого цветов, при этом необходимо сопровождение патрульного авто.

Машина должна двигаться впереди колонны, она также должна быть оснащена проблесковым маячком. На сопровождающих автомобилях и самих грузовиках включаются фары ближнего света.

Нарушение вышеперечисленных правил и норм чревато серьёзными штрафами и убытками, как для собственника груза так и для перевозчика. При их соблюдении груз будет доставлен в целости и сохранности.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и наказание за их нарушение

Сегодня многие бизнесмены транспортируют свои грузы при помощи автотранспорта.

Однако некоторые грузы могут представлять серьёзную опасность для окружающей среды, а также для других участников дорожного движения.

Какие существуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом? Какой закон регулирует эти правила? И что будет за нарушение этих правил? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

  • Опасный груз — это груз, представляющий собой вещества и материалы, которые могут навредить человеку или окружающей среде.
  • Примеры опасных веществ и материалов:
  • ядовитые газы,
  • сильные кислоты,
  • радиоактивные материалы,
  • легковоспламеняющиеся жидкости и так далее.

Чтобы перевозить такие грузы, перевозчик должен придерживаться определённых правил, которые зафиксированы в специальном соглашении, которое называется ДОПОГ.

 

ДОПОГ содержит большое количество инструкций, регулирующих правила перевозки. Рассмотрим основные из них более детально.

Требования к автотранспорту

Чтобы осуществить перевозку, автотранспорт должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Труба глушителя должна располагаться перед радиатором.
  • Сзади на автомобиль или прицеп следует установить специальный противоударный бампер.
  • Следует подключить специальную цепь, которая заземлит электричество, а сами провода должны быть изолированы при помощи специального материала.
  • Бензобак, при помощи непроницаемой перегородки, отделяется от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и кузова, чтобы избежать возгорания топлива в случае аварии.
  • Трубопроводы цистерн должны быть защищены от удара (чтобы в случае аварии опасное вещество не вылилось из цистерны).
  • ТС должно быть оснащено специальными опознавательными знаками — определённый цвет (в большинстве случаев это ярко-желтый), «мигалка», специальные надписи и информационные таблички.
  • Транспорт должен быть оснащен специальным оборудованием, с помощью которого можно устранить негативные последствия в случае аварии.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом содержатся в ДОПОГ.

На информационных табличках указывается специальный буквенно-числовой код, а располагаются они спереди и сзади на автотранспорте. Код содержит информацию о том, что нужно делать в случае аварии. Расшифровка кода должна содержаться у водителя транспортного средства или экспедитора.

Маршрут следования

Также ДОПОГ регулирует маршрут следования груза. Перед транспортировкой необходимо обратиться в Ространснадзор по месту регистрации компании и подать заявку на составление маршрута.

ДОПОГ утверждает, что транспортное средство не должно пересекать следующие территории:

  • Крупные населенные пункты.
  • Заповедники, парки и зоны отдыха.
  • Различные промышленные объекты (заводы, фабрики, некоторые инженерные сооружения и так далее).
  • Больницы, детские сады, школы, университеты, лечебно-профилактические учреждения, пансионаты и так далее.
  • Территории, которые используются для проведения культурных мероприятий.

Также соглашение регулирует порядок перевозки. Чтобы осуществить перевозку какого-либо опасного груза, компания должна получить соответствующую лицензию.

Требования к водителю транспортного средства

Также следует помнить, что управлять транспортом может только специально обученный человек. Для этого необходимо пройти курсы, составленные в соответствии с ДОПОГ, а в конце нужно успешно сдать экзамен.

На данных курсах водитель узнает основные правила перевозки, а также о том, что нужно делать в случае аварии. Например, некоторые грузы в случае возгорания нельзя тушить водой — вряд ли человек без специального обучения может знать такую информацию.

Также существует ряд специфических правил, которых следует придерживаться водителю:

  • Перед каждым рейсом водитель должен проходить медосмотр.
  • Минимальный стаж работы — 3 года.
  • Водитель должен знать все основные правила, в соответствии с которым будет перевозиться груз. Он должен знать, что нужно делать в случае аварии. Также он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  • Существуют также особые требования, которые могут применяться в зависимости от типа груза. Например, при транспортировке радиоактивных веществ водитель должен быть одет в специальный защитный костюм, при транспортировке взрывоопасных грузов запрещено курить и так далее.
  1. Также существует ряд требований к сопровождающему персоналу:
  • Все сопровождающие лица должны пройти специальную подготовку.
  • Перед транспортировкой в Ространснадзоре необходимо получить разрешение на выполнение сопровождения.
  • Перед транспортировкой опасного груза водитель должен провести инструктаж.
  • Перед каждым рейсом весь сопровождающий персонал должен пройти медосмотр.
  • Погрузку и разгрузку могут осуществлять лица, которые занимаются подобной деятельностью не менее 3 лет.
  • Оператор должен знать, что нужно делать в случае аварии.
  • Для перевозки понадобятся следующие документы:
  • Стандартный пакет документов на груз: договор о транспортировке, паспорт водителя, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз и так далее.
  • Лицензия, которая разрешает компании транспортировать данный опасный груз.
  • Документ, подтверждающий факт прохождения техосмотра.
  • Маршрутный лист, в соответствии с которым будет двигаться транспортное средство.
  • Специальный документ, который подтверждает тот факт, что водитель прошел спецподготовку.
  1. ДОПОГ является международным договором, поэтому международные правила перевозки совпадают с аналогичными российскими правилам.
  2. Напомним несколько важных моментов, о которых нужно помнить при пересечении границы:
  1. В CMR-накладной необходимо указать класс опасного груза.
  2. Если водитель нарушит правила движения в другой стране, то он будет отвечать по законам этой страны.
  3. В некоторых случаях может потребоваться оформление дополнительных сертификатов. Например, перед ввозом радиоактивных материалов в некоторые страны необходимо получить дополнительное разрешение.

Для международной перевозки грузов автотранспортом желательно оформить книжку МДП. Использование TIR Carnet даёт ряд преимуществ для перевозчика. О ПДД при перевозке негабаритных грузов автотранспортом подробнее здесь. До самой транспортировки придётся получить разрешение в нескольких инстанциях.

За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.

Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:

  • и на транспортную компанию,
  • и на должностное лицо,
  • и на водителя

Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки.

Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.

В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:

Тип нарушенияШтрафная санкция
— у водителя отсутствуют специальные документы (свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка), — ТС не соответствует правилам перевозки, — отсутствуют опознавательные элементы, — отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии,— произошло нарушение условий перевозки. Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев). Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей). Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей).
Другие нарушения правил перевозки Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей). Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей). Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей).

Дополнительную информацию о правилах автотранспортировки опасного груза можно почерпнуть из данного видео:

Подведём итоги. Во-первых, транспортировка регулируется специальным международным договором ДОПОГ. Во-вторых, при перевозке нужно учитывать множество тонкостей и нюансов. В-третьих, за нарушение правил перевозки предусмотрена административная ответственность.

О правилах заполнения CMR читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Новые правила перевозки опасных грузов в 2019 году

С 15 января 2019 года вступают в законную силу изменения в правилах по перевозке опасных грузов в РФ. Будет действовать Административный регламент МВД по предоставлению сертификатов (государственных) о допуске автотранспорта к транспортировке опасных грузов.

Классификация опасных товаров и продуктов сохранилась:

  • 1 кл. — взрывоопасные материалы;
  • 2 кл. — газы, которые могут взорваться;
  • 3 кл. — жидкости, обладающие свойством легко воспламеняться (ЛВЖ);
  • 4.1 кл. — твердые легковоспламеняющиеся вещества (ЛВТ), а также твердые десенсибилизированные взрывчатые материалы;
  • 4.2 кл. — вещества, способные сами воспламениться;
  • 4.3 кл. — вещества, воспламеняющие газы при соприкосновении с водной средой.

Какие требования добавлены

Документ был выпущен для отсрочки введения новых правил упаковки опасных грузов. В марте 2018 года был издан закон, в котором прописаны требования к получению сертификатов нового образца для цистерн. А именно необходимо представить в ГИБДД следующие официальные бумаги:

  • Свидетельство об утверждении выбранного типа цистерны;
  • Свидетельство о проведении испытаний и проверки цистерны с указанием полного перечня веществ, допущенных к транспортировке в ней.

Сложность получения документов заключается в отсутствии достаточного количества контролирующих органов в разных регионах России, выдающих данные сертификаты. В результате перевозчикам приходится ехать в другие области для получения необходимых документов.

Все нормативы и требования к новому оформлению автотранспорта для грузоперевозки опасных грузов прописаны в Постановлении Правительства РФ №285 от 16 марта 2018 года. А именно в главе 6, пунктах №8, 8.2.3, 8.2.4.

Документы, которые необходимы для транспортировки

Помимо нововведений, сохранились типовые правила перевозки опасных грузов при помощи автотранспорта. К ним относят необходимость представления следующих документов:

  • лицензия на допуск перевозки опасного груза у перевозчика;
  • документация, подтверждающая своевременность прохождения техосмотра транспортного средства;
  • разрешение Минтранса или ОВД на перевозку опасных материалов;
  • подробный маршрутный лист с указанием точной точки отбытия и прибытия;
  • документация, подтверждающая, что водитель прошел спецподготовку для транспортировки взрыво- и пожароопасных веществ.
Читайте также:  Особенности экономии топлива автомобиля

Кроме представления всех документов, включая новые сертификаты для цистерн, стоит пройти правильную подготовку автомобиля для транспортировки опасных веществ. Так, к автотранспорту предъявляются следующие требования:

  • Трубу глушителя необходимо выводить вперед, чтобы она находилась перед радиатором.
  • Бензобак необходимо отделить от аккумулятора, кузова и элементов электропитания автомобиля при помощи непроницаемой, огнеупорной перегородки.
  • Электрическая проводка покрывается дополнительным слоем специальной изоляции.
  • Создание дополнительного заземления, выполненного в виде особой цепи.
  • Дополнительный бампер, защищающий автомобиль от ударов сзади.

При перемещении опасных грузов грузовой транспорт должен быть оснащен специальными надписями, покрыт яркой краской, иметь проблесковые маячки и табличку СИО сзади и спереди.

Нарушение правил транспортировки опасных грузов влечет большие административные штрафы, а также возможное лишение лицензии на транспортировку подобных веществ. Внимательно проверяйте состояние автотранспорта, наличие всех документов на транспортировку, включая новые сертификаты для цистерн.

Перевозка опасных грузов: основные правила

Главная / Статьи /

Необходимость четкой законодательной базы по вопросу транзита опасных грузов (ОГ) всегда востребована в силу множества фактов.

Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота.

Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

Классификация опасных грузов

Классификация опасных грузов

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.

  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.

  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Морские перевозки опасных грузов

Морские перевозки опасных грузов

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота.

Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking».

 За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти).

Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см.

Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

Перечень норм содержания ОГ действителен не только для транспортировки, в процессе складирования и размещения на транспорте в промышленных гаванях. Нормативы действуют для упакованных ОГ и для порожних объектов с остатками транспортируемого груза.

Для морских средств передвижения, где действуют методики навала ил налива, и для грузов усложненной классификации, действителен Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МК МПНГ).

На транзит жидкостей распространяются Правила Сборника 7-М.

Остановимся подробнее на МК МОПОГ, состоящий из 4 основных частей. Первая часть охватывает целый ряд разрешенных и запрещенных к транспортировке упаковочным методом (в определенных тарах и контейнерах) химических соединений, пестицидов, ядов и комбинированных ОГ.

Действующие критерии, определяющие условия для попавших в окружающую среду субстанций, таковы:

  • угроза жизни человека и его здоровью;
  • если наносят необратимый урон окружающей среде;
  • если происходит порча материального имущества.

Можно выделить основу правил, соблюдения которых требует перевозка опасных грузов морским транспортом:

  1. Взять на борт ОГ имеет право специально оборудованное судно. Оно должно иметь выданное органами технадзора классификационное свидетельство (с указанием регистра) о готовности к плаванию. Перед получением свидетельства на судне должны быть проведены такие мероприятия, как генеральная уборка грузовых помещений, тестирование исправности оборудования, руководящие указания членам экипажа – все осуществляется с учетом знаний технико-тактических характеристик груза.
  2. ОГ размещаются и закрепляются с учетом соблюдения всех нормативов безопасности, причем, каждая разновидность груза крепится по-сволему.
  3. Взрывчатые ОГ содержатся в помещениях специального предназначения. Помимо ОГ, в месте их хранения недопустимо содержание детонирующих субстанций, помещения должны быть заперты.
  4. ОГ, способные выделять вредные испарения, содержатся в хорошо проветриваемом помещении с дополнительной вентиляцией.
  5. Легко воспламеняемые объекты или газы содержатся в условиях, которые препятствуют возникновение пожара.
  6. Судно должно быть снабжено всеми 4 томами МК МОПОГ, а заодно и комплектами защитной одежды, предназначенной для работы с ОГ.
  7. Отклонение от неукоснительного соблюдения МК МОПОГ допустимо лишь в обстоятельствах форс-мажора, когда без этих отступлений невозможно спасение человеческих жизней и груза.
  8. Специальный температурный режим осуществляется в помещении лишь после предоставления специального Свидетельства, включающего характеристику груза. В этом случае судно должно обзавестись специфическими огнетушащими средствами.
  9. На случай транспортировки несовместимых ОГ, судно должно предоставить помещения, соответствующие их раздельным условиям содержания. Для определения совместимости ОГ следует сверяться с таблицей (№ 400, 464, 509 маргинальных Правил).

Капитан отвечает за готовность судна, которое обеспечивается подробной схемой с указанием всех мест для размещения специфических грузов. Документ должен иметь резолюцию инспекторов ВОХР и Санэпиднадзора. Обязательства по поводу соблюдения требований к расфасовке и размещению в контейнеры и другие объекты хранения ложится на компанию-отправителя.

Три основные категории проницаемости и надежности укупорки, определяемые МОПОГ и ГОСТом 26319-84, таковы:

  • паронепроницаемая укупорка (герметичная);
  • влагонепроницаемая;
  • не проницаема для сыпучих компонентов.

Чтобы правила морской перевозки опасных грузов были соблюдены , сырье, из которого изготовлена тара, не должно вступать ни в какие реакции с содержимым.

Следующий важный момент – маркирование ОГ. Здесь применимы требования, соответствующие нормативам ГОСТа 19433-88:

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

Перевозка опасных грузов по железнодорожным транспортом

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *