Каждому транспортному средству в момент «рождения» изготовитель присваивает идентификационный номер. Правильно расшифровав VIN (Vehicle Identification Number, 17-ти значная комбинация цифр, букв и т.д.), можно узнать когда, где, кем и в какой комплектации собрана машина.
Единых международных нормативных документов, обязательных для исполнения и устанавливающих принципы построения VIN, нет. Любой изготовитель вправе формировать его произвольно.
Европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO:
* ISO 3779-1983 «Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура » («Road vehicles. Vehicle identification number (VIN). Content and structure»);
* ISO 3780-1983 «Дорожные транспортные средства. Идентификационный код мирового производителя» («Road vehicles. World manufacturer identifier (WMI) code»).
На них же основаны директивы ЕЭС и российские стандарты. Изготовители из США, Кореи, Японии, поставляя автомобили в Европу, в том числе Россию, также строят VIN по этим принципам.
Формирование VIN по стандартам ISO
Система построена так, чтобы не было повторов номеров — одинаковых сочетаний знаков — в течение 30 лет. У транспортного средства (ТС) может быть только один VIN. Его присваивает конечный изготовитель — тот, от кого выходит пригодный к эксплуатации автомобиль, независимо сделан он «с нуля» или собран из крупных узлов.
Структура VIN
Единых международных нормативных документов, обязательных для исполнения и устанавливающих принципы построения VIN, нет. Любой изготовитель вправе формировать его произвольно.
Европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO:
* ISO 3779-1983 «Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура » («Road vehicles. Vehicle identification number (VIN). Content and structure»);
* ISO 3780-1983 «Дорожные транспортные средства. Идентификационный код мирового производителя» («Road vehicles. World manufacturer identifier (WMI) code»).
На них же основаны директивы ЕЭС и российские стандарты. Изготовители из США, Кореи, Японии, поставляя автомобили в Европу, в том числе Россию, также строят VIN по этим принципам.
Формирование VIN по стандартам ISO
Система построена так, чтобы не было повторов номеров — одинаковых сочетаний знаков — в течение 30 лет. У транспортного средства (ТС) может быть только один VIN. Его присваивает конечный изготовитель — тот, от кого выходит пригодный к эксплуатации автомобиль, независимо сделан он «с нуля» или собран из крупных узлов.
Структура VIN
Идентификационный номер состоит из разделов (частей), заполненных значащими символами — арабскими цифрами (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и латинскими буквами (кроме I, O, Q). Кроме того, можно применять разделители, отмечающие начало и окончание VIN, либо отделяющие друг от друга его части. Внешний вид этих знаков не регламентирован — лишь бы они не походили на значащие.
В номере три раздела:
* всемирный код изготовителя (world manufacturer identifier code — WMI). Состоит из трех символов и обозначает изготовителя транспортного средства, географическую зону, а также страну, где он расположен.
Если годовая производственная программа не превышает 500 шт., в третьем знаке WMI ставят цифру 9.
WMI автозавод назначать не вправе. Коды географической зоны и страны учитывает и контролирует уполномоченное Международное агентство, а изготовителя внутри страны — местная компетентная организация, работающая по соглашению с Международным агентством;
* описательный (Vehicle Descriptor Section — VDS). В нем шесть символов, характеризующих транспортное средство (его назначение, типы двигателя, кабины, кузова, тормозной системы, количество осей и т.п.).
Виды, количество и способ кодирования этой информации выбирает изготовитель, учитывая общие ограничения, принятые при формировании идентификационного номера.
Если описанием характеристик заполнены не все позиции VDS, на свободных проставляют символы из числа значащих, применяемых при построении VIN (например, цифру ноль).
* индикаторный (Vehicle indicator section -VIS). Состоит из восьми знаков и отражает уникальность транспортного средства. Первым ставят код года — изготовления ТС или модельного, вторым — сборочного завода. Места с третьего по восьмое отведены для производственного (порядкового) номера ТС. Причем его ставят на последние позиции (см. Пример построения VIN), а знаки с восьмого по пятый включительно, должны быть цифрами. Если производственный номер шестизначный и менее, свободные места занимают нулями.
Основная, часто применяемая изготовителями, хотя ее может и не быть, особенность формирования VIN — так называемая «контрольная цифра» на девятой позиции VIN (шестой — VDS). Подставив остальные цифры номера в специальную формулу и сделав расчет, эксперты сравнивают его результат с контрольной цифрой. Если они совпали, VIN подлинный. Когда нет — номер подделали.
Место нанесения
Номер располагают с правой стороны транспортного средства на неотъемной панели несущего кузова (лонжероне рамы) и по возможности в его передней части.
Маркировку допустимо компоновать в одну или две строки. Но каждый раздел номера можно размещать только на одной из них, разбивать его, перенося часть на другую строчку, нельзя. В документы VIN вносят одной строкой без разделительных знаков и промежутков.
Иные подробности — размер цифр, способ нанесения — стандарт не оговаривает.
Особенности построения VIN в России
Стандарты ISO носят рекомендательный характер, а требования отечественных ГОСТа и ОСТа российские изготовители выполнять обязаны. При этом:
* «контрольную» цифру не применяют;
* код изготовителя (WMI), а также типа ТС, проставляемый в описательном разделе, присваивает и учитывает ФГУП НАМИ, выдавая изготовителю машины официальные подтверждающие письма;
* идентификационный номер ранее (по отмененному ОСТу) наносили непосредственно на транспортное средство в нескольких местах, наименее подверженных разрушению при ДТП. Одно из них обязательно выбирали с правой стороны (по ходу движения) транспортного средства.
Действующий ГОСТ также требует ставить VIN справа — на раму, шасси или трудносъемную часть кузова, но количество мест не определяет.
В любом случае номер дополнительно указывают на табличке изготовителя ТС;
* способ, точнее технология, нанесения VIN не регламентирована. Изготовитель обязан обеспечить четкость изображения и его сохранность в течение всего срока эксплуатации транспортного средства и делать номер так, чтобы его было трудно изменить;
* высота значащих символов VIN, наносимых на шасси, раму, кузов и другие части транспортного средства, должна быть не менее 7 мм, а в остальных случаях (на табличке) — не менее 4 мм;
* структуру, содержание и места расположения VIN транспортных средств, сертифицированных на территории РФ, обязательно указывают в приложении №2 к «Одобрению типа транспортного средства» и в руководстве по эксплуатации.
Рекомендации
Идентификационный номер не влияет на потребительские свойства ТС. Поэтому в большинстве случаев автовладелец вспоминает о нем при покупке и годовом техническом осмотре машины. Многие даже не знают, где на ней расположен VIN. Тем не менее целесообразно:
* приобретая автомобиль, особенно подержанный, внимательно осмотреть номер. Отличия его знаков друг от друга по углу наклона, размерам (высоте и ширине), глубине, начертанию одинаковых букв и цифр могут быть признаками подделки. Кроме того, символы в строке должны стоять на одной линии — не «выпрыгивать» и не «проваливаться».
Бросающаяся в глаза коррозия VIN а, несоразмерная с остальными деталями, часто бывает вызвана искусственно, чтобы скрыть следы изменения номера. Разнотон окраски детали, на которой нанесен VIN, грубые сварные швы, непохожие на симметричную половину кузова, или следы механической зачистки — также недопустимы;
* сомневаясь в подлинности номера — показать машину специалистам. В ГУВД г. Москвы при экспертно-криминалистическом центре создан отдел, работающий с гражданами и организациями (юридическими лицами). После проверки автомобиля его владельцу выдают акт, оформленный на специальном бланке. Этот документ обязателен к приему в ГИБДД Москвы;
* готовясь к техосмотру — отмыть VIN от грязи водой или, в крайнем случае, бензином. Удалять ржавчину химическими препаратами или механической обработкой (даже тереть шлифовальной шкуркой) — нельзя. Такое рвение подозрительно для милиционера — возможно, владелец хотел убрать следы подделки.
Если хозяин машины не знает, где у нее расположен идентификационный номер, лучше до проверки попросить инспектора показать это место, чтобы при необходимости очистить его. А чтобы не пачкаться и не тереть металл всухую — приехать на чистом автомобиле, взяв с собой тряпочку и воду;
* желая подольше сохранить VIN в первозданном виде — не закрашивать его. С одной стороны, такая забота — дело автозавода. С другой — специалисты знают, как выглядит номер, стареющий вместе с машиной. Отклонения в любую сторону вызывают лишние вопросы.
Когда очень хочется, можно покрыть цифры и буквы бесцветным лаком, в крайнем случае «Мовилем» или их аналогами. Однако любая защитная пленка должна быть легкосмываемой, например бензином, но не кислотой и т.п. химическими реактивами.
В номере три раздела:
* всемирный код изготовителя (world manufacturer identifier code — WMI). Состоит из трех символов и обозначает изготовителя транспортного средства, географическую зону, а также страну, где он расположен.
Если годовая производственная программа не превышает 500 шт., в третьем знаке WMI ставят цифру 9.
WMI автозавод назначать не вправе. Коды географической зоны и страны учитывает и контролирует уполномоченное Международное агентство, а изготовителя внутри страны — местная компетентная организация, работающая по соглашению с Международным агентством;
* описательный (Vehicle Descriptor Section — VDS). В нем шесть символов, характеризующих транспортное средство (его назначение, типы двигателя, кабины, кузова, тормозной системы, количество осей и т.п.).
Виды, количество и способ кодирования этой информации выбирает изготовитель, учитывая общие ограничения, принятые при формировании идентификационного номера.
Если описанием характеристик заполнены не все позиции VDS, на свободных проставляют символы из числа значащих, применяемых при построении VIN (например, цифру ноль).
* индикаторный (Vehicle indicator section -VIS). Состоит из восьми знаков и отражает уникальность транспортного средства. Первым ставят код года — изготовления ТС или модельного, вторым — сборочного завода. Места с третьего по восьмое отведены для производственного (порядкового) номера ТС. Причем его ставят на последние позиции (см. Пример построения VIN), а знаки с восьмого по пятый включительно, должны быть цифрами. Если производственный номер шестизначный и менее, свободные места занимают нулями.
Основная, часто применяемая изготовителями, хотя ее может и не быть, особенность формирования VIN — так называемая «контрольная цифра» на девятой позиции VIN (шестой — VDS). Подставив остальные цифры номера в специальную формулу и сделав расчет, эксперты сравнивают его результат с контрольной цифрой. Если они совпали, VIN подлинный. Когда нет — номер подделали.
Место нанесения
Номер располагают с правой стороны транспортного средства на неотъемной панели несущего кузова (лонжероне рамы) и по возможности в его передней части.
Маркировку допустимо компоновать в одну или две строки. Но каждый раздел номера можно размещать только на одной из них, разбивать его, перенося часть на другую строчку, нельзя. В документы VIN вносят одной строкой без разделительных знаков и промежутков.
Иные подробности — размер цифр, способ нанесения — стандарт не оговаривает.
Особенности построения VIN в России
Стандарты ISO носят рекомендательный характер, а требования отечественных ГОСТа и ОСТа российские изготовители выполнять обязаны. При этом:
* «контрольную» цифру не применяют;
* код изготовителя (WMI), а также типа ТС, проставляемый в описательном разделе, присваивает и учитывает ФГУП НАМИ, выдавая изготовителю машины официальные подтверждающие письма;
* идентификационный номер ранее (по отмененному ОСТу) наносили непосредственно на транспортное средство в нескольких местах, наименее подверженных разрушению при ДТП. Одно из них обязательно выбирали с правой стороны (по ходу движения) транспортного средства.
Действующий ГОСТ также требует ставить VIN справа — на раму, шасси или трудносъемную часть кузова, но количество мест не определяет.
В любом случае номер дополнительно указывают на табличке изготовителя ТС;
* способ, точнее технология, нанесения VIN не регламентирована. Изготовитель обязан обеспечить четкость изображения и его сохранность в течение всего срока эксплуатации транспортного средства и делать номер так, чтобы его было трудно изменить;
* высота значащих символов VIN, наносимых на шасси, раму, кузов и другие части транспортного средства, должна быть не менее 7 мм, а в остальных случаях (на табличке) — не менее 4 мм;
* структуру, содержание и места расположения VIN транспортных средств, сертифицированных на территории РФ, обязательно указывают в приложении №2 к «Одобрению типа транспортного средства» и в руководстве по эксплуатации.
Рекомендации
Идентификационный номер не влияет на потребительские свойства ТС. Поэтому в большинстве случаев автовладелец вспоминает о нем при покупке и годовом техническом осмотре машины. Многие даже не знают, где на ней расположен VIN. Тем не менее целесообразно:
* приобретая автомобиль, особенно подержанный, внимательно осмотреть номер. Отличия его знаков друг от друга по углу наклона, размерам (высоте и ширине), глубине, начертанию одинаковых букв и цифр могут быть признаками подделки. Кроме того, символы в строке должны стоять на одной линии — не «выпрыгивать» и не «проваливаться».
Бросающаяся в глаза коррозия VIN а, несоразмерная с остальными деталями, часто бывает вызвана искусственно, чтобы скрыть следы изменения номера. Разнотон окраски детали, на которой нанесен VIN, грубые сварные швы, непохожие на симметричную половину кузова, или следы механической зачистки — также недопустимы;
* сомневаясь в подлинности номера — показать машину специалистам. В ГУВД г. Москвы при экспертно-криминалистическом центре создан отдел, работающий с гражданами и организациями (юридическими лицами). После проверки автомобиля его владельцу выдают акт, оформленный на специальном бланке. Этот документ обязателен к приему в ГИБДД Москвы;
* готовясь к техосмотру — отмыть VIN от грязи водой или, в крайнем случае, бензином. Удалять ржавчину химическими препаратами или механической обработкой (даже тереть шлифовальной шкуркой) — нельзя. Такое рвение подозрительно для милиционера — возможно, владелец хотел убрать следы подделки.
Если хозяин машины не знает, где у нее расположен идентификационный номер, лучше до проверки попросить инспектора показать это место, чтобы при необходимости очистить его. А чтобы не пачкаться и не тереть металл всухую — приехать на чистом автомобиле, взяв с собой тряпочку и воду;
* желая подольше сохранить VIN в первозданном виде — не закрашивать его. С одной стороны, такая забота — дело автозавода. С другой — специалисты знают, как выглядит номер, стареющий вместе с машиной. Отклонения в любую сторону вызывают лишние вопросы.
Когда очень хочется, можно покрыть цифры и буквы бесцветным лаком, в крайнем случае «Мовилем» или их аналогами. Однако любая защитная пленка должна быть легкосмываемой, например бензином, но не кислотой и т.п. химическими реактивами.