Компенсации за дтп перестанут быть денежными

Возможность для страховых осуществлять возмещение ущерба после ДТП ремонтом, а не деньгами, появилась не так давно.

Так, если полис ОСАГО оформлен у участника аварии после 28 апреля, то уже страховая выбирает, ремонт будет или натуральная компенсация. Причём, как показывает практика, без разницы, у кого из участников оформлена страховка после указанной даты.

Но как получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после случившегося ДТП в 2020 году и не доплачивать за ремонт?

На самом деле, есть решения, их немало, и ремонт не такой уж и безальтернативный. Официальный закон 2020 года, называемый ФЗ-40 «Об ОСАГО», имеет целый ряд исключений, когда:

  1. уже Вы, а не страховая компания можете выбрать, деньгами получить возмещение или ремонтом,
  2. страховая может выплачивать компенсацию только деньгами и никакого ремонта в принципе не может быть.

Но есть лазейки даже при отсутствии возможности реализации права возмещения натуральным способом на законодательном уровне.

Как получить выплату вместо ремонта по закону?

Итак, выплата деньгами вместо ремонта по ОСАГО возможна при выполнении определённых условий. Давайте по порядку о них!

Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 дней

Часть 15.2 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» говорит нам, что ремонт транспортного средства не может превышать 30 дней. Срок считается от даты предоставления машины на ремонт и до фактического его окончания, когда Вы можете забрать автомобиль обратно.

В некоторых случаях реальный срок может превышать этот, о чём работники сервиса сообщают водителю. Например, если нужные запасти будут идти долго, а их ещё нужно заменить и/или покрасить.

В этом случае страховая компания может предложить соглашение с продлением этого срока. Ваша задача, чтобы получить выплату деньгами — не согласиться. Тогда права на ремонт у страховщика не будет.

Компенсации за ДТП перестанут быть денежными

Если до ближайшего автосервиса-партнёра более 50 км

По правилам (та же часть 15.2 ст. 12) максимальная отдалённость сервисного центра не должна быть более 50 км от места Вашего жительства или от места ДТП.

Если партнёр находится дальше, то Ваше право получить выплату, а не ремонт.

Но при одном важном условии — страховая отказывается оплатить доставку автомобиля до отдалённого сервиса, потому как она всё ещё имеет право на ремонт, если организует доставку или оплатит её.

Список сервисов-партнёров каждая страховая обязана выставлять на сайте, а также предоставлять на выбор потерпевшему при обращении.

Если в городе нет официального дилера

Более уточнённое условие должно быть соблюдено для владельцев авто не старше 2 лет — по закону они должны ремонтироваться только у официальных дилеров (15.2 ст. 12). Если в Вашем городе нет официального дилера, а страховщик не изъявляет желание заплатить за транспортировку машины или оплатить проезд до сервиса дилера, то требуйте выплату деньгами.

Если ремонтировать нужно не авто

Если речь идёт вовсе не об автомобиле, то и о ремонте не может идти речи. Например, потерпевшей стороной является пассажир, у которого во время ДТП разбился телефон. В этом случае должна быть выплата деньгами (ч. 16 ст. 12).

То же касается и вещей водителя или пешехода, велосипеда, не относящихся к транспортным средствам, которым причинён вред.

Компенсации за ДТП перестанут быть денежными

Если после ДТП потерпевший погиб или получил средний или тяжкий вред

Согласно части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после ДТП также можно, если потерпевший в результате аварии погиб или получил вред здоровью средней тяжести или тяжкий.

Если потерпевший инвалид

В тех случаях, когда потерпевший является инвалидом, которому автомобиль конкретно показан по состоянию здоровья, то речи о ремонте также идти не может (ч. 16.1 ст. 12).

Если вина обоюдная

В тех случаях, когда определена обоюдная вина в ДТП, то и возмещение вреда происходит в процентах от виновности. Страховым компаниям дана возможность предлагать в направлении на ремонт сумму к доплате потерпевшим (и частично виновником ДТП) в таких случаях (ч. 17 ст. 12), ведь страховая не обязана возмещать ремонт целиком.

Но если потерпевший при таком ДТП не соглашается доплачивать, то страховая обязана выплатить деньгами компенсацию за ДТП, только выплата, разумеется, будет в процентном соотношении пропорционально степени невиновности в аварии (пп. «д» части 16.1 ст. 12).

Если автомобиль грузовой

Часть 15 статьи 12 говорит о том, что если речь идёт о грузовых автомобилях, находящихся в собственности граждан РФ, то тогда потерпевший вправе сам выбрать, получить выплату по ОСАГО деньгами или ремонтом.

Ни одно из условий не выполнено — как всё равно получить выплату?

Теперь настало время перечислить законные лазейки, которые также позволяют получить деньги вместо ремонта. Все они основаны строго на законе и не имеют под собой никаких афёр или хитростей — просто нужно знать действующее на 2020 год законодательство.

Просто предложить заплатить

Элементарно, но не каждый об этом догадывается. Между тем, подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 обсуждаемого нами закона предусматривает возможность соглашения о выплате между потерпевшим и страховой компанией.

Для этого Вам нужно ещё в заявлении о страховом возмещении указать своё желание получить выплату деньгами. Правда, страховые соглашаются на это редко, но всё же соглашаются.

Компенсации за ДТП перестанут быть денежными

Не соглашаться на доплату

Мы уже обсуждали в прошлой статье распространённую попытку обмана потерпевших в ДТП страховыми с автосервисами, когда сами представители автосервиса вдруг говорят Вам, что страховая перечислила недостаточно денег и просят доплатить.

Между тем, Ваше право не доплачивать и ничего Вас не обязывает доплачивать. А вот страховщика закон обязывает сделать ремонт полностью, качественно и не б/у запчастями. Если Вас кто-то заставляет доплачивать и отказывает на этом основании в ремонте, то Ваше право нарушено.

В этом случае при Вашем отказе доплаты страховая компания обычно сама соглашается на выплату.

Смотрите, какая тема — Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Показать содержание

  1. Право конечного выбора, выдать направление на ремонт или произвести выплату, по закону принадлежит страховой.
  2. Но потерпевшему полезно будет указать в заявлении о возмещении желаемую форму компенсации.
  3. Как правило, страховой выгоднее выплатить финансами, если автомобиль старше 3-5 лет, но есть и законные ограничения, когда на ремонт после ДТП направлять запрещено.

Весной 2017 года произошло важное событие в мире страхования ОСАГО – страховым законно разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами.

Такая схема действовала и до нового закона, но страховщик мог лишь предложить владельцу машины натуральное возмещение.

Как обстоят дела со всем этим в 2020 году? Можно ли самому выбрать: направление на ремонт или выплату получить по страховому случаю ОСАГО? Как это работает с европротоколом? Всё это, а также что лучше из этих двух видов возмещения и почему мы выясним в данной статье.

Деньги или ремонт – кто выбирает?

Право выбора в 2020 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.

С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:

  1. при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»),
  2. страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.

Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом случае или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ – возможно, удастся прийти к соглашению.

Деньги или направление при европротоколе

Нет никакой существенной разницы, каким образом было оформлено ДТП. Законодательство об ОСАГО, действующее на 2020 год, не разделяет, с помощью европротокола было оформлено происшествие или же с участием сотрудников ГИБДД.

Если вы где-либо слышали информацию о том, что при европротоколе положены только деньги, то это неправда. Такой нормы нет ни в Федерально законе Об ОСАГО, ни в правилах страхования, ни в каких-либо указания Центробанка и иных правовых актах.

Компенсации за ДТП перестанут быть денежными

В каких случаях страховая направляет на ремонт?

  • Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.
  • На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.
  • Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:
  • если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
  • ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. законодательство 2020 года по ОСАГО устанавливает правила «игры» для страховщиков; так, если машине менее 2 лет «от роду», то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Компенсации за ДТП перестанут быть денежными

Но, помимо выгоды, для страховой есть и законодательные ограничения для возможности направить потерпевшего в аварии на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда:

  • срок восстановительного ремонта длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) – в этом случае при превышении этого срока потерпевшему будет «капать» неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозе длительности ремонта выплатить деньгами,
  • дальность ближайшего СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего более 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2),
  • у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего автомобиля, и при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи),
  • страховой случай признан «тоталом» (полной гибелью автомобиля) – статья 16.1 ФЗ Об ОСАГО и ниже также данная норма,
  • потерпевший во время ДТП (или после аварии) погиб,
  • потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом, и при этом в заявлении выбрал выплату,
  • если сумма ремонта по калькуляции более лимита в 400 тысяч рублей.
Читайте также:  Что такое счетчик старения масла в вариаторе и зачем он нужен?

Выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба

Компенсации за ДТП перестанут быть денежнымиПосле аварии помимо вопросов правильного оформления бумаг нередко возникает вопрос – какие выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба от которого в добровольном порядке не последовало, может получить потерпевший? И собственно, кто считается потерпевшим в ДТП, на возмещение какого вреда можно рассчитывать и в каких случаях компенсация ограничится только выплатами по ОСАГО?

На эти и другие актуальные вопросы порядка возмещения ущерба после аварии, когда виновник ДТП установлен, ответит размещенная ниже информация. Кроме того, дежурному юристу сайта можно задать дополнительные вопросы – эта помощь бесплатна и оперативна.

Общий порядок возмещения ущерба после аварии

В большинстве случаев возмещение причиненного водителю или транспортному средству ущерба осуществляется путем выплаты по ОСАГО. Страхование автогражданской ответственности – не право собственника автомобиля, а обязанность (за неоформление полиса КоАП предусмотрена ответственность по ст. 12.37, а за его отсутствие в момент управления автомобилем – по ст. 12.3).

О получении выплат по ОСАГО речь может идти только тогда, когда виновник ДТП имеет действительный полис (вписан в него). Но выплату по ОСАГО получает только собственник. Именно поэтому вступление в наследство на автомобиль предусматривает необходимость заключения договора доверительного управления имуществом.

Когда водитель попал в ДТП, он обязан соблюдать правила дорожного движения и оформить факт происшествия документально. Это может быть европротокол или оформление ДТП с участием сотрудников ГИБДД.

После получения документов страховой компанией, последняя обязана в течение 20 дней произвести выплату.

По результатам независимой оценки после подачи претензии по ОСАГО потерпевший может рассчитывать на увеличение размера возмещения.  

Иногда страховая компания незаконно отказывает в получении выплат, ссылаясь на пьяное состояние виновника аварии или отсутствия у него прав, отзыв лицензии. В таких случаях помимо жалобы на страховую компанию имеет смысл обратиться в Российский союз автостраховщиков. Кстати, в скором времени Госдума может запретить получение денежной компенсации по ОСАГО. Только ремонт автомобиля.

В каких случаях предусмотрены выплаты виновника дтп, возмещение ущерба за счет личных средств водителя

За счет денежных средств водителя, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия, возмещается вред:

  • сверх установленных пределов по ОСАГО (400 тыс. на имущество каждого потерпевшего, 500 тыс. за вред жизни, здоровью каждого (!) потерпевшего)
  • когда имело место не ДТП (столкновение 2 транспортных средств), а причинение вреда автомобилю другими действиями  (открыли дверь на парковке – помяли дверь соседней машины)
  • у виновника аварии отсутствует полис ОСАГО (вообще не оформлялся, а не формальное отсутствие)
  • моральный вред (при причинении вреда жизни или здоровью).

Порядок возмещения ущерба за счет средств виновника аварии может быть добровольным или принудительным.

Выплаты виновника ДТП в добровольном и принудительном порядке

Сумма ущерба рассчитывается по определенному алгоритму. Если речь идет о транспортном средстве, то используется оценка автомобиля после ДТП (с учетом утраты товарной стоимости).

Не редко, участники аварии на месте «прикидывают» размер ущерба и предлагают не заниматься оформлением бумаг, а получить деньги и разъехаться. В таких случаях возьмите с лица, получившего деньги, расписку об отсутствии претензий.

Иначе поведение виновника аварии можно расценить как оставление места ДТП, что влечет неприятности.

Виновник аварии и потерпевший могут заключить досудебное соглашение о порядке возмещения ущерба. Лучше, если оно будет оформлено у нотариуса, но допустимо и простое письменное соглашение (судиться на основании которого, правда, затратнее).

Каждый факт передачи денежных средств должен подтверждаться документально – за что, когда получены деньги и в каком размере. Такой порядок досудебного урегулирования спора не лишает сторон права обратиться в суд с иском о возмещении ущерба в ДТП.

В таком случае, все ранее произведенные выплаты должны быть учтены судьей в счет погашения задолженности.

Что касается возмещения вреда жизни или здоровью, то его оценка сопряжена с большим количеством документов. Это не только медицинские затраты и лекарственные средства, но и реабилитация лица, утраченный заработок (подробнее – исковое заявление о возмещении вреда здоровью).

Моральный вред подлежит исключительно субъективной оценке и взыскивается за счет средств виновника ДТП. Если в результате аварии причинен вред здоровью любой степени тяжести, а также при смерти пострадавшего, можно требовать компенсации морального вреда. Правда, чаще всего, путем подачи иска.

Если же в добровольном порядке получить выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба при котором является его обязанностью в силу Гражданского кодекса РФ, затруднительно, единственным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд.

В госдуме предложили запретить взыскание компенсации с невиновных в дтп водителей

После публикации RT депутат Госдумы Николай Земцов предложил на законодательном уровне запретить требование о возмещении вреда невиновными в ДТП водителями. Соответствующий документ вынесен на рассмотрение экспертного совета «Единой России».

Согласно инициативе, суд не сможет взыскивать компенсацию с участника аварии, который не нарушал ПДД. Депутат Земцов решил разработать такой законопроект после того, как узнал об истории жителя Саратова Сергея Копытина, о которой писал RT.

Мужчина потерял в ДТП с пьяным водителем жену, а теперь вынужден выплачивать компенсацию приятельнице виновника аварии вместо него самого.

Компенсации за ДТП перестанут быть денежными

  • Сотрудник ГИБДД на месте дорожно-транспортного происшествия
  • © Алексей Мальгавко / РИА Новости

После публикации RT о невиновном в ДТП водителе Сергее Копытине, который потерял в аварии жену и вынужден выплачивать компенсацию пассажирке виновника аварии, в Госдуме предлагают внести поправки в Гражданский кодекс и запретить требовать возмещения вреда невиновными в ДТП.

Такой законопроект (документ есть в распоряжении RT) разработал член комитета Госдумы по образованию и науке Николай Земцов. Депутат представил его на рассмотрение экспертного совета «Единой России».

Поправки к закону

Согласно пояснительной записке, проектом федерального закона предлагается урегулировать вопрос, связанный с возмещением вреда, причинённого третьему лицу владельцами источников повышенной опасности в результате взаимодействия этих источников, например, столкновения транспортных средств.

Поправку подразумевается внести в п. 3 ст. 1079 ГК РФ и изложить так, чтобы в случае, если вина одного из водителей доказана, с другого водителя, который признан потерпевшей стороной, компенсация не взыскивалась.

  • В действующей редакции солидарно несут ответственность оба владельца источника повышенной опасности вне зависимости от вины каждого из них.
  • По словам Земцова, анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дел о взыскании компенсаций за причинённый в ходе взаимодействия источников повышенной опасности вред суды нередко принимают решение возложить ответственность на пострадавших владельцев ТС, которые не являются виновниками ДТП. 
  • «Подобная практика прямо противоречит нормам, установленным частью 2 статьи 54 Конституции РФ, которая декларирует, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением», — говорится в пояснительной записке.
  • По словам депутата, в некоторых случаях практика применения закона выявляет его несовершенство.

«Люди, которые признаны невиновными в случившемся и сами являются пострадавшими, вынуждены выплачивать компенсации другим пострадавшим. В этом положении страдает логика и этика. Ведь человек, признанный законом потерпевшим, не должен выплачивать какие-либо компенсации», — считает Земцов.

Депутат рассказал, что в случае принятия закона все те, кто по решению суда сейчас вынуждены компенсировать другим потерпевшим вред, будут освобождены от выплат, однако деньги, которые уже перечислены, возвращать никто не станет.

«На данный момент важно эту экзотическую практику устранить. Это нарушение норм справедливости. Надеюсь, что коллеги поддержат, особенно я рассчитываю на коллег автомобильной отрасли. Сейчас сложно сказать, когда совет вынесет своё решение. На данном этапе фракция проведёт свою экспертизу законопроекта», — рассказал Земцов.

Не единичный случай

Кроме того, депутат отметил, что ситуация, о которой говорилось в публикации RT, — лишь один пример, а в целом по стране подобных случаев может быть достаточно много.

Сергей Копытин, потерявший в ДТП жену и вынужденный выплачивать пассажирке виновника компенсацию в 300 тыс. рублей, рассказал RT, что после публикации его истории с ним на связь стали выходить другие водители, которые оказались в такой же ситуации.

«Мне пишут люди, которые не знают, как поступить и к кому обратиться. Таких ситуаций много. Я думаю, что вполне реально, что законопроект будет принят. 99% водителей даже не знали, что они могут попасть в такую же ситуацию. Все возмущены», — рассказал Копытин.

По мнению мужчины, эта абсурдная ситуация должна быть урегулирована.

Адвокат Александр Липатников в беседе с RT заявил, что очень рад, что на проблему обратили внимание депутаты.

«Полностью поддерживаю данный законопроект. По всем канонам справедливости и законности он должен быть принят. Однако каких-либо результатов можно ждать не раньше весны 2019 года. Все законопроекты принимаются по-разному: какие-то молниеносно, какие-то затягиваются на годы», — отметил Липатников.

Дтп и дело о компенсациях

31 августа 2014 года Сергей Копытин с женой Еленой отвезли сына-первокурсника в колледж в Пензу и возвращались домой на Lada Kalina. На 14-м км трассы Саратов — Пенза навстречу Копытину на большой скорости резко выехал водитель Volkswagen Passat. От сильнейшего удара Lada отбросило в кювет.

Мужчина сумел самостоятельно выбраться из автомобиля, а его жена оказалась зажатой в машине. К приезду медиков женщина уже не дышала. Между тем водитель иномарки Сергей Пяточкин почти не пострадал.

Оказалось, что за руль он сел в состоянии алкогольного опьянения. Его пассажирка Юлия Коннова, также находящаяся в состоянии алкогольного опьянения, получила серьёзные травмы и впоследствии была признана инвалидом первой группы.

Суд признал Пяточкина виновным по уголовному делу о ДТП со смертельным исходом, совершённом в состоянии алкогольного опьянения, и приговорил мужчину к пяти годам колонии-поселения.

Кроме того, суд частично удовлетворил гражданские иски дочери погибшей женщины и потерпевшей пассажирки и обязал виновника выплатить 500 и 300 тыс. рублей соответственно.

Однако работать в колонии Пяточкин отказался и по исполнительному листу удержания с его зарплаты производиться не могут.

Тогда Коннова подала гражданский иск о взыскании компенсации с Копытина. Суд второй инстанции, руководствуясь ст.

1079 ГК РФ о солидарной ответственности, встал на сторону женщины и обязал водителя, потерявшего в ДТП жену, выплатить компенсацию в размере 300 тыс. рублей.

Зарплатный счёт мужчины арестован, теперь он обязан отдавать 50% заработка, который составляет чуть больше 20 тыс. рублей, в счёт погашения долга. Как ранее Копытин заявлял RT, он не понимает, «почему обязан оплачивать убийство родного человека».

На данный момент адвокат мужчины готовит жалобу в Верховный суд.

Компенсация вреда при ДТП в 2020 году: как добиться выплаты

Поскольку дорожно-транспортные происшествия происходят довольно часто, случаи возмещения морального вреда водителями автомобилей также не являются редкостью.

Доказать вину водителя, из-за неосторожных действий которого произошло ДТП, не составляет труда – согласно положения Гражданского кодекса, причинение вреда при ДТП заведомо является виновным деянием. Однако, в некоторых ситуациях от выплаты можно освободиться.

Рассмотрим случаи, когда выплачивается и не выплачивается компенсация вреда при ДТП в 2020 году.

В каком размере выплачивается компенсация вреда при дтп

Закон не устанавливает конкретных размеров компенсации морального вреда при ДТП – данный вопрос отдается на рассмотрение судье. Если истец не согласен с размером компенсации, установленным судьей, можно подать апелляцию, и дело будет пересмотрено. Обжаловать решение может и ответчик.

Читайте также:  Нюансы при оформлении сделки по автокредиту

Как правило, виновник происшествия оплачивает лечение и оздоровление пострадавшего. Иногда к сумме взыскания добавляется небольшая плата за моральный вред. Обычно речь идет о 10-50 тысячах рублей. Крайне редко судья обязывает ответчика выплачивать сотни тысяч рублей (обычно такое случается при потере пострадавшим работоспособности) и миллионы рублей (семье погибшего).

Чтобы определиться с величиной денежного взыскания, судья оценивает следующие обстоятельства по делу:

  • материалы расследования причин дорожно-транспортного происшествия;
  • наличие обязательств перед третьими лицами у истца и ответчика;
  • семейное положение и наличие детей у сторон;
  • финансовую обеспеченность ответчика;
  • величину расходов на лечение и восстановление;
  • состояние здоровья потерпевшего.

Главное, на что обращает внимание судья – тяжесть полученных пострадавшим травм. Чем тяжелее травмы, тем больше денег понадобится на оплату лечения и восстановления. Истец вправе самостоятельно оценить степень причиненных ему моральных и физических страданий и заявить конкретную сумму к взысканию, но решение будет по-прежнему зависеть от судьи.

Компенсация вреда при ДТП при отсутствии травм у потерпевшего

Отказ в приеме искового заявления и отказ в удовлетворении требований – разные ситуации. Так, если истец грамотно оформил исковое заявление, грамотно соблюдал процедуру подачи иска и уплатил госпошлину за рассмотрение дела в суде, ему не откажут в приеме заявления.

Однако, для того, чтобы истец получил компенсацию морального вреда, он должен отстаивать свою позицию и убедить судью в том, что имели место моральные и физические страдания. В том случае, если никаких травм водитель не получил, доказать, что он как-либо страдал вряд ли удастся, а потому, вероятнее всего, в выплате компенсации будет отказано.

Компенсация вреда при ДТП, если травмы незначительные и средней тяжести

Поскольку при получении незначительных травм у истца имеются медицинские записи, моральный вред доказать можно. Другое дело, что травмы средней тяжести оцениваются не дорого – как правило, размер компенсации получается не больше 10 000 рублей. Увеличить сумму выплат можно только за счет доказательств понесенных расходов на лечение.

Компенсация вреда при ДТП, если имеются тяжелые последствия происшествия

ДТП с тяжкими последствиями, и тем более со смертельным исходом, является уголовным преступлением. Если пострадавший получил легкие травмы, разбирательство ведется в рамках гражданского процесса.

Казалось бы, при получении тяжелых травм люди чаще всего обращаются в суд с целью взыскать с виновника ДТП крупные компенсационные суммы.

Однако, участвовать в суде после получения серьезных травм людям проблематично – они пребывают на длительном лечении, затем восстанавливаются, а время идет.

Как вариант, можно просить о помощи представителя, действующего по доверенности, но так многократно увеличиваются расходы на судебное разбирательство.

А родственники имеют право подавать иск в суд только после смерти при ДТП. Или же член семьи (оформивший опекунство) может обратиться в суд, когда человек утратил дееспособность в результате аварии.

Компенсация вреда при ДТП от страховой компании

Страховые выплаты по КАСКО и ОСАГО покрывают исключительно имущественный вред, нанесенный участникам ДТП. Представитель страховой компании может выступать в качестве ответчика в судебном разбирательстве о взыскании компенсации морального вреда, если вред был причинен из-за действий страховщика. Это могут быть неверный расчет суммы выплат, задержка денежных средств и т.д.

статью ⇒ “Льготы по ОСАГО для инвалидов в 2020 году”.

Компенсации за моральный вред всегда выплачиваются владельцем транспортного средства, за исключением тех случаев, когда водитель управляет автомобилем по поручению предприятия, на котором работает. Если между водителем ТС и компанией-владельцем машины заключен трудовой договор, отвечать за его действия будет фирма.

статью ⇒ “Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях в 2020 году”.

Как добиться того, чтобы компенсация вреда при ДТП была выплачена

Чтобы взыскать с водителя автомобиля, участвовавшего в ДТП, компенсацию за моральный вред, можно пойти двумя путями, в зависимости от степени тяжести травм потерпевшего:

  1. Если травмы тяжелые или смертельные, на участника ДТП заводится уголовное дело, и взыскивать моральный вред можно уже на стадии следствия.
  2. Если травмы несерьезные, уголовное дело заведено не будет, и потерпевший должен подать гражданский иск в суд.

Чтобы доказать, что были получены травмы и материальный ущерб, необходимо действовать по следующей схеме:

  1. Остановить автомобиль после аварии. Сфотографировать или снять на видео полученные травмы, повреждения ТС.
  2. Сообщить об аварии правоохранительным органам, страховщику, скорой помощи (если получены травмы).
  3. Собрать как можно больше сведений о водителях и свидетелях аварии.
  4. Оставаться на месте до приезда служб.
  5. Получить копию протокола о происшествии, записи сотрудников скорой помощи и другие бумаги.
  6. Подготовить документы для подачи искового заявления.
  7. Подать иск и принять участие в судебном процессе в качестве истца.
  8. Подать апелляцию, если решение судьи не оправдало ожиданий или передать исполнительный лист приставам.
ст. 1079 ГК РФ О выплате пострадавшему в ДТП гражданину компенсации морального вреда вторым участников ДТП даже в случае его невиновности

Типичные ошибки

Ошибка: Виновник ДТП пытается запросить у страховой компании средства, которые суд взыскал с него в качестве морального вреда пострадавшему в ДТП гражданину.

Комментарий: Страховые выплаты покрывают исключительно имущественный вред.

Ответы на распространенные вопросы о том, какая полагается компенсация вреда при ДТП

Вопрос №1: Суд признал вину ответчика в дорожно-транспортном происшествии. Когда случилось ДТП, я отправлялся к бизнес-партнеру для заключения крупной финансовой сделки. Из-за ДТП сделка сорвалась, могу ли я требовать упущенную выгоду?

Ответ: Нет, в случае с ДТП компенсация утраченной выгоды не предусмотрена.

Вопрос №2: Нужно ли подготавливать какие-либо доказательства перенесенных страданий, чтобы взыскать с участника ДТП компенсацию, если при аварии скончался супруг истца?

Ответ: Да, конечно. Моральный вред необходимо подтверждать в любом случае. Это могут быть справки от врача о нервном срыве, об обращении к психотерапевту и т.д.

В пример можно привести дело № 33-3495/2016 Хасавюртовского районного суда Р. Дагестан – истец не доказывал тот факт, что он страдал после потери в ДТП жены, поскольку считал, что данный факт всем известен.

Но суд отказал во взыскании компенсации морального вреда.

? Видео-советы. Как возместить ущерб при ДТП?

В видео раскрывается информация о том, как обратиться, к кому обратиться, что нужно делать если вы пострадали при ДТП⇓

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Потерпевший вымогает деньги у виновника ДТП

В вопросах компенсации причиненного в ДТП вреда не всегда потерпевшие поступают по закону и справедливости. Пострадавший предпринимает действия, при которых страдает и виновник ДТП: требует денег и угрожает судом.

Если я виновник ДТП, с меня требуют деньги, и это законно — так думают водители. Но когда суммы запрошенного возмещения завышены, а порядок взыскания компенсации нарушен, это уже не справедливо.

Как быть, если потерпевший вымогает деньги?

Пострадавший в ДТП требует завышенную сумму денег за ремонт: что делать

Согласно ст. 1064 ГК, имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате ДТП, подлежит возмещению в полном объеме за счет его причинителя – это форма его гражданской ответственности.

Но владельцы ТС обязаны страховать риск гражданской ответственности, приобретая полисы ОСАГО. А в соответствии со ст.

1072 ГК, лица, чья гражданская ответственность застрахована, возмещают причиненный ими вред лишь в той части, которая не покрыта страховкой.

Учитывая сказанное, первое, что необходимо делать при требовании пострадавшего к виновнику ДТП – это порекомендовать ему обратиться в страховую компанию.

Виновник ДТП не обязан первоочередно удовлетворять имущественные требования пострадавшего, даже если они не завышены. Порекомендуйте пострадавшему направить обращение в СК, иначе он рискует утратить право на возмещение.

При этом не забудьте и сами уведомить страховщика о возможной гражданской ответственности, согласно п. 2,3 ст. 11 ФЗ № 40.

Если требования потерпевшего завышены, страховщик выявит это. В течение 5 дней после поступления заявления от пострадавшего страховщик осмотрит поврежденное ТС и при необходимости организует независимую экспертизу для определения размера ущерба.

Если ТС зарегистрировано в РФ и находится в собственности россиянина, страховщик обязан направить пострадавшего на СТО и оплатить в полном объеме восстановительный ремонт, руководствуясь п. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40.

Такое направление выдается в 20-дневный срок после получения от пострадавшего заявления.

По договоренности с СК ремонт также может быть проведен в СТО по выбору пострадавшего, но направление на ремонт выдается в 30-дневный срок.

Потерпевший требует деньги за ДТП через суд

Обращение к страховщику – право, но не обязанность пострадавшего. Руководствуясь гражданским законодательством, потерпевший имеет право потребовать возмещения непосредственно с причинителя вреда. В таком случае, виновник ДТП, как лицо, застраховавшее свою ответственность, должен привлечь к участию в процессе представителей страховой компании по ст. 11 ФЗ № 40.

Виновнику ДТП рекомендуется следовать указаниям страховщика, так как именно он впоследствии будет возмещать присужденный по решению суда ущерб в пределах страховой суммы.

Взыскание компенсации с виновника ДТП

Гражданская ответственность лица по возмещению вреда возникает лишь если предельные страховые суммы не покрывают размер причиненного вреда. Согласно ст. 7 ФЗ № 40, это:

  • 400 тыс. рублей в отношении имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей, в отношении личного ущерба.

Если сумма ущерба автомобилю выше 400 тыс. рублей, и это подтверждено заключением технической экспертизы, обязанность погашать ущерб поверх указанной суммы возлагается на виновника ДТП.

Если виновник не согласен самостоятельно погашать ущерб, он взыскивается через суд.

При этом в суде причинитель вреда может предать сомнению объективность результатов представленной экспертизы и попросить суд назначить новую, согласно ст. 79 ГПК.

Виновнику ДТП следует учитывать, что если в ДТП нанесен вред не только имуществу, но и здоровью, пострадавший получит право на возмещение морального вреда по ст. 1100 ГК.

Но если вред здоровью может быть возмещен за счет страховки, то моральный вред полисом ОСАГО не покрывается, а потому он будет взыскиваться с причинителя ущерба. Его возмещение осуществляется без привязки к размеру имущественного или личного ущерба.

Ключевыми критериями при определении размера компенсации будут наличие нравственных страданий потерпевшего, обстоятельства нанесения вреда и особенности пострадавшего.

Если виновник ДТП готов сам заплатить за ущерб

Самостоятельное возмещение причиненного ущерба – право виновника ДТП. Но траховая компания не возместит его расходы. При принятии такого решения причинителю рекомендуется удостовериться в реальных размерах и стоимости вреда.

Если договоренность с потерпевшим достигнута, виновнику ДТП необходимо получить от пострадавшего водителя расписку с указанием выплаченной в счет возмещения вреда суммы, его анкетных данных, а также указанием на отсутствие имущественных претензий.

Возмещение ущерба при ДТП: кто выплачивает потерпевшему

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией. Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили. Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП: в каких случаях платит виновный

Парадоксально, но особенно у опытных шофёров, никогда не допускавших аварий, после первого столкновения возникает вопрос: если я виновник ДТП, кто оплачивает ущерб потерпевшему?

Читайте также:  Смешивание тормозных жидкостей: допустимо ли?

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником закон определяет как общее правило: что не застраховано, то страховщиком не оплачивается. «По умолчанию» виновный водитель должен платить, но если у него есть полис, то ему придётся заплатить сверх той суммы, которую не покрыла страховка, а от остального он будет избавлен.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Конституционный суд в 2017г. разрешил взыскивать с виновных разницу между деньгами, которые были перечислены за счёт страховой компании, и затратами на ремонт, которые были необходимы, но не оплачивались страховщиком из-за коэффициента износа авто и заменяемых деталей, который понижает страховую выплату.

Таким образом, у пострадавшего есть возможность запросить плату тремя различными способами:

  1. У страховой компании.
  2. У виновного.
  3. У обоих лиц.

Процедура возмещения ущерба ДТП в натуре – в виде ремонта стала основным видом возмещения с 2017г. Авторизованные центры выполняют ремонт по направлению страховщика, а уже им деньги перечисляются из компании. Исключение оставлено для иностранных туристов, поскольку у них нет времени для ожидания ремонта машины.

Такой же льготой пользуются и украинские шофёры из восточных районов Донецкой и Луганской области. Признание водительских удостоверений ДНР и ЛНР позволяет жителям Донецкой и Луганской областей получать страховку ОСАГО по данным документам.

Работа по возмещению ущерба после ДТП в виде ремонта проводится в срок не более месяца со дня передачи машины в ремонт.

Авария может привести к повреждению не только автомобиля, но и груза, и иного имущества. Гражданский кодекс требует от виновного возмещать убыток в полном объёме, но допускает и снижение ответственности, если виновный малообеспечен и не сможет расплатиться по долгу.

Эта норма, предусматривающая возможное уменьшение ответственности, носит характер защиты граждан от неблагоприятных обстоятельств, например, когда в результате аварии разбивается партия ценного алкоголя.

В свою очередь, перевозчик и отправитель должны помнить о том, что они могут взыскать не весь убыток, который понесли, и принимать меры предосторожности: страховать груз, помещать его в мягкую упаковку и т.п.

У водителей, которые ездят не имея договора ОСАГО, в ситуации столкновения не по их вине возникает вопрос: выплатит ли им деньги страховая компания нарушителя, если они сами как потерпевшие не имеют полиса? Ответ положительный: хотя езда без ОСАГО является административным правонарушением, она не лишает водителя права на компенсацию материального убытка.

Однако в этой ситуации водитель без полиса не сможет получить прямую оплату от своего страховщика, а будет вынужден обращаться к компании нарушителя.

Возмещение морального вреда

Как уже было сказано выше, оплата сверх страховой суммы законом не предусмотрена, поэтому если повреждения машины оказались дороже 400 тысяч рублей (на 2018г.), разницу виновник будет платить из своего кармана, если у него нет покрытия ДСАГО. Но дорожное происшествие способно принести не только материальный убыток.

Если люди не пострадали, но опоздали из-за аварии на самолёт и лишились отдыха, они вправе взыскать компенсацию стоимости пропавшей путёвки и моральный осадок от испорченного отпуска.

В случае, если столкновение закончилось трагически, и виновник понёс уголовную ответственность, родственники погибшего также могут предъявить ему гражданский иск. Он подаётся в рамках уголовного дела, и ещё до направления дела в суд потерпевшие могут ходатайствовать перед следователем о наложении ареста на имущество обвиняемого.

Удовлетворённые исковые требования о компенсации морального страдания можно расположить от большего к меньшему следующим образом:

  • требования родственников погибшего;
  • претензии травмированных;
  • компенсация за сорванные отпуск, отдых;
  • иные требования.

Так, например, в 2015г. по приговору Кромского районного суда в отношении гражданина Ефимова, осуждённого за аварию с гибелью женщины, на преступника была возложена обязанность выплатить трём родственникам женщины по миллиону рублей. Приговор был обжалован, но Курский областной суд оставил взысканную сумму без изменения.

Для сравнения: Миякинский районный суд в 2019 г. взыскал с гражданина Султанова за тяжкий урон здоровью потерпевшего компенсацию в сумме 50 тысяч рублей.

Оценка морального урона всегда остаётся условной величиной, потому что вернуть погибшего невозможно никакими деньгами. Предполагается, что на полученные деньги потерпевший сможет наладить свою жизнь и постепенно пережить стресс.

В уголовном процессе по делам о дорожных происшествиях адвокаты советуют подзащитным по возможности полно удовлетворять требования потерпевших, поскольку заглаживание вреда является смягчающим обстоятельством и помогает избежать колонии.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Лёгкий и средний вред здоровью влечёт ответственность по КоАП, тяжкий – по УК. Судебный акт, в котором установлен факт вреда здоровью, будет обязательную силу для суда при рассмотрении дела о компенсации потерь. В административном деле виновность влечёт штраф, а в гражданском – выплату компенсации потерпевшему.

В случае возбуждения уголовного дела по ст.264 УК РФ стоимость медицинской помощи может быть взыскана с виновного. Взыскателем в таких случаях выступает страховая организация, которая возмещала больнице расходы по ОМС. Если пострадавший лечился за государственный счёт, заявление в интересах государства предъявляет прокурор.

Если вопрос о размере вреда не рассматривался параллельно с производством по УК или КоАП, то к исковому заявлению нужно приложить соответствующий судебный акт, в котором будут изложены обстоятельства.

Право на оплату урона здоровью имеют:

  • потерпевший, который был вынужден лечиться за свой счёт;
  • страховая, оплатившая лечение;
  • государство, оказавшее бесплатную экстренную помощь.

В случае очень высоких расходов на лечение ответчик может их оспорить, если докажет, что они не были необходимыми.

После вынесения судебного решения и получения исполнительного листа из-за недостатка доходов у должника или их сокрытия взыскание может затягиваться. В этом случае можно подать ходатайство об индексации присуждённой выплаты.

Исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

Автострахование считается убыточным, и компании стараются по возможности не выплачивать всю заявленную пострадавшим сумму. Даже «Росгосстрах» отказывал в выплатах и был регулярным ответчиком в судах. Например, в апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда в 2018 году каждый месяц рассматривалось несколько требований к «Росгосстраху».

Досудебный претензионный порядок по страховым спорам не является обязательным, но желательно пройти и стадию направления досудебной претензии. Если ответчик просрочивает выплату, на задержанную сумму начисляется пеня. К иску нужно приложить расчёт взыскиваемой суммы, в котором складывается урон, проценты, оценка нематериального урона.

Гражданский кодекс содержит правило о том, что срок исковой давности равен трём годам, но для страховых споров исковая давность снижена до двух лет. Если страхователь подал страховому агенту недостоверные документы, например, талон техосмотра, страховая вправе выдвинуть встречный иск о признании договора ничтожным.

В шапке искового заявления следует указать:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца и ответчика с адресами.
  3. Цену иска.

Если иск подаётся к физическому лицу и не подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», сразу же после цены иска указывается госпошлина (её можно посчитать при помощи калькулятора на сайте суда). Под наименованием суда подразумевается название районного/городского суда (например: «Приокский районный суд Нижнего Новгорода») или участок мирового судьи (для исков до 50 тысяч рублей).

Иск или соглашение о возмещении

В калькулятор страховки закладывается статистика аварий: виноватая сторона ухудшает коэффициент аварийности и в следующий год ей придётся заплатить взнос в большем размере. Этот коэффициент «бонус-малус» (латинское: «хороший-плохой») сокращённо называется КБМ и является ключевым при расчёте страховой премии.

Полис ОСАГО является обязательным документом для управления автомобилем. Автовладельцам можно дать совет: застраховывать ответственность всех членов семьи, которые водят семейную машину, даже если кто-то делает это пару раз в год.

Стоимость полиса закладывается в ежегодные автомобильные расходы, она сравнительно невелика, но может по-настоящему выручить в случае аварии.

Своего работника может застраховать работодатель: полис будет действовать несмотря на то, что страхователь и водитель разные лица.

Начало действия страхового договора устанавливается следующим днём после оплаты взноса: если полис оплачен 31 января, то договор страхования действует с 1 февраля.

В простых ситуациях используется европротокол, но для этого должен отсутствовать вред здоровью людей (включая пешеходов) и пострадали только два застрахованных автомобиля. Если пострадали два автомобиля, но застрахована только ответственность нарушителя, его СК всё равно выплатит деньги потерпевшему. Когда вина очевидна, а вмятины невелики, можно заполнить бланк и отослать его страховщикам.

Бланки для европротокола должны прилагаться к полису ОСАГО, но не все агенты их выдают, поэтому их можно найти на официальном сайте РСА и распечатать, чтобы они всегда лежали в салоне.

В бланке извещения есть условные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла; место повреждения указывается стрелкой. В поле на обороте бланка обязательно указать обстоятельства дорожного происшествия. Предполагается, что шофёр ведёт себя должным образом: находится в трезвом состоянии; отметка об этом делается в специальном поле.

В случае, если не удалось подписать европротокол, нужно не уезжать с места аварии и дождаться приезда патруля ГИБДД. Даже если две машины встали в транспортном потоке, лучше выждать полчаса, чтобы доехал патруль и сфотографировал положение машин; это не даст страховой оснований взыскивать убыток в порядке регресса.

Спорная ситуация: кто возмещает ущерб при ДТП виновник или страховая компания, возникает при ненадлежащем оформлении документов.

Если водитель забыл уведомить организацию о произошедшем, это может выступить основанием для отказа в выплате. Организация при этом сошлётся на «Правила ОСАГО» от 2014г.

, согласно которым водители должны сообщать о столкновении в свои страховые организации в течение пяти рабочих дней с того дня, как оно случилось.

Если у кого-то из шофёров есть номер так называемого «аварийного комиссара», желательно вызвать его к месту происшествия.

При обоюдной вине разумнее всего заключить на месте соглашение о взаимном отказе от претензий. Таким образом водители избегают повышения стоимости полиса из-за увеличения коэффициента КБМ.

Если неясен размер урона (больше или меньше верхней границы для европротокола), лучше вызвать ГИБДД. С 1 июня 2018г. максимальная выплата по европротоколу поднята с 50 до 100 тысяч рублей.

В зависимости от сложности ситуации можно рекомендовать водителям следующие варианты действий:

  • урон минимален – расчёт на месте с сохранением КБМ;
  • не очень велик – оформление европротокола;
  • чувствителен – вызов аварийного комиссара;
  • вблизи или свыше 100 тысяч рублей – вызов ГИБДД.

После того, как в первом варианте потерпевший автовладелец получает деньги на покраску автомобиля или замену пострадавшего элемента, виновный шофёр вправе получить расписку о том, что потери возмещены, и потерпевший претензий не имеет. Интересы страховой компании при этом не страдают, т.к. она не выплачивает компенсацию.

Подача искового заявления оставляет истцу и ответчику право заключить мировое соглашение в суде.

Зачастую мировое соглашение – это оптимальный способ уменьшить судебные риски, избежать расходов на экспертизу, рецензию и т.п. При многомесячном рассмотрении дела в суде и гонорары адвокатам неизбежно растут.

При наличии возможностей в семейном бюджете хорошим дополнением к ОСАГО выступают ДСАГО и КАСКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *