Многие автолюбители не раз слышали от своих коллег о проблемах с оборотами двигателя на холостом ходу: обороты двигателя плавают, двигатель глохнет, отсутствие реакции двигателя на педаль газа. Все эти симптомы говорят о наличии неполадок в клапане холостого хода. В данной статье мы постараемся раскрыть все вопросы, которые могут возникнуть у владельца ВАЗ 2114 относительно клапана холостого хода.
Как устроен РХХ
Начнём с названия, большинство людей называют это устройство клапаном холостого хода, однако правильное название этого устройства - регулятор холостого хода.
Регулятор холостого хода для ВАЗ 2114 состоит из 7 деталей:
1-конусного штока с нанесенными проточками и резьбой
2-пружины
3-корпуса РХХ
4-передней опоры ротора с направляющей втулкой
5-обмотки статора
6-ротора с задней опорой ротора
7-задней крышки с блоком разъемов
Как можно заметить устройство регулятора совсем не сложное и напоминает обычный шаговый двигатель.
Какие функции выполняет регулятор холостого хода
Регулятор выполняет всего две функции:
1 в момент запуска двигателя помочь последнему набрать необходимое количество оборотов
2 поддерживать обороты на оптимальной отметке в момент переключения передач или когда автомобиль стоит или двигается на нейтральной передаче.
Питание на РХХ поступает сразу (без задержек) после поворота ключа зажигания.
Как работает РХХ
При подаче напряжения на обмотку статора РХХ, под действием электромагнитного поля начинается движение штока, на конце которого находится конусная игла.
От степени открытия, которой зависит количество воздуха прошедшее через клапан в обход дроссельной заслонки.
Признаки неисправности работы регулятора холостого хода
1 двигатель заводится (может завестись с пол оборота) и через короткое время глохнет.
2 в момент отключения трансмиссии двигатель глохнет
3 в момент выключения передачи стрелка тахометра начинает плавать, даже на хорошо прогретом до рабочей температуры двигателе
Признаки поломки РХХ одинаковы как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей.
Восстанавливаем работу РХХ
Если вы столкнулись с описанными выше неисправностями, то у вас есть два выхода из сложившейся ситуации:
1 купить новый, благо цена этого регулятора в районе 13 долларов
2 попытаться восстановить работоспособность РХХ.
Если вы решили пойти по второму пути, то открываем капот своего автомобиля и ищем место установки регулятора клапана холостого хода - на дроссельной заслонке, как раз напротив ролика соединяющего дроссельную заслонку и педаль газа.
Отсоединяем клеммы с аккумуляторной батареи, и можно отсоединять разъём с проводами от самого клапана.
Откручиваем два винта, с помощью которых регулятор крепиться к блоку дроссельной заслонки.
После того как вы успешно демонтировали его, вы опять столкнетесь с выбором: отнести РХХ на СТО и там его проверят на специальном стенде или попытаться самостоятельно определить работоспособность клапана. Для этого вам необходимо подключить обратно разъём и подключить аккумулятор. Затем попросите товарища повернуть ключ зажигания предварительно (без фанатизма) положив палец на конусный шток. Если после поворота ключа зажигания вы почувствуете толчки, то РХХ исправен и вам необходимо только произвести чистку конусной иглы и посадочного места.
Чистим регулятор холостого хода
Для очистки от загрязнений вам понадобиться зубная щетка, частная палочка и очиститель карбюратора (можно купить в любом автомагазине). Отключив разъём (помним про клеммы на аккумуляторе) и тщательно, не жалея очистителя промываем конусную иглу. При необходимости помогаем себе спиной палочкой, и добиваемся идеальной чистоты регулировочной иглы. Затем приступаем к очистке посадочного места, так же обильно поливаем и используя зубную щетку, тщательно удаляем отложения грязи и нагара. После очистки собираем узел в обратном порядке, с небольшим дополнением - уплотнительные кольца мы рекомендуем смазать моторный маслом. После сборки заводим двигатель и наслаждаемся ровной работой двигателя на холостых оборотах.