При диагностике и капитальном ремонте двигателя Toyota, необходимо тщательно проверить поршни на соответствие геометрическим характеристикам. В этой статье мы опишем основные методики диагностики состояния поршня и основные контрольные зазоры и размеры.
После того как вы разобрали двигатель, и поршень с шатуном находятся у вас в руках, ухватитесь левой рукой за тело шатуна, а правой за поршень. Подвигайте поршень взад-вперед, при этом направление движения должны быть перпендикулярны осевой линии поршневого пальца.
Если вы почувствовали значительный люфт, то поршень с шатуном необходимо заменить на новый. Из практики можем сказать, что на двигателях Toyota 3S-FE, 4S-FE и 3S-GE, палец с шатуном выходят из строя относительно редко.
Теперь нам необходимо снять кольца, в зависимости от того что у вас есть под рукой (специальный экспандер или отвертка), аккуратно снимите оба компрессионных кольца и отложите в сторону.
Маслосъемное кольцо можно снять рукой без использования инструмента.
Кольца необходимо разложить на чистую ткань без ворса именно в том порядке, в котором они находились на поршне.
При помощи плоской отвертки, вытащите стопорное кольцо, удерживающее поршневой палец. Если двигатель находится в более-менее хорошем состоянии, то поршневой палец вытащить без нагрева вам не удастся, поэтому нагреваем поршень до температуры 85-90С, и при помощи молотка и стержня из мягкого металла (медь, латунь), аккуратно не повредив стенки поршня, выбейте палец. После этого шатун должен отделиться от поршня.
Если в дальнейшем вы не планируете провести замену комплектно, то есть полностью заменить поршень, шатун и палец - рекомендуем, сделать пометки на поршне и шатуне, что бы при сборке знать какой стороной крепился поршень, и не допустить ошибки на 180 градусов. Палец, так же должен быть установлен в тот же поршень где и стоял, поэтому все детали раскладываем в том порядке, в котором мы их сняли.
Промойте поршень в растворителе, очищая канавки под кольца или обломком кольца или деревянной палочкой. При очистке детали не используйте металлическую щетку или предметы. После чистки на поршне не должно остаться нагара и поверхность должна блестеть.
Проверяем зазор между поршнем и цилиндром, при этом необходимо учитывать, что для двигателей Toyota имеется три основных типоразмера поршней, с соответствующей меткой снизу поршня (см. Рисунок).
Таблица номинального диаметра поршней:
S3-FE
Номер 1 - 85,870-85,880 мм
Номер 2 - 85,880-85,890 мм
Номер 3 - 85,890-85,890 мм
Ремонтный размер (0,5) - 86,425-86,455 мм
4S-FE
Номер 1 - 82,437-82,447 мм
Номер 2 - 82,447-82,457 мм
Номер 3 - 82,457-82,467 мм
Первый ремонтный размер (0,5) - 82,937-82,967 мм
Второй ремонтный размер (0,75) - 83,187-83,217 мм
3S-GE
Номер 1 - 85,975-85,985 мм
Номер 2 - 85,985-85,995 мм
Номер 3 - 85,995-86,005 мм
Ремонтный размер (0,5) - 86,500-86,530 мм
Как можно видеть по таблице, при замере диаметра поршня без микрометра нам не обойтись.
Поэтому берем микрометр и замеряем диаметр поршня на расстоянии:
- для двигателя S3-FE 25,4 мм от верхнего днища поршня;
- для двигателя 4S-FE 26,0 мм от той же точки.
Более подробно, от чего мерить вы можете увидеть на эскизе.
Теперь нам необходимо замерить внутренний диаметр цилиндров, замер необходимо проводить параллельно оси коленвала. Все замеры наносим на бумагу и находим разницу.
Номинальный и максимальный зазор между поршнем и цилиндром:
Для двигателя 3S-FE:
номинальный: 0,120-0,140 мм;
максимальный: 0,190 мм.
Для двигателя 4S-FE:
номинальный: 0,053-0,073 мм;
максимальный: 0,120 мм.
Для двигателя 3S-GE:
номинальный: 0,015-0,035 мм.
После сравнения фактического и максимального зазора, делаем вывод: поршень менять или нет. Обращаем ваше внимание, что если даже три поршня не изношены, а у четвертого зазор больше максимального - необходимо менять все 4 поршня. Если большего размера поршня в размерной таблице нет, то необходимо заменить блок цилиндров, при этом номер поршня покупается в соответствии с меткой на блок цилиндре.
В следующей статье мы рассмотрим процедуру диагностики поршневых колец.