Покупая новый или Б/У автомобиль многие не раз слышали от продавцов что тот или иной автомобиль оборудован двигателем, в котором в качестве привода используется цепь или ремень. И каждый продавец хвалит именно тот тип привода, который устанавливается в продаваемом автомобиле. Давайте попытаемся разобраться что же лучше цепь или ремень?
Для чего необходима цепь или ремень ГРМ?
Сегодня мы не будем подробно останавливаться в принципе работы всех узлов двигателя внутреннего сгорания, а коснемся только системы ГРМ (газораспределительный механизм), причем мы попытаемся кратко и доступным языком описать принцип работы данного узла.
Во время воспламенения топливно-воздушной среды в цилиндрах двигателя происходит повышение давления внутри цилиндра, под действием чего поршень перемещается вниз и через систему кривошипно-шатунного механизма вращает коленчатый вал на 180 градусов, при этом впускной и выпускной клапаны закрыты. После достижения нижней мертвой точки поршень перемещается в верхнюю мертвую точку. Данное перемещение поршня связано с наличием нескольких поршневых групп (если речь идет о четырехтактных двигателях). Во время движения поршня вверх необходимо удалить остатки возгорания из цилиндра для этого открывается выпускной клапан. После достижения ВМТ, когда все газы удалились из цилиндра и коленчатый вал провернулся на 360 градусов, выпускной клапан закрывается и через открытый впускной клапан поступает следующая порция топлива, которая после закрытия впускного клапана сжимается и впоследствии воспламеняется свечей накаливания, и цикл повторяется.
Исходя из принципа работы двигателя становится ясным что время открытия и закрытия клапанов играет немаловажную роль в экономичности и стабильности работы двигателя.
Для этого в двигателе предусмотрен распредвал, на некоторые двигатели их устанавливают парой. На распредвале располагаются эксцентрики (кулачки), что такое кулачок можно увидеть на фотографии снизу.
Благодаря эксцентрику и происходит открытие и закрытие того или иного клапана.
Но теперь возникает проблема: распределительный вал должен каким-то образом "знать" в каком положении находится коленчатый вал, что бы синхронизировать работу клапанов и поршневой группы - для этого на маховиках (или звездочке) распредвала и коленвала наносят специальные метки. Которые позволяют при сборке двигателя или его ремонте выставить начальное положение поршней и клапанов. Теперь необходимо заставить вращаться распределительный вал - вот тут нам и пригодится цепь ГРМ или ремень. Благодаря которым распредвалу и передается крутящий момент от коленвала и происходит поочередное открывание или закрывание клапанов.
Раскрываем тайну ремня ГРМ
Так как ремень представляет собой монолитный "пояс" без движущихся частей, а в качестве материала используется резина, то вполне понятно, что от работы такого ремня будет минимум посторонних шумов. Данный фактор и будут приводить продавцы автомобилей, двигатели которых оборудован ремнем ГРМ.
Но если разобраться, то двигательный отсек современного автомобиля довольно неплохо шумоизолирован, и сидя в салоне вы навряд ли различите какой тип привода ГРМ установлен на данном двигателе.
А вот кому действительно нравится ременной привод так это мотористам, благодаря отсутствию шума от вращения ремня моторист может услышать посторонние шумы, которые могут свидетельствовать о проблемах в других узлах двигателя.
С шумом вроде разобрались, теперь поговорим о стоимости. Сам по себе ремень ГРМ и работы по его замене обойдутся в значительно меньшую стоимость чем работы и сама цепь. Однако и тут не все так однозначно, все дело в том, что периодичность замены ремня составляет от 40 до 100 тысяч километров. То есть через указанный промежуток времени вам придётся ехать на СТО и производить замену ремня.
Для любителей экстрима и экономии можем дать совет: "увеличение пробега между заменого ремня приводит к капитальному ремонту двигателя, причем случается это неожиданно и в самый неподходящий момент". Все дело в том, что если вовремя не поменять ремень, то последний может (и скорее всего так и случится) порвется. При этом поршень упрется в открытый клапан, и двигатель придётся вскрывать и проводить дефектацию, по результатам которой вам будет представлен список деталей, которые необходимо будет купить.
Наличие "короткого" интервала замены ремня ГРМ приводит к еще одному недостатку, который касается Б/У автомобилей. Так как мы все живем на территории бывшего СССР, и наш менталитет желает лучшего, то покупатель может столкнуться с недостоверной информацией о замене ремня. Продавец может креститься и божиться что он совсем недавно заменил ремень, и вам еще можно кататься на автомобиле минимум 40 тысяч, а фактически ремень никто не менял и через тысячу-другую вам предстоит неприятная встреча с сотрудниками СТО. Ситуация малоприятная, можно конечно перед покупкой загнать автомобиль на СТО что бы они вскрыли двигатель и определили реальное состояние ремня, но на этот шаг мало кто согласится из продавцов.
Из всего вышенаписанного становится понятно, что единственное преимущество ремня ГРМ низкая стоимость по отношению к цепи.
Звено к звену или цепь ГРМ
Преимущества цепи ГРМ по сравнению с ремнем очевидны - значительный срок службы, японские двигатели с цепью "ходят" по 300 тысяч без замены цепи. Но практика показывает, что на авто рынке можно встретить автомобили, на которые были поставлены бракованные цепи, как правило это определенная модель выпускаемая в определенный промежуток времени. К примеру, Nissan Almera N16 2001 года выпуска может огорчить своего владельца уже на 50000 км, хотя под капотом двигатель с цепным приводом. Но такие случаи единичные и если вы приобрели новый автомобиль то скорее всего вам ее поменяют бесплатно.
Несмотря на этот недостаток, двигатели с цепным приводом ГРМ очень любят водители род занятий которых связан с автомобилем: дальнобойщики, таксисты, водители автобусов.
Цепь ГРМ - в большинстве случаев это надежная деталь, которая не доставит вам хлопот, да о ее существовании вы не будете вспоминать несколько сотен тысяч километров.
Если вы внимательно прочли о достоинствах и недостатках ремня ГРМ, то вам уже стало понятно что к недостаткам цепи можно отнести: большую шумность (но отсек двигателя как правило хорошо шумоизолирован), более высокую стоимость, но более редкий период замены.
Несмотря на то что вроде бы недостатков у цепи больше, но основное достоинство - надежность и длинный срок эксплуатации сводит на нет все незначительные недостатки.
Совет от прогиавто и наших специалистов - приобретайте автомобили оборудованные цепью ГРМ