Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Я давно подумывал о таком полезном (хотя тогда еще не представлял о всех его возможностях) гаджете в машину, как рация. В моем обывательском представлении рация это что то романтическо-увесилительное, но на что требовалось разрешения, согласования и тд. По всей видимости так оно и было раньше, но не сейчас. Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?
Весной мне в голову снова закралась мысль о радиопередатчике в машину, когда посмотрел какое то очередное видео с Youtube, где на регистраторе были слышны звуки радиоэфира. Я был абсолютно не в теме, думаю как и многие кто сейчас начинают читать этот пост.
Открыл интернет и полез искать законодательное регулирование радио частот, что нужно чтобы установить рацию, получить разрешение и тп. Какого же было мое удивление, когда я узнал что существует так называемый Гражданский диапазон (CB, Си-Би) на который КАК РАЗ в конце прошлого года ОТМЕНИЛИ обязательную регистрацию. То есть можно просто купить рацию этого диапазона и пользоваться.

Что такое Си-Би можно почитать в Википедии

«Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе.» Кроме Си-Би так же есть и LPD радиостанции не требующие регистрации с определенной мощностью. Такими как правило пользуются охранные предприятия, персонал в торговых центрах, рабочие на стройках. Но поскольку я пока ни разу не применял их и не изучал, то оставим их пока в покое. Чаще всего такие рации имеют весьма ограниченный радиус действия, но есть и исключения, тут уже нужно разбираться в теме более глубоко. Лично я очень много времени потратил на понимание вопроса различия радио частот, так как они используют разную аппаратуру и между собой не перекликаются. Если вы хотите рацию в автомобиль, и нужна она вам для общения в канале дальнобойщиков то ваш выбор однозначно только Си-Би. LPD лучше подходят для городских условий ив купе с ретрансляторами обладают хорошей дальностью, но для этого нужны ретрансляторы в городе, ну и с дальнобойщиками уже не Еще LPD могут быть нелегальны в некоторых странах (например, в Финляндии — актуально для жителей Питера)

Вернемся к Си-Би.

И так, теперь все было просто. Нужно было выбрать рацию, при этом ничего в них не понимая. Тут мне очень помог следующий ресурс: http://forum.ci-bi.ru/

Это замечательный форум, где если покопаться и найти нужные статьи вы детально поймете что такое рации, как их устанавливать, какие выбрать. На данный момент форум почему то перегружен, поэтому не могу дать прямые ссылки на статьи что заслуживают внимания.

Главное что я вынес с форума,это то что новичку в радио-деле следует приобрести ПРОСТУЮ, НАДЕЖНУЮ, ПРОВЕРЕННУЮ, НЕДОРОГУЮ рацию MegaJet 300 (в Екатеринбурге я приобрел ее в магазине Tron) Мое представление о заоблачных ценах на рации разбилось о ценник в 2300руб (цена весной, сейчас чуть другая).

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?
Как позже выяснил это наиболее популярный магазин среди радиолюбителей Екатеринбурга. Цены неплохие. Ничего не рекламирую, говорю, что и где покупал сам. Более дорогие рации уже дело вкуса, смотря что вам в ней надо иметь, но новичку нужно сначала понять что такое рация и дешевый вариант MJ-300 как ни что лучше подходит для этого. Все пишут, что эта рация практически не ломается. Кстати забыл упомянуть, что разрешенными рациями в Си-Би диапазоне являются только радейки мощностью до 10Вт. Тем не менее некоторые имеют мощность и 20Вт, но никто проверять не будет, на это закрывают глаза. Но если вы захотите поставит в машину усилитель радиосигнала, мощность которого уже сотни Вт, это уже требует согласования с радиочастотными центрами и получение разрешений.

Но рация это не самый важный элемент в общении на дистанции. Самый важный это антенна. Я как новичок этого не понимал, хотя и читал в каждом посту, что «какую антенну вы поставите так и будете общаться», кроме того не совсем понимал буду ли я пользоваться рацией или нет в дальнейшем, поэтому экономил на всем. Первая моя антенна была 1С100 Ну очень дешевый вариант.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?Вообще антенны бывают трех типов крепления. На магните:
Плюс в том что ее просто крепить, легко поставить в геометрический центр крыши авто (что предпочтительнее) и всегда можно снять. На этом пожалуй плюсы заканчиваются. Так как корпус автомобиля так же является проводником и естественным усилителем радиосигнала, то идеальный вариант когда контакт антенны идет через металлические поверхности, а не через магнит, еще может чисто эстетически не нравится провод от антенны в центре крыши к уплотнителям в дверях или стеклах. Ну и магнитные антенны хочешь не хочешь, но потихоньку царапают поверхность на которую установлены. На креплении:
Как правило крепятся за водосток или другие детали автомобиля (бампер, задняя дверь и тд). Тут все зависит от самого крепежа. Он кстати не дешев, даже за простую железку берут 350р, а если хотите крепеж с поворотными механизмами уже около 700руб. Про автоматические дистанционного управления я уже не говорю, это такая редкость, что и не найти, ну и цена наверное в десятки раз выше.
Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?
Плюсы антенны на креплении в усилении радиосигнала за счет контакта с корпусом, установка в удобное место, не страдает лакокрасочное покрытие, антенну сложнее украсть, провод торчит минимально. В минусы отнесу то что ее быстро не снять, она не находится на геометрическом центре крыши. Врезная:
Тут все плюсы предыдущих вариантов. И стоит где надо, и контакт с корпусом авто максимальный, и проводов не видно. Ну а минус понятен: не всякий решится резать крышу, ну и делать уже такую установку самостоятельно крайне затруднительно.
Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать? Новички как правило выбирают из первых двух вариантов. Я выбрал изначально первый, вдруг это вся затея с рацией мне надоест через месяц и я выкину все)))
Забегаю вперед скажу что антенна это действительно не очень, но все таки она практически ничего не стоила, так что не жалко и для обучения пойдет.

Итак я приобрел MJ-300 + 1C100 тут же заказал установку и зря выкинул 600рублей. Протащить так провод от антенный в салон и по салону я и сам бы мог, а настройка самой антенны как позже выяснилось была некачественной.

Про настройку антенны скажу отдельно. Есть такой прибор: измеритель КСВ (Кэфициент стоячей волны)

Любую антенну нужно «настроить». Процесс настройки бывает разный и тут лучше обратится к более опытным товарищам. В целом если объяснить на пальцах, то настраивается длинна антенны, так чтобы КСВ был равен или близок к единице. т. е. Сама антенна выдвигается или задвигается на пару миллиметров. Но бывают и сложные случаи, когда приходится проводить сложные манипуляции чтобы нарастить блину и нещадно резать антенну чтобы ее укоротить. Так было в моем случае. В большинстве городов есть радиоклубы или объединения людей любителей пообщаться по радиоволнам. В Екатеринбурге есть Авторадиоклуб. Они проводят встречи каждый четверг и я сразу туда и явился. У ребят всегда с собой КСВ-метры и всегда готовы помочь настроить антенну. Мне срезали с нее сантиметров 5 прежде чем она дала наконец нужный сигнал. Почему антенну нужно настраивать. Потому что от этого зависит качество передачи и приема. Вы же хотите чтобы вас было лучше слышно и вы лучше слышали других? Или вы хотите засорять эфир шумами? Выбор за вами. Или вы покупаете КСВ-метр за 500-1000руб и учитесь как настраивать самим, либо вы просите это сделать опытных радиолюбителей, как это сделал я. Саму рацию я установил слева от переднего пассажира, она не большая 138х40х125 мм, никому не мешает. Тут у вас есть выбор, либо запитать через прикуриватель либо напрямую к аккумулятору. Для первого вам необходимо при покупки попросить припаять прикуриватель на рацию, для второго сами решайте способны вы заниматься электрикой в своем авто или предоставите это профессионалам. ))
Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?Радиоэфир
Установив и настроив все оборудование, я стал счастливым обладателем радиостанции в машине. Что дальше то? Где общаться.

Конечно при покупке рации первой мыслью было общение с дальнобойщиками, но это за городом. Я узнал что в городе есть отдельный канал для общения авторадиоклуба http://www.autoradioclub.ru В каждом городе он свой. На этой частоте можно общаться практически со всеми кто использует рации в городе в диапазоне Си-Би. Для начала общения на этой частоте желательно зарегистрироваться у них на сайте и выбрать «позывной». Нет конечно можно не регистрироваться и конечно можно от балды себя назвать, но что если такой позывной уже есть или выбранный позывной неудачен? Выбираем позывной так чтобы он четко произносился, не был длинным, был разборчив и самое главное не повторялся и не был похож на чей то другой. Это облегчит общение и понимание в эфире.

Кстати мой позывной «Игрок». Будете в Екатеринбурге на 4ом канале Си-Би диапазона связывайтесь.

Вне города все как правило переключаются на 15 канал в АМ модуляции (но это уже тонкости, что вы освоите легко после покупки рации). Это канал в котором сидят ВСЕ дальнобойщики. Это идеальный канал для общения вне города, на трассе. Помню первые эмоции после того как я сказал в эфир «Здесь Игрок, нахожусь …… дайте оценочку сигнала. На приеме» и в ответ посыпались «Это…. нахожусь…. принимаю на пять», «на четыре» и тд Первые дни не общался только слушал, потом робко выходил в эфир. Первое время всем новеньким кажется что их не слышат ))) все время повторяют все по несколько раз, требуют подтверждения получения и тд. Но меня слышали, слышали неплохо. Кстати я стал радоваться пасмурной погоде. Почему? Потому что сигнал лучше, меньше шипения и тд. Общение в городе главным образом сводится к информированию по дорожной ситуации. Там то пробка, там то дорожные работы, там то стоят «зелененькие» или «машинка работает» — это про гибдд. Кто то запрашивает информацию по маршруту следования, кто то просто флудит. В эфире как правило люди взрослые, так что общение нормальное, флуда нет, школоты никакой. Все понимают что радиочастоту лишний раз засорять не надо. Через месяц мне представился случай опробовать рацию на трассе. Я поехал в пермский край, дорога в 200км как бы не располагала слушать музыку, поэтому рацию я выключил и тут же поплатился штрафом за превышение. Ну не понимал я как ей нужно пользоваться)) Далее я включил радейку и слушал эфир. На обратном пути я уже разобрался в общении с дальнобойщиками и знал КАЖДУЮ засаду ГИБДД. На 200км их набралось аж 7. Общение с дальнобойщиками как правило происходит без позывных, просто запрашиваешь обстановку или отвечаешь на такой же запрос. Например: «Два ноль два в сторону Перми работает машинка», значило что на трассе Екатеринбург — Пермь на 202ом километре стоял экипаж гибдд. В ответ как правило можно услышать «Спасибо у вас в направлении Кати далеко чисто». Забавно было узнать что Екатеринбург называют Катей))) Вот уже несколько месяцев катаюсь с радиостанцией и уже вошел во вкус. Естественное у радиолюбителя есть стремление улучшить качество связи и дистанцию. Как уже упоминал самым важным элементов в этом является антенна. Ее и решено было сменить пару недель назад. Тем более что у меня возникли проблемы. 1С100 перестала передавать и лишь принимала сигнал. Возможно отошел какой то контакт, но ввиду дешевизны сотки и желания проапгрейдить связь, я забил и решил поставить новую.

На этот раз решил сделать еще шаг вперед и поставить уже антенну с креплением. Выбирал между LEMM MAGNUM SUPERSTAR AT73 (1435руб), LEMM Turbo AT 2001 (1925руб), LEMM EAGLE AT 1000 (1365руб)

Все рекомендуют брать АТ2001, но она очень длинная, аж два метра и цена повыше. Мне очень не хотелось антенну такого размера, а среди АТ73 и АТ1000 взял то что было в наличии, а именно орла АТ 1000.
Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?
Уже имея опыт, я не стал заказывать установку и сам вполне легко установил все на авто минут за 15. Крепление взял простое за 350руб. Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?
Очень хорошо встало на заднюю дверь багажника. Когда поднимаю дверь, антенна стоит под таким углом что крыши не касается, боялся что будет задевать.
Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать? Тут же испытал и поразился на сколько же лучше стал прием и передача. Вот и вопрос лишних 700 рублей за антенну. 1С100 за 460руб конечно же говнецо по сравнению с антеннами за 1300руб и выше. Пока еще не настраивал, но качество приема и передачи у меня отличные, как будет время доберусь до авторадиоклуба чтобы мне настроили, вернее научили настраивать, а то КСВ-метр я тоже купил, не знаю зачем и не знаю пока как им пользоваться))) Я рассказал лишь свою историю общения с рациями. Историю новичка разобравшегося с нуля в этой теме. Конечно я сам еще много не знаю, но это и не требуется для простого общения в радиоэфире. Сложные вещи оставим продвинутым радиолюбителям, а пока все желающие вступить в наши ряды, рисуем простую схему в голове: Покупаем рацию MJ-300 или любую другую СиБи (27мГц) диапазона. От 2500р и выше
Покупаем антенну, выбрав способ крепления, для начала подойдут магнитки. Помним что от антенны зависит качество сигнала. Так что это именно то на что стоит потратится больше. От 500р и выше. Хорошие антенны стоят 1300-2000руб. Магнитку, антенну на креплении, рацию запитываемую в прикуриватель вы сможете установить самостоятельно, не стоит бояться и переплачивать.
Просим кого нибудь настроить антенну
Выбираем позывной
Узнаем каналы для общения в своем городе
и общаемся. Как может помочь рация в дороге смотрим здесь:

Читайте также:  Не откручивается масляный фильтр: как поступать в таком случае?

http://autokadabra.ru/shouts/52376

Полезные посты на эту тему:

http://autokadabra.ru/shouts/34791 Радиосвязь в автомобиле. Часть 1.

Рекомендации по выбору Си-Би радиостанций от radiochief.ru

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Эта небольшая обзорная статья отвечает на один конкретный вопрос, какую си-би радиостанцию лучше всего приобрести, чтобы потом не было мучительно больно за честно заработанные и впоследствии вложенные в хлам деньги, или как купить хорошую радиостанцию.

По сути, все, что здесь изложено, есть сухой остаток от чистой практики использования тех или иных радиостанций, отзывов клиентов и моего собственного мнения. Изложен мой опыт и виденье этого вопроса.

Все что вы прочтете ниже, это мои рассуждения, а в ходе повествования я постараюсь аргументировать свою позицию, почему это вот так, а не иначе. Если Вам лень читать кучу обзоров, сидеть анализировать и прикидывать, то надеюсь, что здесь я дам ответ на Ваш вопрос. Какую радиостанцию купить.

Большой обзор радиостанций можно прочитать вот тут. Там описаны самые ходовые модели с краткими ми. Здесь же небольшой обзор рынка тех станций, которые можно купить на каждом углу.

Собственно рекомендации эти написаны мной из-за постоянных вопросов вроде: «А что Вы порекомендуете для хорошей связи?». Ответ найдете ниже. Рекомендации актуальны на середину 2014 года.

Alan / Midland

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Если кратко, то новые Аланы, Мидланды покупать не рекомендуется. В целом, это не плохая техника, вернее была таковой лет 10 назад, но с течением времени компания CTE не предлагала совершенно ничего нового, за исключением, пожалуй, Midland 278 Plus. Эта единственная станция с автоматическим шумоподавителем.

У всех остальных есть только пороговый. Если у Вас уже есть такие станции на руках, то после небольшой доделки они способны вполне не плохо работать в 15 канале. Некоторые модели отличаются от прочих довольно широким частотным диапазоном, который, по большому счету, не нужен.

Почти у всех аланов не самая плохая модуляция «из коробки», за исключением, пожалуй Alan 100 Plus, и в общем-то вполне функциональный продуманный дизайн. Почти у всех моделей звук на прием довольно приятный.

Новые версии Alan 48 Plus, Alan 48 Excel, Alan 100 Plus, Midland 278 (Plus) выпускаются на современной элементной базе (SMD), однако все остальное осталось старое, так то, ручки регулировки на передней панели не отличаются надежностью, а сдвоенные при поломке найти довольно проблематично.

Почти у всех милдандов/аланов рано или поздно отказывает ГУН и станция теряет способность принимать и передавать, причем данный дефект проявляется даже при корректной эксплуатации.

Отдельного внимания заслуживает Midland 78 Plus, который, в последних версиях, (с полевым транзистором в выходном каскаде) отличает низкая надежность и множество схемотехнических ошибок. И хотя это наблюдается не во всех экземплярах, такой момент имеет место быть.  Если у Вас уже есть Alan/Midland то им, в общем-то, вполне можно пользоваться до тех пор, пока он не умрет своей смертью или с чьей либо помощью.

Резюме: На данный момент единственная современная станция в ряду Alan/Midland это Midland 278 Plus. Но объем работ по приведению этого чуда инженерной техники в порядок превышает все разумные пределы.

MegaJet / Yosan

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?Продукцию этих марок можно охарактеризовать так: Не все то золото, что блестит. Среди мегаджетов и йосанов встречаются как хорошие модели, так и откровенный хлам. Один только мегаджет насчитывает более 30 моделей. Yosan хоть и продается у нас на Российском рынке, марка эта имеет большую популярность за рубежом, в Казахстане, на Украине и в Европе. Если говорить о конкретных моделях, то из линейки мегаджетов, на данный момент заслуживают внимания всего несколько аппаратов, а именно: MJ-333, MJ-350 (Turbo), MJ-450 (Turbo), MJ-650 (Turbo), MJ-850. Видимо менеджеры РКК старались сделать станции на любой вкус и кошелек. И по большому счету из этого ряда можно даже выкинуть MJ-350 и MJ-450, поскольку MJ-350 от MJ-333 отличается  только наличием регулировки чувствительности приемника и функцией Dual Watch, а MJ-450 от MJ-650 отличается дизайном передней панели (убрали часть кнопок) и отсутствием не сильно важных функций (частотный/канальный режим и урезана память), в остальном, это тот же самый MJ-650. Что касается MJ-850, то это самая навороченная модель в ряду. Отличается она от MJ-650 различными фишечками-рюшечками, которые в реальной жизни не очень то нужны (вроде прямого ввода каналов и прочей ерунды). Статистика отказов по MJ-850 как показывает практика несколько высоковата. По статистике отказов, наиболее надежными оказались MJ-333 и MJ-650. Остальные станции, хоть и продаются на рынке, заслуживают гораздо меньшего внимания, чем им уделяется. Отдельно хочется сказать, что MJ-555 и ее собрат MJ-550 проверку временем не прошли. Даже после доработки эти станции способны разваливаться от любого чиха. Ну, впрочем, я уже писал, что кому-то повезло, и он ездит и радуется, а кому-то не повезло, и станция рассыпалась. И тех и других примерно равное количество. Надо сказать, что со станциями от завода Nextron я бы связываться не рекомендовал. К этим станциям относятся MegaJet MJ-50, MegaJet MJ-150, MegaJet MJ-500, 550, 555, Yosan Stealth 5, Yosan Excalibur, Yosan Excalibur Turbo. Станции эти объединяет отвратительное качество сборки, неряшливая пайка и как следствие, низкая надежность. Что касается Yosan Excalbur Turbo, то, не смотря на «кривую» сборку, это не самая плохая радиостанция и при должном подходе вполне работоспособна, и которую после доработки вполне можно рекомендовать к использованию. Остальные модели мегаджетов и Йосанов в принципе уже можно аккуратно выбрасывать на свалку истории, поскольку они либо морально устарели, либо обладают кастрированным функционалом, либо очень низкого качества.

Резюме: Из всего модельного ряда, на мой взгляд, сейчас пристального внимания заслуживают только MegaJet MJ-333, MJ-650 и Yosan Excalibur Turbo как наиболее универсальные и надежные аппараты пригодные для решения практически любых задач. Также имеют право на существование MJ-350 (Turbo) и MJ-450 (Turbo) но большого смысла в их приобретении я не вижу.

Update: в силу последних тенденций рекомендую тщательно проверять после покупки ВСЕ MegaJet-ы новой линейки!!! Этот дефект встречается не только у MJ-333, но и у других моделей. Надеюсь, что это явление имеет временный характер.

Vector

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Компания Вектор выпускает несколько моделей радиостанций, однако из всего модельного ряда можно выделить всего одну более-менее толковую станцию — Vector VT-27 Comfort. Станция эта на фоне других марок и моделей отличается своей простотой, но в то же время довольно богатыми возможностями и в умелых руках способна решать многие задачи.

В отличии от попсовых Vector VT-27 Explorer, Navigator и Lux, способных давать сбои даже там где их быть попросту не может, Comfort зарекомендовала себя с лучшей стороны, как надежная станция с профессиональными замашкам.

Кому-то дизайн комфорта может показаться убогим или «танковым», но в реальности, за неброской внешностью скрывается полноценная радиостанция, которая по набору функций может дать фору многим более дорогим аппаратам. Из недостатков можно отметить чуть тихую модуляцию и несколько запутанное управление.

У комфорта есть более мощная версия с индексом HP, которая имеет свойство на плохо настроенных и неисправных антеннах «залипать» на передачу. Обычная версия к плохим антеннам более терпима.

  • Резюме: Vector VT-27 Comfort единственная из всех си-бишных векторов способная более-менее прилично работать, что называется, «из коробки».
  • tti
  • Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Корейский производитель радиостанций. Поставками в нашу странe занимается компания Оптим Связь. Модельный ряд довольно широк. На рынках полный ассортимент встретить довольно сложно. Встречаются как удачные модели, так и откровенный хлам, которого, как и у всех производителей, больше, чем чего-то путевого.

Нумерация моделей в линейке поставлена произвольно. Единичка в конце номера модели говорит о том, что в станции кроме порогового шумоподавителя, есть автоматический, правда в некоторых станциях, вроде TCB-771, он банально не работает. Некоторые модели, например TCB-880 по дизайну сильно перекликаются с Alan 48 Plus.

По схемотехнике тоже. Из всего многообразия моделей, единственный заслуживающий внимания вариант, это TTI TCB-551. По сути, это конкурент MJ-150, но несколько лучше по качеству сборки и как следствие, надежнее.

Всяческие TCB- 560, 770, 771, 880, R2000 либо нормально не работают, либо уже не производятся и следовательно к приобретению не рекомендуются.

  1. Резюме: Если TTI, то TCB-551
  2. Optim
  3. Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

На данный момент в линейке представлено несколько моделей. Над которыми постоянно ведется работа по улучшению потребительских качеств. Optim 778, Optim Apollo 1, Optim Plilgrim, Optim-270. Наиболее удачный вариант для размещения в современном легковом автомобиле — Optim Apollo 1, станция с управлением и индикацией на гарнитуре.

Что же касается Optim 778, то аппарат является адаптированными для России AnyTone AT-5289 у которого немного изменили управление, убрали большую часть проблем, которые были у AT-5289 и заменили подсветку.

В общем виде получилась неплохая радиостанция c высокой выходной мощностью (около 50 ватт), широким диапазоном и всем необходимым для работы в эфире, защитой от переплюсовки, по вполне демократичной цене.

Однако сама концепция, по которой был сделан Энитон, осталась, и из недостатков можно выделить низкий КПД выходного каскада, приличный нагрев последнего, большие габариты, как у MJ-3031M, если выходной каскад выйдет из строя, то найти транзисторы будет не просто.

Сам я не сторонник мощных радиостанций и считаю, что лучше поставить усилитель, но как универсальное решение Optim 778 имеет право на жизнь. Недавно появившийся Optim Pilgrim является модернизированной версией AnyTone AT-310, он же Albrecht AE-6310. Достойный аппарат созданный по принципу все что нужно, ничего лишнего и за небольшие деньги.

  • Резюме: Берем Optim Apollo или Optim Pilgrim, а кому нужна мощная радиостанция в виде моноблока, то берем Optim 778.
  • President
  • Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Надо сказать, что это самая противоречивая марка среди всех си-би станций, которые можно встретить на нашем Российском рынке. Это нечто вроде Apple в компьютерной и мобильной среде. Я еще не видел человека равнодушного к марке президент.

Люди делятся на тех, кому эта марка нравится (их меньшинство) и тех, кому она не нравится (их большинство). Все сделано как-бы для людей, но в рамках одной концепции, которую ты либо принимаешь, либо нет и за которую нужно выложить кругленькую сумму.

По этой причине я бы поостерегся рекомендовать станции фирмы президент широкому кругу пользователей. И по этой же причине на форумах возникают баталии на тему «Есть только радиостанции Президент, остальное — хлам». Надо сказать, что у этой марки есть как сильные, так и слабые стороны.

Из сильных сторон можно выделить приемник с хорошей чувствительностью, удобную эргономику станций, качество сборки самих станций на высоте, гарантия (5 лет), разные сервисные функции облегчающие работу в эфире (ANL, NB и пр.), не самая плохая модуляция, особенно в AM.

Из минусов можно отметить очень высокую цену, автоматический шумоподавитель, однако если он есть, то страдает «хвостатостью», не закрывается сразу после прекращения передачи в эфире, переключение сеток, если оно есть, реализовано неудобно, а сами сетки выстроены не в классической последовательности, а «елочкой».

Резюме: Как я уже писал выше, рекомендовать какую-то конкретную модель из президентов довольно сложно, но если устраивает цена и Вы готовы мириться с недостатками, то выбор здесь довольно широк.

Есть что дополнить? Остались вопросы? Прошу в комментарии.

Всем удачи, 55, 73!

Подбор и настройка антенны для рации

СБ-рациями (CB, «Си-Би») называют те, что работают в гражданском диапазоне частот, а именно 27 МГц. Для использования такого прибора не требуется регистрация. Частота разделена на так называемую сетку каналов.

На заре развития радиосвязи было лишь 40 каналов. Но после того как этого количества стало не хватать, их стали разбивать и обозначать буквенными символами.

Таким образом, правильная настройка рации предполагает корректную установку каналов.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Радиосвязью активно пользуются таксисты и дальнобойщики как более надёжной, чем мобильная связь. Нет необходимости платить оператору за разговор, зависеть от его сети покрытия. Но как минус можно назвать ограниченный радиус действия, а также возможность помех и загруженности канала.

Но если правильно подобрать и настроить антенну для рации, то можно добиться качественной стабильной связи на широком расстоянии. Конечно, радиус действия зависит и от самого оборудования. Где-то это 5–7 километров, а есть модели и более чем с 20 км.

Но важность хорошей антенны часто недооценивается. А ведь во многом именно она определяет дальность приёма сигнала. Не спешите покупать очень дорогую рацию, может быть, что такая цена вызвана наличием большого количества не всегда нужных функций.

А при подключении хорошей антенны к довольно бюджетному оборудованию вы добьётесь результата не хуже.

Читайте также:  Плотность аккумулятора: как поднять и заменить электролит?

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 Установка
  • 3 Настройка
  • 4 Выбор
  • 5 Портативные рации

Классификация

Антенны для автомобильной рации можно разделить по типу установки:

Врезная антенна монтируется в кузов. Причём при установке на капот или крыло на 30–40% теряет свою эффективность. Устанавливать нужно как можно дальше от вертикальных металлических деталей, которые расположены параллельно основанию антенны.

Магнитные антенны не требуют врезки, и, как правило, их используют на легковых автомобилях. На больших грузовых машинах они могут отвалиться из-за вибрации. Такую антенну для рации можно легко ставить и снимать, переносить на другое авто.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Магнитная антенна для рации

А также антенны для автомобильной рации различаются по размерам:

  • Длинные со штырём порядка 2 метров, создают наиболее качественную и стабильную связь.
  • Средние от 90 до 170 см, имеют меньший коэффициент усиления и работают на меньшем расстоянии. Зато они удобней тем, что не задевают такие верхние препятствия, как мосты, ветки деревьев, линии электропередач.
  • Короткие 65–70 см, удобные и не столь заметные, но обеспечивающие малую дальность приёма.

Самыми эффективными являются длинные врезные. Но даже хорошей антенне нужна правильная установка и настройка.

Установка

Важным фактором хорошего сигнала является правильная установка антенны:

  • Крепите в верхней части кузова на устойчивом основании.
  • Установка на бампере, дверях, зеркалах снижает эффективность.
  • Устанавливайте вертикально, если иное не сказано в инструкции. Если необходимо установить под углом, то сначала нужно смонтировать, а потом настроить. Именно в этом порядке, а не настроить, а потом наклонять.
  • Площадь поверхности, на которой производится установка, должна быть как можно большей и плоской.
  • Старайтесь не ставить на капоте и багажнике.
  • Саму антенну и соединительный кабель нужно располагать как можно дальше от источников помех, например, системы зажигания.

Настройка

Перед использованием антенны для рации должна быть произведена её настройка. Если этого не сделать, вы не получите заявленных показателей качества приёма. Инструкция по настройке:

  1. Настройка должна производиться в тех же условиях, что и эксплуатация автомобиля. То есть среди других машин, а не в гараже.
  2. Надёжно установите антенну на автомобиль. Не нужно держать её в руках на весу.
  3. Вам понадобится прибор, называемый КСВ-метр. Подключите кабель одним концом к антенне, а вторым к КСВ-метру в разъём ANT. Далее, соедините прибор со станцией (разъём Trans и антенный разъём станции).
  4. Переключатель FWD/REF на КСВ-метре поставьте в положение FWD, а SWR/PWR в SWR (в некоторых моделях этого переключателя может не быть).
  5. Нажмите на передачу и регулятором установите стрелку прибора в конец шкалы.
  6. Установите FWD/REF в позицию REF. Зафиксируйте показатели прибора. Идеальное значение — это единица.
  7. Далее, измеряйте КСВ последовательно от самой высокой частоты до самой низкой.
  8. Если минимальные значения КСВ находятся на частоте ниже рабочей, то необходимо укоротить антенну. Если наоборот, то увеличить.

Возможны следующие варианты:

  • КСВ как минимум в одной из сеток ниже 2. Это означает, что антенна работает и установлена правильно.
  • КСВ везде 2,5– Возможно, где-то ухудшение контакта с кузовом. И проверьте целостность соединительного кабеля.
  • КСВ выше 5 означает, что антенна не работает.

Не пренебрегайте настройкой антенны, потому что это существенно определяет качество её работы.

Выбор

В общих чертах вы должны решать, какую антенну выбрать, исходя из своих целей и требований к использованию. Обращать внимание на коэффициент усиления, размер и тип. Ниже представлены популярные модели и их характеристики:

  1. Sirio T3-27 mag — одна из лучших магнитных антенн:
    • вес 600 грамм;
    • диаметр магнита 92 или 120 мм в зависимости от модели;
    • длина 62 см;
    • максимальная мощность 20 Вт (кратковременно 100);
    • на радиостанции необходим разъём PL 259;
    • длина кабеля 3,6 м;
    • КСВ не хуже 1,35;
    • усиление 1,5 дБ.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Sirio T3-27 MAG

Когда произведена установка, обязательна настройка, причём проводить её нужно с надетым резиновым колпачком на конце. Примерная цена 3100–3500 рублей.

  1. Lemm AT-2001 Turbo — длинная врезная антенна, одна из лучших, какую можно выбрать для СБ-диапазона:
    • максимальная мощность 2000 Вт;
    • высота 2 метра;
    • коэффициент усиления 6,5 дБ;
    • вес 880 грамм;
    • кабель 4 метра.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Lemm AT-2001 Turbo

Обеспечивает превосходное качество связи. Цена 3100–4000 рублей. Обратите внимание и на другую продукцию этой марки. Бренд известный и давно зарекомендовал себя как надёжный и высококлассный.

  1. Alan 9 Plus — менее дорогая, чем предыдущая, но также неплохого качества:
    • длина 1 м 55 см;
    • КСВ меньше 2;
    • максимальная мощность 300 Вт;
    • вес 390 грамм;
    • коэффициент усиления 4 дБ.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Alan 9 Plus

Довольно эффективная с хорошим корпусом. Цена 1500–2500 рублей. Обязательно требует настройки, после того как произведена установка.

  1. Триада-МА 2710 CB — российская компактная антенна, не уступает по характеристикам импортным:
    • максимальная мощность 20 Вт, кратковременно до 50 Вт;
    • высота 35 см;
    • КСВ менее 1,2;
    • кабель 3,5 метра;
    • диаметр магнитного основания 10 см.

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Триада-МА 2710 CB

Какую модель выбрать, решайте в зависимости от того, что за автомобиль, какие расстояния проезжает. Дальнобойщики обычно покупают дорогостоящие мощные модели. А таксисты и просто любители говорить по рации могут выбрать что-то попроще.

Портативные рации

Кроме автомобильных, существуют также и портативные переносные рации. Антенны у них тоже бывают разных видов. Можно экспериментировать с разными для усиления сигнала.

Антенны для портативной рации классифицируются следующим образом:

  • Спиральные широкополосные — небольшой длины, низкоэффективные.
  • Дипольные искусственно удлинённые — средней эффективности, но работает в хорошем качестве на узком диапазоне частот.
  • Дипольные однодиапазонные — наиболее эффективные из представленных, но имеют большую длину и работают лишь в одном диапазоне.

Для своей модели рации вы можете выбрать подходящую для смены антенну. Настраивать и проверять их показатели можно подобным же образом. Но в случае портативных раций имеют значения характеристики в целом для качественной связи на удалённых расстояниях.

Таковы принципы выбора, установки и настройки антенн для рации. Выбрать подходящие типы можно исходя из целей использования и на каком автомобиле будет производиться монтаж. Если вы знаете ещё хорошие модели антенн или секреты их установки и настройки, обязательно поделитесь своим мнением в х.

Как правильно настроить рацию

  Современные технологии позволяют нам оставаться всегда на связи, не зависимо от места пребывания, погоды, наличия или отсутствия сотовых сетей. Все это возможно благодаря радиосвязи – типу связи, которая в качестве носителя информации использует радиоволны разных частот.

Сегодня большую часть рынка радиоприборов представляют рации и радиостанции, которые могут эксплуатироваться как средства связи для автолюбителей и военных, охранников и охотников, рыбаков и горнолыжников. Простое решение купить рацию иногда спасает в трудных ситуациях, когда нужно позвать на помощь или передать особо важную информацию.

Но не всегда, получается, добиться отменного качества сигнала приема и передачи рации.

   Во многом это связанно с тем, что выбранную рацию нужно настроить под нужную волну. То есть, изначально любая рация будь то любительская или профессиональная может работать не на полную мощность или работать с помехами.

Современные цифровые рации лишены потребности в настройке, так как они имеют встроенную кнопку, которая позволяет в автоматическом режиме подстроить устройство под необходимую радиоволну. Остальные рации можно условно разделить на портативные (носимые) и автомобильные (стационарные).

Настройка раций этих двух типов во многом похожа, хотя имеются свои особенности.

Настройка портативных раций

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

   Портативные рации любительского диапазона (433-434 МГц) не требуют регистрации радиочастотным центром, поэтому их настройка довольно простой процесс. Перед покупкой нужно узнать поддерживает ли рация сменные антенны, на случай если Вам захотелось увеличить мощность рации. Также, важным моментом в работе портативных раций есть их настройка друг на друга. Для этого, на каждой рации нужно выставить один и тот же номер канала и субкод. Только в этом случае, выбранные рации будут слаженно работать друг с другом. Для передачи сообщения достаточно нажать и удерживать кнопку начала разговора. Отпустив кнопку, рация ждет приема от другого устройства. Важным элементом настройки переносной рации есть выбор позывного (опознавательного индивидуального сигнала). Это может быть любой буквенный или цифровой псевдоним, который будет уникальным для выбранной системы радиосвязи.

   Дальнейшая настройка портативной рации включает в себя настройку антенны рации. Более детально настройку антенны рации мы будем рассматривать ниже для автомобильных радиостанций. Сейчас же просто заметим, что для точной настройки антенны понадобится антенный анализатор.

Но во многих случаях, для настройки рации в первом приближении, достаточно прибора, который называется КСВ-метр. С помощью него нужно настроить антенну на минимальный коэффициент стоящей волны. Обычно, оптимальным считается значение КСВ равно 1,5 или меньше.

Важно также понимать, что чем выше значение КСВ волны, тем больший процент потерь мощности при передаче сигнала. Но на практике добиться КСВ = 1 практически нереально. Если же коэффициент стоящей волны больше трех, то работа в таких условиях может вывести из строя каскад передатчика.

Таким образом, не настроенная портативная рация может легко выйти из строя.

Как настроить автомобильную рацию

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

   Перед тем как настраивать автомобильную рацию, нужно выполнить некоторые обязательные действия. Они не только повысят эффективность последующей настройки, но и минимизируют вероятность поломки трансивера в будущем. Обычно, автомобильная рация представляет собою стационарный блок, который фиксируется в салоне автомобиля и выносную антенну. Именно антенна автомобильной рации во многом играет ключевую роль в качестве сигнала. Поэтому нужно знать основные правила при установке автомобильной антенны.

Правила установки автомобильной антенны

  1. Недопустима установка антенны на несущие элементы. Всегда старайтесь установить автомобильную антенну на несущий кузов. Таким образом, мы обезопасим себя от возможных потерь в эффективности передачи радиосигнала.
  2. Важно устанавливать антенну на самую верхнюю часть кузова, обычно – крышу.

    Чем выше установлена антенна, тем сильнее сигнал.

  3. Полотно антенны должно быть установлено на расстоянии не менее 0,5 метра от любых металлических поверхностей параллельных эму. Это предотвратит возможные отражения и поглощения сигнала.

  4. Положение магнитной антенны на крыше автомобиля незначительно влияет на коэффициент стоящей волны. Поэтому, всегда старайтесь фиксировать магнитку в одном и том же положении после ее снятия.

После правильной установки антенны ее нужно настроить.

Только после настройки антенны можно спокойно пользоваться рацией в полную мощность.

Настройка автомобильной антенны

   Лучшим вариантом настройки антенны есть настройка с помощью профессионального антенного анализатора. Но поскольку цены на такие приборы довольно высокие, многие автолюбители находят альтернативу в КСВ-метрах. С помощью этого устройства можно настроить антенну рации в первом приближении. Вот так выглядит самый простой КСВ-метр SWR-430

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

   Итак, настройку антенны нужно выполнять на ровной и чистой поверхности лишенной любых помех: металлические, деревянные или бетонные объекты.

Важно также, что бы при настройке антенны поблизости не было других антенн 27 МГц диапазона. Вооружившись КСВ-метром можно приступать к настройке антенны.

Первым делом надо подключить КСВ-метр между станцией и антенной особым образом (как показано на рисунке ниже).

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

  1. Важно выполнить замеры на разных каналах и сетках, что бы увидеть обширную картину.
  2. Делаем калибровку КСВ-метра. Для этого устанавливаем тумблер на лицевой панели в положение FWD. Выставляем на рации 20 канал модуляции AM. После этого нажимаем и держим кнопку начала разговора, при этом надо крутить регулятор CAL по часовой стрелке, таким образом, что бы стрелка прибора стала в крайнее правое положение SET.
  3. Удерживая кнопку на тангенте, переключаем тумблер на лицевой панели КСВ-метра в положение REF. Снимаем показания прибора.
  4. Находим минимум КСВ и настраиваем антенну под нужную частоту. Если минимум находится ниже необходимой частоты, то антенну укорачивают. И наоборот, если минимум выше необходимой частоты, то антенну удлиняют.
  5. Все манипуляции производят до повторной настройки антенны.
  6. Повторяем замеры пока не будет достигнут результат (КСВ не больше 1,5)

Как уже говорилось выше, достичь КСВ=1 во многом проблематично, именно из-за особенностей конкретной пары антенна-кузов. Но даже если на нужном участке радиочастотного диапазона КСВ=2, потери в эффективности будут не более 10%. То есть, для комфортного общения и передачи сообщений без помех вполне достаточно КСВ=1,5.

Регистрация раций и радиостанций

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Сегодня вряд ли Вы встретите человека, который не знает, что такое рация. И хоть рации распространены не так широко как мобильные телефоны, и, конечно, не так много людей ими пользуется, все мы знаем, что это такое. Рация — это портативный приемопередатчик, который используется для оперативной связи. Сфера применения раций, тем не менее, может быть достаточно широкой. Это охота и рыбалка, отдых и туризм, занятие экстремальными видами спорта, автоперевозки, строительные работы, охрана и многое другое.

Применение раций в быту сегодня становится все более распространенным. Однако в отличие от мобильных телефонов, которыми мы можем пользоваться сразу из коробки, с рациями дела обстоят несколько иначе. Мобильные приемопередатчики работают в определенных диапазонах:

  • Любительском (КВ);
  • Гражданском (CB);
  • Служебном (LB);
  • Высокочастотном (VHF);
  • Ультравысокочастотном  (UHF).

Диапазоны различаются как частотами, так и длиной волны. И если, к примеру, в любительском диапазоне с частотой от 0,1 до 28 МГц Вы можете свободно общаться, то для использования рации в Высокочастотном диапазоне (136-172 МГц) уже потребуется специальное разрешение. Об этой процедуре, известной, как регистрация раций, мы сегодня и поговорим.

Что не нужно регистрировать

Как зарегистрировать рацию, и какие рации нужно регистрировать? Начнем с приемопередатчиков, работающих в гражданском диапазоне (CB). Этот диапазон представляет собой радиосвязь на коротких волнах.

Для использования таких раций (27 Мгц) разрешение не требуется. Такая связь является доступной всем гражданам РФ.

Использование раций в гражданском диапазоне весьма популярно на открытой местности, например, среди дальнобойщиков.

Когда же необходимо связь в условиях плотной городской застройки, на помощь приходят радиостанции диапазона UHF (420-473 МГц). Их несомненными плюсами является дальность и устойчивость связи. Однако если Вы захотите поставить такой приемопередатчик себе в автомобиль, необходимо будет получить разрешение на рацию.

Если Вы захотите обзавестись портативной рацией небольшой мощности, которая бы работала в диапазоне LPD (433,075-434,750 МГц) и PMR (446-446, 1 МГц), то тоже никаких документов получать не нужно.

Процедура регистрации радиостанций

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?

Первым делом Вам потребуется получить свой позывной. А для этого необходимо выучить вопросы и сдать экзамен в любом радиоклубе. После успешной сдачи Вам будет присвоена соответствующая категория (от 4 до 1), а в Радиочастотном Центре выдадут свидетельство об образовании позывного сигнала опознавания.

Следующим шагом для успешной регистрации автомобильной рации будет обращение в Государственную Комиссию по радиочастотам (ГКРЧ), где Вам в течение некоторого времени определят полосу частот, которую Вы можете использовать для радиообмена.

Завершит хождение по инстанциям процедура постановки на учет приемопередатчика в территориальном управлении Роскомнадзора.

Там Вас попросят заполнить заявление установленного образца с указанием позывного, наименования, типа и технических характеристик регистрируемого устройства.

После подачи заявления в десятидневный срок будет выдано свидетельство о регистрации, и Вы получите разрешение на автомобильную рацию.

Точно такие же процедуры придется пройти и любителям охоты, и заядлым рыболовам, использующим рации в высокочастотном диапазоне VHF (136-172 МГц). 

Ассортимент раций на сегодняшний день настолько велик, что даже самому требовательному покупателю будет представлен широкий Выбор устройств различного частотного диапазона, назначения и, между тем, по вполне привлекательным ценам. Если Вы задумываетесь, стоит ли оснастить Ваш автомобиль рацией или прикупить таковую для воскресной рыбалки, не раздумывайте! Ведь рация позволит Вам всегда оставаться на связи и быть в курсе всего, что происходит вокруг!

Полезная статья? да (136) / нет (39)

Комментариев к статье: «Регистрация раций и радиостанций» — 0 (шт.)

Нужна ли рация в автомобиле? | Интернет журнал автомобилиста

Рекомендации по установке рации в автомобиль: что нужно знать?Перед дальней дорогой у каждого автомобилиста голова болит от разных препонов, которые он может встретить на пути. Одним из важных моментов является сбор информации о «засадах» ГИБДД подстерегающих в пути и тут всегда полезен сбор информации о возможных проблемах, кто-то пытается раздобыть радар-детекторы. Но есть устройство, которое поможет не только собирать необходимую информацию в дороге, но поможет в случае беды в пути. Таким средством является Си-Би-рация гражданского диапазона 27 МГц.

Были времена, когда машины могли себе позволить далеко не все, а о мобильных телефонах даже не было и речи, а вот рации были совсем не редкостью.

Специальных служб оказывающих помощь на дороге тогда просто не существовало и на помощь друг другу могли прийти только сами водители. В те времена рация была тем самым инструментом, который помогал водителям проявлять взаимопомощь на дороге.

Кому-то помогли найти безопасную дорогу, кому-то помогли в непредвиденной ситуации. Так информация передавалась от водителя к водителю.

Водители дальних перевозок дол сих пор используют для поддержания связи «сибишки». Одной из причин, по которой водители до сих пор используют рации элементарная возможность развеять скуку в дороге.

Среди водителей давно распространено убеждение, что если фура сбавляет скорость перед населённым пунктом, то, скорее всего вскоре появятся сотрудники ГИБДД.

Водители грузовиков всегда знают благодаря этой связи, где их поджидает «засада» ГИБДД, так же можно посоветовать место для хорошего отдыха в пути.

Обычно рацию используют для сбора различных фактов, но если Вы решили при помощи её пообщаться, не забывайте некоторые правила общения между дальнобойщиками. Обращение в эфире должно начинаться с дружеского приветствия.

Например: «Ребята проверка связи, хорошо ли меня слышно?» Ответом на такую фразу обычно становится: «Прекрасно слышу тебя, братишка». В информации о сотрудниках ГИБДД обычно сообщают, где и на каком километре они стоят, причём достаточно корректно называют место стоянки «работой машинки».

Например: «В месте ремонта дороги на 905 километре стоит машинка и ловит за превышение скорости».

О пробке, образовавшейся на дороге, сообщать стараются сразу, чтобы как можно больше водителей успели свернуть на объездную дорогу. Для того чтобы поговорить между собой водители стараются перейти на отдельный канал. После окончания разговора принято пожелать всем счастливого пути.

На легковых машинах Си-Би устанавливают в основном водители такси, либо сотрудники службы спасения, работающие вне штата.

Конечно, рация необходима в основном если Вы частоо часто ездите по трассе тут есть не очень приятные моменты в городе много шумов, дальнобойщики ругаются матом в эфире, переговоры между таксистами достаточно скучны.

Но как только вы выйдите за город всё преображается и тут действительно много полезной информации. Ну и конечно рация удобно для использования в нескольких машинах, так как разговаривать можно бесплатно достаточно длительное время.

Правда в нашем административном кодексе РФ есть статья 136, которая обязывает всех граждан регистрировать СИ-Би радиосвязь в органах Россвязьнадзора. И тут неважно используется радиостанция или нет. Регистрацию радиостанции можно пройти бесплатно, сроком на 10 лет.

С момента подачи заявки и составления соответствующего протокола. Затем производят замеры технических параметров излучений. В соответствии с КоАП РФ, нарушение п.1 ст. 13.

4 КоАП РФ влечёт предупреждение или наложение административного штрафа от 100 до 300 рублей с конфискацией средств радиоэлектронной связи и (или) высокочастотных устройств или без таковой. Привлечь к подобной ответственности могут только органы госнадзора за связью и информацией.

Сотрудники милиции и ГИБДД не имеют такого права. Правда сотрудники могут изъять и составить протокол за нарушение ст. 13.4 КоАП РФ.

Обычно такие средства связи приобретают на рынке. Стоимость всего комплекта. А так же настройки устройства составляет около 5000 рублей. Приблизительно столько же Вы потратите на радар-детектор, но пользы от рации гораздо больше. Да и возможность избежать штраф достаточно быстро окупит устройство.

Russian Hamradio — Правильная установка радиостанции в автомобиле

Итак, свершилось, вас уговорили или вы самостоятельно осознали насущную для
себя необходимость выйти, наконец, в эфир гражданского диапазона, купили
радиостанцию в очень красивой коробке получили лицензию и, вооружившись
подручным инструментом, в настоящий момент как раз подступаетесь к приборному
щитку своего автомобиля».

Сегодня мы попытаемся дать вам ряд полезных советов, которые следует принять
во внимание, устанавливая радиостанцию Си-Би-диапазона или CB, если
использовать английскую аббревиатуру в автомобиле. Но еще до ее покупки
рекомендуем иметь в виду следующее обстоятельство.

Портативными станциями, но не чисто «автомобильными» можно пользоваться в
носимом, автомобильном или стационарном режиме. При значительно меньших размерах
они обладают тем же набором функциональных возможностей, что и автомобильные.

К
ним можно приобрести большое количество аксессуаров, например, кабель для
автомобильного «прикуривателя» вы найдете в коробке почти для каждой
радиостанции.

Правда, такие стации, как правило, дороже в 1,5 — 2 раза ,
«чисто» автомобильных, с аналогичными сервисными показателями.

Прежде чем выйти в эфир из автомобиля, необходимо запастись некоторыми
знаниями и, конечно, инструментом. Придется сверлить отверстия, прокладывать
и подключать провода. Настоятельно советуем проделать весь процесс правильно
сразу, чем потом мучительно разбирать «Жигули» или «Мерседес» по составляющим,
доискиваясь, почему новая станция не работает. Итак — за дело.

Монтаж

В комплект поставки автомобильной станции входит специальный крепежный
кронштейн, который надлежит прикрепить шурупами — саморезами:

  • обычно под приборным щитком в его центральной части или
    напротив места пассажира
  • зависит от того, пассажиру или водителю придется браться за
    микрофон.

Если вы водите тяжелый трейлер или, скажем, крутой «высоколобый»
джип — можно прикрепить кронштейн и «по-вертолетному» на потолке. Вне (зависимости от места установки радиостанции, главное требование — она не должна мешать нормально управлять автомобилем.

Питание

Далее к трансиверу подводят питание. Практически у всех машин, выпущенных на
протяжении последних 20 с лишним лет, минусовая («отрицательная») клемма
аккумулятора присоединена к корпусу («массе») машины.

Однако если у вашего
автомобиля все же положительная клемма подключена к массе, то это обязательно
необходимо учитывать.

В таких случаях зарубежные руководства по
эксплуатации рекомендуют немедленно бежать к дилеру.

Наши пользователи, как
правило, обходятся без этого, так как ничего сложного нет. Однако некоторые из
автомобильных СВ радиостанций просто «отказываются» работать в машине с плюсом
на массе — как не старайся, не меняй провода.

Далее поступают следующим образом. Отсоединяют электросистему от
аккумулятора, чтобы не повредить его при случайном коротком замыкании
проводов. Подсоединяют отрицательный (обычно черный) провод питания радиостанции к «массе»
автомобиля — только именно к шасси, а не к декоративным элементам или к мелким
деталям.

Красный провод питания подключают к положительному полюсу аккумулятора «напрямую», но тогда радиостанция будет непрерывно «запитана». Если же
воспользоваться проводом после замка зажигания, то питание будет подаваться только после
соответствующего поворота ключа в замке зажигания, аккумуляторы не будут
подсаживаться.

В кабеле питания СВ радиостанции предусмотрен «фирменный»
предохранитель. Там его и следует оставить, но помните: если ваша машина, не дай
бог, обладает «положительной землей» — предохранитель следует переместить с
красного провода на черный и подключить черный провод к «минусу» батареи, а красный заземлить. Вообще
говоря, предохранитель для радиостанции должен выдерживать не более 3 А.

Антенна

Следующее — антенна. Надежнее всего она устанавливается, если просверлить
установочные отверстия в корпусе автомобиля — вряд ли такая перспектива особенно
вас обрадует.

Однако можно установить антенну на магнитном основании или с
применением зажимного кронштейна — на крыло, на бампер, на крышу. Некоторые
примеры установки приведены на рисунке.

Однако существует и общее правило — где
бы вы не устанавливали антенну, она будет работать лучше всего, если ее
расположить в центре соответствующей поверхности.

Где проложить кабель от антенны к радиостанции? Это, естественно, зависит от
места установки антенны и марки машины. Например, вы закрепили антенну на заднем
бампере. Тогда удобно проложить кабель вместе с жгутом проводов, идущих к задним
фонарным блокам. Если же антенна установлена на магнитном основании на крыше
кузова, то кабель придется протянуть через приоткрытое окно передней двери.

При
жестко закрепленной антенне кабель прокладывают под потолочной обивкой и
декоративной пленкой дверного проема. В общем, особенно если у вас иномарка,
лучше посоветоваться с опытным водителем или механиком.

Самое общее правило
заключается в том, что его необходимо проложить по наиболее короткому пути, так
чтобы его не было видно и чтобы он не был случайно поврежден при эксплуатации
автомобиля (особенно при интенсивном «хлопании дверьми»).

Антенный кабель подключают к соответствующему гнезду радиостанции. Обычно антенны заводского изготовления снабжены отрезком
кабеля достаточной (для прокладки в машине) длины и уже со стандартным разъемом
типа PL-259. Теперь следует отрегулировать антенный тракт.

Настройка

Для этого используется дополнительное устройство — это КСВ-метр или как
его еще называют — «измеритель Коэффициента Стоячей Волны», кроме того продаваемые у нас
аналогичные устройства именуются, как SWR-meter — от
англ.

Standing Wave Ratio. С его помощью определяется качество настройки линии
«радиостанция — антенна», а его оптимальное значение подбирается или изменением
длины антенны, или с помощью специальных элементов настройки.

Чаще всего
используется первый метод.

Выпросив у знакомых на денек КСВ-метр (а лучше для таких целей приобретите свой), подключите
его к антенному гнезду радиостанции, а антенну — к соответствующему гнезду
прибора.

Ненадолго включите станцию на передачу и измерьте КСВ, руководствуясь
инструкцией по эксплуатации прибора.

Если КСВ оказался в норме (в пределах
значений 1,5 — 2 или меньше),
значит вам повезло и можно начинать работать.

Если же значение КСВ оказалось больше, то нужно
изменять длину антенны. Для самых простых антенн это делается уменьшением ее
физической длины с помощью кусачек. Не следует слишком усердствовать, особенно если антенна кажется вам излишне длинной — укорачивать антенну нужно
постепенно, шаг за шагом, примерно по 5 — 10 мм, сводя показания СВ метра к норме.

У некоторых других антенн увеличивать или уменьшать длину можно с помощью
специального штыря настройки. При этом необходимо помнить, что ее полоса
пропускания ограничена и составляет примерно 0,5 МГц, вследствие чего антенной
можно пользоваться достаточно эффективно лишь в ограниченном числе каналов — на
тех, которые вы заранее (до ее настройки) выбрали.

Эксплуатация

Настроив антенну, вы готовы к первому выходу в эфир. Попробуйте переключится
по каналам послушать эфир и его обстановку кто и где работает — наличие
принимаемых сигналов будет говорить о том что вы установили радиостанцию
правильно.

Не забывайте о том, что если необходимо оформить разрешение на право работы в
эфире на CВ-диапазоне — все
оформление чистая формальность и займет гораздо меньше времени, чем проблемы
возникающие после.

Обратитесь к любому знакомому радиолюбителю или местный
радиоклуб и т.д. и получите консультацию. Они вам точно подскажут, что
делать, так как порядок оформления документов CВ-диапазона
очень часто меняется.

Если у вас есть разрешение смело нажимайте тангенту — и начинайте
работать в эфире.

Д. Пайсон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *