Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Темой нашего сегодняшнего материала будет замена тормозных колодок, признаки их неисправностей и виды данных элементов. Надеюсь, вам будет интересно и полезно.

Еще будучи юнцом, впервые получившим от отца старые Жигули, для меня было не важно, что это за машина, какого года она выпуска и сколько лошадиных сил под капотом.

Папа выдвинул условие, что раз машина переходит мне, то она оказывается в моем полном распоряжении и под моей ответственностью. Другими словами, любишь кататься, люби и Жигули чинить.

Каждый водитель должен понимать, что главное не разогнаться, а суметь вовремя затормозить. Автомобили ВАЗ, Ниссан, Шевроле, Тойота, Опель, Мазда или Шкода могут разгоняться как за секунд 20 до 100 километров в час, так и тратить на это буквально несколько секунд. Если с тормозами все хорошо, никаких проблем, чтобы сбросить скорость до нуля не составит труда.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Но тормозная система, как и множество других автомобильных узлов, с течением времени изнашиваются, выходят из строя.

Обычно это происходит постепенно и только в особых ситуациях поломка может случиться без предварительных симптомов о неполадках.

Потому предлагаю вам обсудить такую тему как замена тормозных колодок и рассмотреть, что указывает на необходимость замены, когда требуется менять и какие элементы лучше всего выбрать.

Эксплуатационные факторы

Некоторые водители проводят замену по прошествии 50…60 тыс. км, а для других дедлайн наступает уже на 10…15 тыс. км. Основными факторами в этой ситуации выступают способ эксплуатации, манера вождения, компания изготовитель колодок и тип тормозной системы.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Также стоит обратить внимание на сопутствующие элементы системы, от состояния которых зависит, через сколько менять тормозные колодки:

  • регулировочные тяги с крепежом;
  • различные уплотнители и защитные пыльники;
  • манжеты и гидравлические шланги;
  • демпфирующие пружины либо фиксирующие скобы.

Износ этих комплектующих также приводит к скорому истиранию фрикционных накладок.

Качество и конструкция тормозных дисков либо барабанов оказывает прямое воздействие на работу тормозов в целом. Вентилируемые диски от известных производителей прослужат гораздо дольше за счет оптимальных условий, пробег колодок с ними увеличится.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Проводя диагностику тормозной системы, стоит проконтролировать правильность установки суппорта. Его перекос оказывает воздействие на равномерность износа колодок. Свойство сказывается и на эффективности торможения. Заметить данное явление можно по неравномерно вытертой накладке.

К негативным внешним факторам относятся следующие явления:

  • температурный режим;
  • наличие агрессивных реагентов и солей.

Эти обстоятельства способны сокращать эксплуатационный срок для изделий, так как основные фрикционные элементы теряют физико-химические параметры, закладываемые производителем.

Проводить замену колодок рекомендуется для всех колес одновременно. Это обеспечит гарантию качественной работы системы.

Другие причины замены колодок

Помимо ситуации с критическим износом, менять тормозные колодки необходимо в таких случаях:

  • толщина фрикционного материала составляет больше 5 мм, но сама накладка начала отслаиваться от стального основания;
  • на поверхности возникли трещины и сколы, материал начал крошиться;
  • на деталях обнаружены пятна масла либо тормозной жидкости, снижающей фрикционные свойства;
  • когда произведена замена тормозного барабана или диска.

Еще одна причина замены связана с обилием низкокачественных подделок на рынке автомобильных запчастей. Новые колодки, купленные в ненадежной торговой точке, спустя 1-2 тыс.

км начинают ужасно скрипеть либо пищать, хотя до полного истирания рабочей части еще далеко. Виновник – материал детали, чья твердость сравнима с металлом, отчего поверхность «зализывается» и появляется скрип.

Если сделанные неизвестно из чего элементы не заменить, то резко увеличится выработка на тормозных дисках.

Рекомендуем:  Кольца поршневой — что это, зачем они нужны и как работают?

Многие современные авто оборудованы специальными датчиками, регистрирующими уменьшение толщины фрикционного слоя и подающими сигнал водителю, когда она достигает критического уровня. Это тоже причина, чтобы снять детали с изношенными накладками и поставить новые.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Правда, датчики нередко забиваются грязью, и теряют работоспособность, поэтому хозяину машины не помешает самостоятельно проверять состояние тормозов.

Как узнать, когда пора менять тормозные колодки

Определить, что ТК изношены, можно по следующим признакам:

  • при торможении раздается неприятный металлический скрежет;
  • при нажатии на педаль тормоза ощущается биение в руле;
  • эффективность торможения снизилась, увеличился тормозной путь;
  • у тормозной педали увеличился свободный ход, она берет у самого пола, а некоторых случаях приходится дважды нажимать на педаль.

Часто начинающие автомобилисты задают вопрос: что будет, если ездить с изношенными колодками? При большом износе ТК:

  • интенсивно изнашиваются тормозные диски и барабаны;
  • если накладок остается совсем мало, могут потечь тормозные цилиндры;
  • пропадают совсем тормоза, и тогда возникает аварийная ситуация.

Когда требуется замена

Для начала напомню, что колодка состоит из двух основных компонентов. Это накладка (она же фрикционная) и сам корпус.

Именно фрикционный элемент выполняет важнейшую функцию, то есть тормозит тормозной диск. Потому постепенно она изнашивается естественным путем. Замена колодки — это лишь дело времени.

Раньше меняли исключительно сами накладки, но сейчас просто демонтируют всю колодку и ставят на ее место новую.

Когда именно придется выполнять замену дисковых тормозов или менять барабан, никто точно сказать не сможет. Износ и работоспособность зависит от целого ряда факторов:

  • изначальное качество колодок;
  • манера вождения;
  • условия и особенности эксплуатации автомобиля;
  • интенсивность нажатия на педаль тормоза;
  • качество дорог;
  • модель и состояние самого автомобиля и пр.

Если говорить про колодки на передних автомобильных колесах, то они способны прослужить примерно 10-15 тысяч километров. Это вполне нормальный показатель для среднестатистического автомобиля в наших условиях (качество дорог, погода и пр.).

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

А устанавливаемые на задних колесах колодки работают дольше, поскольку нагрузка на них несколько меньше. Это если в авто основная нагрузка ложится на передние тормоза, а не задние. Они обычно живут 30-60 тысяч километров, а иногда и больше.

Установка задних дисковых тормозов является популярной доработкой для автомобиля, поскольку они эффективнее и надежнее.

Некоторые автомобили уже изначально предусматривают использование дисковых тормозов.

Потому покупая Форд Фокус, Рено Логан, Хендай Солярис, Фольксваген Поло или Пассат, автомобили Киа или Ауди, обращайте внимание на то, как устроена на них тормозная система и из чего состоит.

Существует одно общее правило для всех. Тормозные колодки нельзя изнашивать больше чем на 1,5 миллиметра от их изначального размера. Если износ будет превышать полтора миллиметра, это негативно отразится на качестве торможения, вы рискуете повредить остальные компоненты системы.

Плюс машина начнет издавать неприятные звуки, которые будут буквально раздражать вас при каждом нажатии на педаль тормоза. Тут не нужно думать, что смазывать или куда крутить гаечные ключи, лишь бы ушел скрип. Посторонний звук — это яркий признак износа.

Смазывать будете уже в процессе замены новые компоненты тормозной системы.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Сейчас существуют так называемые умные колодки. Их особенность в том, что на них стоит индикатор степени износа. Когда наступает срок замены, то есть колодка стачивается до максимально допустимого значения, появляется характерный скрип. По нему водитель легко понимает, что пора менять это приспособление, иначе беды не миновать.

Рекомендуем:  Влияние технических характеристик автомобиля на выбор масла

Характерные признаки износа

Да, вы можете периодически отправлять машину в автосервис, коих в городах СПб, Москва и многих других огромное количество. Но прежде чем ехать на СТО, следует понимать, зачем вообще понадобились подобные меры и диагностика.

Некоторые оценивают текущее состояние элементов своими руками. Причем самостоятельная диагностика выглядит достаточно просто:

  • поочередно снимаются передние колеса, и проверяется состояние колодки;
  • если толщина ниже допустимого уровня, пора менять;
  • на задних колесах дополнительно снимается барабан, чтобы измерить толщину колодки;
  • диск очищается от пыли и грязи;
  • замеры проводятся с помощью штангенциркуля;
  • толщина тормозного диска должна быть минимум 10,8 мм;
  • если колодка износилась только слева или справа, менять нужно все равно парой.

Также при демонтаже можно обнаружить несколько дополнительных признаков неполадок:

  • поверхность загрязнена маслом;
  • при торможении наблюдается сильный скрип, скрежет;
  • колодка плохо соединена с основанием;
  • при нажатии на педаль тормоза чувствует удар в нее.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Вообще же всем водителям я настоятельно рекомендую обращать внимание на поведение своего автомобиля, состояние определенных расходников и не только. С помощью нескольких простых советов вы сможете вовремя обнаружить, что ресурс колодок подходит к концу и вскоре придется их менять.

  1. Тормозная жидкость. Она находится в специальном бачке, а потому ее уровень можно постоянно контролировать. Если уровень падает, то это говорит об износе колодок или же самих тормозных дисков.
  2. Педаль тормоза. Бывает так, что проваливается педаль или же при нажатии на нее ощущается биение. В первом случае проверьте наличие тормозной жидкости и само состояние колодки. А вот биение, возникающее преимущественно при резком торможении, может происходить по причине неравномерного естественного износа диска или же колодки. Плюс обязательно посетите СТО или сами проверьте тормозную систему, если нажатие педали отличается от привычного — становится более тугим, резким, легким и пр.
  3. Пыль. Речь идет о фрикционной пыли, то есть частицах стирающейся накладки. Если присутствуют следы тормозной пыли на колодках с добавлением металлической стружки, то это очень плохо. Добавив сюда такой симптом как скрежет, вероятнее всего, со всей тормозной системой есть проблемы. Эксплуатировать машину до ремонта не рекомендуется.
  4. Датчик. На некоторых автомобилях стоит специальный датчик износа ваших колодок. Он работает предельно просто, поскольку вмонтирован во фрикционную накладку и выполнен из металла мягкого сорта. Когда износ критичный, цепь замыкается и на приборной панели появляется сигнальный значок, свидетельствующий о необходимости срочно заменить колодки.

Но полагаться полностью на датчик я бы вам не советовал. Он находится в постоянном вредном для него контакте с влагой, грязью и водой, из-за чего может не сработать или выдать ошибочные данные.

Признаки износа

О степени износа колодок водитель может узнать по косвенным признакам. Необходимо лишь правильно интерпретировать эти сигналы. Одним из основных симптомов служит увеличение тормозного пути, а также нарушение прямолинейности во время торможения. К негативным факторам относится удлиненный ход педали и заметное снижение ее жесткости.

Автовладельцу стоит проконтролировать состояние накладок при скачкообразной блокировке во время торможения. Это происходит после истирания каучука, смол и остальных вкраплений, после чего происходит фрикционное взаимодействие металлических элементов колодки с тормозным диском.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Износ формирует видимость биения колеса при торможении. Появляются скрипы, скрежет и остальные посторонние шумы. Данное поведение способно привести к заклиниванию колодок и полному блокированию колеса, что разрушительно скажется на всем узле.

Современные автомобили оснащены специализированными датчиками состояния колодок.

После того как накладка снизится до критического размера, водитель получает соответствующее уведомление. В механических приспособлениях будет издаваться скрип.

Для электронных блоков мониторинга предусмотрен световой сигнал на панели приборов. Лампочка загорается каждый раз при включении зажигания.

Рекомендуем:  Как работает инжектор и система впрыска топлива?

Также отдельные производители наносят специальные контрольные борозды, а когда накладка сотрется до такой степени, что борозды исчезнут, то ее нужно менять. Нежелательно доводить колодки до состояния, при котором накладка уменьшится ниже 2…3 мм.

Рекомендации производителей

Тормозная колодка представляет собой основание из толстого металла с прикрепленной к нему накладкой, сделанной из фрикционного материала.

Читайте также:  Сварка кузова своими руками: что нужно знать?

Составляющими в нем выступают каучук, графит и минеральные волокна, скрепленные технологическими смолами. Как часто менять эти важные для безопасной езды детали, указано в инструкции по эксплуатации авто.

Обычно производители легковых машин рекомендуют соблюдать между заменами следующие интервалы:

  • на автомобилях постсоветских стран предусматривается установка новых деталей через 10-15 тыс. км пробега;
  • на иномарках, чьи запчасти традиционно качественнее, интервал составляет от 15 до 25 тыс. км;
  • отдельная категория – мощные спорткары, где замена производится каждые 5-10 тыс. км.

Практика показывает, что передние тормозные колодки испытывают большую нагрузку, нежели задние, оттого изнашиваются быстрее.

Российским автолюбителям не стоит целиком полагаться на рекомендации в техническом паспорте, поскольку на износ накладок влияет множество факторов:

  1. Чем агрессивнее стиль езды, тем быстрее истираются рабочие поверхности, ведь на 1 км пути вы используете тормоза вдвое чаще среднестатистического водителя.
  2. Условия эксплуатации машины. Если вы постоянно двигаетесь по грунтовым и плохим дорогам, то износ ускоряется из-за попадания грязи на тормозные диски и барабаны.
  3. Качество материала, из которого выполнена деталь.
  4. Техническое состояние тормозных барабанов и дисков. Когда на поверхностях этих элементов появляется выработка в виде канавок, то и накладки истираются гораздо быстрее.
  5. Постоянная перевозка грузов.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Отсюда возникает вопрос, сколько ходят колодки системы тормозов в реальной жизни. Диапазон пробега довольно широк – от 5 до 45 тыс. км в зависимости от марки авто и степени воздействия указанных факторов. Вот почему важно самостоятельно отслеживать состояние накладок.

Отзывы автовладельцев о тормозных колодках

ТК на рынке представлены в широком ассортименте, практически на любую модель авто можно в автомагазинах приобрести детали от различных компаний. Но не все колодки нравятся пользователям, соответственно, и отзывы о запчастях разные.

Наиболее популярна на российском рынке продукция Lucas/TRW, компания в России известна уже давно, детали Лукас на отечественном рынке появились еще в 90-х годы. Из положительных качеств колодок автовладельцы отмечают:

  • относительно небольшую цену;
  • высокую износостойкость накладок;
  • плавное торможение.

Есть и отрицательные моменты продукции Lucas/TRW:

  • скрип при нажатии на педаль тормоза;
  • снижение эффективности торможения в сырую погоду.
    Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Тормозные колодки АТЕ нравятся многим, среди плюсов деталей автовладельцы отмечают:

  • бесшумность и мягкость торможения;
  • хороший контакт с тормозным диском.

Основной недостаток АТЕ – колодки сильно пылят, с ними диски быстро чернеют. Еще на многих экземплярах достаточно быстро изнашиваются накладки, поэтому «расходники» приходится менять чаще, чем положено.

Тормозные колодки Brembo отличаются умеренной ценой, по пятибалльной шкале многие автовладельцы оценили продукцию этой компании на 4 и 5 баллов. Водители у Брембо отмечают:

  • высокую эффективность торможения;
  • бесшумность, колодки редко у кого скрипят;
  • хорошую износостойкость.

К своему огорчению автомобилисты констатируют, что последнее время цена на Brembo растет, еще иногда встречаются подделки – вот эти колодки характеризуются уже низким качеством. Однозначных мнений о тормозных колодках у автовладельцев нет, у каждого водителя имеются свои предпочтения.

Ремонт тормозных колодок: когда он нужен?

Естественный ответ на этот вопрос: ремонт тормозных колодок нужен в случае их выхода из строя. Но, не все так однозначно, особенно с тормозной системой автомобиля. Ведь неисправность любого элемента тормозов, особенно неисправности тормозных колодок или неисправность тормозного диска, приводят не только к созданию предпосылок опасного движения.

  • Помимо этого, неисправности тормозной системы – это удар по карману автовладельца, так как при неисправных тормозных колодках или тормозных дисках увеличивается расход топлива и износ деталей суппорта.
  • Думать о проведении замены или ремонта тормозных колодок необходимо сразу, как только вы услышите, что у вас свистят или стучат тормозные колодки.
  • Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Если у вас стучат тормозные колодки, то причины этого могут быть разные. Износ тормозного диска, ослабленные пружины и т.д. Лечение всех этих «болезней» происходит в зависимости от диагноза, и некоторые неисправности вы в состоянии устранить своими руками. Тем боле для ремонта тормозных колодок продаются ремкомплекты с набором мелких деталей.

Если же, даже новые, свистят тормозные колодки, то вновь имеет место несколько причин для этого. Притирка колодок, неисправности тормозного диска или малая площадь соприкосновения с диском неравномерно изношенной колодки.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Как таковое понятие «ремонт тормозных колодок» применяется в комплексе с ремонтом или обслуживанием всего тормозного механизма колеса. Хотя в сервисах и существует такая услуга, как реставрация тормозных колодок, но к ней прибегают всё реже и реже. Рынок предлагает самый широкий выбор тормозных колодок на любой автомобиль.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Тем не менее, ремонт тормозных колодок, в частности замену фрикционных накладок, некоторые автолюбители производят своими руками. При определенных навыках сложного в этом нет ничего. Нужно иметь лишь новые фрикционные накладки и клей для тормозных колодок.

Когда нужен ремонт тормозных колодок

Проводя диагностику тормозных колодок, вы естественным образом визуально определите, что износ тормозной колодки требует ее замены.

Но нужно обратить внимание на то, что естественно-механический износ тормозной колодки должен быть равномерным.

Если же это не так, то необходимо провести диагностику тормозного диска и обоих тормозных механизмов оси, значит, что-то не в порядке. Проверка поршня рабочего тормозного цилиндра обязательна.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Нужно обратить ваше внимание на то, что не увлекайтесь «спасением» рабочих частей тормозной системы колеса: ремонтом тормозных колодок особенно. Но для того, чтобы не покупать их ежемесячно и не менять колодки из-за постоянного неравномерного износа, следует обратить внимание на исправность всех узлов механизма и своевременно их обслуживать.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Обслуживать правильно и правильными материалами. Особенно с учетом того, что всё большее количество автомобилей оснащаются дисковыми тормозами.

А дисковые тормоза – довольно сложный механизм, работающий в постоянном состоянии интенсивной нагрузки. Следует особое внимание обращать на то, какая используется смазка для тормозных колодок.

Вернее будет  — смазка для суппорта тормозного механизма.

Для дисковых тормозов не подходят обычные смазки типа «негрол». К смазке дисковых тормозов предъявляются особые требования.

  1. Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?
  2. Классификация смазки для тормозной системы
  3. Специальные смазочные материалы для обслуживания суппорта дисковых тормозов, можно разделить на три типа.
  • Противозадирные высокотемпературные пасты. Их применяют для обработки скоб, обратных металлических поверхностей тормозной колодки, на противоскрипных пластинах.
  • Смазки для деталей суппорта: кромки поршней, штифтов, болтов, втулок, сальников. Здесь не могут применяться традиционные силиконовые смазки для РТИ и пластмассовых деталей из-за высокотемпературных требований к смазке.
  • Универсальная смазка для суппорта – применяется для всех движущихся деталей, включая и эластичные и пластмассовые.

Таким образом, делая вывод из всего сказанного, можно резюмировать: для того, чтобы автовладельцу нести минимальные потери при ремонте тормозной системы, необходимо всё делать вовремя. Следить за износом тормозных колодок, контролировать  износ тормозного диска и вовремя обслуживать рабочий тормозной механизм каждого колеса.

Удачи вам в своевременном обслуживании тормозной системы и, не дай Бог, при ремонте тормозных колодок.

  • Андрей
  • Распечатать

Замена передних и задних тормозных колодок

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Обслуживание тормозной системы автомобиля – это, прежде всего, периодический осмотр и при необходимости замена тормозных колодок. Конечно, можно доверить эти операции специалистам автосервиса, а можно выполнить их самостоятельно, сэкономив время и деньги и получив уверенность в качестве работ и удовлетворение от их выполнения.

В рамках данной статьи мы подробно рассмотрим вопросы, которые помогут проводить техническое обслуживание тормозной системы своими руками:

  • С какой периодичностью и как проводить диагностику тормозных механизмов?
  • Первые признаки, свидетельствующие о необходимости замены тормозных колодок.
  • Последовательность операций при замене и есть ли особенности у различных моделей автомобилей.
  • Отличается ли содержание операций при замене колодок дисковых и барабанных тормозов, и нужно ли проводить дополнительные действия после установки новых колодок?

А в конце статьи смотрите видео-инструкцию по замене передних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Лада Калина, Приора, Гранта.

Когда нужно менять тормозные колодки

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Тормозная система автомобиля, как одна из самых ответственных с точки зрения безопасности, требует регулярного осмотра. Опытные автомеханики рекомендуют осматривать состояние тормозных колодок одновременно с проведением технического обслуживания автомобиля – каждые 10 тыс. км. Эта рекомендация особенно актуальна для автомобилей, вышедших из гарантийного срока.

Для принятия решения о необходимости замены колодок при осмотре обращают первоочередное внимание на следующие обстоятельства:

  1. Остаточная толщина фрикционного слоя. Единых правил здесь нет, однако приближение толщины к отметке 2 мм свидетельствует о необходимости скорой замены.
  1. Наличие механических повреждений не связанных с естественным износом колодок: сколы, трещины и т.д.
  2. Наличие повреждений «ответной» части (относится к дисковым тормозам): борозды, трещины, волнистость (приводит к неравномерному износу поверхности колодки).

Помимо результатов осмотра могут быть и другие внешние проявления необходимости замены колодок:

  • увеличение тормозного пути;
  • резкий шум (скрип, скрежет) при торможении не связанный с индикатором недопустимого износа;
  • неадекватная реакция автомобиля при торможении (резкие удары, толчки).

Среди факторов, влияющих на надежность тормозной системы в целом, необходимо отметить следующие:

  1. Качество изготовления и материалов колодок.
  2. Манеру езды водителя.
  3. Состояние дорог (преобладание чистого покрытия или агрессивной среды, грязи, абразивных включений и т.д.).
  4. Климатические особенности региона эксплуатации.
  5. Естественный износ при торможении.

Качественные тормозные колодки – это залог надёжной работы тормозных механизмов, и поэтому экономить на их стоимости целесообразно в разумных пределах. В самом деле, если экономия в 20% при покупке колодок обернётся 30% снижением их ресурса, то это будут скорее лишние затраты.

С другой стороны бытует мнение, что если качественные тормозные колодки (например, для автомобилей премиум-класса) «не совсем подходят» к конкретному авто, их можно «подогнать» (отрезать, подпилить, подточить). Делать это категорически не рекомендуется: любое механическое воздействие на фрикционный материал и подложку (кроме, разумеется, работы в штатном режиме) может привести к раннему разрушению колодки.

Рекомендация для выбора тормозных колодок проста: покупайте колодки хорошего качества и штатного размера для конкретной модели авто.

О том, какие тормозные колодки лучше, читайте здесь.

Кстати, при замене тормозных колодок новички часто задают вопрос: надо ли менять колодки с двух сторон, если с одной стороны они ещё находятся в удовлетворительном состоянии? Ответ однозначный – менять нужно одновременно с двух сторон, так как в противном случае появляется опасная ситуация неравномерного износа и не одновременного срабатывания тормозов.

Понятно также, что при агрессивной манере езды да ещё по грунтовым дорогам с повышенным содержанием абразива, осматривать состояние тормозной системы необходимо чаще рекомендуемых интервалов. То же относится и к автомобилям с автоматической коробкой передач – у них износ колодок, как правило, происходит быстрее, чем в машинах, оборудованных механической коробкой.

Замена тормозных колодок на передних дисковых тормозах

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Перед тем как менять передние тормозные колодки необходимо выполнить ряд простых операций:

  1. Установите автомобиль на ровной поверхности и подложите под колёса упоры для предотвращения дальнейших перемещений машины.
  2. Откройте капот и снимите крышку бачка с тормозной жидкостью (чтобы облегчить впоследствии перемещение поршня рабочего цилиндра).
  3. Ослабьте крепление колеса, поднимите автомобиль домкратом и снимите колесо.

Далее, выверните рулевое колесо, чтобы обеспечить лучший доступ к суппорту (заодно и лучшую обзорность – на рисунке 1 выше дисковый тормозной механизм Toyota Camry) и осмотрите поверхность тормозного диска.

Читайте также:  Поддельное моторное масло: как не ошибиться с выбором?

Конструкция крепления тормозных колодок в разных марках и моделях автомобилей может несколько отличаться, однако практически у всех моделей есть общие конструктивные элементы. К таким элементам следует отнести крепление суппорта или его части (крышки): ослабив один из болтов (2) и полностью вывернув другой, можно поднять крышку суппорта, освободив доступ к колодкам (3).

Так как суппорт соединен шлангами с источником тормозной жидкости, не допускайте, чтобы в процессе работы он повисал на них. Полностью или частично снятый суппорт желательно проволокой закрепить на деталях подвески, убедившись в отсутствии нагрузки на трубопроводы.

Следующий этап – демонтаж старых тормозных колодок и установка новых. После демонтажа следует внимательно осмотреть поверхность старых колодок, и оценить состояние тормозного диска.

Перед установкой новых колодок необходимо «вдавить» шток поршня рабочего цилиндра в прилегающую поверхность суппорта. Так как толщина новых тормозных колодок больше, чем у изношенных, поэтому им необходимо дополнительное пространство.

Эту операцию удобно проводить при помощи струбцины, как показано на следующем рисунке и на видео в конце статьи.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

В качестве прокладки между штоком и зажимом струбцины можно использовать старую тормозную колодку.

Если струбцины под рукой нет, тогда старые колодки в суппорте (а значит шток поршня рабочего цилиндра) отжимают небольшой монтажкой (или большой плоской отверткой) до разборки самого суппорта.

Следует помнить о необходимости закрывать крышку бачка с тормозной жидкостью. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична и длительный контакт с атмосферой ей на пользу не идёт. Подробно о тормозных жидкостях читайте по этой ссылке.

Далее новые колодки устанавливают в суппорт и крепят их там так, как предусмотрено конструкцией авто. Дальнейшую сборку производят в последовательности обратной разборке.

По завершении замены тормозных колодок следует несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы убедиться, что всё стало на свои места.

Замена тормозных колодок на задних барабанных тормозах

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Задние тормозные колодки барабанных тормозов меняются значительно реже более нагруженных передних колодок. И хотя конструктивно барабанные тормоза выглядят сложнее дисковых, замена их, как правило, даже несколько более простая процедура.

Главное в этой процедуре запомнить расположение всех пружин и тяг с тем, чтобы при сборке установить их точно так же, иначе тормоз работать не будет.

Последовательность операций такова:

  • Выполняются первые три пункта из процедуры замены дисковых тормозов. Важно при этом снять автомобиль с ручного тормоза, который является составной частью барабанных тормозов.
  • Отвернуть гайки, крепления барабана и если он «закис» стронуть его с места простукиванием и демонтировать.
  • Внимательно изучить расположение пружин, фиксаторов и тяг.
  • Освободить ручной тормоз и все пружины и тяги. Вынуть старые колодки.
  • Собрать новые колодки с тягами и пружинами;
  • Установить собранные комплекты внутри тормозного механизма.

После установки новых тормозных колодок выполняется обязательная проверка работы тормозов.

Проверка работы тормозов после замены колодок

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

  • При проверке работоспособности тормозов, прежде всего, следует удостовериться в качестве сборки механизма – тормоза должны работать плавно, без рывков и посторонних шумов.
  • Кроме того, и это особенно важно для передних дисковых тормозов, для новых колодок необходима приработка поверхностей трения (так называемая, «притирка»).
  • Если дисковые тормоза собраны правильно, то приработку осуществляют следующим образом:
  • первые 150-300 км пробега после замены используют серии так называемых мягких (не более 50% от максимального усилия на педали сцепления) торможений, которые носят кратковременный характер (чтобы избежать перегрева поверхностей трения);
  • в период приработки рекомендуется провести не менее 30-50 циклов остановки с постепенным незатянутым торможением и временем каждой остановки не менее 3-5 секунд (чтобы дать тормозным механизмам несколько остыть).

Проверка качества сборки ручного тормоза проводится ещё до снятия машины с домкрата: затягиванием ручника и попыткой провернуть колесо. Сборка барабанного тормоза в целом оценивается в процессе приработки на ходу.

Следует иметь в виду, что скрип и посторонние шумы не всегда бывают следствием некачественной сборки или некачественных колодок. Причинами таких шумов могут быть мелкие камушки, попавшие в тормозной механизм или погодные условия, связанные с повышенной влажностью или образованием конденсата.

Если неправильно подобран фрикционный материал накладок и новая колодка «пылит», то в барабанном тормозном механизме шумовые последствия этого обнаруживаются значительно скорее, чем в дисковом, так как пыли там просто некуда деваться.

Видео: замена передних тормозных колодок ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Калина, Приора, Гранта

Замена тормозных колодок: когда нужно проводить

Приветствую вас, наши дорогие читатели! Очень приятно наблюдать, как вас становится все больше и больше. Это значит, что мы работаем не зря!

Темой нашего сегодняшнего материала будет замена тормозных колодок, признаки их неисправностей и виды данных элементов. Надеюсь, вам будет интересно и полезно.

Еще будучи юнцом, впервые получившим от отца старые Жигули, для меня было не важно, что это за машина, какого года она выпуска и сколько лошадиных сил под капотом.

Папа выдвинул условие, что раз машина переходит мне, то она оказывается в моем полном распоряжении и под моей ответственностью. Другими словами, любишь кататься, люби и Жигули чинить.

Каждый водитель должен понимать, что главное не разогнаться, а суметь вовремя затормозить. Автомобили ВАЗ, Ниссан, Шевроле, Тойота, Опель, Мазда или Шкода могут разгоняться как за секунд 20 до 100 километров в час, так и тратить на это буквально несколько секунд. Если с тормозами все хорошо, никаких проблем, чтобы сбросить скорость до нуля не составит труда.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Но тормозная система, как и множество других автомобильных узлов, с течением времени изнашиваются, выходят из строя.

Обычно это происходит постепенно и только в особых ситуациях поломка может случиться без предварительных симптомов о неполадках.

Потому предлагаю вам обсудить такую тему как замена тормозных колодок и рассмотреть, что указывает на необходимость замены, когда требуется менять и какие элементы лучше всего выбрать.

Когда требуется замена

Для начала напомню, что колодка состоит из двух основных компонентов. Это накладка (она же фрикционная) и сам корпус.

Именно фрикционный элемент выполняет важнейшую функцию, то есть тормозит тормозной диск. Потому постепенно она изнашивается естественным путем. Замена колодки — это лишь дело времени.

Раньше меняли исключительно сами накладки, но сейчас просто демонтируют всю колодку и ставят на ее место новую.

Когда именно придется выполнять замену дисковых тормозов или менять барабан, никто точно сказать не сможет. Износ и работоспособность зависит от целого ряда факторов:

  • изначальное качество колодок;
  • манера вождения;
  • условия и особенности эксплуатации автомобиля;
  • интенсивность нажатия на педаль тормоза;
  • качество дорог;
  • модель и состояние самого автомобиля и пр.

Если говорить про колодки на передних автомобильных колесах, то они способны прослужить примерно 10-15 тысяч километров. Это вполне нормальный показатель для среднестатистического автомобиля в наших условиях (качество дорог, погода и пр.).

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

А устанавливаемые на задних колесах колодки работают дольше, поскольку нагрузка на них несколько меньше. Это если в авто основная нагрузка ложится на передние тормоза, а не задние. Они обычно живут 30-60 тысяч километров, а иногда и больше.

Установка задних дисковых тормозов является популярной доработкой для автомобиля, поскольку они эффективнее и надежнее.

Некоторые автомобили уже изначально предусматривают использование дисковых тормозов.

Потому покупая Форд Фокус, Рено Логан, Хендай Солярис, Фольксваген Поло или Пассат, автомобили Киа или Ауди, обращайте внимание на то, как устроена на них тормозная система и из чего состоит.

Существует одно общее правило для всех. Тормозные колодки нельзя изнашивать больше чем на 1,5 миллиметра от их изначального размера. Если износ будет превышать полтора миллиметра, это негативно отразится на качестве торможения, вы рискуете повредить остальные компоненты системы.

Плюс машина начнет издавать неприятные звуки, которые будут буквально раздражать вас при каждом нажатии на педаль тормоза. Тут не нужно думать, что смазывать или куда крутить гаечные ключи, лишь бы ушел скрип. Посторонний звук — это яркий признак износа.

Смазывать будете уже в процессе замены новые компоненты тормозной системы.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Сейчас существуют так называемые умные колодки. Их особенность в том, что на них стоит индикатор степени износа. Когда наступает срок замены, то есть колодка стачивается до максимально допустимого значения, появляется характерный скрип. По нему водитель легко понимает, что пора менять это приспособление, иначе беды не миновать.

Характерные признаки износа

Да, вы можете периодически отправлять машину в автосервис, коих в городах СПб, Москва и многих других огромное количество. Но прежде чем ехать на СТО, следует понимать, зачем вообще понадобились подобные меры и диагностика.

Некоторые оценивают текущее состояние элементов своими руками. Причем самостоятельная диагностика выглядит достаточно просто:

  • поочередно снимаются передние колеса, и проверяется состояние колодки;
  • если толщина ниже допустимого уровня, пора менять;
  • на задних колесах дополнительно снимается барабан, чтобы измерить толщину колодки;
  • диск очищается от пыли и грязи;
  • замеры проводятся с помощью штангенциркуля;
  • толщина тормозного диска должна быть минимум 10,8 мм;
  • если колодка износилась только слева или справа, менять нужно все равно парой.

Также при демонтаже можно обнаружить несколько дополнительных признаков неполадок:

  • поверхность загрязнена маслом;
  • при торможении наблюдается сильный скрип, скрежет;
  • колодка плохо соединена с основанием;
  • при нажатии на педаль тормоза чувствует удар в нее.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Вообще же всем водителям я настоятельно рекомендую обращать внимание на поведение своего автомобиля, состояние определенных расходников и не только. С помощью нескольких простых советов вы сможете вовремя обнаружить, что ресурс колодок подходит к концу и вскоре придется их менять.

  1. Тормозная жидкость. Она находится в специальном бачке, а потому ее уровень можно постоянно контролировать. Если уровень падает, то это говорит об износе колодок или же самих тормозных дисков.
  2. Педаль тормоза. Бывает так, что проваливается педаль или же при нажатии на нее ощущается биение. В первом случае проверьте наличие тормозной жидкости и само состояние колодки. А вот биение, возникающее преимущественно при резком торможении, может происходить по причине неравномерного естественного износа диска или же колодки. Плюс обязательно посетите СТО или сами проверьте тормозную систему, если нажатие педали отличается от привычного — становится более тугим, резким, легким и пр.
  3. Пыль. Речь идет о фрикционной пыли, то есть частицах стирающейся накладки. Если присутствуют следы тормозной пыли на колодках с добавлением металлической стружки, то это очень плохо. Добавив сюда такой симптом как скрежет, вероятнее всего, со всей тормозной системой есть проблемы. Эксплуатировать машину до ремонта не рекомендуется.
  4. Датчик. На некоторых автомобилях стоит специальный датчик износа ваших колодок. Он работает предельно просто, поскольку вмонтирован во фрикционную накладку и выполнен из металла мягкого сорта. Когда износ критичный, цепь замыкается и на приборной панели появляется сигнальный значок, свидетельствующий о необходимости срочно заменить колодки.

Но полагаться полностью на датчик я бы вам не советовал. Он находится в постоянном вредном для него контакте с влагой, грязью и водой, из-за чего может не сработать или выдать ошибочные данные.

Читайте также:  Что значит обучение дроссельной заслонки и зачем это нужно?

Выбор новых колодок

Вы прекрасно понимаете, почему следует менять колодки после того, как были обнаружены признаки их износа.

Не забывайте параллельно проверять диски, состояние ручника, даже если ваша машина с электронным ручником. Отказ ручного тормоза — это тоже не порядок, потому потребуется поменять и его компоненты в случае выхода из строя.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Когда проваливается педаль, тормоза скрипят, шумят, чрезмерно греются и после нескольких торможений перестают нормально реагировать на педаль, дело плохо. Машины с АБС крайне зависимы от состояния всей тормозной системы. Потому посторонняя вибрация, износ фрикционных накладок и неполадки с дисками способны привести к потере управления, снижению отзыва педали и аварийным ситуациям.

Одно дело выбрать тормоза на велосипеде и поменять их. Совсем другое — работа с автомобилем. Потому я бы посоветовал вам обратиться в проверенный автосервис. Им хорошо знаком порядок работ по замене колодок. Стоимость не такая высокая. То, сколько стоит замена, зависит от нескольких составляющих.

Купить себе новый комплект колодок вы можете самостоятельно. Предлагаю вам узнать, какие сейчас выпускаются колодки и как их вообще грамотно выбирать.

Начнем с двух основных критериев.

  • Рабочие температуры. Для обычного легкового автомобиля данный параметр выбирают примерно на уровне 300-350 градусов Цельсия. Если же речь идет о любителях спортивной и агрессивной езды, а также владельцах мощных быстрых машин, тогда понадобятся колодки повыносливее — примерно 800 градусов.
  • Коэффициент трения. До достижения колодками рабочей температуры, которая составляет около 200 градусов Цельсия, коэффициент остается низким, из-за чего колодки будут быстро стираться. Специалисты рекомендуют ориентироваться на показатель 0,3-0,5. Чем выше будет цифра коэффициента, тем лучше сможет тормозить машина.

Следующий момент — это материал, из которого изготовлена колодка. Их существует несколько, и они имеют свои особенности.

  1. Полуметаллические. Более 40% состава — это металл высокого качества. Используют железо, медь или графит. Также добавляют неорганические компоненты, обеспечивающие отличную теплоотдачу и длительный срок службы. Но при минусовой температуре воздуха плохо тормозят и быстрее изнашиваются.
  2. Органические. Состоят из стекла, смолы, резины, кевлара и углерода. Мягкие, эффективные, бесшумные. Но не любят влагу и создают много пыли при торможении.
  3. Низкометаллические. По составу напоминают органические, но с добавлением стали или меди. Достаточно быстро изнашиваются и дорого стоят.
  4. Керамические. Самые эффективные, но и самые дорогие. Прекрасно тормозят, не боятся температуры и влаги, состоят из металлов и керамоволокон.

Если вы заметили первые признаки износа, не тяните с заменой. Когда цена за работу на СТО вас смущает, можете попробовать поменять колодки сами. Фото и видео любезно предлагают пользователи Ютуб, а также различные сайты, где есть подобный фотоотчет и видео руководства.

Какие колодки стоят на вашем авто и как часто вы их меняете? Пишите об этом в х, задавайте вопросы. Подписывайтесь, не забывайте рассказывать о нас своим друзьям и ждите много новых, интересных и полезных материалов.

Замена тормозных колодок. Инструкция по замене передних и задних колодок своими руками

Тормозные колодки – рабочий элемент тормозной системы, который тормозным моментом замедляет скорость вращения колес за счет трения о поверхность колеса или тормозной диск. Замена тормозных колодок — процедура не сложная и по плечу даже начинающему автолюбителю даже без опыта подобной процедуры.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Каждая деталь автомобиля имеет свой рабочий ресурс, который снижается со временем. Износ тормозных колодок зависит от множества факторов и в каждом отдельном случае менять тормозные колодки придется по истечению разного времени.

Причинами износа тормозных колодок будут:

  • качество дорог, на которых эксплуатируется машина;
  • стиль вождения;
  • температурные условия на протяжении года;
  • если уже была замена тормозных колодок, то качество такой работы влияет на ресурс деталей.

Износ передних колодок происходит быстрее потому, что большая часть инерционной силы, которую гасят тормоза, приходится именно на перед автомобиля. Так передние колодки стоит менять в два-три раза чаще, чем задние.

Колодки нужно менять по парам – сразу меняются либо на передних колесах, либо на задних. Нельзя допускать, чтобы колодки на паре колес имели разную степень изношенности. Также обязательно стоит менять колодки вовремя, изношенные колодки сильно повреждают тормозные диски и, скорее всего, потом стоимость ремонта может возрасти в несколько раз.

Во время замены тормозных колодок нужно обращать внимание на степень износа различных элементов тормозной системы.

В первую очередь нужно исследовать степень износа тормозных дисков, также нужно проверить резиновые чехлы и пыльники направляющих на целостность. При замене колодок также проверяются тормозные шланги.

Все это делается для того, чтобы в случае наличия подтекания устранить его причину до того, как на дороге случится непоправимое.

Описать весь процесс замены тормозных колодок в деталях достаточно трудно, поскольку процедура замены задних тормозных колодок и замена передних колодок немного отличаются, особенно если стоит дисковая и барабанная система, а так же кроме этого у каждой модели авто присутствуют свои нюансы. Однако общие пункты все же есть:

  • открывается капот и откручивается крышка тормозного бачка;
  • снимается колесо;
  • тормозной механизм очищается от грязи;
  • выкручиваются болты (направляющие суппорта или болты тормозного барабана) дабы добраться до колодок;
  • отверткой отводятся колодки (тормозной механизм);
  • колодки меняются попарно;
  • прокачивается тормозная система.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Теперь попробуем разобрать общую процедуру замены задних и передних колодок в отдельности.

Замена тормозных колодок (дисковая система)

  1. Выбрав колодки рекомендуемые производителем, берем набор инструмента, откручиваем гайки колеса, поддомкрачиваем авто и снимаем колесо.

    Приступать к замене колодок нужно на остывшей машине (дабы остыли детали тормозного механизма), на ровной площадке без уклона и с подставленным упором (кроме самого домкрата) под днище. Используйте противооткатные упоры под колесами.

  2. Откручиваем крышку бачка тормозной жидкости (дабы было проще вдавливать тормозной поршень).
  3. Открутить направляющие суппорта, а если есть фиксирующие скобы, то снять их отверткой. Если на авто укомплектован датчиком износа колодок то отсоединить разъем.
  4. Отвести отверткой колодки (вставить мощную плоскую отвертку между колодками) дабы вдавить тормозной поршень. Вынуть старые колодки. Очистить место установки от грязи.
  5. Установить новые колодки. Рекомендуется смазывать направляющие суппорта, но очень аккуратно, чтобы мазка не попала на контактные поверхности колодок, иначе тормоза не будут работать.
  6. Собрать тормозную систему в обратном порядке, установить колесо, снять машину с домкрата.
  7. Прокачать тормоза, дать приработаться новым тормозным колодкам.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Замена задних колодок (барабанная система)

  1. Произвести такую же процедуру, как и в первых двух пунктах при смене передних.

    Снять автомобиль с ручного тормоза.

  2. Открутить фиксирующие болты тормозного барабана и снять его. Барабан может прикипеть или ни сниматься в результате перекоса колодок, поэтому может понадобиться постукивания молотком.
  3. Запомнить расположение всех фиксирующих пружин (ели установить неправильно, тормоз работать не будет).
  4. Освободить тросик ручного тормоза, снять все пружины и тяги заднего тормозного механизма отверткой. Снять колодки.
  5. Установить новые колодки и собрать тормозной механизм в обратной последовательности. Установить колесо (не снимая авто с домкрата).
  6. Поставить автомобиль на ручной тормоз и попытаться крутить заднее колесо, проверяя работу заднего механизма.
  7. Снять машину с домкрата.

Признаки износа тормозных колодок:

  • увеличение тормозного пути автомобиля;
  • неправильное поведение тормозной системы при торможении;
  • появление металлической стружки на тормозных дисках и колодках;
  • стук при резком торможении;
  • скрип при торможении.

Если хотя бы один из таких признаков появился, нужно немедленно произвести осмотр тормозов и при необходимости провести замену износившихся деталей.

Когда необходимо проводить ремонт тормозных колодок?

Визуально вы можете обнаружить такие повреждения дисков и колодок:

  • толщина накладки колодки ниже требуемой техническими характеристиками;
  • трещины или расслоения тормозной колодки;
  • сколы и царапины на колодке, либо накладке;
  • снижение толщины тормозного диска ниже требуемой техническими характеристиками;
  • неравномерный износ колодок;
  • появление по краю диска выступающего бортика.

После того, как колодки заменены им требуется время для того, чтобы притереться. Поэтому торможение может быть не столь эффективным. Если же по прошествии времени торможение не улучшилось, есть какие-либо стуки или вибрации то замена была произведена неверно и требуется повторение процедуры.

  • Иван Матиешин

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Подписаться

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в х. Ответим обязательно!

Меняйте тормозные колодки правильно! 5 частых ошибок

Доброго времени суток, автолюбители!

Как вы поняли из заголовка, речь пойдет о самостоятельной замене тормозных колодок.

На первый взгляд процедура не сложная и каждый сможет проделать это самостоятельно в своем гараже или даже на парковке возле дома. Но не стоит забывать, что иногда даже простой ремонт может привести к денежным тратам и более серьезному ремонту, если провести его неправильно.

Ниже в статье мы опишем основные ошибки, учитывая которые, вы поменяете тормозные колодки не хуже чем в сервисе, а иногда даже лучше.

1. Самая распространенная ошибка — Замена тормозных дисков с одной стороны!

В данном случае, при замене колодок только с одной стороны, износ у них будет разный.

Это определенно негативно скажется на качестве торможения, а в некоторых случаях вы можете чувствовать что машину «уводит» в сторону при торможении, и скорее всего в сторону, где вы не стали менять колодки.

Срок службы колодок на стороне, которую не заменили, будет гораздо ниже. Поэтому советую вам в любом случае менять тормозные колодки с обеих сторон.

2. Не смазывать пятно контакта колодки и суппорта.

Некоторые автолюбители вообще не слышали о том, что место соединения между колодкой и суппортом необходимо смазывать. Но на самом деле это делать необходимо специальной медной смазкой. Она позволяет избежать образования нагара и ржавчины и является высокотемпературной, поэтому подходит для тормозных колодок.

3. Смазывать фрикционные накладки или поверхность диска.

Это вообще считается одной из самых грубых ошибок, которые в основном делают новички. Не допускайте попадания какой либо смазки на поверхность тормозного диска или фрикционной накладки! Это может привести к весьма неблагоприятным последствиям.

4. Забыть «прокачать» тормозную жидкость по системе после замены.

Есть автолюбители, которые после замены тормозных дисков забывают несколько раз нажать на педаль тормоза, тем самым «прокачать» тормозную жидкость по системе.

При первом нажатии после замены, педаль тормоза обычно проваливается «в пол», если вы сделаете это на скорости, то ваш автомобиль не затормозит вообще! Обязательно после замены заведите двигатель и нажмите педаль тормоза столько раз, чтоб она стала тугой. после чего можно на небольшой скорости проверить работоспособность новых колодок.

5. Использовать неоригинальные тормозные колодки, которые могут не подойти именно к вашему автомобилю.

Иногда, в целях экономии автолюбители покупают колодки, которые стоят гораздо дешевле оригинала. Это может привести к тому, что колодки вообще не подойдут и не «встанут» в рабочее положение в суппорт. Но даже если китайские колодки подошли, то срок их службы на порядок меньше оригинальных. Поэтому наш совет, не стоит экономить на покупке тормозных колодок!

Спасибо что дочитали, надеемся вам было интересно!

Подписывайтесь на канал и не пропускайте еще более интересные статьи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *