руководства по ремонту автомобилей
   

ЧТО не расскажет инструктор по вождению. Часть 1

ЧТО не расскажет инструктор по вождению.

«Любое передвижение в пространстве, будь то бег, езда на лошади, на лыжах, на велосипеде, сопряжено с рис­ком!» — считает немецкий автогонщик и архитектор трасс «Формулы-1» Герман Тильке. И тем более езда на автомобиле. Здесь автор докажет, что ключ к безопаснос­ти на наших дорогах находится не только в умении каж­дого водителя управлять автомобилем, но и в его мента­литете.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Темпы развития автомобильного рынка в России опе­режают самые смелые прогнозы. В 2006 году граждане Российской Федерации приобрели более 2 млн новых ав­томобилей - на 25 % больше, чем годом ранее. Аналитики сходятся во мнении, что высокие темпы роста автомобиль­ного парка сохранятся в ближайшие 10—15 лет.

В 2006 году наш автомобильный рынок вышел на пятое место в Европе, обойдя Испанию и вынуждая автопроиз­водителей считаться с запросами российских покупателей. Растет не только число автомобилистов (наиболее социаль­но активной части населения), но и развивается сопутству­ющая инфраструктура: дилерские центры, автомойки, ав­томагазины, современные АЗС с комплексными услугами, центры тюнинга, магазины аксессуаров, стоянки.

Вы решили сесть за руль? Правильно решили! Совре­менный человек немыслим без автомобиля. Представьте себе мужчину в Средние века, не умеющего ездить на ло­шади! Абсурд! А современная женщина? Кому как не ей автомобиль стал верным помощником в домашнем хо­зяйстве, в поездках по магазинам; он помогает без про­блем отвезти детей в школу, в детский сад. Без личного авто такие простые задачи становятся трудновыполнимы­ми. Но вся беда в том, что ваш железный конь из доброго помощника может превратиться в беспощадного убийцу, оправдывая свое определение как источника повышен­ной опасности.

Как учиться водить автомобиль? Может, вместо не­рвотрепки в автошколе нанять грамотного персональ­ного инструктора? Хорошее решение, если, конечно, удастся этого самого грамотного инструктора разыс­кать, что лучше всего делать по рекомендации знакомых. Современные персональные инструкторы умеют учить и корректны в поведении, потому что преподавание — это их хлеб. И недешевый! Но если инструктор вам не понра­вился уже с первого занятия, меняйте его без колебаний!

В случае же с автошколой вам придется ее менять, так как там инструкторов не выбирают. Да, и главное: в ав­тошколе учат, как получить права, а не как грамотно во­дить автомобиль. Персональный же инструктор расска­жет и покажет, как водить автомобиль в плотном город­ском потоке, как парковаться, как научиться уверенно ездить по автострадам и что важно знать о ночной езде. Например, ни в коем случае нельзя смотреть на фары встречных автомобилей, а взгляд лучше фокусировать на правой обочине. Там могут оказаться пешеходы или ка­кие-то препятствия.

Вся сложность начального этапа обучения состоит в том, что для практических уроков необходим автомобиль с двойными педалями. Это очень важно! Пока у обучае­мого не возникнут сложности, все будет идти хорошо. Но как только он попадет в критическую для себя ситуа­цию — например, собьет ограничительную стойку на пло­щадке, — он точно нажмет не на тормоз, а на газ: верные психомоторные реакции у него еще не натренированы и испуганный новичок, скорее всего, не сумеет повернуть ногу и переставить ее мысок с педали газа на педаль тор­моза! Так много он еще не умеет. Именно по этой причине двойные педали необходимы, на необорудованном авто­мобиле выезжать для обучения даже на площадку просто опасно.

Итак, грамотный инструктор - это необходимость. Он научит вас концентрироваться, предугадывать критичес­кие ситуации, правильно реагировать на дорожную обста­новку. Это главное на стадии обучения. А еще вспомним слова Германа Тильке: «Любое передвижение в пространс­тве, будь то бег, езда на лошади, на лыжах, на велосипеде, сопряжено с риском!» Тем более опасно вождение авто­мобиля - такой вывод напрашивается сам собой. А вот и не угадали! Опасно передвижение в пространстве. Прежде чем садиться за руль автомобиля, освойте велосипед, если не умеете на нем кататься. Затем сядьте на прокатный кар­тинг. Эти упражнения научат вас движению в пространс­тве в непривычном для вас ритме. Почему это все так быс­тро едут, а вы еле ползете, не вписываясь ни в один поворот? Да просто вы привыкли ходить, а не ездить. Учитесь движению всеми доступными средствами параллельно с обучением вождению автомобиля, и результат не заставит себя долго ждать. Вы станете хорошим, безопасным води­телем для себя и для окружающих. Именно для этого вы и взяли в руки мою книгу и не ошиблись в выборе.

 

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШИЙ ВОДИТЕЛЬ?

«Хороший водитель — водитель от Бога!» — скажете вы, а я очень в этом сомневаюсь.  .

Начинающий водитель испытывает большие трудно­сти буквально во всем: ему трудно трогаться с места, он не чувствует габариты машины при маневрировании, он бо­ится скорости, и в конце концов ему просто страшно за ру­лем. Но есть и профессионалы — им не страшно. И вот мы слышим фразу: «Водитель от Бога!» Мне, например, дико страшно с таким водителем ездить. Хочется мертвой хват­кой вцепиться во все ручки и тормозить, упершись ногой в пол. Почему? Да он все делает неправильно! У такого нет чувства автомобиля.

Что такое чувство автомобиля, такое сложное и простое одновременно? Например, выбор скорости и дистанции. «Куда прешь?» — кричали извозчики когда-то на московс­ких и питерских улицах. Прут, к сожалению водители и се­годня. А мастерство — это искусство там, где можно ехать быстро, снижать свой темп. Не сложно? Да! Но, как показывает практика — трудновыполнимо. Даже в большом спор­те. Приведу такой пример. Посмотрим на профессиональ­ного автогонщика-раллиста, трехкратного чемпиона мира Себастиана Лоеба. «Да зачем мне ралли? - воскликнет не­задачливый автомобилист. - Они бьют там автомобили, го­няют. А мне на дачу за рулем бы кое-как добраться!» Стоп! Стоп! Ошибка! Все лучшее из безопасного управления ав­томобилем (как, впрочем, и в его конструкции) пришло к нам из гонок. Мастерство Себастьяна Лоеба состоит в том, что он точно чувствует, в отличие от других горячих голов, где можно ехать на полную катушку, а где этого делать не надо — опасно. Он умеет чуть-чуть сбавить. Поверьте, это так сложно — чуть-чуть сбавить там, где это необходимо. Хотя бы для соблюдения разумной дистанции.

Одна моя знакомая чувствовала себя очень неуверенно в городском потоке. Автор проехал с ней по городу, чтобы выяснить причину страха. Оказалось, что она всегда ехала буквально вплотную за впереди идущим автомобилем. Это вызывало излишнее напряжение, особенно если лидером оказывался грузовой автомобиль или автобус, полностью перекрывающий обзор. «Надо оставлять себе воздух, люфт для маневра,- объяснил я ей,- чтобы увеличить обзор­ность, выиграть место для контраварийных действий». Я проехал с ней по центру Москвы в час пик, оставляя впере­ди как минимум метров десять. И никто не влез! Почему? Потому что я ехал уверенно, спокойно, соблюдая свое мес­то в потоке. Моя знакомая попробовала соблюдать дистан­цию и удивленно сообщила, что страх прошел и она стала получать удовольствие от управления автомобилем. Скорее всего, висеть на хвосте она научилась незаметно для себя, в поездках с другими водителями, начав невольно их копи­ровать. Недаром говорят, дурной пример заразителен.

Может, несоблюдение дистанции - это одна из причин мелких аварий? Почему вообще случаются аварии? Кто ви­новник? На 80 % - сами водители! Причем доля нетрез­вых составляет 2,8 %, остальные вполне отдают себе отчет в своих действиях. А уж сваливать проблемы растущей ава­рийности на депутатов с мигалками и работников ДПС или говорить, что всему виной дороги, — в корне неверно.

Разберемся! Складывается впечатление, что водители не совсем понимают, что такое автомобиль, как он едет, что такое физика движения. Автомобиль — это как минимум тонна веса, движущаяся с большой скоростью и касаю­щаяся поверхности дороги только четырьмя маленькими пятнами, размером с небольшую книжку. Если бы все ав­толюбители это понимали, то никогда не ездили бы на из­ношенных шинах или на зимних шинах летом, умышленно снижая сцепление пятен контакта и увеличивая тормозной путь как минимум на 20 %. Автолюбители проверяли бы регулярно давление в шинах, недостаток которого дает пла­чевный эффект при торможении или маневре. Например, перед поездкой на большие расстояния инструкция по эксплуатации автомобиля рекомендует несколько под­нять давление в шинах (на 0,3-0,5 атм.). Зачем? Ведь у пе­рекаченных шин пятно контакта уменьшается — значит, уменьшается сцепление шины. Дело здесь вовсе не в пятне контакта, а в температурном режиме. Когда шина крутится с большой скоростью, она становится не совсем круглой. Перед местом контакта шины с поверхностью дороги по ходу движения на самой шине образуется небольшая вол­на в виде валика. Именно в нем, в этом валике, вследствие большой деформации и начинает подниматься температу­ра, начинается нагрев рабочей дорожки шины. При движе­нии с большой скоростью нагрев может быть значитель­ным, вызывая, с одной стороны, снижение сцепления, а с другой - опасность взрыва перегретой шины.

Но давайте вернемся к водителю. Может быть, води­тели со стажем знают все об автомобиле? Увы, стаж вож­дения автомобиля не имеет ничего общего с умением во­дить машину. Большинство водителей год за годом просто закрепляют свои ошибки, не понимая, в чем они состоят. Например, рулят одной рукой. Помните, рулить одной ру­кой допустимо только при выполнении дополнительных действий: переключении передач, включении фар и т. п. Ни один водитель не застрахован от попадания в экстремаль­ную ситуацию, и тогда машину на дороге одной рукой не удержать. Переднее колесо машины может резко и неожи­данно лопнуть «на взрыв» (скажем, от перегрева). Одной рукой удержать автомобиль в этой критической ситуации, да еще и на приличной скорости практически нереально.

К авариям приводит и отсутствие культуры. С ней у нас в России вообще большие проблемы. Не включить указа­тель поворота — все равно что войти в комнату и не поз­дороваться — демонстрация неуважения к окружающим, к другим участникам движения. Включать указатель поворо­та необходимо при любом маневре! Хочу акцентировать на этом внимание, так как некие «водители от Бога» считают, что уведомить других участников движения о своих наме­рениях — ниже своего достоинства. И таких примеров, де­монстрирующих хамство и бескультурье, множество.

Я недавно искал место на парковке и увидел, как рус­ский яппи в добротном пиджаке с кейсом направляется к своей машине. Он не спеша снял пиджак, повесил на ве­шалку за сиденьем, неспешно уложил кейс в багажник, от­крыл его... а я стоял и ждал, тщетно пытаясь встретиться с ним взглядом. В любой цивилизованной стране в такой ситуации подошедший к своей машине кивком покажет водителю, страждущему запарковаться, собирается ли он ехать, то есть освобождать место, или подошел к машине что-то забрать или положить. А я стоял и стоял, думая о том, что Audi, дорогой пиджак и модный кейс можно, ко­нечно, купить, но культуру не купишь.

А культура на дороге? Я часто в последнее время езжу по трассе Москва-Смоленск. Дорога четырехполосная, но почти все водители ведут свои машины по левому ряду, когда правый абсолютно свободен. Это ли не пример пол­ного отсутствия культуры? Ведь они вынуждают тех, кто к ним приближается с большей скоростью, обгонять справа. «Так делать не буду!» - решил я. А как быть? Сигналить дальним светом? Выдавливать переднего, буквально садясь на хвост? Тоже не выход. А что, если попробовать «по-за­падному»? Приближаюсь к автомобилю, бесцеремонно занимающему левый ряд, когда правый абсолютно свобо­ден, и. включаю левый поворотник, тем самым говоря: «Пропусти, браток!» И - о чудо! - браток пропускает. Я включаю на два-три цикла «аварийку», говоря «спасибо», и, включив правый поворотник, занимаю правый ряд. Должны ли инструкторы в автошколе учить культуре на дорогах? Безусловно! Также важно сформировать основы поведения, в основе которого — дружественное отношение к другим участникам движения. Дорога — это не место для удовлетворения амбиций или демонстрации грубой силы. Автомобиль — штука серьезная. Если человек вошел в ком­нату не поздоровавшись, ничего страшного не произойдет, а вот если он, двигаясь на скорости в автомобиле, не вклю­чил поворотник, это может привести к аварии, к трагедии. Отсутствие культуры порождает ситуации, несовместимые с жизнью.

В автошколе инструктор с умным видом расскажет о пра­виле трех Д: «Дай дорогу дураку». А что, если попробовать по-другому? Назовем это правило «Лекарством от аварий». Чудодейственное свойство этого «лекарства» - исправлять ошибки других водителей. Именно так можно удовлетво­рить свои амбиции как очень хорошего водителя.


загрузка...

Теги: обучение, вождение |


Будет полезно:




Жги в камментах! Для этого нужно:
[ Зарегистрироваться | Войти ]
Все права защищены MIA. - 2019
Версия PDA
Подняться на верх