1 - Аккумулятор
|
|
2 - Задняя подвеска
|
|
3 - Топливный насос
|
|
4 - Кузов автомобиля
|
|
6 - Коробка передач
|
|
Устройство различных типов коробок передач
Механическая коробка передач Автоматическая коробка передач Роботизированная коробка передач Вариатор
Коробка передач в автомобиле воспринимает значительные нагрузки, передача не одного десятка лошадиных сил, вырабатываемых двигателем внутреннего сгорания на ведущие колёса. Основной задачей, с которой должна справиться коробка передач это изменение мощности на ведущие колёса, изменение направление движения и при необходимости отключение связи между двигателем и ведущими колесами. С последней задачей справляется только АКПП, в механической коробке эту функцию выполняет отдельный узел - сцепление.
Ниже мы представили информацию по виду коробок передач и их достоинства и недостатки:
- механическая коробка передач МКПП
- автоматическая коробка передач АКПП
- роботизированная коробка передач РКПП
- коробка передач типа вариатор
МКПП - является "матерью" всех коробок, и не только в автомобилестроении.
Данный принцип - управления ручным способом передаточного числа часто используется в станкостроении, все наверное помнят токарные станки в школьной мастерской, на котором с левой стороны находился редуктор с несколькими рычагами, позволяющими менять скорость вращения шпинделя и направление вращения. Подобное устройство установлено и на автомобиле. Основным отличием от остальных типов коробок передач, является непосредственное участие человека (водителя) в процессе переключения передач. Изменяя передаточное число между ведущей и ведомой шестерней, водитель сам выбирает с какой скоростью, и в каком направлении должен двигаться автомобиль в тот или иной момент времени. Как правило, механическая коробка передач устанавливалась на автомобили устаревших моделей и постепенно механические коробки вытесняют более современные типы коробок.
Ниже находится симулятор ручной коробки передач, где вы можете вживую попереключать скорости.
Из принципа работы, передача крутящего момента через систему шестерен, можно сразу назвать основной недостаток МКПП - низкий коэффициент полезного действия. Вторым недостатком (скорее всего не недостаток, а неудобство) - водитель должен по мере необходимости переключать рычаг переключения скоростей в нужное положение, на трассе это не так ощутимо, а в городских условиях некоторых этот процесс утомляет.
К достоинствам механической коробки передач можно отнести неприхотливость в обслуживании и простоту конструкции.
АКПП - следующий этап развития трансмиссии в автомобилестроении.
В автоматической коробке передач переключение скоростей происходит в автоматическом режиме, все что требуется водителю - перевести рукоятку селектора в необходимый диапазон, все остальное сделает автоматика. В отличие от механической коробки, в автоматической нет масла, в АКПП применяют рабочую жидкость, которая выполняет функции масла и передаёт крутящий момент в планетарном механизме.
К недостатком АКПП можно отнести: по-прежнему низкий КПД коробки, отсутствие возможности самостоятельного выбора передачи, и более сложная конструкция. При обслуживании автоматической коробки передач владельцу потребуется производить замену рабочей жидкости и фильтра АКПП. Высокая стоимость и большое количество, в среднем 6 литров, рабочей жидкости потребует значительных затрат на прохождение планового в среднем через 50 тысяч километров.
Достоинством данного типа коробки - перевёл рычаг в один из диапазонов и "забыл" про неё, использование автомата потребует от водителя минимум усилий и внимания при движении автомобиля.
РКПП - является разновидностью автоматической коробки, с той лишь разницей, что она позволяет работать в двух режимах: первый - полностью автоматический, второй - полуавтоматический, водитель может сам переключать скорости без участия педали сцепления (которой, кстати, и нет), простым нажатием на подрулевой лепесток и "передернув" рычаг коробки можно повысить или понизить передачу.
Недостатки и достоинства роботизированной коробки – такие же, как и у автоматической. Но возможность выбирать передачи в ручном режиме делает данную коробку более гибкой в эксплуатации.
Вариатор - последнее слово науки и техники, как нам известно, первые вариаторы стали использовать на мопедах и мотоциклах.
Всего несколько лет назад, вариатор устанавливали исключительно на малолитражных автомобилях, но сегодня, вариатор можно встретить и на внедорожниках и паркетниках. Неоспоримым преимуществом вариатора является полное отсутствие передач, передача крутящего момента происходит плавно без рывков. На более дорогих моделях автомобилей устанавливают вариатор с возможностью ручного переключения передач. Недостаток вариатора это его юный возраст, а как известно чем новее узел в автомобиле и уникальнее, тем выше стоимость при ремонте и обслуживании, но мы надеемся, что вскоре вариатор станет доступным любому автолюбителю.