руководства по ремонту автомобилей
   

ЧТО не расскажет инструктор по вождению. Часть 4

правила вождения

Упражнение № 8. Маневрирование

Главные проблемы маневрирования возникают при движе­нии задним ходом, а также в ограниченном пространстве, где очень сильно мешает увод кузова автомобиля в сторону при сильно вывернутых колесах. Для того чтобы не помять боковины автомобиля касанием о препятствия, необходи­мо почувствовать это боковое движение, увод корпуса ав­томобиля в сторону при повороте.

Перед поворотом налево, для того чтобы не задеть пре­пятствие левыми дверьми, надо обязательно сначала сде-

лать так называемый заход направо. Сначала это кажется странным, но постепенно привыкаешь, поверьте. В ситуа­ции, которая показана на рисунке, водитель столкнулся с, казалось бы, неразрешимой проблемой при выезде из гара­жа Он делал все правильно, но автомобиль не вписывается в свободное пространство из-за препятствия, оказавшегося на его пути. Вот бы переставить машину хотя бы на метр левее, и тогда бы все получилось. Сделать это очень прос­то, если при движении вперед вывернуть колеса сначала до упора влево, а потом до упора вправо, выравнять их и снова подать назад. Автомобиль переставиться как раз на тот метр, который позволит закончить маневр.

Прежде чем учиться правильно парковаться, необхо­димо обязательно освоить прием перестановки. Это изба­вит вас от многих стрессовых ситуаций. Вот одна из них. Вы хотели развернуться, но ширины дороги не хватило. Понятно, что надо подать назад, и вы делаете именно это. Ваша ошибка в том, что вы не меняли угол поворота руля, и машина поехала назад по тем же следам. Попробовали впе­ред и опять не вписались. Движение вперед-назад по одной и той же дуге ничего не дает. Мучение! Вовсе нет, если де­лать все правильно. Вот как надо. Допустим, вы разворачи­вались влево. Как только подъехали к препятствию, оста­новитесь и поверните руль до упора вправо. Теперь назад, причем достаточно проехать буквально метр. Остановитесь и выверните руль до упора влево. Вот как просто!

Обратите внимание, как легко крутить руль на месте. Это еще одно преимущество современных автомобилей, рулевое управление которых оснащено гидроусилителем. Крутить руль влево или вправо по ситуации необходимо обязательно до упора — таким образом вы максимально увеличите маневренность вашей машины, и вам потребу­ется минимальное место для совершения маневра.

Упражнение № 9. Вариант для а/м без тахометра

Ориентироваться в машине без тахометра можно только по звуку двигателя. Полезно попробовать газовать на холостых оборотах на похожей машине, оснащенной тахометром, чтобы почувствовать этот звук, соотнося его с определен­ными оборотами. Кроме этого, слуховое восприятие очень важно для любого водителя, а для начинающего — особен­но. Поэтому не рекомендуется громко слушать музыку в поездках. Например, часто о спускающей шине водитель узнает по нарастающему гулу от колеса. Изменение харак­тера покрытия дороги также сопровождается изменением шума от колес автомобиля.

Упражнение № 10. Дозированное дросселирование

Установите ваш двигатель, работающий на холостом ходу, на 3000 об/мин. Затем плавно переведите стрелку на 2500 об/мин и вновь задержите, затем на 3000. Возвращайтесь вниз на 1500 оборотов, задерживаясь на промежуточной отметке. Проделайте два-три полных никла. Старайтесь с первого раза точно попасть кончиком стрелки тахометра на риску, соответствующую желаемым оборотам, и заставьте ее за­стыть в этом положении.

Упражнение №11. Трогаемся с места

Всем известно, что первым камнем преткновения являет­ся злополучное трогание с места. Речь идет о том неуло­вимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувс­твовать некое «схватывание» и тут же плавно прибавлять газ. Выполнить два синхронных действия ногами начи­нающему водителю обычно крайне сложно, тем более что сильно мешает дрожь в коленках. Нужно ли вообще ловить этот пресловутый момент? Действительно ли дерганье при трогании с места и упорно глохнущий двигатель — непре­менные спутники начинающего водителя? Попробуем по-другому.

Знаете, что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто бро­сить педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, остав­ляя на асфальте черные следы от шин,— так стартуют на гонках. Попробуем мы что-то подобное, но в более щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до 1500— 2000 об/мин. Если автомобиль оборудован тахометром, научиться держать такие обороты не проблема. На это, правда, потребуется некоторое время. Если на автомобиле тахометр отсутствует, держать обороты придется по звуку двигателя на слух. Это несколько сложнее и времени на то, чтобы освоить филигранную работу педалью газа, потребу­ется больше. Упражнение в любом случае очень полезное. Ученик начинает привыкать к педали газа, а главное — он начинает понимать, что педаль газа очень чувствительна и любое прикосновение к ней может вызвать резкое увели­чение оборотов двигателя. Вряд ли удастся избежать того, что двигатель несколько раз взревет, раскручиваясь почти до максимальных оборотов, но, как говорится, на ошибках учатся. Как только ваш ученик научился держать постоян­ный газ, тут же он может плавно отпускать педаль сцепле­ния. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает», ловить не надо. Ваш автомобиль легко и плавно тронется с места. Держу пари, что если пригласить сто человек, ни разу не сидевших за рулем, и объяснить вышеизложенный прием, то поголовно все из этого числа с первого раза плав­но, без рывков могут стронуть автомобиль с места.

Спросите у любого водителя с большим стажем, как он трогается с места. Скорее всего, вы услышите зазубренную когда-то в автошколе фразу: «Очень плавно отпускаю пе­даль сцепления, в то же время увеличиваю обороты двига­теля». Водитель со стажем лукавит. Но на самом деле, тро­гаясь с места бесчисленное количество раз каждый день, он делает все совершенно не так. Ему незачем анализировать свой доведенный до автоматизма алгоритм движений. Но если бы он потрудился это сделать, то с удивлением обна­ружил бы, что трогается таким образом: прибавляет газ до 1500—2000 об/мин, не пользуясь при этом тахометром и не слушая двигателя (при автоматизме выполнения заучен­ных действий в этом нет необходимости), и тут же плавно отпускает педаль сцепления. Между этими двумя движе­ниями нет паузы даже в секунду— это подтверждает, что никакого момента, когда сцепление начинает «брать», про­фессионал не ловит. Оптимальный вариант получается у него чисто автоматически. Профессионал трогается с места абсолютно так же, как я советую трогаться вам. Троньтесь с места описанным выше приемом десять раз подряд.

Упражнение № 12. Виртуальная тренировка первой поездки

Наилучший способ для водителя с правами в кармане, но без малейшей уверенности в том, что он умеет водить ма­шину, внимательно прочесть не только эту главу, но и всю книгу и начать разбираться в нюансах. Лучше всего подыс­кать среди родственников и знакомых бывалого автомо­билиста и позаниматься на площадке троганием с места и маневрированием в его присутствии. К сожалению, прак­тика показывает, что обучение мужем жены или тем более наоборот - прямой путь к ссорам и даже разводу. Значит, оптимальный вариант - хороший знакомый или еще луч­ше - дальний родственник. Затем в выходной день рано утром, когда движение на улицах минимальное, можно са­мостоятельно выехать на улицы населенного пункта, в ко­тором вы проживаете. Отработайте какой-то основной из -ваших будущих маршрутов — например, из дома на работу и обратно или в магазин, или в поликлинику.

Вечером, перед сном, вы должны суметь проехать ос-" военный маршрут мысленно. Это не шутка. Сядьте удоб­но дома в кресло, причем ваша поза должна максимально копировать вашу посадку в машине. Закройте глаза и мыс­ленно представьте себя за рулем вашей машины. Выезжайте на виртуальные улицы и следуйте по вашему маршруту. Представляйте себе перекрестки со светофорами, разметку дороги. Особенно живо постарайтесь представить наибо­лее опасные места. Это перестроения, круговое движение, объезд остановок общественного транспорта. Такая трени­ровка действительно работает эффективно, и повторять ее желательно после проезда по каждому новому маршруту.

Упражнение № 13. Габариты

На тренировочной площадке не обойтись без ограничителя габаритов, его роль может выполнить палка высотой не менее полутора метров на подставке. Установив ограничитель на площадке (где нет автомобильного движения), подъез­жайте к нему на маленькой скорости так, чтобы он прихо­дился по центру вашего автомобиля. Подъехав как можно ближе, попробуйте объехать ограничитель, чтобы он остал­ся сбоку. В следующих попытках постарайтесь подобрать­ся ближе к ограничителю до того момента, пока вы его не коснетесь. Теперь вы точно знаете, где у вашего автомобиля проходит передняя часть крыла и бампера.

Проделывая это упражнение, ни в коем случае не от­рывайте лопатки от сиденья и не вытягивайте по-гусиному шею. Оставайтесь в удобной позе — только так вы научи­тесь правильно чувствовать габариты автомобиля.

Затем приближайтесь к ограничителю задним ходом, чтобы понять, где у вас заканчивается автомобиль, вернее, его задний бампер. Без чувства габаритов научиться ма­неврировать и парковаться невозможно. Сделайте ворота (для этого понадобится еще одна палка), которые всего не­сколькими сантиметрами шире автомобиля, и старайтесь точно попадать в них.

Упражнение № 14. Попасть в колею

С какой точностью водитель ведет автомобиль? Имеется в виду буквально след от шины. Может ли водитель напра­вить правые колеса так точно, чтобы два раза проехать по своему собственному следу? Опытный гонщик отлича­ется от простого водителя тем, что умеет вести машину с точностью по крайней мере в 10 сантиметров на большой скорости, и мы об этом поговорим позже. А сейчас такое упражнение.

Изготовьте из брусков ограничители и расположите их на удалении от автомобиля попарно. Проезжайте сначала левыми, затем — правыми колесами между брусков. Для начала можно просто нарисовать мелом на асфальте линию длиной не менее 20 метров (можно использовать и подходя­щую линию разметки). Попробуйте ехать так, чтобы правое колесо автомобиля шло точно по этой линии. Погрешность вначале будет очень велика, чтобы подкорректировать по­ложение автомобиля, вам придется несколько раз выхо­дить и смотреть, где в действительности находятся правые колеса вашей машины. Как только удастся установить ав­томобиль правыми колесами на линию, вообразите пунк­тир, проходящий от ваших глаз до линии на асфальте, через какой-то ориентир. Скорее всего, он будет где-то на двор­никах. Так или иначе, запомните этот ориентир. Используя этот воображаемый пунктир, вы можете спокойно вести автомобиль правыми колесами по нарисованной линии. То же самое нужно проделать и с левой стороной, но это зна­чительно проще.

В дальнейшем это упражнение вам очень пригодится, вы всегда будете знать, на каком расстоянии от края про­езжей части вы ведете свой автомобиль. Вы не будете боль­ше ударяться колесом о бордюр при подъезде к нему для остановки. Интересно, что с опытом вы постепенно забу­дете про свой «прицел» и начнете останавливаться у троту­ара чисто интуитивно на оптимальном расстоянии (30 см). Выработанное таким образом «чувство колеи» очень при­годится при объезде ям, которыми так изобилуют россий­ские дороги. Само собой разумеется, что никакой ориен­тир на капоте или на дворниках вам уже не понадобится. А вот смотреть на яму, когда вы хотите ее объехать, будет ошибкой. В этом случае надо смотреть туда, куда вы пове­дете машину, чтобы объехать яму. Вспомним, что водитель всегда следует за своим взглядом.

Упражнение № 15. На стоянку задним ходом

Парковаться задним ходом очень удобно. Именно так за­езжают на освободившееся место вдоль тротуара водители во всех странах мира. Машина так устроена, что при дви­жении назад она более маневренна и может повернуть на больший угол, а главное - не мешает этот пресловутый увод корпуса в сторону при полностью вывернутых коле­сах. Понятно, что первое время все начинающие водители и особенно женщины испытывают при парковке задним ходом настоящий стресс. Невольно хочется избежать это­го маневра всеми правдами и неправдами и просто въе­хать между машин на свободное место передом, а выехать с грехом пополам задним ходом как получится. Одна моя знакомая говорила: «Езжу давно, но парковаться не умею и никогда не научусь!» Ошибочное мнение. На самом деле парковаться — увлекательное занятие, особенно когда все получается. Для этого надо знать несколько секретов.

Итак, заезжаем на стоянку, расположенную вдоль тро­туара, задним ходом. Очень важно остановить машину так, чтобы выбрать удачную позицию для захода Включите ми­галку! Водитель, следующий сзади, получив сигнал о том, что вы желаете парковаться и ищете свободное место, ско­рее всего, объедет вашу машину. Желательно, как только переднее крыло вашей машины поравнялось со свободным местом, тут же энергичным движением руля сделать так на­зываемый заход: описать небольшой полукруг в свободное место, туда, где вы намерены запарковаться. Что это дает? Во-первых, вы четко обозначаете водителю сзади свое твердое намерение парковаться именно здесь и он, скорее всего, все-таки остановится, чтобы предоставить вам место для совершения маневра, а не будет буквально подпирать вас в задний бампер. Во-вторых, вы поставите свой авто­мобиль несколько под углом, что облегчит прицеливание на свободное место.

Мы договорились, что вы сначала тренируетесь на пло­щадке, где вашу парковку обозначают безобидные предме­ты: вешки, конуса, стойки. Две палки, высотой немногим более метра, необходимы - они показывают углы воображаемых автомобилей, стоящих спереди и сзади. Теперь — внимание! Развернитесь вполоборота назад, положив пра­вую руку на спинку пассажирского сиденья. Включайте заднюю передачу и смело въезжайте на парковку. Ваша задача — не упереться задним колесом в бордюр тротуара, а правым передним крылом не задеть переднюю машину. Если расстояние до тротуара оказалось слишком большим, лучше всего повторить попытку, хотя есть и другой способ. Для того чтобы исправить эту ошибку, надо переставить задние колеса в сторону, то есть вправо. Что сделать, что­бы переставить буквально на метр задние колеса вправо, если спереди и сзади ограниченное пространство? Подаем сколько можно назад и выворачиваем передние колеса до упора вправо. Все очень просто: если мы хотим переста­вить задние колеса вправо, то и начало маневра начинаем с поворота руля вправо. Очень важно при таком маневриро­вании крутить руль до упора. У нас катастрофически мало места для маневра, и если расходовать его непродуктивно, мы не справимся с задачей. Проезжаем половину расстоя­ния, отпущенного нам до заднего бампера передней маши­ны, останавливаемся и поворачиваем руль до упора влево. . Теперь немного вперед и снова стоп! Ставим колеса пря­мо и едем назад. Задние колеса действительно сместились вправо. Если выехать со стоянки вам не удается, вас при­перли и место очень мало, выехать поможет этот же при­ем. Только переставлять машину вам надо будет уже влево. Значит, первый поворот руля — влево до упора, половина пути вперед, поворот вправо до упора, вперед. Руль прямо и назад.

При маневрировании очень важно овладеть этим при­емом — уметь переставлять задние колеса влево и вправо. Если при этом еще и не забывать об уводе кузова автомо­биля в сторону при полностью вывернутых колесах — счи­тайте, что парковку вы освоили! Заезд на стоянку задним ходом, параллельно стоящим машинам происходит точно так же: сначала занимаем выгодную стартовую позицию, затем подаем задним ходом, стараясь точно попасть между машин. Если совершаем ошибку, исправляем ее, перестав­ляя задние колеса влево-вправо.

В крупных городах с парковкой в центральной части возникают большие проблемы. Любой супермаркет или просто крупный магазин в Западной Европе обязательно имеет многоэтажную надземную или подземную парков­ку. Иначе попасть туда на автомобиле просто невозможно. Оставишь на одной из них свою машину — и весь центр города твой! Для женщин за рулем выделены специальные удобные места, занять такое мужчине - страшный позор! Отсутствие свободных мест на парковке - настоящий бич крупных городов. «Не езди в Париж на машине. Там невоз­можно ездить!» — говорили мне знакомые. Оказалось, ез­дить можно, но запарковаться - без шансов! Поиск места у дома в течение часа вечером после работы — обычное дело. Нередко его удается отыскать только в другом квартале, и на том спасибо! Вот где экономят каждый квадратный мил­лиметр. Машины стоят ровно, как по линейке, буквально бампер в бампер. Никому даже в голову не придет занять одной машиной два места. Мои знакомые парижанки, бывшие москвички, рассказывали, что могут запарковать­ся или выехать с парковки у тротуара, если спереди и сзади есть хотя бы по три свободных сантиметра. Сначала я не поверил, но нужда заставила самого попробовать — на­учился. Главное - поворачивать колеса в определенной последовательности от упора до упора, а мы с вами это уже проходили.

Упражнение № 16. Полное спокойствие!

Водитель, двигаясь в потоке транспорта, должен быть аб­солютно спокоен, собран, уравновешен. Одна моя зна­комая жаловалась, что ей очень трудно даются первые поездки по городу из-за того, что ее обуревает сильный, буквально смертельный страх. Особенно она боится по­мешать кому-то из других водителей. Я посоветовал ей следующий трюк: остановившись у светофора в группе автомобилей, просто выключить двигатель как раз в тот момент, когда зажжется зеленый свет светофора. Само со­бой, необходимо включить аварийную сигнализацию. «В первые секунды было жутко страшно: машины сзади стали невыносимо сигналить! — рассказывала потом моя знако­мая. — Но я повторяла про себя, словно заклятие: полное спокойствие, кому надо - объедет!» И страх постепенно исчез, нервозность прошла, а стресс куда-то улетучился. Пропустив пару циклов светофора, моя ученица спокой­но завела двигатель и при очередном зеленом сигнале, спокойно включив передачу, плавно тронулась с улыбкой на устах, как будто ничего не случилось. Действительно, у каждого автомобиля может заглохнуть или забарахлить мотор, и никакого ужаса в этом нет. Проделав этот прос­той психологический тест несколько раз, вы обнаружите, что панический страх кому-то помешать на дороге у вас исчез и вы находитесь в состоянии спокойствия и полной концентрации внимания. Теперь можно полностью со­средоточиться на своих проблемах, на том, как вы ездите и что делаете.

Упражнение № 17. Положительный пример

Одной женщине, новичку, никак не удавалось обрести уверенность за рулем в городском потоке. Что делать? Решение подсказала сама жизнь. Ее подруга, заядлая авто­мобилистка, заехала за ней на своем Porsche (разумеется, с ручной КПП), и они поехали колесить по магазинам. Как тут было не обратить внимание на то, как хрупкая женщи­на с легкостью управляется с тугими педалями, уверенно маневрирует в плотном потоке. «Ничего сложного, пос­мотри, как я это делаю», приговаривала она, зная", что ее подругу мучают проблемы с вождением. Образ женщины, такой же как она сама, но с улыбкой управляющей мощ­ным авто в городской сутолоке, прочно засел в голове. С этого момента у нашей начинающей автомобилистки уверенность за рулем появилась как по мановению вол­шебной палочки в первой же поездке. Рекомендую всем начинающим женщинам проделать такое же упражнение: покатайтесь по городу со своей подругой, которая отлич­но водит машину, внимательно наблюдая за ее действи­ями. Очень важно понять: мужчина на роль эталонного' водителя не годится!

Упражнение № 18. Все зависит от вас

Типичная картина: вас подпирают. То есть водитель автомо­биля, идущего сзади, не собирается соблюдать дистанцию и буквально «въезжает» в багажник вашего авто. Это создает нервозную обстановку, так как правый ряд занят и при всем желании вы не можете дать дорогу. Уступить в этой ситуа­ции в любом случае будет самым разумным решением. Мы же договорились никогда не вступать ни в какие конфликты с другими участниками движения. Плавно прикоснитесь к тормозной педали левой ногой, не снимая правую ногу с педали газа. Тормозные фонари вашей машины вспыхнут, указывая на торможение. Преследователь в панике ударит по тормозам и отстанет. Не ждите, пока он снова накатит. Включите поворотник и уступите дорогу, перестроившись в правый ряд. Поймите, что делаете это ради сохранности своего автомобиля и своего здоровья. Это упражнение не так просто выполнить, как кажется. Дерзайте!

Упражнение № 19. Имитация круиз-контроля

(не рекомендуется выполнять в плотном потоке транспорта)

Упражнение развивает ваше чувство автомобиля, способ­ность к прогнозированию и учит филигранной работе с пе­далью газа.

Старайтесь ехать, выдерживая произвольно заданную скорость —например, 60 км/ч или 90 км/ч, но максималь­но точно, не давая стрелке спидометра отклоняться ни на полмиллиметра от соответствующего деления. Вы с удив­лением обнаружите, что делать это невероятно трудно. Вот едва заметный подъем, и вы инстинктивно чуть-чуть при­бавляете газ, но... поздно — стрелка спидометра предатель­ски сползла вниз. Если бы чуть раньше! Ситуацию улучшит только тренировка. За стрелкой спидометра следите пери­ферийным зрением - все внимание на дорогу!

Упражнение № 20. Разгон - торможение

Ловите оптимальный баланс автомобиля и сводите пере­мещение его веса к минимуму. При каждом интенсивном разгоне и замедлении старайтесь прибавлять и убавлять газ таким образом, чтобы на кузов машины не передавалось никаких толчков. Избегайте пробуксовки колес.

Упражнение № 21 . Остановка машины

Это упражнение развивает способность четко дозировать тормозное усилие, а главное — увеличивать его прогрес­сивно. У каждого светофора и при каждой остановке нажи­майте на педаль тормоза нежно и точно так же отпускайте ее. Настолько нежно, чтобы после полной остановки не чувствовалось качка кузова назад. Обращайтесь с педалью тормоза филигранно, стараясь свести к минимуму любое перераспределение веса машины. Рассчитывайте тормоз­ной путь таким образом, чтобы замедление происходило равномерно, без грубых дотормаживаний, вызывающих клевки автомобиля. Такое обращение с педалью тормоза должно стать привычкой.

Упражнение № 22. «Бархатное» переключение

Всегда переключайте передачи настолько плавно, чтобы на кузов не передавалось даже малейшего толчка, буд­то вместо водителя скорость переключает «автомат». При переключениях вниз старайтесь не допускать резкого тор­можения двигателем, связанного с нарушением весового баланса по осям. Вообще, интенсивное торможение дви­гателем - контраварийный прием для машин без АБС и прочей электроники.

Упражнение № 23. Имитация старта на скользком покрытии

Трогайтесь таким образом: за секунду до старта поднимите обороты, например до 2000, выбирая свободный ход сцепле­ния, а затем плавно отпустите педаль и, когда машина едва тронется, прибавляйте газ. Старайтесь, чтобы действия дву­мя педалями происходили синхронно, а стрелка тахометра в момент трогания не падала ниже исходной отметки.

Упражнение № 24. Переключение передач при движении с постоянной скоростью

Двигаясь на второй передаче, разгонитесь до 60-80 км/ч, включите третью передачу, затем снова вторую. Выжав сцепление перед включением второй передачи, поднимите обороты двигателя так, чтобы переход на вторую прошел мягко, без малейшего рывка машины. Момент переклю­чения вверх и вниз не должен ощущаться. Повторяйте это упражнение несколько раз в день, стараясь не отклоняться от заданной скорости движения, но постепенно увеличи­вая скорость переключений.

Упражнение № 25. Переключение вниз с торможе­нием

Переключайтесь вниз с торможением, делая перегазовку при включении понижающей передачи при каждой оста­новке у светофора! Старайтесь так точно «попадать в обо­роты», чтобы на кузов автомобиля не передавалось ника­ких рывков, даже при скоростном переключении!

Упражнение № 26. Прохождение поворотов

Поворачивайте руль на минимально возможный угол один раз в начале поворота, максимально спрямляя траекторию, и плавно возвращайте его в исходное положение на выходе. Старайтесь не доворачивать руль в повороте или на выходе из него - это грубейшая ошибка.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА И ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ПО ВОЖДЕНИЮ

Проведите мини-тест, находясь за рулем вашей машины на улицах большого города с интенсивным движением:
  если вам постоянно мешают другие автомобили — значит, вы что-то делаете неправильно.

Правильная посадка за рулем предполагает не толь-'ко комфорт и удобство для водителя, но и грамотное уп­равление автомобилем. Положите вытянутую руку на вер­хнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом плотно прижаты к спинке сиденья. Теперь возьмитесь за руль двумя руками в положении «без пятнадцати три». Руки будут незначительно согнуты в локтях.

Времена, когда водители полулежали за рулем, еле дотягиваясь до него абсолютно вытянутыми, прямыми ру­ками, копируя автогонщиков, ушли в прошлое. Сегодня спинку кресла принято ставить практически вертикально.

Когда вы нажимаете на педаль сцепления, левая нога должна практически полностью выпрямляться. Правая нога должна опираться на пол у педали тормоза, а верхней частью лежать на педали тормоза. При нажатии на педаль газа достаточно просто повернуть верхнюю часть ступни вправо, не отрывая пятки от пола. При необходимости торможения — наоборот, влево. Вы сэкономите таким об­разом доли секунды, а они-то и могут стать решающими. Переставляя ногу с газа на тормоз другим способом или пе­ренося ее по воздуху, вы теряете время.

Водитель, передающий руль из руки в руку, никогда не сможет точно определить, в каком положении находятся передние колеса его автомобиля, то есть повернуты ли они влево или вправо, или же стоят прямо. А знать это необхо­димо.

Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем до перекрещивания. Рука, находящая­ся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и враще­ние руля продолжается до упора. Итак, при повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении, то есть соответствуя положению «три часа», когда колеса стоят прямо.

А что делать, когда водитель повернул руль в сторону заноса автомобиля? Ответ удивительно прост: не дожидать­
  ся ответной реакции автомобиля, то есть упреждать собы­тия. Для этого руль надо максимально быстро повернуть в
  сторону заноса и тут же возвратить в исходное положение. Повторить это несколько раз, с каждым разом уменьшая
угол поворота колеса.

Рулите плавно и мягко. Не провоцируйте потерю сцепления колес с дорогой резкими движениями. Если ав­томобиль послушен, то им и управлять надо плавно и мягко, и только когда он выходит из повиновения, рулем надо
действовать резко и быстро.

На автомобиле без АБС во время экстренного тормо­жения исключается поворот руля. Он вызовет вращение
  автомобиля вокруг своей оси, но не изменит направлениедвижения машины.

Как научиться правильно тормозить? Разумно на­чать с выполнения приема «прерывистого торможения». Правая нога привыкнет выполнять команду «тормозить — отпустить — тормозить» на уровне «мышечной памяти», минуя сознание.

С педалью тормоза надо обращаться очень коррект­но, если не сказать нежно. Резкое ударное нажатие на пе­даль тормоза также ухудшает баланс автомобиля на дороге, резко снижая устойчивость, как и резкое отпускание педа­ли тормоза.

Если машина оснащена АБС, в аварийной ситуации, напротив, надо просто что есть мочи ударить ногой по пе­дали тормоза.

Достаточно заблаговременно перевести селектор «ав­томата» в режим понижающей передачи — и резкий крат­ковременный сброс газа не приведет к переключению на прямую передачу, и при повторном резком нажатии авто­мобиль моментально устремится вперед, как будто на нем установлена обыкновенная механическая коробка.

Основное правило при разъездах на перекрестках,

«правило правой руки», гласит: «Водитель всегда должен беречь правый борт»,

Очень важно соблюдать дистанцию. Кто-то возразит: чуть больше дистанция - и сразу кто-то влезет! Посмотрите на проблему спокойно, без лишних эмоций. Ничего страш­ного не произойдет — даже если кто-то «влез», можно при­тормозить, чтобы восстановить безопасную дистанцию. Запомните: двигаясь вплотную за кем-то, вы лишаете себя обзорности, возможности выполнить маневр объезда или экстренного торможения. Малое расстояние до впереди-идущего автомобиля лишает вас главного оружия: времени * и места для совершения контраварийных действий.

Остановку у светофора я советую делать следующим образом: плавно погасить скорость метров за 20—30 до ос­тановившегося впереди вас автомобиля и медленно под­катиться к нему. Этот прием уменьшит вероятность наезда идущего сзади автомобиля, так как его водитель вынужден будет среагировать на ваше торможение заранее. Кроме этого, впереди вашего автомобиля будет достаточно места, чтобы вам самим успеть среагировать.

Возможность всегда объехать остановившийся впе­реди вас автомобиль - необходимое условие грамотной езды по городу. Привычка не подкатываться вплотную к переднему автомобилю даст вам независимость от действий других участников движения. Именно к независимости от обстоятельств надо всегда стремиться при управлении ав­томобилем.

При каждом перестроении обязательно включайте указатель поворота. К сожалению, водителей, соблюдаю­щих это правило, среди российских водителей становится все меньше.

 Быстрая езда по загруженному движением городу ничего, кроме стресса, лишних литров сожженного бензи­на, стертых покрышек и провоцирования аварийных ситу­аций, не принесет.

Взгляды, бросаемые водителем в зеркала, должны быть минимально короткими. Лучше два коротких взгля­да, чем один неоправданно длинный. Фокусируя взгляд на зеркалах заднего вида, водитель боковым зрением контролирует обстановку перед автомобилем. Это абсолютно пра­вильно и особенно важно в плотном потоке автомобилей, когда ситуация меняется за доли секунды.

 


загрузка...

Теги: обучение, вождение |


Будет полезно:




Жги в камментах! Для этого нужно:
[ Зарегистрироваться | Войти ]
Все права защищены MIA. - 2016
Версия PDA
Подняться на верх