Что такое докатка и зачем она нужна?

Большое количество современных авто укомплектовано докатками, исполняющими роль запаски. Докатка на машину не занимает много места в багажнике транспортного средства, но применяется с особенными тонкостями. Неопытным автовладельцам будет полезно узнать, что такое докатка на автомобиль и как ее правильно применять.

Докатка автомобиля

Что такое докатка на «Дастер» или другую марку авто? Автовладельцы, которые первый раз столкнулись с таким автоколесом, интересуются, что это, в чем отличия от стандартной шины и каковы особенности применения.

Что такое докатка и зачем она нужна?Один из вариантов докатки

Докатка — это запаска, но более маленькая. Необходима для временной смены поврежденного автоколеса. Для продолжительного эксплуатирования колесо-докатка не предназначается. Колесо необходимо, чтобы доехать («докатиться») до шиномонтажки.

Обычно диск такого автоколеса очень яркий или на него нанесены контрастные полосы.

Различия между обычным автоколесом и докаткой имеются. Естественно, водитель внешне сразу заметит, в чем отличие от запасного колеса, но важно понимать, что разница касается не только в типоразмерах, но и их теххарактеристиках.

Ниже представлены критерии, по которым докатка отличается от традиционного автоколеса:

  • Масса. Маленькое колесо, без сомнений, имеет меньший вес, чем стандартная шина.
  • Типоразмеры. Размер докатки значительно меньше параметров стандартной шины, потому что его диск и резина уже, чем у традиционной запаски.
  • Цена. Металл и резина, из которых создается стандартное автоколесо, которое рассчитано на долговечное эксплуатирование, имеет более высокое качество. Тогда как производство докатки обойдется изготовителю значительно дешевле из-за применения обычной стали.
  • Прочность. Традиционная резина предназначается для постоянного применения, поэтому она наиболее надежная, чем докатка, которая только помогает доехать авто до автосервиса.
  • Качество изготовления. За счёт применения материалов с низким качеством протекторный рисунок докаточного колеса изнашивается оперативнее.

Вопросом, как выбрать докаточное колесо на машину, задаются те водители, которым нужно освободить место в багажнике, а также сократить расход бензина, благодаря малой массе докатки.

Эксперты предупреждают, что держать ориентир при выборе мини-запаски необходимо на ее типоразмеры.Что такое докатка и зачем она нужна?Расцветка запасного колеса

Когда «бублик» доставляется изготовителем автотранспортного средства в комплекте с машиной, то он обычно имеет тот же диаметр, как и у прочих автоколес. То есть, думая, как выбрать мини-запаску по типоразмеру, владельцы авто должны сориентироваться на типоразмер родных шин. При этом можно выбрать изделие с малым несоответствием в диаметре, но не более чем на 1 дюйм.

Если на машине смонтированы шины, например, типоразмером р15 165 на 105, то докатку с типоразмером R13 уже нельзя устанавливать, следует купить радиус 14. Также подбирается докатка R16 и R17. Какой размер подойдет, подскажет консультант специализированного магазина.

С какой скоростью можно ехать на докаточном колесе

Докатка «Мерседеса» или другого бренда позволяет автовладельцу доехать на машине до пункта помощи. Колесо не предназначается для продолжительной езды на большие расстояния, это запрещено.

Мини-запаска не способна выдержать значительный скоростной режим, максимальная скорость на докатке — 80 км/ч, хотя специалисты не советуют превышать 60 км/ч. Передвигаться на машине с докаткой быстрее вряд ли выйдет.

Из-за маленьких габаритов такая запаска повлияет на поведение автотранспортного средства, управляемость страдает.

Вам это будет интересно  О цепях на автомобильные колеса для снега и грязиЧто такое докатка и зачем она нужна?Передвижение на запаске

Можно ли ставить докатку вперед

Так как докатка BMW X1 или другая мини-запаска производится из недорогих стройматериалов, то выбирая, качество оценивать не следует. Основное при выборе — это типоразмер.

При этом ставить докатку вперед нельзя.

С машинами с передним приводом проблем не будет, так как даже в ситуации, если шина спереди будет пробита, на ее место можно поставить колесо сзади, а на ось сзади — докаточную запаску.

Тут и нивелируется преимущество доступности монтирования. Ведь автовладельцу в такой ситуации надо изначально снять переднее пробитое автоколесо, далее шину сзади, поставить ее на переднюю ось, а потом только применить докаточное колесо.

Что такое докатка и зачем она нужна?Запаска на передней оси

Относительно машин с задним приводом, то тут все понятно. Автовладельцу надо будет выбрать между качественным управлением машины (в ситуации монтажа докаточного колеса на переднюю ось, так как ведущая сзади) и постоянным развитием заносов и высочайшими перегрузками на дифференциал (при монтаже на оси сзади).

Полноценное эксплуатирование мини-запаски возможно исключительно когда она качественно накачана.

Сколько можно ехать на докаточном колесе на переднем приводе

Вопрос, сколько можно ездить на докатке, интересует каждого автовладельца. Докаточное колесо требует абсолютно иного вождения, ведь свое наименование мини-запаска получила от слова «докатиться», то есть медленно доехать до шиномонтажки или гаража. Поэтому каждому интересно, сколько можно ехать на докатке? Ведь здесь речь идет о безопасности находящихся в машине.

Здесь наблюдается зависимость от привода автомобиля и на какой оси пробито автоколесо. Есть на ведущей оси, то длительный период передвижения на докаточном колесе может привести к повреждению дифференциала. На докатке присутствуют рекомендации:

Что такое докатка и зачем она нужна?Накачка запаски

  • Давление: до 6,5 атмосфер.
  • Скоростной режим: 60 км/час.
  • Расстояние (проехать, не останавливаясь): 200 км.

На переднем колесе, если останавливаться, аккуратно можно доехать до первого автосервиса, не дальше — это небезопасно.

Как сделать докатку для ВАЗ: штрафы

Докатка на ВАЗ хоть и дешевая, но не каждый хочет тратиться. Многие предпочитают сделать докаточное колесо самостоятельно.

Докатка на ВАЗ своими руками может быть сделана из диска от ВАЗ 2106 (5×13 ET29) со 135/80 покрышкой. Диск следует выкрасить в яркий цвет. Самодельная докатка готова.

Диаметр посадочного отверстия на 4 мм больше, но до шиномонтажки при правильной скорости доехать получится.

Вам это будет интересно  О шланге для накачки шин

Докаточная запаска может стать отличным решением для многих владельцев небольших машин, которые не дают возможности транспортировать стандартное запасное колесо. К преимуществам можно отнести:

Что такое докатка и зачем она нужна?Жигулевский вариант

  • Небольшие типоразмеры, что гарантирует занятие меньшего места в багажнике. При путешествиях реально взять с собой несколько докаток, которые успешно разместятся в машине.
  • Низкая цена. Из-за дешевых материалов и доступности создания докатка обойдется водителю в разы дешевле.
  • В ситуации прокола докаточного колеса восстановить его легче. Проще выполнить разбортовку и сборку.
  • Менять легче, так как вес небольшой. Этот момент сокращает расход бензина.

Нельзя забывать о штрафах. Штрафного взыскания за езду на докаточном колесе не будет, если прокол произошел во время автодвижения, а водитель направляется в шиномонтажку. Эксплуатация машины на докатке постоянно запрещается — штраф 500 рублей*.

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32»

Нормальное эксплуатирование докаточного колеса может происходить только при его верном накачивании. Так как запаска маленькая, то давление в докаточном колесе должно иметь наиболее высокие показатели, чем в стандартной шине. Поэтому автовладельцу потребуется вести контроль данного параметра, чтобы не допустить аварии.

Не зная, какое давление должно быть в докаточном колесе, водители обращаются за рекомендацией к профи, которые дают однозначный ответ, норма давления — 4,0-4,2 атмосфер. Это касается и докаточного колеса на «Ниссан».

Что такое докатка и зачем она нужна?Запаска на «Ниссан»

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32» имеет следующие характеристики:

  • Диаметр докатки: R17”.
  • Тип диска: штамп.
  • Сезон: всесезонка.
  • Ширина профиля: 155 мм.
  • Высота профиля: 90 %.
  • Ширина обода: 4 см.
  • Число отверстий: 5.
  • Диаметр расположения отверстий: 114,3.
  • Вылет (ET): 40.

Докатка на «Ниссан Х Трейл Т32» реализуется в специализированных магазинах.

Докаточное колесо — это изобретение, дающее возможность не брать с собой обычную запаску, экономя денежные средства на приобретение, а также место в авто. Однако эксплуатировать мини-запаску следует крайне внимательно, соблюдая меры безопасности.

*Сумма штрафа указана на январь 2019 года.

Что такое докатка и как на ней ездить правильно

В большинство автомобилей современного типа в комплект входит докатка, служащая заменой колесу. Благодаря ней можно сэкономить средства на запасное колесо, увеличить место в багажнике, европейские автобаны вообще не требуют наличие запаски.

Вся конструкция удобна в использовании. Все рано или поздно сталкиваются с необходимостью замены колеса. Если для водителя с большим опытом это не составит труда, то для новичка в вождении этот процесс будет сложным.

Приобретение докатки существенно облегчит жизнь водителя и особенно новичка.

Что такое докатка и зачем она нужна?

Что такое докатка

Докатка – это один из видов небольшого запасного колеса с нарисованными на нем линиями яркого цвета. Такое колесо устанавливается на место поврежденного, когда его нельзя отремонтировать или заклеить, дает возможность доехать до ближайшего СТО.

Важно! Докатку запрещено применять длительно, максимально допустимая скорость передвижения на ней 90 км/час, узнать о максимальной скорости можно по специальной маркировке на ее ободе.

Что такое докатка и зачем она нужна?

Ресурс передвижения составляет примерно 5 тыс. км, потому что атмосферное давление в ней равняется 4.2, а глубина протектора около 4 мм. Практически любой владелец автомобиля может отличить докатку от запасного колеса, которое имеется в автомобиле, но нужно знать, что они не только разные по размеру. И запаска и докатка имеют разные технические характеристики.

Что такое докатка и зачем она нужна?

Какую докатку выбрать

Параметры отличия:

  • Весовая категория – докатное колесо весит меньше чем обычное запасное.
  • Размер – поскольку диск и сама шина докатки меньше, обычная запаска будет большей по габаритам.
  • Себестоимость материалов – обычное колесо рассчитано на длительную службу владельцу, поэтому материалы для его изготовления будут стоить намного дороже.
  • Качество изготовления – поскольку для докатки применяются материалы не высокого качества, ее протектор подвергается достаточно быстрому износу и приходу в негодность.
  • Надежность – поскольку обычная шина выпускается для длительной эксплуатации, соответственно она более надежная, а докатка поможет только доехать водителю до станции ремонта автомобилей или ближайшего шиномонтажа.
Читайте также:  Почему хрипит динамик в авто?

Что такое докатка и зачем она нужна?

Как выбрать временное колесо

Обычно такой вид запасного колеса предпочитают водители, захотевшие существенно сэкономить место в багажнике, которое могло бы занимать обычное запасное колесо. За счет докатки так же можно немного сэкономить на расходе топлива, так как она имеет не большой вес. При выборе такого типа запаски рекомендуется ориентироваться преждевсего на ее габариты.

Что такое докатка и зачем она нужна?

Докатка, сразу входящая в заводской комплект автомобиля, обычно имеет размер и вес обычного стандартного колеса, поэтому, выбирая ее в будущем, прежде всего, нужно учитывать размер родного колеса автомобиля.

Небольшое расхождение в диаметре, которое допускается при выборе не должно превысить 1 дюйм.

Например, при установленных на автомобиле колесах диаметром R15, докатка, имеющая размер R13 не будет подходить, так как нужно, чтобы ее разменная характеристика составляла минимум R14.

Докатка: чем опасен этот вид запасного колеса

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я подготовил очередной материал для людей, неравнодушных к автомобилям.

Я неоднократно посвящал свои публикации автомобильным шинам и дискам, в них Вы найдете ответы на вечные вопросы: что лучше шипы или липучка, а также так ли хороши низкопрофильные шины.

Настало время поговорить о запасных колесах, а конкретно, о том, что такое докатка?

   Немного истории

Если вспомнить, первые автомобили, которые появились более 100 лет назад, то большинство из Вас сильно удивиться, узнав, что они не имели запасного колеса. Но как только автомобили пошли в массы, а это было в начале 20 века, то все встает на свои места и по фотографии говорят о наличие запаски.

Дальше — больше. Дороги начала прошлого века в лучшем случае представляли собой булыжные мостовые, а в худшем и вовсе были грунтовые. При всем этом автомобилям на дорогах приходилось уживаться с другим популярным транспортом того времени – лошадьми.

Подковы, которым были закреплены гвоздями, имеющими свойство вылетать. Получается, что дороги были усыпаны гвоздями, а автовладельцы постоянно сталкивались с проколами.

Поэтому многие автопроизводители принимали решение об укомплектовании автомобиля двумя запасными колесами, которые симметрично расположились на передних крыльях транспортных средств начала прошлого века.

Что такое докатка и зачем она нужна?

В большинстве случает авто комплектуются докаткой, а есть машины вообще без запаски, оснащенные шинами конструкции Run­Flat, они обладают жесткой боковиной и позволяют проехать несколько километров и даже десятков километров, до ближайшей станции технического обслуживания.

Докатка, как её называют в обиходе, или компактное запасное колесо, как технически более корректный термин – это запасное колесо, не предназначенное для повседневной эксплуатации, а необходимое для продолжения движения автомобиля до ближайшей шиномонтажной мастерской или СТО.

   Меры предосторожности при использовании докатки

Сразу хочу сказать, что автомобиль комплектуется докаткой того же наружного диаметра, что и остальные его колеса или примерно того же, с небольшим отклонением не более 10%, в меньшую сторону.

Поэтому, как пишут в различных источниках, что если докатка сильно отличается от размеров колес в меньшую стороны, то возможна некорректная работа систем активной безопасности (антиблокировочной, противобуксовочной, трекшн-контроля).

Такой большой разницы в размерах быть не должно, это значит, что водители использовали «запаски» не от своего транспортного средства. Сильно отличаться может посадочный диаметр шины, но ни как наружный диаметр колеса в сборе.

Так как докатка это не полноразмерное колесо, а компактное, можно сказать «неполноценное», то существуют некоторые тонкости его использования, которые в виде пиктограмм или открытым текстом изложены на диске:

  • Ограничение максимальной скорости, на большинстве таких колес указан лимит в 80км/ч или 50 миль/ч, что практически одно и тоже. Это ограничение обусловлено в первую очередь не хлипкостью конструкции докатки, а отличающимся от привычного поведением автомобиля, с запаской данного типа, на дороге.
  • Опасность резкого маневрирования, так как рисунок протектора и площадь пятна контакта шины с дорогой у докатки будет отлична от остальных колес. При резком торможении, ускорении повороте руля может возникнуть занос, при преодолении лужи из-за разности рисунков протектора эффект аквапланирования может проявиться по-разному и т.д.Что такое докатка и зачем она нужна?

Теперь отвечу на два основных вопроса: какое давление должно быть в докатке и сколько километров можно на ней проехать?

  1. Если говорить о необходимом давлении, то у большинства моделей необходимо накачивать до давления в 4,2 атмосферы, но лучше смотреть обозначение на самом колесе, оно может незначительно отличаться от указанного значения.
  2. Что же касаемо пробега, то дальность поездки на компактном запасном колесе желательно свести к минимуму. Если же водитель любитель «острых ощущений», то я могу сказать следующее: ресурс компактной запаски – это 2000–6000 км. пробега, в отличии от 45000 для шин рассчитанных на постоянное использование.
    Поэтому число теоретически на докатке можно проехать несколько тысяч километров, только нужно ли?

   На какую ось лучше ставить

Понятно, что запаску мы ставим на место вышедшего из строя колеса, но мы же можем поменять колеса местами и поставить её на любое место.

О том куда лучше поставить докатку для максимальной безопасности дальнейшей поездки, читайте ниже:

  • Переднеприводный авто – здесь вердикт однозначен, так как ведущая ось — передняя, большая часть тормозной силы также передается на неё, то для Вашей безопасности докатку необходимо ставить обязательно на заднюю ось, чтобы минимизировать потерю устойчивости.
  • На полноприводном автомобиле, аналогично переднеприводному, докатку лучше ставить на заднюю ось, так как большинство авто с колесной формулой 4х4 имеют подключаемый полный привод, а в большинстве случаев они такие же переднеприводные автомобили. И даже на «честном» постоянном полном приводе расклад сил не меняется, так как шины разной ширины на передней оси, а именно на передней оси реализуется наибольшая тормозная сила, могут стать источником возникновения заноса при торможении.
  • С установкой докатки на авто с задней ведущей осью не все так однозначно. При установке на заднюю ось, мы получаем возможность возникновения заноса при разгоне, а на переднюю ось – при торможении.

Что такое докатка и зачем она нужна?

   Достоинства и недостатки по сравнению с полноразмерной запаской

   Плюсы

Собственно говоря, из положительных моментов наличия компактного запасного колеса, вместо полноразмерного у водителя остается только увеличение размеров багажного отсека, так как меньшая ширина докатки позволяет сделать пол багажника ниже.

Особенно это актуально для небольших кроссоверов, которые имеют компактные размеры, в том числе компактные размеры багажного отделения, а их диски обуты в шины шириной 225 или 235 мм, и полноразмерные «запаски» съели бы достаточно большую часть багажника.

Что такое докатка и зачем она нужна?

   Минусы

Минусов несколько больше и о многих из них в этой статье я писал ранее:

  • Ограничение скорости в 80 км/ч, то есть о дальнейшей полноценной поездке речи быть не может. Представим следующую ситуацию: лето, отпуск. Семья на автомобиле едет на море, и тут непредвиденная ситуация – прокол…При наличии полноразмерного запасного колеса, водитель за 10–15 минут произведет замену и продолжит дальнейшее движение без каких-либо ограничений, а проколотое колесо отремонтирует в свободное время по приезду в пункт назначения.
    А вот при наличии докатки, водитель потратит 10–15 минут на её установку, может даже больше, если произошел прокол переднего колеса, в место которого ставить докатку мероприятие весьма спорное. Далее водитель направляется со скоростью менее 80 км/ч (если авто загружен под завязку, то еще меньше) до ближайшей шиномонтажной мастерской и хорошо если там не будет очереди. Ну, в общем, Вы поняли, что потери времени не соизмеримы.
  • При движении с применением докатки у автомобиля снижается устойчивость, управляемость, несколько увеличивается тормозной путь, то есть двигаться необходимо с особой осторожностью.
  • Небольшой ресурс самого колеса (2000–6000 км. пробега).

Подводя итог, скажу, что преимуществ и полноразмерной запаски гораздо больше, чем у докатки, но если посмотреть с другой стороны, то многие водителям за весь срок эксплуатации автомобиля вообще не приходиться пользоваться «запаской». Поэтому тип запасного колеса ни в коем случае не должен становиться определяющими при выборе автомобиля.

До скорых встреч, увидимся на страницах новых публикаций!

Что такое докатка и зачем она нужна?

Андрей

Что такое докатка в автомобиле

Докатка – это небольшое по размерам запасное колесо, которое устанавливают вместо поврежденного, если нельзя отремонтировать шину и нужно добраться до ближайшего пункта шиномонтажа. Когда используется докаточная шина, каковы ограничения при передвижении, штрафы и особенности эксплуатации – обо всем этом далее в статье.

Докатка и полноразмерная запаска – в чем разница

Докатка вместо полноценного запасного колеса автомобиля занимает меньше места в багажнике или в салоне, и помогает без посторонней помощи доехать до ближайшего сервиса, если в дороге прокололось колесо. Из названия понятно, что его используют в критических ситуациях и «докатывают» на нем к месту ремонта.

Что такое докатка и зачем она нужна?Для чего нужна докатка

На докаточном колесе можно проехать от 60 до 200 км в зависимости от модели, не превышая скорость 80 км/ч. Большинство брендов, которые комплектуют новые машины не полноценной запаской, а докаткой, например, BMW X1, X7, рекомендуют не ездить при этом быстрее 60 км/ч.

Популярность докаток объясняется двумя факторами:

  1. Меньшая стоимость.
  2. Минимум занимаемого места в багажнике.

Устанавливать докатку на автомобиль проще за счет ее небольшого веса, но при замене колес необходимо учитывать особенности комплектации машины, в первую очередь – тип привода.

Первое аварийное колесо появилось одновременно с полноразмерной запаской, но активно его стали использовать последние 10 лет. Комплектация докаткой снижает стоимость новой машины – это главный фактор, который используют производители, оснащая им моноприводные модели.

Докатка отличается от стандартного колеса техническими характеристиками, весом и размером. При выборе аварийного колеса рекомендуется в первую очередь обращать внимание на типоразмеры – размер докатки может быть меньше штатной шины не более чем на 1 дюйм. Если на автомобиле установлены шины типоразмера R15, то необходимо подбирать размер докатки с диаметром диска не менее 14 дюймов.

Что такое докатка и зачем она нужна?Чем докатка отличается от стандартного колеса

Разница между докаткой и полноценной запаской также видна в материалах изготовления. На стандартные колеса идет высокопрочная сталь или алюминий, для аварийных используется обычная промышленная сталь минимальной толщины. Протектор аварийного колеса имеет максимальный срок эксплуатации 2 000 км.

Поскольку площадь соприкосновения протектора докатки намного меньше, чем у штатного, необходимо следить за уровнем давления в аварийной шине. Давление в докатке эксперты рекомендуют держать на уровне 4,0-4,2 атмосферы. В некоторых случаях допускается увеличение давления до 5 атм.

Для примера, характеристики докаточного колеса на Nissan X-Trail:

  • диаметр – 17 дюймов;
  • диск – штампованный;
  • профиль ширина – 155 мм, высота – 90 %:
  • обод ширина – 40 мм.

Для данного кроссовера на докатке можно ездить до 200 км без остановки.

Особенности управления и передвижения на аварийном колесе

Даже если установлена оригинальная докатка, характер управления автомобилем меняется, по-другому начинают работать электронный блок управления, дифференциалы и пр. Что необходимо при этом запомнить водителю:

  1. Увеличивается на 120% тормозной путь за счет уменьшенной площади контакта протектора докатки с дорогой.
  2. Увеличивается разница угловых скоростей на той оси, где установлено аварийное колесо, есть опасность повредить дифференциал.
  3. Системы стабилизации (ESC) необходимо отключить, если размер диска докатки критично мал и расходится с типоразмером штатного колеса более чем на 1 дюйм. Система может сбоить и некорректно перераспределять крутящий момент на колеса за счет того, что меньший диаметр диска может фиксироваться как проскальзывание.

Как ставить докатку на автомобиль в зависимости от типа привода

Производители рекомендуют не устанавливать аварийное колесо на ведущую ось. Если в переднеприводном автомобиле прокололась передняя шина, рекомендуется провести полноценную замену: снять заднее колесо, переставить на переднюю ось, сзади установить докатку.

Что такое докатка и зачем она нужна?В чем особенность езды на докатке

Многие водители пренебрегают таким порядком работ, поскольку достаточно сложно на дороге снимать с машины два колеса.

Если авто имеет привод на заднюю ось, устанавливать докатку необходимо на переднюю. Это минимизирует нагрузку на дифференциал, но значительно снизит управляемость. Скорость при такой установке не должна превышать 50-60 км/ч.

Правила эксплуатации аварийного колеса:

  1. При вхождении в поворот желательно максимально сбрасывать скорость.
  2. При движении следует избегать резких маневров, резко сбрасывать и набирать скорость также не стоит, автомобиль может занести.
  3. Опытные водители советуют не отключать электронные системы, которые помогут в критической ситуации удержать авто новичкам, несмотря на их возможную некорректную работу.

Каким бы странным это не казалось, но управление автомобилем с докаткой требует от водителя соответствующего опыта.

Можно ли ездить на докаточном колесе

ПДД в этом вопросе однозначны: докаточное колесо используется только в аварийной ситуации, и ехать на нем можно только до места ремонта – на шиномонтаж или в гараж.

Оно не предназначено для скоростного режима и имеет ограничения по расстоянию. Штраф за постоянное использование докатки – 500 руб.

Аварийное колесо позволит быстро выбраться из затруднительного положения и доехать до ремонтной мастерской, но только в том случае, если колесо пробито не во время длительного путешествия.

Постоянно использовать докатку нельзя, перед поездкой ее необходимо правильно накачать и следить за уровнем давления.

И все же полноразмерная запаска остается лучшим вариантом для замены – она позволяет не потерять ни скорость, ни управление.

Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?

Что такое докатка и зачем она нужна?Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.

Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.

Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток.
Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.

Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.

Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.

Соответственно возникает множество проблем:

  1. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
  2. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
  3. В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
  4. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.

Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.

  • Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.
  • Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.
  • При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.
  • Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.

Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.

Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой.

В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону.

С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы.

Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта.

Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.

Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.

Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.

Что такое докатка и зачем она нужна

Что такое докатка и зачем она нужна?Докаткой называют запасное колесо, которое имеет меньшую толщину и диаметр в сравнении с обычным колесом. Основное предназначение докатки – установка на место проколотого колеса с тем, чтобы своим ходом доехать до гаража или ближайшей шиномонтажной мастерской.

Немного истории

Необходимость наличия запасного колеса на случай повреждения шины существовала с момента появления первых автомобилей. В те далёкие времена машины ездили по тем самым дорогам, по которым проходили конные экипажи, и гвозди, выпавшие из лошадиных подков, были на дорогах самым обычным делом. Ни у кого не вызывала удивления картина ремонта колеса у обочины дороги.

Первым автомобилем, оборудованным запаской, стал «Рамблерс». Вскоре запасками стали оснащать большинство сходящих с конвейера автомобилей. Как правило, машины комплектовались двумя запасными колёсами, которые устанавливались позади и сбоку автомобиля.

Читайте также:  Правила чистки дроссельной заслонки: как сделать и что учесть?

Период Второй мировой войны стал паузой в оснащении машин запасками: военные нужды практически не оставили резерва каучука на мирные цели.

Какие бывают запаски

Сегодня производители автомобилей комплектуют машины запасными колёсами разных размеров. Полноценная запаска совпадает размерами и другими характеристиками с основными колёсами автомобиля, то есть, он имеет вместо четырёх пять колёс, одно из которых является запасным. В этом случае рекомендуется время от времени производить ротацию колёс с целью равномерного изнашивании всех шин.

Полноценными запасками автомобили комплектуются всё реже. Один из вариантов современной запаски – полноразмерный вариант, имеющий облегчённую конструкцию. За счёт низкого веса такая запаска способствует экономии топлива и её легко установить при необходимости замены колеса. Подобная запаска не предназначена для долговременного использования.

Полноразмерное запасное колесо занимает много места, что во многих случаях, особенно когда размеры автомобиля или его багажника невелики, является неприемлемым.

Полтора десятка лет назад были популярны складные запасные колёса. Поскольку использование подобных запасок оказалась неудобным и требовало накачивания колеса после установки, производители очень быстро от них отказались.

Особенности использования докаток

k

Сегодня всё чаще используют докатки: компактные запасные колёса. Эти колёса не только легче, но и более короткие и узкие в сравнении с обычными. В связи с меньшими размерами, давление внутри докаток выше, чем у других колёс. К каждой конкретной марке автомобиля производятся свои специальные докатки. Использовать предназначенную для другого автомобиля докатку может быть довольно опасно.

В инструкции к автомобилю, как правило, описаны рекомендации по использованию докаток. Тем не менее, существуют общие правила, следуя которым, можно успешно доехать до пункта назначения.

Не следует забывать, что докатка не является полноценным колесом. Из-за уменьшённых размеров и отсутствия наполненной воздухом покрышки существенно увеличивается нагрузка на подвеску и дифференциал, что ведёт к возникновению серьёзных проблем.

Во-первых, уменьшается площадь сцепления колеса с дорогой, следовательно – увеличивается тормозной путь и снижается управляемость, что особенно опасно в снег или дождь. Во-вторых, электронные системы контроля начинают работать неадекватно, принимая малый диаметр диска за проскальзывание.

В-третьих, не следует забывать о невысокой прочности этого колеса, которое легко повредить на неровных дорогах.

Чем выше разница диаметров докатки и штатных колёс, тем ощутимее перечисленные проблемы. При разнице не более дюйма неудобства будут выражены в минимальной степени, что не делает, однако, докатку пригодной к долговременному использованию, поскольку глубина её протектора рассчитана на пробег длиной не более чем 6000 километров.

Если диаметры различаются более чем на три дюйма, электронные системы лучше отключить до начала движения, иначе не избежать постоянного блокирования колёс. Не стоит забывать и о соблюдении скоростного режима: скорость более 60 км/ч при расстоянии в 100 км может печально закончиться для автомобиля.

Чтобы свести негативные последствия к минимуму, докатку лучше ставить на тот мост, который не является ведущим.

При этом нельзя забывать, что при установке на заднеприводной машине докатки на передний мост ухудшается способность машины поворачивать, поэтому перед каждым поворотом придётся до минимума сбрасывать скорость и очень плавно обращаться с рулём. Докатка на заднем мосту усложнит из-за более низкого сцепления старт машины и увеличит риск заносов.

В случае необходимости установки докатки в гололёд, при наличии хорошей зимней резины на штатных колёсах, специалисты рекомендуют ставить запасное колесо вперёд: зимняя шина второго рулевого колеса способна обеспечить достаточное сцепление.

На машинах с передним приводом докатка однозначно устанавливается назад, что позволяет спасти дифференциал и сохранить управляемость.

Неопытному водителю, плохо чувствующему автомобиль, лучше всего не рисковать и пользоваться полноценным колесом. А для всех остальных докатка, несмотря на все сложности, является вещью нужной и удобной. Компактные размеры позволяют легко разместить её в багажнике, а при необходимости захватить в дальнюю дорогу несколько докаток, увеличив защищённость от неприятных неожиданностей.

Докатка – всё что нужно знать

Не нужно паниковать, ведь это изделие при правильном подходе отлично выполняет свои функции и даже несколько более экономично, нежели полноразмерная запаска. Иногда водители специально приобретают докатку, чтобы в нише автомобиля оставалось больше свободного места.

Что такое докатка

Водителя, впервые столкнувшегося с таким колесом, волнует вопрос, что такое докатка автомобиля, чем она отличается от обычного колеса, и каковы особенности ее использования.

Итак, докатка представляет собой запасное колесо меньшего размера, предусмотренное для временной замены поврежденного колеса. Для длительной эксплуатации это изделие не предназначено, ведь его задача – помочь добраться («докатиться») до шиномонтажной мастерской. Обычно диск такого колеса окрашен в яркий цвет или имеет полоски контрастного оттенка.

Отличия между полноразмерным колесом и докаткой

Конечно, автовладелец внешне сразу видит, чем докатка отличается от запаски, однако необходимо знать, что разница имеется не только в размерах колес, но и в их технических характеристиках.

Вот параметры, по которым докатка отличается от обычного колеса:

  • Вес. Маленькое колесо, соответственно, обладает гораздо меньшим весом, нежели обычное колесо.
  • Габариты. Размер докатки на порядок меньше параметров обычного колеса, так как его диск и шины уже, нежели у полноразмерного.
  • Себестоимость. Материалы, из которых изготавливается обычное колесо, рассчитанное на длительный срок эксплуатации, имеют более высокое качество, тогда как изготовление «бублика» обойдется производителю гораздо дешевле.
  • Надежность. Стандартные шины предназначены для постоянного использования, следовательно, они более надежные, нежели докатки, которые лишь помогают доехать автомобилю до мастерской.
  • Качество исполнения. За счет использования материалов с невысокими потребительскими характеристиками, протектор докаток изнашивается очень быстро.

Особенности выбора

Вопросом, как подобрать докатку на автомобиль, задаются обычно те автовладельцы, которые хотят сэкономить место в отсеке для запасного колеса, а также уменьшить расход топлива за счет малого веса «бублика». Специалисты говорят, что ориентироваться при подборе маленькой запаски нужно, прежде всего, на ее размеры.

Когда докатка поставляется производителем автомобиля вместе с «железным конем», то она, как правило, имеет такой же диаметр, как и у других колес. То есть, задумываясь над тем, как подобрать докатку по размеру, автовладельцы должны ориентироваться на размер родных колес.

При этом допускается совсем небольшое расхождение в диаметре, величина которого не должна превышать 1 дюйм. К примеру, если на автомобиле установлены колеса размером R15, то докатка с размером R13 уже не подойдет – нужно, чтобы ее параметр был представлен, хотя бы R15.

Давление в докатке

Нормальная эксплуатация докатки будет возможна лишь при ее правильной накачке. Так как такое запасное колесо имеет меньший размер, то давление в докатке должно иметь более высокие показатели, чем в обычном. Поэтому водителю требуется постоянно контролировать этот параметр, дабы избежать неприятных явлений на дороге. Задаваясь вопросом, какое давление должно быть в докатке, автовладельцы обращаются за советом к специалистам, которые в свою очередь отвечают, что в цифрах величина нормального давления в таком колесе должна составлять порядка 4,0-4,2 Атм.

Особенности движения на докаточном колесе

Конечно, такое колесо требует совершенно другого вождения, ведь свое название оно получило от слова «докатиться», то есть медленно добраться до шиномонтажной мастерской. Поэтому каждого водителя в таких случаях волнует, сколько можно ездить на докатке, ведь здесь может значительно пострадать безопасность лиц, сидящих в автомобиле.

Действительно, движение с таким колесом значительно снижает площадь пятна контакта с проезжей частью, что влечет за собой ухудшение управляемости, а также увеличение тормозного пути. Кроме того, увеличивается разница в угловых скоростях колес на той из осей, на которой стоит докатка, а это повышает нагрузку на дифференциал.

Также может произойти сбой в работе систем стабилизации, а риск повреждения маленького колеса увеличивается в разы. Итак, на вопрос, сколько можно проехать на докатке, специалисты отвечают, что желательно двигаться на ней на самое минимальное расстояние до ближайшей шиномонтажной станции.

Ведь, если проехать на таком колесе более 100 км со скоростью более 70 км/ч, то это может привести к серьезным неисправностям в авто. В целом же протектор на докатке рассчитан на пробег величиной 2000-5000 км.

Нужно учитывать и разрешенную скорость на докатке, дабы избежать неприятностей на дороге. В среднем ездить на таком колесе можно на скорости порядка 50-60 км/ч.

Штраф за движение на докатке

Официально в ПДД не предусмотрен штраф за колесо докатка, однако есть пункт, согласно которому, колеса, установленные на одну ось автомобиля, не должны иметь разный размер, конструкцию, рисунок протектора и т.д. С другой стороны, если прокололось колесо, то водитель может поставить запасное колесо (в том числе и докатку) и двигаться к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер предосторожности. Получается, что штраф за езду на докатке инспектор не выпишет, если колесо прокололось в процессе движения и водитель едет в направлении шиномонтажной мастерской. Эксплуатировать же (ездить по своим делам) авто на докатке нельзя – это будет нарушением ПДД и может повлечь за собой штраф, размер которого, согласно статье 12.5, ч.1 КоАП РФ составляет 500 рублей.

Докатка – это изобретение, позволяющее не возить с собой полноразмерное колесо, экономя средства на его покупку, а также место в автомобиле. Но такое колесо негативно влияет на управляемость и, соответственно, ставит под угрозу безопасность водителя и его пассажиров. Поэтому эксплуатировать докатку нужно осторожно, соблюдая меры предосторожности и не превышая скорость 70 км/ч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *