Особенности использования синтетического моторного масла

Главная › Моторные масла ›

Особенности использования синтетического моторного масла

Предназначение и функции моторных масел

Особенности использования синтетического моторного масла

Поверхности деталей мотора постоянно соприкасаются. При трении выделяется тепло, что снижает КПД двигателя. Для уменьшения трения используют смазывающие жидкости. Они понижают расход топлива. Это основное предназначение моторного масла. Но смазка выполняет еще несколько функций:

  • охлаждает узлы, испытывающие высокие нагрузки (цилиндропоршневая группа);
  • способствует легкому запуску двигателя зимой при температуре до -35°С;
  • освобождает агрегат от загрязнений, образующихся во время работы (сажа, шлак, нагар);
  • заполняет люфт между поршнем и цилиндром в камере сгорания, поддерживает в ней максимальное давление;
  • предупреждает коррозию деталей. Смазывающие жидкости для ДВС включают базовое масло и присадки, улучшающие свойства базы. Все виды синтетических моторных масел разделяют на группы в зависимости от того, из чего оно сделано:
  • изготовленные из полиальфаолефинов (ПАО);
  • произведенные на основе эстеров;
  • полусинтетика, состоящей на 20-50 % из синтетической жидкости;
  • НС – синтетика.

В качестве присадок используют следующие группы веществ:

  1. Эфиры жирных кислот создают прочную тонкую пленку, понижают трение между металлическими деталями.
  2. Вязкостные модификаторы удерживают необходимую вязкость при любой температуре. С их добавлением смазка не густеет на морозе, не становится жидкостью при +100°С.
  3. Моющие ингредиенты очищают детали узлов двигателя от продуктов сгорания. Делятся на 2 подгруппы: детергенты и дисперсанты. Добавки первой подгруппы действуют аналогично бытовым моющим средствам. Они нейтрализуют кислоты, предотвращая коррозию металлических узлов. Дисперсанты поддерживают загрязнения во взвешенном или растворенном состоянии до момента их достижения бумажного фильтра. Фильтр окончательно отделяет взвешенные вещества от смеси, растворенные остаются в масляной смеси до конца срока его эксплуатации.
  4. Противоизносные добавки действуют там, где расстояние между трущимися поверхностями слишком мало, и смазывающая пленка образоваться не может.
  5. Антиокислительные элементы увеличивают срок службы масла, снижают окислительные процессы, разрушающие структуру масляной смеси. Окисление возникает в смазке в присутствии окислов азота и водорода под влиянием высокой температуры.
  6. Антикоррозийные присадки – органические и минеральные кислоты, создают защитную пленку, предотвращая коррозию деталей.
  7. Противопенные вещества добавляют, чтобы предотвратить образование пены при перемешивании взболтанного масла с воздухом. С образованием пены смазка меняет свои свойства, двигатель без смазки выходит из строя.

Технологии получения

Эксплуатационные характеристики синтетического масла определяются тем, насколько одинаковые атомы задействованы в цепочках молекул углеводородов. Это зависит от способа его получения. Различают следующие:

Особенности использования синтетического моторного масла

  • Гидрокрекинг – наиболее дешевый способ. Легкие фракции выделяют из сырой нефти и максимально очищают, используя НС или VHVI технологии. Большинство синтетических смазок на рынке изготавливают на такой базе. Производители указывают название технологии на канистрах. Такие смеси значительно дешевле чисто синтетического масла, но термоокислительные качества у них хуже. Проигрывают они также по испаряемости. Такую смазку надо чаще менять.
  • 100%-синтетику (ПАО) получают из полиальфаолефинов. Нефтяным месторождениям сопутствуют бутилен и этилен, легкие углеводородные фракции, газы, которые служат сырьем для получения синтетического масла. Оно обладает температурной стабильностью, высокой вязкостью, устойчивостью к окислению. Базовая основа высокого качества состоит из однородных молекул. В нее добавляют минимальное количество присадок. Но стоимость значительно выше НС-синтетики.
  • Эстеры получают нейтрализацией карбоновых кислот спиртами, проявляют себя во время эксплуатации гораздо эффективнее, чем ПАО и гидрокрекинговые составы. Их молекулы полярны, сами прикрепляются к металлическим поверхностям. Эстеровая основа обладает достаточной вязкостью, не требует присадок. Не вызывает проблем утилизация, потому что они экологически чисты. Но, несмотря на неоспоримые преимущества, занимают только 5% рынка из-за высокой стоимости.
  • Лучшими, но и самыми дорогими, являются масла на основе полигликоля (PAG). Они отлично справляются с трением, безнадежными загрязнениями, инертны по отношению к уплотнительным элементам двигателя. Их нельзя смешивать с другими основами. Используют в масляных смесях как модификатор трения.

Характеристики

О качестве смазки, соответствии ее всем предъявляемым требованиям судят по характеристикам масла:

  1. Одна из самых важных – температурно-вязкостная. Как изменяется вязкость смеси при изменении температуры, определяет индекс вязкости. Уровни вязкости определены в классификаторе SAE.
  2. Температура вспышки демонстрирует количество легкокипящих примесей в масляной смеси. С ее возрастанием снижается испаряемость и выгорание, улучшаются низкотемпературные характеристики. Для бесперебойной работы двигателя показатель должен быть выше +225°С.
  3. Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет текучесть, работа мотора прекращается из-за загустевания смазки. Оно должно быть от -45°С до -50°С. Но надо учитывать, что со снижением температуры застывания возрастает температура минимальной проворачиваемости двигателя внутреннего сгорания.
  4. Щелочное число характеризует термоокислительную стабильность смеси. Только залитое масло имеет этот показатель 8÷14. В процессе эксплуатации эта величина уменьшается.

Маркировка

Обозначение указывают на канистре. Маркировка содержит:

  • класс вязкости по SAE;
  • спецификации по API, ACEA, ГОСТ;
  • допуск автопроизводителя;
  • дату выпуска, номер партии.

Масла подразделяются на 2 класса: для бензиновых двигателей и дизельных. Информацию об этом размещают на этикетке.

Классификация по SAE

Особенности использования синтетического моторного маслаТаблица классификации по SEA

По международному стандарту SAE, учитывая вязкость, масла делят на три группы:

  1. Зимние масла создают условия для легкого запуска мотора при низкой температуре. В их обозначении присутствует английская буква «W» (winter). Например, SAE 10 W. Нагревание делает это масло текучим. Оно не образует смазывающую пленку, перестает поддерживать нужное давление в системе, выполнять свои функции.
  2. Летние смазки используют при среднесуточной температуре воздуха выше 0°С. У них высокий индекс вязкости, если сравнивать с зимними маслами. В обозначении указывают только число (SAE 10). Чем оно выше, тем выше вязкость.
  3. Всесезонные работают круглый год, при низких и высоких температурах. На это указывает двойное обозначение (SAE 5W-30) в маркировке.
    Единица измерения вязкости – сантистокс.

Классификация по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла подразделяются:

  • по кинематической вязкости на 12 классов, номеру класса соответствует арабская цифра;
  • по области применения на 6 групп, которые обозначают заглавными буквами русского алфавита.

В обозначении масел для бензиновых двигателей присутствует индекс 1, для дизельных – 2. Отсутствие индекса свидетельствует об универсальности.

Преимущества и недостатки

Синтетика охотно используется автомобилистами благодаря следующим преимуществам:

  1. Синтетические масляные смеси обладают достаточной текучестью, обеспечивают снижение трения и расхода топлива.
  2. Структурная устойчивость в необходимом диапазоне изменения температуры.
  3. Благодаря высокой вязкости масла нет необходимости часто заменять.
  4. Отличные моющие и противоизносные качества.
  5. Хорошо растворяет присадки, они не кристаллизуются при эксплуатации.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость. У эстеровых автомасел растворяющая способность выше, чем у ПАО смесей. Они не только размягчают, но и растворяют сажу и нагар.

Синтетическое моторное масло создает условия для бесперебойной работы двигателя в сложных условиях эксплуатации (широком диапазоне температур, высоком давлении). При выборе следует учитывать, что чем больше пробег авто, тем выше должна быть вязкость масляной смеси. Нельзя выбирать смазку только по индексу вязкости, не принимая во внимание другие характеристики.

Синтетическое моторное масло состав, характеристики и технология получения Ссылка на основную публикацию Особенности использования синтетического моторного масла Особенности использования синтетического моторного масла

Синтетические моторные масла

Сейчас ассортимент смазочных материалов для легковых и грузовых автомобилей по-настоящему огромен.

Чтобы выбрать какой-либо продукт, автовладельцам приходится полагаться на свой опыт, рекомендации производителей или же на отзывы других водителей.

В последнее время все большие преимущества приобретает синтетическое моторное масло: оно хорошо взаимодействует с деталями двигателя, приносит пользу, а стоит при этом сравнительно немного.

Особенности использования синтетического моторного масла

Все дело в том, что класс «синтетики» включает в себя множество продуктовых линеек на разной основе и произведенных по разным технологиям, поэтому и стоимость масла может отличаться. В нашей статье мы попробуем разобраться, в чем разница тех или иных синтетических материалов, каковы их преимущества и какие марки сейчас наиболее популярны среди потребителей.

Почему необходимо приобретать моторные масла?

Для многих ответ на этот вопрос очевиден. Однако мы постараемся рассмотреть подробно все нюансы работы мотора, ведь именно они служат отправной точкой при разработке новых видов смазочных жидкостей. Все современные ДВС, работающие на любом виде топлива (газ, дизель, бензин), функционируют таким образом, что поверхности элементов механизма находятся в постоянном соприкосновении.

Это порождает трение, выделяется большое количество тепловой энергии. Из-за этого КПД мотора не такой большой, как нам хотелось бы. А еще из-за трения быстрее изнашиваются металлические детали, а значит, автомобиль нуждается в дорогостоящем ремонте.

Чтобы исключить негативные эффекты в работе мотора, используют масло. Оно снижает до минимума коэффициент трения.

А современные моторные масла, к тому же, выполняют множество других дополнительных функций: делают работу двигателя тише, убирают вибрации, очищают узлы и т.д.

Виды моторных масел: синтетика, полусинтетика и «минералка»

Сейчас все смазки изготавливают на основе природных материалов – нефти и газа. Наиболее дешевым видом моторных масел являются минеральные. Это продукты наиболее естественного происхождения.

Они имеют ряд недостатков: небольшой срок службы, плохо взаимодействуют с некоторыми деталями мотора, имеет узкий температурный диапазон эксплуатации – сильно густеет на морозе и быстро становится чересчур жидким на жаре.

Поэтому в свое время потребовалось существенное усовершенствование минеральной основы.

К маслам были предъявлены следующие требования:

  • Они не должны замерзать при температурах -30…-40°C;
  • Моторное масло не должно летом быть жидким, как вода;
  • Смазка не должна коксоваться при повышенных температурах (то есть образовывать нагар);
  • Жидкость для моторов должна быть стабильно вязкой при любых климатических условиях;
  • Моторное масле должно иметь увеличенный период замены.

Так было создано синтетическое моторное масло. Его производят путем синтеза молекул нефтепродуктов. В процессе изготовления все частицы «выстраиваются» в цепочки, которые будут проявлять необходимые свойства.

Моторное синтетическое масло – это всегда продукт, над разработкой которого трудились квалифицированные специалисты, так как сейчас жидкости обязательно должны отвечать требованиям автопроизводителей.

Оно считается более эффективным и высоко ценится в среде автовладельцев.

Полусинтетику получают путем смешивания минеральной и синтетической жидкостей. Оно является усредненным по своим характеристикам и пользуется спросом за счет относительно низкой цены.

Производствосинтетического моторного масла

Синтетика, в отличие от минерального масла, изготавливается путем направленного химического синтеза. Сырая нефть перегоняется, перерабатывается до основных молекул, и на этой основе получают базовое масло. Его обязательно дополняют присадками – веществами, улучшающими характеристики синтетического моторного масла.

Особенности использования синтетического моторного масла

Такие жидкости проявляют исключительные свойства и могут эксплуатироваться в разнообразных условиях: при повышенном давлении, при слишком низкий или высоких температурах, на экстремальных скоростях.

Особенности хорошего синтетического моторного масла

  1. Увеличенный период без замены;
  2. Моторное масло сохраняет свои характеристики на протяжении всего срока использования;
  3. Превосходная термоокислительная стабильность;
  4. Высокий индекс вязкости, при этом вязкая структура сохраняется при любой температуре в рамках указанного рабочего диапазона;
  5. Минимальная испаряемость;
  6. Отлично понижает коэффициент трения, а значит, повышает эффективность работы двигателя.

Преимущества синтетического моторного масла

Если сравнивать с полусинтетикой и минералкой, можно выделить следующее:

  1. Благодаря качественному составу на поверхности всех деталей образуется масляная пленка оптимальной толщины, которая сохраняется в течение всего времени использования. Узлы меньше изнашиваются, исключаются «задиры».
  2. Синтетика сохраняет текучесть даже при низких температурах. При запуске машины в мороз моторное масло сразу же поступает ко всем частям двигателя, поэтому сокращаются риски и негативное воздействие при холодном пуске.
  3. Стойкость к испарению позволяет снизить расход жидкости. Вы покупаете синтетическое моторное масло реже, а значит, экономите на доливках.
  4. Точно проработанная молекулярная структура жидкости хорошо снижает трение. Увеличивается КПД мотора, понижается температура масла.
  5. Из-за особенного состава масло при взаимодействии с кислородом практически не окисляется, не образует отложения, нагар, не коксуется. Кроме того, дополнительные присадки помогают очищать мотор от этих видов осадков.
Читайте также:  Назначение и применение автопластилина

Виды синтетических моторных масел

Как отмечалось выше, сейчас под синтетикой понимается очень много разных масел, которые отличаются по составу. Какие-то из них считаются более современными и эффективными, какие-то менее.

Классификацию базовых моторных масел по выполнил Американский институт нефти, и согласно стандарту API синтетические жидкости делят на несколько групп.

Параметром для деления послужили полимерные вещества, которые являются главным компонентом.

  • V группа – синтетика, изготовленная из эстеров;
  • IV группа – моторные масла на основе ПАО;
  • III группа – гидрокрекинговые синтетические масла.

Особенности использования синтетического моторного масла

Синтетика, изготовленная путем гидрокрекинга

Не нужно путать ее с полусинтетикой. Получают гидрокрекинговые масла путем тщательное переработки легких фракций нефти.

Берется минеральная основа, затем из нее удаляют азот, серу, кислород, тем самым приближая молекулярную структуру «минералки» к синтетическому маслу.

Переработка проходит в рамках самой современной технологии, поэтому итоговая масляная база практически ничем не отличается от синтетической. На конечном этапе для улучшения свойства к базовой жидкости добавляются присадки.

Преимущества гидрокрекингового синтетического масла:

  • Более низкая цена в сравнении с синтетикой;
  • Более упрощенный способ производства, сокращенные сроки;
  • Увеличенный интервал замены моторного масла;
  • Относительная чистота базы;
  • Отличные эксплуатационные характеристики.

Большинство синтетических моторных масел, которые сейчас поставляются на рынок, изготовлены именно по такой технологии. Они являются оптимальным вариантом, поскольку сочетают качество полной синтетики и доступную цену.

В целом, такие масла максимально приблизились к произведенным на ПАО-основе, поэтому их смело относят к разряду синтетических.

Синтетика на основе ПАО (полиальфаолефинов)

Их можно считать неким «абсолютом» среди синтетических моторных масел. Производятся путем объединения коротких цепочек этилена и бутилена в более длинные.

Так получается совершенная структура масла: чем больше длина одной молекулярной связи, тем более устойчива жидкость к разрушениям. Такое масло можно считать 100% синтетикой, очень стойкой к окислению.

Для увеличения срока службы смазка дополняется уникальным пакетом присадок.

Особенности использования синтетического моторного масла

Преимущества ПАО-синтетических моторных масел

  • Высокие показатели вязкости;
  • Масло обеспечивает безопасный пуск мотора при холодных температурах. Оно проявляет превосходные смазывающие свойства даже при арктических морозах. Не замерзает и не теряет своих свойств;
  • Также успешно используется в жаркую погоду;
  • Масло не кристаллизуется при минусовых температурах, сохраняет свою плотность в широком диапазоне;
  • Моторная смазка на ПАО-основе устойчива к разрушению при экстремальных и нестабильных условиях работы (меняется число оборотов, нагрузка, скорость движения).

Эстеровые синтетические моторные масла

Такая синтетика считается новым поколением смазочных жидкостей. При изготовлении реализуется технология нейтрализации карбоновых кислот спиртами.

В результате молекулы эстеров имеют полярность, а значит, имеют уникальную возможность «прилипать» к поверхностям металлических деталей мотора.

Благодаря этому свойству синтетические эстеровые масла применяются без присадок, а значит, значительно сокращается количество нагара, осадков на элементах двигателя.

Особенности использования синтетического моторного масла

Преимущества синтетики на основе эстеров

  • По сравнению с другими видами синтетики эти масла меньше испаряются и угорают;
  • Жидкость образует очень прочную, надежную пленку для защиты мотора;
  • Эстеровая синтетика проявляет прекрасные моющие качества, иногда ее даже добавляют в другие продукты в качестве присадки для улучшения очищающих свойств жидкости.

Главным недостатком таких моторных масел можно считать высокую цену. Используются такие смазки ограничено, чаще всего, профессиональными водителями для техники, задействованной в авто- и мотоспорте. Для применения в нормальных условиях эстеровые масла тоже подходят.

Для массового потребителя производители удешевляют жидкости, смешивая гидрокрекинговую и ПАО-основу с эстерами.

Синтетические моторные масла ZIC: отличия и достоинства

Под данным брендом представлена продукция производителя из Южной Кореи – корпорации Lubricants. Уже более 20 лет эта организация, специализирующаяся на добыче и переработке нефти, производит смазочные жидкости для автомобилей и техники.

Основой всех моторных масел является уникальная базовая жидкость YUBASE. Современные разработки компании обязательно учитывают последние тенденции автомобильной индустрии и отвечают требованиям экологичности, экономичности и эффективности.

Как отмечается многими автовладельцами, синтетика для моторов от ЗИК отличается прекрасной вязкостью. В состав добавляются сбалансированные присадки, а большинство масел может считаться всесезонными.

Синтетические моторные масла ЗИК могут применяться для любых двигателей: бензиновых, дизельных, газовых, с турбонаддувом и без, с системой дополнительной фильтрации отработанных газов. Подходят для новых и устаревших моделей машин европейского, корейского, американского, японского производства. Моторные масла для двигателей ZIC имеют сертификаты и допуски API, ACEA, ISLAC.

Преимущества синтетики от ZIC

  1. Масла имеют очень низкий показатель трения. Благодаря антифрикционным компонентам все детали мотора получают надежную защиту. Прочная пленка обволакивает каждый элемент, делая работу ДВС более эффективной.

    Для водителя это выражается в улучшенных показателях динамики и мощности, в экономии топлива.

  2. Синтетические моторные масла ЗИК делают езду в автомобиле более комфортной. Смазка убирает посторонние звуки и вибрации, работа агрегата становится ровной, мягкой, плавной. Снижается общий уровень шума.

  3. Моторные масла ЗИК практически не испаряются. Двигатель практически не расходует такую синтетику. Уменьшается количество отложений в механизме, не требуется большой объем жидкости для доливки в периодах между заменами.

  4. Южнокорейская корпорация славится не только современными разработками в области автохимии, но и внимательным и ответственным подходом к производству. Все моторные масла проходят тщательную проверку экспертами, лабораторные испытания.

  5. Синтетические масла ZIC характеризуются длительным сроком эксплуатации. При определенных условиях можно увеличить интервал замены жидкости, она при этом сохранит все свои смазывающие и защитные свойства.

Правила выбора синтетического моторного масла

  • Масло должно быть рекомендовано для марки и модели вашего автомобиля. Перед покупкой ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации и подбирайте жидкость с учетом указанных параметров вязкости. Свойства и качества моторного масла должны соответствовать советам производителей.
  • Не забудьте уточнить температурный диапазон эксплуатации выбранного масла. Убедитесь, что он подходит для климата в вашем регионе.
  • Перед заливкой синтетики лучше залить в двигатель минеральное и полусинтетическое моторное масло. Это будет своеобразный период подготовки агрегата.
  • Всегда подбирайте жидкость с учетом финансовых возможностей. Нет необходимости покупать дорогое ПАО-синтетическое или эстеровое моторное масло. Учтите, что может потребоваться доливка, да и в последующем вам неоднократно придется производить замену, особенно часто, если вы много передвигаетесь на автомобиле. Для обычного городского цикла будет достаточно гидрокрекингового масла, которое сейчас практически не уступает на 100% синтетическим составам.

Можно ли смешивать разные виды масел?

Использовать одновременно любые отличающиеся жидкости крайне не рекомендуется. Доливать в мотор нужно только то масло, которое уже находится внутри. Это связано с тем, что разные жидкости имеют свои особенности состава, и реакция присадок может быть непредсказуемой. Поэтому смешивание масел – крайняя мера, к которой следует прибегать, только если нет иного выхода.

Оптимальную совместимость имеют моторные масла одного производителя. Даже если вы берете синтетику и полусинтетику одного бренда, это будет лучше, чем приобретать жидкость того же типа, но другой марки. Изготовленные на одном производстве смазки будут иметь одинаковую базу и химическую структуру присадок, а значит, негативных последствий будет меньше.

Переход от одного производителя к другому нужно осуществлять плавно, так как в моторе обычно остается порядка 5-10% жидкости, и при заливке новой этот остаток может реагировать с ней. Эти циклы замены следует сократить и заполнять агрегат свежим маслом чаще обычного.

Когда рекомендуется проводить промывку мотора:

  • Если производится смена марки или производителя масла;
  • Если вы меняете вязкость или тип (синтетику на «минералку» или наоборот);
  • Если есть подозрения, что в мотор проникла посторонняя жидкость – антифриз, топливо;
  • Если вы замечаете, что используемое в настоящий момент моторное масло плохо влияет на работу ДВС;
  • Если в ходе ремонта осуществлялось вскрытие главного блока цилиндров (ГБЦ);
  • Если вы недавно приобрели машину и не знаете точно, когда последний раз менялась смазка.

Выводы: почему стоит выбирать синтетическое масло?

Этот тип смазочных материалов считается лучшим на современном рынке автохимии. По своим свойствам оно лидирует, выгодно выделяется на фоне полусинтетики и минеральных масел.

При производстве синтетических составов нефть проходит многоступенчатую обработку самыми технологичными методами, в результате продукт имеет прогнозируемые свойства.

Он характеризуется отсутствием осадка, нагара, прекрасными защитными свойствами и отличной способностью к снижению трения. Оно имеет долгий срок службы, причем сохраняет свою эффективность в течение всего цикла.

Очевидно, что пользу синтетическое масло будет приносить только тогда, когда оно подобрано с учетом специфических особенностей мотора. Поэтому для получения наилучшего результата обращайтесь к профессионалам, которые смогут порекомендовать вам оптимальный продукт за обоснованную цену.

Назад

Синтетическое моторное масло — особенности использования

2013-03-17 00:00:00

Из названия статьи понятно, что минеральное моторное масло — продукт натуральный, получен из нефти, в то время как синтетическое моторное масло – продукт синтеза. Чем же была вызвана необходимость совершения такого синтеза, и для чего вообще нужно было изготавливать синтетику? Причина скрыта в том, что любой агрегат или другими словами двигатель работает в очень нестабильных условиях. При работе он подвергается различным воздействиям: остывает при остановке, прогревается во время запуска, и в момент непосредственной эксплуатации, воздействия на двигатель также различаются. Меняется рабочая температура, обороты, которые совершает механизм за минуту, скорость трения и так далее. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для безукоризненной работы двигателя нужно такое моторное масло, в котором сочетались бы все необходимые характеристики и свойства, и они оставались неизменными при всех оказывающих воздействие факторах. Но эта задача остаётся практически неразрешимой, так как при остывании жидкие субстанции густеют, а при увеличении температуры перегреваются.

Итак, на одном из этапов развития двигателей внутреннего сгорания встал вопрос о том, что нужно создать моторное масло с такими свойствами, чтобы все вышеперечисленные факторы оказывали наименьшее влияние на износ двигателя. Однако минеральная составляющая масла уж очень сильно ограничивает такого рода стабильность.

Впоследствии учёными, путём длительного расчёта формул и синтеза молекул, была получена основа, которая была подвержена влиянию негативных факторов окружающей среды намного меньше, и имела свойства, которые помогали ей выдержать длительную эксплуатацию.

Изначально синтетическое моторное масло применяли в авиации, из-за необходимости старта агрегатов при температурах значительно ниже нулевой отметки (-40 градусов и ниже). Минеральное машинное масло просто-напросто замерзало при таких условиях.

В те времена цена на синтетическое моторное масло была очень велика, что замедляло массовое применение, например в двигателях автомобилей. Однако, с течением времени синтетическое масло становилось доступнее и дешевле для производства, и вскоре начало применяться в автопромышленности.

Какое из моторных масел лучше? Минеральные или синтетические моторные масла?

Главным отличием данных смазочных материалов при эксплуатации заключается в более высоком уровне стабильности синтетического моторного масла. Его свойства и эксплуатационные характеристики при различных температурных режимах остаются гораздо более стабильными, в отличии от свойств минерального масла.

Для рядового автолюбителя, из этого заявления можно сделать три вывода.

Во-первых – синтетическое машинное масло гораздо меньше подвержено температурному влиянию. Во-вторых – синтетика дольше минерального сохраняет свои положительные свойства при длительной эксплуатации.В-третьих – такие обязательные параметры моторного масла, как например вязкость, невозможно реализовать в полной мере на минеральном моторном масле.

При эксплуатации автомобиля, владельцам стоит помнить, что не всегда использовать синтетическое моторное масло является необходимым. Можно провести простую аналогию.

Все знают, что платина имеет куда лучшие свойства проводимости тока чем медь, однако это не значит, что в вашей домашней проводке использована платина, поскольку свойств той же меди с лихвой хватает для работы всех бытовых приборов. Т.е. минеральное масло пока еще рано списывать со счетов.

Однако есть такие случаи, когда синтетическое моторное масло использовать просто противопоказано. Ярким примером такого рода является его использование для подержанных автомобилей с большим пробегом.

Поэтому, если регионе, где эксплуатируется автомобиль, нет резких падений температур, до например -15 -25 градусов, то острая необходимость в использовании синтетики отсутствует. Если же конечно все другие параметры моторного масла подходят для вашего автомобиля. Минеральное масло и масляные фильтры соотвественно следует менять чаще, чем синтетическое.

Следующий материал

Предыдущие материалы

Синтетические моторные масла

Синтетические моторные масла изготавливают на основе базовых масел высокого качества с добавлением эффективного пакета присадок. Смазочные материалы этой группы используются в современных двигателях, в том числе в сложных условиях эксплуатации.

Виды синтетических моторных масел по способу производства

Смазочные материалы различаются между собой по составу, который во многом зависит от технологии производства. В отличие от минеральных масел, которые получают перегонкой сырых нефтепродуктов, синтетику изготавливают методом направленного органического синтеза.

В процессе производства получают максимально однородный молекулярный состав для повышения эксплуатационных свойств масла. Сложность технологии определяет высокую цену продукции. Стоимость синтетического моторного масла может быть в несколько раз выше, чем у минерального.

Гидрокрекинговое масло (НС-синтетика). Тяжелую нефтяную основу материала подвергают гидрообработке и глубокой очистке. Происходят изменения на молекулярном уровне: исчезают кристаллические структуры, макромолекулы разбиваются на более мелкие звенья.

Химические примеси не удаляют из базового масла, а модифицируют, получая вещества с заданными свойствами. Повышается термическая стабильность, улучшаются другие эксплуатационные качества, снижется содержание серы и увеличивается индекс вязкости.

Пакет присадок помогает получить продукт с необходимыми характеристиками.

Полиальфаолефиновое масло (ПАО, Full Synthetic). Продукт производят по сложной многоэтапной технологии направленного синтеза в реакторах. В качестве сырья используют короткие мономеры.

Сначала базовую смесь подвергают олигомеризации (создают длинные молекулярные цепочки), затем двойной дистилляции (очистке), гидрогенизации на катализаторах (избавляются от нестабильных двойных связей, насыщая их водородом).

Смазочные материалы ПАО по сравнению с гидрокрекинговыми имеют более однородный состав, низкую испаряемость. Увеличивается интервал замены масла при сохранении высоких характеристик.

Эстеровые масла. Основа смазочных материалов – сложные эфиры растительного происхождения. Это уникальная группа масел, которые производят методом этерификации спиртов и карбоновых кислот.

Получаются полярные молекулы с избыточной электронной плотностью околокислородных атомов. Отрицательно заряженные концы частиц притягиваются к металлическим поверхностям деталей двигателя и создают стабильную пленку.

Эстеровые масла в высокой степени экологичные, обладают хорошими низкотемпературными, диспергирующими свойствами, но имеют высокую цену.

Существует также гликолевая синтетика. Это высокоэффективные моторные масла с отличными низкотемпературными свойствами, но они несовместимы с маслами другого типа. Поэтому материалы на основе гликолей практически не выпускают в настоящее время.

Виды присадок для синтетических масел

Вязкостно-загущающие. Добавки повышают индекс вязкости масла. Модифицированное масло получает более широкий температурный диапазон эксплуатации, показатель текучести становится стабильнее.

Антиокислительные. Группа ингибиторов останавливает или замедляет окислительные процессы в смазочном материале. Масло контактирует с кислородом воздуха, металлическими поверхностями деталей двигателя с сохранением основных характеристик.

Антикоррозионные. Присадки замедляют окисление металлических поверхностей. Они образуют на деталях защитную пленку и нейтрализуют кислоты в процессе эксплуатации масла.

Моющие. Добавки предназначены для защиты термонагруженных зон двигателя от появления нагара.

Диспергирующие. Поверхностно-активные вещества с высокой растворяющей способностью. Они удаляют высокотемпературные отложения в двигателе, твердые загрязнения, переводят их во взвешенное состояние и не допускают образования осадка.

Сферы применения синтетических моторных масел

Синтетические масла используют в современных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, с турбонаддувом и без него, с системой нейтрализации отработавших газов, с сажевыми фильтрами.

Применение синтетики рекомендуют почти все производители автомобилей бизнес-класса. Ограничено использование масел в двигателях устаревших модификаций с большим пробегом. Улучшенные характеристики синтетических масел способствуют быстрому растворению отложений, нагара.

Загрязнения отрываются от поверхности крупными частицами и засоряют смазочную систему.

Преимущества синтетических масел

Высокий индекс вязкости. Этот параметр характеризует стабильность свойств масла. Вязкость измеряют при разных температурах и устанавливают ее изменения, определяя индекс.

Чем выше полученное число, тем меньше характеристики масла подвержены колебаниям.

Материалы с высоким индексом вязкости имеют широкий температурный диапазон применения, обеспечивают стабильную толщину пленки в условиях экстремального нагрева и охлаждения, снижают износ деталей двигателя.

Низкая температура застывания. Параметр определяет момент резкого увеличения вязкостных характеристик масла вплоть до полной потери текучести. Температура застывания обусловлена наличием в жидкости парафинов нормального строения. При охлаждении они кристаллизуются, полностью или частично закупоривая маслопровод.

В хорошем синтетическом масле парафины нормального строения удалены или химически трансформированы в разветвленную структуру для однородности состава жидкости. Для снижения температуры застывания в материалы также вводят присадки. В результате смазка сохраняет текучесть при охлаждении.

Обеспечено быстрое поступление масла в двигатель при холодном запуске.

Низкая испаряемость. В процессе эксплуатации происходят естественные потери масла. Оно испаряется, уменьшается его объем, увеличивается концентрация загрязняющих веществ. Приходится периодически доливать масло, чтобы защитить мотор от преждевременного износа. Такая характеристика синтетического масла, как низкая испаряемость, повышает его эффективность и сокращает расходы на доливку.

Низкий коэффициент трения. Смазочный материал создает на поверхности соприкасающихся деталей масляную пленку. Она предотвращает непосредственное трение элементов конструкции, обеспечивая расчетную мощность, КПД двигателя, сокращая расход топлива и увеличивая ресурс узла. Чем ниже коэффициент трения, тем лучше скольжение и меньше нагрев.

Синтетические моторные масла Sintec

Компания «Обнинскоргсинтез» разрабатывает рецептуры и производит современные смазочные материалы, соответствующие мировым стандартам.

В нашей линейке масел для моторов синтетика представлена серией Platinum. Продукция изготавливается на основе высококачественного сырья.

Для модификации мы используем пакеты присадок от ведущих производителей. Преимущества синтетических моторных масел Sintec Platinum:

  • улучшенные антифрикционные, антиокислительные свойства, высокая текучесть и термостабильность за счет использования технологии High Performance System;
  • повышенная защита двигателя от износа и коррозии благодаря Engine Safety System;
  • высокая моющая способность, устранение микроповреждений внутренних поверхностей двигателя благодаря Active Repair System.

Эксплуатация масел Sintec обеспечивает снижение расхода масла на угар, сокращение расхода топлива, легкий запуск моторов при низкой температуре и эффективную работу системы нейтрализации отработанных газов.

Купите синтетическое моторное масло от производителя

Чтобы заказать смазочные материалы Sintec, позвоните нам или оставьте заявку на сайте. Возможны поставки в любой регион РФ. На все материалы мы предоставляем сертификаты соответствия. Адреса розничных точек продаж представлены в разделе «Где купить».

Популярные вопросы о синтетических моторных маслах

Можно ли использовать синтетику после масла на минеральной основе?

С минерального на синтетическое масло можно перейти в любой момент, но предварительно рекомендуется очистить двигатель полнообъемной промывочной жидкостью.

Правда ли, что синтетика текучая и может просачиваться через уплотнители?

Не правда. Если двигатель исправен и сальники не изношены, масло не будет протекать. Следы масла часто появляются на моторах с пробегом, когда уплотнители теряют эластичность. Необходимо просто заменить их новыми.

Если производителем рекомендована одна марка масла, то использование другой марки автоматически снимает автомобиль с гарантии?

Чтобы сохранить гарантию, важно использовать масло, вязкость и температурные характеристики которого соответствуют рекомендациям производителя. Как правило, требования к марке не являются обязательными.

Также необходимо учитывать сезон, регион эксплуатации машины, соблюдать межсервисные интервалы. В линейке синтетических масел Sintec есть различные типы масел, соответствующих требованиям мировых автопроизводителей.

Масло быстро потемнело после заливки. Это некачественная синтетика?

Если масло меняет цвет, это может значить следующее:

  • в двигателе было много нагара и отложений, что особенно характерно для дизелей с пробегом;
  • эффективно работают моющие присадки, которые растворяют застарелые образования на деталях двигателя.

Если мотор новый, а масло потемнело – выбирайте продукцию другого производителя. Дешевые масла малоизвестных брендов часто бывают низкого качества. Также не стоит исключать плохое дизельное топливо. Оно содержит большое количество серы и сажи. В любом случае использование качественного синтетического масла известного производителя поможет защитить двигатель от преждевременного износа.

Можно ли смешивать синтетическое масло с полусинтетическим?

Крайне нежелательно смешивать масла разных видов. Даже если они имеют одинаковый класс вязкости, они содержат разные пакеты присадок, которые при контакте могут химически реагировать между собой.

Результаты реакции непредсказуемые: от образования осадка, вспенивания до коррозионного воздействия на детали двигателя. Некоторые производители указывают допуски для смешения синтетического масла с другими, но если таких рекомендаций нет, лучше воздержаться.

В ситуации, когда необходимо долить масло в систему, но материал закончился, лучше полностью заменить жидкость.

Моторные масла: технические особенности

Моторные масла – жидкие смазочные материалы, предназначенные для использования в автомобиле. Моторные масла играют важную роль в двигателе внутреннего сгорания (ДВС), обеспечивая его работоспособность и защиту.

То, что двигателю жизненно необходима смазка, понимал еще отец-основатель ДВС Этьенн Ленуар. Все попытки Ленуара и его последователей создать конструкцию, не предусматривающую использование масла и охлаждающей жидкости, окончились неудачей. И лишь после доработки конструкции ситуация изменилась.

Главная задача моторного масла – формировать защитную пленку на металлических поверхностях, снижая трение и предотвращая задиры соприкасающихся элементов.

Смазывание уменьшает износ и внутреннюю рабочую температуру. Отсутствие масла в двигателе приводит к заклиниванию поршней и выходу из строя мотора. Помимо смазывания у масла есть и другие задачи: удаление отработанных продуктов (стружка, элементы несгоревшего топлива) с рабочих поверхностей, охлаждение элементов двигателя, антикоррозионная защита.

Автомобильные масла работают в сложных условиях: механические и тепловые нагрузки, агрессивное воздействие кислорода и прочих газов, топлива, продуктов сгорания топлива. Таким образом, современное моторное масло должно соответствовать высоким требованиям качества и экологической безопасности.

Состав моторного масла

Современное моторное масло состоит из двух частей: основа (базовое масло) и пакет присадок. Вязкостно-температурные свойства масла зависят от химического состава основы. Присадки же выполняют функцию дополнения, усовершенствования показателей моторного масла. В частности, они отвечают за моющие, антикоррозионные свойства масла.

C помощью присадок можно повысить качество масла, даже если оно изначально произведено не из лучшей основы.

Базовая основа – составляет 70–80% моторного масла, оставшаяся часть – 20–30% — содержание присадок. Однако, со временем состав меняется. Продолжительная эксплуатация, тяжелые нагрузки разрушают присадки, и после того как масло вырабатывает свой рабочий ресурс на 50-60 %, его показатели начинают определяться составом основы.

Базовые масла (основа) могут быть:

  • минеральными (производятся из очищенной нефти (продукт перегонки нефти))
  • синтетическими (производятся благодаря каталитическому синтезу из газов)
  • полусинтетическими (комбинация минеральных и синтетических (не менее 25 %!) базовых масел; такие базовые масла отличаются более высокими качествами чем минеральные, но уступают синтетическим)

Присадки

В моторном масле основа отвечает за смазывающие свойства, а специальный пакет присадок обеспечивает продукту прочие качества. Присадки могут быть модифицирующими (изменяют свойства масел), для защиты механизмов и для защиты самого масла. Их количество может достигать 20-25% от объема.

С течением времени присадки вырабатывают свой ресурс и разрушаются. Следует отметить, что современное моторное масло уже содержит весь пакет необходимых присадок, так что нежелательно в него заливать различные «чудодейственные» средства и добавки.

Типы присадок:

  • Вязкостно-загущающие присадки. Позволяют маслу изменять макромолекулы полимеров исходя из температуры. Благодаря этому, при повышении температуры масло сохраняет вязкость, не становясь слишком жидким. Если масло содержит до 10% вязкостных присадок, то его называют загущенным. Варьируя количество вязкостно-загущающих присадок можно создавать масла, обладающие разной вязкостью. Чем больше вязкость, тем меньше нужно добавлять присадок. Современные научные разработки позволяют создавать моторные масла с небольшим вязкостным диапазоном. Это экономит топливо и снижает нагарообразование.
  • Моющие присадки (детергенты, дисперсанты). Добавление моющих присадок в масло предотвращает лако- и нагарообразование в двигателе. Принцип действия таких присадок описан в самом названии: они смывают продукты окисления и выносят их к фильтру, дробя крупные частицы на мелкие. Детергенты действуют так же как и бытовые моющие средства, нейтрализуя кислоты и обеспечивая антикоррозионную защиту. Дисперсанты растворяют частицы грязи и в дальнейшем поддерживают их в растворенном виде, препятствуя образованию отложений в жиклерах, на внутренних поверхностях двигателя. Действие моющих присадок легко увидеть через некоторое время после заливки масла. Для этого нужно проверить состояние свежего масла – оно потемнеет. Но это не повод для паники, это лишь означает, что моющие добавки смыли грязь и поддерживают ее в мелкодисперсном состоянии, не давая ей осесть на двигателе.
  • Противоизносные присадки. Снижают износ пар трения двигателя.  Противоизносные присадки  проникают в труднодоступные металлические поверхности, абсорбируются и вступают в химическую реакцию с металлом. При этом формируется специальная защитная пленка.
  • Ингибиторы окисления (антиокислительные присадки). Присадки, защищающие само масло в процессе работы. Дело в том, что моторное масло работает в тяжелых условиях: высокие температуры, действие газов (кислород, азотные соединения), из-за чего происходит окисление масла, ослабление и разрушение присадок. Благодаря противоокислительным присадкам, окисление масел протекает медленнее. Присадки при нагревании вступают в химическую реакцию с окисляющими веществами.
  • Ингибиторы коррозии и ржавления. Защищают внутренние поверхности двигателя от коррозии и окислительных процессов. Формируют защитную пленку и нейтрализуют кислоты. Принцип действия схож с противоокислительными присадками, но в отличии от них, защищают не само масло, а металлические поверхности двигателя.
  • Антипенные присадки. Препятствуют образованию пены в процессе эксплуатации двигателя (движения коленвала вызывает пенообразование масла в картере). Пена образуется при взаимодействии масла с воздухом и сильно вредит смазывающим свойствам масла, приводя к интенсивному изнашиванию и ухудшению охлаждающих качеств. Содержание противопенных присадок в масле крайне мало, но они выполняют очень важную функцию, разрушая воздушные пузырьки.
  • Модификаторы трения. Данный тип присадок снижает трение между соприкасающимися поверхностями для получения энергосберегающих масел. Известными модификаторами трения являются графит и дисульфид молибдена. Однако, в современных моторных маслах их использование затруднено в силу нерастворимости. В роли модификаторов трения применяются эфиры жирных кислот – они хорошо растворяются в маслах, имеют высокую адгезию к металлическим элементам, уменьшают трение.

Основные характеристики моторных масел

  • Вязкость. Один из главных показателей масла. Моторное масло изменяет вязкость исходя из температуры – чем она ниже, тем гуще становится масло и, напротив, при повышении температуры вязкость должна уменьшаться. Качественное масло должно обеспечивать бесперебойную работу двигателя как в зимних условиях (холодный пуск двигателя), так и при высоких температурах. В первом случае масло не должно иметь низкую вязкость, чтобы стартер мог провернуть коленвал, а во втором масло должно иметь подходящую вязкость для формирования защитной масляной пленки между парами трения.
  • Температура вспышки. Эта характеристика показывает степень испаряемости масла при работе. Качественные моторные масла имеют температуру вспышки выше 225°С. Если в масле присутствуют легкоиспаряющиеся фракции, то в процессе эксплуатации они быстро выгорят, что приведет к повышенному расходу.
  • Температура застывания. Это температурная отметка, при которой масло утрачивает текучесть. Температура застывания указывает на момент повышения вязкости при отрицательных температурах, приводящий к тому, что масло отвердевает.
  • Щелочное число (TBN). Указывает на общий показатель щелочности масла. Щелочными свойствами обладают моющие и диспергирующие присадки. Высокое щелочное число означает свойство масла препятствовать образованию отложений и нейтрализовывать агрессивное действие кислот, образующихся при работе двигателя. Щелочное число (TBN) моторных масел – 8-9 единиц, масел для дизельных двигателей – 11-14. В процессе эксплуатации показатель TBN снижается, нейтрализующие свойства сходят на нет.
  • Кислотное число (TAN). Определяет содержание в моторном масле продуктов окисления. Чем этот показатель ниже – тем лучше для масла и двигателя. Увеличение кислотного числа указывает на окислительные процессы, что происходит из-за повышения содержания в составе кислых продуктов сгорания топлива. Это означает, что масло работает уже достаточно долго.

Классификация масел

Прошло уже более полутора веков с момента изобретения двигателя внутреннего сгорания. С тех пор увидели свет множество автомобилей, двигателей разного типа и смазочных материалов для них. Чтобы ориентироваться в мире моторных масел для различного типа двигателей, разработаны специальные системы классификации:

  • API – Американский Институт Нефти (American Petroleum Institute),
  • ILSAC – Международный комитет стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee),
  • ACEA – Ассоциация Производителей Автомобилей Европы  (Association des Cunstructeurs Europeens d’Automobiles). 

Согласно каждой из этих систем моторные масла делятся на ряды и категории в зависимости от уровня качества и предназначения. Перечень рядов и категорий установлен национальными и международными организациями нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей.

Кроме того, действуют и требования (спецификации) автопроизводителей. Сегодня в мире есть одна официально признанная система классификации моторных масел — спецификация SAE J300.

SAE – Society of Automotive Engineers (Общество Автомобильных инженеров).

Классификация SAE делит моторные масла на 12 классов вязкости от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 летних (10, 20, 30, 40, 50, 60).

Вязкость масла определяется при условиях, приближенных к реальным. Литера W указывает на слово «winter» — «зимний», т.е. что масло подходит для эксплуатации при низкой температуре. Спецификация масел по SAE дает потребителю информацию о температуре застывания масла. «Зимний» индекс показывает температурную отметку, до которой можно применять масло.

  • Летнее масло обозначается числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
  • Всесезонное масло –  комбинация летнего-зимнего вида (пример: SAE 5W30, SAE 10W40).

Высоковязкостные летние масла предназначены для работы в теплое время года. Они обеспечивают качественное смазывание двигателя в весенне-летний период, однако с наступлением холодов летние масла загустевают. Автолюбитель чувствует это, когда у него появляются проблемы с пуском двигателя.

Зимние масла имеют малую вязкость и рекомендованы для применения при отрицательных температурах. Но в летний период они не могут надежно защищать двигатель. По этой причине в настоящее время наиболее популярны среди автолюбителей всесезонные масла, пригодные для «летней» и «зимней» эксплуатации. Маркируются такие масла комбинацией зимнего и летнего ряда: 5W-30, 10W-40.

Кратко о…

…минеральном моторном масле

Является продуктом перегонки нефти. Наиболее дешевый вид моторных масел по сравнению с синтетическим и полусинтетическим маслами. Отличается меньшей химической стабильностью, низкой окислительной стойкостью и высокой испаряемостью из-за присутствия в составе молекул разной длины и структуры.

Минеральное моторное масло имеет частый интервал замены и более короткий срок службы по сравнению с другими типами масел. К минеральному базовому маслу добавляются присадки, направленные на улучшение технических свойств минерального масла.

Пакет присадок позволяет «подтянуть» общее качество масла, придав «минералке» моющие, антикоррозионные и противоизносные свойства. В целом, минеральные масла проигрывают «синтетике» и «полусинтетике». Слабая окислительная стойкость и высокая испаряемость обуславливают небольшой срок службы «минералки».

  Использовать минеральное масло рекомендовано на старых моделях автомобилей и автомобилях со сроком эксплуатации свыше 10 лет.

Примеры минеральных моторных масел: G-Energy Expert G 20W-50, Gazpromneft Super 10W-30 API SG/CD.

…синтетическом моторном масле

Синтетическое моторное масло производится из синтетических базовых масел, полученных благодаря химическому синтезу, глубокой переработке нефти или иным процессам, благодаря которым достигается высокая однородность молекул, что не может быть достигнуто в результате обычной переработки нефти. Это позволяет синтетическому маслу демонстрировать высокие результаты в тяжелых рабочих условиях. Синтетические моторные масла отличаются высоким уровнем защиты при отрицательных температурах (безотказный холодный пуск двигателя) и высоким верхним пределом рабочих температур, малым расходом масла на угар, крайне низким нагароотложением. Помимо этого, «синтетика» имеет хорошие антиокислительные показатели, малую испаряемость. Синтетические моторные масла более текучи, чем минеральные, что позволяет им экономить топливо и лучше охлаждать двигатель.

Примеры синтетических моторных масел: Gazpromneft Premium 5W-40 API SM/CF, G-Energy F Synth 0W-40.

…полусинтетическом моторном масле

Полусинтетические моторные масла являются смесью минеральных и синтетических базовых масел. Процентное содержание «синтетики» может составлять 30-35%, хотя специальных требований относительно количественного содержания синтетических базовых масел нет.

По своим техническим показателям полусинтетическое масло находится между «минералкой» и «синтетикой», сочетая достаточно хорошие эксплуатационные свойства и доступную стоимость. Вязкостно-температурные свойства полусинтетических масел превосходят свойства минеральных масел, но уступают синтетическим маслам.

Тем не менее, полусинтетика хорошо себя проявляет в умеренных рабочих условиях и средних нагрузках. Использование полусинтетики в б/у автомобилях, автомобилях средней ценовой категории вполне оправдано.

Примеры полусинтетических моторных масел: Gazpromneft Premium 10W-40 API SL/CF, G-Energy Expert L 5W-30.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *