Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Главная | База знаний | Советы

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

В теоретическом экзамене есть вопрос о среднем времени реакции водителя, правильным ответом на который является 1 секунда. Также в билетах ГИБДД имеется вопрос, связанный с безопасной дистанцией. Есть вопросы, касаемые торможения. Но, как говорится, теория – это теория, которая, увы, с практикой, как правило, не имеет ничего общего.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Во-первых, то, что вы учили в билетах, является теорией, основанной на усредненных значениях и различных исследованиях. Фактически же время реакции водителя, остановочный и тормозной путь зависят от многих факторов и не могут быть точно рассчитаны для всех случаев. Тем не менее каждый водитель должен уметь рассчитывать эти параметры хотя бы приблизительно. 

Тормозной путь автомобиля

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Тормозной путь – это расстояние, которое будет пройдено автомобилем между контактом водителя с педалью тормоза и полной остановкой транспортного средства. Также стоит понимать различия между «нормальным торможением» и «экстренным торможением». В том числе не нужно забывать, что погодные условия влияют на тормозной путь. Если на дороге есть снег, тормозной путь, естественно, увеличивается. 

Смотрите такжеТормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Вот формула расчета тормозного пути:

(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) = тормозной путь в метрах

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 50 км/ч по городу и подъезжаете к пешеходному переходу, по которому идут дети.

Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10) = 25 (метров). Таким образом, тормозной путь вашей машины составляет 25 метров.

Поэтому вы должны учитывать длину тормозного пути, чтобы спокойно своевременно начать тормозить и остановиться перед пешеходным переходом. 

Имейте в виду, что при экстренном торможении вы обычно нажимаете педаль тормоза полностью. В этом случае, как правило, тормозной путь сокращается вдвое. Вот формула тормозного пути при экстренном торможении:

 

(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) / 2 = тормозной путь в метрах 

Пример расчета: вы едете по городу со скоростью 50 км/ч, и вдруг на дорогу выкатывается мяч, за ним бежит ребенок. Вам нужна экстренная остановка автомобиля. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10)/2 = 12,5 (метров). Тормозной путь вашей машины при экстренном торможении составит 12,5 метра. 

Смотрите такжеВот как можно рассчитать тормозной путь: Формула

Время и путь реакции водителя

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

  • Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.
  • Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза. 
  • Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность: 

(Скорость в км / ч: 10) x 3 = путь реакции в метрах

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.

Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!

Остановочный путь автомобиля

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки машины. 

Если вы хотите рассчитать остановочный путь автомобиля, вы должны добавить к тормозному пути автомобиля путь, пройденный за время реакции водителя. Вот как это можно сделать:

(Скорость в км / ч: 10) х 3 + (скорость в км / ч: 10) х (скорость в км / ч: 10)

Первое значение в выражении – это путь реакции водителя, пройденный автомобилем, пока водитель реагирует на опасность на дороге. Второе выражение – это формула расчета тормозного пути. Для того чтобы вычислить остановочный путь транспортного средства, необходимо оба результата сложить вместе. 

Пример расчета:  вы едете на своей машине со скоростью  50 км/ч. Расчет: (50 км/ч : 10) х 3 = 15 метров пути проедет машина при реагировании на опасность на дороге (50 км/ч : 10) x (50 км/ч : 10) = 25 метров составит тормозной путь автомобиля. В итоге, сложив оба значения, получаем, что остановочный путь транспортного средства составит 40 метров. 

Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!

Дистанция

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

  • Три длины автомобиля. Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию ​​не менее 15 метров, или три длины автомобиля.
  • Половина спидометра: для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр. В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время. 
  • Двойное расстояние: в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?
Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?
Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Что такое тормозной путь автомобиля и как его рассчитать?

Каждому водителю важно помнить, что его машина не может остановиться мгновенно. Для этого ему потребуется определенное время, на которое влияет большое количество факторов.

Правила дорожного движения требуют соблюдать безопасное расстояние между собственным и впереди идущим автомобилем, чтобы в случае необходимости успеть затормозить. Чтобы знать величину этого расстояния, необходимо иметь представление о тормозном пути.

Помимо этого, многие путают два понятия – тормозной и остановочный путь.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Понятие тормозного пути автомобиля

Даже, если за рулем машины сидит профессиональный водитель, на дороге всегда может возникнуть ситуация, когда необходимо максимально быстро остановить транспортное средство:

  • внезапное появление на дороге человека или животного;
  • неисправность транспортного средства;
  • нарушение другим водителем правил дорожного движения, что приводит к созданию аварийной ситуации;
  • непредвиденные обстоятельства: неровность дорожного покрытия, препятствие (упавшее дерево, камень) и т.п.

Для остановки автомобиля водитель использует педаль тормоза, приводя в работу его тормозную систему.

Тормозной путь авто – это расстояние, которое преодолевает транспортное средство за период времени с момента срабатывания системы торможения до достижения транспортным средством скорости 0 км/ч.

От чего зависит тормозной путь?

Очевидно, что дистанция торможения будет различной в зависимости от ситуации и ее условий. Так, факторы, влияющие на величину этого пути, делят на две группы:

  1. Факторы, которые зависят от автомобилиста.
  2. Факторы, которые не зависят от автомобилиста.

К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

На заметку! Если на дорогах есть ямы, то, скорее всего, тормозной путь будет коротким. Это связано с тем, что на таком плохом участке дороге автомобилист просто не будет развивать высокую скорость.

Гораздо больше факторов, которые зависят от водителя (владельца машины):

  • скорость. Логично, чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения;
  • состояние и устройство тормозной системы. Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
  • вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям;
  • загрузка автомобиля. Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным;
  • наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее;
  • трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости;
  • отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это мобильный телефон. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.

Формула расчета тормозного пути

Иногда необходимо рассчитать величину тормозного пути, например в таких случаях:

  • испытания автомобиля;
  • криминалистическая экспертиза;
  • проверка работы тормозной системы авто после ее доработки.
  • Для выполнения такого расчета используют следующую формулу:
  • Sторм = Кэ * V * V / (254 * Фс), где:
  • Sторм – путь торможения;
  • Кэ – коэффициент торможения;
  • V – скорость машины;
  • Фс – коэффициент сцепления.
  • Последний коэффициент может быть разным. Так:
  • при сухой дороге он равен 0,7;
  • при мокрой – 0,4;
  • при снеге – 0,2;
  • при гололеде – 0,1.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Приведем пример. Машина движется летом по сухому асфальту со скоростью 80 км/ч. Необходимо рассчитать величину пути торможения.

S = 1 * 80 * 80 / (254 * 0,7) = 36 метров – это и есть расстояние торможения.

Важно знать! Тормозная дистанция авто прямо пропорциональна квадрату его скорости. Таким образом, увеличивая скорость в два раза, например, с 40 км/ч до 80 км/ч, расстояние торможения увеличивается в четыре раза.

Читайте также:  Дата выпуска автомобильного аккумулятора: как узнать?

Чем отличается тормозной путь от остановочного?

  1. Тормозной и остановочный пути – это разные понятия, которые часто путают или принимают за одно и тоже.
  2. Остановочный путь – это расстояние, которое прошло транспортное средство с момента осознания автомобилистом необходимости в остановки до достижения машиной скорости 0 км/ч.

  3. А тормозной путь – это дистанция, которую прошла машина с момента срабатывания ее тормозов до ее остановки.
  4. Таким образом, остановочное расстояние включает в себя не только дистанцию торможения, но и расстояние, которое прошло транспортное средство, пока автомобилист реагировал на дорожную ситуацию.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

  • Итак, итоговое значение этого пути включает в себя не только расстояние торможения, но и дистанцию реакции автомобилиста.
  • Чтобы рассчитать расстояние, которое пройдет авто за время реакции водителя, необходимо воспользоваться следующей формулой:
  • Sреакции = V / 10 * 3, где
  • V – это скорость транспортного средства.
  • Таким образом, итоговый тормозной путь будет равняться сумме двух значений: пути реакции автомобилиста и пути торможения:
  • Sитог = Sторм + Sреакции
  • Возвращаясь к примеру, в котором машина движется летом по сухому асфальту со скоростью 80 км/ч, рассчитаем дистанцию реакции.
  • Sреакции = 80/10 * 3 = 24 метра
  • Теперь, когда мы знаем, что дистанция торможения равна 36 метрам, а расстояние реакции – 24 метра, можно рассчитать его итоговое значение:
  • Sитог = 36 + 24 = 60 метров

Соответственно, полное время остановки – это временной период, за который машина пройдет итоговый тормозной путь.

Это время складывается из времени реакции водители и времени, затраченного на тормозную дистанцию.

Формула его расчета следующая:

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

  1. – время реакции водителя;
  2. – время срабатывания тормозного привода;
  3. – время нарастания тормозных сил;
  4. – начальная скорость торможения;
  5. – ускорение свободного падения;
  6. – коэффициент продольного сцепления с дорогой колёс автомобиля;
  7. – коэффициент эффективности торможения.

Важно! Общепринятая норма времени реакции автомобилиста равняется одной секунде.

Итак, итоговое остановочное расстояние включает в себя дистанцию реакции водителя и тормозной путь. На каждую из этих величин влияют определенные факторы. Чтобы сократить значение итоговой величины, необходимо соблюдать скоростной режим, следить за исправностью автомобиля, учитывать его загруженность и садиться за руль исключительно в адекватном состоянии.



Определение скорости автомобиля при ДТП — как правильно рассчитать?

После каждого дорожно-транспортного происшествия обязательно определяется скорость транспортного средства до и в момент удара или наезда. Данная величина имеет столь большое значение по нескольким причинам:

  • Самый часто нарушаемый пункт правил дорожного движения именно превышение максимально допустимой скорости движения, и, таким образом, становиться возможным определить вероятного виновника ДТП.
  • Также скорость влияет на тормозной путь, а значит и на возможность избежать столкновения или наезда.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Это быстро и бесплатно!

Определение скорости автомобиля по тормозному пути

Под тормозным путём обычно понимают расстояние, которое проходит то или иное транспортное средство от начала торможения (или, если быть более точным, с момента активации тормозной системы) и до полной остановки. Общая, недетализированная формула, из которой возможно вывести формулу для расчета скорости, выглядит так:

Более подробно процесс определения скорости во время ДТП рассказан в замечательной статье Учет потенциальной деформации при определении скорости автомобиля в момент ДТП. Вы можете скачать ее в формте PDF. Авторы: А.И. Денега, О.В. Яксанов.

Исходя из указанного выше уравнения, можно сделать вывод, что на тормозной путь влияет в первую очередь скорость автомобиля, которую при известных остальных величинах нетрудно вычислить.

Наиболее сложной частью вычислений по этой формуле является точное определение коэффициента трения, так как на его значение влияет целый ряд факторов:

  • тип дорожного покрытия;
  • погодные условия (при смачивании поверхности водой коэффициент трения уменьшается);
  • тип шин;
  • состояние шин.

Для точного результата расчётов также нужно принимать во внимание особенности тормозной системы конкретного транспортного средства, например:

  • материал, а также качество изготовления тормозных колодок;
  • диаметр тормозных дисков;
  • функционирование или нарушения в работе электронных устройств, управляющих тормозной системой.

Тормозной след

После достаточно быстрой активации тормозной системы на дорожном покрытии остаются отпечатки – тормозные следы.

В случае если колесо во время торможения заблокировано полностью и не вращается, остаются сплошные следы, (которые иногда называют «след юза») которые многие авторы призывают считать следствием максимально возможного нажатия на педаль тормоза («тормоз в пол»).

В случае же когда педаль нажата не до конца (или присутствует какой-либо дефект тормозной системы) на дорожном покрытии остаются как бы «смазанные» отпечатки протектора, которые образуются вследствие неполной блокировки колес, которые при таком торможении сохраняют возможность вращаться.

Остановочный путь

Остановочным путём считают то расстояние, которое проходит определённое транспортное средство начиная с обнаружения водителем угрозы и до остановки автомобиля.

Именно в этом заключается главное отличие тормозного пути и остановочного пути – последний включает в себя и расстояние, которое преодолел автомобиль за время срабатывания тормозной системы, и расстояние, которое было преодолено за время, понадобившееся водителю на осознание опасности и реакции на нее. На время реакции водителя влияют такие факторы:

  • положение тела водителя;
  • психоэмоциональное состояние водителя;
  • утомление;
  • некоторые заболевания;
  • алкогольное или наркотическое опьянение.

Определение скорости исходя из закона сохранения количества движения

Возможно также и определение скорости движения автомобиля по характеру его перемещения после столкновения, а также, в случае столкновения с другим транспортным средством, по перемещению второй машины в результате передачи кинетической энергии от первой. Особенно часто данный метод используют при столкновениях с неподвижными транспортными средствами, или если столкновение случилось под углом, близким к прямому.

Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?Лишь очень незначительное количество экспертов определяют скорость движения автомобиля таким способом. Хотя зависимость повреждений автомобиля от его скорости и очевидна, но единой эффективной, точной и воспроизводимой методики определения скорости по полученным деформациям не существует.

Это связано с огромным количеством факторов, влияющих на образование повреждений, а также с тем, что некоторые факторы попросту невозможно учесть. Оказывать влияние на образование деформаций могут:

  • конструкция каждого конкретного автомобиля;
  • особенности распределения грузов;
  • срок эксплуатации автомобиля;
  • количества и качества пройденных транспортным средством кузовных работ;
  • старение метала;
  • модификации конструкции автомобиля.

Определение скорости в момент наезда (столкновения)

Скорость в момент наезда обычно определяют по тормозному следу, но если это по ряду причин не представляется возможным, то приблизительные цифры скорости можно получить анализируя травмы, полученные пешеходом, и повреждения, образовавшиеся после наезда на транспортном средстве.

К примеру, о скорости автомобиля можно судить по особенностям бампер-перелома – специфической для наезда автомобилем травмы, которая характеризуется наличием поперечно-осколочного перелома с крупным отломком кости неправильной ромбообразной формы на стороне удара. Локализация при ударе бампером легкового автомобиля – верхняя или средняя треть голени, для грузового автомобиля – в участке бедра.

Принято считать, что если скорость транспортного средства в момент удара превышала 60 км/ч, то, как правило, возникает косопоперечный или поперечный перелом, если же скорость была ниже 50 км/ч, то чаще всего образуется поперечно-осколочный перелом. При столкновении с неподвижным автомобилем скорость в момент удара определяется исходя из закона сохранения количества движения.

Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП

По тормозному следу

Достоинства:

  • относительная простота метода;
  • большое количество научных работ и составленных методических рекомендаций;
  • достаточно точный результат;
  • возможность быстрого получения результатов экспертизы.

Недостатки:

  • при отсутствии следов шин (если автомобиль, к примеру, не тормозил перед столкновением, или особенности дорожного покрытия не позволяют с достаточной достоверностью измерить след юза) проведение данного метода невозможно;
  • не учитывается воздействие одного транспортного средства в ходе столкновения на другое, что может.

По закону сохранения количества движения

Преимущества:

  • возможность определения скорости транспортного средства даже при отсутствии следов торможения;
  • при тщательном учёте всех факторов метод имеет высокую достоверность результата;
  • удобство использования метода при перекрёстных столкновениях и столкновениях с неподвижными автомобилями.

Недостатки:

  • отсутствие данных о режиме движения транспортного средства приводит к неточному результату;
  • по сравнению с предыдущим методом более сложные и громоздкие вычисления;
  • метод не учитывает энергию, затраченную на образование деформаций.

Исходя из полученных демормаций

Преимущества:

  • учитывает затраты энергии на образование деформаций;
  • не требует наличия следов торможения.

Недостатки:

  • сомнительная точность получаемых результатов;
  • огромное количество учитываемых факторов;
  • зачастую невозможность определения многих факторов;
  • отсутствие стандартизированных воспроизводимых методик определения.

На практике чаще всего используют два метода – определение скорости по следу торможения и исходя из закона сохранения количества движения. При использовании двух этих методов одновременно обеспечивается максимально точный результат, так как методики дополняют друг друга.

Остальные способы определения скорости транспортного средства значительного распространения не получили по причине недостоверности получаемых результатов и/или необходимости громоздких и сложных вычислений. Также при оценке скорости автомобиля учитывают показания свидетелей происшествия, хотя в таком случае нужно помнить о субъективности восприятия скорости разными людьми.

Читайте также:  Как защитить автомобиль от коррозии?

В некоторой мере помочь разобраться с обстоятельствами происшествия и в итоге получить более точный результат может помочь анализ видео из камер наблюдения и видеорегистраторов.

Методики определения скорости при ДТП и их особенности

Нарушение скоростного режима является одной из, если не самой частой, причиной ДТП. Во многих прочих случаях определить, кто именно виноват в ДТП не так сложно: кто-то проезжает на красный свет, кто-то выезжает на встречную полосу.

Если же речь идет о превышении скорости, чаще всего не обойтись без экспертов – только они смогут установить, имело ли место подобное нарушение и с какой именно скоростью двигалось транспортное средство. Сегодня распространено несколько основных методик.

Современные методы оценки

Технический прогресс не стоит на месте и сегодня определить скорость зачастую можно достаточно просто.

Помогают в этом два источника данных:

  • данные видеорегистратора. Практически все модели этих устройств записывают также и скорость движения транспортного средства.
    Специальный сенсор улавливает момент столкновения и сбрасывает данные в память, удалить их оттуда невозможно;

Можно ли определить скорость авто по видеозаписи? Как это сделать? Смотрите видео:

  • GPS/ГЛОНАСС. Они также помогают оценить скорость, но не в момент удара, а лишь за несколько секунд до него.

Однако данные способы подходят далеко не всегда. В таком случае придется измерять скорость более классическими способами.

Расчет скорости по тормозному следу

Одним из наиболее распространённых способов выяснения скорости автомобиля является ее расчет по длине тормозного пути. О данном методе слышал, наверное, каждый автовладелец.

Однако далеко не все в курсе, что здесь имеется нюанс: очень часто люди путают тормозной и остановочный путь.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Как выглядит тормозной путь. ryazan-expert.ru

Различие между понятиями

Если водитель оперативно реагирует и быстро нажимает на педаль тормоза, то на асфальте обязательно останутся следы, которые и называют тормозным путем.

В случае, если педаль была нажата резко и «в пол», то след будет сплошным, его также часто называют следом юза.

Остановочный путь – совершенно иное понятие. Под ним понимают расстояние, которое успел пройти автомобиль с того момента, как водитель заметил угрозу, до текущей позиции транспортного средства после остановки.

По сути, он включает в себя тормозной путь, который увеличен на расстояние, которое потребовалось, чтобы отреагировать на опасность.

Время реакции зависит от конкретного человека и может возрасти, если водитель был утомлен, был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в тяжелом эмоциональном состоянии. Именно поэтому в подобных случаях садиться за руль не рекомендуется.

Определение скрести по тормозному пути

Для того чтобы рассчитать скорость ТС в начале торможения, экспертам потребуется собрать определенные данные:

  • длина кузова и колесная база;
  • длина тормозного следа;
  • масса автомобиля;
  • путь движения накатом;
  • наличие или отсутствие ABS.

Как происходит расчет скорости по тормозному пути? Подробно рассказано в этом видео:

Кроме того, эксперты опросят водителя, чтобы определить его состояние, узнать, насколько оперативно он нажал на тормоз и т.п.

Собираются данные о текущей дорожной ситуации (время года, влажность и состояние покрытия, время суток и граница видимости), показания свидетелей происшествия, составляется детальная схема аварии, фиксируются все следы, включая расположение обломков.

Все они подставляются в специальную формулу, с помощью которой и выводится итоговая скорость. Формулы достаточно сложные и могут варьироваться в зависимости от обстоятельств ДТП.

Преимущества и недостатки метода

Плюсы:

  • достаточная точность результата;
  • обилие посвященной предмету литературы;
  • относительно несложные расчеты;
  • быстрое получение результата.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Программа для расчета скорости авто при ДТП. 70region.tomsk.ru

Минусы;

  • невозможность использования, если отсутствуют следы шин;
  • не учитывается ряд факторов.

Использование закона сохранения движения

Данный метод основан на законе физики, изучаемому еще в школе. Чаще всего он используется в тех случаях, когда произошло столкновение двух автомобилей. В этом методе учитывается траектория движения транспортных средств непосредственно после столкновения.

Использоваться методика может, как в совокупности с первой, так и самостоятельно. Она наиболее ценна тем, что позволяет рассчитать скорость, если отсутствует отчетливый тормозной путь.

  • Для того чтобы проиллюстрировать метод, можно провести следующий пример: один автомобиль пытался проскочить прямо перед тем, как загорится красный свет светофора, в то время, как второй начал уже начал движение в перпендикулярном направлении и получил удар в бок.
  • В таком случае он сместится в сторону движения первой машины на некоторое расстояние.
  • Для определения скорости первого автомобиля эксперты собирают следующие сведения:
  • расстояние смещения после удара;
  • угол взаимодействия транспортных средств;
  • направление движения.

Данные сведения устанавливаются либо опросом пострадавших и свидетелей, либо экспертной методикой.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • может использоваться, когда поредение скорости по тормозному следу затруднено или невозможно;
  • позволяется получить результат с высокой точностью, но только при условии достоверности начальных данных;
  • оптимальный метод для расследования столкновений с неподвижным автомобилем или препятствием при столкновениях на перекрестах.

Минусы:

  • отсутствие упомянутых данных или их незначительное искажение крайне негативной влияет на точность исследования;
  • значительно более громоздкие формулы расчета, требующие значительно более сложных расчетов (возможно, именно поэтому на практике данная методика применяется очень редко);
  • при определении не учитывается энергия столкновения, затраченная на образование повреждений ТС.

Определение скорости путем анализа полученных деформаций

Данный метод используется наиболее редко, так как сам по себе он достаточно противоречив. Сегодня к нему прибегает лишь незначительное количество экспертов.

На образование деформаций влияет огромное множество факторов, включая состояние шин автомобиля, наличие или отсутствие ABS, распределение груза в нем, конструкции, срока службы авто и т.д.

Очень часто эти данные просто отбрасываются, а часть учесть просто невозможно. Также в результате старения металл кузова может деформироваться по-разному. Это далеко не все факторы, которые следует учитывать для расчета скорости.

Огромное количество требуемых данных, а также зачастую невозможность их установления экспертным путем не позволяют широко использовать данную методику в повседневной практике.

Что характерно, многие автовладельцы уверены, что анализ повреждений автомобиля является главным методом определения его скорости в момент ДТП, настаивая на проведении подобной экспертизы.

Как проводится трасологическая экспертиза? Подробности читайте здесь.

Таблица расчета скорости при наезде на пешехода

В случае, если произошло столкновение с человеком, дополнительно используется и иной способ определения скорости транспортного средства.

Существуют специальные таблицы, в которых перечислено, какие именно травмы может получить пострадавший и какие повреждения при этом получит автомобиль. В таблицах также учитывается множество факторов.

Какие документы нужны для получения страховки после ДТП? Полный список здесь.

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

Таблица соотношения скорости и нанесенных повреждений пешеходу. 70region.tomsk.ru

В наиболее простом виде такую таблицу можно представить в следующей форме:

  • 30 км/ч – удар придется на бампер транспортного средства, при этом большая часть травм пешехода придется на ноги;
  • 60 км/ч – повреждения автомобиля смещаются ближе к лобовому стеклу;
  • от 80 км/ч – наиболее сильные деформации автомобиля находятся на передней части крыши.

Упомянутые таблицы постоянно дорабатываются данными из практики ДПС различных стран, а также результатами исследования.

Экспертный отчет

По результатам инспекции места ДТП специалисты составляют соответствующий экспертный отчет.

В него входит:

  • подробное описание ситуации на момент аварии. Сюда включают  данные:  время года и дня, тип покрытия, включая упоминание о влажности, показания свидетелей происшествия, пострадавших и возможного виновника;
  • подробная схема дорожной ситуации в момент, непосредственно до аварии (в том числе расположение и направление движения транспорта);

Как правильно самому составить схему ДТП? Подробная инструкция по ссылке.

  • месторасположение автомобилей в настоящий момент с указанием, насколько они были сдвинуты ударом;
  • фиксация следов происшествия, включая месторасположение возможных обломков, вмятина и прочие деформации кузовов автотранспорта, наличие и продолжительность тормозного пути.

Полученные данные эксперты заносят в специальную форму, которая и становится официальным документом. Он позволяет воссоздать полную картину ДТП.

Как можно видеть, сегодня существует сразу несколько методик для определения скорости автомобиля в момент ДТП.

Однако несмотря на их многообразие, наиболее активно используются первые две из упомянутых – они позволяют получить максимально достоверный результат при минимальных затратах времени.

Как определить скорость автомобиля по тормозному пути — Интенсив Школа вождения

Программу расчета скорости по тормозному пути можно скачать здесь

Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?

И так, попробуем из головы:

Равнозамедленное движение. v*v/2=Sa где v — скорость до начала торможения, S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту), a-ускорение (замедление) в торможении. Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии mv*v/2 в работу силы трения (разрушение резины, т.е.

черный след) (m a)*S Ускорение (замедление) при торможении a=g*k BR> где k коэффициент трения (коэффициент сцепления резины с асфальтом, так это называется в гаишных документах), g напряженность поля тяжести (сколько ньютонов СИЛЫ веса на каждый килограмм МАССЫ автомобиля; попросту говоря ускорение свободного падения, равное на всей Земле 9.81 н/кг или что то же самое м/с2)

Читайте также:  Из чего делают шины для машины?

Итого получается v2/2=Sgk двойка после скорости означает квадрат. Значение коэффициента сцепления k может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду.

Умелое торможение на грани блокоровки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте — колеса были заблокированы. Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.

64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов.

Одним словом, на сухом асфальте принято считать, что машина замедлялась с ускорением 0.64g, 9.81*0.64 примерно 6.3 м/с2 Обратная задача (вычисление скорости по тормозному пути) решается так v=sqrt(2*9.81*0.

64*S) где функция sqrt означает квадратный корень, и скорость переводится из метров в секунду в километры в час согласно соотношению 36 км/ч=10м/с В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек).

Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.

  • Физику я и сам знаю, вопрос в другом:
  • Скорость по тормозному пути, зафиксированному в протоколе, будут определять в ГИБДД; у них имеется рукописная схемка, где напротив определенной длины тормозного пути выставлена соответствующая скорость; плюс-минус для них дело несущественное
  • Расчет тормозного пути и скорости.

Экспертиза ГАИ и МВД использует следующие формулы и методики. Можете сами найти и сделать расчеты.

Va =0.5 х t3 х j + v2Sю х j = 0,5 0,3 5 + v2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с =54,9 км/ч

где: в выражении v2Sю х j, v — это квадратный корень для всего выражения, просто не получилось при написании.

Va — начальная скорость автомобиля, м/с; t3 — — время нарастания замедления автомобиля, с; j — установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; (для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже) для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при «юзе» в 21м равна 17,92м/с, или 64,5км/ч. Sю — длинна тормозного следа (юза), м.

S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j

где: S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь) S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4 t1 — время реакции водителя, -0,8с. t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с. t3 — время нарастания замедления, 0,3с.

  1. t4 = Vю/j = Va/j — 0,5 t3 — время полного торможения, с.
  2. T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j;
  3. приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко рассчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля.
  4. Это можно рассчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.
  5. Итак тормозной путь (м)
  6. S=Kэ*V*V/(254*Фc),
  7. где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1),
    V — скорость в км/ч в начале торможения,

Фc — коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога)

Как определить скорость автомобиля по тормозному пути

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на ход расследования обстоятельств ДТП, является определение расстояния, которое проехала машина сначала торможения. Зная тормозной путь, можно произвести вычисление путевой скорости движения за мгновение до столкновения. 

Формулы расчёта скорости по тормозному пути   

После дорожно-транспортного происшествия фактический тормозной путь автомобиля измеряется сотрудниками ГИБДД или следователем путём фиксации следа шин на асфальте, и занесения данных в специальную расчётную таблицу. Учитываются несколько факторов: 

  • вид т/с;
  • масса машины в момент, когда произошло ДТП;
  • характер покрытия дороги и его состояние. 

Прежде всего, нужно быстро установить скорость, с которой двигался автомобиль до торможения. Она рассчитывается следующим образом 

V = √(2*9,81*0,64*S) 

Ускорение свободного падения является физической константой, и не изменяется, в какой бы формуле его величина не использовалась.

Скорость из км/ч необходимо перевести в м/с, в соотношении 36 к 10: 36 км/ч = 10 м/с. По ГОСТ 25478-91 допустимый минимум эффективности тормозной системы автомобиля составляет 0,64.

Это означает, что на тонну веса автотранспортного средства должно приходиться тормозное усилие не менее 640 кг. 

Главный фактор, влияющий на точность расчёта 

  • Единственной изменяемой величиной в формуле определения скорости является длина тормозного пути. Ручной расчёт данной величины в идеальных условиях (движение со скоростью 60 км/ч по сухой дороге асфальтовым покрытием, торможение без заносов) можно произвести по формуле 
  •      v²
  • S = ——— ,
  •    2 μ g
  • где
  • v – скорость движения автомобиля вначале торможения, м/с;
  • μ – коэффициент трения;
  • g – ускорение свободного падения, м/с2. 
  • Другая формула для проверки правильности первоначального расчёта 
  •     Кэ V2
  • S = ——— ,
  •     254 Фс 
  • где
  • Кэ – величина тормозного коэффициента;
  • V – скорость в момент начала торможения;
  • Фс – величина коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием (при сухой погоде – 0,7, в дождливую погоду – 0,4; в снег – 0,2; в гололёд – 0,1). 

Таким образом, главной задачей для правильного вычисления скорости является определение величины остановочного пути. В его состав, кроме, собственно, тормозного пути, входит метраж, приходящийся на:

  • время реакции водителя (0,2 с);
  • время срабатывания системы торможения (0,5 с).

Автомобиль при этом движется с начальной (фактической) скоростью, а следа от шин на дороге не остаётся. 

Расчёт скорости при экспертизе 

  1. Для экспертного определения начальной скорости движения машины специалистами используется формула: 
  2. Va = 0,5*tз*j + √2Sю*j, 
  3. где
  4. tз – время, в течение которого скорость движения автомобиля замедляется, с;
  5. j – константа замедления в момент торможения, м/с2 (определяется справочным путём, на основании ГОСТ 25478-91);
  6. Sю – протяжённость следа при торможении, м. 
  7. На сухой дороге j равен 6,8 м/с2, поэтому скорость заноса тормозящего на расстоянии в 21 метр автомобиля равна 64,5 км/ч. 
  8. После начала реагирования водителя на окружающую обстановку машина до полного обнуления скорости проходит так называемый остановочный путь 
  9. Sо = (S1 + S2 + S3 + S4) = (t1 + t2 + 0,5*t3)*Va + Va/2j, 
  10. где
  11. t1 – реакция водителя;
  12. t2 – запаздывание гидропривода тормозной системы;
  13. tз – нарастание замедления. 
  14. Временной промежуток t4 (время полной остановки) рассчитывается как отношение скорости заноса Vю к замедлению j. Время, пока увеличивается скорость замедления, зависит от трёх показателей: 
  • тип привода;
  • состояние покрытия дороги;
  • масса транспортного средства. 

Для его определения из начальной скорости Vа следует вычесть половину до установления минимальной скорости tз*j. Таким образом, суммарное время динамической части ДТП для автомобиля составляет t0 = t1 + t2 + t3 + t4 = Т + Va/j, с. 

Внимание! Время увеличения замедления для пневмопривода больше, нежели для гидравлического. Оно возрастает с увеличением снаряжённой массы машины и коэффициента сцепления

Без этого не обойтись при проведении расчётов 

Ещё один важный показатель – протяжённость заноса (юза) при торможении Sю. Это отношение квадрата скорости юза к удвоенной константе замедления j.

Такой след заблокированные колодками колёса машины начинают оставлять на дорожном покрытии при положении «педаль в пол». Начало следа – это точка установившегося замедления, то есть константы. Как уже было сказано выше, это экспериментальная величина.

Она рассчитывается для каждого вида транспорта отдельно. При этом используется физическая формула 

j = f*g, 

Продольное сцепление резины с дорожным покрытием f замеряется эмпирически, с помощью «пятого колеса» или специальных приборов. 

На основании специальной таблицы время реакции водителя на ситуацию на дороге составляет 0,6-1,4 секунд (шаг 0,2). Усреднённая экспертная величина, которая применяется в официальных экспертизах, составляет 0,8 с (в связи с тем, что быстрее этого времени человеческий мозг среагировать на происходящее не в состоянии). 

Чтобы упростить восприятие производимых математических расчётов, сделаем привязку величины остановочного пути к скорости автомобиля длиной 4 м. Привязка делается к скорости 64 км/ч, с шагом ½ в сторону её замедления и увеличения: 

  • Скорость
  • автомобиля,
  • км/ч
Путь до реакции водителя, м Путь от момента начала торможения до остановки, м
  1. Общий
  2. остановочный
  3.  путь,
  4.  м/длин т/с
32 6 6 12/3
48 9 14 23/6
64 12 24 36/9
80 15 38 53/13
96 18 55 73/18
112 21 75 96/24

Принятие решения о начале торможения в критической ситуации – необходимый, и крайне ответственный шаг. Чем больше скорость автомобиля, тем быстрее необходимо нажимать на педаль. Чем раньше это решение будет принято, тем быстрее произойдёт полная остановка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *