Что такое шрус, и какую функцию он выполняет

05 декабря 2018 Категория: Секреты автомобилей.

ШРУСы или, как их называют, «гранаты» могут доставить серьезные хлопоты автовладельцам. Когда при поворотах колеса начинают стучать и хрустеть, многие автовладельцы теряются и не знают, как диагностировать проблемный узел и определить, какой именно ШРУС хрустит. Мы постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

 Что такое ШРУС 

  • Шарнир равных угловых скоростей, он же ШРУС, он же «граната» — важный элемент автомобиля, который устанавливается на колеса ведущей оси и занимается передачей крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, приводя их в движение.
  • Особенность работы ШРУСов заключается в том, что они передают крутящий момент они между осями под углом, который постоянно меняется.
  • Именно ШРУС позволяет передавать крутящий момент на два колеса одной оси независимо от того, как они расположены по отношению друг к другу: поворачивают, проходя разную длину окружности (крутятся одновременно, но с разными скоростями) или даже находятся в разных плоскостях (одно колесо выше другого, когда машина проезжает яму, например).  
  • То есть по принципу действия ШРУС похож на карданный привод, но с усовершенствованной конструкций: «гранаты» способны передавать крутящий момент при повороте до 70 градусов относительно оси и при этом обладают большим запасом ресурса.
  • На каждое колесо приходится один внешний и один внутренний ШРУС.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

  • Внутренний устанавливается в КПП и передает крутящий момент на внешний ШРУС.
  • Внешний соединен со ступицей колеса, через которую и передают крутящий момент на колесо.

Внешние ШРУСы более хрупкие, так как при работе контактируют с колесами, от которых регулярно получают удары. Резиновый пыльник, который прикрывает «гранату», защищая ее от попадания пыли, грязи и воды, очень мягкий и часто разрушается даже от перепада температур.

Когда разрушается пыльник, на внутренние трущиеся элементы шарниров попадает влага и песок — в результате внешний ШРУС быстро выходит из строя.

Внутренний ШРУС работает под меньшим углом, не испытывает таких нагрузок и в целом рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля. Но если выходит из строя внутренний ШРУС, он может потянуть за собой и коробку передач, а это очень серьезные расходы.

 Как устроен ШРУС 

Конструкция ШРУСов зависит от производителя и модели автомобиля, но в любом случае приводной вал соединен со ступичным подшипником с одной стороны и с дифференциалом — с другой. Это и обеспечивает передачу крутящего момента с двигателя на ведущие колеса.

Внутренний ШРУС нужен для компенсации ходов подвески вверх-вниз. Он менее подвижен и способен проворачиваться относительно оси на угол до 20 градусов.

Состоит внутренний шарнир из внешнего корпуса, «стакана». В «стакан» вставлен трипод — набор игольчатых подшипников, которые функционируют в трех плоскостях. В трипод вставляется полуось, на которую передается крутящий момент. А со стороны «стакана» вал сочленен с коробкой передач.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Внешний ШРУС компенсирует изменяющийся угол между полуосью и колесом при повороте руля. Его конструкция более сложная и хрупкая.

Он соединяется с внутренним шарниром через полуось, на другой стороне которой — ступица колеса.

Состоит «граната» из обоймы и корпуса с канавками. По канавкам перемещаются шарики, которые соединяют составные элементы друг с другом. Шарики перемещаются по канавкам корпуса и равномерно передают колесу вращение от полуоси независимо от того, на какой угол и в каком направлении изгибается колесо,

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Конструкция ШРУСа закрывается герметичным резиновым или пластиковым пыльником, внутри которого графитовая смазка.

 Причины неисправности ШРУСа 

  • естественный износ детали
  • заводской брак, низкое качество металла
  • нарушение правил установки ШРУСа
  • нехватка/отсутствие графитовой смазки
  • поврежденный пыльник, попавшая внутрь грязь и влага
  • агрессивное вождения, езда с вывернутыми колесами на скорости
  • плохое дорожное покрытие
  • сильный удар — авария, столкновение с бордюром и др. повреждения подвески

Если ШРУС выходит из строя, владелец слышит характерные пощелкивания и хруст при вывернутых до упора колесах. Например, во время парковки. Но так как на каждое колесо приходится по два шарнира, важно узнать, какой именно ШРУС вышел из строя: внешний или внутренний, правый или левый?

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

 Проверка внешнего ШРУСа 

Диагностику неисправного ШРУСа начинают с проверки наружных «гранат». Рассмотрим признаки износа детали.

  • Ритмичный стук со стороны одного из колес при сильно вывернутом руле

Для точной диагностики нужно найти ровную площадку, открыть окна и с полностью вывернутым рулем резко тронуться с места. Через открытые окна или с помощью помощника владелец услышит характерный треск, причем он будет раздаваться в такт оборотам колеса.

При повороте машины влево хрустит правый наружный ШРУС, ведь на него приходится большая масса машины и соответственно нагрузка. И наоборот, если хруст раздается при повороте направо, проблема с левой «гранатой».

  • Небольшие щелчки при ускорении по прямой / несильные толчки в начале разгона

Если ШРУС стал шуметь даже без вывернутых колес, проблема уже запущена, колесо начинает заедать при вращении. Тихие щелчки при ускорении и несильные толчки, напоминающие поведение неотбалансированных колес — признак того, что «гранату» нужно менять как можно быстрее, иначе в какой-то момент колесо заклинит и машина потеряет управляемость.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

 Проверка внутреннего ШРУСа 

  • Мелкая вибрация при разгоне по прямой

Классический признак износа внутреннего шарнира — когда при наборе скорости и особенно при разгоне с места, когда двигатель раскручивает карданный вал с холостого хода, владелец ощущает мелкую вибрацию, которая передается на кузов.

Этот случай похож на вибрации кузова из-за кривых колесных дисков и резины. Но отличие в том, что в случае с неисправностью внутреннего ШРУСа руль не раскачивается, остается на месте, его слегка потряхивает в тон вибрации кузова. 

Если карданный шарнир (внутренний ШРУС) изношен, нужно срочно его заменить, потому что он может вывести из строя весь кардан.

  • Щелчки при езде по неровной дороге

Как мы помним, внутренний ШРУС выдает свое плачевное состояние только при максимальных углах работы. Поэтому для точной диагностики нужно выбрать участок для прямолинейного движения с канавами или ямами по пути.

Въезжая поочередно правым и левым колесом в углубление дороги, опуская таким образом колесо ниже уровня кузова, владелец по характерным щелчкам и похрустыванию определит, какой из внутренних ШРУСов неисправен.

  • Хруст при загруженной задней части машины

Необходимо утяжелить зад переднеприводной машины — посадить много пассажиров, загрузить багажник так, чтобы передняя часть кузова приподнялась. В результате ось внутреннего шарнира изогнется. Затем начать движение и прислушаться: хруст скажет о неисправности детали.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

 Универсальная диагностика ШРУСов 

Метод поможет точно определить, какой именно ШРУС требует замены.

Производят диагностику так:

  • колеса выставляются ровно, переднее колесо вывешивается на домкрат
  • затягивается «ручник», на МКП выставляется нейтральная передача
  • запускается двигатель
  • водитель начинает трогаться с места, выжимая и припуская сцепление и подгазозывая — пока вывешенное колесо не начинает вращаться
  • водитель медленно притормаживает, чтобы создать нагрузку ШРУСу.

Если неисправен внутренний шарнир, он выдаст себя характерным стуком справа или слева. Если внутренние ШРУСы нормальные, автомобиль начнет глохнуть.

То же самое проверяется для другого колеса.

Затем нужно:

  • вывернуть руль до упора влево, медленно выжимать педаль тормоза.

Если неисправен внутренний шарнир, он продолжит постукивать, но к этому звуку добавится хруст наружной левой «гранаты».

  • вывернуть руль до упора вправо, медленно жать на тормоз.

По аналогии с проверкой левых ШРУСов проверяются правые.

 Хрустит ШРУС — чем это опасно 

С неисправным ШРУСом можно ездить, и ездить долго. Некоторые владельцы умудряются проехать с такой неисправностью не один десяток, а то и сотню, километров.

Но важно понимать, что длительная нагрузка на и так неисправный шарнир вызовет еще большие повреждения, соответственно стоимость запчастей для ремонта и замены и работы мастера будет выше. А в запущенных случаях неисправный ШРУС грозит серьезными проблемами:

  • выход из строя коробки передач. При поломке внутренного ШРУСа его роликовые подшипники буквально рассыпаются, металлическая стружка и детали попадают в картер коробки передач, смешиваются с маслом и перемалываются шестернями КП, что выводит из строя весь узел.
  • заклинивание, обрыв. ШРУС может перестать вращаться. Например, при прохождении поворота на скорости. И водитель потеряет контроль над машиной в принципе. А вместе со ШРУСом ломается полуось.
  • разлом обоймы — неисправный наружный ШРУС может просто рассыпаться, причем в движении. На дороге это чревато аварией с непредсказуемыми последствиями.
  • разрыв вала или полуоси. В таком случае коробка передач будет крутить вал и полуось, но крутящий момент не попадет на ведущие колеса. Соответственно, машина ехать не будет.
Читайте также:  Получение медицинской справки для получения удостоверения

Вот почему решение проблем с хрустящим ШРУСом нельзя откладывать.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

 Ремонт или замена? 

Если обнаружить недостаток графитовой смазки и повреждения пыльника на самой ранней стадии, ремонт ШРУСа ограничится заменой того и другого и промывкой шарнира от попавшей грязи. Это самый оптимальный вариант.

И самый дешевый — многие автовладельцы меняют пыльник ШРУСа и смазку самостоятельно.

Для ранней диагностики автовладельцам нужно хотя бы раз в 5 тыс. км пробега загонять машину на смотровую яму, где можно увидеть целостность пальников и наличие смазки под ними и на близких поверхностях.

Но если сам механизм ШРУСа поврежден, ремонтировать его вряд ли кто-то возьмется. Сама конструкция шарнира не предполагает адекватного восстановления — деталь придется менять.

  • О разных типах привода и их преимуществах и недостатках узнаете здесь.
  1. Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
  2. Перейти к поиску 

Что такое ШУРС в автомобиле. Устройство и принцип работы ШРУСа

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняетПодавляющая часть современных автомобилей выпускается с передним приводом. Он пришел на смену заднему и обладает по сравнению с ним рядом преимуществ, главные из которых – это существенное улучшение поведения машины на дороге, особенно в неблагоприятных погодных условиях, и облегчение конструкции авто, поскольку отсутствует и карданный вал, и главная передача. Двигатель на переднеприводной машине стоит поперечно, коробка передач находится рядом с ним в моторном отсеке. Но как, же передается крутящий момент? С помощью особой детали (ШРУС). О ее устройстве и принципе работы мы расскажем ниже.

Что такое ШРУС в автомобиле

Расшифровывается аббревиатура ШРУС как – шарнир равных угловых скоростей. Устройство это осуществляет передачу крутящего момента от коробки передач прямо к ведущим колесам.

По своей функции схож с полуосью, но отличается от нее конструктивно, благодаря чему может двигаться, обеспечивая поворот колес вплоть до угла в 70°.

В просторечье известен как «граната» из-за своей формы.

Виды ШРУСов

Для начала следует заметить, что ШРУСы подразделяются на внутренний и внешний. Первый сочленен с коробкой передач, а второй – с колесом. Конструкция у них может быть как одинаковой, так и разной (по крайней мере, если говорить о легковых автомобилях).

К настоящему моменту ШРУСы бывают 4-ех разновидностей:

1) Кулачковые и кулачково-дисковые, которое нашли применение в грузовиках и автобусах большого и особо большого класса;

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

2) Трипоидные, которые часто ставятся в качестве внутреннего ШРУСа;

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

3) Спаренные карданные – применяются в конструкции колесных тракторов и некоторой строительной техники;

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

4) Шариковые, наиболее распространенные. Используются в качестве и внешнего, и внутреннего ШРУСа.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Как устроен ШРУС

Поскольку ШРУС шарикового типа наиболее распространен, его конструкцию мы и рассмотрим в подробностях. Основных деталей у него 4 штуки. Это:

  • 1) Корпус в виде чаши сферической формы. В ней установлен ведомый вал;
  • 2) Нижняя часть в форме кулачка, опять же сферического, где находится ведущий вал;
  • 3) Сепаратор – широкое кольцо с прорезанными в нем «окнами». В нем располагаются шарики;
  • 4) 6 металлических шариков, упомянутых выше.
  • Разумеется, все эти детали работают не на сухую, а в смазке, закладываемой в ШРУС на заводе-изготовителе.

Принцип работы ШРУС

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Ниже представлено видео, где показано, как работает ШРУС в динамике. Остановимся подробнее на том, как элементы конструкции взаимодействуют друг с другом:

1) В корпусе и на нижней части сделаны специальные канавки. Их 6 штук, как и шариков.

2) Сепаратор держит шарики, чтобы они находились на своем месте между корпусом и нижней частью. При этом шарики могут двигаться по канавкам.

3) Крутящий момент передается на ведущий вал с закрепленным на нем корпусом, потом на шарики и далее – на нижнюю часть и ведомый вал.

4) В процессе изменения угла положения колес (при повороте) шарики просто смещаются вверх/вниз по канавке. Крутящий момент передается на ведущие колеса без изменений.

Ресурс шарниров равных угловых скоростей (ШРУСа)

Обычно, ШРУС легко способен прослужить100 000 км. пробега при условии регулярного ТО автомобиля и езды по асфальту, на бездорожье ресурс снижается. Однако в некоторых случаях эта деталь может быстро износится или даже мгновенно выйти из строя.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Во-первых, ШРУС сломается, если порван его пыльник. Пыльник – это резиновый чехол гофрированной формы, предохраняющий внутренние элементы конструкции от пыли и грязи. Если он порван, абразивные частицы проникают туда и быстро разрушают канавки, после чего шарики клинят и навечно застывают в одном положении. Так что если пыльник порвался, меняйте весь ШРУС без раздумий.

Во-вторых, ШРУС может буквально вырвать в результате очень сильной нагрузки на подвеску (сильный удар колеса о бордюр, проезд по глубокой яме на большой скорости и пр.). На сегодня все, до новых встреч на страницах нашего сайта!

Трипоидный шрус что это такое

Рад видеть Вас на страницах сайта, дорогие читатель! Продолжаю серию публикаций, в которой я буду рассказывать об устройстве современного автомобиля.

Ранее Вы наверняка читали статьи: особенности конструкции передней подвески типа MacPher­son и основные недостатки АКПП, где изменение крутящего момента происходит посредством вариатора.

Сегодня речь пойдет о неотъемлемой части любого переднеприводного автомобиля, я подробно расскажу, что такое ШРУС.

Определение и история появления

Но время заднеприводных автомобилей, по крайней мере в массовом сегменте, давно и безвозвратно прошло и переднеприводные автомобили, в силу их ряда преимуществ «захватили» рынок.

У переднеприводных авто передние колеса являются одновременно и ведущими и управляемыми и при таком положении вещей крутящий момент от двигателя на ведущие колеса передается под постоянно изменяющимися углами.

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) применяются в автомобилестроении для привода управляемых ведущих колес с независимой передней подвеской. Их предназначение – обеспечение равномерного вращения колес при углах поворота до 60 градусов.

Многие «профессиональные» автомобилисты ШРУС называют гранатой, лично я не сторонник таких жаргонизмов, так как при описании узлов и агрегатов, должны применяться технические термины, а не гаражный сленг.

Разновидности шарниров, их устройство и принцип работы

Кулачковый

Шариковые шарниры

  • чашеобразный корпус, представляющий собой внешнюю обойму, вместе с валом
  • сепаратор (кольцо с отверстиями, расположенными на равном удалении друг от друга, в котором удерживаются шарики)
  • внутренняя обойма
  • металлические шарики
  • стопорное (фиксирующее) кольцо
  • Работу данного узла рекомендую посмотреть на видео.
  • Кстати забыл указать, что данный тип шарниров широко применяется на автомобилях в настоящее время.

Трипоидные ШРУСы

Данный шарнир состоит из корпуса (стакана) с запрессованным в него валом со шлицами. Хоть это и самая большая часть трипоида, но не самая основная. Основная – это трёхлучевая вилка, на лучах вилки смонтированы ролики, которые вращаются на игольчатых подшипниках. Вилка напрессовывается на шлицы вала, идущего от КПП.

Читайте также:  История марки марути

  Как настроить время в лада гранта

Основные неисправности

После того, как мы рассмотрели возможные конструктивные исполнения шарниров с равными угловыми скоростями, можно подытожить, что в современных легковых авто применяются только шарниры, шариковые и трипоидные.

Вообще конструктивно ШРУСы весьма надежны и должны с легкостью выхаживать 100000, а то и все 200000 км.

Но на практике встречается более ранний выход узла и строя, как например было у меня на предыдущем авто Форд Фокус 2, внутренний правый ШРУС умер на 75 тысячах (подробнее в конце статьи).

Как человек теоретически подготовленный (учился 5 с половиной лет на инженера по специальности «Автомобилестроение» и несколько лет проработавший в этой теме), а также на своем авто столкнувшийся с поломкой шарнира я могу назвать основные причины поломок.

Все нагруженные элементы шарниров изготавливаются из высокопрочных материалов, детали изготавливаются с высокой точностью и новый шарнир не имеет люфтов и зазоров. Со временем трущиеся детали (ролики, шарики, корпус, сепаратор) изнашиваются и появляются зазоры.

Именно появившиеся зазоры и являются причиной двух основных неисправностей ШРУСов:

  1. Хруст
  2. Вибрация при разгоне автомобиля

Копнем еще глубже, а что же может привести к преждевременному появлению зазоров?

Шарнир должен быть герметично защищен от дорожной пыли и грязи, эту функцию выполняет пыльник, который изготавливается из резины и снаружи одевается на ШРУС.

Самое интересное, что предотвратить такую нелепую «смерть» ШРУСа, может только постоянный визуальный контроль за состоянием пыльников (хотя бы раз в 5–7 тысяч км. пробега). А многие ли из Вас это делают? Вот и я не делал, за что и поплатился.

Хочу дать совет, тем, кто вовремя обнаружил прорыв пыльника и планирует его замену. Пыльник должен на 100% закрывать ШРУС и быть герметичным.

Оригинальные изделия весьма дороги и возникает соблазн снять пыльник и подобрать наиболее подходящий аналог.

Не делайте этого, не повторяете мои ошибки, сэкономленная 1000 рублей, может в дальнейшем обернуться покупкой нового ШРУСа, который может стоить от 5 до 15 тысяч рублей.

Также обращайте внимание на смазку, особенно привередливы к ней подшипники трипоидного типа, так как там имеются игольчатые подшипники.

Поэтому для закладки во внутренний ШРУС недопустимы смазки, имеющие твердые смазывающие добавки, а также в состав которых входит дисульфид молибдена, но для наружного смазка с дисульфидом молибдена допустима и скажу больше даже рекомендована.

Как вы поняли, что еще одной причиной преждевременной «кончины» ШРУСА является неправильная смазка.

Хруст, также верный признак выхода ШРУСа из строя, сначала он появляется только на вывернутых колесах, потом дает о себе знать при малых углах и даже на прямых колесах. Причиной хруста может являться попадание грязи вследствие разрыва пыльника, а в некоторых случаях причиной может являться неудачный наезд на бордюр или попадание в яму на приличной скорости.

Моя жизненная история

Дело было так: при интенсивном разгоне начала появляться вибрация, после первых диагностических операций был приговорен подвесной подшипник правой полуоси (левая полуось короче и на ней нет подшипника). Поменял, вибрация стала меньше, но не пропала.

При дальнейшей эксплуатации вибрация стала усиливаться, тут то я как раз и обнаружил порванный пыльник на левом внутреннем ШРУСе. Сначала хотел отделаться малой кровью, то есть заменить смазку и пыльник.

Это чуть продлило жизнь ШРУСу, но от вибраций естественно не спасло.

На тот момент оригинальный шарнир стоил 7 тысяч, жаба естественно взяла свое и в итоге куплен ШРУС фирмы pilen­ga, который подошел по VIN номеру.

  Антенны рога на машину

Так я и ездил на протяжении 7–8 тысяч км., пока вибрация не стала дикой и разгоняться свыше 90 км/ч, вообще было страшно.

Теперь необходимость замены была на лицо и, позвонив в один из интернет-магазинов, за 7 тысяч рублей я нашел не то, что ШРУС, а привод в сборе, то есть 2 шарнира и ось.

Оформил заказ с доставкой, которая, кстати, была бесплатной, и вечером привод был у меня, я очень опечалился, когда мне его привезли, так как привод был той же марки pilen­ga.

В итоге все закончилось благополучно, во-первых привод подошел, а во-вторых второй ШРУС тоже был неисправен и очень хорошо, что я не купил только один шарнир. Отсюда следует два вывода: все необходимо делать вовремя и скупой платит дважды.

Теперь вы знаете всё о ШРУСах, их возможных неисправностях, а самое главное о профилактике этих неисправностей.

Подобрать ТРИПОИДы, ШРУСы для автомобилей по размерам и VIN коду. Москва, Санкт-Петербург

Подберем необходимый трипоид, трипоидный шрус, пыльник (внутренние и наружный) для отечественного авто, иномарки, микроавтобуса , и грузовых автомобилей. Цены и стоимость на сайте не указываются, только при контакте через е-мейл или по телефону.

В вопросах х, вы можете указать марку авто или VIN код. Всегда подбираем правильный элемент для всех автомобилей, но бывает что информация была не верной со стороны заказчика, и если он отказался от покупки, мы возвращаем деньги. Все цены с НДС.

Для организаций, предприятий составим и вышлем договор купли продажи. Филиалы в Москве и Петербурге.

Шрус — шарнир равных угловых скоростей

Трипоидный подшипник (ШРУС) элемент подвески автомобиля, обеспечивающий передачу крутящего момента при углах поворота до 70 градусов относительно оси. Не путать с названием трипод, который является треножной опорой для видео и фотоаппаратуры

Подбор шруса или трипоида по размерам, шлицам, параметрам, марке авто, VIN коду. Вы спрашиваете — мы отвечаем. Всё через форму сообщений и комментариев. При необходимости уточняем ваш телефон.

Какой ШРУС лучший: шариковый или трипоидный

В конструкции современных переднеприводных легковушек и полноприводных кроссоверов для передачи вращательного движения от двигателя к передним колесам применяются ШРУСы (или «гранаты»).

Шарниры обеспечивают стабильную скорость вращения приводных валов независимо от угла поворота колес и перемещений подвески. Такой тип привода состоит из двух шарниров, внутреннего и внешнего, которые закреплены на полуоси.

Внутренний ШРУС вставляется в коробку переключения передач, а наружный закреплен в колесной ступице.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Конструкция внутреннего и внешнего ШРУСов различна: Внутренняя граната компенсирует вибрации двигателя и КПП, а также продольные перемещения полуоси при поворотах, но обладает небольшим углом изгиба.

Устройство внешнего шарнира не допускает осевых перемещений рабочих частей, но обеспечивает непрерывную передачу момента вращения при изменении взаимного расположения валов в широких пределах (от 40 до 70 градусов).

  Как поставить кран на кухне

Существует две основных модификации этого узла ходовой части автомобиля: шестишариковый ШРУС Рцеппа и трипоидный шарнир равных угловых скоростей. Чтобы определить, какой ШРУС лучше, трипоидный или шариковый, нужно ознакомиться с их рабочими свойствами.

Шрус с шариковыми подшипниками

В общем виде деталь представляет собой корпус с ведомым валом (цапфой), в который вставлена обойма (кулак). На внутренней поверхности корпуса и внешней стороне обоймы нанесены направляющие канавки, по которым двигаются шесть шариков, удерживаемые сепаратором.

В центральное отверстие кулака вставляется шлицевая часть приводного вала. Для обеспечения устойчивой работы установленный шарнир заполняется смазочным материалом и герметично закрывается резиновым или силиконовым пыльником.

Для шариковых ШРУСов применяются густые смазки с дисульфидом молибдена.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Преимущества шарикового шарнира

Конструкция с шестью шариками при компактных внешних размерах обладает высокой надежностью и износоустойчивостью. Нагрузка распределяется на большую контактную площадь, поэтому ШРУС может передавать крутящий момент высокой интенсивности без негативных последствий для детали.

  1. Также шариковый шарнир обладает большим углом поворота сепаратора, минимальным люфтам между элементами и соответственно низкими вибрационными нагрузками при начале движения машины. Принцип работы ШРУСов при движении автомобиля смоделирован в следующем видеоролике:
  2. Характеристики внутреннего шарикового ШРУСа с прямыми делительными канавками:
  • Возможный угол изгиба до 22 градусов,
  • Максимальное осевое перемещение до 50 мм.
Читайте также:  Автомобили киа в россии

Показатели внешнего шарнира «Рцеппа» с радиусными направляющими канавками:

  • Возможный угол изгиба до 54 градусов,
  • Осевое перемещение не допускается конструкцией.

Трипоидный ШРУС с игольчатыми подшипниками

В качестве внутреннего шарнира на современных автомобилях часто используется граната трипоидной конструкции:

В корпусе такого шарнира располагается трехлучевая вилка, напрессованная на шлицы ведомого вала. На оконечностях вилки крепятся три рабочих ролика, которые могут перемещаться по направляющим канавкам корпуса при повороте или осевом смещении узла.

Для защиты трипоидных шарниров от износа и задиров металла применяются специальные синтетические составы без твердых добавок.

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Особенности трипоидного шарнира

За счет применения игольчатых подшипников обеспечивается большая стойкость трипоидов к износу, а также снижаются потери на трение элементов в узле.

Характеристики трипоидных ШРУСов:

  • Возможный угол изгиба до 18 градусов,
  • Максимальное осевое перемещение до 55 мм,
  • Компенсация вибраций двигателя и КПП более 60%.

Также трипоид не может одномоментно выйти из строя, обездвижив автомобиль, что немаловажно для любителей езды по бездорожью. Несмотря на резкий хруст и возникшие вибрации аварийный трипоидный ШРУС позволит своим ходом добраться до места ремонта.

Выбор ШРУСа по производителю

Шарниры равных угловых скоростей – востребованная среди автомобилистов деталь, поэтому перечень производителей подобных запчастей достаточно широк. Другой вопрос в том, какие эксплуатационные свойства гарантирует тот или иной бренд.

Большинство владельцев «Нивы» в качестве бюджетного, но надежного варианта советуют ставить заводские ВАЗовские шарниры в сборе с валами. В этом случае следует быть крайне внимательным при покупке, потому что количество контрафакта в данной ценовой категории просто зашкаливает.

Среди альтернативных вариантов лучшими считаются ШРУСы от фирм Lobro, GKN, PILENGA, однако есть и такие автолюбители, которых качество данной продукции разочаровало.

Еще одним фактором, негативно влияющим на срок службы гранат, является увлечение автовладельцев лифтингом своей «Нивы». В результате увеличения дорожного просвета углы изгиба ШРУСов приближаются к максимально допустимым. При последующей поездке по серьезному бездорожью может возникнуть ситуация, которая приведет к сверхнормативному перекосу полуосей и поломке шарнира.

Что такое шрус в автомобиле ваз 2110

Рассмотрите устройство, назначение и неисправности внутреннего и наружного шруса от автомобиля ваз 2110…

Приветствую, автолюбитель ВАЗ на сайте RtiIvaz.ru!

Видеоролики отвечают на вопрос, что такое ШРУС в машине, какие бывают, назначение и где они устанавливаются.

Аббревиатура шрус расшифровывается, как – шарнир равных угловых скоростей. Он был изобретен ещё в 1927 году Альфредом Рцеппом и иногда в народе его называют «шарнир Рцеппа».

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Шарниры служат для передачи крутящего момента от двигателя через КПП на ведущие колёса автомобиля. Чаще всего такими шарнирами оснащены автомобили с передним приводом.

Внутренний шарнир ваз 2110 устанавливается в коробку, а наружный в колёсном узле, точнее он входит по шлицам в ступицу колеса.

Так как шрус сам по себе не в состоянии передать крутящий момент от коробки передач к колёсам, то требуется соединительный вал, называемый приводным валом.

Внутренний шрус ваз 2110

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Для начала стоит отметить, что шрус внутренний ваз 2110 более массивный, в сравнении с наружным шарниром, что наблюдается почти на всех моделях авто. Такое соотношение размеров объясняется тем, что наружный шарнир находится около колеса где, как правило, всегда мало места и он более компактный.

Внутренний шрус состоит из корпуса, в народе называется «граната» из-за их схожести, в передней части которого имеется шлицевой вал. На валу имеется канавка под стопорное кольцо, необходимое для фиксации шарнира в коробке передач при движении.

Внутри корпуса шарнира находятся три выемки «дорожки» для трехлучевого подшипника – трипода. Подшипник «трипод» состоит из трёх опор и такого же количества обойм, между которыми расположены игольчатые ролики. Во внутренней части трипода находятся шлицы для соединения с валом привода, на втором конце которого установлен наружный шрус.

Подшипник имеет свободу перемещения по длине своих дорожек вперёд – назад в корпусе шарнира. А также поворачивается на некоторый небольшой угол 20-25 градусов, относительно корпуса. Это условие необходимо при езде, так как при вращении управляемых колёс, он меняет свои угловые установки, уменьшая или увеличивая расстояние от кпп до колёс автомобиля.

Шрус может длительное время эксплуатироваться в рабочем состоянии, при условии герметичности защитных чехлов «пыльников» и целостности их крепёжных хомутов.

Признаки неисправности внутреннего шарнира:

  • Вибрация под нагрузкой при наборе скорости с 0 до 30 км/час,
  • Сильный износ роликов, наружных обойм и выработка в самом корпусе в рабочей зоне.

Наружный шрус ваз 2110

Что такое ШРУС, и какую функцию он выполняет

Снаружи шрус защищён так же, как и внутренний эластичным пыльником, предохраняющий шарнир от влаги, грязи и прочих элементов с полотна дороги.

Наружный шарнир состоит из корпуса со шлицевым валом, на конце которого выполнена резьба. Шрус вставляется в ступицу колеса, на внутренней поверхности которой, также находятся шлицы. По резьбе накручивается гайка ступицы и затягивается определённым моментом.

Корпус наружного шарнира представляет собой, по сути, наружную обойму подшипника. Сам подшипник имеет ещё и внутреннюю обойму, сепаратор и шарики, в количестве 6 штук. Внутри внутренней обоймы выполнены шлицы для соединения с приводным валом от внутреннего шруса.

На конце вала выполнена проточка под стопорное кольцо, который не дает возможность шарниру выйти из зацепления с приводом.

Внутри корпуса шарнира выполнены шесть дорожек по количеству шариков подшипника. Благодаря этим дорожкам внутренняя обойма подшипника имеет большую свободу перемещения на разные углы. Таким образом дается возможность самому шарниру передать крутящий момент колесу при его вращении в разных плоскостях, относительно своей оси.

Симптомы неисправности:

  • При износе одного шарика при повороте руля сначала появляется одинарный клацающий, щёлкающий стук, потом двойной, когда изношены два шарика и непрерывный хруст, когда изношены все шарики;
  •  Биение в руль при повороте колеса на малой скорости, закусывание внутренней обоймы за наружную часть, при этом ощущение, что бьёт колесо, как будто ударен обод;
  •  При проверке вал привода в идеале не должен иметь люфтов вокруг своей оси в шарнирах, ощущение что вал и шарнир сварены воедино кроме продольного движения, что допустимо;
  •  Следы смазки на пыльниках, это предупреждение к их проверке и замене.

Обслуживание гранаты

В большинстве случаев преждевременный выход из строя шруса вызван разрывом его чехла или потери, либо ослабления хомутов. Вода и грязь, попадая внутрь действуют, как абразив и быстро выводят дорогой узел из строя.

При сборке нового шарнира в него закладывается смазка, часть которой также наносится и на внутреннюю поверхность пыльника.

В случаях, когда производится замена порванного пыльника, шарнир разбирается, очищается и промывается. Устанавливается сепаратор с шариками, внутрь закладывается новая смазка, а также и в новый чехол.

Примечание…

Смазка «шрус» закладывается только в наружные шарниры, не следует использовать её для внутренних ШРУСов. Для них выпускается специальная «полимочевинная смазка».

Разборка подшипника гранаты

При необходимости промывки шарнир разбирается. Для этого сепаратор поднимают в верхнее положение, пока не освобождается 1 шарик. Шарик вынимают, и далее, поворачивая вверх сепаратор, поочерёдно вынимают ещё 6 шариков.

Затем деталь собирается в обратном порядке. При разборке запоминаем, какая часть сепаратора «смотрела» вверх. На некоторых сепараторах заводом делается выточка в верхней части.

Не забывайте периодически проверять состояние пыльников шрусов на предмет целостности и шарниры тогда, «ответят» вам сроком эксплуатации.

Устройство и принцип работы наружного ШРУСа. ВидеоКанал АвтоМалярка c Нуля:

Устройство внутреннего ШРУСа:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *