Что такое чип-тюнинг

Чип-тюнинг автомобиля – перепрограммирование блока управления двигателем с целью улучшения характеристик его работы. Мотор современного автомобиля имеет внушительный резерв мощности, но производители ограничивают его возможности на этапе программирования.

Что такое чип-тюнингЧип-тюнинг автомобилей

Современные технологии позволяют
перепрошить эти программы, чтобы улучшить технические характеристики
транспортного средства. О чип-тюнинге, его возможностях, преимуществах и
недостатках ведутся жаркие споры среди автолюбителей, механиков. Стоит
разобраться в этих вопросах, чтобы понять, нужна ли конкретно вам эта услуга, к
каким последствиям она приводит.

Почему производители
накладывают ограничения на работу мотора?

Первый вопрос, который задают владельцы
автотранспорта, когда впервые сталкиваются с понятием чип-тюнинга, почему
вообще производители программируют работу мотора с существенными ограничениями.
Причин тому несколько:

  • налогообложение – во многих странах размер налога на транспорт напрямую зависит от уровня мощности его двигателя, поэтому производители сознательно программируют моторы таким способом, чтобы снизить фискальную нагрузку;
  • экологические стандартны – уменьшение мощности приводит к снижению выбросов углекислого газа, автоконцерны программируют мотор в соответствии с экологическими стандартами;
  • финансовая экономия – дефорсированный двигатель позволяет без негативных последствий для него использовать более дешевое и менее качественное топливо.

Что такое чип-тюнингПреимущества слабых моторов

У любого нового двигателя есть внушительный запас прочности, износостойкости. Чуть откорректировав показатели работы программного обеспечения, можно существенно увеличить крутящий момент и улучшить иные характеристики мотора.

Может ли двигатель выйти
из строя после чип-тюнинга?

Есть мнение, что вмешательство в работу
«мозгов» современного автотранспорта приводит к быстрому физическому износу
мотора. В реальности же, все зависит от грамотности, квалификации мастера, который
выполняет перенастройку.

Его можно сравнить с ювелиром, потому что
предельная точность в его работе крайне важна. Если вы обращаетесь к
профессионалам, которые разбираются в этих вопросах, то проблем не возникнет.

У каждого двигателя есть внушительный запас прочности, поэтому вмешательство в работу программного обеспечения практически не снижает ресурс мотора. Этот вопрос актуален лишь для старых автомобилей.

Что такое чип-тюнингПрофессиональный чип-тюнинг

Если вы – далеко не первый владелец транспортного средства, решение о необходимости чип-тюнинга нужно принимать лишь после полной комплексной диагностики.

На износ двигателя гораздо большее влияние оказывает качество горюче-смазочных материалов, а не корректировки программного обеспечения. Но стоит помнить, что любой автомобиль – это единая слаженная система. Существенное наращивание крутящего момента приводит к росту нагрузки на коробку передач. Мастер по чип-тюнингу должен учитывать такие особенности.

А что с заводской
гарантией?

Вмешиваясь в работу программного
обеспечения транспортного средства, которое пребывает на заводской гарантии, вы
рискуете ее лишиться. Хотя специализированные компании убеждают клиентов, что вовремя
ТО никто не сможет выявить внесенные изменения, в реальности дело обстоит
по-другому.

Автодилер, с которым вы сотрудничаете,
определит изменения в прошивке, если задастся такой целью. Можно, конечно,
рискнуть, но ответственность за такое решение остается только на вас.

Эффективен ли
чип-тюнинг? Насколько можно увеличить мощность?

Однозначно можно сказать, что наращивание мощности и увеличение крутящего момента заметно лишь на турбированных моторах. Чип-тюнинг атмосферных двигателей не дает такого результата, здесь мощность увеличиться лишь на 7-10%, что большинство автомобилистов даже не заметит.

Что такое чип-тюнингУвеличение мощности двигателя

Наращивание же мощности турбированных
моторов составляет 35-50%. Подобные изменения особо заметны во время езды по
трассе, на обгонах. В пределах города вам просто негде будет использовать
возросший потенциал.

Какие параметры
поддаются корректировке во время чип-тюнинга?

Мастера по чип-тюнингу корректируют
следующие параметры и показатели:

  • калибровочные коэффициенты, влияющие на выбор оптимального момента зажигания;
  • фазы газораспределения;
  • работа перепускного клапана;
  • коэффициент избытка воздуха.

Процесс этот сложный и индивидуальный,
потому что нельзя два разных двигателя перенастроить по одинаковым параметрам.
Эксперты по чип-тюнингу комплексно подходят к задаче, корректируют те
показатели, которые поддаются перенастройке без вреда мотору.

В чем смысл чип-тюнинга атмосферных двигателей?

Что такое чип-тюнингУскорение автомобиля

Обыватели нередко интересуются, в чем
смысл чип-тюнинга безнаддувных двигателей, если прирост их мощности совсем
незначительный. После внесенных корректировок увеличивается крутящий момент,
авто становится «живее», особенно, на обгонах. Ради этого многие автомобилисты
и обращаются к профессионалам.

Влияет ли чип-тюнинг на
уровень расхода топлива?

Мастера чип-тюнинга утверждают, что
подобные изменения способны не только нарастить мощность мотора, но и снизить
уровень потребления топлива. В принципе, это реально, но за счет снижения
экологических стандартов.

При увеличении угла опережения зажигания
наращивается и объем выбросов оксида азота, углекислого газа. Автомобиль
наносит больше вреда окружающей среде, но потребляет меньше топлива. Для
автомобилистов экономия бензина важнее экологических параметров, поэтому они
используют чип-тюнинг.

Сколько стоит чип-тюнинг

Что такое чип-тюнингПерепрошивка двигателя

Стоимость перепрошивки двигателя
рассчитывается индивидуально. Если вы обращаетесь в полулегальные «гаражные»
компании или к частным лицам, цена стартует от 1000 руб., но никто не дает
гарантии успешного завершения процесса. Серьезные официальные компании создают
программное обеспечение специально под ваш автомобиль, стоимость такого
обслуживания может достигать 30 тыс.руб.

Есть ли гарантии
результата?

Если вы обращаетесь в крупные компании, то
они обязательно проводят тестирования до начала работ и после их окончания. При
помощи специальных измерительных приборов фиксируются основные показатели
мощности, скорости, крутящего момента. Потом они сравниваются с аналогичными
параметрами, но после чип-тюнинга.

Надежные компании всегда проводят
предварительную диагностику мотора, выявляют мельчайшие неисправности в работе
транспортного средства, которые могут негативно повлиять на результат.

Специалисты пишут обновленную программу,
но сохраняют прежнюю версию электронного блока управления. Клиенту предлагается
тестовый период, в течение которого он может оценить преимущества тюнинга. Если
он остается недоволен, ему возвращают прежнюю версию ПО.

Позволяет ли чип-тюнинг сделать более «отзывчивой» педаль газа?

Что такое чип-тюнингПедаль газа автомобиля

Некоторые автолюбители обращаются к
чип-тюнерам, чтобы те сделали педаль газа более «острой» и «отзывчивой». Для
этого необязательно вносить кардинальные изменения в прошивку. С этой целью
можно использовать электронный корректор, который устанавливается между педалью
и ЭБУ. Он увеличивает сигнал от педали вдвое, не вмешиваясь в работу мотора.

Какие есть варианты
чип-тюнинга?

Некоторые производители предлагают съемные
блоки чип-тюнинга, которые корректируют показатели работы двигателя, не
вмешиваясь в прошивку. Обычно такие блоки съемные. Они устанавливаются между
контроллером мотора и форсунками. Управление ведется при помощи мобильного
приложения.

Есть множество режимов работы, вы выбираете подходящий, в зависимости от привычного стиля езды и условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Такой бокс всегда можно снять, перенастроить под другую модель транспорта.

Недостатки чип-тюнинга

Явные недостатки чип-тюнинга проявляются,
только если вы заказываете такие услуги у полулегальных специалистов, которые
не дают никаких гарантий успеха. К минусам перепрошивки относят:

  • риск нарушений работы ЭБУ;
  • снижение ресурса двигателя;
  • существенное увеличение расхода топлива при неправильных настройках;
  • высокая стоимость работ.

Что такое чип-тюнингРезультат чип-тюнинга

Достоинства чип-тюнинга

У чип-тюнинга, если выполнять его в
специализированной компании с хорошей репутацией, есть и преимущества:

  • минимальные сроки выполнения работ;
  • увеличение мощности, «отзывчивости» двигателя;
  • возможность быстрого возврата к исходным заводским настройкам;
  • чип-тюнинг позволяет исправить заводские ошибки двигателя, убрать брак, улучшить его работу;
  • возможность снятия ограничений по максимально допустимой скорости;
  • индивидуальный подход к разработке обновленной прошивки с учетом пожеланий клиента и рекомендаций мастера.

Стоит ли заказывать
чип-тюнинг?

Решение о необходимости использования чип-тюнинга и заказе таких услуг принимает только автовладелец, предварительно изучив все преимущества, недостатки, особенности и последствия вмешательства в работу электронного блока управления.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Большая часть современных автомобилей оборудована бортовым компьютером, который контролирует все процессы подкапотного пространства. В погоне за мощностью автомобилисты изобретают все новые виды тюнинга. Одним из таких является увеличение лошадиных сил при помощи чип-тюнинга без потери КПД.

Что такое чип-тюнинг? Особенности прошивки

Во время чип-тюнинга нас интересует только одна часть всей автомобильной электроники – блок управления двигателем (ЭБУ). В какой-то степени это компьютер, который хранит все заводские настройки работы мотора. При помощи перенастройки микросхем можно на порядок улучшить работу силового узла, не совершая при этом никаких механических вмешательств.

Что такое чип-тюнинг

Приятным бонусом грамотного чип-тюнинга является уменьшение расхода топлива. За счет того, что во время перепрограммирования электронного контроллера полностью раскрывается потенциал автомобиля, владелец может задать определенные настройки для оптимизации работы двигателя.

Обычно, при заводской настройке ЭБУ устанавливают средние показатели работы мотора, токсичности выхлопа, количества оборотов, объема подачи топлива к цилиндрам и настройки зажигания.

Чаще всего производитель не учитывает особенности климата, дорожного покрытия и различных стилей вождения автомобилистов. К сожалению, это приводит к утрате мощности или ограничению потенциала двигателя.

Первыми предпосылками к необходимости произвести чип-тюнинг являются:

  • рывки на холостом ходу и первых метрах движения;
  • резкие перепады оборотов холостого хода;
  • нарушение работы холостого хода.

Важно помнить, что увеличение мощности двигателя не должно стать главной целью прошивки, так как погоня за «лошадьми» может привести к ухудшению управления автомобилем.

Влияние прошивки на работу автомобиля

В результате такого улучшения двигателя, «подхват» во время разгона машины происходит на более низких оборотах. Эластичность характеристик силового агрегата достигает максимальной точки, и тем самым повышается его отдача. Правильно откалиброванная прошивка прослужит верой и правдой, и позволит рассекать по дорогам на больших скоростях, не принося вреда двигателю.

Что такое чип-тюнинг

Все параметры представлены в виде нескольких мерных таблиц. Они интегрированы в микросхему и вмещают более тысячи различных показателей работы двигателя. Изменение настроек происходит без выпаивания, через диагностический разъем.

Чаще всего к чип-тюнингу прибегают в погоне за мощностью, однако важно понимать, что в первую очередь перепрошивка должна решать ошибки заводской настройки.

Читайте также:  Воздушный фильтр нулевого сопротивления: предназначение и особенности

Проверить результаты перепрограммирования возможно при помощи тестов. Их проводят до и после калибровки.

В случае успешной настройки автомобиль будет легче заводиться при низких температурах, исчезнут проблемы качества топливно-воздушной смеси и опережения угла зажигания.

Отдельным бонусом станет улучшенное переключение передач в автомобилях с автоматической трансмиссией и отстроенная работа системы охлаждения двигателя.

Процедура тюнинга, особенности, виды

За последние пять лет актуальность чип-тюнинга выросла в разы. Сегодня можно четко разграничить несколько видов программной калибровки настроек инжекторной системы подачи ТВС:

  1. Стандарт. Устанавливается на автомобиле в заводских условиях. Обычно, стандартные настройки считаются оптимальными относительно КПД мотора и впрыском топлива.
  2. Динамический тип. При помощи настройки ЭБУ можно значительно увеличить мощность двигателя. Главное, во время подобных манипуляций не пренебречь показателем КПД сгорания ТВС. Оставив его на стандартном уровне, затраты топлива возрастут;
  3. Экономичный вариант. Автомобилисты не всегда хотят больше «мяса». Кто-то готов сознательно при помощи настроек придушить мощность мотора в сторону уменьшения расхода.

Однако у истоков программного чип-тюнинга стоит механическая настройка двигателя. Ручной тюнинг применим только к старым автомобилям, у которых не установлена инжекторная система. В таком случае, некоторые умельцы просто меняют заводской распредвал на спортивный.

В первую очередь для проведения чип-тюнинга необходимо специализированное ПО. С его помощью все настройки двигателя можно преобразовать в графический вид. Вся информация с котроллеров будет преображаться в таблицы калибровочных данных.

Далее, мастер проводит перечиповку и настраивает показатели расхода топлива, устанавливает или снимает лимит максимальной скорости, проверяет работу зажигания и выброс токсичных веществ.

Как правило, после правильной настройки мощность двигателя увеличивается до 10–15%. Некоторые тюнинг-центры обещают увеличить этот показатель вдвое, но чаще всего – эта цифра остается только на бумаге. Фактически, водитель не почувствует обещанные 25–30%, поскольку такой прирост будет ограничиваться работой других систем автомобиля.

Что такое чип-тюнинг

Плюсы и минусы чип-тюнинга автомобиля

Вокруг вопроса о чип-тюнинге существует множество споров. Прежде чем принимать решение о вмешательстве в работу ЭБУ необходимо здраво оценить все недостатки и преимущества калибровки.

Из плюсов можно выделить:

  1. Улучшение продуктивности тягово-силовых качеств автомобиля. Особенно заметных при движении по городу. На трассе перепрошивка электронного блока увеличит возможности разгона.
  2. При увеличенной нагрузке на электронику автомобиль не теряет своих возможностей.
  3. Скорость в обслуживании. Произвести чип-тюнинг гораздо проще, чем устанавливать дополнительное оборудование.
  4. Возможность откатить изменения. Перед началом любого вмешательства в заводские данные, мастер делает бэкап системы и, при необходимости внесенные поправки можно отменить.
  5. Гибкость. Все настройки подбираются исключительно из характеристик и возможностей транспортного средства.
  6. Чип-тюнинг позволяет «подогнать» работу мотора под «новое железо» или другие дополнения под капотом.
  7. Возможность выбора режима. Настроить ЭБУ возможно под любой стиль вождения.

Недостатков, конечно, меньше, чем преимуществ, но оставить без внимания их категорически нельзя:

  1. Перспектива «убийства» контроля над работой силового узла. Такое возможно при выборе недобросовестного мастера или сервиса.
  2. Помимо роста множества показателей, калибровка ЭБУ на 4% снижает работоспособность других частей мотора.
  3. Возможный увеличенный расход на 20%.
  4. Стоимость тюнинга зависит от желаемого результата. Чем больше изменений – тем больше цена.

Перед тем как принимать окончательное решение «делать или не делать» лучше просмотреть видео-материалы в сети, например:

Особенности прошивки на дизельных и бензиновых моторах

На бензиновых моторах бюджетных или семейных автомобилях после чип-тюнинга заметно улучшается переключение передач и работа двигателя. Владельцам спорткаров повезло меньше. Заводская настройка максимально адаптирована на мощность и скорость, поэтому перепрошивка мало чем поможет увеличить мощность спортивного автомобиля.

Дизельные моторы составляют наибольший интерес для чип-тюнинга. При грамотной настройке крутящий момент можно повысить на 29%, а потенциал силового узла раскрыть на 23%.

Уже сразу после калибровки можно заметить полное отсутствие или значительное уменьшение турбоямы, в случае турбированного двигателя.

Чаще всего скорость отклика педали газа становиться быстрее и расширяется эффективный спектр движка.

Переправка «мозгов» автомобиля – достаточно простой способ расширить его возможности. В некоторых случаях владелец не получит ожидаемых «лошадей» под капотом, но значительно улучшится отклик педали газа, скорость переключения передач и холостой ход. Таким образом, чип-тюнинг – это отличный вариант для раскрытия потенциала двигателя, без потери его ресурса.

Что такое чип-тюнинг: плюсы и минусы

Что такое чип-тюнинг двигателя? Это прошивка улучшенного программного обеспечения электронного блока управления, который управляет работой систем автомобиля.

Аналог — установка операционных систем на компьютеры, сотовые телефоны или игровые приставки. Под индивидуальные запросы создается программное обеспечение, которое управляет работой железа.

Минусы

  • Увеличиваются требования к качеству топлива;
  • Разовые финансовые затраты;
  • Увеличивается экологическая нагрузка при переходе на нормы токсичности Е2;
  • При прошивке у непрофессионалов или установке плохо откалиброванного ПО можно получить отрицательный результат.

Вреден ли чип-тюнинг

Часть водителей думает, что прошивка сокращает ресурс двигателя. «Эксперты» пишут:

«ресурс с миллиона скатится до 7000 км»

Владельцам сложно понять, откуда берется дополнительная мощность. Они уверены, что железо не рассчитано на такую нагрузку и не понимают, почему на заводской прошивке хуже показатели.

Почему занижают мощность:

  • Для производителя автомобилей дешевле ограничивать возможности на программном уровне. Это уменьшает количество технологических процессов на заводе и стандартизирует требования к поставляемому железу. Затраты на производство сокращаются.Пример: Mercedes-Benz ML 320 и Mercedes-Benz ML 280 в 164 кузове, у которых один дизельный мотор, а отличия только на уровне прошивки блока управления. Аналогичная ситуация с Volkswagen T5 2.0 литра. Мощность версий регулируется на уровне ЭБУ.
  • Разница в экологических требованиях и налогах — проблема для производителей. При продажах в конкретной стране нужно адаптировать модель под её условия. Делать это на уровне железа — нести дополнительные издержки. Дешевле и быстрее адаптировать авто за счет изменений на программном уровне.

Мощность берется не из воздуха, а за счет оптимизации параметров. Дополнительной нагрузки на железо не происходит. Многие дилеры открыто признают это и предлагают услуги по прошивке. Например, дилеры BMW в Москве и Питере или дилер Skoda.

Откуда случаи неисправностей

  1. Установлена непроверенная прошивка от любителей. Калибровка произведена неверно и это плохо отразится на ресурсе двигателя. Доверяйте авто только профессионалам.
  2. До чип-тюнинга в машине были неполадки. Именно поэтому опытный мастер сначала делает диагностику.
  3. Плохое обслуживание, никак не связанное с изменением ПО.

Реальные последствия

  • Ресурс двигателя не сокращается;
  • Повышаются требования к качеству топлива;
  • При установке динамических (спортивных) прошивок требуется внимательнее следить за техническим состоянием.

Плюсы

  • Увеличатся мощность двигателя и крутящий момент без технической модификации.Замер мощности Kia Rio 1.6:
    Что такое чип-тюнингКрасная линия — сток, зеленая линия — прошивка АДАКТ; график слева — крутящий момент, график справа — мощность
  • Улучшится динамика автомобиля;
  • Снизится время разгона. Идти на обгон станет безопаснее;
  • Можно корректно отключить катализатор или сажевый фильтр, убрав ошибки двигателя без ухудшения качества смеси;
  • Машина перестает «тупить» при включенном кондиционере;
  • Повышается тяга на низких оборотах;
  • Переключение передач становится более мягким, исчезают провалы;
  • Педаль газа становится чувствительнее: улучшается реакция двигателя на нажатие, исчезает «задумчивость» машины;
  • Уменьшается турбояма на турбированном двигателе;
  • Улучшается работа на холостых оборотах;
  • Всегда можно вернуть стоковую прошивку.

Основной плюс для каждой модели и владельца свой. Некоторых больше всего раздражает «тупизна» электронной педали газа, кому-то не хватает тяги на низах, кто-то добивается более плавной работы коробки передач.

Преимущества АДАКТ

  • Гарантия безопасности и качества прошивки. Это подтверждают сертификаты соответствия стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2011 и опыт калибровщиков. Мы работаем с 2006 года, все прошивки обкатаны и проверены в условиях многолетнего использования;
  • Сертификат, который подтверждает, что установили официальную программу ADACT, а не подделку;
  • Подтвержденные результаты. Мы прошили больше всего автомобилей в России и постоянно получаем положительные отзывы от клиентов;
  • Не уменьшается ресурс двигателя;
  • Сохранены все диагностические функции и коды неисправностей от производителя. При возникновении любой поломки диагностика покажет причину. Исключение — переход на Е2. В этом случае удаляются ошибки, которые появляются при смене экологического стандарта;
  • Демократичные цены. Мы ориентированы на обычных водителей, а не на владельцев спортивных авто;
  • Тест-драйв. В течение 10 дней вы тестируете результаты и можете вернуть деньги назад, если что-то не понравится.

Отзыв владельца Митсубиси Паджеро Спорт о прошивке АДАКТ:

Посмотреть еще отзывы

Как делают чип-тюнинг

Калибровщик изменяет в заводской прошивке параметры: пороги обогащения, ограничения топливоподачи, лимиты оборотов и т.д.

Специалист сервиса проверяет исправность автомобиля, чтобы убедиться в его исправности.

Специалист прошивает автомобиль со вскрытием ЭБУ или без него. В первом случае требуется больше времени.

Что будет с гарантией дилера

В большинстве случаев с гарантией ничего не происходит:

  • Изменения в прошивке трудно обнаружить многим автодилерам. При ТО это не происходит;
  • Если дилер обнаруживает, что установлено неофициальное ПО, он его заменяет. По закону «О защите прав потребителей» отказать в обслуживании он не может;
  • Официальные дилеры сами предлагают услуги перепрограммирования ЭБУ.

Если опасаетесь потери гарантии, можно заливать сток перед поездкой к дилеру.

Мифы

  1. На двигатель ставится левый чип.Работой электронного блока управления двигателем управляет специальное программное обеспечение. Изменяется только управляющая программа. Она заливается через диагностический разъем, никаких внешних модификаций не делается.

  2. После прошивки увеличивается расход топлива.ПО от АДАКТ оптимизирует работу двигателя и иногда снижает расход топлива. Некоторые клиенты говорят об увеличении, но происходит это из-за смены стиля езды.

    Когда автомобиль становится динамичней, лучше идет на обгон и прекрасно ведет себя на трассе — зачем его сдерживать?

  3. Ничего не меняется.Прочитайте отзывы клиентов и посмотрите графики замеров. Приезжайте на прошивку и ощутите разницу. Даем 10 дней на тест-драйв.

    Если не понравится, полностью вернем деньги и восстановим оригинальную программу.

Рекомендуем посмотреть

Чип-тюнинг двигателя автомобиля: плюсы и минусы

Иногда ожидание и реальность находятся на разных полюсах бытия. Товарищ автора этих строк однажды задумал «вправить мозги» своему замечательному турбодизельному Land Rover Discovery 4, но что-то пошло не так и на внедорожнике приказал долго жить двигатель. Подобных примеров безотносительно марок и моделей автомобилей достаточно. https://autorambler.ru/novosti/lyubitelei-tyuninga-i-avtoekzotiki-otpravyat-v-laboratorii-28-02-2019.htm от гаражных умельцев способен навредить, порой ошибиться могут и специалисты, но, когда программа управления отлажена и, так сказать, находится в рамках Женевской конвенции, то удовольствие от езды зашкаливает.

Это работа с электронным оборудованием и коррекция управляющих программ, что дает увеличенную мощность и крутящий момент, а, следовательно, обеспечивает улучшение динамических характеристик автомобиля.

Корректировать программы управления двигателем можно двумя способами — установкой дополнительного электронного управляющего блока, меняющего входные и выходные сигналы на штатный управляющий контроллер или вмешательством в заводские настройки.

Результаты работы со штатным ЭБУ, выражающиеся в повышении отдачи, зависят в первую очередь от заводской программы управления. Она может позволить мотору раскрыть большую часть своего потенциала, но бывает и наоборот.

Скажем больше — вмешательство в управляющий блок изначально форсированного агрегата и попытки выжать из него все соки могут закончиться как достаточно слабым эффектом, так и снижением надежности и ресурса. Например, агрегаты объемом 1,6 л, развивающие более 200 л.с.

, находятся на пределе своих возможностей.

Обратных примеров, впрочем, тоже достаточно. Посмотрите на двигатели Volkswagen Group и оцените, какую прибавку получают тюнеры просто «вправив» им «мозги».

Для примерного понимания заглянем на российский сайт знаменитого немецкого тюнинг-ателье ABT Sportsline, специализирующегося на продукции Volkswagen Group, и откроем первую попавшуюся программу апгрейдов.

Скажем, Audi A6 C7 – мощный 420-сильный седан превращается в спорткар мощностью 540 «лошадей» благодаря установке электронного блока управления Power за 4,4 тысячи евро. При этом, крутящий момент увеличивается с 550 до 680 л.с.

Чип-тюнинг наиболее эффективен в случае с наддувными моторами. В этом случае можно рассчитывать на весьма приличную прибавку вплоть до 50%. Если ваш автомобиль оснащен атмосферным агрегатом, то прирост мощности и крутящего момента на 10% можно считать хорошим результатом — выжать из мотора большее возможно только при работе с «железом».

Но вернемся к чип-тюнингу турбомоторов как к способу сравнительно бюджетно построить из изначально резвого автомобиля весьма быстрый аппарат.

На YouTube есть немало каналов отечественных и зарубежных энтузиастов спортивных машин и не совсем легального стрит-рейсинга, где постоянными участниками являются серьезно «прошитые» Volkswagen и Audi с настройками от компаний Revo и APR.

Некоторые ведущие с гордостью заявляют, мол, машина проехала свыше 100 тысяч километров в очень боевом режиме и пока не развалилась, что свидетельствует о хорошем ресурсе мотора и грамотности прошивки программы. Следует также отметить, что профессиональный чип-тюнинг не ведет к увеличению расхода топлива.

Вот мы и подошли к самой острой теме чип-тюнинга.

Его эффективность в случае с наддувными моторами очевидна, но какова обратная сторона? Начнем с того, что измененная заводская прошивка в особо экстремальных, скажем так, случаях способна нанести вред и атмосферному двигателю, у которого прибавка от манипуляций с ЭБУ весьма скромна. Дело в том, что достаточно выставить очень ранний угол опережения зажигания, чтобы началась детонация, разрушающая поршни.

Эксперты отмечают, что некоторый негативный эффект может отмечаться даже в случае использования качественной фирменной прошивки.

Что немаловажно, официальные дилеры некоторых марок способны отслеживать факт вмешательства в блоки управления даже если заводская программа была вновь использована после использования электронных «стероидов» – то есть, после того как все вернули в «сток». Соответственно, для них это повод отказать в гарантийном обслуживании.

Авторитетные ателье вкладывают большие временные и инженерные ресурсы в разработку и тестирование программного обеспечения. «Гаражные специалисты», пытающиеся перенастроить ЭБУ подобным потенциалом, понятное дело, не обладают.

После заливки дешевого «левого» софта есть риск детонации и работы двигателя на обедненной смеси.

Кроме того, после чип-тюнинга может вырасти нагрузка на внутренние части двигателя и, как следствие ускоренными темпами будет расти их усталость.

При доработке дизельных двигателей часто убирают систему рециркуляции отработавших газов (EGR). Вследствие этого агрегат может неровно работать. Сложности есть и при удалении сажевого фильтра.

Во-первых, автомобиль будет пахнуть как старый грузовик и, во-вторых, следует правильно адаптировать электронное управление, чтобы система не выдавала сообщения об ошибках.

Кстати, гиганты тюнинг-индустрии стараются вообще не вмешиваться в экологические системы.

От чип-тюнинга может пострадать турбонагнетатель. При повышении давлении, превышающем допустимое для каждой модели «улитки», начнется износ крыльчаток, масляное голодание, заклинивание вала или разрушение масляных уплотнений.

Наконец, в зоне риска находится коробка передач. Чип-тюнинг атмосферного мотора не дает большую прибавку отдачи, а, потому для трансмиссии он сравнительно безопасен. Другое дело форсировка турбонаддувных бензиновых моторов и дизелей, имеющих изначально очень внушительный крутящий момент.

У механической коробки передач, а также преселективных «роботов» снижается ресурс сцепления (сцеплений), шестерни изнашиваются быстрее. Процесс может затрагивать и корпусы дифференциалов.

Гидромеханическая коробка передач может испытывать нехватку давления в пакетах фрикционов, вследствие чего они сильнее пробуксовывают, порождая больше продуктов износа.

Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля

Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Чипование двигателя обещает владельцу прирост мощности, возросшую разгонную динамику, эластичность работы ДВС и целый ряд других улучшений за сравнительно небольшую цену. Более того, нет никакой необходимости дорабатывать силовой агрегат физически, то есть мотор не нужно разбирать и устанавливать какие-либо детали и элементы для такого форсирования.

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами,  после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади».

На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Теперь давайте разберемся, посредством чего в процессе чип-тюнинга удается изменить крутящий момент и мощность мотора, а также наносит ли это вред двигателю автомобиля. Прежде всего, штатная заводская программа управления ДВС создается с учетом массы ТС, передаточных чисел трансмиссии, в зависимости от типа ДВС (бензин, дизель), а также с учетом целевого назначения автомашины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

При этом не стоит забывать, что нарушается детонационная стойкость, которая была заложена производителем мотора. Если просто, повышаются риски разрушения двигателя детонацией. По этой причине после чип-тюнинга агрегат становится более требовательным к качеству топлива, необходимо использовать горючее с большим октановым числом.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Также во время чип-тюнинга производятся доработки топливных карт, меняются и другие настройки. Затем машина дополнительно настраивается в режиме «онлайн», то есть настройщик корректирует прошивку прямо на ходу, подключив ноутбук к системе управления двигателем.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Угол выворота кольца в новых моторах небольшой, но постепенно элементы изнашиваются естественным образом. В результате поршневое кольцо под нагрузками своим краем начинает бить по стенкам цилиндра. Если не вдаваться в подробности, разбиваются кольцевые канавки, сильно изнашиваются стенки цилиндра.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Получается так, что хотя увеличение мощности не особенно влияет на силу трения, при этом происходит увеличение давления на стенки подшипников скольжения и других элементов. В результате растут ударные нагрузки, процессы износа быстро прогрессируют, увеличивается зазоры и т.д.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Еще важно учесть, что увеличенную мощность нужно использовать не постоянно, а только периодически (для обгонов, при необходимости резкого старта и т.д.). Особенно это актуально в случае с турбомоторами, на которых чип-тюнинг дает более заметный прирост.

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.

Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.

Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.

Как правило, солидные тюнинг-ателье обладают необходимыми финансовыми возможностями и закупают программы напрямую у проверенных и известных изготовителей софта. Такое вложение для них вполне оправдано, так как чип-тюнинг в этих организациях поставлен «на поток», подобные компании следят за своей репутацией, а также появляется возможность предоставить клиентам определенные гарантии.

Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.

Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.

К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».

Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.

Чип тюнинг — это оптимизация и улучшение работы двигателя

Современные автопроизводители создают программу управления двигателем на основе усредненных показателей, что позволяет значительно экономить при запуске в производство новых моделей. Им приходится выбирать между производительностью и соответствием жестким экологическим нормам.

Итоговый баланс часто происходит не в пользу конечного потребителя. Автомобиль имеет красивые цифры мощности и крутящего момента на бумаге, но «не едет» в реальности, в первую очередь из-за искусственных ограничений производительности в угоду экологическим нормативам, таким как Евро-5, Евро-6.

Также необходимо учитывать, что качество топлива в разных странах существенно отличается. К примеру, качество топлива во многих странах Африки, Латинской Америки, Азии существенно хуже, чем в России.

А программа управления электронным блоком двигателя часто устанавливается общая для моделей автомобилей, продаваемых на этих рынках.

Большое влияние оказывают и маркетологи, которые в зависимости от целевой аудитории или стоимости комплектации конкретной модели, могут решать — насколько стоит искусственно занизить мощность мотора, в угоду особенностям налогового обложения автотранспорта, либо позиционирования данной модели, чтобы она четко попадала в нужную нишу по стоимости.

Ярким примером подобной политики в отношении потребителей является популярный Ford Focus 3 с его стандартным двигателем объемом 1.

6 литра, который в зависимости от стоимости комплектации и версии заводской прошивки развивает 85, 105 или 125 лошадиных сил.

А благодаря чип-тюнингу от «Паулюс» владельцы первых двух версий получают мотор, который после чип-тюнинга выдает 122 лошадиные силы, без потери дилерской гарантии и без ухудшения ресурса силового агрегата. Интересный момент, так ведь?

Современные экологические нормы порой начинают противоречить теории работы двигателя внутреннего сгорания. Всё чаще производителям приходится искусственно снижать крутящий момент и мощность мотора.

Нередки случаи, когда на заводе массово устанавливаются прошивки, которые содержат различные дефекты и ошибки. По-хорошему дилеры обязаны проводить отзывные компании, но на практике не всегда они этого делают.

В тюнинговых прошивках от профессиональных разработчиков все заводские ошибки устранены.

При чип-тюнинге увеличение мощности происходит благодаря оптимизации углов опережения зажигания и максимально оптимизированного состава смеси.

Также улучшается множество других важных параметров, меняется алгоритм работы электронной педали газа.

Лидеры в сфере калибровки моторов используют дорогостоящие эффективные редакторы прошивок, которые позволяют тонко и очень качественно настроить каждый параметр работы двигателя.

При создании тюнинговой прошивки контролируются и другие важные параметры — мониторинг детонации, температура двигателя и выхлопных газов.

Особое внимание уделяется доработке режимов малого, и полного газа (когда вы нажимаете на педаль частично или полностью), переходных режимов между малой и большой нагрузкой.

Оптимизация всех ключевых режимов не только позволяет получить увеличение мощности, но и делает езду более комфортной, благодаря отсутствию задержек, рывков при старте или переключении скоростей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *