Неисправности стартера и их причины

Стартер — сложный электрический механизм (электромотор) системы зажигания, с помощью которого осуществляется запуск двигателя внутреннего сгорания.

Как и любая другая деталь автомобиля, электростартер рассчитан на длительную работу, за время которой способен осуществить сотни тысяч успешных пусков двигателя автомобиля в любых погодных условиях.

В ходе эксплуатации этот механизм не нуждается в обслуживании, но, как известно в этом мире нет ничего вечного и рано или поздно настает тот момент, когда при повороте ключа зажигания стартер не сработает, либо будет крутить мотор очень медленно, как будто бы разрядился аккумулятор.

По своему опыту могу сказать, что неисправности со стартером проявляются внезапно и в самый неподходящий для этого момент, поэтому после 150000 км (при частых запусках мотора после 100000 км) пробега рекомендуется проводить проверку состояния механизма и устранения дефектов.

Провести качественную диагностику механизма, в то время пока он установлен в автомобиле, не представляется возможным, поэтому его придется снимать. Благо, данная процедура не сложная и не требует особых навыков.

Инструкция снятия стартера:

  • Для начала обесточите автомобиль, для этого нужно снять клеммы с аккумулятора;
  • Снимите обшивку, закрывающую двигатель снизу и сверху, чтобы она не мешала свободному доступу к механизму (если установлена);
  • Отсоедините проводку от шпилек втягивающего реле (нужно аккуратно открутить по одной гайке с каждой шпильки) и разъемов подключения электростартера к сети автомобиля (это можно сделать сверху);
  • Открутите болты, которыми стартер прикручен к корпусу двигателя (как правило, их 2-3), а затем снимите его. Важно: при откручивании последнего болта придерживайте стартер рукой, чтобы он не упал.

После того как стартер будет снят с автомобиля рекомендуется проверить состояние всех его деталей.  Процесс выполнение ремонта механизма состоит из трех этапов: визуальный осмотр, очистка рабочих поверхностей, замена испорченных элементов. Но, для того чтобы выполнить ремонт механизма, автолюбителю нужно знать схему расположения деталей и как они выглядят.

Теория (устройство электростартера)

Неисправности стартера и их причины

  1. Втягивающее реле — электромагнит, выполняющий две функции. При повороте ключа зажигания подводит шестерню бендикса стартера к зубчатому венцу маховика, а после запуска двигателя возвращает шестерню в исходное положение.
  2. Вилка — соединяет втягивающее реле с бендиксом.
  3. Бендикс (обгонная муфта) — механизм, с помощью которого передается крутящий момент от электромотора к маховику двигателя при запуске. Также он защищает электростартер от высоких оборотов, на которых работает мотор.
  4. Якорь — ось, выполненная из специальной легированной стали, предназначенная для вращения шестерен бендикса.
  5. Коллектор — часть якоря, которая служит для установки и крепления элементов электромотора
  6. Статор — неподвижная часть электродвигателя
  7. Щётки и щёткодержатели — предназначены для подачи напряжения на пластины якоря.

Основные виды неисправности стартера и способы их устранения

Самой распространенной неисправностью любой электрической цепи является плохой контакт. Если в ходе эксплуатации авто появились какие-либо изменения в работе электростартера, в первую очередь нужно проверить состояние контактов (целостность проводки), провести диагностику предохранителей (находятся под капотом в отдельном блоке) и при необходимости устранить дефекты.

Еще одной частой неисправностью считается отказ втягивающего реле стартера. Есть несколько причин отказа реле. Залипание пятака — в момент, когда пятак замыкает два тока ведущих контактов и пропускает через себя ток, в этот момент проскакивает электрическая искра с высокой температурой (около 1000 °C) и припаивает пятак к контактам.

В данной ситуации стартер продолжает крутиться даже после выключения зажигания. Чтобы остановить стартер, нужно снимать одну клемму с аккумулятора. Важно: действовать в данной ситуации нужно очень быстро, поскольку при работе стартера аккумулятор очень быстро «садится».

Дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после замены (ремонта) втягивающего реле. Из прочих неисправностей можно отметить: повреждение корпуса и магнита с обмотками, пригорание контактных пластин, нарушение контактов, ослабление возвратной пружины.

При таких неисправностях втягивающее реле не будет срабатывать, а шестерня бендикса подаваться для зацепления с венцом маховика.

Износ щеток. При наличии данной неприятности стартер сначала вяло раскручивает мотор, создавая эффект разряженного аккумулятора, а затем и вовсе перестает подавать признаки жизни.

Стоит отметить, что при этом втягивающее реле будет реагировать на поворот ключа зажигания характерными щелчками. Для проверки состояния щеток нужно снять заднюю крышку и извлечь щеткодержатель.

Высота щетки должна быть не менее 12 мм.

Неисправности стартера и их причины

Довольно частой поломкой является износ роликов в бендиксе — уменьшаются в диаметре и перестают блокировать в узкой части бендикса внешнюю и внутреннюю обойму, в результате прекращает вращаться его шестерня.

В этом случае водители и сервисмены используют такой термин как буксующий бендикс. Данную неисправность можно устранить только заменой бендикса.

Важно: бендикс должен легко вращаться в одном направлении, а в другом — стопориться, если иначе – деталь подлежит замене.

Работа электростартера завязана на вращении пускового якоря (работает по принципу электромотора). Со временем, в силу как механических, так и электрических повреждений он может перестать работать. Основной поломкой является заедание подвижной части якоря. Также проблема может крыться в высоковольтной проводке (может отсоединиться или окислиться).

Проверка состояния обмотки якоря осуществляется с помощью специализированного стенда или омметра на присутствие следов коротких замыканий, если они есть, якорь подлежит замене. Обязательно нужно проверить зазоры между ламелями якоря на наличие грязи и в случае необходимости очистить их.

Если на коллекторе якоря (место контакта со щетками) имеется выработка ее нужно зашлифовать мелкой «наждачкой».

В современном стартере могут упасть магниты, находящиеся в статоре. Теоретически эти магниты можно приклеить самостоятельно, но лучше устранение данной проблемы доверить профессионалам, так как есть риск перепутать полярность магнитов.

Неисправности стартера и их причины

При длительной эксплуатации изнашиваются опорные втулки, в которых вращается якорь. В результате на осях якоря появляется люфт и он начинает «болтаться».

При наличии данной проблемы щетки неплотно прилегают к коллектору якоря и подгорают, из-за чего существенно снижается их ресурс. В запущенных ситуациях для устранения поломки приходится протачивать коллектор.

При своевременном устранении недуга будет достаточно заменить втулки и щетки. Выявить проблему на ранней стадии удастся, если только проводить периодический контроль состояния щеток.

Износ подшипников. С изношенными подшипниками стартер сможет выполнять свои функции, но его работа будет сопровождаться сильными вибрациями и приведет к разрушению других частей механизма.

Износ шестерни обгонной муфты (бендикса) и маховика. На шестерню приходится самая большая нагрузка, которая со временем может привести к повреждениям ее зубьев.

При неудовлетворительном состоянии шестерней бендикса работа электромотора будет сопровождаться треском или щелчками.

При наличии сильного износа зубьев маховика будут возникать периодические трудности с запуском — в момент попадание зубьев шестерни бендикса на проблемный участок венца маховика появляются посторонние звуки, также стартер может вращается вхолостую.

Неисправности стартера и их причины

Сборка

Прежде чем приступить к сборке электростартера, нужно удалить из его корпуса всю грязь, а затем смазать смазкой подшипники, втулки ротора и шлицы вала якоря. После этого можно приступать к его сборке (производится в обратном порядке) и проверке работоспособности механизма.

АвтоАвеню

Основные причины выхода из строя стартера. Неисправности стартера автомобиля и их устранения

  • Посмотреть стартер в каталоге «АВТОмаркет Интерком»
  • Стартеры и генераторы Старвольт видео
  • Стартер является активнейшим элементом электрики в автомобиле.

Для запуска автодвигателя надо повернуть коленчатый вал, в целях обеспечения вспышки рабочей смеси в цилиндрах автомобиля.

Именно для этого предназначен двигатель электрического постоянного тока, то есть автостартер.

  1. Работа автомобильного стартера напрямую зависит от самого момента сопротивления работы коленчатого вала и небольшой частоты вращения коленчатого вала, при которой в цилиндрах начинаются определенные вспышки (водители называют это пусковой частотой).
  2. Сам момент противодействия повороту равен рабочему V автодвигателя, пусковая частота напрямую зависит от моментов, когда образуется смесь и происходит зажигание.
  3. Самый маленький пуск автодвигателей с карбюратором — 39–49 оборотов в минуту, а дизельных двигателей — 100–250 оборотов в минуту.
  4. Автомобильный стартер

, как правило, имеет около четырех полюсов из магнита и 4 специальные автощетки, из которых две являются + и две -. Они создают магнит по 2 полюса. Электромагниты включают стартер.

Если стартер является небольшим по габаритам, и мало весит, то надо переворачивать массивный маховик и задействовать всю кривошипно-поршневую группу автодвигателя.

Читайте также:  Проверка гидрокомпенсаторов: что важно знать?

Двигатель служит дольше стартера — примерно в 2 раза. Срок работы стартера составляет примерно 4–7 лет. Перечислим по каким причинам, как правило,не заводится машина, не крутит стартер:

Отметим, что стартер может ломаться. Когда случаются проблемы в цепи электрического питания стартеру автомобиля мало рабочей силы, чтобы прокрутить всю массу нагрузки.

В итоге между щетками и коллектором случается определенная электрическая дуга, которая портит сам коллектор.

В случае, если долгое время нагружать стартер, то произойдет интенсивный износ втулок и чрезмерный обогрев обмотки, в результате портится изоляция.

Втулки стартера

Во втулках стартера прокручивается вал якоря. Когда втулка ломается, вал якоря начинает бить, и в результате рушится планетарный механизм и зубья венца маховика. Если якорь начинает ударять по статору, то его и маховик надо менять.

Момент, связанный со своевременной профилактикой, а так же с диагностикой неисправностей стартера очень важен не только для автомобилей, которые использовались долго, но и для автомобиля, который только что приобрели и не эксплуатировали ранее.

Электрические причины неисправности

Когда стартер не крутит двигатель или же крутит медленно, с недостаточной мощностью для запуска, то в первую очередь стоит проверить электрическую цепь, начиная от аккумулятора:

  1. АКБ должен быть хорошо заряжен;
  2. Контакты «массы» надежны и хорошо закреплены;
  3. Провод от клеммы втягивающего реле цел и имеет хороший контакт;
  4. Провод на участке аккумулятор стартер не поврежден и имеет хороший контакт;
  5. Контактная группа замка зажигания исправно функционирует.

На эти неисправности стоит обратить внимание, когда ключ повернут в замке зажигания, но не срабатывает втягивающее, не вращается якорь. Если произошел обрыв обмотки тягового реле, а так же замыкание между витками или замкнуло на массу.

О проблемах стартера по электрической части будит говорить также при медленном прокручивании маховика.

И когда видимых причин нет, стоит демонтировать деталь для осмотра, ведь возможно подгорел коллектор или замкнули его пластины. Хотя, основная возможная причина, что износились или же подвисли щетки.

Так как типичные неисправности стартера это:

  1. Неплотно прилегающие к коллектору щетки;
  2. Тяговое реле выходит из строя;
  3. Изнашивается коллектор якоря.

Проверим втягивающее

Если напряжение на управляющий контакт втягивающего реле приходит, масса не нарушена, но стартер отказывается с вами сотрудничать и не крутит, делаем следующее.

  1. Обязательно снимаем машину с передачи и ставим на ручник;
  2. Переводим ключ в положение «зажигание»;
  3. Берем гаечный ключ на 17 и перемыкаем им силовые выводы втягивающего.

Если стартер при этом бодро закрутился, значит наша проблема в самом втягивающем реле. Проще всего будет просто заменить его на новое, но можно попробовать починить.

Снимаем стартер и вывинчиваем 3 винта (2 винта для ЗМЗ 406), крепления втягивающего. Откручиваем винты, крепящие контактную группу, и изучаем состояние контактного «пятака» и контактных площадок болтов.

Скорее всего, на них мы обнаружим сильное подгорание. Зачищаем контакты и делаем их поверхность абсолютно гладкой и плоской. Аналогичную операцию проводим с пятаком.

Сильно подъеденный пятак, можно просто перевернуть, если этого еще не делали до вас.

Также тестером проверим, нет ли замыкания обмоток реле на корпус и нет ли в них обрывов. Если все в норме, собираем все в обратном порядке и пробуем завестись.

Принцип работы стартера и его устройство

Если по электрической части все в порядке и цепь без повреждений, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это делать, нужно изучить устройство и принцип действия автомобильного стартера.

Устройство стартера автомобиля: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка стартера автомобиля.

  • При повороте ключа и запуске двигателя, происходят такие процессы:
  • Замыкаются контакты замка и через реле стартера, идет питание на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле.
  • Магнитное поле в обмотках с усилием втягивает якорь вовнутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).

Принцип работы стартера Затем начинает толкать шток с контактной пластиной, которая и замыкает контакты втягивающего реле вследствие чего, мотор стартера начинает вращаться.

А одновременно с этим вилкой от якоря выдвигается вперед бендикс, приводя свою шестерню в зацепление с маховиком двигателя. Что в следствии и приводит к запуску.

В тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, не же ли шестерня бендикса, обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента и бендикс, рычагом отводится назад, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.

Ключ в замке зажигания возвращается в первоначальное положение и напряжение на управляющей клемме исчезает.

Исходя из рассмотренной схемы, можно делать предположения о возможных неполадках на соответствующих этапах.

Стартер не крутит совсем

Проблема может быть:

  • в проводке;
  • во втягивающем;
  • непосредственно в двигателе стартера.

Начнем поиск проблемы с простого.

  Какое моторное масло лучше 5w30 или 5w40 зимой

Осмотрим подключение

  • Проверьте противоугонные системы. Возможно это они шутят над вами.
  • Возможно у вас банально разряжен аккумулятор.
  • Если для цепи стартера есть предохранитель, проверьте его целостность.
  • Проверим, появляется ли напряжение +12 В на управляющем контакте стартера (это тонкий винт на втягивающем реле). Если напряжения нет, значит проверим дополнительное реле стартера и замок зажигания.
  • Попросите помощника поворачивать ключ в положение «старт» и послушайте. издает ли при этом стартер какие-то звуки. Возможно, у вас подклинивает шток втягивающего реле. Оно срабатывает, об этом свидетельствует щелчок, но его перемещение ограничено.

Основные неисправности стартера

стартер автомобильный

При запуске стартера вы видите, что не работает тяговое реле, а также якорь. Это может происходить в следующих случаях.

  • аккумулятор не работает;
  • значительно окислились выводы аккумулятора;
  • межвитковое замыкание;
  • стяжка наконечников произведена недостаточно хорошо;
  • отсутствует соединения проводов, возможен обрыв;
  • якорь реле заел;
  • проблема в контактной области стартера.

Если же вы, включая стартер, уверенны, что реле правильно работает, а сам якорь работает не так или не работает вообще, то скорее всего проблема в следующем:

  • разрядился аккумулятор;
  • произошло окисление выводов аккумулятора;
  • малонадежно стянуты крепления на винтах;
  • подгорает коллектор;
  • способны зависнуть щетки или просто они слишком сильно изношены и не способны нормально выполнять функции;
  • имеется разрыв в обмотках;
  • щеткодержатель замкнулся;
  • имеется неисправности коллекторных пластинок.

Чтоб самостоятельно провести диагностику работы тягового реле, следует ввести вольт- или же амперметр в цепь питания. Вам необходимо разместить в пространство между шестерней привода и кольцом прокладку, имеющую небольшую примерную ширину 13-15мм. Ее выбирают в соответствии с видом стартера. Далее необходимо включить реле. Делаем необходимые замеры.

Тяговое реле

В данном случае сила тока не должна превышать значение в 23А, а напряжение — 9В. Если же вы получаете в следствие замеров другие показания, выходящие за пределы нормы, то дефект именно в обмотке реле, или же обмотке привода. При получении таких данных, следует сразу протестировать обмотку на предмет возможных замыканий.

Тестировать обмотку стартера обычно начинают при использовании специального прибора или же просто контрольной лампочки.

Чтобы провести тестирование снимают вывод обмотки, поднимают немного изолированные щетки, снимают провод шунтовой катушки с не изолированного щеткодержателя.

Далее откручивают болты крепящие щеточные канаты, и вытаскивают щетки. Далее используют контрольную лампочку дают 12В. Если лампа загорелась, то обмотка была замкнута.

Кроме того, точно так же образом можно узнать имеют ли какие-либо замыкания изолированных щеткодержатели. Здесь напряжение подается к неизолированному щеткодержателю и стартеру. Для теста коллектора и якоря необходимо поднять немного щетки к коллекторским пластинкам и корпусу стартера подать напряжение.

Когда вы видите, что лампочка сработала, это означает, что обмотка якоря была замкнута. При нахождении неисправных частей, которые не позволяют стартеру нормально работать, их снимают, производят их разбор и ремонт, если такое может быть возможно, иначе их нужно поменять на новые исправные детали.

Когда во время запуска стартера якорь нормально поддается вращению, а вал не прокручивается, проблема в следующем:

  • муфта свободного хода буксует;
  • имеется дефекты в рычаге муфты;
  • неисправность/дефект поводкового кольца;
  • заедает, тяжело перемещается привод якоря.
Читайте также:  Смешивание тормозных жидкостей: допустимо ли?

Стартер не перестал работать, когда был произведен пуск мотора. В этом случае главными причинами проблемы являются:

  • заел рычаг привода;
  • слиплись контакты;
  • дефект возвратной пружины;
  • заело тягового реле.

Мотор уже запустился, а стартер после этого не перестал работать, надо сразу заглушить мотор, далее поднимите капот, снимите провод идущий к стартеру. Часто данная проблема появляется из-за того, что стартер перекошен, и решается подтягиванием винтов.

Стартер работает очень шумно. Данная проблема иногда наблюдается по ниже перечисленным причинам:

  • втулки подшипников порядком износились и требуют замены;
  • пришли в негодность шейки вала якоря;
  • ослаблены соединения;
  • поломаны зубья шестерни привода;
  • неисправность крышки;
  • плохо укреплены полюса.

Перед началом осмотра и ремонта, надо почистить стартер от загрязнений, убрать все лишнее, в том числе пыль. Это делается при использовании специального оборудования, щеточки и ветоши. Разбирают стартер с использованием тисков, спецсъемников и пресса.

Каждую часть промывают и просушивают. Части стартера из металла моются в растворе щелочи и керосина, это позволяет более эффективно убрать все имеющиеся загрязнения.

Части, имеющие обмотку нужно протирать ветошью, смоченной в бензине, затем хорошо продуть их.

Последним этапом обработки частей идет качественная их сушка в специальном электросушильном шкафу при 95°С, процесс такой тщательной просушки занимает много времени, иногда до полутора часов.

По окончанию процесса промывки и сушки все части стартера внимательным образом осматривают на предмет наличия дефектов, делаются все необходимые для работы с ними замеры и испытания.

Главными неисправностями якоря, которые обычно обнаруживаются при простом осмотре, часто бывают: нарушения изоляционного слоя и разрывы в обмотке, а также высокая степень изношенности пластинок коллектора, канавки, раковинки или риски, дефекты на них: царапины, изгибы.

Для диагностики неисправностей обмоток применяют приборы для тестирования разрывов и замыканий. Все внешние дефекты убирают, зачищая поверхность, используют для того наждачную бумагу или шлифовальную машину.

При изменении диаметра якоря в меньшую сторону после такой корректировки под полюса добавляют прокладки, чтобы его меньший размер позволил нормально работать стартеру. При видимом износе шеек вала, их можно восстановить при помощи хромировнаия .

Малый износ исправляют накаткой, а затем их шлифуют до необходимого размера.

Для восстановления коллекторов и колец их тщательно протачивают на специальном станке, далее эти детали шлифуют, для чего используется мелкозернистая наждачная бумага.

Коллекторы могут стать меньше в диаметре, но этот показатель не должен быть меньше допустимого значения. Если коллектор уменьшился в диаметре больше, чем было разрешено, то его необходимо заменить новым. При дефектах и неисправностях обмотки, например, обрывах и нарушениях изоляционного материала, ее необходимо убрать с якоря и заменить новой.

Не прибегая к перемотке всей обмотки, возможно отремонтировать разрывы, а также замыкания в области припайки к коллекторским пластинам. Обмотка обязательно подвергается ремонту при нарушении целостности изоляции. Старый изоляционный материал убирают, добавляя новый.

Коллекторы, имеющие расшатанные пластинки или с дефектами не восстанавливают, вместо них необходимо использовать новые. Также сам корпус в сборе может обладать механическими дефектами, а также электрическими.

Эти дефекты диагностируют при помощи простого осмотра, и для более детального изучения прибегают к электрическим испытаниям.

Наиболее распространены такие серьезные неисправности, как межвитковые замыкания, а также замыкания на «массу»; разрывы в обмотках и разрывы выводных наконечников.

Частыми дефектами корпусов можно назвать испорченную резьбы, забоины, дефекты шлицев, задиры.

Испорченную резьбу легко восстановить, для этого нарезают новую резьбу нужного размера и подставляют дополнительные детали на замену пришедшим в негодность.

Сколы на крышках убирают при помощи простого напильника. Дефектные наконечники меняют на новые Мелкие задиры убирают, растачивая их, при этом необходимо точно выбрать правильный зазор между якорем и наконечниками через подстановку под последние прокладок и трансформаторного железа.

Для решения данного вида проблемы с дефектами обмотки возбуждения, следует немедленно произвести разборку стартера. Сначала надо снять клеммы и аккуратно открутить болты крепления, но перед тем не забудьте ослабить из при помощи отвертки.

Катушки имеющие сырую или промасленную изоляцию, необходимо достаточное время сушить в специальном шкафу, после чего пропитать их лаком для изоляций.

При наличии каких-то дефектов, неисправностей, обрывов межвитковой и внешней изоляции, ее меняют на исправную.

Если изоляция обмотки имеет обрывы, окислена, контакты обгорели или произошло их сваривание, то это часто приводит к неправильной работе стартера, возникновению в нем других неисправностей, а также к дефектам включателя и реле.

Нарушение изоляционного материала и разрыв обмоток можно про диагностировать контрольной лампочкой. При использовании спецстанка неисправную обмотку меняют. Контакты можно проверить внешним осмотром.

Если последние обгорели, окислились, то для приведения их в порядок применяют мелкую наждачную бумагу.

Частые неисправности крышек — это трещины, сколы, их изношенное состояние, малая упругость — необходим обязательный ремонт. При большой изношенности подшипников, их следует поменять на новыми. Замкнутость на крышку просто диагностировать, применяя для проверки контрольную лампу. Любые трещинки и сколы на крышке можно заварить, затем их зачищают.

Похожее

Неисправности стартера

У стартера могут быть неисправности электрической или механической части.

Основными неисправностями электрической части стартера являются: обрывы или короткие замыкания в обмотках стартера, повреждения или плохой контакт в местах соединений внешней цепи на линии стартер-аккумуляторная батарея, загрязнение, обгорание или выработка коллектора, загрязнение или износ щеток коллектора, обгорание контактов, обрыв и короткие замыкания в обмотках реле (включения и тягового) или плохой контакт выключателя. В результате указанных неисправностей уменьшаются число оборотов вала и мощность стартера, либо стартер не включается.

К неисправностям механической части стартера относятся: изгиб вала якоря, износ торцов зубьев шестерен, износ муфты свободного хода, поломка рычага привода, поломка или ослабление возвратной пружины рычага привода, заклинивание или поломка зубьев шестерен привода, износ подшипников и др.

При техническом обслуживании стартера проверяют через 1000—1800 км пробега состояние и крепление контактов проводов внешней цепи, очищают их от загрязнений и проверяют крепление стартера к картеру двигателя.

Через 5000— 10 000 км в зависимости от условий эксплуатации осматривают состояние коллектора и щеток, проверяют плотность их прилегания к коллектору, отсутствие заедания в щеткодержателях и усилие нажатия пружин на щетки, которое должно составлять 1,0—1,5 кГ, осматривают и зачищают контакты включения стартера, продувают сжатым воздухом коллектор, щетки и включатели. При наличии на стартере масленок необходимо смазать подшипники маслом для двигателя.

Через 20 — 25 тыс. км стартер снимают с двигателя и направляют в электроцех для проверки его работоспособности, выявления и устранения дефектов, при этом стартер проверяют на холостом ходу и при полном торможении. В случае необходимости проверяют и регулируют включение стартера.

Работоспособность стартера может быть проверена непосредственно на автомобиле контрольным включением (при прогретом двигателе).

При этом возможны следующие случаи: стартер работает нормально и вращает коленчатый вал двигателя, стартер работает, но коленчатый вал двигателя не вращается; стартер не работает или медленно вращает коленчатый вал; вал стартера вращается с шумом и стуком.

Если стартер работает, а коленчатый вал двигателя не вращается, это указывает на отсутствие зацепления шестерен стартера с венцом маховика, неисправность тягового реле и включателя стартера (ток в обмотку возбуждения стартера поступает до момента включения шестерен привода).

В случае отказа в работе, т. е. вал стартера не вращается, необходимо определить, являются ли причиной этого неисправности самого стартера или имеются обрывы или ослабление контактов во внешней цепи стартера.

В случае обрывов во внешней цепи стартера яркость света фар, включенных одновременно со стартером, а также показания переносного вольтметра, подключаемого к аккумуляторной батарее и «массе» автомобиля не изменяются.

Если при включении стартера свет фар резко уменьшается, а вольтметр, присоединенный к клемме стартера, показывает напряжение, равное напряжению батареи, и при этом вал стартера не вращается, это указывает на неисправность внутри стартера.

Медленное вращение вала стартера может происходить вследствие разряжения или неисправности аккумуляторной батареи, нарушения контакта в зажимах проводов, коррозии или слабой затяжки зажимов, окисления контактов включателя.

Шум и стуки, наблюдаемые при включении стартера, могут происходить вследствие чрезмерного износа зубьев шестерен маховика и стартера, ослабления буферной пружины привода стартера, перекоса корпуса стартера или в результате неправильной регулировки хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя. Неисправности, связанные с необходимостью разборки стартера, устраняют в электроцехе. Работоспособность стартера можно проверять также на приборах Э-5 и ЛЭ-1.

Читайте также:  Буксировка автомобиля: все о процессе и его правильном выполнении

Ремонт стартера,основные неисправности

Для пуска двигателя необходимо провернуть коленчатый вал, чтобы обеспечить вспышку рабочей смеси в одном из цилиндров. Для этого используют электродвигатель постоянного тока — стартер.

  • Мощность стартера зависит от момента сопротивления проворачиванию коленчатого вала и минимальной частоты вращения коленчатого вала, при которой в цилиндрах начинаются вспышки (пусковая частота).
  • Момент сопротивления проворачиванию пропорционален рабочему объему двигателя, пусковая частота зависит от условий смесеобразования и зажигания.
  • Минимальная пусковая частота карбюраторных двигателей — 40-50 об/мин, а дизельных — 100-250 об/мин.

Стартер имеет четыре магнитных полюса и четыре щетки (две положительные и две отрицательные). Каждая из двух параллельно включенных обмоток возбуждения намагничивает по два полюса. Стартер включается с помощью электромагнитов.

Стартеру, обладающему небольшой массой и габаритами приходится вращать массивный маховик и приводить в движение всю кривошипно-поршневую группу двигателя.

Срок службы у стартера раза в два меньше, чем у двигателя: примерно 5-6 лет эксплуатации. Основные «беды» стартера:

  • Стартер подвержен эффекту «лавинных» поломок. При появлении дефекта в цепи электропитания стартеру не хватает мощности, чтобы провернуть всю массу, нагруженного на него железа. В итоге между щетками и коллектором возникает электрическая дуга, которая выжигает коллектор
  • Если долго крутить стартер, то происходит интенсивный износ втулок и чрезмерный разогрев обмотки, в результате чего может испортиться изоляция
  • Втулки. Во втулках стартера вращается вал якоря. Когда втулка выходит из строя, вал якоря начинает бить, и в итоге разбивается планетарный механизм и зубья венца маховика. Если якорь начинает бить по статору, то не обойтись без его замены, а возможно понадобиться замена венца маховика

Вопрос своевременной профилактики и диагностики неисправностей стартера актуален не только для машин, эксплуатировавшихся длительное время, но и для новоприобретенного авто, не бывшего в употреблении.

Наиболее типичные проблемы со стартером, возможные их причины и пути устранения

Неисправность Причина поломки Устранение или предотвращение
Стартер не включается Нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие коррозии или слабой затяжки наконечников проводов Осмотреть цепь питания стартера,зачистить и подтянуть все клеммы
Неисправность реле стартера (обрыв обмоток, заедание, смещение контактного диска) Проверить работу реле стартера и устранить неисправность
Короткое замыкание в обмотке стартера Отремонтировать или заменить стартер
Отсутствие надёжного контакта во включателе зажигания Проверить включатель зажигания. При необходимости заменить контактную часть включателя
При включении стартера коленвал двигателя проворачивается медленно, с небольшой частотой вращения Масло в картере двигателя не соответствует по вязкости сезону Заменить масло рекомендуемым для данного сезона
Разряд или неисправность аккумулятороной батареи Проверить аккумулятор, зарядить или заменить
Окисление выводов и наконечников проводов аккумуляторной батареи Отсоединить наконечники, аккуратно очистить, вновь установить и смазать чистым техническим вазелином
Нарушение контакта щёток и слабая затяжка наконечников проводов Снять и разобрать стартер. Прочистить коллектор, заменить щётки, отрегулировать натяжение пружин щёток
Якорь стартера вращается, но стартер не проворачивает коленчатый вал Пробуксовка муфты свободного хода привода стартера Заменить привод стартера
Привод туго ходит по винтовой нарезке вала Промыть нарезку вала и смазать моторным маслом
При включении стартера слышен скрежет шестерни стартера, которая не входит в зацепление Забоины в зубьях венца маховика Устранить забоины заправкой повреждённых зубьев
Неправильная регулировка хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя Отрегулировать ход шестерни привода и момент замыкания контактов тягового реле
Ослабление буферной пружины привода стартера Заменить пружину
Стартер после пуска двигателя не отключается Заедание привода на валу якоря или спекание контактов тягового реле Остановить двигатель, снять и разобрать стартер и устранить причину заедания
Заедание в замке зажигания Замок заменить
Замыкание в обмотке реле стартера Заменить реле стартера
Чрезмерный шум стартера во время движения Износ подшипников Заменить подшипники
Выход шестерни привода из зацепления с зубчатым венцом с запаздыванием Проверить работу привода и устранить неисправность
Ослабление крепления стартера Закрепить стартер
Ослабление крепления полюса стартера (якорь задевает за полюс) Затянуть винт крепления полюса

Неисправности стартеров, причины их возникновения и способы устранения

Стартеру, обладающему небольшой массой и габаритами, для пуска двигателя приходится вращать массивный маховик и приводить в движение всю кривошипно-поршневую группу двигателя, чтобы обеспечить вспышку рабочей смеси в одном из цилиндров.

Несмотря на то, что производители заявляют достаточно высокий срок службы стартера, рано или поздно возникают поломки. Особенно это актуально для Северо-Запада России. Низкие температуры, высокая влажность и большие нагрузки делают свое дело.

Пренебрежение правилами эксплуатации автомобиля тоже приносит свои неприятные плоды.

Нужно помнить, что стартер работает не отдельно от других систем автомобиля, а находиться в общей пуско-зарядной цепи.

Наряду с естественным механическим износом он подвержен эффекту так называемых «лавинных поломок», когда даже небольшая неисправность в цепи ведет к выходу из строя одного за одним узлов стартера и автомобиля. Например при появлении дефекта в цепи электропитания стартеру не хватает мощности, чтобы провернуть двигатель.

В итоге между щетками и коллектором возникает электрическая дуга, которая выжигает коллектор. Далее обычно следуют упорные попытки завести двигатель и в итоге интенсивный износ втулок, перегрев и испорченная изоляция.

В этих самых втулках вращается вал якоря и когда они выходят из строя, вал якоря начинает бить, что приводит к разрушению планетарного механизма. Якорь может начать бить по статору и тогда не обойтись без серьезного ремонта или даже покупки нового стартера. Могут пострадать и зубья венца маховика.

Типичные неисправности стартера и их возможные причины

«Стартер не крутит двигатель». При повороте ключа зажигания втягивающее реле стартера не срабатывает, якорь не вращается

Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:

  • неисправна или полностью разряжена АКБ;
  • сильное окисление или плохой контакт на плюсовой клемме стартера или АКБ;
  • неисправность контактной группы замка зажигания;
    • Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
  • межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание на «массу»;
  • заедание якоря втягивающего реле;
  • «Стартер медленно крутит двигатель» . При включении стартера коленчатый вал проворачивается медленно

    Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:

  • разрядка аккумуляторной батареи;
  • окисление плюсовой клеммы АКБ или наконечников соединительных проводов стартера;
    1. Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
  • подгорание коллектора или замыкание между пластинами коллектора;
  • сильный износ или зависание щеток;
  • обрыв в обмотке статора или якоря;
  • замыкание на «массу» или межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора;
  • Стартер работает но коленвал не вращается

    Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:

  • пробуксовка муфты свободного хода;
  • поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
  • поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
  • заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера;
  • «Стартер крутит со скрежетом». При включении стартера слышен скрежет шестерни о зубья маховика

    Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:

  • забоины в зубьях венца маховика;
    • Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
  • неправильная регулировка хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя;
  • ослабление буферной пружины привода стартера;
  • Стартер не отключается после пуска двигателя

    Возможные неисправности, имитирующие поломку стартера, при которых нет необходимости снимать и ремонтировать агрегат:

  • поломка возвратной пружины замка зажигания;
    1. Возможные неисправности, вследствие которых необходимо снятие и ремонт стартера:
  • ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;
  • заедание тягового реле;
  • О компании

    Ремонт и продажа стартеров, генераторов и комплектующих к ним для легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, автокранов, строительной, лесозаготовительной и другой спецтехники в Санкт-Петербурге.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *