Заправка автомобиля метаном

Заправка автомобиля метаном

Газ у них и газ у нас

Игорь Варывдин Фото ГАЗПРОМа и фирм-производителей

Заправка автомобиля метаном

Культ борьбы с потеплением климата, мода на альтернативные источники энергии, ажиотаж вокруг зелёной темы в автомобильном мире с каждым годом заставляют людей всё больше отказываться от традиционных бензина и дизтоплива, например, в пользу метана. Но как продвигается дело по переходу на Западе и в России?

Строго говоря, метан – не совсем точное название природного газа, в котором метана для разных месторождений от 88 до 95%, остальное приходится на примеси: этан, другие летучие углеводороды, а также негорючие газы азот, гелий, углекислый газ. Промышленным способом очищать метан от примесей нет смысла, поскольку энергетическая эффективность повысится незначительно, зато исчезнет главное его преимущество – низкая цена.

Официально природный газ у нас скрывается за аббревиатурой КПГ, что означает компримированный (т.е. сжатый) природный газ. Есть и СПГ (сжиженный природный газ), несмотря на то, что затраты на сжижение газа увеличивают его стоимость, на рынке сегодня его цена ниже, чем у бензина и ДТ.

Бывает ещё сжиженная пропано-бутановая смесь, известная у нас как просто газ или СУГ (сжиженные углеводороды), получается она при фракционной перегонке нефти.

Температура кипения пропана –42 °С, бутана –0,5 °С, поэтому несложно превратить их в жидкость и использовать для формирования топливно-воздушной смеси с небольшими переделками двигателя.

Не случайно у нас перевод автомобилей на СУГ пережил в 1990-е настоящий бум, когда переходу на газ последовали не только частники, но и организации, вынужденные в новых рыночных отношениях эксплуатировать прожорливые бензиновые грузовики советского автопрома.

Заправка автомобиля метаном

Со сжиженным метаном же такая штука не проходит, его температура кипения –161,6 °С, превратить его в жидкость при обычных температурах нереально, баллоны придётся делать такой толщины, что никакое топливо туда уже не влезет.

На Западе сжижения метана добиваются при низких температурах в баллонах-термосах, но у нас этот метод пока не прижился из-за дороговизны оборудования и невозможности хранить топливо в баллоне длительное время.

Даже в США, где царит настоящая «зелёная лихорадка», сжиженный метан (LPG) применяют на транспорте лишь там, где существует острая необходимость экономить место на автомобиле, и установка частокола баллонов со сжатым газом в соответствии с техническим заданием невозможна.

А если метан находится не в жидком, а в газообразном состоянии, перевести на него обычный двигатель не так просто, как с СУГ, легче изначально разрабатывать двигатель для применения такого топлива, перевод на природный газ современного инжекторного мотора, например, стоит не менее 50 тысяч рублей.

Заправка автомобиля метаном

Развитие современных технологий позволило превратить минусы в плюсы, сегодня промышленность предлагает не только адаптированные под КПГ двигатели внутреннего сгорания, но и дизели (последние, правда, не могут быть битопливными).

Но и заточенные на метан европейские моторы гибридами можно называть лишь условно, у них езда на бензине (высокооктановом) является аварийным режимом, а бак у многих моделей такой, что на нём далеко не уедешь (меньше 20 л для грузовиков и фургонов полной массой до 5 т).

Инструкции же по эксплуатации напоминают о необходимости всячески избегать применения бензина у таких машин, а в США ширится модельный ряд пикапов и других лёгких транспортных средств, работающих исключительно на голубом топливе.

Отсюда понятно, что нормальная эксплуатация автомобилей на метане возможна только при наличии развитой системы заправок. Сегодня основным фактором, сдерживающим рост «зелёных» машин в России, является малое количество АГНКС.

Что сдерживает их появление за каждым углом – малое число работающих на метане машин и соответственно низкий спрос на это топливо.

Заправка автомобиля метаном

Заправка автомобиля метаном

Замкнутый круг рыночного механизма саморегулирования.

Компания «Газпром», главный поставщик метана и строитель заправок КПГ в стране, может сколько угодно быть государственной, но не будет вкладывать колоссальные средства в отдалённую перспективу, где нет разумного срока окупаемости инвестиций в обозримом будущем, а не в следующем столетии.

Приказной порядок плановой экономики не возродится в силу её неэффективности, и государство может только принимать определённые меры, стимулирующие развитие экологически чистого транспорта.

Например, снимать с таких компаний налоговую нагрузку, закупать у производителей крупные партии машин на альтернативном топливе для своих флит-парков, чтобы повысить спрос на топливо. Пропагандировать среди широких масс соответствующее отношение к безопасности окружающей среды и сознательный отказ от ядовитого бензинового и дизельного горючего (для той части общества, для которой низкая цена метана не имеет значения, не знаю, насколько она широка).

Работающий на метане большегрузный транспорт трудно продать на вторичном рынке. У нас существует практика, когда новый автобус после того, как его укатают в большом городе, отправляют доживать век в глубинку.

И если в миллионнике метановых заправок 1–2, не считая собственных в крупных автопарках, то в провинции, где с чистотой воздуха и так всё нормально, их появление в ближайшее время вообще маловероятно.

Следовательно, необходимы специальные льготные программы лизинга без выкупа, как это делает КАМАЗ.

Заправка автомобиля метаном

В Набережных Челнах стимулируют крупных эксплуатантов приобретать больше машин на КПГ. Эта же программа способствует и регулярному обновлению автопарка.

Для предприятий транспорт на метане – это не только снижение эксплуатационных расходов за счёт более низкой цены и налоговых льгот, но и радикальное решение вопроса слива топлива без установки дорогостоящей аппаратуры слежения.

Только при существующей сети заправок бизнес придётся ограничивать малым радиусом, да и маршруты планировать аккуратно, ведь заправиться от товарища не получится. В итоге машина на метане становится головной болью логиста: как вписать метановую заправку в график движения и не простоять там три часа в очереди?

Заправка автомобиля метаном

Перевозчики с большими автопарками могут строить собственные заправки и без проблем эксплуатировать транспорт, работающий на коротком плече: городские автобусы, мусоровозы, различная коммунальная техника. Большинству хватит одной заправки в начале смены, при необходимости можно дозаправляться в обед.

Заправить тяжёловоз метаном – не минутное дело, а чтобы выпустить разом на маршрут весь парк по расписанию, требуется заправлять машины до начала смены и подвести к каждому припаркованному автомобилю индивидуальный шланг.

Так поступает, например, крупнейший американский оператор вывоза бытовых отходов Waste Management, поголовно перешедший на использование мусоровозов с ГБО.

Индивидуальным владельцам автомобиля на метане, живущим в частном секторе с малоэтажной застройкой с газопроводом, можно последовать примеру больших компаний и оборудовать гараж мини-заправкой, после чего заправляться природным газом по рекордно низкой цене около 5 руб. / м3 (средняя цена кубометра на АГНКС в России 12,6 руб.).

Конечно, заправляться придётся, как и заряжать электромобиль, часами, да и стоимость колонки нужно учитывать в расходах. Для частника, промышляющего случайными грузоперевозками, таксиста, живущего в газифицированном доме, метан может стать настоящим клондайком. Однако индивидуальная застройка у нас – редкость, поскольку в России развит культ многоэтажного строительства, а машины оставляют во дворах под окнами.

Заправка автомобиля метаном

К 2020-му году «Газпром» обещает развить свою сеть АГНКС до 500 заправок, на май 2017-го на карте отмечены 218 станций ОАО «Газпром» и 41 – других собственников. Сразу бросается в глаза, что сеть заправок развивается как раз по рыночным механизмам, то есть с учётом спроса появляется и предложение.

Примерно 150 заправок сконцентрировано в трёх федеральных округах: Центральном, Приволжском и Южном, наибольшая их плотность вокруг крупных промышленных центров, а между ними зияют большие пустоты, например, совершенная пустота между Москвой и Республикой Беларусь. То есть ни метанового межгорода, ни голубого коридора в Европу пока не просматривается.

А ведь зря, ну ладно, нам к ним ещё не на чем особо ехать, а вот им-то уже давно есть на чём, а если нет у машины дополнительного бака для бензина, от Смоленска до Москвы можно и не дотянуть, да и какие на этой единственной в Смоленске заправке очереди! Пока строятся новые станции, ситуацию могли бы улучшить передвижные газозаправочные пункты на большегрузных полуприцепах, главное, чтобы было организовано их регулярное дежурство в определённых местах, и информация об их работе выводилась бы в Интернет.

Заправка автомобиля метаном

Но посмотрим на нашу сеть АГНКС языком цифр, постараемся сравнить её объективно с некоторыми европейскими странами и, как водится, с США, куда же без них! В Европе распределение метановых заправок разительно отличается между странами, и такого, чтобы между заправками было всего 10 км, как утверждают некоторые сайты, конечно, нет.

Есть члены ЕС, где метана почти что не существует: Латвия – 1 заправка, Литва и Румыния по две, 38 АГНКС в Испании и 53 во Франции. Сравнивать себя с такими странами мы не будем, ведь соревноваться имеет смысл только с теми, кто идёт впереди.

Лидерство в продвижении голубого топлива в европейских автомобилях держит Италия, у которой рекордные 1046 заправок, на пятки ей наступает Германия – 921; 154 заправки в Швеции, где самый дорогой в Европе метан, и 131 – в Нидерландах. Первое в истории капиталистическое государство с населением 17 млн человек и площадью 41 тыс.

км2 взято мною для показательного сравнения с Москвой и МО с их девятью заправками, то есть в 14 раз меньше (соответствующие цифры населения и площади: 16 млн чел. и 46 тыс. км2).

Расположение АГНКС в Москве и области и число АГНКС в России. Одинокая зелёная колонка – смоленская заправка компании «Газпромнефть»

Число АГНКС в  Нидерландах (жёлтым выделены зоны, где находится более 10 заправок) и в Белоруссии

В Соединённых Штатах АГНКС, продающих метан населению, 1123 (цифры могут отличаться в разных источниках), и если посмотреть на Италию, то Штатам должно быть стыдно, что маленький средиземноморский «сапожок» в спину дышит крупнейшей экономике мира.

Однако глядя на США, надо помнить, что там метан развивается в жесточайшей конкуренции с другими видами альтернативного топлива, а существенного отличия в цене у него нет, так как бензин в США дёшев. Кроме того, как я уже говорил, крупные компании не пользуются общими заправками, как это происходит у нас.

Всего же в Штатах на май 2017 года насчитывается 13 982 «альтернативных» заправки, включая СУГ, КПГ, СПГ, этанол, биодизель, водород и электрические зарядные станции (к выходу журнала их наверняка будет ещё больше).

Сравним количество метановых заправок в странах относительно их площади и численности населения. Самую большую плотность получим в Италии и Нидерландах – 1 заправка на 300 км2, для лучшего понимания это квадратик со сторонами 20 на 15 км, то есть покрытие аналогично сети бензиновых заправок в России.

Германия чуть отстаёт, но несущественно: 400 км2 – это 20 на 20 км. В Швеции, которая по площади и климату похожа на Республику Коми, где всего три АГНКС, 1 заправка на 2900 км2, для республики это соотношение будет 138,6 тыс. км2. В США 1 метановая заправка приходится на 8,3 тыс. км2, а у нас, учитывая наши размеры, этот показатель хуже всех: 66 тыс.

 км2, здесь мы проиграли даже Латвии с её одной заправкой на площадь страны 64 тыс. км2. Чтобы понять, много это или мало, напомню, что Костромская область – 60,1 тыс. км2, а Кировская – 120,8. Правда, в Кирове заправка одна, а в Костроме их две.

Конечно, можно упрекнуть, что неверно считать всю территорию страны с её вечной мерзлотой, тайгой и тундрой, где нет смысла осваивать заповедные земли, сберегаемые в первозданном виде для будущих поколений. Тогда можно посчитать и по трём округам, где АГНКС у нас больше всего.

Читайте также:  Обзор «двухсотого» land cruiser

Общая площадь ЮФО, ЦФО и ПФО 2,136 млн км2, заправок 149 (меньше, чем в Швеции, чья площадь 0,45 млн км2), выходит 1 заправка на 14 330 км2, или на квадрат со стороной 120 км. В общем, этот показатель всё равно не дотягивает до американского, где включены и пустыня Невады, и тундра Аляски.

Следующий критерий: количество метановых заправок на 1 млн населения, из взятых для сравнения стран впереди «планеты всей» находится Италия, где этот показатель равен 16,8.

За счёт относительно низкой численности населения Швеция берёт второе место с 15,5; на почётном третьем месте – Германия, а в России 1,7 заправки на миллион населения. Если учесть, что разрыв с США предполагается преодолеть в ближайшие три года, то метановый «поезд» в России хоть и запрягали долго, он наконец поехал.

В качестве задела можно показать пример соседней Республики Беларусь (42 АГНКС), что по площади сравнимо с Псковской, Тверской, Новгородской и Калининградской областями вместе взятыми, где всего-то 7 заправок (в 6 раз меньше!). В Белоруссии 4,4 заправки на 1 млн человек, и 1 заправка на 4,9 тыс.

 км2, то есть своего рода золотая середина. Замечу, что больше половины придирчивых белорусов по-прежнему объясняют свою неготовность перейти на метан именно слабым развитием сети заправок.

Доступность АГНКС

Так что пожелаем «Газпрому» и другим компаниям к этому примеру стремиться, а вот к чему совершенно стремиться не стоит, так это к западным ценам на голубое топливо (все цены даны по состоянию и курсам валют на май 2017 года).

Здесь мы безусловные лидеры со своей средней ценой за килограмм метана в 17 рублей (1 м3 = 0,73 кг).

В США цены на 1 кг природного газа варьируют в пересчёте от 43 до 58 рублей, а самый дорогой природный газ в холодной Швеции – почти 108 рублей за кило или 79 за кубометр! Вот и пойми этих шведов, которые находятся в числе лидеров по развитию метановых заправок, при этом «95-й» бензин у них стоит 90 руб. / л, а ДТ – 87,7 (эквивалентом литру жидкого топлива стоит считать все-таки килограмм метана, а не кубометр, с учётом его большего расхода). Вот что любовь к природе с человеком делает!

Ещё стоит добавить, что цена на метан в России не просто ниже «95-го», она меньше более чем в два раза, представляете, сколько бы сейчас метановых заправок было в России, будь она заселена скупердяями немцами, которые из-за разницы в каких-то 20% поголовно перешли на КПГ?! Хотя из-за большого спроса цена бы выросла, будет расти она и у нас, так что предлагаю сомневающимся не медлить и переходить на метан, пока он максимально дёшев, значит, и период окупаемости нового автомобиля или переоборудования старого наименьший.

Газовая заправка, как работает, бизнес план, затраты, специфика

Газовая заправка может стать перспективным бизнесом. Парк автомобилей в стране растет, и все больше владельцев машин, которые ищут альтернативу дорогостоящему топливу. Как запустить бизнес с нуля и открыть собственную газовую заправку, что она из себя представляет и как работает – рассмотрим более детально.

Каждая вторая семья в нашей стране имеет собственный автомобиль, который  необходимо регулярно заправлять. Затраты на бензин часто “съедают” весомую часть от бюджета семьи: иногда в месяц на эту статью уходит до 20% доходов.

А если учесть, что топливо постоянно растет в цене, интерес населения к газу как источнику сырья для заправки машины вполне оправдан.

Газ на порядок дешевле бензина, а затраты на установку специального оборудования для заправки быстро покроются.

Заправка автомобиля метаном

Несмотря на востребованность газовых заправок, их количества пока не достаточно для удовлетворения растущих потребностей населения.

Учитывая этот фактор, можно рассматривать идею запуска АЗС под собственный бизнес как прибыльное и перспективное направление для инвестиций.

Вложения средств в проекты, прямо или косвенно связанные с автомобилями, всегда считались экономически выгодными. Но нужно учесть, что этот бизнес требует серьезных затрат в несколько миллионов рублей.

, как заработать на маршрутных такси.

Принцип открытия газовой заправки аналогичен той процедуре, которую проходят при запуске любой другой станции. Единственное отличие – требуется установка специального оборудования.

Что такое газовые автозаправки ????

В отличие от обычной заправки, на АГЗС источником сырья являются различные виды газов.

Их подача на станцию осуществляется различными методами:

  • в специально оборудованных цистернах – с баз хранения;
  • через подземный трубопровод непосредственно с завода-переработчика. 

Независимо от способа подачи газ сливают в емкости и хранят там в жидком состоянии, достигнутом вследствие высокого давления воздушных шаров. Уровень давления определяет температурный режим. Если нужно заправить смесь в баллон автомобиля, давление искусственно повышают и с помощью насоса проводят заправку.

Закачать газ можно следующими способами – все они активно применяются на отечественных АЗС:

  • насосный – принцип его действия описан выше;
  • испарительный – используются нагревательные системы, работающие от электричества, которые повышают давление;
  • компрессорные – давление нагнетается с помощью специальных генерирующих установок.

На чем работает газовая станция ????

Заправка автомобиля метаном

Топливо, которое классифицируется как газообразное и применяется для заправки автомобилей, бывает двух видов:

  • сжиженный газ пропан;
  • природный газ метан.
  • Пропан – это продукт переработки нефти, а метан – обычный бытовой газ, которые подается через трубы в наши квартиры и используется в газовых печах.
  • Определиться с тем, какой из них будет применяться на АЗС, либо будут использоваться оба варианта, нужно еще на этапе планирования проекта.

Обратите внимание! Пропан стоит дороже, но спрос на него выше, чем на метан.

Газовая заправка метан ????

АГНКС – метановые станции, выполняющие заправку транспортного средства, двигатель которого уже прошел конвертацию, либо с момента изготовления рассчитан на работу на сжатом виде природного газа.

Такое сырье называется компримированным. Топливо поступает на АЗС по газопроводной системе. С помощью высокого давления оно закачивается в большие баллоны. Наличие метановой заправки требует больших площадей и серьезных вложений.

Строят их, в основном, за чертой города.

Заправка автомобиля метаном

Главный недостаток топлива – низкая цена на фоне больших затрат на оборудование.

Азс пропан ????

АГЗС – пропановые станции, в качестве исходного сырья используют пропан-бутан. Это сжиженная смесь нефтяных газовых соединений. К месту локализации станции его доставляют в специальных цистернах. Непосредственно на АЗС пропан качают в место его хранения – цистерну. В баллоны транспортного средства газ подают под высоким давлением с помощью специальных насосных устройств.

Заправка автомобиля метаном

В комплект оборудования к пропану входят:

  • резервуар для топлива;
  • раздаточная колонка;
  • насос.

Системы, работающие на этом виде газа, более компактны, не требуют установки дополнительных подземных коммуникаций и позволяют строить их в черте города.

Поскольку газ подается уже сжиженным, оборудование для него будет стоить дешевле. При этом само сырье ценится и продается дороже.

Газовая заправка – бизнес план ????

Перед запуском бизнеса нужно определить алгоритм действий и составить бизнес-план.

Заправка автомобиля метаном

Он состоит из следующих разделов:

  1. Резюме – анализ рынка сбыта, изучение конкуренции в вашем регионе, реальная оценка собственных финансовых возможностей и определение целесообразности бизнеса. На этом этапе нужно описать свой проект, его месторасположение, целевую аудиторию, выделить конкурентные преимущества. 
  2. Регистрация ИП или ООО. Получение разрешительных документов, постановка на налоговый учет;
  3. Производственный план – включает выбор земельного участка и строительство, закупку оборудования, поиск поставщиков и найм персонала. 

Располагать заправку нужно в месте, размер и состояние которого будут соответствовать нормам и требованиям органов пожарного контроля и надзора. Если франшиза не входит в планы начинающего предпринимателя, при выборе места следует учитывать его удаленность от аналоговых заведений конкурентов. Это поможет привлечь больше клиентов и быстрее окупить вложения. 

При строительстве первый шаг – разработка проекта и его согласование с Роспотребнадзором. Далее – строительные работы под ключ и закупка оборудования. Для запуска заправки потребуется газораздаточный агрегат, несколько цистерн, оборудование для рабочих мест заправщиков. Перед открытием нужно протестировать все системы и нанять персонал. 

Сколько людей будут задействованы на АЗС, зависит от ее размеров, планируемого оборота и финансовых возможностей владельца. Минимальный штат – 2 кассира и 3 заправщика. Также нужно обозначить тех, кто будет бесперебойно поставлять сырьевой ресурс.

При долгосрочном сотрудничестве реально получить более лояльные цены:

  1. Финансовый план. Включает стартовые и ежемесячные затраты, а также расчет доходов. Подробности рассмотрим ниже. 
  2. Маркетинговый план. Перед открытием заправки необходим масштабный пиар. Это могут быть листовки, наружная городская реклама, СМИ. Чем больше рычагов воздействия на потенциального клиента – тем лучше.

Оборудование для газовой заправки ????

Для заправки различными видами газа требуются индивидуальные системы. Чаще всего поставщики сырья и подающего его,оборудования – это одни и те же компании.

Заправка автомобиля метаном

Для запуска бизнеса потребуется:

  • АГЗС модульного типа – количество – в зависимости от видов газа;
  • цистерны – 1 на метан, 2 – на пропан;
  • павильон для операторов;
  • компьютеры – по числу кассиров;
  • МФУ;
  • офисная мебель – столы, стулья.

Сколько стоит открыть газовую заправку ????

Основные инвестиции в процессе реализации бизнес плана включают следующие статьи расходов:

  • на приобретение участка. Брать землю в аренду на такие цели не разумно. Ее стоимость будет высокой, и если владелец захочет разорвать договор, все оборудование придется демонтировать. Лучше подумать о покупке. Средняя цена участка варьирует в пределах трех миллионов рублей;
  • строительство помещений – цена определяется спецификой проекта и наличием дополнительного спектра услуг – шиномонтаж, мойка, магазин. Минимальный размер вложений – 6-7 миллионов;
  • регистрация и получение разрешительных документов – в зависимости от субъекта федерации, речь идет о сумме в 700 – 1 500 000 рублей; 
  • покупка оборудования и сырья – на это уйдет еще 2,5 миллиона.

Таким образом, чтобы запустить бизнес с нуля, потребуется солидная сумма – около 12 000 000 рублей. Дополнительно необходимо заложить еще 10% сметы – на непредвиденные расходы.

Читайте также:  Услуги детейлинга: что это такое и кому необходимо?

Кроме этого, нужны ежемесячные вложения в фонд заработной платы. Так, при наличии 5 работников со средним заработком 25 000 рублей, нужно заложить еще 125 000 рублей в месяц.

Сколько стоит газ на заправке и сколько можно заработать ????

Стоимость топлива – это главный аргумент в пользу той или иной АЗС. От этого показателя отталкивается покупатель. И хотя нередко за выгодной ценой кроется более низкое качество, люди часто продолжают заправляться там, где дешевле.

Заправка автомобиля метаном

В зависимости от региона и поставщика газа, его стоимость колеблется от 18,7 рублей до 21 рубля за кубический метр. В столичном регионе этот показатель несколько выше.

При продаже 60 литров по цене 20 рублей можно получить выручку в 1,2 миллиона. Но из этой суммы нужно вычесть расходы – 850 тысяч на закупку топлива и 125 00 на фонд заработной платы, а также налоги и коммунальные платежи. Чистый доход при этом может составить примерно 150 000 рублей. Срок окупаемости бизнеса – 4-5 лет.

Сегодня число заправок, работающих с газом, в десятки раз меньше тех, кто заправляет транспорт бензином и дизельным топливом.

Дефицит таких АЗС на рынке продаж может сыграть на руку тем бизнесменам, кто пока только думает об открытии собственного дела.

По мнению экспертов, с каждым годом спрос на газовые заправочные станции будет только расти. про заработок на производстве бетона. 

Метан вместо бензина: сколько можно сэкономить :

В эпоху высоких цен на традиционное топливо природный газ (метан) становится наиболее реальной альтернативой привычному бензину и дизелю. Дело в том, что его октановое число составляет 105 единиц, он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя и практически не снижает КПД мотора.

Кроме того, метан экологичен и безопасен. Так, выбросы углекислого газа у автомобиля на метане почти в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в девять раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха.

Что касается безопасности использования метана, то достаточно знать лишь пару важных цифр.

Например, нижний предел температуры самовоспламенения метана составляет 650 градусов по Цельсию, в то время как у дизеля она достигает 320, а у бензина — 250 градусов.

Природный газ почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации газобаллонного оборудования он сразу улетучивается. Да и вообще, по классификации горючих веществ МЧС по степени чувствительности метан входит в самый безопасный четвертый класс.

Но самое большое преимущество природного газа — это его стоимость. Цена метана — одна из самых низких по сравнению с другими видами топлива для двигателей внутреннего сгорания. Стоимость 1 куб. м газа в среднем по России составляет 16 рублей. Причем кубометр метана эквивалентен по расходу одному литру бензина.

В пользу метана говорит и тот факт, что самый крупный отечественный автопроизводитель АвтоВАЗ начал выпускать двухтопливные модели, помимо бензина работающие именно на метане.

Первой двухтопливной моделью компании стала Lada Vesta CNG, которая уже разошлась тиражом свыше 3000 экземпляров.

А в начале апреля дебютировала Lada Largus CNG, которая также может работать как на бензине, так и на природном газе.

Заправка автомобиля метаном

Для хранения природного газа на борту автомобиля установлен баллон объемом 90 л, который вмещает в себя 22 кубических метра метана.

Благодаря этому запас хода универсала при полной заправке бензином и природным газом составляет более 1000 км.

Причем Largus CNG доступен во всех исполнениях: это и пятиместный универсал, и версия Cross, и цельнометаллический фургон, который наверняка окажется очень востребован в коммерческих парках малого и среднего бизнеса.

Кроме того, сервис «Яндекс.Такси» уже использует около 3000 машин, работающих на метане.

Такси-агрегатор совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» реализует масштабный проект по переводу на природный газ автомобилей такси в различных регионах нашей страны.

Заправка этих машин газом давно не проблема. В России действуют уже 406 газозаправочных объектов, 309 из которых входят в Группу «Газпром».

Как перевести машину на газ

Наиболее простой способ — это покупка автомобиля уже в заводском газовом исполнении. Но если у вас уже есть машина и она работает на привычном бензине, то ее можно оснастить ГБО.

Причем перевод автомобиля на природный газ — не столь сложная и дорогостоящая процедура.

Переоснащение уже имеющейся техники газобаллонным оборудованием можно провести по ряду программ «Газпром газомоторное топливо».

Заправка автомобиля метаном

Так, участники программы для юридических лиц «Первый раз — первый газ» получают газовое оборудование в аренду на три года, с обязательной выборкой природного газа.

Вторая программа — «ЭкоГаз — экономия для Вас! +».

Для ее участников компания «Газпром газомоторное топливо» частично компенсирует стоимость газобаллонного оборудования при установке в партнерском пункте по переоборудованию и предоставляет топливную карту с лимитированным объемом: до 4000 куб. м природного газа в подарок для юридических лиц и скидку до 35 000 экобонусов (1 экобонус = 1 руб.) для физических лиц. Экобонусами можно оплачивать до 50% стоимости топлива.

Третья программа, в которой могут участвовать и физические и юридические лица, — EcoCity. Клиент устанавливает оборудование в одном из партнерских пунктов, а компания размещает рекламу с топливным брендом на борту переоборудованного автомобиля. За это клиент ежеквартально получает денежное вознаграждение.

Заправка автомобиля метаном

Насколько это выгодно

Пожалуй, это главный вопрос, который волнует как простых автомобилистов, которые думают перевести личный транспорт на газомоторное топливо, так и руководителей автопарков компаний, где несут службу десятки или даже сотни машин. Универсальной формулы расчета выгоды не существует, но примерную сумму, которую можно сэкономить при переводе транспорта на метан, все же можно прикинуть.

Например, у упомянутой выше Lada Largus расход бензина в смешанном цикле составляет 8 л на 100 км, столько же кубометров на «сотню» уходит и метана.

Соответственно, при заправке бензином, с учетом средней стоимости 92-го в 41,4 руб. за литр, каждые 100 км пути обойдутся примерно в 328,8 рубля. А при езде на природном газе, с учетом средней стоимости метана в 16 руб.

за кубометр, каждые 100 км пути обойдутся примерно в 128 рублей.

Если вы простой автовладелец и ваш среднегодовой пробег не превышает 15 000 — 20 000 км, то при использовании метана экономия за год составит примерно 28 620 — 38 160 рублей. А если машина будет эксплуатироваться в коммерческом автопарке и ее среднегодовой пробег будет достигать 100 000 км, то экономия при использовании метана составит примерно 190 800 рублей.

Заправка автомобиля метаном

Почему стоит перевести машину на метан

Сегодня в спорах об альтернативных видах автомобильного топлива центральное место занимает метан. Именно его называют главным конкурентом бензина и дизеля.

Метан уже завоевал большую популярность в мире: общественный транспорт и специальная техника США, Китая, Италии и многих других стран заправляется исключительно этим экологичным топливом.

В этом году тенденцию перехода на метан поддержала и Россия — страна, которая обладает самыми большими запасами «голубого топлива» в мире.

Не перепутайте газ

Метан – это основной компонент природного газа, который используется в качестве топлива в сжатом (компримированном) виде. Чаще всего метан путают с пропан-бутаном, сжиженным углеводородным газом, который тоже используют в качестве автомобильного топлива.

Однако, это два совершенно разных продукта! Если пропан-бутановую смесь получают на нефтеперерабатывающих заводах, то метан – это, по сути, готовое топливо, которое с месторождения поступает прямиком на заправочные станции. Перед заправкой в бак автомобиля метан сжимается в компрессоре.

Поэтому состав метана всегда одинаковый, его невозможно разбавить или испортить.

Почему именно метан?

Метан не зря называют самым перспективным топливом. И, пожалуй, в первую очередь из-за его привлекательной цены. Заправка машины обходится в 2-3 раза дешевле, чем бензином или дизелем.

Низкая стоимость метана отчасти обусловлена тем, что это единственное в России топливо, стоимость которого законодательно регулируется. Она не может превышать 50% от цены бензина А-80.

Поэтому 1м3 метана стоит около 9-12 рублей.

В вопросе экологичности метан также оставляет позади всех своих конкурентов. На сегодняшний день природный газ – самое экологически чистое топливо. Метан  соответствует стандарту Евро 5, при его использовании объем вредных выбросов сокращается в несколько раз.

По сравнению с бензином в отработавших газах метанового двигателя содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, задымленность снижается в 9 раз. Главное – отсутствуют соединения серы и свинца, которые наносят наибольший вред атмосфере и здоровью человека.

Экологичность – одна из глобально важных причин общемирового тренда перехода на метан.

Проблема из воздуха

Противники метана часто оперируют аргументом о том, что газ якобы взрывоопасен. Что касается метана, то это утверждение довольно легко опровергнуть, применив знания школьной программы. Для взрыва или воспламенения необходима смесь воздуха и горючего в определенной пропорции.

Метан легче воздуха и не способен образовать смесь – он просто улетучивается. Благодаря этому свойству и высокому порогу воспламенения метан отнесен к наивысшему —  четвертому классу безопасности среди горючих веществ.

Для сравнения, у бензина – третий класс, а у пропан-бутана – второй.

Статистика проведения краш-тестов доказывает и безопасность метановых баллонов. На заводе-изготовителе эти емкости проходят целую серию испытаний на прочность: воздействие экстремально высоких температур, падение с большой высоты и даже прострел из оружия.

Читайте также:  Что значит mpi двигатель?

Резервуары изготавливаются с толщиной стенки, выдерживающей не только рабочее давление в 200 атмосфер, но и любые удары. Арматура баллона оборудована специальным автоматическим устройством обеспечения безопасности: при чрезвычайной ситуации специальный мультиклапан моментально прекращает подачу газа в двигатель.

В США поставили эксперимент: в течение 10 лет вели наблюдение за 2 400 автомобилями на метане. За это время произошло 1 360 столкновений, но ни один баллон не был поврежден.

Действительно выгодно?

Всех автовладельцев интересует вопрос: насколько выгодно переходить на метан? Чтобы оценить размер экономии, нужно произвести расчеты.

Прежде всего, определимся, каким образом переходим на использование метана. Есть два способа: переоборудовать автомобиль, установив газобаллонное оборудование (ГБО) или купить заводскую метановую модель.  

Для установки ГБО нужно обращаться только к профессионалам: специалисты сертифицированных центров дадут вам гарантию качества и безопасности. Процесс переоборудования займет не больше 2 дней и будет стоить около 50 тысяч рублей.

Выбрать автомобиль на метане тоже не составит труда. Мировые лидеры автопрома, среди которых Volkswagen, Opel и даже Mercedes-Benz и BMW, выпускают модели с метановым двигателем.

Разница в цене между машиной, работающей на традиционном топливе, и моделью на метане составит около 150-200 тысяч рублей.

Теперь приступим к подсчетам. Наша цель — окупить расходы на переоборудование автомобиля (50 тысяч рублей) либо разницу в цене метанового и обычного автомобиля (150-200 тысяч рублей). Средняя цена 1 м3 метана – 9-12 рублей. Допустим, за год вы проезжаете 30 тысяч километров.

При этом условии на заправку метаном вы потратите лишь около 40 тысяч рублей (расход метана — около 15 м3 на 100 километров пути, расход бензина аналогичен). Попробуем сравнить эту сумму с затратами на бензин. Получается порядка 135 тысяч рублей в год. Получается, что за год езды на метане вы сэкономите около 95 тысяч рублей.

Очевидно, что затраты на переоборудование автомобиля окупаются уже за первые полгода. На то, чтобы покрыть разницу в цене метановой модели и обычной, уйдет чуть больше – около полутора лет.

При всех преимуществах природного газа, выгода от его использования не вызывает сомнений. Для того, чтобы обеспечить всех желающих возможностью заправляться метаном, в России сегодня ведется строительство газомоторной инфраструктуры.

Планируется, что к 2020 году в стране будет создана сеть более чем из 2000 метановых заправок. В будущем, с развитием инфраструктуры и появлением в России большого выбора заводских автомобилей на природном газе, переход на метан станет массовым.

А начать экономить, используя современное экологичное топливо, можно уже сегодня.

Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах.

К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке.

При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе.

Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

ФакторПропанМетан
Стоимость ГБО Низкая Высокая
Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле
Расход относительно бензина (на 10 литров) 11-11,5 литров 8-8,5 кубов
Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг
Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км
Взрывоопасная концентрация в воздухе 2,1% 4,4%
Вредное влияние на детали двигателя высокое низкое
Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Экологическая безопасность Высокая Полная
Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%
Октановое число 100 110
Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *