Для резьбового соединения на автомобилях используют болты или винты с различной формой головки. Так же в отдельных узлах можно встретить шпильку. Шпилька – это короткий цилиндрический прут с нарезанной на нем резьбой, как правило, автомобильная шпилька имеет разную резьбу на верхней и нижней половинке.
Для надежного соединения двух деталей с помощью шпильки требуется применение дополнительной гайки, которая навинчивается на верхнюю часть шпильки. В то время как нижняя часть шпильки ввинчивается непосредственно в тело соединяемой детали. Для качественного соединения шпилькой или болтом (винтом) необходимо точное совпадение резьбовых параметров болта и гайки или шпильки с посадочным отверстием.
БОЛТЫ
Основные параметры автомобильной резьбы:
а. шаг резьбы – измеряется в долях метра, дюйма или числом ниток на дюйм;
б. наружный диаметр резьбы – равняется диаметру болванки болта перед нарезкой резьбы;
в. внутренний диаметр – равняется диаметру отверстия заготовки гайки перед нарезкой резьбы.
Типы автомобильной резьбы
Метрическая.
Профиль метрической резьбы представляет собой равносторонний треугольник. Данный тип резьбы применяется при номинальном диаметре от 1мм до 600мм.
Дюймовая цилиндрическая
Дюймовая цилиндрическая резьба UTS получила широкое распространение в Соединенных Штатах Америки и в Канаде, часто неопытные слесаря путают метрическую резьбу с дюймовой цилиндрической, в результате чего резьбовое соединение теряет геометрические размеры и приходит в негодность. Разница в этих резьбах кроется в теоретической высоте профиля Н=0,866025404Р (для UTS) против H=0,866025P (для метрической резьбы).
Прочность резьбы
Предел прочности резьбы на растяжение – максимальное усилие, которое может выдержать резьба при продольном растяжении. Единица измерения – фунты на квадратный дюйм (PSI).
Для дюймовой резьбы применяют графическое обозначение:
Для метрических болтов на заводе изготовителе наносят клеймо на головку болта в виде цифр 4,6, 8,8, 9,8 и 10,9; причем, чем выше число, тем большую нагрузку может выдержать болт:
ВИНТЫ
Для крепления листового материала (крылья, отделочные материалы, обивка дверей) в промышленности используют крепежные винты. Данный тип винтов используют без предварительного сверления соединяемых частей, что способствует быстрой сборке узла. При вкручивании винт нарезает резьбу в материале, поэтому при повторном вкручивании винта в «старое» отверстие, необходимо повернуть винт против часовой стрелки, пока не почувствуете что резьба винта попала в уже нарезанную резьбу. После чего можно вкручивать винт без особых усилий, если при этом вы почувствуете сопротивление то повторите попытку.
ШАЙБЫ И ГАЙКИ
Шайбы часто используют при закручивании болтов и гаек.
Обычные плоские шайбы используют для распределения нагрузки вокруг гайки или болта.
Шайбы с замком используют для исключения вероятности ослабления или откручивания соединения.
Существуют разновидности гаек, у которых одна сторона выполняет функцию шайбы.