Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.

  • Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.
  • С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.
  • Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.

Устройство катализатора и его неисправности

Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутрь которой помещены специальные бобины.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.

  1. Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
  2. Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  3. Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.
  4. Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  5. Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.
  6. Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  7. Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.

Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.

  • Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.
  • Забитие сотов.
  • Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.
  • Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сотов, приводя к их забитию.
  • Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  • Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.
  • Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.

В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.

  1. Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  2. Оплавление сотов.
  3. Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.
  4. Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  5. Исчерпан ресурс катализатора.
  6. Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.

Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Признаки неисправностей

  • Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.
  • Самый первый признак.
  • Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.

Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен.

Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.

Второй признак.

Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Чистим салон автомобиля своими руками

Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.

И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.

Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.

Шумы.

Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.

  1. Косвенный признак.
  2. Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.
  3. Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.

Способы проверки

  • Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
  • Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
  • Проверка без снятия.
  • Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.

Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.

  1. Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
  2. Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  3. На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
  4. Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.

Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.

Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.

Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.

Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.

  • Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
  • На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.

Самостоятельная проверка на противодавление

Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.

Итак, нам понадобится наличие манометра, причем нужен точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс/см. куб. Также потребуется штуцер и длинная резиновая трубка.

Имея все это, можно приступать к замерам:

  1. Автомобиль ставим на смотровую яму и обездвиживаем.
  2. Находясь под авто выкручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
  3. Вкручиваем на его место датчика штуцер. Важно заранее подобрать штуцер, по размерам соответствующий отверстию.
  4. На штуцер надеваем подготовленную резиновую трубку. Сразу необходимо закрепить соединение хомутом.
  5. К другому концу трубки подсоединяем штуцер и тоже закрепляем хомутом.
  6. Просим помощника завести двигатель и установить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Check engine», но внимание на него не обращаем.
  7. После помощник должен довести обороты до 3000 и удерживать их на протяжении 5-7 секунд, затем снова повышаются обороты – уже до 5000 и тоже удерживаются.
  8. В это время манометром заменяется давление на входе в катализатор при всех режимах работы мотора.

    Если катализатор не забит или не оплавлен, то показания манометра даже на 5000 об/мин не должны превышать 0,35 кгс/см. куб. И то — это значение больше подходит для авто, в которых силовая установка подвергалась доработка в ходе тюнинга. Для «стоковых» моторов нормальными будут и показания манометра до 0,5 кгс/см. куб.

  9. Такой способ можно делать и самому, заведя трубку с манометром в салон. Чтобы более точно произвести замеры, лучше их делать во время движения. То есть, авто выгоняется на трассу, двигается надо на всех режимах, а с манометра в это время снимаются показания.

Проверка со снятием.

Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.

Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.

Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.

Неотъемлемой частью катализатора является лямбда зонд, который тоже требует проверки, как это делать читайте на этой странице https://autotopik.ru/diagnostika-neispravnostei/609-kak-proverit-lyambda-zond.html.

Способы решения проблемы

Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.

Вариантов устранить неисправность несколько:

  • Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
  • Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
  • Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
  • Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора. Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.

Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.

Читайте также:  Утечка масла из-под масляного фильтра: почему происходит и что делать?

Как самостоятельно проверить состояние катализатора

Нормы по количеству вредных выбросов транспортными средствами регулярно повышаются, это связано с борьбой за экологически чистую окружающую среду. Производители авто оснащают автомобили снижающими количество выбросов системами.

Одной из популярных таких систем является применение каталитического нейтрализатора для отвода выхлопных газов, таким механизмом оснащают все большее количество транспортных средств.

Катализатор уменьшает количество вредных выбросов путем расщепления вредных веществ на более безопасные.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Когда катализатор забит

Сама система напоминает большие пчелиные соты, где фильтр очищает отработанные газы, которые собираются из 4 цилиндров. При его засорении этим газом нет возможности проходить через соты обратно, по этой причине страдает работа двигателя.

Катализатор забирает около 5-7% мощности мотора, даже когда он исправен.

Если каталитический нейтрализатор полностью забит, автомобиль может даже не завестись, потому что отработанные газы будут создавать обратное давление, не будут поступать в глушитель, а обратно.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Действия при забитом катализаторе

При его засорении, тяга машины будет минимальной. Скорость будет плохо разбираться, максимальный ее предел будет низкий, и она будет постоянно падать.

Если до этого времени ваш автомобиль легко разгонялся до 150 км/час, а после скоростной режим спал до 120 км/час, и даже до 100 км/час, притом, что и их можно выжать с трудом, это говорит о проблемах в этой системе.

Таким образом, проверяя наличие провалов при резком разгоне, и определяют это проблему на станциях технического обслуживания.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

CHECK ENGINE если он горит, опираясь на состояние датчиков кислорода можно понять о наличии проблемы с катализатором. При проверке сканером ELM 327, может появиться ошибка работы катализатора. По словам некоторых специалистов, при возникновении проблем в работе такой системы так же возрастает и расход горючего, так как чтобы разогнать авто нужно будет давить на педаль газа с большей силой.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Как проверить состояние каталитического нейтрализатора

Не нужно сразу проводить его замену, пока не проверите и не убедитесь, что причина неисправности автомобиля действительно в нем.

В первую очередь провести визуальный осмотр, снаружи все цвета должны быть равномерными, если наоборот, это означает, что пошел его перегрев. Осмотреть на наличие механических повреждений, от удара вся система может нарушиться.

Так же после его снятия нужно обратить внимание на просвет, внутри должно быть все целым и невредимым.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Но следует учитывать, что строение некоторых систем не дает возможности осмотреть все внутреннее содержимое катализатора. Следующий способ – проверить противодавление в выпускном коллекторе.

Для этого нужно выкрутить первый кислородник и поставить на его место манометр. Если запустить мотор и обороты поднимутся до 3 тысяч в минуту, давление на должно быть выше 0.

3 кгс/см 2, если оно выше этого показателя, это означает, что вся система забита.

Как проверить катализатор? 3 практических, проверенных способа

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Загрязнение сот происходит постепенно в процессе эксплуатации автомобиля, чему способствует в основном топливо низкого качества. Первые признаки неисправности выхлопной системы обычно появляются после пробега 150-200 тысяч. Характерными признаками возникших проблем с катализатором являются:

  • появление запаха сероводорода при прогреве двигателя;
  • снижение динамики разгона;
  • повышенный расход топлива;
  • постоянное свечение контрольной лампы Check Engine;
  • появление оповещения на экране бортового компьютера с кодом ошибки Р0420.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?Источник: https://www.berlingske.dk/bolig-bil-og-baad/droemmer-du-om-en-bil-med-hybridmotor-saa-er-der-gode-nyheder

При появлении подобных симптомов необходимо  проверить работоспособность  катализатора и принять меры по устранению неисправности.

Способы проверки катализатора

Существует несколько способов проверки катализатора. Рассмотрим три наиболее распространенных метода диагностики.

 Визуальный способ

Довольно распространённый диагностический метод. Если при внешнем осмотре катализатора обнаружена деформация корпуса, то вполне возможно причина неисправности заключается в повреждении внутреннего элемента и разрушении сотовых каналов. Вследствие чего уменьшается пропускная способность выходящих отработанных газов.

Для дальнейшего осмотра необходимо снять катализатор с автомобиля, разъединив фланцевые соединения. При просмотре на яркий свет достаточно явственно будет видно состояние сот.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Lo9IFd9GH90

Следует учесть, что визуальный осмотр возможен только на катализаторах, имеющих прямые газопроводные трубы.

Далее рассмотрим, как проверить катализатор на забитость, не снимая с автомобиля.

 Измерение противодавления с помощью манометра

Данный метод не требует демонтажа катализатора и производится непосредственно на автомобиле. Диагностика производится на подъёмнике или смотровой яме. На место снятого датчика кислорода (лямбда-зонт) подключается через переходник или резиновый шланг манометр.

Запускается двигатель  и при 2500-3000 оборотах в минуту в течение 15 секунд производятся контрольные замеры. Полученное значение около 0,3 баррелей свидетельствует о нормальной работе. Данные замера, соответствующие 0,5 бар и выше, указывают на неисправности катализатора.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?Источник: https://miifotos.com/im%C3%A1genes/clogged-cat-symptoms-bd.html

Проверка с помощью сканера

Подключив к сервисному разъёму сканер можно определить работоспособность катализатора, сравнивая данные напряжения двух кислородных датчиков. Одинаковое напряжение датчиков указывает на возникшие проблемы катализатора, и электронный блок управления выдаёт коды ошибок P0420/P0430. При этом на приборном щитке загорается надпись Check Engine.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Резюме

Неисправный катализатор значительно снижает мощность автомобиля и повышает расход топлива, а при сильном загрязнении или разрушении керамического внутреннего элемента может привести к остановке двигателя. Своевременная проверка и принятие необходимых мер помогут избежать неприятностей, связанных с катализатором.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(4

Как проверить катализатор на противодавление?

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Катализатором называют устройство, которое предназначено для полного сгорания выхлопных газов автомобиля. Для многих водителей стоит большой вопрос, как проверить катализатор на противодавление в домашних условиях? Именно об этом пойдет речь в сегодняшней статье. Но для начала разберемся с причинами, почему и как забивается это устройство.

Забит ли катализатор?

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Чтобы вычислить забитый катализатор машины, необходимо обратить внимание на следующие признаки (если они присутствуют):

  • Автомобиль начинает очень туго разгоняться до определенной скорости, после чего, входит в обычный режим и бодро идет дальше.
  • Данная проблема может идти по нарастающей. В процессе засорения, вначале двигатель начинает с трудом набираться скорость 120 км/ч, после чего, эта планка поднимется до 150 км/ч.
  • В некоторых, довольно тяжелых случаях двигатель может даже и не запуститься.

Чтобы было понятнее, система выхлопа должна иметь достаточную пропускную способность. Это связано с тем, что при выпуске отработавших газов, цилиндры должны иметь хорошую вентиляцию.

Если катализатор забьется, часть выхлопных газов останется в цилиндре и следующая порция смеси будет уже в меньшем количестве, что и снижает динамику автомобиля.

Кроме того, выхлоп может остаться на стенках цилиндра в виде осадка, что неизбежно приведет к ремонту поршневой.

Почему и как забивается катализатор?

  1. Расход масла. Эта причина связана с тем, что в выхлопе двигателя присутствуют частицы масла, которые горят очень плохо. Обычно это случается по причине неисправности маслосъемных колец или колпачков.
  2. Слишком малая пропускная способность сот катализатора.

    К примеру, если катализатор не предусмотрен для установки на конкретной модели автомобиля, то он может получать большую долю выхлопных газов, которые быстро забивают «неродное» устройство.

  3. Низкое качество топлива. Является самой распространенной причиной.

    Если заправляться на непроверенных заправках, то есть риск получить осадок, который осядет на сотах катализатора или будет догорать в коллекторе, расплавляя соты устройства.

  4. Редкая, но имеющая место быть причина – неровные дороги. Небольшой удар катализатора о дорожное покрытие может привести к тому, что отлетевшие частицы одной соты легко забьют другую.

Ну а теперь, стоит поговорить о самом главном – проверке катализатора. Для этого существует 3 способа:

  • Самый явный способ – это снять и проверить катализатор визуально. Проблемой данного метода является то, что катализатор работает в тяжелых температурных условиях, что его металл прикипает к другим частям выхлопной системы и становится неразъемным. Многие элементы прикипают на столько, что снять их можно только при помощи болгарки или же средств на основе керосина. Кроме того, конструкторы многих устройств выполнили их так, что снимать их и вовсе неудобно.Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?
  • Многие используют в процессе диагностики обычный манометр. Замеры давления помогают точно вычислить пропускную способность устройства. Для этого необходимо снять кислородный датчик, а на его место закрутить манометр, который и покажет все необходимые величины. Показатели давления необходимо снять при работе двигателя на разных режимах. Средним считается значение 0,3 кг/см2 при количестве оборотов 2500. Недостаток у этого метода тот же – манометр может прикипеть, что усложнит процедуру его демонтажа.
  • Тоже предусматривает манометра, но уже в виде датчика, который вкручивается вместо свечи зажигания. На основе полученной осциллограммы можно делать выводы о состоянии катализатора выхлопной системы. Если в этому случае получилось, что давление составляет свыше 200 кПа, значит катализатор забитый и нуждается в замене.

Три метода определения забитого катализатора

Практически каждое современное транспортное средство производителями оснащается катализатором, дабы соответствовать текущим экологическим стандартам. Это часть выхлопной системы автомобиля.

Когда отработанные газы проходят через него, проходит ряд химических реакций, благодаря которым дым выходит наружу с минимальным количеством вредных примесей. Тем самым автомобиль наносит меньше вреда окружающей среде.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Однако с течением времени и зависимости от условий эксплуатации транспортных средств эта столь важная деталь засоряется. Поэтому необходимо своевременно определить состояние катализатора, во избежание многих проблем.

Диагностика

Причин для проверки катализатора может быть несколько:

  • трудный запуск двигателя;
  • провалы в ходе разгона или движения автомобиля (иногда они пропадают);
  • на приборной панели горит индикатор Check Engine.

Плохая динамика разгона транспортного средства во многом обусловлена забитым катализатором, который хуже справляется с выпуском отработавших газов. В результате в ДВС не поступает свежая порция воздуха.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Могут быть и такие случаи, когда автомобиль легко набирает высокую скорость (до150 км/ч), но после остановки едва разгоняется до 60. При таких симптомах имеет смысл заняться диагностикой катализатора. Для этого имеется несколько способов.

Демонтаж и осмотр

Здесь все просто – изъять из выхлопной системы деталь, после чего осмотреть ее – есть в ней просвет или его нет. Во многом так и визуально определяется пропускная способность полезной конструкции.

Стоит учесть, что снятие катализатора может вызвать определенные проблемы. Это актуально к автомобилям с большим пробегом, где крепление катализатора может очень сильно прикипеть. В этом случае приходится идти на крайности – вооружаться болгаркой либо другим аналогичны приспособлением.

У некоторых автомобилей выхлопная система очень сложно устроена и демонтаж катализатора может занять слишком много времени и даже не одни сутки. В особо сложном случае снять деталь и вовсе не представляется возможным. Поэтому некоторые автовладельцы отказываются от такой затеи.

Измерение давления выпускной системы ДВС

Здесь же не нужно снимать катализатор, диагностика возможна без его демонтажа. Только потребуется дополнительная оснастка:

  • специальный переходник;
  • манометр.

Далее убрать кислородный датчик (лямбда-зонд или λ-зонд) входе в катализатор и вместо него через переходник закрепить прибор для измерения давления. Теперь остается снять его показания при работе ДВС в разных режимах. На оборотах 2500 значение должно быть равным 0,3, согласно инструкции. При больших показателях катализатор однозначно неисправен.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?Анализ катализатора по прибору

Правда и здесь присутствуют свои нюансы. Иной раз очень трудно демонтировать датчик кислорода для проведения такой диагностики в силу неудобного его расположения. Вдобавок резьба тоже прикипает к гнезду, а потому приходиться изрядно повозиться, прежде чем лямбда-зонд подастся откручиванию.

Самый техничный способ

Он подразумевает использование мотор-тестера. Принцип заключается в следующем – выкручивается одна из свеч зажигания, и на ее место монтируется специальный датчик давления. После этого анализируется осциллограмма в режиме ДВС на повышенных оборотах. Превышение значения боле 200 кПа (или 2 кгс/см2) указывает на необходимость заменить катализатор.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в х, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Признаки засорения катализатора

14.08.2019

  • Содержание
  • Признаки засорения катализатора, проверка    
  • Забился катализатор. Как это понять
  • Когда катализатор разрушен. Первые симптомы
  • Как проверить целостность катализатора
  • Симптомы забитого керамического элемента

Забился катализатор. Что теперь?

Относиться к катализатору как к порождению зла, неправильно. Другое дело, что стоит он сумасшедших денег, если менять изношенный или разбитый на новый.

Замена катализатора проводится только в тех случаях, когда пробег автомобиля не превышает 70-90 тысяч км или раньше. Однако выйти из строя нейтрализатор может и раньше.

Поэтому важно знать, как его проверить, чтобы не совершать необдуманных трат.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях? 

Забился катализатор. Как это понять

Каждый владелец автомобиля с каталитическим нейтрализатором должен понимать, что это непростое устройство и не просто лишняя банка в системе выхлопа, которую можно просто вырезать безболезненно. В зависимости от того, каким экологическим стандартам соответствует двигатель (Евро2, Евро3, Евро4 и выше), сложность конструкции нейтрализатора будет разной.

В катализаторе может быть установлен один, два или четыре датчика кислорода, каждый из которых может выйти из строя в любой момент, тем самым подводя под подозрение керамический элемент и систему дожига несгоревшего топлива. Кроме того, катализатор может пострадать от механического разрушения, химического, что приведет к ремонту системы выхлопа и замене всего устройства.

Когда катализатор разрушен. Первые симптомы

Забитый катализатор — результат естественного износа керамического элемента. В этих случаях есть шанс восстановить устройство, расшив банку и прочистив элемент, но это не факт.

Другое дело, когда элемент разрушен. Здесь последствия будут необратимыми.

Для восстановления работоспособности двигателя придется либо заменять нейтрализатор полностью, либо искать б/у элемент, либо устанавливать пламегаситель.

Существует ряд симптомов, при которых можно самостоятельно, либо с помощью мастера, выяснить, разрушен ли катализатор:

  1. Низкая пропускная способность катализатора. Может говорить как о разрушении (механическом или химическом), так и о забитом элементе. Давление в выхлопной системе до и после здорового нейтрализатора должно быть практически идентичным. Визуально это можно выяснить по интенсивности выхлопа, по звуку, по сравнению давления выхлопа из глушителя на здоровом автомобиле и на тестируемом — менее интенсивный выхлоп будет говорить о проблеме с керамическим элементом.
  2. Явный запах сероводорода при работе двигателя. Это самый яркий маркер того, что катализатор разрушен.
  3. Повышенный расход топлива на фоне полностью исправной системы питания, зажигания, чистом воздушном фильтре и нормальной рабочей температуре во время движения. Двигатель начинает потреблять топливо сверх нормы по причине того, что вышедший из строя нейтрализатор не в состоянии поддерживать оптимальную температуру дожига бензина.

    К примеру, если на катализаторах, соответствующих стандарту Евро4 нормальная температура дожига должна быть в пределах 500-760 °С, то неисправный элемент с помощью датчика кислорода посылает на электронный блок управления двигателем данные, согласно которым ЭБУ добавляет бензин для повышения температуры дожига. Этого, естественно, не происходит, поэтому лишний бензин просто скапливается в глушителе или испаряется, что может привести к взрыву паров и выходу глушителя из строя.

  4. Характерный металлический стук при резком увеличении оборотов или разгоне. Это верный признак того, что керамический элемент имеет механические повреждения или же смещен со своего законного места, свободно перемещается по банке. Такой катализатор тоже работать не будет.

Как проверить целостность катализатора

Разрушенный или поврежденный катализатор проверяется только визуально. Для этого можно спуститься под автомобиль и внимательно осмотреть корпус. Вмятины, следы прогара, потемнения, трещины на корпусе будут свидетельствовать о необходимости выполнить ремонт глушителя.

Более трудоемкий, но верный метод проверки керамического элемента — визуальный осмотр сот. Для этого придется разобрать систему выхлопа, а лучше — снять катализатор и внимательно осмотреть торцы элемента. Забитые или разрушенные соты будут видны сразу.

Еще один эффективный способ — проверка давления в системе выпуска до и после катализатора. Для этого будет необходим манометр и резьбовой переходник.

Чтобы измерить давление перед катализатором, выкручиваем первый лямбда-зонд, вкручиваем манометр и оцениваем давление в зоне средних оборотов, около 3-4 тысяч. После этого проводится замер на втором датчике кислорода.

Большой перепад давления будет говорить о разрушенном или забитом катализаторе. Номинал давления в выхлопной системе у каждой модели двигателя свой.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Симптомы забитого керамического элемента

До тех пор, пока мы не видим состояние керамического элемента, мы можем судить о его целостности и уровне засорения только по вторичным симптомам. Некоторые из них мы уже рассмотрели, в том числе, самую действенную проверку — проверку давлением и визуальный осмотр.

Тем не менее опытный водитель может сделать вывод о том, что соты катализатора забиты по дополнительным признакам:

  1. Пропадает тяга и динамика разгона. Это слишком расплывчатый симптом, но если мы знаем точно, что остальные системы работают идеально, при снижении разгонной динамики и проявлении хотя бы еще одного симптома, можно говорить о забитом нейтрализаторе.
  2. Пропадает тяга на высоких оборотах при полностью рабочем двигателе. Если на низких оборотах мощность сильно зависит от настроек системы впрыска и ГРМ, а также системы зажигания, то на верхах снижение тяги может вполне говорить о неисправности катализатора.
  3. Появление ошибок, загорается лампа Check Engine. В этом случае неисправность определить проще, если есть опыт работы с простейшим диагностическим оборудованием — сканером OBD II и соответствующим программным обеспечением.

Появление ошибок на бортовом компьютере и их расшифровка помогут определить состояние не только самого керамического элемента катализатора, но и датчиков кислорода и цепей, связанных с ними.

В ряде случаев, при сильно забитом катализаторе, двигатель может вполне нормально запускаться, но после прогрева терять мощность или просто глохнуть. Все попытки запустить его на горячую могут ни к чему не привести.

История усугубляется тем, что при забитом керамическом элементе система самодиагностики не выявит никаких сбоев и не сообщит об ошибке.

Это объясняется тем, что в бензиновом двигателе чаще всего пропускная способность катализатора контролю не подвергается.

Забился катализатор. Что теперь?

А теперь нужно думать. В Европе за автомобилистов эту проблему решили официальные дилеры, партнерские компании и экологи.

Чтобы не заставлять владельцев загрязнять окружающую среду и удалять катализатор из системы, в странах ЕС принимают старые катализаторы в обмен на новые.

С доплатой, конечно, но на толстом европейском кошельке это не отображается практически никак. Более того, если автомобиль прошел более 100 000 км, независимо от состояния катализатора, его нужно менять.

Проверка катализатора: как выполнить в домашних условиях?

Нам же нужно решать и выбирать из нескольких вариантов выхода из положения:

  1. Покупка нового катализатора. Хорошо, но дорого. К примеру, новый катализатор на Форд Фокус 3 обойдется от $400 до $800 в зависимости от качества, производителя, типа элемента и качества керамики. Это с одной стороны, хорошо, поскольку ближайших 100 тысяч км автомобиль без всякого вмешательства в электронные системы будет соответствовать экологическим нормам. С другой стороны, за эти деньги можно найти решение эффективнее.
  2. Навсегда забыть о проблемах с катализатором можно гораздо дешевле, установив пламегаситель из хорошей нержавеющей стали. При этом необходима перепрошивка электронного блока управления двигателем.

Есть возможность временно снять вопрос с катализатором, попробовав отмыть старый, если он в хорошей физической форме, не поврежден и не потерял геометрию. В любом случае, специалисты компании решат любую проблему с глушителем быстро и недорого с гарантией качества выполненных работ.

Признаки и симптомы что катализатор вышел из строя, полезные советы — АвтоКАТАЛИЗАТОР

Катализатор — важный элемент выхлопной системы автомобиля. Представляет собой фильтр, который очищает отработанные газы от вредных примесей. От состояния катализатора напрямую зависят расход топлива и динамические характеристики двигателя. Если устройство забивается, это отрицательно влияет на работе автомобиля.

Почему это происходит?

В теории автомобильный катализатор рассчитан на 100-120 тысяч километров пробега. Затем деталь, как правило, выходит из строя — со временем слой металла, нанесенный на керамическую основу, истончается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Но бывает так, что катализатор требует ремонта и замены намного раньше положенного срока. Перечислим основные причины возникновения преждевременных неполадок:

  • Некачественное топливо. В плохом горючем повышено содержание свинца, который способен быстро «убить» катализатор.
  • Увеличенный расход моторного масла. Чаще всего возникает в случаях, если неисправен двигатель или его системы. Лишнее масло горит в цилиндрах, активно попадает в выхлоп и тем самым разрушает катализатор.
  • Пропуски зажигания. Топливо не сгорает в цилиндре, остатки горючего и масло попадают в выхлопную систему, загрязняя и выводя из строя фильтр.
  • Механические повреждения, поломки выхлопной системы. Катализатор — достаточно хрупкая деталь, поэтому его можно повредить при агрессивной езде или небрежной эксплуатации.

Как результат — забитый катализатор может сильно навредить двигателю. Если устройство начинает физически разрушаться, его частички могут попасть в цилиндры, что становится причиной серьезных неисправностей. В 80% случаев эксплуатация автомобиля с неисправным катализатором приводит к замене ДВС.

Основные симптомы забитого катализатора

Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:

      Двигатель заводится с трудом и глохнет после запуска.
      На приборной панели горит индикатор Check Engine, или, как его еще называют, «чек» двигателя.
      Выхлопные газы еле-еле выходят из трубы. Этот признак говорит о том, что катализатор серьезно забился.
      Автомобиль теряет в мощности и динамике, слабо откликается при нажатии на газ, при этом увеличивается расход топлива и моторного масла.
      Во время холодного пуска двигателя появляется едкий запах, которого раньше не было. Обычно этот признак свидетельствует о разрушении катализатора.
      При разгоне или перегазовке слышен неприятный металлический звук.

Как проверить состояние катализатора?

Диагностировать поломку самостоятельно можно с помощью визуального осмотра, посветив мощным фонарем внутрь детали. В идеале — вообще снять катализатор и рассмотреть его на свету. Правда, во время эксплуатации гайки крепления могут прикипеть к болтам, и демонтировать деталь будет довольно сложно.

Кроме того, о неполадке скажет запах сероводорода, исходящий из глушителя. Ну и, наконец, третий способ — подставить руку к работающей выхлопной трубе. Симптомом умирающего катализатора станет отсутствие сопротивления.
Более точную проверку могут провести специалисты. Диагностика в мастерских осуществляется двумя способами:

  • проверка на газоанализаторе. К выхлопной системе автомобиля подключается специальный прибор, который проводит химический анализ выхлопных газов;
  • тестирование на противодавление — осуществляется с помощью манометра. При наличии нужного оборудования подобную диагностику можно провести самостоятельно.

Что делать, если катализатор вышел из строя?

Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:

      Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
      Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
      Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.

Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.

Плюсы сотрудничества с компанией «Автокатализатор»

Мы принимаем в скупку катализаторы, снятые с машин отечественного и импортного производства. Сгоревшие, колотые, битые, измельченные, в корпусе и без него — состояние детали не имеет никакого значения.

Если все симптомы указывают на то, что катализатор осыпался, сгорел или вышел из строя по другой причине — смело звоните нам. Мы предлагаем максимально выгодные условия сотрудничества:

      Покупаем катализаторы в любых количествах — от одной штуки до бесконечности.
      Работаем с физическими и юридическими лицами, частными фирмами и государственными структурами.
      Посредникам, перекупщикам и оптовым продавцам начисляем бонусы при каждой сделке (при условии регулярных поставок).
      Самостоятельно выезжаем на дом, если нет возможности привезти катализатор к нам в офис, и организовываем бесплатную доставку для тех, кто находится за пределами Воронежа.
      Рассчитываем стоимость катализатора строго в присутствии клиента.
      Для проверки используем метод спектрального анализа, который позволяет с высокой точностью установить справедливую стоимость катализатора.

Итоговая сумма зависит от содержания в катализаторе драгоценных металлов — платины, палладия и родия. Также на цену влияет год выпуска автомобиля и объем двигателя. Чем они выше, тем дороже можно продать неисправный катализатор. В среднем стоимость составляет от 2000 рублей для отечественных авто, от 2500 — для иномарок.

Расчеты осуществляются любым удобным для вас способом — наличными, переводом на банковскую карту (Visa, MasterCard, Maestro, МИР), с помощью электронных платежей (системы Webmoney, Яндекс Деньги, Qiwi, Paypal).

Налицо симптомы того, что катализатор неисправен? Не беда — его можно удалить или заменить на новый, а демонтированную деталь выгодно продать! Свяжитесь со специалистами компании «Автокатализатор» по телефону, с помощью онлайн-чата или через форму обратной связи — выслушаем, проконсультируем и предложим максимально выгодные условия сотрудничества!

Прием автомобильных катализаторов возможен в любом состоянии и с любыми повреждениями:

  • Старые
  • Горелые
  • Колотые
  • Внутренности
  • Перемолотые
  • В корпусе

У меня вопрос! Перезвоните мне

Как проверить катализатор на противодавление

Катализатор можно проверить в домашних условиях. Благодаря трем способам, можно вовремя определить забитый катализатор и проверить его.

Как проверить катализатор
Его нет необходимости проверять до тех пор, пока вы не увидите следующие симптомы:

  • автомобиль будто «с якорем», едет очень трудно до определенной скорости, потом у двигателя будто просыпается 2-е дыхание, он работает в привычном ритме;
  • эта проблема идет по нарастающей, вначале автомобиль с трудом набирает 150 км/ч, затем 110 км/ч, а через какое-то время автомобиль с большим трудом движется со 100 км/ч;
  • в некоторых случаях мотор может и не запуститься.

Как определить забитый катализатор?
Причиной всех симптомов могут быть различные части двигателя, но часто проблемы с динамикой тогда начинаются, когда полностью забит катализатор в выхлопной системе или снизилась до критической отметки пропускная способность. В результате того, что ухудшилась вентиляция цилиндров, снижается производительность двигателя, а из-за того, что увеличено противодавление катализатора, силовой агрегат не способен «вдохнуть» нужное количество воздуха. Иначе говоря, часть выхлопов застревает в цилиндрах и не позволяет топливно-воздушной смеси заполнить пространство всей камеры сгорания, в результате снижается мощность (тяги) и происходит ухудшение динамики.

Чем забивается катализатор?
Катализатор забивается в результате длительного нарушения в двигателе и в системе выхлопа.

Причиной может быть повышенное содержание масла в выхлопе, к примеру, когда мотор «сжирает» масло, а владелец по этому поводу ничего не предпринимает.

Катализатор забивается по той причине, что его пропускные соты очень малы, и чтобы их забить, не понадобится много времени, будет достаточно нескольких капелек, которые при высокой температуре могут приклеиться намертво.

Часто причиной того, что забивается катализатор, бывает топливо низкого качества. Остатки не сгоревшего топлива догорают уже во выпускном коллекторе, тем самым вызывают оплавление или перегрев катализатора.

Следующей причиной, которая негативно влияет на состояние катализатора, являются дороги. Бугры и ухабы, любые механические повреждения типа бордюр или удар о «лежачего полицейского» наносит сокрушительный удар довольно хрупкой начинке катализатора. Мелкая крошка забивает соты катализатора, которая отлетает от поврежденной соты.
Как проверить на противодавление катализатор?

Как можно проверить катализатор на противодавление. Чтобы выявить забитый катализатор, есть 3 способа.

  1. Простой способ найти забитый катализатор — провести полный демонтаж катализатора и визуально осмотреть на предмет просвета в нем. Иногда крепление катализатора настолько прикипает, что его снять получится только с помощью болгарки или каких-то аналогичных приспособлений. К тому же настолько замысловатые конструкции выхлопных систем, что для демонтажа потребуется не один день, а иногда в сложных случаях не представляется возможным снять выхлопную.
  2. Самым верным способом, как можно проверить катализатор, это измерить в выпускной системе давление. Для этого вместо первого кислородного датчика можно использовать переходник, чтобы вкрутить манометр и в разных режимах работы мотора снять показания. Общепринятое значение это при 2500 оборотах в минуту — давление 0,3 кгс/см2. У этого способа есть недостатки — для проверки этой процедуры очень неудобно снимать датчик. К тому же датчики крепко прикипают к выпуску, поэтому чтобы их снять, придется повозиться.
  3. 3-й способ считается техничным, противодавление можно измерить при помощи мотор-тестера. Вместо свечи в цилиндр устанавливают датчик давления, после чего на повышенных оборотах производится анализ осциллограммы.

Если во выпускной системе давление превышает 200 кПа, что равняется почти 2 кгс/см2, это говорит о том, что необходима замена катализатора.

3-12-2013, 00:04 | Романов Виктор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *