1 - Аккумулятор
|
|
2 - Задняя подвеска
|
|
3 - Топливный насос
|
|
4 - Кузов автомобиля
|
|
6 - Коробка передач
|
|
Устройство аккумуляторной батареи
Как работает аккумулятор. Как устроен аккумулятор.
Если топливный насос является сердцем топливной системы, то аккумуляторная батарея совместно с генератором являются источником энергии для всех электрических и электронных систем любого транспортного средства.
Сегодня мы попытаемся разобраться в устройстве аккумулятора и в принципе его действия.
Для начала определимся с основными задачами, с которыми должна справляться аккумуляторная батарея, установленная в автомобиле:
- обеспечение электроэнергией стартера во время запуска автомобиля, на котором установлен двигатель внутреннего сгорания;
- обеспечение энергией тяговых электромоторов устанавливаемых в электромобиле;
- обеспечение электроэнергией вспомогательных устройств, таких как магнитофон или прикуриватель при неработающем двигателе;
- обеспечение электроэнергией при пиковых нагрузках, когда не хватает мощности, вырабатываемой генератором;
- при работающем двигателе, аккумуляторная батарея выполняет функцию сглаживания пульсаций тока.
Основными характеристиками аккумуляторной батареи являются напряжение и сила тока.
Если сила тока может сильно колебаться в широких диапазонах в зависимости от типа транспортного средства, то с напряжением аккумуляторной батареи все намного проще. В данное время существует три номинала напряжения:
6 Вольт – до конца 1940 года практически все транспортные средства комплектовались шести вольтовым аккумулятором. Со временем, производители практически ушли от 6 вольт в сторону увеличения, оставив шести вольтовые аккумуляторы на некоторых моделях мототехники. Стоит отметить, что свинцово-кислотный аккумулятор был изобретен в далеком 1859 году.
12 Вольт – все автомобили как отечественного, так и зарубежного производства комплектуются двенадцати вольтовым аккумуляторами.
24 Вольтовые аккумуляторы применяются на электротранспорте или тяжелых грузовиках, а так же на армейской технике.
Принцип работы аккумуляторной батареи
Для краткости аккумуляторную батарею предлагаю обозвать АкБ. Так откуда берется напряжение в АкБ? Начнем с основных режимов работы аккумуляторной батареи, их всего 2: режим заряда АкБ и собственно режима разряда.
В момент заряда АкБ за счет преобразования электрической энергии поступающей от зарядного устройства или генератора происходит химическая реакция между диоксидом свинца в сернокислой среде. В результате исследований советскими учеными было доказано, что в недрах свинцового аккумулятора происходит более 60 реакций, 40 из которых происходят в результате участия электролита и свинцовых пластин, остальные реакции протекают без участия электролита.
Режим разряда АкБ – когда к клеммам подключают нагрузку, АкБ переходит в режим разряда, в процессе которого происходит восстановление диоксида свинца на положительных пластинах аккумулятора, одновременно с восстановлением на поверхности отрицательных пластин происходит окисление. Результатом этой химической реакции АкБ является снижение плотности электролита и если АкБ вовремя не зарядить то происходит процесс, называемый глубоким разрядом, результатом которого является сульфация пластин, после чего батарея оказывается полностью не рабочей. Поэтому мощность генератора рассчитывается индивидуально под каждый автомобиль с учетом нагрузки необходимой как для бесперебойного питания электрических компонентов, так и для подзарядки АкБ во время работы двигателя.
О том, как можно реанимировать аккумулятор
Электрические свойства АкБ очень сильно зависят от температуры окружающего воздуха. Летом, вовремя жары происходит увеличение скорости передвижения молекул, в результате чего происходит усиление электрохимической реакции следствием чего аккумулятор способен выдать больше ампер. Но ускорение химических процессов оказывает и отрицательный результат, реакция происходит не только там где нам надо или где мы хотим, она начинает протекать и в тех местах, где она нам не нужна - на клеммах АкБ. Зимой, низкая температура приводит к снижению емкости АкБ, многие автолюбители это хорошо ощущают на уже «подуставших» батареях.
Устройство АкБ
Рассмотрим устройство свинцово-кислотного аккумулятора, так как именно данный тип нашел широкое распространение в автомобильной промышленности.
Каждый аккумулятор состоит из 6 последовательных секций (банок), конструктивно выполненных в одном пропиленовом корпусе, который имеет ряд преимуществ по сравнению с другими материалами:
- стойкость к кислотам;
- отличные диэлектрические свойства;
- относительно небольшая масса (добавлять лишние килограммы к свинцовым пластинам не самая лучшая цель любого конструктора).
Если рассмотреть отдельную банку аккумулятора, то мы увидим своеобразный «пирог» из положительных и отрицательных пластин, между которыми тщательно уложены пластмассовые сепараторы исключающие возможность короткого замыкания но не препятствующие перетеканию электролита.
Скачать книгу по аккумуляторам
Необслуживаемая аккумуляторная батарея
Необслуживаемая аккумуляторная батарея – была разработана с целью облегчения эксплуатации аккумулятора. В данном типе батареи отсутствует необходимость следить как за плотностью электролита, так и за его уровнем. Даже если вы захотите проверить эти параметры, то без разрушения корпуса аккумулятора вам это не удастся. Но все же обладателя необслуживаемого аккумулятора конструкторы не оставили «без работы» все равно ему придётся тщательно следить за разрядом батареи и вовремя производить подзарядку. Проверить уровень заряда можно как с помощью электроизмерительных приборов, так и по индикатору встроенному в корпус аккумуляторной батареи (если таковой предусмотрен).
Обслуживаемая аккумуляторная батарея
Обслуживаемый аккумулятор – постепенно вытесняется своим «старшим братом». На корпусе данного типа АкБ предусмотрены колодцы закрытые выкручивающимися заглушками, через которые можно производить корректировку плотности электролита и следить за его уровнем.