Особенности запуска холодного двигателя

Как в популярной шутке – зима опять пришла нежданно: в Сибири уже нередки ночи с -30°, да и в европейской части страны температурой -10° уже никого не удивишь. Все знают, что зимой автомобилям и их владельцам приходится тяжелее, чем летом.

Это проявляется во многих аспектах, но начинается с пуска мотора.

Замерзший двигатель сложнее завести, об этом знают даже дети, но почему именно и как с этим бороться? Для начинающих автолюбителей, которые владеют машиной свою первую или вторую зиму, эта информация будет особенно актуальна.

Особенности запуска холодного двигателяЗапуск холодного двигателя

Аккумулятор

Без исправного аккумулятора машину не заведешь ни зимой, ни летом, это факт, однако именно в холодное время года проблема становится наиболее актуальной. Дело в том, что мороз отрицательно влияет на заряд батареи.

Не только в машине, страдают любые «аккумы», вот только если телефоны, планшеты, фотоаппараты мы храним дома, в крайнем случае, носим по улице в теплом кармане, то автомобильный аккумулятор стоит на морозе почти всегда. Неудивительно, что холода выявляют все его слабости.

Летом «уставшие» батареи еще способны крутить стартеры, а зимой у них уже не хватает на это сил.

Никакой магии – просто законы физики, заряд падает, а тут еще и отдача требуется выше, чтобы провернуть замерзшие механизмы. Так что аккумулятору зимой – повышенное внимание. Чтобы не попасть в просак, батарею рекомендуется периодически проверять.

Сделать это можно как мультиметром (рекомендуется, чтобы напряжение на незаведенном авто не падало ниже 12,4 В), так и ареометром (замеряется плотность электролита, рекомендуемое значение не ниже 1,27 г/см.куб при температуре -10 градусов). Если показатели ниже, то можно подзарядить аккумулятор и делать регулярные проверки. Если зарядки надолго не хватает, скорее всего, придется покупать новый аккумулятор.

Особенности запуска холодного двигателяПроверка аккумулятора мультиметром

Для мобилизации всех сил батареи есть небольшая хитрость. Нужно перед пуском включить дальний свет на 10-15 секунд. Заряд от этого сильно не упадет, зато электролит чуть разогреется, это поможет выдать максимум. Но во время самого пуска дальний свет, как и другие электропотребители (печка, подогревы, магнитофон), должны быть выключены, чтобы не распылять силы.

Еще, конечно, сказывается фактор времени. Аккумулятору даже в оптимальных условиях нужна периодическая подзарядка, что уж говорить про морозы.

Даже исправная батарея может не перенести недельного стояния на улице при -30°. Если планируете долго не ездить, то лучше снять аккумулятор и отнести его в тепло.

Усилий, затраченных на съем и установку, понадобится куда меньше, чем на пляску с бубном вокруг замерзшей машины.

Масло в двигателе

Моторное масло в двигателе подвержено воздействию температуры, чем холоднее на улице, тем сильнее оно загустевает. При первом пуске механизмы с загустевшей смазкой провернуть сложнее, отсюда и проблема.

Казалось бы, нужно использовать более жидкое масло, которое меньше загустевает, и не беспокоиться об этом. Но у слишком жидкого масла свои недостатки, особенно в теплое время года.

Раньше водители просто меняли масло два раза в год: на зиму заливали более жидкое, на лето – более густое.

Современные нормы обслуживания не делят масла на сезоны, хотя, возможно, в некоторых режимах эксплуатации в этом есть резон.

Особенности запуска холодного двигателяВязкость моторного масла

В любом случае, при выборе масла нужно ориентироваться на допуски и рекомендации от производителя, но если вы живете в местности с холодными зимами, то лучше выбирать самое жидкое масло из разрешенных. И, конечно, приоритет синтетике, она меньше подвержена загустеванию. Шансов с ней завести мотор больше.

Свечи

На этот фактор во время холодного пуска внимание обращают не часто, а жаль, он тоже может внести свою лепту. Свечи зажигания в процессе эксплуатации получают выработку, зазор понемногу увеличивается. А известно, что чем больше зазор, тем слабее искра. Тут ситуация как с аккумулятором – для езды на прогретом моторе отклонение не критично, но вот на холодном пуске уже может сказаться.

Впрочем, если вы придерживаетесь нормативного регламента замены свечей, то проблем быть не должно. Современные программы ТО довольно гуманны к свечам, большинство производителей рекомендует менять их раз в 30 тысяч, а иные вообще на каждом ТО. 15-30 тысяч километров качественные свечи должны проработать без проблем, но если сильно затягивать с заменой, то возможно всякое.

Особенности запуска холодного двигателяСвечи зажигания

При холодном пуске свечи еще могут пострадать от самих попыток завести мотор. Если крутить стартером слишком долго, то свечи можно залить бензином, после чего без просушки продолжать попытки бесполезно.

Кстати, если кто не знает, режим просушки можно включить, утопив при работе стартера педаль газа в пол.

В таком случае бензин перестает подаваться, зато впускные и выпускные клапаны продолжают работать, создавая в цилиндре необходимую вентиляцию.

Компрессия

Еще один параметр, который ухудшает холодный пуск – сжимание металла и изменение зазоров между компонентами мотора. Клапанный механизм и цилиндропоршневая группа в -30° уже имеют другие зазоры.

Это приводит к потере компрессии при первом пуске, а хорошая компрессия для запуска мотора необходима.

Когда двигатель чуть прогреется, компрессия восстановится, но как его прогреть без пуска? Все большую популярность получают предпусковые подогреватели (особенно на дизелях, где проблема сильнее выражена), но все равно они для массовых пользователей еще остаются довольно дорогой экзотикой.

Особенности запуска холодного двигателяПредпусковый подогреватель

Есть еще, конечно, дедовские способы с паяльником под картером двигателя (заодно так можно сделать более жидким масло) или феном на впускной коллектор. В крайнем случае, ими тоже можно воспользоваться.

Особенности запуска холодного двигателяПрогрев двигателя перед запуском

Стоит оговориться, что свежие моторы, с малым пробегом, вряд ли могут не запуститься в мороз только по этой причине, у них высокий запас по компрессии, и ее небольшое снижение не должно вызывать проблему.

А вот уже «подуставшие» двигатели с большими пробегами с такой ситуацией столкнуться могут. Нюанс еще и в том, что владелец авто не способен повлиять на ситуацию, против законов физики, как говорится, не попрешь. Зато он может не доводить мотор своего авто до состояния «дров».

Если своевременно отремонтировать двигатель, то жаловаться на проблемы с компрессией потом не придется.

Вместо вывода

Нельзя не признать, что переход с карбюраторных моторов на инжекторы снизил остроту проблемы холодного пуска. Для запуска автомобиля с карбюратором требовалось, порой, ювелирная игра с педалью газа, чувство автомобиля и опыт. Причем это было даже не неисправностью, а особенностью, с которой приходилось мириться.

С инжектором просто – сел, завел, ну или не завел по какой-то конкретной причине. Большинство современных автомобилей в исправном состоянии без проблем заводятся при -30°, и даже ниже. Однако такие возможности расслабляют и расхолаживают водителей – они перестают контролировать состояние автомобиля.

Вот тут и подстерегает опасность как-нибудь выйти с утра и не завести машину.

Двигатель плохо заводится«на холодную»(карбюратор, инжектор, дизель)

Трудности с запуском мотора «на холодную» возникают в разных ситуациях. Во-первых, длительное нахождение автомобиля на морозе. Это может быть одна ночь или несколько выходных дней. Во-вторых, остывание ДВС после его прогрева до рабочих температур, остановки и попытки повторного запуска через некоторое время.

Особенности запуска холодного двигателя

Затруднённый запуск бензинового и дизельного мотора имеет схожие причины, но проявляется по-разному. Это касается двигателей с карбюраторной и инжекторной системой подачи топлива, имеющих конструктивные отличия.

В этой статье мы поговорим о распространённых проблемах, которые приводят к дополнительным трудностям при попытке завести мотор «на холодную», дадим рекомендации для владельцев авто с силовыми установками, работающими на бензине и тяжёлом топливе.

Подготовительные мероприятия

Чтобы упростить себе задачу в поиске причины неисправности, проверяем следующее:

1. Наличие выхлопных газов.

Из системы выхлопа должен идти лёгкий дымок во время вращения стартером. Он свидетельствует о том, что горючее поступает в цилиндры.

2. Уровень заряда аккумулятора.

Полностью разрядившаяся батарея – одна из наиболее распространённых причин, по которой не запускается двигатель машины. Поэтому проверяем уровень заряда АКБ.

3. Исправность стартера (должен без сбоев «крутить» двигатель).

Если стартер не раскручивает коленчатый вал, то в этом виновата севшая аккумуляторная батарея. Если – нет, то неисправность заключается в другом. Например, окислился контакт между массой и корпусом стартера.

Основные причины появления проблем при холодном запуске двигателя

1. Низкокачественное горючее

Вероятность заправки автомобиля топливом низкого качества на сертифицированных АЗС в крупных городах очень мала.

Гораздо проще столкнуться с контрафактной продукцией на малоизвестных заправках на трассах или при покупке топлива с рук.

Такое горючее не проходит контроль качества и содержит большое количество примесей, загрязняющих фильтры и каналы топливопровода. В результате снижается давление в системе, и машина не заводится.

Использование бензина с низким октановым числом определяется по следующим признакам:

  •  слишком шумной работе ДВС;
  •  снижению динамических характеристик автомобиля;
  •  детонация.

В дизельных моторах может возникнуть проблема из-за подобранного горючего «не по сезону». Владелец, использующий солярку для лета в зимний период эксплуатации транспортного средства, столкнётся с трудностями. Главная причина – несоответствие физико-химических свойств топлива условиям работы.

Летняя солярка при отрицательных температурах превращается в вязкую и густую массу, забивающую как топливопровод, так и фильтр. Её химический состав не приспособлен к работе в таких условиях. В этой ситуации поможет предварительный прогрев топливной системы и установка нового фильтра вместо загрязнённого старого.

2. Плохое состояние свечей зажигания

Особенности запуска холодного двигателя

Достаньте свечи после неудавшейся попытки завести мотор. Наличие сильных подтёков, как правило, свидетельствует о неисправностях с системой зажигания и нарушении герметичности форсунок.

Для начала нужно осмотреть внешнее состояние свечей. Проверить их целостность. Следует посмотреть на высоковольтные провода. Дефектов быть не должно.

Сухая свеча свидетельствует о том, что горючее не попадает в цилиндр.

3. Проблемы с насосом топливной системы

Неисправности в работе насоса приводят к невозможности нагнетания требуемого уровня давления. Главная причина этого неприятного явления – забитый фильтр.

Если фильтрующий элемент загрязнён, то в рампе не создаётся необходимое давление. Соответственно, авто не заводится.

В двигатель внутреннего сгорания поступает обеднённая топливная смесь, которая к тому же не воспламеняется из-за слишком низкой температуры в цилиндрах.

Чтобы найти неисправность, проверяем давление в рампе и непосредственно в насосе. У двигателей с инжекторным устройством питания также могут быть закоксованные форсунки.

Для проверки бензонасоса включите зажигание. Если всё в порядке, то со стороны топливного бака услышите характерное жужжание. Оно длится пару секунд. После прекращения подачи горючего в топливной рампе возникнет необходимое давление. Насосное оборудование должно автоматически отключиться.

Читайте также:  Пошаговая инструкция: замена барабанных тормозов на дисковые

4. Наличие подсоса воздуха

Система подачи воздуха должна быть герметичной. Чтобы проверить его поступление, взгляните на состояние магистрали. На ней не должно быть трещин, переломов и загибов, которые приводят к утечкам или затрудняют прохождение воздуха. Следы подтёков бензина — свидетельство негерметичности топливопроводов.

5. Ошибка при выборе моторного масла

Её допускают малоопытные автовладельцы. Неправильно подобранное моторное масло по степени вязкости приводит к проблемам при запуске ДВС. Слишком густая жидкость застывает при отрицательных температурах. В результате возникают трудности с её проходом по масляным каналам.

6. Неисправность клапана холостого хода

Клапан холостого хода – электромагнитный элемент со штоком. Управляется с помощью ЭБУ силового агрегата. Когда на улице мороз, то температурный датчик ДВС передает соответствующую информацию ЭБУ, а тот сигнализирует об этом клапану холостого хода.

Его шток выдвигается, чтобы приоткрыть дроссельную заслонку. В результате возрастают обороты мотора в непрогретом состоянии. При разогретом двигателе внутреннего сгорания происходит обратный процесс. Как результат – шток возвращается в первоначальное положение.

Обороты мотора снижаются.

Если клапан холостого хода вышел из строя, то шток или остаётся неподвижным, или выдвигается не полностью. Проблемы могут быть связаны с поломкой катушки, располагающейся внутри корпуса датчика, или вызваны сильным загрязнением датчика.

7. Нарушение зазоров клапанов

Распространённая причина по которой двигатель плохо заводится как у карбюраторных, так и у инжекторных двигателей, особенно на холодную.

8. Повреждение ВВ-проводов, загрязнение заслонки дросселя.

Наличие большого количества грязи в дроссельной заслонке мешает процессу регулирования подачи воздуха. Это серьёзная проблема для запуска мотора. Дело в том, что в ДВС поступает неочищенный воздух, содержащий пыль и масляные отложения, которые не позволяют образовать топливную смесь необходимой консистенции.

Указанные неисправности характерны для дизельных и бензиновых силовых агрегатов. Однако имеется несколько проблем, с которыми приходится сталкиваться владельцам транспортных средств с определённой конструкцией двигателя.

Особенности запуска холодного двигателя

Проблемы с запуском карбюратора

Для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания наиболее распространёнными являются поломки в системе зажигания. Это касается ВВ-проводов, коммутатора, прерывателя-распределителя, катушки. Двигатель может не запускаться и из-за аккумуляторной батареи, повреждённой мембраны насоса или пускового устройства.

Причин очень много. Однако лучше начать поиски со свеч. Выкрутите устройства для воспламенения топливовоздушной смеси (ТВС). Если они влажные, то неисправность ищите в электрике автомобиля.

При холодном запуске карбюраторного силового агрегата можно схитрить. Например, подкачать чуть больше бензинового топлива или увеличить подсос. После этих процедур силовой агрегат запускается лучше.

Однако владельцу авто необходимо быть уверенным, что карбюратор полностью работоспособен и имеет правильные настройки.

Проблемы с коммутатором или неисправность свечей зажигания могут свести на нет старания владельца.

Видео: От чего трудный запуск холодного карбюратора?

В карбюраторах «ДААЗ» и «Солекс» может наблюдаться следующее явление: мотор заводится, а спустя некоторое время – глохнет. Если свечи залило, то в остановке ДВС виновато пусковое устройство, а вернее, его диафрагма.

Рассмотрим распространённые случаи, когда возникают проблемы со стартом двигателя карбюраторного типа.

  1.  Стартер раскручивает коленвал, но «не схватывает» (проблемы с поступлением горючего, отсутствует зажигание).
  2.  «Схватывает», но не заводит ДВС (неполадки с зажиганием).
  3.  Не раскручивает коленвал (разрядилась батарея).

Владельцам машин с карбюраторными ДВС, которые сталкиваются с проблемами при холодном запуске, желательно проверять возможные места неисправности в следующем порядке:

  •  свечи зажигания;
  •  провода (высоковольтные);
  •  устройство пуска;
  •  жиклер холостого хода;
  •  контакты прерывателя;
  •  угол опережения зажигания;
  •  топливный насос;
  •  трубка вакуумного усилителя.

Есть ещё один полезный совет, который пригодится владельцам отечественных автомобилей. Попробуйте медленно (без рывков) утапливать педаль газа и крутить стартером. Затем отпускайте газ, чтобы найти момент, когда «схватится» сцепление. Для запуска двигателя держите педаль газа в найденном положении до прогрева.

Плохо заводится инжекторный мотор

В машинах с инжекторным двигателем слабым местом являются разнообразные датчики. Их неправильная работа приводит к затруднённому старту мотора, так как на ЭБУ поступает неверная информация. Это замечание справедливо для следующих видов датчиков:

  •  заслонки дросселя;
  •  расхода горючего;
  •  датчика давления в коллекторе впуска (ДМРВ).

В инжекторных силовых установках на запуск влияет и датчик температуры охлаждающей жидкости. Терморезистор отправляет данные блоку управления, содержащие информацию о состоянии охлаждающей жидкости. Поступающие сигналы влияют на изменения в составе топливовоздушной смеси.

В моторах инжекторного типа частая причина, что двигатель на холодную не заводится в том, что виноват регулятор давления топлива. При определённых сложностях при запуске ДВС «на холодную», но исчезновении проблем после прогрева, проверяйте состояние свечных проводов ,самих свечей и катушек.

Много проблем автовладельцам доставляют негерметичные форсунки. Из-за подтекающих распылителей топлива силовой агрегат с трудом заводится не только «на холодную», но и после определённого времени работы (даже при сильной жаре на улице). Чтобы проверить данную теорию, можно стравить давление из системы подачи топлива перед ночной стоянкой, а утром посмотреть на результат.

Полезный совет для владельцев машин с инжекторными мотором. Если со стартером, устройствами для воспламенения ТВС и проводами нет проблем, то искать неисправность следует в датчике охлаждающей жидкости. Стоит проверить и показатель давления в системе подачи горючего.

Видео: проблема с пуском на холодный двигатель ваз 2112

Не заводится на холодную дизель

С запуском дизельных моторов на первый план выходят другие проблемы. Одна из главных – слабая компрессия.

Её определяют по следующим признакам: авто не заводится самостоятельно после ночи на морозе (только с «толкача»), из выхлопной системы идёт небольшой дым тёмно-серого цвета.

Наличие последнего в момент прокручивания стартером свидетельствует об отсутствии проблем с подачей горючего, но определённых трудностях, возникающих при воспламенении смеси.

В цилиндрах мотора с низкой компрессией увеличиваются зазоры между элементами. Поэтому двигатель проблематично завести «на холодную». Отсутствует давление в камере сгорания, необходимое для воспламенения топливовоздушной смеси в момент старта ДВС.

Из-за чего это происходит? В первую очередь стоит проверить наличие сильного износа или серьёзных повреждений на следующих деталях:

  •  поршнях и поршневых кольцах;
  •  стенках цилиндров;
  •  клапане газораспределительного механизма.

Невысокая компрессия – это частое явление на легковых и грузовых транспортных средствах с большим пробегом. Их владельцы сталкиваются с тем, что силовой агрегат заводится с серьёзными проблемами и в сильный мороз, и в более благоприятных условиях.

Проблемы со стартом связывают и с низким качеством дизеля, содержащего большое количество примесей, и поломкой свечей. Если с горючим всё более-менее понятно, то свеча накаливания не функционирует по разным причинам:

  •  окисление разъёма подключения;
  •  неисправность реле.

На второй проблеме остановимся более подробно. За режим работы реле отвечает датчик, который контролирует температуру охлаждающей жидкости. Если оно исправно, то водитель слышит щелчки при повороте ключа в замке зажигания. Если характерный звук отсутствует, то неполадка явно имеет отношение к реле свечей.

При наличии хорошей компрессии мотор заведётся в мороз даже с плохо работающими свечами. Однако в первые минуты работы двигателя будут наблюдаться скачки оборотов.

Не стоит списывать со счетов топливные форсунки. Их сильный износ или загрязнение мешают нормальному режиму работы ДВС. В отдельных ситуациях в перебоях с холодным запуском мотора виноват топливный фильтр. Форсунки могут скидывать большое количество горючего в «обратку». Это устанавливают только в ходе теста.

Устройство и принцип работы системы запуска двигателя

Система запуска двигателя обеспечивает первоначальное проворачивание коленчатого вала ДВС, благодаря чему в цилиндрах происходит воспламенение топливовоздушной смеси и мотор начинает работать самостоятельно. В эту систему входят несколько ключевых элементов и узлов, работу которых мы рассмотрим далее в статье.

Что представляет собой

В современных автомобилях реализована электрическая система пуска двигателя. Также ее часто называют стартерной системой пуска.

Одновременно с вращением коленвала в работу включается система ГРМ, зажигания и топливоподачи. Происходит сгорание топливовоздушной смеси в камерах сгорания и поршни проворачивают коленвал.

После достижения определенных оборотов коленчатого вала двигатель начинает работать самостоятельно, по инерции.

Особенности запуска холодного двигателяЗапуск двигателя

Чтобы запустить двигатель, нужно достичь определенной частоты вращения коленчатого вала. Для разных типов двигателей это значение отличается. Для бензинового мотора минимально необходимо 40-70 об/мин, для дизельного – 100-200 об/мин.

На начальном этапе автомобилестроения активно использовалась механическая система пуска с помощью заводной рукоятки. Это было ненадежно и неудобно. Сейчас от таких решений отказались в пользу электрической системы запуска.

Устройство системы запуска двигателя

В систему пуска двигателя входят следующие ключевые элементы:

  • механизмы управления (замок зажигания, дистанционный запуск, система Старт-Стоп);
  • аккумуляторная батарея;
  • стартер;
  • провода определенного сечения.

Особенности запуска холодного двигателяСхема запуска двигателя

Ключевым элементом системы является стартер, который, в свою очередь, питается от аккумуляторной батареи. Это электродвигатель постоянного тока. Он создает крутящий момент, который передается маховику и коленчатому валу.

Как работает запуск двигателя

После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» замыкается электрическая цепь. Ток по плюсовой цепи от аккумулятора поступает на обмотку тягового реле стартера.

Затем по обмотке возбуждения ток проходит к плюсовой щетке, затем по обмотке якоря на минусовую щетку. Так срабатывает тяговое реле. Подвижный сердечник втягивается и замыкает силовые пятаки.

При движении сердечника выдвигается вилка, которая толкает приводной механизм (бендикс).

После замыкания силовых пятаков от аккумулятора подается пусковой ток по плюсовому проводу на статор, щетки и ротор (якорь) стартера. Вокруг обмоток возникает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Таким образом электрическая энергия от аккумулятора преобразуется в механическую энергию.

Особенности запуска холодного двигателяРабота выключенного и включенного стартера

Как уже было сказано, вилка, во время движения втягивающего реле, выталкивает бендикс к венцу маховика. Так происходит зацепление.

Якорь вращается и приводит в движение маховик, который передает это движение коленчатому валу. После запуска двигателя маховик раскручивается до больших оборотов.

Читайте также:  Замена антенны на автомобили: тонкости выбора и установки

Чтобы не повредить стартер, срабатывает обгонная муфта бендикса. При определенной частоте бендикс вращается независимо от якоря.

После запуска двигателя и отключения зажигания от положения «запуск» бендикс принимает исходное положение, а двигатель работает самостоятельно.

Особенности работы аккумуляторной батареи

От состояния и мощности аккумулятора будет зависеть успешный запуск двигателя. Многие знают, что для АКБ важны такие показатели, как емкость и ток холодной прокрутки. Эти параметры указываются на маркировке, например, 60/450А.

Емкость измеряется в Ампер-часах. Аккумулятор имеет малое внутренне сопротивление, поэтому он может кратковременно отдавать большие токи, в несколько раз превышающие его емкость.

Указанный ток холодной прокрутки 450А, но при соблюдении определенных условий: +18С° в течение не более 10 секунд.

Однако, подаваемый ток на стартер все равно будет меньше указанных значений, так как не учитывается сопротивление самого стартера и силовых проводов. Этот ток и называется пусковым током.

Справка. Внутреннее сопротивление аккумулятора в среднем составляет 2-9 мОм. Сопротивление стартера бензинового мотора в среднем 20-30 мОм.

Как видно, для правильной работы необходимо, чтобы сопротивление стартера и проводов в несколько раз превышало сопротивление аккумулятора, иначе внутреннее напряжение аккумулятора при пуске будет проседать ниже 7-9 вольт, а этого допускать нельзя.

В момент подачи тока напряжение исправного АКБ проседает в среднем до 10,8В в течение нескольких секунд, а затем вновь восстанавливается до 12В или чуть выше.

Аккумулятор отдает пусковой ток на стартер в течение 5-10 секунд. Затем нужно сделать паузу 5-10 секунд, чтобы аккумулятор «набрался сил».

Если после попытки запуска напряжение в бортовой сети резко падает или стартер прокручивается наполовину, то это свидетельствует о глубоком разряде АКБ. Если стартер выдает характерные щелчки, то аккумулятор окончательно сел. Среди других причин может быть поломка стартера.

Сила тока при старте

Стартеры для бензинового и дизельного мотора будут отличаться по мощности. Для бензиновых ДВС используются стартеры мощностью 0,8-1,4 кВт, для дизельных – 2 кВт и выше.

Что это значит? Это значит, что стартеру с дизельным мотором нужно больше мощности, чтобы прокрутить коленвал на сжатие. Стартер мощностью 1 кВт потребляет 80А, 2 кВт потребляет 160А.

Больше всего энергии уходит на начальную прокрутку коленчатого вала.

Среднее значение пускового тока для бензинового двигателя – 255А для успешной прокрутки коленвала, но это с учетом плюсовой температуры 18С° или выше. При минусовой температуре стартеру нужно крутить коленвал в загустевшем масле, что повышает сопротивление.

Особенности запуска двигателя в зимних условиях

В зимнее время бывает трудно запустить двигатель. Масло густеет, а значит провернуть его труднее. Также часто подводит аккумулятор.

При минусовой температуре внутреннее сопротивление аккумулятора повышается, батарея садится быстрее, также неохотно отдает нужный пусковой ток. Для успешного пуска двигателя зимой АКБ должна быть полностью заряжена и не должна быть замерзшей. Дополнительно нужно следить за контактами на клеммах.

Вот несколько советов, которые помогут запустить двигатель зимой:

  1. Перед включением стартера на холодную включите дальний свет на несколько секунд. Это запустит химические процессы в батарее, так сказать, «разбудит» аккумулятор.
  2. Не крутите стартер больше 10 секунд. Так батарея быстро садится, особенно на морозе.
  3. Выжмите полностью педаль сцепления, чтобы стартеру не нужно было крутить дополнительные шестерни в вязком трансмиссионном масле.
  4. Иногда могут помочь специальные аэрозоли или «стартерные жидкости», которые впрыскивают в воздухозаборник. При исправном состоянии мотор заведется.

Тысячи водителей ежедневно заводят свои моторы и едут по делам. Начало движения возможно благодаря слаженной работе системы запуска двигателя. Зная ее устройство, можно не только запускать двигатель в самых разных условиях, но и подобрать нужные компоненты в соответствии с требованиями именно к вашему автомобилю.

(3

Пять причин, мешающих запуску холодного двигателя

Во многих регионах страны снег и мороз пришли уже основательно и надолго. А значит, вопрос «холодного запуска» встал, как всегда, ребром. А это чревато разными последствиями – от опасности угробить мотор до возможности простудиться и нешуточно заболеть самому.

Конечно, существует огромное множество «народных» методов зимнего пуска двигателя, среди которых встречаются не только сомнительные, но и просто экзотические.

И, тем не менее есть проверенные временем определённые правила, являющиеся основой любого метода, способного реально помочь завести машину. По-моему, самое время о них вспомнить. К слову, я тут ничего нового не привношу, а просто делаю что-то вроде памятки-напоминалки.

  • Итак, пять причин, мешающих нормальному пуску замерзшего двигателя.
  • Убедитесь, что ни одно из вышеперечисленного не присутствует у вас и вашего авто.
  • А я тем временем начну по порядку.

1. Масло не по сезону

Если после поворота ключа стартер с большим трудом прокручивает мотор, то в первую очередь необходимо обратить внимание на аккумулятор или масло.

Консистенцию масла легко проверить на щупе – не загустело ли оно. Летнее или старое грязное масло очень даже склонны к этому.

Зимой следует применять масла с низкой вязкостью – не больше 10W. Они рассчитаны на температуру до –25 градусов. Для более суровых температур есть 5W и 0W. Помните правило: ниже вязкость – выше прокачиваемость «на холодную» по системе.

Хотя возможен вариант, когда в моторе свежее зимнее масло от солидного производителя, но оно тем не менее загустело. Вывод один – это откровенный «левак».

Но бывает, что сразу заменить масло оказалось невозможным (мало ли, какие обстоятельства), а автомобиль всё равно должен ехать.

Есть способ дотерпеть «на ходу»: как только встанете на парковку на ночь, залейте в картер в ещё тёплое масло 100-200 мл бензина – он растворится и разжижит смесь. Утром при прогреве бензин попросту испарится без вредных последствий.

Когда же канистра с новым маслом будет уже у вас в руках, можно визуально убедиться в его качестве: оставить канистру на ночь на свежем воздухе (на морозе), а утром отвинтить крышку и проверить содержимое. Если оно превратилось в откровенно густую массу, а то и того хуже, в нём обнаруживаются ледышки – эксплуатация такого масла недопустима.

2. Слабый аккумулятор

Если с маслом полный ажур, а вал всё равно плохо крутится, то, возможно, проблема в аккумуляторе, который в этот момент находится в одной из трёх классических ипостасей: разряжен, изношен или заводской брак.

Сначала поставьте батарею на ночь на зарядку. Если утром он по-прежнему «не тянет», то смело его выбрасывайте и покупайте новый (или, как минимум, отложите его до лета, если он, конечно, доживёт).

Подобная проблема с новым аккумулятором – однозначно брак, и тут ничего не исправишь (по крайней мере, в домашних условиях).

А вот старому, исправно прослужившему несколько лет, можно оказать «первую помощь», подлив концентрированной кислоты (при условии, что аккумулятор обслуживаемый) – то есть довести концентрацию электролита до зимней нормы. Однако, чтобы провести данную процедуру правильно и безопасно, стоит обратиться в соответствующий сервис.

Частенько вернуть аккумуляторной батарее летнюю эффективность поможет «ночёвка дома» или отогревание в ёмкости с тёплой водой (в экстренной ситуации). Отогретый аккумулятор значительно повышает шансы на успех.

Нелишне проверить контакты клемм. Рекомендуется не только зачистить и хорошо обтянуть вывод аккумуляторной батареи и контактное кольцо, но и проверить крепление толстых проводов, тянущихся от стартера к кольцу.

Образовавшаяся окисная плёнка под гайкой крепления может ограничивать стартерный ток. Чем чище контакты и клеммы, тем больший ток пойдёт от батареи на стартер, и тем веселее будет крутиться движок.

После очистки клемм аккумулятора будет нелишним смазать их графитовой смазкой или хотя бы обычным литолом.

Если машина с простым зажиганием, нелишне заглянуть под крышку трамблёра – нет ли окислений. Заодно посмотреть и бегунок.

3. Проблемы с системой зажигания

А бывает, что и стартер бодро крутит, и масло подходящее, а машина не заводится.

Обратите внимание, не слышно ли характерных хлопков. Даже единственный хлопок указывает на неисправность в системе зажигания.

Тогда перво-наперво чистим и прокаливаем свечи (заодно удостоверяемся в правильности межэлектродных зазоров) или заменяем их на новые.

Также проверьте свечные провода: лучше, если они будут силиконовыми и с меньшим сопротивлением.

Но! В некоторых современных моделях с сопротивлением не поиграешь – умный управляющий процессор воспримет уменьшение сопротивления как ошибку и вообще откажется «руководить» зажиганием.

Может оказаться необходимым подрегулировать зажигание. Но этот вопрос, как и другие возможные проблемы, надо решать со специалистами, у которых есть и стробоскоп, и сканер, и специальный стенд, и прочие прибамбасы.

Главное, не тянуть с ремонтом до сильных холодов.

4. Некачественный бензин

Некачественный бензин. Что поделать, такое, к сожалению, у нас не редкость – когда топливо оказывается разбавленным водой, ослиной мочой или ещё чем-то. По лету это ещё терпимо. Но зимой за время стоянки такая «добавка», как вода, непременно замёрзнет в топливной системе, и хоть зазаводись.

Если есть подозрения к качеству бензина, плесните немного топлива на землю и проведите над пятном зажжённой спичкой на расстоянии нескольких сантиметров. Вспыхнуло – значит, более-менее нормально. Нет – поздравляю: в бак вашего авто залит коктейль Василия Алибабаевича.

После очередной заправки бензином убедитесь, что при резком нажатии на педаль газа не «тарабанят» клапана. Если слышен их характерный стук – есть риск, что к утру такая смесь замёрзнет. Так что старайтесь всегда заправляться на проверенных АЗС.

И ещё. В мороз не стоит начинать запуск сразу с проворачивания стартера. Для начала немного разогрейте замерзший аккумулятор, нагрузив его, к примеру, включением фар на несколько секунд. А вот в момент непосредственного пуска двигателя надо, чтобы было выключено максимальное количество электрооборудования.

Если после успешного запуска мотора на приборной панели загорелась лампочка «нет давления», и появился характерный лязг – а это верный знак того, что масло, выброшенное вначале маслонасосом, не заменяется из картера новым – двигатель надо срочно глушить. Возможно, под маслонасосом образовалась воздушная яма, и мотор может попросту заклинить.

Читайте также:  Выбор прицепа для авто: делаем все правильно

5. Отсутствие «дружбы» с головой

Те, у кого проблема, соответствующая этому пункту, могут, в принципе, и вовсе не читать эту тему, и вообще ничего не читать, никого не слушать, ничему не учиться. Все равно не поможет. Но, надеюсь, среди тех, кто это прочёл, таковых нет.

Классификация устройств облегчения пуска холодного двигателя

Существует много устройств и способов облегчения пуска холодного двигателя. Выбор устройств в каждом конкретном случае определяется конструктивными особенностями двигателя, экономическими факторами и условиями эксплуатации. Данные устройства делятся на:

  • действующие в предпусковой период
  • действующие непосредственно в процессе пуска двигателя

К первым относятся индивидуальные подогреватели, обеспечивающие предпусковой прогрев двигателя и его систем, электролита аккумуляторной батареи, топлива, моторного масла и др.

Предпусковой прогрев обеспечивает не только повышение частоты прокручивания двигателя и улучшение условий воспламенения топлива или топливовоздушной смеси, но и снижает процесс изнашивания при пуске, сокращает время до начала самостоятельной работы двигателя и уменьшает выбросы вредных веществ в окружающую среду. Поэтому его применение целесообразно при любой низкой температуре окружающего воздуха.

Выпускаемые промышленностью предпусковые подогреватели различаются между собой по виду потребляемой энергии, способу подвода теплоты, циркуляции теплоносителя, теплопроизводительности и др.

В качестве теплоносителя у жидкостных подогревателей используются низкотемпературные жидкости (тосол, антифриз) и вода, причем использование первых предпочтительнее (сокращается время до начала самостоятельной работы двигателя). У воздушных подогревателей в качестве теплоносителя, кроме чистого воздуха, используется смесь воздуха с продуктами сгорания.

Для автомобильных двигателей с жидкостной системой охлаждения серийно выпускаются жидкостные подогреватели, работающие на бензине и на дизельном топливе.

Для дизелей с воздушным охлаждением предполагается применение газовоздушных подогревателей или серийно выпускаемых отопителей различной производительности, работающих на дизельном и бензиновом топливе.

В первом случае теплоносителем является смесь воздуха с продуктами сгорания топлива, а во втором — чистый воздух.

Кроме жидкостных подогревателей обычного типа применяются подогреватели пульсирующего типа, которые могут быть как жидкостные, так и воздушные. Опытные образцы таких подогреваний изготавливаются отдельными организациями, но пока не получили в нашей стране широкого распространения.

Для тракторных двигателей водяного охлаждения выпускаются типы подогревателей, учитывающие конструктивные особенности их использования на тракторах.

Определение оптимальной методики предпускового подогрева двигателей показывает, что наиболее целесообразно осуществлять подогрев охлаждающей жидкости и масла не до температур, соответствующих рабочим режимам двигателя, а до температур, обеспечивающих его надежный пуск.

Для разных двигателей температурные условия надежного пуска могут быть неодинаковыми, однако они характеризуются моментом сопротивления прокручиванию электростартером и температурой цилиндров или головок блока цилиндров.

Оценка пуска большого количества автомобильных двигателей и некоторых тракторных дизелей показывает, что надежный пуск большинства из них может быть обеспечен (не исключается применение устройств, облегчающих воспламенения топлива или смеси) при t = -20 С, v < 5 мм2/с и температуре блока и головок цилиндров 30-50 «С. Такая вязкость обеспечивает удовлетворительную прокачиваемость масла через масляную систему двигателя, а температура головок блока цилиндров достаточное условие (в большинстве случаев) для воспламенения смеси. Подбор подогревателя для конкретного двигателя осуществляется по его тепло- производительности в зависимости от размеров и требований к пуску двигателя при низких температурах.

Из накопленного опыта предпускового прогрева ДВС выработана концепция рационального использования для этой цели электрической энергии. Разработанные устройства с использованием электрической энергии по сравнению с другими имеют ряд преимуществ:

  • высокая надежность
  • быстродействие
  • возможность автоматизации процесса прогрева
  • компактность
  • минимальный объем обслуживания

Электрические подогреватели используются для прогрева жидкости системы охлаждения двигателя, масла в картере, топлива в топливной системе и электролита аккумуляторной батареи.

Для предпускового прогрева двигателя и его систем применяют электрические нагреватели разных типов. По методу превращения электрической энергии в тепловую их подразделяют на нагреватели сопротивлений, индукционные, электродные, инфракрасные излучатели и полупроводниковые.

Наибольшее распространение получили нагреватели сопротивлений, однако в последнее время большое внимание уделяется и полупроводниковым.

На базе полупроводниковых подогревателей (позисторы) разработаны оригинальные устройства, облегчающе условия воспламенения рабочей смеси карбюраторного двигателя.

Учитывая высокие требования, предъявляемые к электробезопасности, наиболее целесообразной конструкцией электронагревательного элемента являются герметичные трубчатые электронагреватели (ТЭНы), Высокая надежность и электробезопасность, возможность придания необходимой формы ТЭНам позволяют широко их использовать в различных конструкциях электронагревателей. ТЭН представляет собой металлическую оболочку в виде трубки из жаропрочного материала, внутри которой запрессована спираль из нихромовой проволоки, изолированная от оболочки специальным наполнителем с хорошей теплоотдачей (периклазом).

Установка ТЭНов на двигатели не всегда удобна и возможна. Поэтому более перспективным направлением является их использование в теплообменнике (котле).

Такая конструкция подогревателя является более универсальной и позволяет устанавливать теплообменники вместо подогревателей, работающих на жидком топливе.

Это обеспечивает интенсивный нагрев двигателя при экономическом расходе электроэнергии. Для уменьшения потерь теплоты поверхность котла теплоизолируют.

Разработано много конструкций теплообменников и схем подогрева охлаждающей жидкости и масла. Перспективной конструкцией является та, в которой нагретая жидкость из котла с помощью электрического насоса поступает в водораспределительные каналы блока цилиндров и одновременно в теплообменник, расположенный в масляном картере.

Подогрев аккумуляторной батареи обеспечивается как электронагревателями, встроенными в моноблок, так и размещенными в контейнере. Подогрев топлива осуществляется непосредственно электронагревателем или с помощью промежуточного теплоносителя.

Конструкция и место размещения электронагревателей определяются конструктивными особенностями автомобиля или механизма. В настоящее время большое внимание уделяется разработке устройства, улучшающих испарение легкого топлива.

Такие устройства размещают или во впускном трубопроводе непосредственно под карбюратором, или в самом карбюраторе, что конструктивно более сложно. Их применение уменьшает величину nmin снижает расход топлива при пуске и уменьшает токсичность отработавших газов.

Устройства, облегчающие пуск двигателя и действующие непосредственно в процессе пуска, улучшают условия смесеобразования и восвменения топлива, а также изменяют характеристики отдельных систем двигателя. Они предназначены для изменения фаз газораспределения угла опережения зажигания, угла впрыскивания и цикловой подачи топлива и др.

Существуют устройства, которые обеспечивают каллоризаторное воспламенение топлива (свечи накаливания), подогрев впускного воздуха (свечи подогрева, электрофакельные подогреватели), подогрев топливовоздушной смеси (электроподогреватели различной конструкции), интенсифицирующие процесс воспламенения (легковоспламеняющаяся жидкость), улучшающие характеристики систем зажигания (многоискровая система зажигания и др.).

Для бензиновых двигателей серийно выпускаются устройства для впрыскивания легковоспламеняющейся жидкости и многоискровая система зажигания, обеспечивающая в момент разомкнутого состояния серию искр с частотой 50 Гц и более.

Наибольшее количество индивидуальных устройств облегчения пуска холодного двигателя предназначено для дизелей, конструкция и описание работы большинства из них приведены ниже.

Эффективность применения индивидуальных устройств облегчения пуска холодного двигателя во многом определяется использованием при его пуске маловязкого масла и оптимальных регулировок топливоподачи.

«Холодный» и «горячий» запуск: нюансы правильной эксплуатации двигателя

Проблемы со стартом возникают не только у повидавших виды автомобилей: столкнуться с трудностями «горячего» или «холодного» запуска двигателя могут и владельцы авто, преодолевших всего несколько тысяч километров. В чем причина технических неисправностей в первом и во втором случае?

Проблемы со стартом возникают не только у повидавших виды автомобилей: столкнуться с трудностями «горячего» или «холодного» запуска двигателя могут и владельцы авто, преодолевших всего несколько тысяч километров. В чем причина технических неисправностей в первом и во втором случае?

За окном – 22 °С. Прогревать или нет мотор перед запуском?..

Двигатель плохо заводится на «горячую»: 5 возможных причин

  1. Некачественный бензин или ДТ. В горючем могут быть присадки, не пригодные для конкретной марки авто, или твердые частицы, ставшие причиной закупорки фильтров. На морозе дизельное топливо может перейти в желеобразную форму, сложную для перекачивания.

  2. При неисправностях датчика температуры охлаждающей жидкости нарушается корректное поступление горючего.
  3. Вышел из строя датчик массового расхода воздуха.
  4. Нарушена герметичность топливных форсунок, к примеру повреждены уплотнительные кольца, что привело к просачиванию бензина и переобогащению смеси.

  5. Неисправность ТНВД, например из-за износа втулок и сальника приводного вала, – главная причина затрудненного «горячего» запуска в дизельных автомобилях.

Иногда источник неприятности кроется в забитом воздушном фильтре или окислении контактов аккумулятора.

Замена расходных материалов или комплектующих далеко не всегда решает проблему – начать стоит с комплексной диагностики.

Причиной плохого запуска отечественных автомобилей «на горячую» часто становится перегрев бензонасоса Если проблема затрудненного пуска коснулась автомобиля, на котором стоит газовая установка, возможно, под действием высокой температуры нарушилась герметичность шлангов из-за повреждений уплотнительных элементов. Утечка рабочей среды могла произойти и по другой причине. С газом не шутят – необходима консультация специалиста.

Вся правда о «холодном» пуске

Практически все водители, если не знают наверняка, то догадываются, что запуск двигателя без предварительного прогрева вреден.

Так и есть: спешка в этом деле приводит к быстрому износу вращающихся и трущихся комплектующих – поршней, цилиндров, вкладышей, шеек коленчатого вала.

Загустевшее масло не сразу поступает в механизмы, последние остаются без смазки и вынуждены работать «на сухую». Но это, оказывается, еще не все плохие новости.

Один запуск «на холодную» изнашивает мотор так же, как 180-250 км пробега

Запуск мотора «на холодную» бывает затруднен из-за:

  • разряженного аккумулятора, не способного раскрутить стартер и маховик коленчатого вала (при минусовых температурах он разряжается сильнее обычного);
  • неисправностей системы впрыска топлива;
  • зазоров между цилиндром и поршнем, которые появились из-за сужения уплотнительных колец (если герметичность камеры сгорания нарушена);
  • поломок пусковой форсунки, следствием которых становятся утечки;
  • дефектов крышки распределителя и т. д.

Есть и еще один момент – экологический. Топливо при низкой температуре хуже воспламеняется, поэтому «холодный» мотор требует более богатой топливной смеси. Это в разы увеличивает количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Прогрев автомобиль в течение 10-15 минут, вы сможете сделать собственный вклад в охрану окружающей среды.

Причин, по которым мотор отказывается стартовать, на самом гораздо больше. Иногда помогает замена или чистка свечей зажигания, установка нового воздушного, топливного или масляного фильтра, обновление уплотнительных колец. А порой можно обойтись приведением в порядок дроссельной заслонки или других элементов впускного тракта. Зачастую самостоятельно установить источник проблемы не представляется возможным, да и стоит ли, если на хорошей СТО это сделают и быстрее, и качественнее?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *