Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Техническое обслуживание автомобиля невозможно без обеспечения соответствующих условий. Поэтому многие автолюбители задумываются о строительстве собственной смотровой ямы.

В предлагаемом материале рассматривается, как построить смотровую яму в гараже своими руками, включая особенности технологии, предъявляемые требования, необходимый инструмент и материалы, другие сопутствующие вопросы.

Для чего нужна

Смотровую яму сооружают в гараже или другом помещении, где содержится автомобиль, или специализированном, предназначенном для его ремонта и технического обслуживания. Возможно обустройство ямы на улице, если в помещении, по каким-либо причинам, выполнить ее не представляется возможным.



Таким способом обеспечивается беспрепятственный и удобный доступ к узлам и деталям, расположенным снизу машины. Это позволяет выполнять замену элементов, производить смазку, регулировку, обтяжку механизмов и другие необходимые операции.

Стандартные размеры

Не существует стандартных размеров, которым должна соответствовать данная конструкция. Габариты выбираются, исходя из размеров машины, и составляют:

  • минимальная ширина свободного пространства – не менее восьмисот миллиметров. Важно правильно рассчитать, на какое расстояние и ширину выполнять канаву при закладке ямы. Итоговые габариты по ширине должны быть меньше размера колеи авто на двести миллиметров (если брать расстояние между внутренними плоскостями ходовых колес). Ширина канавы выполняется на триста миллиметров больше итоговых габаритов, для обеспечения укрепления стенок;
  • длина определяется размерами помещения, где выполняются работы и должна превышать соответствующие габариты машины не менее, чем на пятьсот миллиметров в каждую сторону. Учитывая изложенные обстоятельства, данный размер колеблется в диапазоне от двух до шести метров. Также необходимо учесть устройство лестницы для спуска в яму. Она выполняется в приставном или ступенчатом исполнении. Приставной вариант позволит сэкономить пространство, но менее безопасен и удобен;
  • параметр глубины зависит от роста автовладельца. Изначально котлован выкапывается до двух метров, чтобы в готовом виде высота составляла около метра восьмидесяти или немного больше. При выборе глубины необходимо отталкиваться от уровня залегания грунтовых вод.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Оптимальные габариты определяются особенностями помещения, где оборудуется яма, ростом хозяина машины и размерами автомобиля. Также необходимо заранее предусмотреть место расположения лестницы.

Оптимальное решение – разместить ее сзади. Но иногда размеры гаража этого не позволяют, поэтому оптимальный выход – расположение входа сбоку.

Перед началом строительства необходимо выполнить чертеж, с отображением фактических размеров помещения и ямы.

Обязательно следует учитывать разновидности обслуживаемого транспорта. Об этом – ниже.

Легкового

Для легковых автомобилей размеры ямы будут немного меньше, поскольку это определяется габаритами транспорта. Также меньше внимания может уделяться укреплению стенок. Об основных размерных параметрах говорилось выше.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Грузового

Яма для грузового транспорта выполняется большей длины, но если над ней предполагается выполнение работ как для грузовых, так и легковых автомобилей, ширина подгоняется под колею легковушки.

Учитывая большую массу грузовой машины и возрастание нагрузки на пол, это должно быть учтено при укреплении стенок.

Подготовка материала и инструмента

При подготовке к строительству необходимо обеспечить выполнение предстоящих работ, запасясь следующими материалами:

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

  • тридцатым или сороковым деревянным брусом, досками, щитами для опалубки;
  • бетоном для укрепления стенок и заливки пола;
  • кирпичом – если принято решение выполнить стены с использованием данных материалов. Возможно применение шлакоблока или пенобетона;
  • полимерной пленкой толщиной от двух миллиметров, для устройства гидроизоляции;
  • металлическим уголком для наружной окантовки;
  • арматурой и стальной проволокой, чтобы изготовить каркас под бетонирование;
  • цементом, песком или готовой смесью для выполнения кладки.

Из инструмента потребуется:

  • строительный уровень, для выполнения каменных работ;
  • бетономешалка, чтобы приготовить бетон или раствор;
  • болгарка;
  • столярный инструмент, гвозди – для устройства опалубки.

Требуемый инструмент и материалы должны быть подготовлены заблаговременно, чтобы не задерживать выполнение работ.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Разбор гаражного пола и земляные работы

Вначале необходимо освободить помещение гаража от посторонних предметов, чтобы не создавались помехи в ходе строительства. По заранее определенным размерам размечается участок пола, по углам будущей ямы забиваются колышки и растягивается бечевка.

Выкапывая котлован, почву выносят наружу. Глину не стоит убирать слишком далеко. Она пригодится для уплотнения стенок. После достижения необходимого уровня по глубине, подравниваются стенки, до полного достижения прямолинейности и вертикальности профиля.

Дно тщательно выравнивается, и насыпается подушка из слоев щебня (до десяти сантиметров) и песка (пять сантиметров). Песок утрамбовывается до достижения максимальной плотности, с добавлением воды. Затем настилается гидроизоляционная пленка.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Укрепление котлована

Стенки необходимо соответствующим образом укрепить. Для этого выполняется кладка в половину или четверть кирпича. Это зависит от вида техники, обслуживаемой в яме. Для грузового транспорта толщина остается большей, чтобы обеспечить целостность конструкций при значительных нагрузках.

Альтернативный и менее дорогостоящий, но более трудоемкий способ – забетонировать стены. Для этого монтируется рама из уголка и арматурных стержней, устанавливается опалубка. Верхние края опалубки закрепляются распорками. Затем пространство внутри опалубки заполняется бетоном. Необходимо обеспечить надлежащее качество бетонной смеси и полное заполнение опалубки, без образования пустот.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Для приготовления одного кубического метра бетонного раствора потребуется:

  • шесть пятидесяти килограммовых мешков цемента;
  • семьсот килограммов песка;
  • двести литров воды;
  • тысячу двести килограммов щебня.

Раствор тщательно замешивается вручную или с использованием бетономешалки. Ручной замес потребует большего количества воды.

Поверху выполняется цементная стяжка и окантовка из стального уголка. Если после заливки бетона между стенками и грунтом остается зазор, он уплотняется посредством глины, оставшейся от рытья котлована.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Отделка стен и пола

Пол необходимо залить бетоном уже после обустройства стен. Предварительно укладывается металлическая сетка или связанная проволокой арматура. Каркас должен полностью закрываться раствором.

Чтобы облагородить внешний вид ямы, кирпичные стены штукатурятся или облицовываются керамической плиткой. Важно предусмотреть в стенах наличие ниш для инструмента, это обеспечит удобство работ в яме.

Пол тщательно выравнивается и отделывается аналогичным образом. Если решено класть плитку на пол, подбираются материалы, не допускающие скольжение, в целях обеспечения безопасности.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Чтобы исключить случайное съезжание колёс автомобиля в яму, из металлического уголка выполняются колёсоотбойники, устанавливаемые с учетом ширины колеи машины.

Обустройство

Для нормального обустройства смотровой ямы необходимо выполнить несколько условий. Для создания нормальных условий, обеспечения целостности строительных конструкций и предотвращения промерзания выполняется гидроизоляция. Для удобства работ в яме должна быть выполнена стационарная подсветка.

Лестница изготавливается путем кладки, из металлических элементов или дерева. Выбор материалов зависит от возможностей и предпочтений владельца. Но конструкция обязательно должна быть надежно закреплена.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Гидроизоляция

Гидроизоляция достигается путем закладки в вырытый и подготовленный котлован полимерной пленки или рубероида. Если грунтовые воды залегают намного дальше максимальной глубины ямы, гидроизоляция не обязательна, но лучше перестраховаться и выполнить это условие, чтобы обеспечить сухость внутри.

Если полностью изолировать от воды яму не удается, с одной стороны выполняются приямок и дренажная система, позволяющие удалить скопившуюся воду в канализационную систему.

Если присутствует данная проблема, чтобы обеспечить максимальное удобство использования дренажа – установите датчики и насос, автоматически включающийся при достижении определенного уровня воды в приямке.

Альтернативный, но дорогостоящий вариант – изготовить кессон из цельнометаллического сварного короба по размерам котлована.

Нормализация уровня влажности достигается устройством вентиляции, для этого используются капроновые канализационные трубы, предварительно проложенные от нижней части стены с выводом из помещения наружу.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Утепление

Утепление выполняется с использованием рубероида и пенополистироловых плит. Рубероид укладывается внахлест на стены и пол, затем конструкции покрываются плитами утеплителя, фиксирующимися специальным клеем. В результате этого предотвращается промерзание элементов и скопление конденсата в зимнее время.

Подсветка

Для устройства подсветки, при выполнении облицовки стен, прокладывается электропроводка, затем устанавливаются осветительные лампы. В целях обеспечения безопасности осветительные элементы выполняются с закрытыми плафонами и защитой от механических повреждений.

Как и чем закрывать

Металлические уголки, облицовывающие яму снаружи, позволяют очертить контур и служат направляющими для закрывающих щитов.

Они необходимы для запечатывания ямы в ситуации, когда ее использование не требуется, чтобы случайно не провалиться в проем. Щиты выполняются из металлических листов, ДСП, дощечек.

Также это защитит дно машины от коррозионного воздействия влаги, скапливающейся в яме.

Сложности, с которыми можно столкнуться

Автовладельцу необходимо учесть следующие проблемы, которые иногда сопутствуют устройству смотровой ямы:

  • неглубокое залегание грунтовых вод – потребуется выполнять тщательную гидроизоляцию, а если полностью устранить проблему не удается – устроить приямок и дренаж для скапливающейся влаги;
  • недостаточная площадь помещения, где устраивается яма – в этом случае строительство следует выполнять в другом месте. Ни в коем случае котлован не должен повредить фундамент существующих конструкций;
  • ненадлежащее качество материалов – при покупке цемента и других составов следует обращаться в проверенные торговые точки, поскольку, в случае недостаточного качества, выполнение работ значительно затянется и повлечет перерасход средств.

Работы должны быть предварительно организованы, просчитан необходимый объем материалов, подготовлены инструменты и оборудование. Строительство следует выполнить в максимально короткие сроки, чтобы уложиться в подходящие температурные условия сезона и обеспечить качество работ.

  • Смотровая яма – необходимый элемент гаража любого автолюбителя, но при ее сооружении необходимо обеспечить соблюдение всех требований в плане подбора материалов и разработки проекта.
  • Это позволит гарантировать удобство работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, с соблюдением требований безопасности.



Как сделать смотровую яму в гараже легко и просто: размеры с чертежами и фото основных моментов

Высокая стоимость услуг в СТО заставляет многих автовладельцев заниматься ремонтом своих железных коней самостоятельно. Конечно, это требует обустройства соответствующей инфраструктуры в гараже — и ключевое место в ней занимает смотровая яма.

Несмотря на кажущуюся сложность проекта, выполнить ее по силам любому мужчине. Главное — разработать правильный проект, учитывающий все оптимальные размеры, и последовательно следовать технологии.

Рассказываем о том, как сделать смотровую яму в гараже и предлагаем все необходимые фото и чертежи.

Читайте также:  Чем этилированный бензин отличается от неэтилированного?

Размеры смотровой ямы

Все начинается с размеров. Их не берут с головы — есть определенные рекомендации, которые прошли проверку временем, эмпирическим опытом других автовладельцев и полностью соответствуют требованиям безопасности. Они не являются стопроцентно универсальными, но с большой долей вероятности прекрасно сработают и в вашем случае:

  • ширина определяется расстоянием между колесами машины, при этом минимальная рекомендуемая составляет 80 см;
  • конечная длина должна быть больше общей длины автомобиля как минимум на 1 м;
  • глубина зависит от роста человека и его способностью получить доступ к любой детали авто — к нему добавляется 15-20 см.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму? Как создать удобную и функциональную смотровую яму? Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Есть нюанс: при невысоком росте автовладельца лучше сделать яму в 1,8-2 метра, а позже сделать настил либо подставку. Другой вариант — использование приставной лестницы. Удобно!

Также следует заранее выяснить, каков уровень пролегания грунтовых вод в вашем гараже. Если он достаточно высокий, то яму нужно сделать неглубокой либо вовсе отказаться от проекта.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму? Как создать удобную и функциональную смотровую яму? Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

При выкапывании котлована принимают в расчет толщину стен и подложки, поэтому прибавляют к указанным выше габаритным размерам как минимум 30 см по длине и ширине. С фактической глубиной котлована все сложнее. Нужно принять во внимание:

  • толщину подушки;
  • высоту стяжки;
  • слой гидроизоляции.

И лишь уже от этого отсчитывать упомянутые выше 1,8-2 метра.

Приводим в пример готовые чертежи, которые помогут подготовить проект правильно. Вам останется лишь адаптировать их к особенностям вашего гаража.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?гараж чертежи

Как создать удобную и функциональную смотровую яму? Как создать удобную и функциональную смотровую яму? Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Какие потребуются материалы

  • песок и гравий — для приготовления кладочного раствора;
  • щебень — для формирования подушки;
  • цемент — для замешивания раствора;
  • деревянные бруски в 30 на 30 мм (можно и 40 на 40);
  • доски толщиной до 2,5 см или фанера толщиной до 1,5 см — для создания опалубки;
  • доски толщиной до 4,5 см — для обустройства крышки смотровой ямы;
  • гидроизолятор (рубероид, мастика, пленка) — для профилактики проникновения грунтовых вод и защиты стяжки от сырости (посмотрите, как сделать гидроизоляцию правильно);
  • армирующий прут и стальная проволока — для создания армирующей решетки по стенам и напольному основанию ямы.

Если вы делаете вентиляцию, то также понадобятся пластиковые трубы — оптимально использовать варианты с диаметром до 10 см. Деревянные доски и бруски можно заменить кирпичами и пеноблоками, но стоимость работ в связи с этим вырастет.

Технология обустройства в 13 шагах

Шаг 1. Наносим разметку на пол. Делается это обычным мелом — выбираем место аккурат посередине помещения.

Шаг 2. Раздолбите бетон и срежьте всю арматуру по периметру.

Шаг 3. Удалите из проема грунт. Можно воспользоваться для этого лопатами.

Шаг 4. Выровняйте дно образованного котлована лопатами, аналогично — и со стенками.

Шаг 5. Оформите вентиляцию — без нее можно обойтись, но с ней воздух в смотровой яме и в гараже в целом будет заметно чище и приятнее. О вентиляция в гараже в целом — читайте здесь.

Это делается с помощью пластиковой трубы с диаметром не менее 10 см. Для этого нужно выкопать горизонтальную траншею и вывести ее через стену. Уже в траншее размещайте трубу таким образом, чтобы нижний ее конец находился у самого дна.

Шаг 6. Засыпьте в яму песок с расчетом на слой толщиной до 20 см. Поливая водой, утрамбуйте до нужной формы, а затем поверх уложите 10-сантиметровый слой щебня. Лучше использовать щебень с мелкими и средними фракциями.

Шаг 7. Выберите нужный гидроизолятор и зафиксируйте его на стенках и полу смотровой ямы.  Идеально подходит материал рулонного типа: дешевле всего — рубероид, если бюджет посолиднее, то можно воспользоваться гидроизолирующей мембраной или пленкой.

Обратите внимание: полосы гидроизолятора укладываются нахлестом до 10 см, а после стыки закрепляются мастикой на основе битума либо специальными лентами. Также следует вывести гидроизолятор наружу и прижать концы каким-нибудь грузом при монтаже, чтобы избежать смещения.

Шаг 8. Выполняйте заливку дна стяжкой. Ориентировочная толщина слоя — 5-7 см.

Шаг 9. Стенки выполняются из блоков либо кирпичей.

В случае, если решили работать с блоками/кирпичами, то укладку ведите со смещением на половину. Отлично подходит для фиксации кладочный раствор из цемента и песка.

Есть и второй вариант — создание монолитной конструкции из бетона. Для этого необходимо из досок либо фанеры (см. материалы) подготовить опалубку. Она может быть одно и двухслойной. Обычно двухслойную оформляют в тех случаях, когда приходится иметь дело с непрочным песчаным грунтом.

Усилит конструкцию армирующий каркас, размещенный аккурат посередине. Части каркаса можно скрепляются между собой арматурным прутом.

Шаг 10. Заливаем бетон. Используйте весь его массив, лучше всего заливку производить в течение дня через каждые 4 часа.

Шаг 11. Через неделю снимайте опалубку, но пользоваться ямой еще нельзя — она окончательно затвердеет только примерно через 30 дней.

Шаг 12. Займитесь финишной отделкой.  Можно:

  • покрасить;
  • облицевать керамической плиткой;
  • оштукатурить.

Шаг 13. Последний штрих — создание ограничительной конструкции по периметру. Для этого можно использовать уголок из стали. Однако зачастую этот этап многими владельцами гаражей благополучно пропускается. Но если вы хотите сделать все эстетично и красиво, то действуйте!

Заключение

Смотровая яма в гараже — не роскошь, а необходимость, если вы привыкли устранять мелкие неисправности в автомобиле своими руками и хотите создать максимально располагающую для комфорта обстановку в помещении. Конечно, для ее правильного обустройства придется потратить энное количество денег, времени и физических ресурсов, но зато в вашем расположении всегда будет прямой и, главное, безопасный доступ к днищу машины.

Все сделано? Оцените популярные варианты для пола в гараже

Строительство смотровой ямы в гараже

Гаража нет. Машиной пользуюсь постоянно, поэтому гараж особо и не нужен. А вот яма нужна.

То масло поменять, то подвеску обновить. Как сделать смотровую яму в гараже? Решил делать. Сначала хотел эстакаду, но уж больно большая конструкция получается. Собрался с силами и сделал.

Место нашел у мамы на огороде, так как сам живу в квартире. Несколько фото процесса, смотровая яма для легкового автомобиля.
1 обязательно нужно в процессе копки ставить опалубку.

(я делал из двух частей, чтобы можно было потом вынуть).

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

опалубка для смотровой ямы

2 опалубку обязательно распирать.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

опалубка для смотровой ямы и для фундамента кирпича

3 в процессе выкладывания стен, постепенно вынимал опалубку с помощью ломов и упоров (на кладку не опирался)

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Залили бетонный пол в смотровой яме

4 стенка в пол кирпича так как глубина не большая, длина тоже, грунт песок, сверху от воды закрыто плитой.
5 уголок выступает над плитой на 1-1,5 см, чтобы не затекала вода в яму.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

выкладываем кирпичем смотровую яму гаража

6 заезжать нужно аккуратно, тогда не нужны здоровые трубы-отбойники чтобы не съехать в яму.
7 яму делал для эпизодических ремонтов и ТО своего авто (можно глянуть в БЖ). поэтому глубина полусидя (на этот случай есть стул на колесиках и с регулировкой высоты) и длина в 3 метра.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

кладка кирпича для смотровой ямы

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

выкладываем кирпичем смотровую яму гаража своими руками

8 в последствии крышка сделана в виде щитов из доски опалубку (25мм), промаслена отработкой и закрыта этим же куском линолеума. Машину ставить на щиты я не планирую, а везти толстые доски и корячиться с тяжелыми щитами нет никакого желания.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Армирование пола в гараже под бетон

9 работы проводил полностью сам. Замешивалось всё в бетономешалке. Стены выкладывал сам в первый раз. Получилось не очень ровно (но для ямы в самый раз), долго (после работы примерно по 2-а ряда за вечер), но дешевле, чем нанимать.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Фундамент для гаража

Автор  и фото: Владимир Прохоров

Устройство смотровой ямы в гараже

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Но есть и другая категория автовладельцев – тех, кто предпочитает весь мелкий и средний ремонт, а также периодическое техобслуживание машины делать самостоятельно. Обычно у таких людей машина не стоит во дворе, они предпочитают ставить ее в гараж, который является не только местом для стоянки, но и импровизированной мастерской. Подобраться к машине снизу довольно сложно и работать, лежа на спине, тоже не очень удобно (а при нашем климате еще и холодно). Поэтому большинство автовладельцев стремятся к устройству смотровой ямы, которая облегчает ремонт и уход за машиной.

Требования, предъявляемые к смотровой яме

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?На каком этапе лучше строить смотровую яму? Какие требования нужно соблюдать? Ответы на эти вопросы лучше узнать заранее, а затем уже обдумать все тонкости устройства ямы.

Лучшим временем для устройства смотровой ямы считается период постройки гаража. Идеально, если гараж сразу проектируется с наличием смотровой ямы. Это позволяет предусмотреть все необходимое для ее грамотного устройства.

Основными моментами, требующими внимания, являются следующие:

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

  1. Уровень залегания грунтовых вод. Если уровень менее 250 см от нулевой отметки, то яму в гараже лучше не делать, иначе она почти постоянно будет стоять с водой. А это не полезно как для гараж в целом, таки для автомобиля в частности. Да и работать в такой яме, скорее всего, будет невозможно.
  2. Даже если уровень грунтовых вод более 250 см, необходимо позаботиться о гидроизоляции гаража и устройстве дренажа с учетом глубины ямы. Это избавит вас от необходимости периодически откачивать воду из ямы.
  3. Лучше всего, если гараж будет иметь достаточные размеры для того, чтобы основное время машина не стояла непосредственно над ямой. Это значительно снизит вероятность коррозии машины.
  4. Размеры смотровой ямы зависят от марки машины и величины его колесной базы. В среднем ее ширина может составлять 80 – 85 см, но подбирается индивидуально для вашей машины. Глубина ямы рассчитывается из соображений, чтобы хозяин автомобиля мог свободно стоять в ней во весь рост. К этому размеру нужно добавить еще 15 – 25 см. Длина ямы должна быть больше, чем длина автомобиля примерно на 100 см – это делается для организации свободного доступа в яму.
Читайте также:  Установка гбо на дизельных автомобилях

Устройство смотровой ямы

Определив желаемые размеры ямы в плане, нужно добавить к ним еще 40 – 50 см с учетом того, что кверху яма будет немного расширяться, а также с учетом толщины бетонных стен ямы.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

При работе в неустойчивых грунтах, во избежание осыпания стенок, необходимо укреплять стенки котлована досками с горизонтальными распорками.

Устройство пола в яме

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

  1. Это можно сделать как до бетонирования стен, так и после него. Если решено начать с пола, то на первом этапе его необходимо тщательно утрамбовать, насыпав предварительно около 10 см гравия. Затем пол засыпают песком толщиной 5 см и снова трамбуют. Для лучшей гидроизоляции пол промазывают глиной.
  2. В качестве гидроизоляции пола можно использовать слой полиэтиленовой пленки или специального рулонного материала.
  3. Далее пол армируют вязаной арматурой с шагом 10 -15 см или уложив специальную арматурную сетку на расстоянии около 4 см от поверхности будущего пола.
  4. Заливку осуществляют в 2 этапа – сначала одну половину площади пола, затем – вторую. До того, как приступить к стенам, пол должен окрепнуть в течение 14 дней.

Устройство опалубки и бетонирование стен

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

  • Предварительно стены ямы нужно обмазать слоем жирной глины и закрепить полиэтиленовую пленку или рулонный материал с нахлестом отдельных кусков 10 – 15 см.
  • Для опалубки можно использовать обычные доски, а можно использовать ОСП-плиту, которая отлично держит бетон. После бетонирования ее можно использовать для устройства верстака или полок в том же гараже.
  • Опалубку выставляют ярусами по высоте ямы. Высота яруса может составлять 30 – 40 см. При этом одновременно производится укладка арматуры диаметром 6 – 8 мм с шагом 10 см. Вместо нее можно использовать стальную сетку, но ее придется уложить в 2 слоя на расстоянии не более 10 см один от другого.
  • Во время установки арматуры нужно также уложить закладные детали в местах расположения инструментальных ниш в стенках ямы.
  • Стены бетонируются послойно, каждый слой бетона тщательно уплотняется с помощью штыковой лопаты.
  • По верхнему краю ямы нужно сделать стальную обойму их уголка или Т-образного элемента, который бетонируется одновременно со стенками и немного выступает над поверхностью пола гаража. Он будет служить страховочной рейкой при заезде машины на яму. Кроме того, на полочку этой рейки будет удобно укладывать доски, закрывающие яму.
  • После полного просыхания бетона делается засыпка пазух котлована с трамбовкой грунта. Если есть опасность подтопления гаража, то засыпку можно сделать жирной глиной.
  • После этого опалубка снимается.

Как еще можно благоустроить яму

Для комфортного использования смотровой ямы ее можно «благоустроить»:

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

  • Доски, закрывающие яму, должны иметь толщину не менее 50 см, иначе при наезде машины на закрытую яму, они могут лопнуть.
  • Предусмотрите в стенках ямы специальные ниши для инструмента, тогда вам не придется класть его на дно.
  • Хорошо, если длина гаража позволяет сделать стационарную бетонную лестницу в торце ямы.
  • Стенки ямы можно оставить бетонными или оштукатурить. Используется даже отделка светлой керамической плиткой.
  • Освещение смотровой ямы должно быть безопасным и достаточным для удобной работы. В яме можно использовать только приборы, работающие от напряжения 36 В.
  • Для безопасности работы в яме можно использовать переносные аккумуляторные светильники.
  • Для того чтобы воздух не застаивался в закрытой яме, можно предусмотреть вентиляционное отверстие в одной из досок, закрывающих яму. Если таких отверстий два с разных концов ямы, то вентилирование пространства будет более интенсивным.
  • Если яма строится во время постройки гаража, то можно вывести из нее вентиляционную трубу прямо на улицу. Для этого используются утопленные в пол пластиковые или гофрированные трубы.
  • Если в яме все-таки появилась вода, то для сохранности машины (как временная мера) будет лучше закрыть яму пленкой и придавить ее досками. Это снизит влажность в гараже.

Строительство смотровой ямы в гараже своими руками

Яма (канава) для диагностики автомобилей – не будет лишней ни в одном гараже. Только с помощью этой нехитрой конструкции можно производить полноценный серьезный осмотр нижней части машины. В идеале, обустройство гаражного помещения стоит начинать именно с оборудования смотровой ямы.

Чаще всего для сооружения смотровой канавы владельцы гаражей пользуются монолитным железобетоном или кирпичом. Конечно, у каждого из данных вариантов есть определенные плюсы и минусы.

В частности, кладку из кирпича легче смонтировать, однако кирпичная стена уступает в прочности бетонной.

Кроме того, вариант с кирпичом предполагает дополнительную затирку каждого наружного кладочного шва до укладки гидроизоляционного слоя.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Железобетонные конструкции отличаются максимальной прочностью и долговечностью, но обустраивать их значительно сложнее. Так, перед заливкой бетонной стяжки необходимо будет заняться сооружением опалубки. Для проведения комплекса работ потребуется соответствующее количество арматуры и самого раствора.

Чему стоит уделить внимание

О размерах и положении

В идеале обустройством смотровой ямы следует заняться в одно время с заливкой фундаментального основания в гараже. Оптимальной для данного сооружения считается ширина в 70-90 сантиметров.

Если «канава» будет уже, — работать в ней будет проблематично, если шире – вероятность падения в яму серьезно увеличится.

Высота канавы обычно составляет порядка 170 — 180 сантиметров, длина – не меньше двухсот сантиметров (идеальный вариант — длина авто + один метр).

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

О лестницах

Вариант с приставной лестницей можно «отмести» сразу. Ее использование в данном случае будет неудобным и небезопасным. Оптимальное решение –

оборудование ступеней параллельно с сооружением ограждения. Если стены выполнены из кирпича, ступени также разумнее будет сделать кирпичными. Если вы будете заливать бетонную конструкцию, можно одновременно провести отливку ступеней.

Если вы не позаботились об устройстве лестницы на ранних этапах ремонта гаража – не беда. Лестничную конструкцию несложно сделать и позже, на стадии обустройства уже готовой ямы. В этом случае лестница может быть выполнена из металла (ступеньки из рифленого железа) или дерева (ступени крепятся при помощи косоуров или тетивы).

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

О подсветке

По понятным причинам, обустройство подсветки в диагностической яме – обязательный процесс. Согласно технике безопасности использовать здесь обычные лампы накаливания (220В) запрещено.

Допустимо применение ламп, расчитанных на низкое напряжение (не больше 36В). В условиях гаража такие источники света могут «питаться» от понижающего трансформатора.

Неплохим решением станет использование ламп дневного света в герметичных корпусах.

О вентиляции

Возникновение повышенной влажности в смотровой яме (по причине температурных перепадов) и образование конденсата, который осаждается на днище авто, — очень частые явления. Для предотвращения вышеописанных процессов необходимо оборудовать «канаву» качественной вентиляцией.

Для изготовления вытяжного канала обычно применяют канализационные трубы из пластика или асбестоцемента. Труба закладывается в щебеночный слой фундамента пола, и соединяется вертикальной «вытяжкой» (стояком) при помощи переходного «колена».

Важный момент: вытяжка смотровой ямы должна быть устроена отдельно от потолочной вытяжки гаража, в случае их объединения эффективность вентиляционной системы существенно упадет.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

О котловане

Если вы обустраиваете смотровую траншею параллельно с оборудованием фундамента в гараже – разумным и рациональным решением будет нанять экскаватор (если, конечно, позволяет бюджет). В этом случае весь объем работ может быть выполнен за несколько часов.

Несколько человек с лопатами будут трудиться намного дольше, при этом совокупная стоимость работы наемных «копателей» не будет намного ниже, чем оплата услуг экскаватора. В случае, если вы решили устроить яму в уже готовом помещении гаража – придется от души помахать лопатой.

Для того, чтобы в дальнейшем избежать лишней работы, рекомендуем часть вынутой земли укладывать максимально близко от гаража, — она будет нужна для обратного засыпания пазух.

О заливке фундамента пола

Основание смотровой канавы должно быть защищено от всех видов влаги надежным слоем гидроизоляционного материала. Утрамбованную поверхность дна котлована в первую очередь следует залить десятисантиметровым слоем подбетонки.

По ширине подбетонку укладывают вровень с наружными поверхностями каждой будущей стены ямы. Для гидроизоляции основания можно воспользоваться любой из разновидностей рулонных изоляционных материалов: полимерной пленкой, акваизолом, бикростом, рубероидом.

Материал необходимо укладывать с напуском на каждую стену.

После укладки слоя гидроизоляции можно заливать бетонный раствор. Толщина слоя раствора должна быть не меньше, чем 7-8 сантиметров. Для армирования заливаемой поверхности лучше выбрать дорожную сетку 150 на 150 сантиметров (толщина проволоки 3-4 миллиметра).

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Об устройстве стен

При обустройстве стен смотровой траншеи следует соблюдать ряд обязательных правил:

  • укладка кирпича производится без использования арматуры;
  • кирпичную стену следует выкладывать в один лог;
  • лучше применять для кладки силикатный кирпич;
  • раствор бетона заливается непосредственно в землю с внешних сторон ямы;
  • бетонная смесь заливается без использования армированной сетки.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

О грунтовых водах

Перед тем, как приступить к строительству смотровой канавы, необходимо уточнить уровень залегания грунтовых вод на данном участке. Если этот уровень расположен выше отметки в два метра (глубина), то строительные работы лучше не начинать.

На практике доказано, что при таком раскладе никакие варианты устройства гидроизоляции не спасут сооружение от проникновения влаги. Если грунтовые воды пролегают на глубине более чем два с половиной метра, яму можно оборудовать, с условием обеспечения максимальной гидроизоляции.

Для этого часто используют несколько слоев гидростеклоизола, рубероида, стеклоизола и других оклеечных материалов. Есть надежный вариант с обработкой поверхности расплавленным битумом. Можно также воспользоваться составами с проникающим действием: пенетроном, акватроном-6 или гидротексом.

Их можно наносить даже на высохшую не до конца бетонную поверхность, что позволяет сэкономить время.

Читайте также:  Поддельное моторное масло: как не ошибиться с выбором?

Видео

  • С этим материалом читают так же:
  • Строительство гаража своими руками
  • Строительство отдельностоящего гаража своими руками
  • Ремонт подвала в частном доме своими руками
  • Ремонт гаража своими руками
  • Строительство подвала в частном доме своими руками

Обзор характеристик и видов смотровой ямы в гараже

Любой автовладелец знает, что от качества ухода за автотранспортным средством зависит его срок эксплуатации. Следовательно, у «железного коня» должно быть свое место. Гараж – это идеальное место для его хранения.

Необходимо понимать, что помещение должно быть защищено от попадания влаги, от резких перепадов температур и от иного воздействия окружающей среды. Инструкция как сделать смотровую яму в гараже здесь: http://kakgarazh.ru/smotrovaya-yama/instrukciya-kak-sdelat-smotrovuyu-yamu-v-garazhe.html.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

На фото гараж, оборудованный смотровой ямой

Очень важно чтобы автовладельцу было удобно пребывать в гараже. Необходимо чтобы место было оснащено для работы и «заботы» о машине. Именно по этой причине в гараже создают смотровые ямы. Они помогают проводить осмотр техники и выполнять мелкий ремонт.

Размеры

Для того чтобы выполнить смотровую яму в гараже, необходимо правильно провести все расчеты. Особого внимания должны удостоится ширина и глубина этого технического элемента. Ширина смотровой ямы должна соотноситься с габаритными размерами автомобиля, который будет храниться в этом автомобильном доме.

То есть нужно учитывать марку авто и размеры колесной базы, а также все вероятные модификации. В том случае, если автомобилей несколько или ремонтировать в гараже предполагается различные автотранспортные средства, то ширина должна составлять 75-80 см.

Ознакомиться с советами чем покрасить стены в гараже можно здесь.

Что же касается глубины, то этот показатель должен соотносится с ростом человека, плюс 15-20 см. Это позволяет легко устранять неполадки на любом авто. Итак, оптимальными размерами смотровой ямы в гараже называют глубину в 180-190см, ширину в 75-80 см и длину, складывающуюся из длины машины + 1 м.

Совет: при проектировании смотровой мы следует продумать наличие ступенек и подумать о лестнице приставного типа (если площадь гаража ограничена).

Требования

По мнению специалистов, технически грамотно устраивать смотровую яму в гараже по центру помещения. при ее сооружении учитывают не только габаритные размеры помещения, но и размеры автомобиля.

Так, для грузовиков смотровые ямы будут значительно больше.

Если же гараж стоит на болотистом грунте, то стоит позаботиться о гидроизоляции и утеплении смотровой ямы, ее выполняют на этапе укладки камня или заливки бетонной конструкции.

В том случае, если под гаражом высоко залегают грунтовые воды, следует устраивать неглубокую яму, лучше всего, если будет смонтирована наземная конструкция. Она позволит установить автомобиль повыше.

Виды

На данный момент в гаражах стараются делать смотровые ямы. Устройства данного типа позволяют самостоятельно проводить ремонт собственного автотранспортного средства, что дает возможность существенно экономить на ремонтных работах. Читайте инструкцию как сделать погреб в гараже на этой странице.

Следует отметить, что все смотровые ямы делятся по нескольким критериям:

По виду материала:

  • смотровая яма в гараже из бетона – этот вид ям является весьма практичным и удобным. Ко всему прочему изделия из бетона могут прослужить длительный период времени. К тому же, бетон не подвержен воздействию химических веществ и не портиться от воздействия внешних факторов;
  • металлическая смотровая яма в гараже – данный тип смотровых ям легок в исполнении и монтаже. Смотровые ямы из металла отличаются сравнительно низкой ценой, но и служат они меньше.

По углубленности:

  • неглубокая смотровая яма в гараже – такая яма удобна в небольших помещениях. Она позволяет проводить техническое обслуживание автомобиля в состоянии лежа. Работать в данном положении могут максимум два человека.
  • глубокие ямы в гараже – ямы этого типа весьма удобны, потому как работа может проводиться в положении стоя. Одновременно в яме может находиться до четырех человек. Это позволяет сократить время наладки авто.

При устройстве смотровой ямы нужно помнить о том, что она должна быть:

  1. Практичной;
  2. Комфортной;
  3. Долговечной.

Фото

Как уже говорилось смотровая яма в гараже — это много плюсов, но как оказалось, есть и минусы.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Готовая смотровая ямы для гаража на фото

К плюсам смотровой ямы относят:

  • возможность проведения своевременных профилактических работ;
  • возможность экономить собственные финансовые средства;
  • возможность заработать.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

На фото процесс строительства смотровой ямы в гараже

А вот к минусам можно отнести такие моменты, как:

  • риск повышения влажности и появления воды в гараже;
  • проблемы в самостоятельном сооружении.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

На снимке пример использования смотровой ямы

Внимание! Владелец гаража должен понимать, что несмотря на свою полезность, смотровая яма весь опасна, в те моменты, когда ее не используют по назначению. Необходимо позаботиться о защитной конструкции.

Оформление

Оформление смотровой ямы в гараже — это дело каждого автовладельца. Она может быть отделана шифером – материал прочный и обладает высокой износостойкостью. Читайте руководство по выбору вида погреба в гараж.

Также можно обложить смотровую яму в гараже декоративным материалом, к примеру камнем и устроить встроенную подсветку.

Для того, чтобы использовать смотровую яму по назначению ее необходимо обустроить под себя. Следует соорудить лестницу для удобства спуска в нее и сделать несколько навесных элементов для временного хранения инструментов.

Освещение

Что же касается освещения, устраиваемого в смотровой яме, то оно зачастую носит переносной характер. Для этого применяют яркие лампы, крепленные на переносках.

Но в некоторых случаях, осветительные элементы устраивают на боковых поверхностях. Светильники для смотровых ям должны быть прочными и лучше всего, чтобы корпус лампы был противоударным. Ведь никто не защищен от падения инструментов.

Читайте инструкцию как открыть автосервис в гараже .

Подсветка смотровой ямы в гараже должна быть средней яркости, потому как слишком тусклая не даст возможности комфортно проводить все работы, а в случае чрезмерной яркости ремонт принесет серьезный дискомфорт зрению человека.

Некоторые владельцы автомобильных домов предпочитают встроенные светильники, так вероятность их повреждения сводится к нулю. Тем более, светодиоды позволяют существенно экономить на объемах потребляемой электроэнергии.

Сколько стоит сделать смотровую яму в гараже?

Устроить смотровую яму можно как собственными силами, так и при участии команды специалистов. Последний вариант является наиболее приемлемым, потому, как только профессионалы могут провести все работы с должной аккуратностью и тщательностью. Они проверят наличие подземных вод и осмотрят все территорию на линии залегания технических магистралей (кабели различного значения).

Для того, чтобы команда рабочих вырыла котлован под типовой габаритный размер смотровой ямы, при учете всего необходимо для ее создания строительного материала, нужно будет затратить около 12-15 000 рублей.

Но стоимость таких работ может зависеть от территориального расположения гаража, от качества грунта и от материала, из которого выполняется смотровая яма.

Видео

Смотрите на видео рекомендации по строительству смотровой ямы в гараже:

Смотровая яма – это неотъемлемый элемент любого автомобильного дома. Он позволяет проводить регулярный технический осмотр гаража за счет улучшается качество ухода за авто. Как следствие увеличивается срок эксплуатации автотранспортного средства.

Смотровая яма гаража — что нужно для ее оборудования — Building online

Каждый водитель прекрасно знает, что автомобиль требует особого внимания. Ремонт, производимый лежа на спине под машиной, это вполне естественное явление для всех водителей. Для того чтобы избежать таких каверзных неудобств, в гараже должна быть оборудована смотровая яма. Только благодаря ей, можно произвести капитальный ремонт колес, днища и карданного вала автомобиля.

Размеры смотровой ямы

Точных размеров ямы для гаража не существует, так как данный параметр определяется строго индивидуально по габаритам машины и телосложению владельца. Зачастую, для проведения удобного ремонта автомобиля, необходимо учитывать такие параметры, как высота ямы, ее длина и ширина.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Высота

Высота смотровой ямы гаража, зависит от роста владельца транспортного средства. В среднем значении ее высота составляет 2 метра. Такая высота не позволит получить случайный удар головой при ремонте автомобиля, а также позволит разместить в ней дополнительное оборудование для работы.

Длина

Длина ямы, должна браться с запасом в 1 метр от общей длины автомобиля. Фактически данный размер, можно делать индивидуально, используя собственное расположение в яме по отношению к крайним точкам автомобиля.

Ширина

Ширина ямы, должна быть таких размеров, при которых можно использовать максимальное количество инструмента и оборудования для ремонта, ширины в 1 метр вполне достаточно.

Материал для ямы

После того как основу для смотровой ямы выкопали, следует задуматься о материале, которым будут закрыты стены и пол. Этот параметр влияет на внешнее состояние ямы и срок ее службы. Их оборудуют в грунте с промерзанием до 70 см.

Используя эту цифру, следует учитывать зимний сезон и осенний. В такое время года яма подвергается сильному разрушению стен и повышенному количеству грунтовых вод. Во избежание этого, следует использовать гидроизоляцию стен и прочный бетон для пола.

В большинстве случаев стены ямы выкладывают кирпичом, а пол заливают бетоном марки М200.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Для усиления прочности стен, при кладке кирпича, можно использовать металлическую арматуру или штамповочную ленту. Для внутренней гидроизоляции стен, можно использовать специальные смеси и жидкости. Они будут создавать специфический слой защиты, не позволяющий проникнуть влаге в поверхность стен.

Не стоит забывать о том, что если яма находится в месте скопления грунтовых вод, то на дне ямы, необходимо выкопать приямок для откачки грунтовых вод.

Как создать удобную и функциональную смотровую яму?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *