Ремонт дороги, если его делать в соответствии с утвержденными нормами и без нарушения технологии, дело нужное. Ибо состояние дороги прямо влияет на безопасность.
В Германии скрупулезно подсчитали, что на ремонтируемых участках автобанов происходит 6,6% всех ДТП с пострадавшими, на загородных дорогах — 0,7% и еще 0,9% в городах. И это для фирмы DEKRA повод бить тревогу! Именно поэтому немцы и заказали швейцарской фирме АХА Winterthur три показательных краш-теста.
Зачем это компании, чей конек — техническая экспертиза автомобилей и оценка ущерба при ДТП (АР №4, 2010)? Напомню, DEKRA — это Deutscher Kraftfahrzeug Uberwachungsverein, Немецкий союз автомобильного надзора, появившийся в Берлине в 1925 году. Немцы считают, что одна из миссий их компании состоит в уменьшении риска для всех участников движения. И поэтому DEKRA, взаимодействуя с полицией и страховыми компаниями, собирает и анализирует статистику аварий. А результатом этой работы является всеобъемлющий годовой отчет. И чтобы донести значимость сухих и скучных цифр до простых бюргеров, DEKRA каждый год
заказывает показательные краш-тесты, приглашая на них представителей автоиндустрии и прессы.
Купе Ford Puma врезалось в тяжелый грузовик дорожных служб на скорости 75 км/ч. Результат? Салон фордика цел, дверь легко открывается. Водителя от неминуемой гибели спас двухметровый деформируемый барьер, закрепленный на заднем борту грузовика. Подобные барьеры даже в Германии пока используются редко, потому как их установка рекомендуется, но совсем необязательна.
— Дорого, — виновато пожимает плечами немецкий строитель. — Один барьер стоит восемь тысяч евро. А менять такую штуку придется, даже если ее кто-то слегка тюкнет.
И ведь внутри не соты из дорогого алюминия, а наполнитель из дешевого картона. Только оболочка сделана из металла.
Кстати, в 2008 году подобные барьеры на Дмитровском полигоне успешно испытала российская корпорация Строй Инвест Проект М. Заявленная цена, несмотря на дорогой алюминиевый наполнитель, тогда составляла $10000— 11500. С тех пор прошло уже четыре года. Вы видели в России хоть одну машину дорожников с таким барьером? А у нас?
Другая ситуация. Из-за ремонта ваша сторона дороги сужается с двух полос до одной — левую полосу дорожники отгораживают для встречного транспорта. Если в таком месте не установить разделительный рельс или не предусмотреть зону безопасности, вероятность лобовых столкновений будет очень велика. Что и продемонстрировали немцы: синий микроавтобус не пускает легковушку в свой правый ряд — и та с 50-процентным перекрытием бьется о встречный компактвэн.
Но разве в Германии с их повсеместным орднунгом, то есть порядком, такое бывает? Ведь у немцев есть Директива RSA 95, предписывающая дорожникам выставлять предупреждающие знаки по обе стороны дороги за два километра до начала ремонтируемого участка. Бывает. Поэтому в Декре настаивают еще и на обязательном применении поперечной виброразметки, которую необходимо наносить минимум за 200 метров до начала сужения, дабы зазевавшиеся водители имели возможность безопасно перестроиться в соседнюю полосу.
У нас же о подобных мерах остается только мечтать.
Если уж в столице о дорожных работах может информировать лишь одинокий щит посреди дороги метров за пять до вырытой рабочими ямы, то что говорить о глубинке... Причем, случись авария, инспектору проще во всем обвинить водителя: «неправильно выбрал скоростной режим», «не учел дорожных условий», «не справился с управлением». Случаи привлечения к ответственности дорожников единичны.
Странно, что проблема высокой аварийности в зоне ремонта мало волнует не только функционеров, но и простых дорожных рабочих: «Да что нам будет, ограждение-то все видят». Между тем в Европе эту профессию относят к кате-
гории повышенной опасности. Ведь рабочие на дороге в отсутствие бетонного ограждения или прикрывающего их тяжелого грузовика абсолютно беззащитны перед автомобилями.
Винить во всех бедах только дорожников не стоит. Водители тоже хороши: мы редко когда соблюдаем установленные ограничения, садимся за руль усталыми... Или взять нашу массовую беду — остановку на обочине. Многие бросают машину как попало не только на обычных шоссе, но и на многополосных трассах. В Германии такое возможно разве что при поломке автомобиля. Но даже в этом случае DEKRA не рекомендует пытаться чинить машину, что наглядно подтвердил третий эксперимент. Перед открытым капотом притулившегося рядом с ограждением Renault Clio стоит манекен, изображающий бедолагу водителя. И тут сзади в Renault въезжает универсал Audi. Всего-то на скорости 55 км/ч и с перекрытием 40%. Но бьет своего хозяина так, что тот перелетает бетонный барьер!
Правила безопасности просты. Какой бы ни была поломка, надо попытаться дотянуть до ближайшего «кармана». Не смогли — выбирайтесь из автомобиля через правые двери, перелезайте через ограждение, вызывайте техпомощь и полицию. Если машина встала посреди дороги, то ни в коем случае нельзя выходить из нее. Нужно позвонить в полицию и ждать приезда экстренных служб.
Вроде бы просто. Но почему-то у нас любые элементарные правила выполнять не желают. Вместо того чтобы последовательно решать проблемы, у нас принято смаковать аварии с многочисленными жертвами. Может потому, что проще «пилить» бюджет, чем заниматься настоящей работой по обеспечению безопасности?
Увы, никому, кроме нас с вами, наша безопасность не выгодна...