Автомобильные предохранители. Виды. Справочный материал. |
Половина неисправностей электрооборудования автомобилей связана с предохранителями. Их количество в машине может быть больше ста. Водитель должен знать виды автомобильных предохранителей, их назначение, способы проверки работоспособности, методы замены и определения номинала. Защита электрической проводки автомобиля от перегрузок и коротких замыканий важна не меньше, чем защита бытовых сетей в домах и квартирах. Для питания различных потребителей в автомобиле применяется низкое напряжение величиной от 12 до 24 вольт, но при коротком замыкании в электропроводке возникают большие токи. ![]() Классификация и устройствоСуществует несколько видов автомобильных предохранителей, в зависимости от марки автомобиля, его года выпуска и защищаемой цепи. Цилиндрические автомобильные предохранители Владельцы отечественных автомобилей времен Советского Союза хорошо помнят такие автомобильные предохранители. Сначала их изготавливали одного цвета, затем для удобства пользования их стали маркировать разными цветами, в зависимости от номинального тока. Ножевые автомобильные предохранители Такие вставки имеют несколько преимуществ, по сравнению с цилиндрическими моделями. При установке ножевых вставок вы защищены от ожогов, так как при этом беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Удобство разных цветов корпуса состоит в том, что номинал предохранителя можно определить по цвету. Кроме этого значение номинала обозначено цифрами. Ножевые автомобильные предохранители делятся также по размерам и форме корпуса:
Термические автомобильные предохранители Такие вставки обычно включают в себя электромагнитную и тепловую защиту. По конструкции он аналогичен автоматическому выключателю в бытовой сети. При перегрузке или коротком замыкании срабатывает электромагнитная или тепловая защита. Ленточные автомобильные предохранителиДля силовых цепей повышенной мощности в автомобиле применяют ленточные предохранители. Они используются для повышения надежности контактного соединения, выполняются в виде металлической пластины, и зажимаются винтами.
Это интересная конструкция автомобильной вставки. Недостатком является неудобная замена, так как необходимо откручивать крепежный винт. А к достоинству можно отнести то, что нет гаек, а винт всего один, в отличие от ленточных вставок, у которых два винта. Порог срабатыванияПравильный подбор предохранителя состоит в определении величины сопротивления его легкоплавкого элемента. Расплавление происходит из-за теплового воздействия электрического тока, в результате цепь обесточивается. Номинальная величина тока вставки определяется по формуле:Iном = Pмакс / U, где:
Особенности замены
Причины выхода из строя
Проверка исправностиСуществует три метода, применяя которые можно проверить автомобильные предохранители
Источник: electrosam.ru. |
Инструкция: Как проверить предохранитель в машине мультиметром и без приборов?
Электроника в автомобиле с каждым годом становится все сложнее, и электрические цепи включают в себя все больше элементов. Практически все они связаны друг с другом тем или иным образом, и выход из строя одного из элементов может привести к поломке других. Чтобы этого избежать, в автомобиле начали устанавливаться предохранители, задачей которых является защита электрических цепей от короткого замыкания. Разрушаясь, предохранители разрывают цепь, тем самым отключая ток и защищая устройства, состоящие в ней.
Автомобильные предохранители и их классификация
На автомобиле предохранители, в большинстве своем, располагаются в блоках. Чаще всего на машине два или больше блока предохранителей. Один из них находится под капотом или в районе багажного отделения.
Он называется основным и включает в себя наибольшее количество предохранителей. Другой блок располагается под передней панелью в салоне, но у всех автомобилей в разных местах.
Также предохранители могут отдельно располагаться по всей машине – по 1, 2 или 3 штуки.
Автомобильные предохранители классифицируются по двум параметрам – размер и номинальный ток срабатывания.
Выбирая автомобильный предохранитель, следует обратить внимание на размер:
- Большой (maxi);
- Средний (medium);
- Маленький (mini).
Помимо размера, при покупке предохранителя следует знать его номинальный ток. Чаще всего в автомобилях устанавливаются элементы, которые обладают номинальным током от 5 до 30 А. Проще всего определить ток предохранителя по его цвету, и ниже представлена таблица, в которой указано, как между собой связан цвет и номинальный ток предохранителя.
Как проверить предохранитель в машине
Если произошла перегрузка цепи в автомобиле, один или несколько предохранителей прерывают цепь и выходят из строя. Однако если электрический прибор перестал работать, далеко не факт, что проблема в предохранителе. В таком случае верным решением будет диагностика элемента в блоке предохранителей, который отвечает за конкретный электрический прибор.
Определить какой именно предохранитель вышел из строя легко с помощью инструкции к автомобилю. В ней имеется «карта», в которой отображено, на каких местах установлены в блоке предохранителей элементы, отвечающие за тот или иной электрический прибор.
По этой карте определяется местоположение предохранителя, из-за которого могла быть обесточена цепь электрического прибора, и далее необходимо провести его диагностику.
В современных автомобилях карта располагается непосредственно на крышке блока предохранителей.
Визуальный осмотр предохранителя
Считается, что самый верный способ проверить предохранитель – это визуально его осмотреть на наличие обрыва. Для этого предохранитель вытаскивается из блока, а после просматривается на свет. Если проволока внутри разорвана или на нем имеются обгорелые следы, значит, обрыв цепи произошел из-за предохранителя.
Данный способ применим для стеклянных или прозрачных пластмассовых предохранителей, коих большинство. При этом метод имеет существенный минус – он основывается исключительно на проверке человеком и не имеет подтверждения прибором. Визуальный осмотр иногда оказывается ошибочным, и лучше пользоваться тестером для определения целостности предохранителя.
Как проверить предохранитель мультиметром
Для проверки элемента цепи используется распространенный прибор – мультиметр, он же тестер. Прибор является незаменимым для автолюбителя, и он позволяет проверить предохранитель машины двумя способами.
Рекомендуем прочитать: Способы проверки катушки зажигания мультиметром на основные неисправности Как проверить уровень заряда аккумулятора на автомобиле с помощью мультиметра
Проверка по напряжению
Чтобы диагностировать неисправность предохранителя в автомобильной цепи, необходимо:
Взять мультиметр и настроить его в режим измерения напряжения;
- Далее включить цепь автомобиля, с которой наблюдаются проблемы, – свет, печка, обогреватель зеркал или другую;
- После этого проверить напряжение на одном выводе предохранителя, отвечающего за эту цепь, а затем на другом выводе;
- Если напряжение отсутствует на одном из выводов, значит, предохранитель перегорел и потребуется его замена.
Данный способ хорош своей простотой, и буквально за несколько секунд он позволяет определить имеется проблема в предохранителе или другом элементе, подключенном в цепь.
Однако у него имеется и минус, подобным методом будет трудно измерить напряжение предохранителя в некоторых цепях, к примеру, дверного замка или звукового сигнала.
Проще это сделать с помощью второго способа, описанного ниже.
Проверка по сопротивлению
Диагностировать неисправность предохранителя можно по сопротивлению. Для этого требуется снять элемент с машины и переключить мультиметр в режим измерения электрического сопротивления (Ом). После этого выводы тестера подводятся к выводам предохранителя, и если на экране отображается нулевое электрическое сопротивление, значит, элемент неисправен и требуется его заменить.
Считается, что вышедший из строя предохранитель можно заменить проволокой, которая сможет восстановить электрическую цепь. Это действительно так, но данный метод «ремонта» крайне нежелателен.
Устанавливая проволоку на место предохранителя, автомобилист не решает проблему, а только ее усложняет.
В экстренных случаях это допустимо, но при долгой «поездке на проволоке», начнет плавиться электропроводка автомобиля, что может вылиться в дорогостоящий ремонт.
(391
Как проверить предохранитель
Электрический плавкий предохранитель — это радиокомпонент, выполняющий защитную функцию. Предохранитель защищает электрическую цепь и её элементы от перегрева и возгорания при протекании сверх допустимой силы тока.
Каждый плавкий предохранитель имеет внутри себя проводок определенного диаметра. Через этот проводок течет электрический ток по всей цепи. Если каким-то образом в цепи возникает большая сила тока, то этот проводок просто-напросто сгорает. Чем тоньше провод, тем на меньшую силу тока рассчитан предохранитель.
Как проверить предохранитель мультиметром
Итак, вот наш пациент. Первым делом, мы можем уже визуально увидеть, что тонкий проводок предохранителя целый. Но в некоторых случаях это все равно ни о чем не говорит, так как проводок может сгореть прямо у самого края предохранителя.
- Для точного определения работоспособности предохранителя, мы будем использовать мультиметр. Ставим его крутилку на значок прозвонки
- и прикладываем щупы к предохранителю
В результате мультиметр выдает нам сопротивление 0 Ом и звуковой сигнал “пиииииииип”. Это означает, что предохранитель целый.
Сгоревший предохранитель покажет нам на мультиметре единичку
Сопротивление бесконечно большое, никакого звукового сигнала типа “пиииииииииииииип” мы не слышим. Предохранитель в обрыве. Его можно выбрасывать в мусорную корзину.
Как проверить предохранитель с помощью батарейки и лампочки
Если у вас нет мультиметра, то этот способ будет более предпочтительней. Для этого нам понадобится батарейка и маломощная лампочка накаливания. Батарейка и лампочка должны подходить к друг другу. Если у вас батарейка на 1,5 Вольта, то и лампочка тоже должна быть на 1,5 Вольта. Смотрим рисунки:
В первом случае у нас предохранитель в обрыве, следовательно, лампочка не горит. Во втором случае предохранитель оказался целым. В этом случае лампочка уже будет гореть.
Как проверить предохранитель с помощью батарейки и языка
Если у вас нет лампочки, то здесь индикатором целостности предохранителя будет служить ваш язык. Для этого достаточно собрать вот такую схему
Если предохранитель целый, то кончик языка будет пощипывать. Если же сгоревший, то вы ничего не почувствуете.
Заключение
Некоторые умельцы восстанавливают предохранители припаяв новый провод. Но… это чревато конечно же последствиями. Провод может быть и толще, и тоньше, и может выгореть в самый неподходящий момент или наоборот, когда вся аппаратура, защищаемая предохранителем, будет уже гореть ярким пламенем.
Поэтому, в таких ситуациях проще купить сразу готовый набор предохранителей и не заниматься самодеятельностью. Я находил на Алиэкспрессе вот такой неплохой набор
Проверка предохранителей автомобиля
Современные модели автомобилей отличаются от своих старших «братьев» значительно возросшим уровнем сервиса, их возможности еще несколько лет тому назад было сложно себе представить.
Достигается это за счет многих составляющих, немаловажное место среди них занимает присутствие большого количества специальных электрических приборов, электродвигателей, нагревателей и т. д.
Все эти элементы довольно дорого стоят, для увеличения времени эксплуатации и защиты от коротких замыканий в автомобиле устанавливают предохранители. Из-за их большого количества для новичков значительно усложняется проверка предохранителей автомобилей.
Блок предохранителей автомобиля
Когда следует проверять предохранители
Большинство автолюбителей начинает вспоминать о наличии предохранителей при сбое в работе любого потребителя электрического тока – от фар или габаритов и до электрических двигателей.
Перед тем как проверить предохранитель тестером, следует убедиться в надежности контактов электрической проводки или самых приборов.
К примеру, может просто перегореть лампочки, ее замена не требует использования тестера и проверки предохранителей.
Плавкие предохранители с прозрачным корпусом
В зависимости от марки автомобиля меняется количество предохранителей и возможные места их расположения. Как правило, существует несколько блоков расположения предохранителей, они размещаются под приборной панелью, капотом и в багажнике. Некоторые потребители тока могут иметь собственные предохранители.
На многих крышках блоков есть принципиальные схемы назначения каждого предохранителя и его технические параметры. Но по таким схемам бывает сложно разобраться, новичкам лучше более подробно изучить назначение каждого предохранителя по инструкции пользования автомобилем.
Эти знания намного ускорят поиск неисправных, проверить придется только те, которые могут стать причиной отказа функционирования электрических приборов различного назначения.
Места присодинения контактов приборов
Алгоритм проверки предохранителей
Современные предохранители имеют прозрачный корпус, для их проверки в большинстве случаев нет надобности использовать приборы. Достаточно визуально осмотреть состояние плавкого элемента и будет ясно, исправен он или перегорел.
Проверка предохранителей автомобиля приборами выполняется только в тех случаях, когда материал корпуса или конструкционные особенности не позволяют определить исправность «на глаз», придется пользоваться тестером или индикатором.
Индикатор проверки целостности электрической цепи
- Вынуть предохранитель из гнезда и, при необходимости, немного почистить его контакты.
- Перед тем как проверить предохранитель тестером нужно изучить инструкцию пользования. Согласно инструкции прибора присоединить оба контакта предохранителя. Во время работы с тестером прибор нужно устанавливать на проверку сопротивления. Если предохранитель исправен – прибор покажет короткое замыкание. В случае использования индикатора при исправном предохранителе загорится лампочка.
- Неисправный предохранитель нужно заменить новым. Обязательное условие – технические характеристики нового должны отвечать рекомендованным параметрам.
Тестер для проверки электрообрудования
Если работоспособность прибора не восстановилась, нужно искать другие причины выхода из строя. Это может быть обрыв цепи или поломки самого прибора.
Дальнейшие устранения неисправностей намного сложнее, выполнять их лучше на специализированных станциях технического обслуживания.
Неквалифицированное вмешательство в систему электрооборудования автомобиля может стать причиной очень неприятных последствий.
Предохранители в автомобиле: функции, виды, как проверить и когда менять?
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильным предохранителем, какими особенностями и строением обладают элементы системы электрооборудования того или иного транспортного средства, а также, какие разновидности устройств существуют. Кроме того, расскажем про то, каков принцип работы машинных предохранителей, по каким причинам зачастую выходят из строя эти элементы и можно ли эксплуатировать автомобиль без компонентов электрической сети. В заключении поговорим о том, как правильно определять, какой элемент электрической сети автомобиля вышел из строя и можно ли вместо перегоревшего предохранителя, устанавливать элемент с большей мощностью.
Достаточно часто от многих начинающих водителей можно слышать распространенный вопрос: «Для чего нужны предохранители в автомобиле, как они функционируют и почему перегорают?».
Дело в том, что предохранители в любой машине, нужны для защиты узлов электрооборудования, на примере обогревателей, магнитолы, кондиционера и прочих компонентов от поломок.
Благодаря тугоплавким и твердотельным автомобильным предохранителям, которых в транспортном средстве может насчитываться около нескольких десятков, во время колебаний напряжения или замыканий в электрической цепи, они берут на себя весь удар нагрузок, чтобы спасти основные узлы машины. Вот поэтому они и перегорают, жертвуя собой.
Итак, что же из себя представляет предохранитель или предохранительный элемент транспортного средства? Предохранителем называется расходная деталь, которая имеет специальное строение с устройством, основным назначением, которой является защита электрической сети и приборов с узлами автомобиля от замыканий, неисправностей, высокой нагрузки, а также выхода их из строя. Таким образом, предохранители выполняют задачи, по защите электроприборов машины от сильных перегрузок. Справочно заметим, что частое перегорание одних и тех же предохранителей, может свидетельствовать о том, что в автомобильной электрической цепи имеются проблемы, связанные с коротким замыканием или неисправностью того или иного узла. В этом случае, необходимо производить тщательную диагностику электрооборудования автомобиля, как говорят авто электрики, нужно «прозвонить» устройства, чтобы обнаружить проблемное место, потому что не редки случаи возгорания машин из-за вовремя не выявленных неисправностей.
1. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИП РАБОТЫ АВТО ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ
Сам по себе автомобильный предохранитель представляет из себя очень простую деталь, которая довольно компактная по своим размерам, что намного упрощает ее использование в транспортных средствах.
Как правило, типовой предохранитель состоит из таких элементов, как корпус (зачастую сделан из пластика или керамики); контактной группы (представляет из себя 2 ножки или контакта, которые напрямую подключаются в сеть автомобиля); рабочего компонента (выглядит в виде тонкой нити или части металлической пластины, которая первой разрушается при сильных колебаниях в электрической цепи, как правило, компонент просто перегорает или испаряется).
Если вспомнить отечественные автомобили марки «Жигули», то в них по сравнению с современными машинами применялись предохранители цилиндрической формы, конструкция которых состояла из металлической пластины или полоски.
Данная пластина, как правило, была из алюминия, а корпус самого предохранителя был сделан из керамики. Сегодня же таких элементов автомобильной электрической цепи мы уже не встретим. Современные устройства идут с плоским строением, двумя металлическими ножками и все это располагается в пластиковом корпусе.
Рабочая же поверхность предохранителя является тонкой и делается из тугоплавкого провода.
Каков принцип действия автомобильных предохранителей? Сразу отметим, что такие защитные элементы, как предохранители, на сегодняшний день устанавливаются на все транспортные средства и оберегают от поломок, связанных с перепадами напряжения все электрические приборы, имеющиеся в машине. Главными отличительными особенностями данных деталей друг от друга является их разное рабочее напряжение и сила тока, с которыми они функционируют. Как мы уже знаем, предохранители устанавливаются в электрическую сеть, так сказать в разрыв цепи, то есть через этот элемент проходят токи.
Предохранители еще можно назвать своеобразными выключателями в сети. Однако такой компонент может функционировать только в том случае, если на него подается ток с определенной номинальной величиной.
Что это означает? А это значит то, что предохранитель рассчитанный на 5 Ампер, сможет оптимально проводить через себя токи в 2, 4 и 5 Ампер, но как только на него пойдет превышение тока, например, 10 Ампер и выше, то нить, расположенная в корпусе детали — перегорит, что позволит тем самым уберечь проводку с электрооборудованием от повреждений.
Таким образом, как видим предохранители не просто так устанавливаются автопроизводителями на транспортные средства.
Благодаря этим элементам электрической цепи автомобиля, происходит защита проводки машины, с целью предотвращения их оплавления от высоких токовых нагрузок. Такая защита напрямую влияет на сохранность автомобиля от возгорания.
Дело в том, что в процессе разрушения проводов и их дальнейшего оплавления, происходит открытое возгорание элементов автомобиля.
Предохранители — это своего рода противопожарная сигнализация, находящаяся в автомобиле. Вот потому то и устанавливают их производители на все машины, причем каждому электроприбору соответствует свой индивидуальный предохранитель.
2. МОЖНО ЛИ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ? ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ
Очень часто можно слышать вопрос от некоторых автовладельцев: «Можно ли убрать предохранители из электрической цепи машины?».
Как говорится убрать то можно почти любую деталь в автомобиле, которая не мешает его движению, однако стоит понимать, что предохранители похожи, чем-то на сетевой фильтр, который уберегает нашу домашнюю технику от резких скачков напряжения, а также короткого замыкания.
В том случае, если мы возьмем и воткнем вилку того же компьютера напрямую в розетку, то он конечно же будет работать, но если вдруг на подстанции произойдут скачки напряжения, то наше устройство может просто сгореть, то есть выйти из строя.
Точно также, как и с компьютером, если мы уберем предохранители из электрической цепи автомобиля, то в случае превышения номинального показателя напряжения, будет происходить нагрев, а затем перегорание других элементов сети, например, проводки и электроприборов.
Как правило, довольно часто такие действия водителя приводят к возгоранию автомобиля. Сам по себе процесс возгорания в машине происходит благодаря раскаленным проводам, на которых загорается обмотка, вот она то и является главной опасностью, а также виновником пожара.
Как мы знаем машина сгорает буквально за пару минут, благодаря быстро воспламеняющимся материалам, из которых она изготовлена. Таким образом, крайне не рекомендуется убирать предохранители из цепи. Поэтому если перегорел старый элемент, то желательно сразу установить на его место такой же новый.
А проверить перегорел ли предохранитель можно по нитям, которые будут потемневшими или оборванными.
Почему же перегорают автомобильные предохранители? Как мы говорили ранее основными причинами выхода из строя данных элементов электрической цепи транспортного средства является короткое замыкание, повышение силы тока в сети, а также, если в машине используется электроприбор, который не рассчитан на определенное номинальное напряжение. Эти причины являются основными, то есть по статистике чаще всего из-за этих моментов и «вылетают» предохранители, которые можно, в какой-то степени сравнить с пробками в квартире или доме.
Справочно заметим, что наиболее часто из строя выходит предохранитель прикуривателя, так как именно в него мы чаще всего включаем различные автомобильные гаджеты, на примере видеорегистраторов, навигаторов, антирадаров, обогревателей и прочей техники. Особенно ухудшают ситуацию в плане перегорания защитных элементов разные разветвители прикуривателя, которые многократно увеличивают нагрузку на электрическую цепь автомобиля.
В заключении отметим, что на не менее популярный вопрос автолюбителей: «Можно ли поставить предохранитель большей мощности», специалисты по ремонту автомобилей отвечают однозначно — нет.
Делать это крайне не рекомендуется, так как, если у нас стоит предохранитель, рассчитанный на 5 Ампер, а мы установим на 10 Ампер, то с вероятностью в 99 процентов у нас раньше начнет плавиться проводка, чем защитный элемент.
Что касается установки предохранителей меньшей мощности, то это делать допускается, но считается не практичным вариантом, так как защитный элемент будет часто перегорать. Вот поэтому, не стоит экспериментировать, если перегорел предохранитель на 10 Ампер, то меняем его на такой же, то есть не больше и не меньше по мощности.
Как проверить предохранитель в машине?
С каждым годом, с каждым новым выпущенным автомобилем электроника, наполняющая его, становится всё сложнее и витиеватее. Электрические цепи пополняются всё большим и большим количеством элементов, которые так или иначе связаны один с другим. Столь плотное взаимодействие нередко приводит к тому, что поломка одного элемента тянет за собой и все остальные составляющие системы в машине.
Во избежание столь неприятных последствий всё большее и большее количество автомобилей начали оборудовать предохранителями. Принцип работы такого устройства довольно прост: всякий раз при возникновении короткого замыкания в цепи предохранитель отключает подачу тока, обеспечивая тем самым защиту всем прочим элементам, находящимся в системе.
Виды и классификация автомобильных предохранителей
Чаще всего предохранители располагаются в виде блоков. На каждое авто приходится не менее двух таких предохранительных объединений. Один из них неизменно располагается под капотом или же в багажном отсеке. Именно этот узел является основным, а потому состоит из наибольшего числа элементов.
Второй же блок принято прятать в салоне под переднюю панель. Тем не менее такой порядок расположения отнюдь не является обязательным, а потому в разных транспортных средствах он может варьироваться.
Кроме того, имеют место случаи, когда по всей машине располагаются единичные предохранители, не связанные в группы.
Существует общепринятая классификация предохранителей, в основе которой лежит размер элемента и его рабочий ток. Так, при выборе соответствующего токового блокиратора стоит обращать внимание на наличие трёх категорий размеров:
- большие (maxi);
- средние (medium);
- маленькие (mini).
Немаловажным критерием выбора при покупке элемента является значение номинального тока. Как правило, для установки в автомобиль выбирают модели, обладающие силой тока от 5 до 30 А. Для удобства распознавания все составляющие цепи окрашивают в определённый цвет, соответствующий его номинальному току:
- серый — 2 А;
- розовый — 4 А;
- оранжевый — 5 А;
- коричневый — 7,5 А;
- красный — 10 А;
- голубой — 15 А;
- жёлтый — 20 А;
- белый — 25 А;
- зелёный — 30 А.
Как проверить состояние предохранителей своими руками?
В случае возникновения перегрузки цепи те предохранители, что прерывают эту цепь, выходят из строя. Разумеется, неполадки в работе электрических девайсов далеко не всегда возникают по причине поломки предохранителей, а потому наивернейшим решением будет проведение диагностики элементов блока, отвечающего за вышедший из строя прибор.
Определение предохранителя, пришедшего в негодность, — мероприятие довольно простое и незатейливое, особенно если под рукой у вас имеется инструкция.
При её наличии вы сможете обратиться за помощью к «карте», отображающей, где именно в блоках расположены предохранители, отвечающие за работоспособность конкретного электрического прибора.
По этой же карте вы определяете местоположение предполагаемо сгоревшего элемента, по вине которого произошло обесточивание цепи прибора, а затем проверяете его работоспособность.
Визуальная диагностика
Общепризнанно, что самый надёжный способ, позволяющий проверить состояние предохранителя, — это визуальный осмотр и поиск обрывов.
Для этого необходимо достать элемент из узла и детально просмотреть его на свету.
Если вы видите, что проволока, находящаяся у него внутри, разорвана или же на детали есть следы горения, значит, причиной обрыва всей цепи был именно сломавшийся предохранитель.
Подобная диагностика хороша для прозрачных элементов из стекла или пластмассы.
Единственным недостатком метода можно считать то, что проверять состояние устройства необходимо, полагаясь исключительно на человеческое знание дела и опыт.
Именно поэтому нередкими являются случаи, в которых визуальный осмотр имел ошибочные выводы, а потому надёжнее использовать для тестирования состояния предохранителей мультиметры.
Диагностика состояния прибора при помощи мультиметра
Отличным способом тестирования работоспособности элементов цепи можно считать использование мультиметра. Этот прибор просто незаменим и обязан поселиться в багажнике каждого автомобилиста. Для того чтобы с его помощью проверить состояние предохранителя в цепи, потребуется выполнить действия:
- Переведите мультиметр в режим измерения напряжения.
- Включите проблемную цепь и ту, которая работает нормально.
- Сначала проверьте состояние напряжения на первом выводе, а потом на втором.
- При отсутствии напряжения на одном из выводов можно смело делать вывод о том, что предохранитель перегорел и требуется его замена.
Такой метод диагностики хорош своей доступностью и простотой. Проверить состояние цепи авто вы сможете в считаные секунды. Единственным недостатком методики можно считать измерение напряжения предохранителей в отдельных цепях, например, в тех, что относятся к дверному замку или звуковому сигналу. Для таких проверок потребуется проведение проверок сопротивления.
Как провести диагностику по сопротивлению?
Чтобы диагностировать поломку предохранителя по сопротивлению, необходимо демонтировать элемент и перевести мультиметр в режим измерения сопротивления. После этого нужно соединить выводы тестера и предохранителя. Если экран прибора покажет нулевое значение, значит, необходимо заменить износившийся элемент.
В случаях, когда под рукой отсутствует запасной предохранитель, «подлатать» цепь можно при помощи обычной проволоки. Однако имейте в виду, что такой вариант ремонта допустим лишь в крайних случаях и нужно максимально быстро привести блок в порядок, вмонтировав на место сломанного элемента новый рабочий. В противном случае вы рискуете не просто не решить проблему, но ещё и усугубить её.
Какой предохранитель лучший? Экспертиза ЗР
13 февраля 2018 года
Ценная деталь сгорает первой, спасая плавкий предохранитель.
Из законов Мёрфи
В каком случае плохой предохранитель может причинить максимальный вред? Если перегорит ни с того ни с сего? Да ничего подобного — максимальный вред проявится в том случае, если предохранитель откажется перегорать в критический момент! Причем заранее вычислить вредителя практически невозможно: внешне он выглядит пристойно. Да и кому придет в голову, что в наборе с предохранителями от 5 до 30 А производитель использовал одни и те же плавкие вставки, выдерживающие запредельный ток?
Чтобы обнаружить таких вредителей еще до установки на машину, мы приобрели практически всё, что попалось на глаза. В итоге набралось шесть наборчиков типоразмера Mini и еще шесть — типоразмера АТО. Такие предохранители сегодня устанавливают на большинство современных автомобилей. Разброс цен — от 40 до 100 рублей.
Даже мини-предохранители надо проверять не «на коленке», а в оснащенной лаборатории.Даже мини-предохранители надо проверять не «на коленке», а в оснащенной лаборатории. | Измеряем падение напряжения. Все предохранители уложились в положенные значения.Измеряем падение напряжения. Все предохранители уложились в положенные значения. | Проверяем двадцатиамперники. Сейчас настроим оборудование.Проверяем двадцатиамперники. Сейчас настроим оборудование. |
Что проверяем?
Из каждого набора мы отобрали для испытаний наиболее востребованные предохранители — рассчитанные на предельный ток 10 и 20 А. Согласно ИСО 8820–1:2014 к проверяемым изделиям предъявляются два основных требования.
Во‑первых, предохранитель не должен мешать защищаемому оборудованию нормально работать — для этого нужно, чтобы падение напряжения на нем не выходило за установленные рамки. Физический смысл этого параметра ясен из следующего примера.
Если вместо предохранителя включить в цепь, скажем, мощную лампу, то и она будет исправно выполнять защитные функции, однако защищаемому прибору элементарно не хватит энергии — всё электричество съест лампочка.
Упомянутый параметр очень важен, и у всех протестированных предохранителей его значения оказались в пределах допуска.
Эти предохранители возомнили себя лампочкой: плавкая вставка раскалена до предела, но перегорать не желает.Эти предохранители возомнили себя лампочкой: плавкая вставка раскалена до предела, но перегорать не желает.
Во‑вторых, предохранитель должен вовремя перегорать, если протекающий через него ток превышает расчетный. Проверка при токе, превышающем номинал на 35%, сразу же выявила основных вредителей — ими оказались наборы Breckner и Bright Nova. Эти изделия во всех случаях отказались перегорать.
Конкретные результаты каждого из проверенных предохранителей приведены в нашей фотогалерее. Отметим, что европейские изделия, в том числе российские, отработали без замечаний, в то время как часть восточных предохранителей забастовала. Как обычно, уточняем, что полученные результаты относятся к конкретной выборке и не могут быть распространены на всю продукцию того или иного производителя.
Некоторые современные предохранители снабжены встроенным световым индикатором. В исходном состоянии они закорочены плавкой вставкой, и, если та перегорает, свечение сразу же подсказывает, какой именно предохранитель нуждается в замене.Некоторые современные предохранители снабжены встроенным световым индикатором. В исходном состоянии они закорочены плавкой вставкой, и, если та перегорает, свечение сразу же подсказывает, какой именно предохранитель нуждается в замене.
Что касается номинации «Выбор ЗР», отдаем свои голоса предохранителям псковского АО «АВАР». Цена низкая, претензий к качеству нет. Заметим, что и раньше предохранители этого предприятия не проваливались в наших экспертизах. Приятно лишний раз поддержать добросовестного отечественного производителя.
Всем удачи на дороге! И пусть никакие плавкие вставки не портят нам настроение!
Основные требования к предохранителям АТО и Mini
Падение напряжения, мВ | Допустимое время перегорания*, с | |
АТО, 10 А | ≤ 150 | 0,7–600 |
АТО, 20 А | ≤ 130 | |
Mini, 10 A | ≤ 140 | |
Mini, 20 A | ≤ 125 |
*При токе, в 1,35 раза превышающем номинальный.
АVАR, РоссияПримерная цена 40 руб.При подаче тока, превышающего расчетный на 35%, предохранитель на 10 А сгорел через 3,4 секунды, двадцатиамперник — через пять секунд. Отечественный производитель подтвердил свой класс. Замечаний нет. | Breckner, КитайПримерная цена 50 руб.Эти предохранители отказались перегорать. Притом через 110 секунд после начала испытаний корпус 20-амперного изделия пустил дым и начал плавиться. Вердикт: не годится! | АVАR, РоссияПримерная цена 45 руб.Десятиамперник сгорел через 6,8 секунды, двадцатиамперник — через 29 секунд. Претензий к «псковитянам» нет. |
Alca, ГерманияПримерная цена 100 руб.Время перегорания предохранителя, рассчитанного на 10 А, — 41 секунда, 20-амперного — 6 секунд. Замечаний нет. | Bright Nova, КитайПримерная цена 65 руб.Эти предохранители не боятся никаких токовых перегрузок: перегорать не хотят. Плавкая вставка светится, подобно тусклой лампочке. В машине таким не место. | MTA, ИталияПримерная цена 100 руб.О хороших изделиях и сказать, в общем-то, нечего. Десятиамперник сгорел через 211 секунд, а 20-амперный предохранитель — через 26 секунд. Замечаний к «итальянцам» нет. |
Breckner, КитайПримерная цена 40 руб.Не горят! Светятся, пытаются расплавить корпус, но не перегорают. На машину ставить не рекомендуем. | Bright Nova, КитайПримерная цена 45 руб.Оба изделия отказались перегорать в отведенное регламентом время. При этом 20-амперный предохранитель в итоге развалился «на атомы», но так и не сгорел. Незачет. | Nord Yada, КитайПримерная цена 50 руб.Не все восточные изделия априори негодные. К примеру, эти «китайцы» знают свое дело: один сгорел через 2,8 секунды, второй — через 7,7 секунды. Замечаний нет. |
Tesla, ЧехияПримерная цена 50 руб.Громкое имя оказалось к месту. В интервале от 11,6 до 26,0 секунды сгорели оба предохранителя, и правильно сделали. Претензий к «чехам» нет. | King Company, КитайПримерная цена 50 руб.К сожалению, вести себя как следует предохранители отказались: все десять минут они тихо-спокойно пропускали повышенный ток. К автомобилю не подпускать! | MTA, ИталияПримерная цена 120 руб.Оба предохранителя сработали в интервале 23–24 секунды после начала испытаний. Ставим зачет. |
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter