Неполадки с дмрв: как распознать?

Неполадки с ДМРВ: как распознать? 

Расходомер воздуха в автомобиле, как и все компоненты в нем, подвержены дефектам. Этот электронный компонент в машине также называют ДМРВ — датчик массового расхода воздуха.

К сожалению, несмотря на современные технологии этот датчик может достаточно быстро выходить из строя, доставляя массу проблем владельцам автомобилей.

Сегодня мы предлагаем узнать о расходомере воздуха в вашем автомобиле, а также о различных признаках неисправности ДМРВ, о причинах его поломки и о стоимости ремонта.

Почему этот датчик называется расходомером воздуха или датчиком массового расхода воздуха?

Дело в том, что этот важный датчик устанавливается, как правило, в систему впуска двигателя и располагается между корпусом воздушного фильтра и дроссельной заслонкой. Причем этим датчиком оснащаются как бензиновые, так и дизельные автомобили.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?С помощью расходомера воздуха электронный блок управления двигателем определяет массу всасываемого двигателем воздуха. На основе данных с датчика электроника регулирует впрыск топлива, которое в необходимом количестве, должно быть смешано с поступающим кислородом. Это позволяет создавать в камере сгорания двигателя оптимальную топливную смесь для идеального сгорания.

К сожалению, датчик массового расхода воздуха часто становится причиной появления ошибок в электронике автомобиля, что в итоге отражается на работе двигателя.

Например, если расходомер воздуха в машине неисправен, то двигатель машины перестает работать в оптимальном режиме.

В результате в большинстве случаев мотор начинает работать в аварийном режиме, а на приборной панели появляется предупреждающий значок «Чек двигателя».

Главный минус датчика массового расхода воздуха, это его стоимость. Например, новый расходомер воздуха может стоить и 3000 рублей и даже 30 000 рублей. Все, конечно, зависит от вашей марки и модели автомобиля и от того какой вы хотите купить датчик — оригинал / неоригинал.

Но чаще всего стоимость ДМРВ в среднем варьируется от 3750 — 12 000 рублей.

Неполадки с ДМРВ: как распознать? 

К сожалению, так как расходомер воздуха является чрезвычайно чувствительным компонентом, то он часто может быстро выходить из строя при неправильной установке. Именно поэтому мы не рекомендуем самостоятельную замену датчика.

  • Кстати, замена расходомера в среднем занимает от 15 до 60 минут.
  • И так как же работает датчик массового расхода воздуха, какие самые частые признаки его неисправности и что делать в случае поломки?
  • 1. Функция расходомера воздуха
  • 2. Современные виды ДМВР
  • 3. Признаки неисправности расходомера воздуха (ДМРВ)
  • 4. Проверка расходомера воздуха
  • 5. Причины дефектов расходомера воздуха
  • 6. Очистка датчика массового расхода воздуха
  • 7. Ремонт и расходы

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Расходомер воздуха (ДМРВ) является относительно небольшой составляющей, имеющей большое значение в правильной работе системы управления двигателем. 

Почти все современные бензиновые и дизельные двигатели в настоящий момент используют расходомер воздуха для расчета оптимального впрыска топлива в камеру сгорания. Расходомер расположен во впускном коллекторе между дросселем и воздушным фильтром. 

Помимо вычислений массы воздуха, датчик определяет температуру и давление всасываемого кислорода. Исходя из полученных значений, блок управления двигателем вычисляет количество необходимого топлива для подачи в двигатель и время зажигания. В дизельных автомобилях расходомер воздуха также влияет на работу системы рециркуляции отработавших газов.

До 1980-х года в автомобилях использовался механический датчик определения потоков воздуха. Но сегодня механический датчик больше не в состоянии справится с современными требованиями современных бензиновых и дизельных моторов. 

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Обычные современные расходомеры воздуха в машине оснащены двумя платиновыми резисторами (нагревательные металлические нити). Первый резистор экранирован от проходящего воздуха, второй — находится непосредственно в воздушном потоке. ДМПВ подключен к электроцепи автомобиля. С помощью электричества в датчике нагреваются оба резистора.

Но температура двух резисторов естественно отличается, поскольку неэкранированный резистор постоянно охлаждается проходящим потоком воздуха. Экранированный же резистор нагревается быстрее и больше. В результате в электронный блок управления двигателем поступает информация о двух разных значениях. На основе разницы значений блок управления двигателем и определяет массу всасываемого воздуха. 

Для того чтобы предотвратить быстрое загрязнение ДМРВ предусмотрена принудительная система очистки. Например, после выключения мотора датчик нагревается. Благодаря этому датчик очищается от загрязнений. 

Также достаточно недавно появился новый вид датчиков ДМРВ. Это новое поколение расходомеров воздуха использует вместо проволоки нагревательную пленку. Это тонкая пленка с тонким керамическим слоем.

Неполадки с ДМРВ: как распознать? 

Новый вид датчиков также подключен к электросети автомобиля. Электричество удерживает датчик на определенной температуре нагрева. Когда воздух охлаждает датчик, то ему приходится снова за счет тока нагреваться до заданной температуры. Соответственно, чем больше потоков воздуха проходит через датчик, тем больше он остывает.

  1. Соответственно тем больше необходимо время чтобы восстановить заданную температуру нагрева ДМПВ.
  2. Именно по требуемому объему нагрева электронный блок управления двигателем и определяет сколько воздуха проходит через датчик и соответственно какое количество топлива оптимально подать в камеру сгорания.
  3. Преимущество этого вида датчиков в том, что они не требуют системы очистки с помощью нагрева на высокой температуре. 

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Датчик массового расхода воздуха не только важен для мощности вашего автомобиля, но и необходим для регулирования минимального уровня загрязняющих веществ в выхлопной системе машины. Если расходомер воздуха неисправен или загрязнен, он не будет давать правильные показания блоку управления двигателем. Итог: оптимальное количество топлива не будет подаваться в камеру сгорания.

В результате может получиться так, что система впрыска топлива будет подавать в камеру сгорания или впускной канал двигателя либо слишком мало, либо слишком много топлива. 

Обычно при неисправности ДМРВ симптомы варьируются от потери мощности, потери плавности хода и нестабильности оборотов двигателя на холостом ходу, до осечек в системе зажигания и неправильного выхлопа. Иногда из-за поломки датчика массового расхода воздуха из выхлопной трубы может идти черный дым.

Однако обращаем ваше внимание, что подобные признаки могут появиться и при других неисправностях автомобиля. Например, похожие симптомы поломки могут быть при неисправности турбокомпрессора или из-за неисправности системы зажигания. Поэтому эти признаки неисправности не могут являться 100% индикаторами выхода из строя датчика расхода воздуха. 

При определенных обстоятельствах, если датчик массового расхода воздуха начинает работать неправильно, двигатель автомобиля обычно переходит в аварийный режим (аварийную программу). При этом, как правило, на приборной панели автомобиля появляется значок «Чек двигателя».

Неполадки с ДМРВ: как распознать? 

Эта программа необходима, чтобы защитить мотор от повреждений и сохранить более-менее чистый выхлоп насколько это возможно. Естественно, при этом происходит уменьшение мощности двигателя. Чтобы владелец машины знал, что мотор перешел в аварийную программу и придуман значок на приборке «Чек двигателя».

Также с появлением «Чек двигателя» в электронной системе автомобиля в памяти записывается код ошибки, с помощью которой при диагностике можно узнать причину включения аварийной программы работы силового агрегата. 

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Так как неисправность датчика массового расхода воздуха приводит к аварийному режиму работы мотора, а также к появлению в памяти компьютера автомобиля ошибки неисправности, самым надежным способом выяснить причину появления значка на приборной панели «Чек двигателя» является электронная диагностика автомобиля.

Во время этой диагностики через специальный разъем специалист подключает оборудование для считывания из системы машины возникших ошибок.  Однако, бывает так, что в памяти компьютера автомобиля нет активных ошибок.

Что делать в этом случае, если все-таки есть признаки неисправности ДМРВ? Естественно, в этом случае необходим визуальный осмотр расходомера воздуха. Правда в большинстве случаев, визуальный осмотр не сможет точно установить неисправность датчика.

В этом случае обычно автомастера предлагают владельцам установить для теста рабочий ДМРВ и проверить как поведет себя машина с новым датчиком. Естественно, если после тестирования выяснится, что признаки неисправности ушли, то старый датчик однозначно работал неправильно.

  Правда этот способ подходит только, если мастер на 99% уверен, что причина плохой работы двигателя является неисправность ДМРВ. Дело в том, что не всегда у автослесаря найдется в запасах рабочий ДМРВ для вашей модели автомобиля.В этом случае вам придется купить новый датчик.

Неполадки с ДМРВ: как распознать? Естественно, в случае если неисправность не была связана с датчиком, вы просто выкинете лишние деньги. Причем немалые, поскольку ДМРВ стоят очень дорого.  Самым же простым тестом для проверки работоспособности датчика массового расхода воздуха является простое испытание, которое может сделать любой.Для этого вам необходимо обесточить датчик. Если двигатель после отключения расходомера воздуха стал работать лучше, то, скорее всего, ДМРВ неисправен. Однако этот тест, к сожалению, подходит не для всех автомобилей. 

Расходомер воздуха является износостойким компонентом в машине. Но ничто не вечно в нашем мире. Естественно, чем больше пробег машины, тем больше изнашивается запчастей. Это касается и датчика массового расхода воздуха. Например, по мере увеличения пробега автомобиля с каждым разом ДМРВ посылает блоку управления двигателем все больше неверных значений.

И рано или поздно ДМРВ выйдет из строя. К сожалению, на первых порах вы можете не заметить неправильную работу мотора. Но по мере увеличения износа датчика вы начнете замечать, что автомобиль ведет себя неправильно. Во-первых, первым признаком неисправности ДМРВ является заметное увеличение расхода топлива. 

Но не всегда выход из строя датчика расхода воздуха связан с большим пробегом машины. Иногда расходомер воздуха может выйти из строя очень рано.

Например, если вы часто ездите быстро в сильный дождь, то вода может проходить через воздушный фильтр попадая на датчик массового расхода воздуха.

В итоге, вода может в короткий срок привести к дефекту датчика. Кроме того, датчик может быстро выйти из строя из-за негерметичности системы впуска или из-за несвоевременной замены воздушного фильтра. Дело в том, что если на датчик будет попадать песок и другая грязь из фильтра или с улицы, то он не сможет долго работать исправно. 

Читайте также:  Азот в шинах: стоит ли качать?

В некоторых случаях при неисправности ДМРВ может помочь его очистка. Например, если причина неправильного замера объема поступаемого воздуха в двигатель связана с загрязнением расходомера воздуха. Однако при очистке ДМРВ следует проявлять осторожность, поскольку сенсорные части датчика очень чувствительны к касанию. 

Чтобы очистить датчик массового расхода воздуха применяются специальные автомобильные очистители. Правда для очистки датчик придется снять с машины. После очистки и высыхания датчика он устанавливается назад на автомобиль. В этом случае также проверьте состояние воздушного фильтра. Если он загрязнен, то нужно установить новый фильтр. 

Если в вашей машине вышел из строя датчик массового расхода воздуха, то рекомендуем производить ремонт в автомастерской. К счастью, стоимость работы по замене датчика небольшая, поскольку в большинстве машин ДМРВ легко доступен. В большинстве случае для замены расходомера воздуха необходимо примерно от 15 минут до 1 часа в зависимости от марки и модели автомобиля. 

К сожалению, во многих современных автомобилях для замены ДМРВ необходим специальный инструмент.

Также во многих современных автомобилях после замены датчика расхода воздуха, возможно, придется «прописывать» расходомер в блоке управления двигателем, тем самым информируя электронику о новом датчике.

К сожалению, поэтому не все владельцы автомобилей знакомые с авторемонтом могут самостоятельно поменять ДМРВ в своей машине. 

Стоит ли покупать неоригинальный датчик массового расхода воздуха? К сожалению, стоимость ДМРВ не маленькая. Поэтому многих водителей часто интересует вопрос, можно ли вместо оригинального расходомера приобрести его аналог?

 

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Все зависит от марки и модели вашего автомобиля и конечно от производителя датчиков. Например, на рынке есть автомобили, для которых неоригинальных датчиков вы не найдете. 

Мы не рекомендуем вам покупать неоригинальные датчики, поскольку в таком случае вы рискуете просто выбросить свои деньги, так как по статистике неоригинальные датчики служат недолго. 

Если вы все-таки решили приобрести неоригинальный ДМРВ, то выбирайте только надежных поставщиков среди известных производителей. 

К сожалению, стоимость датчиков массового расхода воздуха немаленькая (особенно в современных новых автомобилях). Так что советуем не экономить, поскольку, потратив немаленькие деньги на неоригинал, вы можете столкнуться с маленьким сроком службы датчика, и в конечном итоге рано или поздно приобретете оригинальный расходомер.

Согласитесь, это неразумно.

Помните, что иногда экономия может выйти боком. Особенно когда речь идет об электронных автомобильных компонентах.

Также хотим отметить, что в некоторых автомобилях датчик массового расхода воздуха встроен в блок управления двигателем. В этом случае стоимость ремонта датчика может обойтись в очень большую сумму.

В этом случае у вас единственный путь сэкономить, это искать компанию, которая занимается ремонтом подобных агрегатов. Обычно такие компании ремонтируют подобные блоки, меняя датчик массового расхода воздуха, встроенного в блок управления двигателем.

Да, ремонт в этом случае будет не дешёв, но тем не менее несопоставим со стоимостью нового блока управления двигателем. 

Как проверить Датчик Массового Расхода Воздуха (ДМРВ) двигателя: 5 проверенных способов

ДМРВ, датчик массового расхода воздуха, другие названия MAF (Mass Air Flow) или МАФ — это фактически расходомер воздуха в системе электронного управления впрыска топлива.

Процентное содержание кислорода в атмосфере достаточно стабильно, поэтому зная массу поступившего на впуск воздуха и теоретическое соотношение между кислородом и бензином в реакции горения (стехиометрический состав), можно определить нужное на данный момент количество бензина, подав соответствующую команду на топливные форсунки.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Датчик не является обязательным для работы двигателя, поэтому при его отказе возможно переключение на обходную программу управления и дальнейшая работа с ухудшением всех характеристик автомобиля для поездки к месту ремонта.

Зачем нужен в машине датчик расхода воздуха (МАФ)

Для обеспечения требований по экологии и экономичности электронной системе управления двигателем (ЭСУД) обязательно надо знать сколько воздуха втянуто в цилиндры поршнями за текущий цикл работы. От этого зависит расчётная величина времени, на которое будет открыта форсунка впрыска бензина в каждый из цилиндров.

Поскольку перепад давления на форсунке и её производительность известны, то это время однозначно связано с массой поступившего на сгорание топлива за один цикл работы двигателя.

Косвенно количество воздуха тоже можно вычислить, зная скорость вращения коленвала, рабочий объём двигателя и степень открытия дроссельной заслонки. Эти данные зашиты в управляющей программе или предоставляются соответствующими датчиками, поэтому двигатель и продолжает работать в большинстве случаев при отказе ДМРВ.

Как установить камеру заднего вида на автомобиль

Но определение массы воздуха на один цикл будет гораздо точнее, если воспользоваться специальным датчиком. Разница в работе сразу заметна, если снять с него электрический разъём. Проявятся все симптомы отказа МАФ и недостатки работы по обходной программе.

Виды и особенности работы ДМРВ

Существует много способов измерения массового расхода воздуха, в автомобиле с разной степенью популярности применяются три из них.

Объёмный

Наиболее простые расходомеры строились по принципу установки в сечении проходящего воздуха измерительной лопасти, на которую поток и оказывал давление. Под его действием лопасть поворачивалась вокруг своей оси, где устанавливался электрический потенциометр.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Оставалось лишь снять с него сигнал и подать его в ЭСУД для оцифровки и использования в расчётах. Устройство настолько же простое, насколько и неудобное в разработке, поскольку получить приемлемую характеристику зависимости сигнала от массового потока довольно затруднительно. К тому же надёжность невысока из-за наличия механически перемещающихся деталей.

Статья по теме: Почему появляется вибрация в салоне автомобиля

Чуть сложнее для понимания устроен расходомер на принципе вихрей Кармана. Используется эффект возникновения циклических завихрений воздуха при проходе его через аэродинамически несовершенное препятствие.

Частота этих проявлений турбуленции почти линейно зависит от скорости потока, если правильно подобрать размеры и форму препятствия для нужного диапазона. А сигнал выдаёт установленный в зоне завихрений датчик воздушного давления.

В настоящее время объёмные датчики уже почти не используются, уступив своё место приборам термоанемометрического типа.

Проволочный

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

  • Работа такого прибора основана на принципе охлаждения разогреваемой фиксированным током платиновой спирали при помещении её в воздушный поток.
  • Если этот ток известен, а он задаётся самим прибором с высокой точностью и стабильностью, то напряжение на спирали будет с идеальной линейностью зависеть от её сопротивления, которое, в свою очередь, определятся температурой нагреваемой проводящей нити.
  • Но она охлаждается набегающим потоком, поэтому можно сказать, что сигнал в виде напряжения пропорционален массе воздуха, проходящей в единицу времени, то есть именно тому параметру, который и требуется измерить.

Это надо знать: Где самое безопасное место в машине для ребенка

Разумеется, основную погрешность будет вносить температура воздуха на впуске, от которой зависит его плотность и способность к теплопередаче. Поэтому в схему вводится термокомпенсирующий резистор, который тем или иным способом из многих, известных в электронике, учитывает поправку на температуру потока.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Проволочные ДМРВ обладают высокой точностью и приемлемой надёжностью, поэтому широко применяются в производимых автомобилях. Хотя по стоимости и сложности этот датчик уступает только самому контроллеру ЭСУД.

Плёночный

У плёночного МАФ отличия от проволочного состоят чисто в конструктивном исполнении, теоретически это всё тот же термоанемометр. Только нагревательные элементы и термокомпенсирующие сопротивления выполнены в виде плёнок на кристалле полупроводника.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Получился интегральный датчик, компактный и более надёжный, хотя сложнее с точки зрения технологии производства. Именно эта сложность и не позволяет обеспечить настолько же высокую точность, которую даёт платиновая проволока.

Это интересно: Как работает гибридный двигатель, плюсы и минусы мотора

Но чрезмерная прецизионность для ДМРВ и не требуется, система всё равно работает с обратной связью по содержанию кислорода в выхлопных газах, нужная коррекция цикловой подачи топлива будет внесена.

Зато в массовом производстве плёночный датчик обойдётся дешевле, а по своему принципу построения он обладает большей надёжностью. Поэтому они постепенно вытесняют проволочные, хотя на самом деле и те и другие проигрывают датчикам абсолютного давления, которые можно применять вместо ДМРВ, изменив методику расчётов.

Признаки неисправности

Влияние неполадок в работе ДМРВ на двигатель сильно зависит от конкретного автомобиля. Некоторые даже невозможно запустить при отказе датчика расхода, хотя большинство просто ухудшает свои характеристики и задирает обороты холостого хода при уходе на байпасную подпрограмму и высвечивании лампочки Check Engine.

В общем случае нарушается смесеобразование. ЭСУД, обманутая неверными показаниями расхода воздуха, выдаёт неадекватное количество топлива, отчего работа двигателя существенно изменяется:

  • обеднение или обогащение смеси ведёт к хаотичным провалам в тяге мотора;
  • холостые обороты скачут, пока не установятся на повышенном в два-три раза уровне после исключения МАФ из рассмотрения контроллером;
  • возрастает расход топлива и ухудшается динамика автомобиля;
  • высвечивается контрольная лампочка и появляется возможность считать код ошибки.

Начальную диагностику МАФ можно провести при помощи сканера, который способен расшифровывать ошибки в памяти ЭСУД.

Коды ошибок ДМРВ

Чаще всего контроллер выдаёт код ошибки P0100. Это означает неисправность MAF, сделать такой вывод ЭСУД заставляет выход сигналов от датчика за пределы возможного диапазона на протяжении заданного промежутка времени.

При этом общий код ошибки может быть конкретизирован дополнительными:

  • P0101 – явно ошибочный уровень сигнала, выход за рабочий диапазон;
  • P0102 – низкий уровень в сигнальной цепи;
  • P0103 – высокий уровень в сигнальной цепи;
  • P0104 – нестабильный сигнал с ошибками.

Однозначно определять неисправность по кодам ошибок не всегда возможно, обычно эти данные сканера служат лишь информацией к размышлению.

К тому же ошибки редко появляются по одной, например, неполадки в ДМРВ могут повлечь изменение состава смеси с кодами что-то вроде P0174 и тому подобными. Дальнейшая диагностика проводится уже по конкретным показаниям датчиков.

Как проверить датчик массового расхода воздуха

Устройство это достаточно сложное и дорогое, что потребует внимательности при его отбраковке. Лучше пользоваться инструментальными методами, хотя ситуации могут быть разными.

Способ 1 — внешний осмотр

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Расположение МАФ по пути воздушного потока уже за фильтром должно предохранять элементы датчика от механических повреждений летящими твёрдыми частицами или грязью.

Но фильтр не идеален, он может быть разорван или установлен с ошибками, поэтому состояние датчика можно сначала оценить визуально.

К сведению: Что такое тормозной суппорт и как он работает

На его чувствительных поверхностях не должно быть механических поломок или видимых глазом загрязнений. В таких случаях прибор уже не сможет выдавать правильные показания и потребуется вмешательства для ремонта.

Способ 2 — отключение питания

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

В непонятных случаях, когда ЭСУД не может однозначно забраковать датчик с переходом на обходной режим, такое действие можно выполнить самостоятельно, просто заглушив двигатель и сняв электрический разъём с ДМРВ.

Если работа двигателя станет стабильней, а все её изменения останутся лишь типичными для программного обхода датчика, например, увеличение холостых оборотов, значит подозрения можно считать подтвердившимися.

Способ 3 — проверка мультиметром

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Все автомобили разные, поэтому единого способа проверки МАФ вольтметром мультиметра не существует, но на примере самых распространённых датчиков ВАЗ можно показать как это делается.

Вольтметр должен обладать подходящей точностью, то есть быть цифровым и иметь не менее 4-х разрядов. Подключать его надо между приборной «массой», которая есть на разъёме ДМРВ и сигнальным проводом с помощью игольчатых щупов.

Напряжение нового датчика после включения зажигания совсем немного не дотягивает до 1 Вольта, у рабочего ДМРВ (системы Бош, встречается Сименс, там другие показатели и методики) оно примерно в диапазоне до 1,04 вольта и должно резко увеличиваться при обдуве, то есть запуске и наборе оборотов.

Теоретически можно и прозванить элементы датчика омметром, но это уже занятие для хорошо знающих материальную часть профессионалов.

Способ 4 — проверка сканером Вася Диагност

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Если предпосылок для высвечивания кода ошибки ещё нет, но подозрения на датчик сформировались, то можно посмотреть его показания через диагностический сканер на базе компьютера, например VCDS, что в русской адаптации называется Вася Диагност.

На экран выводятся каналы, связанные с текущим расходом воздуха (211, 212, 213). Переводя двигатель в различные режимы можно увидеть, насколько показания МАФ соответствуют положенным.

Бывает, что отклонения возникают только при каком-то определённом обдуве, и ошибка появиться в виде кода не успевает. Сканер позволит рассмотреть это гораздо подробней.

Способ 5 — замена на исправный

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

ДМРВ относится к тем датчикам, замена которых сложностей не представляет, он всегда на виду. Поэтому часто проще всего использовать подменный датчик, и если работа двигателя по объективным показателям или данным сканера придёт в норму, то останется только приобрести новый датчик.

Обычно подмена всех подобных приборов у диагностов имеется в наличии. Надо только проследить, чтобы подменный прибор был в точности такой, как положено данному двигателю по спецификации, одного внешнего вида мало, надо сверять каталожные номера.

Как произвести очистку датчика

Очень часто единственной проблемой датчика становится его загрязнение от долгого срока службы. В таком случае поможет очистка.

Никакого механического воздействия нежный чувствительный элемент не потерпит и потом уже ничего хорошего контроллеру не покажет. Загрязнения надо просто смывать.

Выбор очистителя

Можно попытаться найти специальную жидкость, в некоторых каталогах производителей она существует, но проще всего и эффективней использовать самое обычное средство для очистки карбюраторов в аэрозольных баллончиках.

Омывая чувствительный элемент сенсора через прилагаемую трубочку можно увидеть, как грязь исчезает на глазах, обычно такие средства самые мощные по автомобильным загрязнениям. К тому же оно достаточно бережно отнесётся к тонкой измерительной электронике, не вызывая резких охлаждений, как например спирт.

Как продлить срок службы MAFа

Надёжность и долговечность датчика расхода воздуха целиком зависит от состояния этого самого воздуха.

То есть надо следить и регулярно менять воздушный фильтр, не допуская его полного засорения, намокания при дожде, а также установки с ошибками, когда между корпусом и фильтрующим элементом остаются щели.

Недопустима также работа двигателя с неисправностями, допускающими обратные выбросы в канал впуска. Это тоже разрушает МАФ.

В остальном сенсор достаточно надёжен и проблем не составляет, хотя периодический контроль его на сканере станет хорошей мерой по сохранению нормального расхода топлива.

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха

Управляя работой автомобильного двигателя, электронный блок действует согласно показаниям группы основных датчиков. К таковым относится измеритель количества воздуха, всасываемого впускным коллектором через открытую дроссельную заслонку.

Получая эти данные, контроллер увеличивает или уменьшает подачу топлива, добиваясь оптимального соотношения компонентов горючей смеси. Выход расходомера из строя заметно ухудшает работу силового агрегата вплоть до невозможности дальнейшего передвижения.

Поэтому начинающим водителям желательно изучить признаки неисправности датчика массового расхода воздуха (сокращенно – ДМРВ).

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Конструкция расходомера

Зная устройство воздушного датчика, вы быстро разберетесь в принципе его работы и поймете, почему неисправный измеритель не подлежит ремонту, а только замене. Отыскать прибор нетрудно – он встраивается в воздуховод, соединяющий фильтр – очиститель воздушного потока с блоком дроссельной заслонки. Точное расположение зависит от марки и модели авто.

На большинстве эксплуатирующихся автомобилей установлены термоанемометрические либо пленочные измерители. Разница – в конструкции чувствительного элемента, принцип работы остается неизменным. Анемометрический расходомер представляет собой корпус, куда помещены 2 платиновые нити – измерительная и эталонная. Как функционирует ДМРВ в машине:

  1. Контроллер подает питание на обе нити. Нагреваясь, они одинаково меняют сопротивление.
  2. При работающем моторе первая нить омывается проходящим через дроссель воздухом и охлаждается. Чем сильнее воздушный поток, тем интенсивнее охлаждение.
  3. Электронный блок фиксирует разность сопротивлений на измерительной и эталонной нити. Произведя вычисление, ЭБУ определяет массу проходящего воздуха и направляет к форсункам соответствующее количество горючего.

Справка. В современных автомобилях с турбированными моторами датчики массового расхода заменены на измерители абсолютного давления (ДАД) – более надежные приборы с длительным сроком службы. Аналогичными изделиями производители начали комплектовать новые атмосферные двигатели.

Пленочный измерительный прибор действует по такому же принципу, только вместо нитей используются керамические элементы с платиновым напылением. Вот почему проверить ДМРВ вполне возможно, отремонтировать – нельзя. Перегоревшую нить или поврежденное покрытие заменить не получится, только изделие целиком.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Последствия поломки датчика

Когда в силу разных причин датчик выходит из строя либо выдает некорректные показания, контроллер меняет алгоритм работы.

Он начинает готовить топливовоздушную смесь, ориентируясь на измеритель положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд.

Из-за недостатка данных, поступавших ранее от ДМРВ, электронный блок «не знает» о реальном количестве поступающего воздуха и не может смешать его с бензином в оптимальных пропорциях.

Благодаря переходу контроллера на аварийный режим работы можно определить основные симптомы неисправности ДМРВ:

  • на приборной панели водителя блок управления включает световое табло Check Engine, свидетельствующее о неполадках в системе топливоподачи либо зажигания;
  • холостой ход нестабилен – то повышается до 1500 об/мин, то падает до нуля (двигатель глохнет);
  • «на холодную» мотор заводится с большим трудом;
  • некорректное приготовление горючей смеси вызывает увеличение расхода топлива независимо от условий езды и режима работы;
  • отмечается снижение мощности силового агрегата и частые беспричинные рывки на ходу.

Примечание. Включение индикатора Check Engine не дает водителю конкретных данных о характере поломки. Надпись призывает диагностировать системы двигателя с помощью компьютера, подключаемого к сервисному порту. Таким способом можно проверить работоспособность ДМРВ и других датчиков в условиях станции техобслуживания.

Косвенно на неисправность расходомера указывает появление черного дыма из выхлопной трубы. Если на транспортном средстве нет бортового компьютера и отследить моментальный расход бензина нельзя, стоит выкрутить 1–2 свечи из любых цилиндров и осмотреть электроды. Слой черной сажи подтвердит чрезмерное обогащение смеси из-за аварийного режима работы электроники.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Причины неполадок

Расходомер воздуха приходит в негодность по следующим причинам:

  • на измерительные элементы попадает много пыли и грязи, потому что владелец авто редко меняет воздушный фильтр;
  • на сильно изношенных двигателях пары бензина и масла проникают в ДМРВ через патрубок вентиляции картера;
  • дырка в гофрированном воздуховоде, откуда всасывается пыль;
  • случайное повреждение вследствие неквалифицированного ремонта;
  • обрыв проводов, соединяющих разъем датчика с контроллером.

Помимо перечисленных причин, встречается и естественный износ прибора. Ресурс нового ДМРВ составляет 50–250 тыс. км в зависимости от марки и происхождения автомобиля.

Диагностика в гаражных условиях

Указанные выше симптомы проявляются и при других поломках, например, выходе из строя датчика кислорода или положения дроссельной заслонки. Во всех подобных случаях электронный блок действует одинаково – переходит в аварийный режим приготовления воздушно-бензиновой смеси. Отсюда аналогичные последствия.

Читайте также:  Сколы на боковом стекле: тонкости ремонта

Чтобы проверить датчик массового расхода воздуха без приборов, выполните ряд простых действий:

  1. Откройте капот и отсоедините разъем от ДМРВ.
  2. Заведите двигатель и отслеживайте работу на холостом ходу. Контроллер должен поднять обороты коленчатого вала до 1500 об/мин и стабильно их удерживать. Если холостой ход продолжает «плавать», расходомер, скорее всего, исправен.
  3. Сделайте контрольный заезд на небольшое расстояние, наблюдая за поведением автомобиля. Если мотор начал работать еще хуже, то проблема кроется в другом месте.

Подобная методика не позволяет точно определить «виновника» неполадок, особенно когда таковых несколько. Например, параллельно вышел из строя лямбда – зонд. Необходимо провести более точную диагностику – проверить ДМРВ мультиметром согласно следующей инструкции:

  1. Переключите мультиметр в режим измерения напряжения. Откройте капот и отыщите колодку подключения датчика.
  2. Красный провод от прибора подсоедините к контакту входящего сигнала (обычно окрашен желтым цветом). Второй зажим с черной изоляцией подключите к проводнику зеленого цвета.
  3. Включите зажигание и фиксируйте показания вольтметра.

Неполадки с ДМРВ: как распознать?

Показания 1,04–1,05 вольта говорят о том, что платиновые элементы датчика прилично изношены, следует готовиться к замене ДМРВ. Значение 1,06 В и более свидетельствует, что расходомер воздуха приказал долго жить. Нужно приобрести новый измеритель и установить его на воздуховод вместо старого.

Если в результате диагностики вы получили средние показатели, датчик не помешает вычистить. Не пытайтесь проникнуть внутрь ДМРВ различными щетками – для этой цели в продаже имеется специальная жидкость, смывающая грязь с воздушной сетки и измерительных элементов.



Датчик массового расхода воздуха: признаки и причины неисправности

В систему электроники для управления автомобильным инжекторным двигателем включён датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Он следит за оптимальными воздушными объёмами, поступающими для сгорания в цилиндры, и используется вместе с датчиками, контролирующими температуру и давление воздуха. Узнаем побольше о работе и составе ДМВР, возможных его поломках и путях их устранения.

Основные сведения о датчике массового расхода воздухаФункции Особенности конструкцииОбслуживание устройства Неисправность датчикаПризнаки Причины ДиагностикаЧистка ДМРВКак заменить $ ('.index-post.contents').toggleClass ('hide-text', localStorage.getItem ('hide-contents') === '1')

  • Основные сведения о датчике массового расхода воздуха
  • Рассмотрим, что этот датчик делает для автомобиля, как устроен и как работает.
  • Функции
  • Для правильной работы двигателя ДМРВ выполняет следующее:

устанавливает количество воздуха, поступающего в цилиндры для участия в процессе выгорания бензина;посылает сигнал о сделанных замерах электронному блоку, управляющему машиной. Исходя из полученного измерения блок управления делает вычисления времени открытия форсунок и оптимального объёма топлива, который должен поступить для нормальной работы двигателя автомобиля.

Знаете ли вы? До 80-х годов прошлого века много лет лидером автопрома были Соединённые Штаты. Затем их вытеснила Япония, а с 2009 года и по сей день лидирует Китай.

Особенности конструкции

Этот датчик представляет собой термоанемометр, элемент которого реагирует на проходящий через него поток воздуха. Элемент представляет собой пару платиновых нитей, одна из которых является контрольной. Они нагреваются электричеством и оказывают термосопротивление воздушному потоку.

Заходящий воздух проходит через нить и охлаждает её, а для нагревания потребляется электричество. По этому изменению потребляемого тока и определяется прошедший через прибор объём воздуха.

У корпуса ДМВР имеются по концам уплотнители из резины. Благодаря им этот измерительный прибор герметично крепится в воздушном патрубке между фильтром воздуха и шлангом, направленным на дроссельный патрубок.

  1. В ДМРВ в последнее время нередко стали использовать кремниевые пластинки с напылением платины.
  2. Узнайте о принципах работы автоматической коробки передач.
  3. Обслуживание устройства

Датчик стоит недёшево, поэтому, чтобы избежать лишних затрат, необходимо периодически проводить чистку прибора: частицы грязи зачастую скапливаются на чувствительном элементе устройства. При правильном уходе прослужить он может гораздо дольше.

Для ухода за расходомером можно воспользоваться такими средствами для очищения:

очистители марки Liqui Moly; спирт; жидкость для карбюратора; спрей «Жидкий ключ»; жидкость WD-40.

Важно! Чувствительный элемент ДМВР можно испортить, если применить несоответствующее чистящее средство. Нельзя применять составы, содержащие эфир, ацетон, очиститель карбюратора, а также производить чистку при помощи спички, на которую намотана вата.

На работу устройства могут негативно повлиять следующие факторы:

скачки напряжения; попадание частиц грязи на чувствительный элемент прибора; плохое качество масла и бензина; ненадлежащий уход за фильтрами (воздушным, масляным и пр.) и их плохая работа.

Неисправность датчика

Как и все приборы, рассматриваемый датчик может выйти из строя. Следует точно установить, что причина проблем с двигателем именно в нём, и принять соответствующие меры.

  • Признаки
  • Неисправность ДМРВ можно обнаружить по следующим признакам:
  • горит сигнал об ошибке Check engine; увеличился расход бензина; падает мощность, двигатель глохнет; уменьшается набор скорости; запуск произвести трудно или невозможно; перебои и неровная работа двигателя на холостом ходу.

Важно! В этом случае стоит обратиться на станцию техобслуживания, чтобы определить причину поломки, так как вышеперечисленные признаки могут означать и наличие других неисправностей.

Причины

Факторы, вызывающие неисправности ДМРВ, бывают следующие:

засор воздушного фильтра. По этой причине воздух содержит много частиц грязи, которые попадают в датчик и вызывают его поломку; иногда бывает, что сам датчик исправен, но в шланге соединения ДМРВ с дроссельным модулем есть трещины; износ колец и сальников поршня вызывает избыток масла газов картера. Маслянистая плёнка забивает датчик.

Диагностика

При подозрении на неисправность ДМРВ необходимо провести его проверку:

нужно демонтировать это устройство и провести внешний осмотр. Если прибор термоанемометрический, то необходимо обратить внимание на то, чтобы не были повреждены платиновые нити. Обрыв нити указывает на то, что датчик неисправен; можно отключить источник питания от датчика и завести двигатель.

Если количество оборотов заметно увеличилось (часто выше 1500 оборотов), то это сигнализирует также о неисправности прибора. Надо сказать, что у некоторых инжекторных систем увеличение оборотов не происходит; определённые модели ДМРВ можно протестировать вольтметром или мультиметром.

При нормальной работе напряжение в нём находится в диапазоне 0,9–1,4 В. Более высокие показания свидетельствуют о неисправности прибора; вот как ещё можно просто определить проблему в этом приборе — заменить датчик новым. Если при этом машина заработала нормально, то причина в неисправности старого прибора.

В случае если ничего не поменялось, то причина неисправности заключается в другом.

Рекомендуем вам узнать, как правильно подобрать свечи зажигания для автомобиля.

Чистка ДМРВ

Чистить разные модели ДМРВ следует по-разному. Рассмотрим процесс чистки на примере машины ВАЗ.

Для её проведения рекомендуют провести следующие действия:

отключить зажигание; отсоединить патрубок; ослабить крепление воздушного фильтра с датчиком; на приборе есть часть, которая крепится к нему болтами.

Нужно открутить их соответствующими ключами; внутрь на чувствительный элемент из шприца аккуратно побрызгать чистящее средство.

Любое сильное воздействие может повредить чувствительный элемент, поэтому эту процедуру нужно делать максимально аккуратно; также можно промыть контакты колодки; дать хорошо просохнуть; закрепить всё назад в обратной последовательности.

  1. При наличии сильного загрязнения процедуру следует повторить.
  2. Видео: чистка датчика массового расхода воздуха
  3. Как заменить

ДМРВ не подлежит ремонту: если он неисправен, нужно произвести замену на новый прибор. Заменить датчик собственными силами достаточно легко — это не требует каких-то особых навыков.

Знаете ли вы? Самый старый, но ещё ездящий автомобиль, передвигается на паровой тяге. Он был произведен в 1884 году и имеет имя «La Marquise». В 2011 году его купил на аукционных торгах неизвестный покупатель более чем за 4 млн долларов.

  • Рассмотрим замену датчика на примере машины ВАЗ. Для этого нужно произвести следующие действия:
  • прежде всего следует проверить, чтобы зажигание было выключено; отсоединить от прибора фишку с проводами, которая подключает датчик к источнику питания; ослабить хомут крепления впускного патрубка к фильтру, а после произвести отсоединение патрубка от фильтра; соответствующими ключами открутить болты крепления прибора; аккуратно снять устройство с места крепления; перед креплением нового ДМВР нужно обязательно проконтролировать посадку уплотнителей, так как при плохой плотности возрастает вероятность подсоса снаружи воздуха, который не очищен от примесей, что может стать причиной выхода прибора из строя; установить ДМВР на место крепления и зафиксировать при помощи болтов; поставить на первоначальное место патрубок и подключить фишку с проводами;произвести проверку работы двигателя.
  • Видео: замена датчика массового расхода воздуха

Ненадлежащий уход за ДМВР и его поломка могут стать причиной перебоев с работой двигателя. В случае поломки этот датчик вполне возможно заменить самим.

Дмрв симптомы неисправности, их устранение, полезные советы

Основные способы проверки ДМРВ. Описание неполадок. Рекомендации по эксплуатации.

ДМРВ — это особый датчик, отвечающий за мониторинг того количества кислорода, которое поступает в двигатель и используется для смешивания с топливом. От его работоспособности во многом зависит стабильная и безотказная работа силового агрегата авто.

Именно поэтому, поломка данного узла может привести к достаточно серьёзным и печальным последствиям, а его диагностика или ремонт на СТО повлечёт за собой существенные финансовые вложения.

Но не стоит отчаиваться раньше времени, сегодня мы с вами разберем, как проверить ДМРВ в домашних условиях.

Признаки неисправности

Рассматривая симптомы, которые свидетельствуют о неисправности этого датчика, нельзя не сказать о таких из них:

  • Срабатывает контроллер CHECK ENGINE;
  • На холостом ходу отмечается неравномерная работа двигателя;
  • Имеются проблемы с динамикой разгона;
  • Двигатель работает на очень высоких или слишком низких оборотах;
  • Наблюдается повышенный расход топлива;
  • Двигатель вообще не запускается.

Кроме этого, есть и другие причины неработоспособности данного агрегата, при наличии которых проверка ДМРВ не просто желательна, а необходима. Чаще всего, речь идёт о трещинах, которые формируются в гофрированном шланге, соединяющем дроссельный модуль с расходомером, проблемах с подачей питания или же повреждении проводки у датчика.

Диагностика ДМРВ

Качественная проверка датчика массового расхода воздуха может быть проведена по одной из нижеописанных методик:

  • Отключаем датчик – отсоединяем его разъём от бортовой системы. Управляющий двигателем контроллер переходит в режим аварийной работы, когда определяющим фактором является не количество проходимого воздуха, а положение дроссельной заслонки. Обороты мотора при этом достигают полутора тысяч. Если при езде наблюдается более резвое поведение авто, значит, пришло самое время подумать о чистке ДМРВ;
  • Ставим заведомо исправное устройство – если при подобной замене заметно улучшение в работе двигателя, необходимо позаботиться о ремонте или замене устройства;
  • Визуальный осмотр – посредством фигурной отвёртки снимаем крепёжный хомут, отсоединяем воздухозаборник и внимательно осматриваем все внутренние поверхности. Они должны быть чистыми и сухими, без малейших следов конденсата или масла, которые оказывают существенное влияние на качество работы и могут стать причиной его выхода из строя. При необходимости выполняем очистку устройства с использованием специального чистящего средства;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *