Вы спокойно едите по серпантину и неожиданно перед очередным поворотом нажимая на педаль тормоза автомобиль продолжает движение с прежней скоростью. И тут вы понимаете, что на автомобиле отказали тормоза. В данной ситуации главное не теряться! Есть несколько способов не только остановить неконтролируемый автомобиль, но и сделать это с минимальными повреждениями, но об этом чуть позже. Для начала рассмотрим причины по которым могут отказать тормоза.
Причины отказов
Если вы тщательно следите за состоянием своего автомобиля, своевременно посещаете СТО и проводите плановый или текущий ремонт, то вероятность что у вас откажут тормоза практически равна нулю. Но остаётся несколько процентов, которые могут сыграть с гидравлической системой тормозов злую шутку. Вывести из строя тормоза может "добрый сосед", острые края камня, "неровности дороги" да что угодно может вызвать повреждение тормозных шлангов.
Что касается причин вызванных недобросовестным отношением к обслуживанию и эксплуатации автомобиля то тут можно отметить несколько причин которые встречаются довольно часто: несвоевременная замена тормозных колодок, несвоевременная замена тормозной жидкости и тормозных шлангов, покупка дешёвых аналогов компонентов тормозной системы, неправильное торможение на затяжных спусках.
Как остановить автомобиль при неисправной тормозной системе
Перед тем как мы перечислим эффективные способы остановки транспортного средства с неработоспособной тормозной системой запомните раз и навсегда: самые серьёзные повреждения автомобиля, а следовательно пассажиров и водителя происходят при лобовом столкновении. Поэтому всякими методами старайтесь избежать лобового удара.
Итак разберем несколько типичных ситуаций с отказом тормозной системы:
Вариант 1.
Вы едите по дороге, и при попытке нажать на педаль тормоза, последняя проваливается, и вы чувствуете, что автомобиль продолжает движение с прежней скоростью.
Действие: продолжайте удерживать педаль тормоза.
Основание: во всех автомобилях тормозная система двухконтурная, поэтому существует вероятность что вышел из строя только один, и второй контур "схватит" но в самом низу. Если вы выдали педаль до упора и ответной реакции от тормозов вы не почувствовали, тут же переходите к следующему варианту.
Вариант 2.
Быстро отпустите и нажмите на педаль тормоза, так проделайте 4-5 раза. Движение ногой должны напоминать покачивание тормозной системы.
Обоснование: возможно в систему попал воздух или из-за длительного перегрева тормозная жидкость вскипела, ещё как вариант просто заклинил суппорт и этими движениями или загоните воздух в один из цилиндров или произойдёт расклинивание суппорта.
Данный способ эффективен если тормозной шланг пробит и жидкость начинает вытекать из системы.
Если второй способ не помог переходим к следующему.
Вариант 3.
Вы испробовали предыдущие два способа остановиться но они оказались безрезультатными. В таких случаях остаётся использование ручника и торможение двигателем.
Как показывает практика в большинстве случаев при аварийной ситуации скорость автомобиля превышает 50 км/час. При такой скорости если вы потянете рукоятку ручного тормоза, то автомобиль сорвется в занос. Поэтому постарайтесь сбавить скорость при помощи торможения двигателем: ни в коем случае не жмем на педаль газа, переключение передачи на более низкую при снижении оборотов до 1500 об/мин, время, когда педаль сцепления нажата - минимальное. При падении скорости ниже 40 километров, начинаем помогать ручником, при этом может понадобиться игра с кнопкой трещотки.
Если предыдущие варианты не помогли, то в запасе остались только те, которые приведут к повреждению автомобиля или отдельных его частей. В любом случае жизнь дороже чем железо. Способы остановки будут предложены в порядке от наименьших повреждений до критических.
Вариант 4.
Параллельно дороге на которой вы движетесь есть пологая обочина с выездом на поле, которую можно использовать в качестве тормозного пути.
Съезжать с дороги необходимо как можно плавнее под острым углом, иначе возможно опрокидывание автомобиля. Если дело происходит зимой, то выберете участок с сугробами.
Повреждения: скорее всего придётся ремонтировать ходовую.
Вариант 5.
Использовать бордюр: постепенно прижимайтесь колесами к бордюру, при этом необходимо выбрать участок дороги где бордюры не имеют выраженных выступающих частей.
Повреждения: ремонт или замена дисков и покрышек.
Вариант 6.
Не для слабонервных! Остановить автомобиль можно если произвести столкновение с грузовиком который движется в попутном направлении. При выборе "жертвы" выбирайте грузовик с таким расчетом, что бы выступающая задняя часть грузовика не достала до лобового стекла. При этом как водителю, так и пассажирам необходимо со всей силой упереться руками в интерьер салона. Ну про ремни безопасности мы даже не напоминаем.
Повреждения: передняя часть автомобиля будет основательно повреждена.
Теперь несколько советов, которые будут актуальны при любом способе остановки:
1. Держите руль двумя руками, даже если автомобиль оборудован гидро или электро усилителем руля.
2. Будьте всегда на готове, если что-то пойдёт не так.
3. Следите за состоянием не только гидравлической системы но и за ручным тормозом.